Ириска циркачка. Знаменитая белоруска ириска погибла в гомельском цирке

Главная / Измена жены

15 марта 1986 года на глазах полутора тысяч зрителей в Гомельском цирке разбилась Ирина Асмус. Ириска… Так называли ее дети всего СССР . Сорвалась из-под самого купола и умерла прямо на манеже.

По прошествии 20 лет мы натолкнулись на стену молчания. Как будто и сегодня всех пугает гибель циркачки…

«На суде я уже все сказал, не загоняйте меня в могилу!» - попросил наказанный за смерть артистки инженер цирка по технике безопасности.

«Это очень тяжело, извините…» - отказалась художник по свету, очевидец гибели Ириски.

Директор Гомельского цирка дал распоряжение своим сотрудникам молчать.

Но все же по кусочкам картину гибели Ирины Асмус удалось восстановить.

Ирина переживала, что сын стал баловаться наркотиками

Мы сидим в квартире бывшего начальника отдела кадров Гомельского цирка Анатолия Богомаза.

Ирина пришла ко мне в кабинет просто поговорить, - с грустью смотрит пенсионер в окно. - Она была общительной женщиной, и мы часто при встрече просто беседовали ни о чем. В тот день (за день до трагедии. - Авт.) Ирина была просто убита чем-то. Мне кажется, ее беспокоили проблемы ее единственного сына, она почти все время говорила о нем. Парень в то время как раз служил под Гомелем в авиагородке в деревне Зябровка (часть там с развалом Союза была расформирована. - Авт.). Быть может, именно поэтому - чтобы увидеть сына - Ириска и приехала с гастролями в Гомель.

Ирочка жаловалась, что хлопец не хочет поступать учиться. Мол, что с ним делать - не знаю. А прямо перед армией начал еще наркотиками баловаться. Я ее слушал, но что же мог посоветовать, чем успокоить?

Тело камнем упало с 12-метровой высоты

Трагедия произошла на дневном представлении в субботу. В зале аншлаг. Оно и понятно: в те времена Ириска вела популярную на весь Союз передачу для детей «АБВГДейка». И многие шли смотреть даже не на трюкачку, а на телеведущую, которой писали письма на Шаболовку и чьи портреты рисовали после очередной передачи.

У Ириски в этой программе был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси.

Но вдруг, когда клоунесса закружилась вниз головой, продев ногу в петлю и отстегнув страховку, чтобы трос не мешал движениям, она сорвалась. Тело камнем упало с 12-метровой высоты. Зал ахнул, но зрители, похоже, не поняли, что стали свидетелями трагедии.

Ириску тут же унесли с манежа, и представление продолжилось, как будто ничего не случилось, - с волнением рассказывает дальше Виталий Миткевич . - Умерла клоунесса мгновенно. Когда на следующий день врачи из морга вновь привезли ее в цирк, констатировали: переломано почти все, что можно было сломать. По заключению медиков, смерть наступила от внутреннего кровоизлияния.

Зрителей проститься не пустили

Гроб с телом Ириски поставили на манеже, устроив гражданскую панихиду для артистов и работников цирка. Гримировала и обряжала артистку костюмерша цирка. Сегодня ее самой уже нет в живых. Простых зрителей, которые пытались попасть на манеж, попрощаться с клоунессой не пустили.

Гомельский цирк дал машину, на ней сын, приехавший из части, увез тело в Ленинград , где и похоронил мать. Ирине было 45.

В те годы было не принято афишировать неудачи, и о смерти Асмус горожане знали только по слухам, которые с каждым днем все разрастались. Но Чернобыль вскоре заставил гомельчан переключиться на совсем другие беды.

Виновата сама?

До цирка я работал в органах, делом гибели занимались мои знакомые из прокуратуры, - продолжает Анатолий Богомаз. - Расследование велось очень серьезно, с чертежами и следственными экспериментами. Коллеги как-то сказали мне в разговоре по душам: артистка сама виновата в смерти. В машинке вращения оказалась расклепанной гайка. По технике безопасности перед каждым выступлением Ириска сама должна была проверять, все ли в порядке с оборудованием. В тот день она этого не сделала.

КСТАТИ

Заменили в «АБВГДЕйке» и бросил муж

В этот период неприятности у Ирины скапливались как снежный ком. И сын - не первый в их ряду.

По непонятной причине после почти 8-летней работы ее заменили в «АБВГДейке» на другую, никому не известную ведущую. Вдобавок ко всему в Гомеле клоунессу ошарашила новость, что в формирующуюся труппу для заграничного турне ее не берут.

И в это же время от Ириски ушел второй муж. Любопытная горничная гостиницы услышала, как в последний вечер жизни артистка ругалась по телефону с бывшим мужем: он позвонил ей откуда-то из России , где был на гастролях. Вроде как, угрожая Ирине, мужчина требовал отдать ему квартиру в Ленинграде. Клоунесса не соглашалась. А ведь именно бывший муж был постановщиком номера «Старушка на абажуре» и - до своего ухода из семьи - ассистентом Ириски.

ПРИГОВОР

Трагедия могла случиться в любом цирке

Само дело за давностью лет уже уничтожили. В суде Центрального района Гомеля удалось отыскать лишь копию приговора. Из него видно, что судья решил: инженер по технике безопасности и инспектор манежа виновны в том, что «не испытали механизм под нагрузкой и не сверили его конструкцию с техническим паспортом аппарата». А расхождения с описанием на бумаге действительно были. Оказывается, по техническому паспорту в аппарате «Абажур подвесной» не должно было быть никакой машинки для вращения!

Оба подсудимых свою вину не признали. По их словам, внешне механизм не вызывал опасения, поэтому испытывать его и сверять с чертежами смысла не было.

Кстати, судья отметил, что этот же несчастный случай мог произойти в цирке Ленинграда, Минска , Днепропетровска и других городов, где клоунесса выступала до гастролей в Гомеле. В этих цирках Ирискин «абажур» тоже не проверяли и не испытывали. В приговоре суда так и сказано: «Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту».

Злополучная машинка для вращения разрабатывалась в Москве . После смерти циркачки данный тип машинок для вращения был запрещен.


Одной из самых популярных детских телепередач в СССР была «АВБГДейка» , которую вели Татьяна Черняева и клоуны Клепа, Левушкин, Юра и Ириска (Ирина Асмус) . Дети от нее просто сходили с ума. Природный шарм, драматический талант и невероятная легкость Ириски располагали и детей, и взрослых. В 1985 г. она неожиданно исчезла из передачи, а через год стало известно о ее трагической гибели во время выступления в цирке. Зрители долго не могли поверить в случившееся.



Ирина Асмус с детства мечтала стать артисткой, вот только не могла выбрать между театром, эстрадой и цирком. Изначально она намеревалась поступать в хореографическое училище Большого театра, но в приемной комиссии ее предупредили, что, несмотря на талант, с таким маленьким ростом она никогда не сможет стать примой. Тогда Ирина забрала документы и подала их в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.



Еще во время учебы она снялась в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», а после окончания училища стала работать в цирке. Судьба подавала ей знаки, которые она на тот момент не расценивала как предостережение. Ирина работала эквилибристкой на першах – длинных палках, с помощью которых исполнялись трюки под куполом цирка. Во время одной из репетиций артистка упала и получила серьезную травму. Врачи запретили ей работу на высоте, и ее ослушание имело катастрофические последствия.



Тогда Ирина Асмус вернулась к увлечению театром – она поступила в драматическую студию при ленинградском театре юного зрителя, позже перешла в театр им. В. Комиссаржевской. Однако без цирка она долго не выдержала и вернулась на арену в роли клоунессы.



Ирина Асмус выступала под псевдонимом Ириска. Именно под этим именем ее запомнили миллионы советских детей, увидевших ее в программе «АБВГДейка». В конце 1970-х гг. на Ириску обрушилась невероятная популярность. Однажды на гастролях под окнами гостиницы, где остановились артисты, собралась детвора. Ириска в шутку сказала им прийти после школы и показать дневники с оценками. Через несколько часов там снова собрались школьники, чтобы гордо продемонстрировать свои «четверки» и «пятерки».



В 1985 г. Ирину Асмус без объяснений отстранили от ведения телепередачи. Сложно сказать, что послужило настоящим поводом. Претензии зрителей были довольно неожиданными. Так, однажды в адрес телевидения пришло письмо с глупым обвинением клоунессы в том, что она перевязала дерево бинтом после того, как его поцарапала: «Похвально, что клоуны берегут деревья, но приятно ли будет ходить по лесу с забинтованными деревьями?»



В марте 1986 г. Ирина отправилась на гастроли в Гомель. Во время исполнения трюка под куполом цирка, на глазах полутора тысяч зрителей она сорвалась и упала с 12-метровой высоты. Представление продолжилось, и посетители цирка даже не подозревали о том, что артистка скончалась.



Бывший начальник отдела кадров Гомельского цирка А. Богомаз позже рассказывал: «Расследование велось очень серьезно, с чертежами и следственными экспериментами. Коллеги как-то сказали мне в разговоре по душам: артистка сама виновата в смерти. В машинке вращения оказалась расклепанной гайка. По технике безопасности перед каждым выступлением Ириска сама должна была проверять, все ли в порядке с оборудованием. В тот день она этого не сделала». На тот момент в случившемся обвинили инженера по технике безопасности и инспектора манежа. После гибели артистки этот тип машинок для вращения был запрещен.



Клоунам редко удавалось добиться всесоюзной популярности и всенародного признания. Так, Леониду Енгибарову пришлось пройти сложный путь

В середине 1970-х годов на советском телевидении появилась программа «АБВГДейка» — передача для дошкольников, в которой маленьких зрителей в игровой манере обучали основам счёта, чтения и различным житейским премудростям.

Неизменной ведущей «АБВГДейки» была Татьяна Черняева , известная всей советской детворе как Татьяна Кирилловна. Состав её учеников-клоунов несколько раз менялся, но самым популярным стал тот, в который входили Клёпа, Лёвушкин, Юра и Ириска.

Весёлую и задорную клоунессу Ириску обожали и дети, и взрослые. Девочки слали письма на телевидение, в которых обещали, что, когда вырастут, тоже будут работать в цирке, как Ириска.

В 1985 году Ириска исчезла из передачи. Детям объяснили, что она «выросла, выучилась», и заменили её другим персонажем.

А через год в одной из центральных советских газет появился большой материал о трагедии на арене Гомельского цирка — артистка Ирина Асмус, выступавшая под псевдонимом «Ириска», погибла во время представления.

Цирк вместо балета

Ирина Асмус родилась 28 апреля 1941 года в Ленинграде, в самый канун войны. Несмотря на тяжесть военных и послевоенных лет, у маленькой Иры была большая и красивая мечта — стать актрисой. Правда, она не могла решить, что ей нравится больше — театр, эстрада или цирк.

В итоге Ирина выбрала… балет. Она решила поступать в хореографическое училище Большого театра. В приёмной комиссии оценили старание и талант девушки и объявили, что готовы принять её. «Но учтите, что с вашим маленьким ростом примой вам не стать», — предупредили Ирину.

Добровольно соглашаться на место в кордебалете, балетной массовке, гордая ленинградка не захотела. Она забрала документы и направилась в Государственное училище эстрадного и циркового искусства.

Там на вступительных экзаменах она исполнила страстный неаполитанский танец, спела песню «Бесаме мучо» и была принята без всяких оговорок.

Во время обучения Ирина снялась в картине «Новые похождения Кота в сапогах», которая в своё время была очень популярной. Ей достались сразу две роли — девочки Клавы и Чёрной пешки.

Ирина Асмус в фильме «Новые похождения Кота в сапогах», 1958 год Фото: Кадр из фильма

После травмы на манеже эквилибристка стала Джульеттой

После окончания училища Ирина стала работать в цирке как эквилибрист на першах в номере Леонида Костюка , который впоследствии много лет руководил Большим Московским цирком.

Перши — это длинные палки. Эквилибрист, «верхний», как говорят в цирке, влезает по першу, который держит его партнёр, под самый купол и там, на крохотном пятачке, демонстрирует различные трюки.

Эквилибр на першах — жанр весьма эффектный, но сложный и опасный. Во время одной из репетиций молодая артистка упала, получив серьёзную травму. Врачи запретили ей работу на высоте.

Тогда Ирина Асмус решила сменить амплуа, став драматической актрисой. Она поступила в студию при Ленинградском театре юного зрителя.

Там, однако, с ней поступили довольно неоригинально — с учётом маленького роста и опыта работы в цирке Ирину использовали как травести, то есть артистку, игравшую мужчин или детей. Асмус это очень быстро надоело, и она перешла в Театр имени Комиссаржевской.

Очень скоро театральные критики заговорили о появлении новой интересной актрисы. Ирина сыграла роли Джульетты, Золушки, принцессы Елизаветы в «Принце и нищем» и Раймонды в «Романтике для взрослых».

Свеча на ветру

Казалось бы, она нашла свою тропинку в искусстве. Но Ирину Асмус тянуло в цирк, где она в дни школьных каникул играла роль то Незнайки, то старухи Шапокляк.

Как-то раз в цирке на неё наткнулся известный драматург Александр Володин, хорошо знавший её по театру. «Ириска, а ты что здесь делаешь?» — воскликнул он. Окружающие заулыбались — так удачно подошло актрисе это новое имя.

Его Асмус и взяла себе, когда окончательно вернулась в цирк в амплуа соло-клоунессы.

Это был настоящий вызов — в цирке не так уж много успешных клоунов, выступающих не в группе или дуэте, а в одиночку, а уж соло-клоунесс практически нет вовсе.

Кадр youtube.com

Ириска смогла стать исключением из правил. Её номера были яркими и запоминались зрителям. В одном из них она изображала дрессировщицу змей, которая всё время отвлекается на телефонные разговоры. Змей шипел и возмущался, а публика заходилась в хохоте.

Самый известный номер Ириски назывался «Да будет свет!». Он не был уморительно смешным, но пробирал зрителей насквозь.

Расшалившаяся Ириска бегала по манежу, дула на прожекторы, и зал внезапно погружался в темноту. Был слышен вой вьюги, а в свете единственной свечи виднелась съёжившаяся, маленькая фигурка клоунессы. Огонёк свечи начинал гаснуть, и казалось, спустя секунду случится что-то страшное. Ириска начинала согревать огонёк своим дыханием, и постепенно он оживал, а затем оживали огни цирка. Клоунесса уходила за кулисы, бережно неся свечу в руках.

Школьники приносили Ириске дневники на проверку

Когда в 1978 году Ириску пригласили в «АБВГДейку», она была уже опытной и известной цирковой актрисой. Тем не менее именно работа на телевидении принесла ей оглушительную известность по всему Советскому Союзу.

Вместе с клоуном Клёпой, артистом Виталием Довганем, Ириска стала настоящим мотором программы. Партнёр Ирины Асмус по «АБВГДейке» Валерий Лёвушкин вспоминал: «Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру».

Популярность её не знала границ. Когда она отправлялась с цирком на гастроли, то детвора, узнав, в какой гостинице она живёт, собиралась под окнами её номера, крича: «Ириска! Ириска!»

Как-то Ирина шутки ради вышла на балкон и велела маленьким поклонникам после школы прийти и показать ей дневники с отметками. Спустя несколько часов на том же месте стояли довольные отличники и хорошисты, гордо держа перед собой дневники. Троечники и двоечники, сгорая от стыда, не решились предстать перед строгой Ириской.

Когда Ириску убрали из «АБВГДейки», это удивило не только детей, но и взрослых. За давностью лет трудно сказать, что и кому не понравилось. В цирке у Ирины Асмус тоже не всё было гладко — по какой-то причине её не включили в число артистов, отправлявшихся в заграничное турне.

Возможно, виной была зависть. Невероятная популярность Ириски многих раздражала, тем более что она по характеру предпочитала не сглаживать острые углы, не любила всевозможные компромиссы.

Кадр youtube.com

Артистку убила расклёпанная гайка

В конце апреля 1986-го ей должно было исполниться 45 лет. Возможно, впереди её ждал новый поворот в карьере. Драматический талант позволял вновь сменить амплуа, вернуться в театр, ещё раз попробовать себя в кино или на телевидении.

15 марта 1986 года, в субботу, на дневном представлении был аншлаг. Родители с детьми шли посмотреть на любимую Ириску.

В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.

Ириска упала на манеж с большой высоты. Её тут же унесли за кулисы, куда срочно вызвали медиков. Но помощь врачей была уже не нужна: Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.

Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать.

Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.

В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры