История любви графа шереметьева и жемчуговой. Неравный брак

Главная / Измена жены

Прасковья Ивановна Жемчугова 1768-1803

Мало кто знает, что появление на Сухаревской площади в Москве огромного здания, в котором теперь располагается институт скорой помощиимени Склифосовского, обязано замечательной крепостной актрисе графаНиколая Петровича Шереметева — Параше Жемчуговой.


У графов Шереметевых был самый лучший крепостной театр своеговремени. Любительскими спектаклями Шереметевы увлекались давно.«Представился покойному отцу моему случай завести начально маленькийтеатр, — вспоминал Николай Петрович Шереметев, — к чему способствовала уже довольно заведенная прежде музыкальная капель. Набраны былииз служащих в доме способнейшие люди, приучены к театральным действиям и играны сперва небольшие пьесы».


1 февраля 1765 года для Екатерины II в «Фонтанном доме» Шереметевых в Петербурге был дан любительский спектакль — французская комедия «Женившийся философ, или Стыдливый муж», сочиненная Нерико деТуша, и другая малая комедия прозой — «Нравы веков».


В 1768 году после смерти жены П. Б. Шереметев переехал в Москву в усадьбу Кусково. Совершенно особое место в Кускове занимали театры, их было несколько: «домашний» — в хоромах, «турецкий киоск» и «воздушный театр» — в парке, «закрытый» или «старый театр» — в одном из красивейших уголков парка — Гае. На их сценеиграли дворовые крепостные актеры и музыканты. Устроителем спектаклей был сын крепостного графского управителя Василий Вороблевский.


П. Б. Шереметев так распоряжался по поводу обучения актеров: "Открыв нового тенора с отличным голосом, который бы представлял актера,учить петь у итальянца, играть у русского, кланяться и руками прилично".


Для обучения театральному искусству П. Б. Шереметев отбирал из крепостных наиболее способных мальчиков и девочек. Родственнице Шереметевых княгине Марфе Михайловне Долгорукой было поручено обучение будущих актрис.


Среди девочек, предназначенных для обучения, оказалась и семилетняя Параша Ковалева, у которой были утонченные, не крестьянские манеры. Девочек обучали грамоте, пению, танцам, «умению держать себя». Отец Параши —Иван Степанович Ковалев — был крепостным кузнецом и крепко «зашибал», имя его встречается в списке наказанных «за неисправность и вино».


29 июня 1779 года Параша впервые появилась на сцене усадебного театра. Ей еще не исполнилось 11 лет. Первой ролью Параши была выходная роль служанки в опере Гретри «Испытание дружбы». В то время она продолжала жить с отцом, занималась домашними работами и всячески развивала свой голос, не только в театре, но и в поле и в сельском хороводе.


В 1780 году Параше впервые поручили главную роль в опере Саккини «Колония, или Новое селение». Она спела партию Белинды. Сюжет оперы был посвящен любовной теме. Губернатор Фонтальб и Белинда полюбили друг друга, но Фонтальбу сообщили, что возлюбленная изменила ему. Возмущенный Фонтальб решает жениться на садовнице Марине. А оклеветанная Белинда в отчаянии решает покинуть остров на лодке. Но в самый последний момент выясняется, что Белинда не виновата. Фонтальб возвращает ее, и все заканчивается всеобщим примирением.


Параша превосходно исполнила эту роль, покорив зрителей прекрасным лирическим сопрано и умением держать себя на сцене. Хотя трудно себе представить, как в действительности двенадцатилетняя девочка справилась с ролью любящей и страдающей героини. Однако, по свидетельству современников, Параша Ковалева имела огромный успех.


Именно тогда Параша впервые вышла на сцену под фамилией Жемчугова. Шереметев решил дать своим актрисам новые, «не мужицкие», более благозвучные фамилии, по названиям драгоценных камней. Таким образом на сцене появились Изумрудовы, Яхонтовы, Бирюзовы.


Возможно, в ее сценическом успехе сыграл свою роль и тот факт, что юная Параша уже была влюблена и, кажется, по-настоящему. В это время к ней сватался сын аптекаря Иван Ушаков. Его отец Егор Иванович Ушаков был земляком отца Параши и часто бывал в их доме. Скорее всего, И. С. Ковалев не возражал против этого брака, но... Но сердце Параши уже принадлежало другому. Она полюбила молодого графа—Николая Петровича Шереметева. Однако у него уже была фаворитка—обладательница сопрано, красивая и талантливая крепостная актриса Анна Буянова-Изумрудова.


Николай Шереметев четыре года учился и путешествовал за границей. Он был очень высокообразованным молодым человеком, знакомым с трудами Монтескье, Дидро, Руссо. В последние годы жизни библиотека Николая Петровича Шереметева насчитывала более 16 000 томов, и значительную часть составляли книги о музыке и театре. Вернувшись из-за границы, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка.


Театральные увлечения отца казались Николаю Шереметеву отстав шими от времени, и он лично принялся за переустройство театрального дела в Кусково.


Вскоре после премьеры спектакля «Колония, или Новое селение» Парашу Жемчугову переселили в специальный флигель, где жили все лицедеи шереметевского театра. Ей назначили «верховную дачу» — питание с барского стола.


Николай Шереметев угадал в девочке большое дарование и стал уделять ей много времени: играл ей на клавикордах, аккомпанируя, и часто беседовал. Однако молодой граф по-прежнему был увлечен Анной Изумрудовой.


Параша Жемчугова была окружена всяческой заботой. Для обучения ее были приглашены лучшие русские и иностранные учителя. Знаменитый арфист Кордон обучал ее игре на арфе. (В XVII и начале XIX века арфа была весьма распространенным в дворянских семьях музыкальным инструментом, и опытными арфистами были непременно мужчины.) Итальянскому языку Парашу обучал сеньор Торелли, французскому—мадам Дюврин и Шевалье, пению—Барборини и Олимпий. Для преподавания драматического искусства пригласили Марию Степановну Синявскую, которая очень хорошо исполняла роли добродетельных и страдающих героинь. Уроки пения давала певица Е. С. Сандунова. Обучал Парашу и знаменитый актер Иван Афанасьевич Дмитревский.


Параша прилежно училась и в отличие от многих своих сверстниц много читала, преимущественно на французском языке, которым она хорошо владела, — библиотека Шереметевых состояла главным образом из книг французских авторов.


В 1781 году в театре Шереметевых была поставлена комическая опера Монсиньи «Беглый солдат» («Дезертир»), в которой были не только музыкальные номера, но и разговорные диалоги. Оперу «Беглый солдат» уже ставили многие театры Европы. Николай Шереметев выписал из Парижа все иллюстрации к этой опере, приобрел органчик, один из валиков которого исполнял увертюру к опере. Параша Жемчугова в этой опере создала образ любящей женщины, исполненной отчаяния, страха и отваги в борьбе за жизнь любимого человека.


Сюжет оперы довольно прост. Солдат Алексей влюблен в Луизу. Он узнает, что невеста изменяла ему, и в отчаянии бежит из королевской армии. Его ловят и приговаривают к расстрелу. Выясняется, что рассказы о неверности Луизы — козни злобной герцогини. Луиза верна Алексею и совершает невозможное: добивается аудиенции у короля и просит его пощадить жениха. В последний момент король, тронутый мольбами Луизы, прощает солдата Алексея. За несколько минут до приведения приговора в исполнение Луиза прибегает в тюрьму. Она приносит приказ о помиловании. Опера заканчивается воссоединением влюбленных.


Позабудем огорченья,


Днесь настали дни утех,


Нам любовь была мученья,


Но милей стала для всех.


Главной героиней в опере была простая девушка Луиза. Исполняя эту роль, Параша как бы рассказывала о самой себе, о своем чувстве. Однако играть ей было весьма нелегко. Публика с предубеждением относилась к «крепостной девке», которая осмелилась изображать глубокие человеческие чувства. Многие знатные гости Шереметевых считали, что чувства доступны только людям «благородного сословия». К тому же посетители знали, что у молодого графа «роман» с Парашей.


А Николай Шереметев все больше убеждался, что любит Парашу и вырвать ее из своего сердца он не в силах.


Слухи о превосходной игре Жемчуговой распространились среди московских любителей театра. И молодой граф по праву гордился своим детищем — юной Парашей.


Вскоре он начал строить новое здание театра. Его открытие было приурочено к посещению подмосковного имения Шереметевых Екатериной II, которая прибыла в Кусково 30 июня 1787 года. Во всей увеселительной программе центральное место отводилось театру. Екатерине II показали лучшую постановку шереметевского театра — оперу Гретри «Браки самнитян».


Опера по-своему характеру героическая, хотя сюжет ее строится вокруг любовной коллизии. Юная самнитянка Элиана полюбила храброго воина Парменона. Но по законам страны у нее нет и малейшей надежды на брак: самнитским девушкам и юношам женихов и невест подбирают старейшины. Элиана готова расстаться с жизнью, лишь бы быть с любимым:


Разите боги мя, боязни в сердце нет,


Ударов ваших ожидаю,


Пойду к нему, презря все тучи бед...


Подруги говорят девушке, что она идет против закона. Элиана отвечает: «Закон мой, боги и все должности состоят в том, чтобы любить...»


В спектакле показано, как между римлянами и самнитянами началась война. Войску самнитян грозит разгром. Но в критический момент, когда войско готово дрогнуть, на поле появляется переодетая воином Элиана и вдохновляет воинов. Самнитяне одержали победу, под звуки марша они возвращаются, неся оружие и знамена врагов. На боевой колеснице с копьем в руке въезжает на сцену и храбрый воин, вдохновивший всех на победу. Все узнают в нем Элиану, которую осыпают цветами. Жрецы и старейшины возносят жертвоприношения богам. А Элиана завоевала себе право на свободный выбор жениха.


На новой сцене, глубина которой была 24 метра, можно было эффектно представлять массовые картины. Выписанные из Парижа театральные машины позволяли производить быстрые, почти бесшумные перемены. В новом театре все было не хуже, а, возможно, даже лучше, чем на придворной сцене Эрмитажа. Но главное впечатление на императрицу произвела вдохновенная игра Параши Жемчуговой, которой после окончания спектакля Екатерина II подарила свой бриллиантовый перстень.


30 октября 1788 года умирает старый граф Петр Борисович Шереметев, все его бессчетные богатства и имения переходят к сыну — Николаю Петровичу, который становится наследником 210 тысяч душ крепостных.


После похорон отца Николай Шереметев несколько месяцев «на радостях» беспробудно пьянствует и всячески веселится. Театр забыт. Крепостные актеры томятся в неизвестности: что с ними будет? Что станется с шереметевскими театрами? Но одна девушка смогла остановить пьянство графа, несмотря на свой юный возраст и многочисленных графских любовниц. Это была Параша Жемчугова.


Театр стал оживать. Служебная карьера не увлекала Николая Шереметева. Хотя он и числился главным директором Московского дворянского банка, стал сенатором и обер-камергером, душа его была привязана к театру. Часто Николая Шереметева можно было видеть в оркестре среди своих 1 крепостных музыкантов, где он играл на виолончели. Николай Петрович I Шереметев стал выдающимся виолончелистом-любителем и вошел в исто- I рию музыкального искусства.


Теперь в театре появился не только хозяин, но и хозяйка — Прасковья Ивановна, как стали называть Парашу все музыканты и актеры. Для себя и Параши граф выстроил новый дом и реконструировал театр. Но Парашу не могло не угнетать зависимое положение при графе, хотя она любила всем сердцем. Да и Николай Шереметев души не чаял в ней, не отходил от Параши ни на шаг. Однако слухи и сплетни о чрезмерной привязанности Шереметева разошлись по всей Москве. Родные и близкие были весьма недовольны этой продолжительной связью графа. «Дворовой девке» Параше отовсюду грозили всяческим мщением. Положение осложнялось тем, что Николай Шереметев был сказочно богат и... холост. Многие знатные семьи мечтали выдать своих дочерей за него, но у графа уже была его единственная любовь — крепостная актриса Параша Жемчугова.


В1795 году в шереметевском театре была поставлена патриотическая опера «Взятие Измаила» (турецкая крепость Измаил пала в 1792 году). Либретто оперы сочинил участник штурма крепости Павел Потемкин, музыку написал популярный композитор Осип Антонович Козловский, известный своими величавыми полонезами. Его «Гром победы раздавайся» стал официальным русским гимном. Сюжет оперы был посвящен не столько патриотическому событию, сколько любви, которая, несмотря на запреты и всяческие козни, завоевала себе право на жизнь.


Русский полковник Смелой (фамилия которого, согласно поэтике классицизма, раскрывала его сущность) попадает в плен к туркам. Смелой влюбляется в дочь коменданта Измаила Османа—Зельмиру. Но воинский долг продолжать борьбу с врагом вынуждает его бежать из плена. Зелъмира тоже полюбила Смелона. Мелодраматическую ситуацию Жемчугова подняла до уровня подлинной трагедии. Узнав, что возлюбленный собирается бежать, Зельмира просит увезти ее с собой (несмотря на различие веры). Но Смелой все же покидает Зельмиру, чтобы возглавить русское войско. Скоро он вступает в крепость победителем. Смелой благодарит Османа за гуманное обращение во время пребывания в плену. А, увидев Зельмиру, поет:


Прекрасная Зелъмира! Владычица всех чувств и всей души моей! Упав к ногам твоим, я к радости своей. Не знаю, как сказать, что сердце ощущает, Присутствие твое меня так восхищает, Что разум мой смущен, и сам я вне себя...


Зелъмира отвечает ему:


Смелон! Мой нежный друг! Ах, точно ль зрю тебя!


Смелон у ног моих? Могу ль глазам поверить?..


Всю свою любовь к графу Шереметеву Жемчугова вложила в созданный ею театральный образ, заставив публику дышать единым с ней дыханием.


Постановка оперы была осуществлена с большой пышностью: были написаны превосходные декорации, заказаны специальные русские и турецкие костюмы, украшенные дорогими мехами, парчой, бусами и самоцветными камнями.


Однако через несколько лет Кусково превратилось в «злобное» место. Жемчугову не переставали преследовать со всех сторон. Однажды она пошла в церковь.


—Сударыня, не можете ли вы указать, где здесь кузница? — услышала она голос.


Перед ней стоял дерзкий молодой человек, который прекрасно знал, с кем говорит. За его спиной — любопытные лица его спутниц, московских мещанок.


—А кто здесь кузнец? — продолжал он спрашивать.


—Обратитесь к сторожу, он вам покажет, — ответил Жемчугова и повернулась назад, к дому. Вдогонку ей слышалось:


— А дети есть у кузнеца? — кричала одна из женщин. Вбежав в кабинет графа, Жемчугова упала на диван в истерике. Николай Шереметев решил переехать в другое имение — Останкино.


Прасковья Жемчугова и Николай Шереметев, а также весь штат актеров, музыкантов и работников сцены вскоре перебрались в новую усадьбу.


В Останкино Жемчугова была счастлива. Здесь не было пересудов и молвы, и ничто ей не напоминало, что она является всего лишь подневольной крепостной актрисой. Шереметев построил для нее здесь новый театр.


Но счастье было недолгим. Вскоре она тяжело заболела туберкулезом и навсегда потеряла возможность петь, только неустанная забота графа помогла ей подняться на ноги.


В декабре 1798 года граф решил дать вольную Прасковье Жемчуговой, а также всей семье Ковалевых. За солидные деньги крепостной человек Шереметевых, стряпчий Никита Сворочаев, подобрал из архивов необходимые документы, из которых следовало, что весь род Ковалевых принадлежит к древней дворянской фамилии Ковалевских, а предок Ковалевых — Якуб оказался в 1667 году в русском плену и якобы его потомки нашли себе приют в доме Шереметевых. «А по сему, — писал Н. П. Шереметев, — даю семье Ковалевских вечную свободу в уверение благородного их происхождения, чтобы они могли выбрать род жизни, приличный их званию». Был даже найден «живой и наличный» шляхтич Ковалевский, который «удочерил» Парашу. С него срочно были написаны портреты и маленькая миниатюра, которую Параша носила на цепочке.


6 ноября 1801 года граф тайно от всех обвенчался с Парашей в маленькой церкви Симеона Столпника, что на Поварской улице в Москве.


Жемчугову «всеми силами души» ненавидела сестра Николая Шереметева, в замужестве В. П. Разумовская. Она была оставлена своим мужем, который, как и Николай Шереметев, связал свою жизнь с простой женщиной — дочерью слуги М. М. Соболевской. В. П. Разумовская делала все возможное и невозможное, чтобы помешать браку своего брата, в надежде получить его наследство.


В феврале 1803 года Прасковья Ковалева-Жемчугова родила сына. Брак с графом по-прежнему оставался в тайне. И мать и отец очень боялись, что ребенка, который являлся единственным наследником графского состояния, похитят. Для охраны наследника было установлено специальное неусыпное круглосуточное дежурство.


«При специальных дверях снаружи, — писал Н. П. Шереметев, — быть посменно и безотлучно по два человека из разночинцев. Изнутри двери спальни должны быть всегда заперты ключом... Назначенным к дверям разночинцам в ночное время, переменяясь, спать в той комнате, где они при дверях назначены, и наблюдать, чтобы двое отнюдь не спали, а двое отдыхали...»


После родов ребенка сразу отняли от матери, опасаясь, чтобы он не заразился туберкулезом. Здоровье Прасковьи Жемчуговой продолжало стремительно ухудшаться. Через двадцать дней после родов Прасковья Ивановна умерла.


Только на следующий день после смерти граф всем объявил, что он женат. Возмущению в высшем свете не было предела, но император Александр I признал этот брак законным.


Похоронили Прасковью Жемчугову в Петербурге. За гробом усопшей, который везли на кладбище Александро-Невской лавры, шли только крепостные люди: артисты, художники, мастеровые. Среди них был великий зодчий Джакомо Кваренги, который видел Жемчугову на сцене и был почитателем ее таланта.


В память о своей горячо любимой жене Шереметев в 1803 году решил построить в Москве благотворительный «Странноприимный дом». В нем должны были «дать бесприютным ночлег, голодным хлеб и ста бедным невестам приданое». Архитектор Д. Кваренги принял участие в проектировании этого дома.


И, как вечная память об актрисе Прасковье Жемчуговой, строгое классическое здание на Сухаревской площади, в котором ныне размещен институт скорой помощи имени Склифосовского, и сегодня украшает Москву.



Из книги " Самые знаменитые артисты России"

Праско́вья (Пара́ша) Ива́новна Ковалёва-Жемчуго́ва, графиня Шереме́тева (31 июля 1768, Ярославская губерния - 23 февраля 1803, Санкт-Петербург) - российская актриса и певица, крепостная графов Шереметевых.

  • 1 Биография
  • 2 Странноприимный дом
  • 3 «Вечор поздно из лесочку»
  • 4 Роли в театре
  • 5 Память о Жемчуговой
  • 6 Литература
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Биография

Родилась 20 июля 1768 года в Ярославской губернии, в семье кузнеца Ивана Степановича Горбунова (известен также как Кузнецов, Ковалёв), перешедшей в собственность к Петру Шереметеву с приданым его супруги, Варвары Алексеевны Черкасской.

В возрасте 7 лет была взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, подмосковную усадьбу Шереметевых. У девченки рано обнаружились возможности к музыке, и её начали готовить для труппы крепостного театра. Дебютировала 22 июня 1779 года в роли служанки в опере Андре Гретри «Опыт дружбы». На последующий год вышла на сцену в роли Белинды в опере Антонио Саккини «Колония, либо Новое поселение» уже под именованием Жемчуговой.

Обладала прекрасным лирико-драматическим сопрано, отлично игралась на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам. Обучалась у Елизаветы Сандуновой и Ивана Дмитриевского, которые учили пению и драматическому искусству крепостных актёров шереметевского театра.

Фуррор пришёл к Жемчуговой в 1781 году, после выполнения партии Лизы в смешной опере Пьера Монсиньи «Дезертир, либо Беглый боец». В 1785 году она триумфально дебютировала в роли Элианы в опере Гретри «Самнитские браки». Эту же роль Прасковья Жемчугова исполнила 30 июня 1787 года в новеньком, перестроенном здании театра в Кусково, открытие которого было приурочено к визиту в усадьбу Екатерины II.

Императрица была поражена великолепием спектакля и игрой крепостных актёров, в особенности исполнительницы главной партии П. И. Жемчуговой, которую и одарила алмазным перстнем.

Спектакль «Самнитские браки» с Жемчуговой в роли Элианы давался и 7 мая 1797 года в Останкине во время визита Станислава Августа Понятовского.

В 1797 году правитель Павел I, пожаловав графу Николаю Петровичу Шереметеву звание обер-гофмаршала, востребовал его присутствия в Петербурге. Шереметев взял с собой в столицу наилучшую часть собственной труппы, в том числе и Жемчугову. Но в сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулёз, пропал глас, и она была обязана бросить сцену.

В будущем году Николай Шереметев отдал свободную Прасковье Ивановне и всей семье Ковалёвых. 6 ноября 1801 года, получив разрешение правителя Александра I (согласно другим сведениям, Н. П. Шереметев, так и не дождавшись правительского разрешения на неравный брак, получил благословение митрополита Платона), повенчался с ней в столичной церкви Симеона Столпника на Поварской. Во время церемонии присутствовали только два нужных очевидца - конструктор Джакомо Кваренги (согласно другому источнику - Малиновский) и подруга жены Татьяна Шлыкова-Гранатова. В метрической записи о венчании жена графа указана как «девица Прасковия Ивановна дочь Ковалевская» (без уточнения сословного статуса) - Шереметев, чтобы оправдать свою свадьбу на крепостной, сделал легенду о происхождении Прасковьи из рода польских шляхтичей Ковалевских.

3 февраля 1803 года Прасковья Жемчугова родила отпрыска Дмитрия. Беременность и роды подорвали её здоровье - она погибла спустя три недели, 23 февраля 1803 года. «Жития ей было 34 года, 7 месяцев, 2 дня». Погребена в Лазаревской усыпальнице Александро-Невской лавры в Петербурге. В числе других в последний путь её провожал и конструктор Кваренги.

Странноприимный дом

Благодаря желанию Прасковьи Ивановны в Москве, на Сухаревке, был построен Странноприимный дом. 28 июня 1792 года свершилась закладка грядущего строения поликлиники. Создателем проекта был ученик Баженова Елизвой Назаров. После погибели супруги Николай Петрович решил перестроить наполовину законченное строение, чтоб сделать его более величавым и достойным памяти графини. Переработать проект было доверено Джакомо Кваренги. Конструктор работал над проектом не выезжая из Петербурга: его планы и чертежи, отсылаемые по почте, воплощали в жизнь крепостные архитекторы Шереметева Алексей Миронов, Григорий Дикушин и Павел Аргунов.

«Вечор поздно из лесочку»

Прасковье Жемчуговой обычно приписывается авторство песни «Вечор поздно из лесочку/ Я скотин домой гнала…», сюжет которой автобиографичен и в романтизированной форме повествует о первой встрече героини с будущим супругом, графом Н. П. Шереметевым. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона даже именует Прасковью Ивановну «первой российской поэтессой из крестьянства». Песня, в первый раз размещенная спустя 15 лет после погибели Прасковьи Жемчуговой (в сборнике «Новейший русский песенник», СПб., 1818), была очень популярна в XIX веке, врубалась во многие песенники и сборники фольклора в протяжении 2-ух веков. По сей день заходит в репертуар фаворитных исполнителей как народная.

Роли в театре

Прасковья Жемчугова в роли Элианы
  • Юбер, «Опыт дружбы» Андре Гретри
  • Белинда, «Колония, либо Новое селение» Антонио Саккини
  • Луиза, «Дезертир» Пьера Монсиньи
  • Лоретта, «Лоретта» Демеро-Де-Малзевилля
  • Розетта, «Добрая дочка» Никколо Пиччини
  • Анюта, «Тщетная предосторожность, либо Перевозчик Кусковский» Колычёва
  • Миловида, «Разлука, либо Отъезд псовой охоты из Кускова»
  • Роза, «Роза и Кола» Пьера Монсиньи
  • Нина, «Нина, либо Сумасшедшая от любви» Джованни Паизиелло
  • Блондино, «Инфанта Дзаморы» Джованни Паизиелло
  • Люсиль, «Ричард - Львиное Сердце» Андре Гретри
  • Колетта, «Деревенский колдун» Жан-Жака Руссо
  • Элиана, «Самнитские браки» Андре Гретри
  • Алина, «Царица Голкондская» Пьера Монсиньи
  • Зельмира, «Зельмира и Смелон, либо Взятие Измаила» Осипа Козловского

Память о Жемчуговой

  • В честь Прасковьи Жемчуговой названа Аллейка Жемчуговой - улица на востоке Москвы, в районе Вешняки.
  • В 1994 году был снят русский телевизионный художественный кинофильм «Графиня Шереметева».

Литература

  • Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. - М., 1872. 92 с.
  • Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева. - М., 1903. - 28 с.
  • Елизарова Н. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова - М., 1956 г.. - 32 с. (2-е изд. - 1969).
  • Маринчик П. Недопетая песня: Необыкновенная жизнь П. И. Жемчуговой. - Л.; М., 1965. - 148 с.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Театральная энциклопедия. Том 2. - М., 1963. - С. 671-672.
  • Жемчугова (Ковалева) Прасковья Ивановна// Музыкальная энциклопедия. Том 2. - М., 1974. - С. 390-391.
  • Исторический лексикон. Том 8. XVIII век. - М., 1996. - С. 301-307.
  • Douglas Smith. The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia. - New Haven: Yale University Press, 2008.
  • Рогов А. Шереметев и Жемчугова. - Вагриус, 2007.

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни побывал в театре, соприкоснулся с прекрасным искусством перевоплощения, где жесты, мимика, голос, музыка, танец, декорации — всё гармонично сливается в единое целое и рождается неповторимое магическое действие, способное тронуть человеческую душу. Театр не может оставить равнодушным никого! Вспомните свои чувства и ощущения, когда вы впервые переступили порог этого храма искусства и окунулись в происходящее на сцене.

Для героев нашей истории театр — это вся их жизнь, где добрая сказка о Золушке и Принце плавно с театральных подмостков перешла в реальную жизнь, навеки объединив две судьбы в одну. Золушка — крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова. Принц — граф Николай Петрович Шереметьев.

Прасковья Ковалёва родилась по одним данным 20 по другим 31 июля в 1768 году в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне — Большесельский район Ярославская область) в многодетной семье крепостного кузнеца Шереметьевых.
Род Шереметьевых был одним из самых знатных и богатых в Царской России. Николай Петрович Шереметьев — сын графа Петра Борисовича Шереметьева и княгини Варвары Алексеевны Черкасской. Они владели огромным состоянием, им принадлежало много земельных угодьев и крепостных душ.

Одним из увлечений графа Петра Шереметьева было театральное искусство. В родовом поместье Кусково он воплотил свою мечту о театре. Благодаря французскому архитектору Шарлью де Вальи в саду было построено великолепное здание в итальянском стиле, к сожалению не сохранившееся в наши дни. Актеров на главные роли и роли второго плана граф сам лично отбирал из своих крепостных, в числе которых оказалась и талантливая 6-летняя девочка Паша. Её взяли в дворянскую усадьбу для обучения театральному мастерству. У девочки были необычайные вокальные данные, да и внешне она была очень мила. В это время вернувшийся из Европы сын Петра Борисовича Шереметьева, граф Николай, который разделял увлечение своего отца к театру, обратил внимание на юное дарование. Впервые услышав очаровательный голос Прасковьи, он навеки проник в сердце графа, который в одном из своих писем писал: «Если бы ангел сошел с небес, если гром и молния ударили разом, я был бы менее поражен…».
Дебютировала будущая великая русская актриса в одиннадцатилетнем возрасте в маленькой роли служанки в комической опере А.Э. Грети «Испытание дружбы», после чего получила свою первую главную роль Белинды в опере А. Саккини «Колония, или новое поселение» и новую фамилию Жемчугова, которую ей подарил молодой граф за её жемчужный голос. В 16 лет Прасковья заслуженно стала примой театра, покорив зрителя своим актерским мастерством и вокальными данными, легко исполняя роли от беззаботной болтушки до глубоко трагедийной героини, а в 19 лет к ней пришел настоящий триумф славы со знаменитой ролью возлюбленной в опере «Самнитские браки», которая не сходила с театральной сцены на протяжении 12 лет.

Слава о крепостном театре Шереметьевых гремела по всей России и даже далеко за её пределами. На спектаклях, где в главной роли играла Прасковья Жемчугова, побывал высший свет России и Европы, в числе которых император Павел I и императрица Екатерина II, польский король Станислав II, шведский король Густав III и многие другие знатные особы.
Прасковья Ковалёва-Жемчугова по образованию и манерам ни чем не устала самым знатным дамам России. Она была обучена музыкальной грамоте, хорошо играла на арфе, владела иностранными языками. Прасковья легко могла стать хорошей парой для графа Николая Шереметьева, если бы только не почти пожизненное её клеймо крепостной. Наблюдая за развитием театральной карьеры молодой крепостной-актрисы, всячески помогая ей и поддерживая, граф сам не заметил, как в любился в эту прекрасную Золушку. По всем законам того времени их брак был просто не возможен. Николай Шереметьев несмотря ни на что, любил Прасковью, заботился о ней, был её ангелом-хранителем на театральном небосклоне.
В 1788 году умер отец Николая, Петр Борисович Шереметьев. Потрясенный событием молодой граф забросил все отцовские дела и пустился во все грешные. И только Прасковья смогла вернуть его к прежней жизни и не дала погибнуть театру, тем самым заимев над Николаем Шереметьевым ещё большую силу, не только силу любви, но и доверия, опоры в трудную минуту жизни. Граф стал делиться с ней своими мыслями и тайнами, а она знала, что рано или поздно, ему придется жениться на девушке с дворянским происхождением и только молилась, прося у Бога благодати и милости, которые по заслугам получила. Николай Шереметьев сделал свой выбор и принял решение жениться на Прасковье Жемчуговой.
Злые языки не умолкали, и тогда Николай Шереметьев, чтоб уберечь любимую женщину от многочисленных сплетен и разговоров, построил для неё в подарок дворец-театр в Останкино, который был открыт в 1795 году оперой «Взятие Измаила», где главную роль турчанки Зельмиры исполняла Прасковья.

В 1797 году графу Шереметьеву император пожаловал почетное звание обергоф-маршала. Это событие потребовало отъезда в Петербург, куда граф забрал лучших актеров своей труппы. Переезд в императорскую столицу с сырым климатом неблагоприятно повлиял на здоровье Прасковьи Жемчуговой (обострился наследственный туберкулез), в результате чего она потеряла голос. В связи с этим Николай Шереметьев окончательно распустил свой театр, назначив, по просьбе Прасковье, актрисам приданное.
Прежде чем вступить в брак, граф хотел просить разрешения на него у императора, который был его другом детства, но, опасаясь отказа, передумал, решившись на обман. Он подделал документы, свидетельствующие о знатном происхождении Прасковьи из польского дворянского рода Ковалевских. Из них следовало, что один из её предков XVII века попал к русским в плен и стал крепостным. Затем граф дал вольную ей и всей её семье. После этого митрополит Платон благословил брак графа Николая Шереметьева с Прасковьей Жемчуговой, и они тайно обвенчались в ноябре 1801 года в храме Симеона Столпника в Москве. В феврале 1803 года Прасковья Жемчугова подарила мужу сына, которого назвала в честь своего любимого святого Дмитрия Ростовского, и в это самое время было объявлено об их браке с Николаем Шереметьевым. Несмотря на признание брака императором Александром I, родственники графа и высшее общество так и не признали его.
Всего двадцать дней материнства было отведено судьбой графине Шереметьевой. 23 февраля 1803 года Прасковьи Жемчуговой-Шереметьевой не стало. Она умерла после родовых осложнений и внезапно обострившегося туберкулёза.

Свою супругу граф Николай Шереметьев пережил всего на шесть лет, которые он посвятил воспитанию сына и исполнению предсмертного завещания жены — помогать бедным людям. В память о своей жене Николай Петрович построил Странноприимный дом на 100 мест для нуждающихся, в наше время известен как Научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского.
Графа Николая Шереметьева похоронили рядом с женой в простом гробу без всяких почестей подобаемых его чину, а всё его состояние, по воле покойного, раздали бедным. В завещании благородного графа Николая Шереметьева написано: «В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чём этом не нашёл я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба».

Многие женщины из рода Шереметевых (урожденных и принявших фамилию при замужестве) в добрых делах хотели не отставать от мужчин. При этом женщины рода Шереметевых нередко отличались редчайшей духовной силой, терпением, преданностью своим возлюбленным, мужьям. Среди них особенно выделяются жена П.Б. Шереметева Варвара Алексеевна (1711-1767 гг., урожденная Черкасская, до 30 лет ждала разрешения на свадьбу с ним, родила 7 детей), а также Наталья Борисовна (1714-1771) - сестра графа П.Б. Шереметева, жена князя И А. Долгорукого (лучшего друга юного царя Петра II; она только 26 дней была счастливой супругой, последовала за мужем и его семьей в ссылку в Березов, родила двоих детей, после казни мужа и почти 11 лет жизни в ссылке ей разрешили вернуться; написала интереснейшие «Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой 1767 года»), и, конечно, бывшая актриса П.И. Шереметева.

Прасковья Ивановна Жемчугова (1768- 1803) родилась в семье крепостного кузнеца графов Шереметевых - Ивана Степановича Ковалева, который крепко пил; в его семье было 6 детей. Крестьяне - жители ярославской деревни Березина - отметили удивительный голос его дочери Параши, которую приглашали петь на свадьбах и бабьих посиделках. Тогда одной из забав графов П.Б. и Н.П. Шереметевых был театр (самый лучший крепостной театр своего времени), в котором играли их талантливые крепостные, обученные театральному искусству. В возрасте 8 лет Параша попала в набор малолеток, которых намеревались учить и сделать крепостными актрисами и актерами. Параша по воле хозяев получила великолепное по тем временам воспитание и образование, профессиональную подготовку, выучила французский и итальянский языки. Некрасивую, но ярко одаренную девочку заметил красавец 25-летний граф Н.П. Шереметев (1751 -1809), со слабым здоровьем, очень образованный человек (учился в Аейденском университете), знаток и любитель искусств, как и его отец. Он развлекался охотой, театром, крепостными актрисами.

Параша полюбила молодого графа, даже похорошела, хотя не надеялась на его внимание. Ее редкий сценический талант, дивный голос и высокие человеческие качества Н.П. Шереметев все-таки оценил. Она стала «барской пастушкой» (или «барской барыней», «канарейкой» - так в народе называли барских любовниц) в 13-14 лет, Н.П. Шереметеву тогда было 30 лет. Более 20 лет продолжались их близкие отношения. Их объединяли увлеченность сценическим искусством, музыкой, стремление нести людям добро, отсутствие корыстолюбивых намерений и несомненная интимная гармония. Жемчугова прожила всего 35 лет, из них 21 (1779-1800) год выступала на сцене крепостного театра графов Шереметевых до дня его закрытия. Ее сценическим талантом восхищались все, в том числе императрица Екатерина II, императоры Павел I и Александр I, митрополит Платон. Она была счастливой актрисой, но счастливой женщиной была совсем немного - только в короткий период первого этапа романа с графом. Н.П. Шереметев был богатейшим женихом в России, единственным наследником графов Шереметевых, приумножавших свои огромные богатства более 150 лет. Ему намечали в жены внучку императрицы Екатерины II - великую княжну Александру Павловну, дочь знаменитого графа А.Х. Орлова-Чесменского - Анну Алексеевну Орлову-Чесменскую и других знатных богатых девушек.

Н.П. Шереметев понимал, что должен достойно жениться и продолжить свой род. Когда Жемчуговой было 28 лет, а ему 45, он стал говорить ей о неизбежности их расставания. Она страдала, но не упрекала его, ни о чем не просила, кроме вольной, которую он ей все не давал. Только в ее 30 лет (после 17 лет близости) он все-таки дал ей вольную, но так и не смог сказать, как же он решает их судьбу, как и не смог прервать их близкие отношения. Шереметев принес Жемчуговой - глубоко религиозному человеку - редчайшие духовные страдания, вызвавшие ее нервную болезнь, усилившие ее чахотку (туберкулез, наследственная болезнь ее рода), форсировавшие ее другие физические недуги. Она знала, что незаконное супружество, или сожительство без церковного брака, является тяжким грехом, в который вгоняет людей любовь, лишенная Божьего благословения, что не может принести счастья. После 15 лет работы в театре у Жемчуговой стала быстро прогрессировать чахотка. В 33 года врачи ей совсем запретили петь, стало ясно, что долго она не проживет.

Врачи и духовники - ее и графа - говорили, что только женитьба на ней Н.П. Шереметева, может быть, ее спасет. К этому времени Шереметеву удалось «достать» документы, подтверждающие происхождение Жемчуговой якобы от польского шляхтича Ковалевского, попавшего в русский плен в 1667 г., его потомки якобы стали жить у Шереметева, петровского фельдмаршала, «дворянское» происхождение Жемчуговой облегчало организацию брака графа с ней. Парашу тяготила история с ее выдуманным дворянством, но ей пришлось с этим смириться, забыть ее девичью фамилию Ковалева и стать Ковалевской. В 1801 г. 50-летний Н.П. Шереметев и 33-летняя П. И. Жемчугова тайно обвенчались в Москве. Через 2 года в Петербурге у них родился сын; через 20 дней после родов в возрасте 35 лет она внезапно умерла. Людская молва говорила, что родственники мужа ее отравили, хотели отравить и младенца, но его пристально охраняли, что спасло ему жизнь.

К этому времени император Александр I уже признал их брак, графиня П. И. Шереметева и ее сын Дмитрий были законными наследниками богатейшего графа со слабым здоровьем, от них другие возможные его наследники хотели отделаться. Как ни удивительно, но похороны графини П. И. Шереметевой были почти безлюдными. Знать и родственники Шереметева ее как жену графа не признавали. Не пришли разделить горе Н.П. Шереметева и поддержать его в тяжелый для него момент почти все многочисленные люди, которым он помогал и которых поддерживал. Не пришли и те, которым также очень много помогала П. И. Жемчугова-Шереметева, ведь чуть ли не все свои доходы она отдавала нуждавшимся, почти ничего для себя не скопила. Шереметев нашел силы для дела, задуманного вместе с любимой женой. Он продолжил создание приюта для бедных и убогих - Странноприимного дома в Москве - на 100-150 человек. Хотя Н.П. Шереметев и жалел о кончине жены, безгранично любил сына и обеспечивал охрану его жизни, тем не менее он довольно быстро утешился с другой бывшей его крепостной актрисой, куда более красивой, чем умершая жена, - с крепостной Аленой Казаковой. Молодая метресса нарожала ему еще сыновей, которые получили вольную и материальное обеспечение, стали именоваться баронами Петровыми. После смерти жены Н.П. Шереметев прожил 6 лет, умер он в возрасте 58 лет. Похоронили его рядом с женой в Александро-Невской лавре.

В восемь лет в судьбе крепостной девочки произошел крутой поворот - её взяли на воспитание в подмосковное имение Кусково, под наблюдение одной из графских приживалок, княгини Марфы Михайловны Долгорукой. В господский дом Парашу взяли за отличные вокальные данные, с тем чтобы подготовить ее для поступления на сцену музыкального театра графа Шереметьева. Под руководством первокласных наставников крестьянская девочка быстро освоила музыкальную грамоту, игру на клавесине и арфе, пение, выучила французский и итальянский языки. Обладающая большими музыкальными способностями и хорошим голосом, она с успехом начала выступать на театральной сцене под именем Правсковьи Жемчуговой.

Сначала были небольшие выходные роли. Но вскоре Параша стала превращаться в настоящую актрису. Ей еще не исполнилось одинадцати, когда она с блеском выступила в опере Гретри "Опыт дружбы", а в 13 лет эта хрупкая девочка сыграла с необычной убедительностью, силой и глубиной партию Луизы из драмы Седена "Беглый солдат" на музыку Монсиньи.

Тогда-то, очевидно, эта артистка-подросток и привлекла внимание сына графа, Николая Петровича. Любовь к музыке и совместные занятия сблизили их. Именно по его настоянию в поставленной на следующий год итальянской опере Саккини "Колония, или новое селение" Параша исполнила главную роль - как всегда талантливо и виртуозно. Граф не мог не разглядеть в пробуждающемся даровании будущую славу своего театра.

Открытие дворца-театра в имении графов отпраздновали, приурочив его к торжественному приему в честь победителей в войне с Турцией, 22 июня 1795 года. На праздник граф пригласил участников военных событий. На сцене шла музыкальная драма И. Козловского на текст П. Потемкина "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Прасковья Ивановна сыграла в этом спектакле, как уже давно было принято в шереметьевском театре, главную роль - плененной турчанки Зельмиры, которая полюбила русского офицера Смелона.

30 апреля 1797 года Н.П. Шереметьев принимал у себя только что коронованного на престол Павла I. Театр в этот день ставил "Браки самнитян" - оперу, в которой дарование Прасковьи Жемчуговой раскрылось с особым блеском. Тогда ей было 17 лет.

Графу Шереметьеву государем было пожаловано звание обергофмаршала императорского двора. Эта награда требовала отъзда в Петербург. Николай Петрович решает забрать туда лучшую часть труппы, в том числе и Прасковью Ивановну. Сырой климат Петербурга сразу сказался на состоянии здоровья Жемчуговой. У нее обострился наследственный туберкулез, пропал голос. Но от этого граф не перестал любить её. 6 ноября 1801 года состоялось венчание Прасковьи Ивановны и Николая Петровича. Оно проходило в приходской церкви Симеона Столпника, построенной еще в 1679 году. Этот храм сохранился до наших дней. Николай Аргунов, крепостной художник Шеремеьтевых, запечатлел облик Прасковьи Ивановны в тот памятный в ее жизни день: красная шаль, белая подвенечная фата, на шее драгоценный медальон. Отметили венчание лишь в самом узком кругу друзей. Для московской и петербурской знати женитьба графа Н.П. Шереметьева осталась в тайне. О браке было объявлено только в 1803 году, после рождения сына Дмитрия. Несмотря на одобрение брака императорами Павлом и Александром I, высший свет и родственники были шокированы. Графиня Шереметьева умерла, так и не узнав о реакции света на это известие. Возможно, что и к лучшему, так как петербургские дамы никогда не приняли бы в своих салонах бывшую крепостную, без роду и племени. О реакции родственников можно судить по замечанию Анны Семеновны Шереметьевой, которое она сделала в своих мемуарах: "Отменный штукарь наш старший родственник".

Надо заметить, что взгляды графа и отношение к крепостным расходились с воззрениями многих. Едва вступив в права наследника, Николай Петрович отдал распоряжение, чтобы каждый из крестьян имел к нему доступ и подавал бы свои прошения самолично.

Графиня-крестьянка, зная о тяжелой жизни нищих, сирот и больных, постоянно им помогала, а муж по ее завещанию построил в Москве странноприимный дом с больницей (ныне больница им. Склифосовского) и положил капитал на выдачу приданого бедным невестам, что, несомненно, свидетельствовало о нежной привязанности графа к своей избраннице.

23 февраля 1803 года талантливейшей русской певицы и актрисы не стало. Она умерла от чахотки, оставив трехнедельного младенца, когда было ей всего 35 лет.

Граф Николай Петрович Шереметьев скончался в 1809 году и был похоронен в Александро-Невской лавре, в шереметьевской усыпальнице, рядом с Прасковьей Ивановной, своей любимой крепостной актрисой и женой.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры