Любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Любая развитая технология неотличима от магии

Главная / Измена жены
Артуром Кларком :
  1. Когда уважаемый, но пожилой учёный утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии .

История происхождения

Первый из трёх законов, изначально называвшийся просто «закон Кларка», был сформулирован автором в его книге «Черты будущего» (англ. Profiles of the Future ) (1962) . Утверждение, ныне называемое вторым законом, также впервые было упомянуто в этом издании, однако «вторым законом» Кларк назвал его только в последующей редакции своей книги в 1973 году. В этом же издании Кларк сформулировал третий закон, который сегодня известен более остальных. В очередной редакции той же своей книги, сделанной в 1999 году, Кларк добавил четвёртый закон: «Для каждого эксперта существует аналогичный эксперт с противоположной точкой зрения» (буквально «… равный и противоположно направленный эксперт» , что является аллюзией на третий закон Ньютона).

Ссылки на законы Кларка

Законы Кларка часто цитируются в других произведениях. Так,

Примечания

Напишите отзыв о статье "Три закона Кларка"

Ссылки

  • (списки некоторых следствий из законов)

Отрывок, характеризующий Три закона Кларка

– Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его:
– Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи…
– Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар.
Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой.

Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось.
Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню.
– Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому.
Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице.
Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным.

Блестящий писатель-футурист Артур Кларк известен благодаря трем законам, которые он сформулировал, и прежде всего благодаря третьему закону, который гласит, что «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Однако в современном обществе этот закон теряет свою актуальность.

Кларк был разносторонним человеком - писателем, изобретателем, философом. Но прежде всего - он футурист, будучи которым он с надеждой смотрел вперед, и это наполняло смыслом его идеи.

Это можно понять из его трех законов:

  1. Когда уважаемый, но пожилой ученый утверждает, что-то возможно - он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что-то невозможно - он, весьма вероятно, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать шаг в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Итак, третий закон. Вспомним, как обстояло дело с технологиями несколько столетий назад. Каждый изобретатель, который «дружил» с наукой, рисковал прослыть колдуном и быть сожженным на костре. Но время идет, и знания, накопленные человечеством, растут в геометрической прогрессии. Если показать телевизор человеку, который никогда его не видел, он, возможно, будет ошеломлен увиденным, но, скорее всего, поймет, что при наличии определенных знаний и материалов это вполне возможно собрать.

По правде говоря, даже технически подкованный человек вряд ли представляет до каждой детали, из чего состоит та или иная технологическая новинка. Точно так же воспринимаются нами искусственное сердце или сложнейший ускоритель частиц. Или, например, уличный маг показывает чудеса левитации. Это может быть впечатляюще, но вряд ли кто-то сочтет фокусника волшебником. Неизвестно, как он это делает, подумаете вы, но я уверен, что при современных технологиях это возможно.

Верить в магию людей всегда заставляла мысль «я так не умею» или «я не знаю, как это происходит». Современный человек мыслит шире: «я так не умею, но могу научиться» или «я не знаю, как это происходит, но при желании можно найти ответ». Вот почему Третий закон Кларка в нашем мире не актуален.

Добровольный читательский взнос на поддержание проекта

Скончался в возрасте 90 лет на Шри-Ланке, где он жил с 1956 года, сообщило в среду агентство Ассошиэйтед Пресс со ссылкой на его помощника Роана Де Сильву (Rohan De Silva). По его словам, Кларк умер рано утром в среду после продолжительных проблем со здоровьем.

Кларк был одним из самым известных в мире авторов научной фантастики. Многочисленные научно-популярные работы Кларка связаны с полетами в космос, подводными исследованиями, футуристическими прогнозами.

Первый литературный опыт Кларка относится к 1946 году . Это была фантастическая повесть "Спасательная команда". С тех пор Кларк опубликовал более сотни книг о космосе, которые были переведены на разные языки мира.

Одной из самых любимых футуристических идей Кларка было создание космического лифта-подъемника, который мог бы доставлять грузы на орбитальные станции. Устройство было описано в романе "Фонтаны рая", а в 2004 году был создан его опытный образец. Правда, он поднимался лишь на высоту 90 метров, но создатели аппарата уверены, что со временем проект Кларка может стать реальностью.

В 1964 году Кларк попробовал себя в кинематографе. Он написал сценарий фильма "2001: Космическая Одиссея" для режиссера Стэнли Кубрика. Впоследствии эта картина получила "Оскар".

В 80-х годах Кларк активно работал на телевидении. Во многих странах мира вышли сериалы "Таинственный мир Артура Кларка" и "Мир странных явлений Артура Кларка". Он также подготовил передачи о космосе в рамках сериала "Университеты Уолтера Кронкайта".

А вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра Кларк вел программы об экспедициях на Луну космических кораблей "Аполлон-11", "Аполлон-12" и "Аполлон-15".

У Кларка было множество наград: несколько Hugo Award, несколько Nebula Award, Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и масса других наград. Учредил Кларк и собственную премию - Arthur C. Clarke Award, которая вручается с 1986 г. за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.

А мировая критика справедливо окрестила Артура Чарлза Кларка "фантастом номер один".

В последние году жизни Кларк сильно болел и был вынужден перейти от индивидуального творчества к сотрудничеству с другими авторами. Однако, по мнению критиков и читателей, совместные работы не идут ни в какое сравнение с его индивидуальными произведениями.

В книге "Профили будущего " Кларк сформулировал Три закона, которые хорошо известны поклонникам его творчества.

Закон первый: "Если заслуженный, но пожилой ученый заявляет, что нечто возможно - он, конечно же, прав. Когда же он заявляет, что это невозможно - он вероятнее всего ошибается". Пожилым для Кларка является ученый после 30 лет в физике, математике и астронавтике, после 40 лет - в других дисциплинах.

Закон второй: "Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное".

Закон третий: "Любая перспективная техника неотделима от волшебства".

Почему главных законов всего три, Кларк объяснил следующим образом: "Так как трех законов было достаточно для обоих Исааков - Ньютона и Азимова - я решил остановиться на этой цифре".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

В 1976 году в ходе ИТ-конференции в Массачусетском технологическом институте Кларк дал интервью корпорации AT&T, в котором изложил свои мысли о том, в каком направлении будут развиваться технологии. Его предсказание оказалось изумительно точным.

Представленный «человеком, ответственным за спутниковую связь» (Кларк предложил идею создания системы спутников связи на геостационарных орбитах), он объяснил появление технологий, известных нам сегодня как интернет, электронная почта и даже smartwatch (или «наручные часы-телефон», как он их называет).

«Телефон - единственное средство, которое позволяет нам сегодня посылать информацию за пределы наших домов. Мы получаем намного больше информации извне через радио и телевидение», - говорит Кларк на архивном видео , обнародованном компанией AT&T на собственном канале YouTube. «Но у нас появятся устройства, которые позволят отправить больше информации нашим друзьям. Они смогут видеть нас, а мы - их, мы будем обмениваться фото, графической информацией, данными, книгами и так далее».

Отвечая на вопрос об идеальном коммуникационном устройстве, он уточнил, что у него будет экран телевизора высокой чёткости и клавиатура, как у пишущей машинки. Через него вы сможете отправлять сообщения, делать звонки, получить любую необходимую информацию - от полетов авиакомпаний, цен на продукты в магазине и книг, которые вы хотите прочитать, до новостей, которые можно будет фильтровать по поиску.

«Машина будет отбирать только нужную вам информацию в центральной библиотеке», а не тот «мусор, который вы получаете, покупая два-три фунта древесины - газету».

На видео Артур Кларк также говорит о том, что может быть описано как smartwatch - «умные» часы. Он признаёт, что «наручные часы-радио» впервые были изображены в комиксах о Дике Трейси, но они могли бы стать реальностью.

«Наручные часы-телефон технологически станут возможны очень скоро, - сказал Артур Кларк. - И телефон больше не будет стационарным, а может стать полностью мобильным».

Артур Кларк (Arthur C. Clarke) родился 16 декабря 1917 года в Великобритании. Первым опубликованным рассказом Кларка стала «Спасательная партия» («Rescue Party»), напечатанная в журнале «Astounding Science Fiction» в 1946 году. В 1968 году Кларк написал сценарий фильма «Космическая одиссея 2001», экранизированный знаменитым режиссером Стэнли Кубриком. Сценарий позже был превращён в одноименный роман, открывший серию «Космическая одиссея», включающую в себя четыре книги.



В числе других наиболее известных произведений Кларка: «Конец детства» (1953), «Город и звёзды» (1956), «Свидание с Рамой» (1973), «Фонтаны Рая» (1979). Всего Кларк написал и опубликовал более 80 книг. Кларк был не только успешным писателем-фантастом, но и признанным учёным-изобретателем. Он, в частности, ещё в 1954 году опубликовал научную статью, в которой описывались возможности создания глобальных систем связи с участием спутников на геостационарной орбите. В 1999 году королева Великобритании наградила Артура Кларка званием рыцаря Британской империи, и он долгое время был единственным писателем-фантастом, носившим его. В марте 2008-го его не стало.

Цитаты Артура Кларка

Эпитафия нашей расе, написанная бегущими светящимися буквами, будет гласить: «Тем, кого боги хотят уничтожить, они сначала дают телевизор». Мы становимся расой созерцателей, а не созидателей. Но с другой стороны, смотреть телевизор - все равно что дышать: без него не обойтись. Человек может дольше прожить без еды, чем без информации. Загвоздка - в образовательной системе: людей надо обучать разборчивости. Только самодисциплина сможет противостоять тем волшебным силам, которые еще только будут вызваны нами к жизни. Иначе все станем морскими губками.

Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится её содержание.

Только тот, кто неразумен, возмущается неизбежным.

CNN тоже участвует в войне. У меня есть фантазия: Теда Тёрнера избирают президентом [США], а он от этого поста отказывается, поскольку не хочет лишаться власти.

Я нашел новое определение для телевизора. Это аппарат, который мешает взаимопониманию художника и зрителя.

Политика - это искусство возможного. Именно поэтому ею занимаются второсортные умы. Гении предпочитают бросать вызов невозможному.

Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны.

Это ещё надо доказать, что разум представляет хоть какую-то пользу для выживания.

Довольно неуместно называть эту планету - Земля, когда очевидно, что она - Океан.

Законы Кларка

Первый Закон:

Если заслуженный, но престарелый учёный говорит, что нечто возможно, он почти наверняка прав. Если же он говорит, что нечто невозможно, он почти определённо ошибается.

Второй Закон:

Единственный способ установить границы возможного - попытаться сделать шаг за эти границы.

Третий Закон:

Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Третий закон Кларка гласит: «Любая достаточно развитая технология неотличима от магии». То же самое можно сказать о многочисленных научных феноменах. Хотя внутренний учёный и повторяет нам непрестанно, что всему на свете есть рациональное и логичное объяснение, мы продолжаем видеть в некоторых явлениях самое настоящее волшебство. Некоторые из них являются просто обманом зрения, другие объясняются изощрёнными химическими или биологическими процессами, а иные помогают лучше понять физические законы, которые лежат в основе Вселенной.

Феномен иллюзии цвета

Найдите маяк в видео и внимательно смотрите на него, не переводя взгляд. Через несколько секунд море и небо станут синими, маяк — белым, а остров — коричневым. Но одно только движение глаз, и всё вдруг становится чёрно-белым. Неужели на картинку наложено какое-то заклятие?!

Скорее всего, вы уже сталкивались с подобными иллюзиями раньше. То, как они нас запутывают, может многое рассказать о человеческом восприятии.


На самом деле никаких цветов не существует. Всё многообразие красок, которые мы видим — результат обработки мозгом световых волн разной длины. Другими словами, ничто красное не является на самом деле красным, это мы его так воспринимаем.

Различать цвета нам позволяют рецепторы-колбочки трёх разных видов на сетчатке глаза. Они отвечают за оттенки красного, синего и зелёного. Когда какие-либо из этих рецепторов «пресыщены» своим цветом, они «устают» и перестают работать. Это означает, что глаза на какое-то время теряют возможность видеть определённые оттенки. Вместо «уставших» колбочек начинают работать оставшиеся. В результате мы видим цвета, противоположные тем, за которые отвечают неработающие рецепторы: зелёный вместо красного, синий вместо жёлтого и так далее. Никакой магии: механизм зрения остаётся неизменным, и «кажущиеся» цвета не менее реальны, чем «настоящие», потому что и те и другие существуют только у нас в голове. Как тут не вспомнить Билла Сайфера, утверждающего, что реальность — это всего лишь иллюзия?

Видео: Иллюзия зрительного восприятия

Мгновенное оледенение

Мало кто знает, что способностями самой королевы Эльзы при желании может овладеть каждый. Положите бутылку дистиллированной воды в морозилку, она должна замёрзнуть как минимум до -8 °C. Осторожно достаньте сосуд, а затем, отбросив всякую осторожность, ударьте им о твёрдую поверхность. Вода в нём превратится в лёд прямо у вас на глазах.

Как это работает? Мы знаем, что вода замерзает при температуре 0 °C, но на самом деле это правило применимо только для обычной воды с частичками разных примесей. Кристаллики льда не могут сформироваться сами по себе, они всегда нарастают вокруг чего-то. В дистиллированной воде нет никаких посторонних частиц, поэтому она может достигать низких температур, не замерзая при этом. Встряхивание бутылки при ударе об стол вызывает появление крошечных пузырьков воздуха, вокруг которых тут же начинают нарастать кристаллы льда, что и вызывает быстрое оледенение.

Видео: Как заставить воду в бутылке мгновенно заледенеть

Невесомое маховое колесо

В этом видео автор канала Veritasium Дерек Мюллер бросает вызов гравитации, с лёгкостью поднимая над головой маховое колесо весом 19 килограмм, прикреплённое к концу стального стержня. В обычных условиях это практически невозможно, если вы, конечно, не Тор, но когда груз на конце стержня быстро вращается, меняется расстановка действующих на него сил.

На самом деле маховик, конечно, не нарушает законы гравитации. В физике наблюдаемое явление носит название «прецессия гироскопа». Примером гироскопа может служить юла или же конструкция, подобная той, которую нам демонстрируют в видео. Теперь о прецессии. Когда груз вращается на стержне, он обладает моментом количества движения (другое название — момент импульса). При воздействии на конструкцию какой-либо силы (например, когда мы толкаем её в определённом направлении) создаётся момент силы, под влиянием которого момент импульса вращающегося объекта изменяется, и направление его вращения становится перпендикулярно направлению действия силы (толчка). Поэтому маховое колесо на видео кажется экспериментатору невесомым, хотя фактически его масса остаётся неизменной.

Видео: Парень, поднявший тяжеленное маховое колесо

Слова-призраки

Включите видео. Не имеет значения, будут ли на вас надеты наушники, главное, чтобы аудио проигрывалось в режиме стерео. Дожидаться полуночи и зажигать свечи необязательно.

Сначала вы будете слышать две звуковые дорожки, наложенные одна на другую, но через некоторое время начнёте различать в этом шуме те или иные слова и фразы. Вот список того, что вы можете услышать:


  • No way;

  • Nowhere;

  • Randall;

  • Rainbow;

  • Over and over and over;

  • Hangover;

  • Bueno;

  • No no no no no (с жужжанием между словами);

  • В одном наушнике: love me love me love me love me;

  • В другом наушнике: no way no way no way no way.

Обратите внимание, что когда вы фокусируетесь на каком-либо слове или словосочетании из списка, оно магическим образом начинает звучать в аудио. В основе этой иллюзии лежит стремление мозга находить известные ему последовательности в любом хаотичном потоке информации. По той же самой причине нам кажется, что облака похожи на предметы и животных, а также будто на подгоревшем тосте изображён лик Иисуса. Подобные аудиозаписи можно считать звуковым аналогом теста Роршаха.

Видео: Аудиозапись с меняющимися словами

Превращение из гусеницы в бабочку

Процесс метаморфоза напоминает магию даже при наблюдении со стороны, а уж то, что происходит внутри загадочного кокона, иначе как чудом не назовёшь.

Многие думают, что гусеница прячется в свой кокон лишь для того, чтобы отрастить крылья и несколько пар тонких лапок. На самом деле метаморфоз имеет больше общего не со спонтанным отращиванием конечностей, а с отливкой металлов. Тело гусеницы внутри кокона превращается в своего рода органический клей из протеинов. В нём плавают клетки имагинального диска, которые (подобно стволовым) могут образовывать любые ткани. Из них и выстраивается новое тело насекомого, отличающееся по структуре от тела гусеницы.

Удивительнее всего то, что бабочка, формирующаяся из клея, обладает памятью о своей прошлой жизни в форме гусеницы. Опыты показали, что гусеницы, приученные избегать определённых запахов, продолжают их избегать и после того, как становятся бабочками. Возникает закономерный вопрос: где же, чёрт возьми, у них располагается память?

То, что происходит внутри кокона, ещё удивительнее, чем кажется снаружи

Бесовские маятники

Эта завораживающая демонстрация волновой динамики выглядит как магия или действие какой-то хитрой программы. На самом деле, маятники здесь самые обыкновенные, а разгадка кроется в старых добрых законах физики.

Основное значение имеет длина нитей, на которых подвешены грузики. Маятник на самой длинной нити совершает 51 колебание в минуту, следующий — 52 колебания, и так по возрастающей до последнего, висящего на самой короткой нити и раскачивающегося 65 раз в минуту.

Из-за этих различий маятники движутся не синхронно. Хотя алгоритм движения абсолютно одинаков, каждый из них находится на своём «шаге» (раскачивается в ту или иную сторону или замирает). По прошествии 60 секунд они вновь выстраиваются в одну линию, и цикл повторяется.

Видео: Завораживающие колебания маятников

«Жуткая» квантовая запутанность

Квантовая запутанность явно не относится к трюкам, которыми можно развлечь друзей на вечеринке, но её сходство с магией неоспоримо. Чего стоит одно только странное название этого феномена.

Если вкратце, то квантовая запутанность — это нечто среднее между телепатией и телепортацией. Когда две частицы образуются в результате одного и того же процесса, например, атомного распада, между ними появляется мистическая связь, благодаря которой они обмениваются информацией друг о друге. Это означает, что, зная состояние одной из них, можно без осуществления измерений с точностью описать состояние второй, даже если они находятся на разных концах галактики.


Эйнштейн называл такое явление «жутким дальнодействием», потому что, по всей видимости, такие частицы способны обмениваться информацией на скорости, превышающей световую, а это совершенно невозможно. Ведь тогда получается, что они каким-то образом узнают о состоянии друг друга без обмена данными.

Квантовая запутанность (как и вся квантовая механика в целом) до сих пор заставляет учёных недоумевать. На сегодняшний день она лучше всего подходит под определение магии.

Квантовая запутанность — научный феномен, который по праву можно считать синонимом волшебства

Большинство рассмотренных загадочных явлений находят объяснение в рамках биологии, психологии и физики. Некоторые из них, правда, до сих пор приводят учёных в замешательство, но есть все основания надеяться, что и эти тайны будут в скором времени разгаданы.


© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры