Мария Пахоменко: биография, личная жизнь и фото певицы. Больную марию пахоменко украл у мужа жиголо из израиля Мария пахоменко личная жизнь

Главная / Измена жены

В начале сентября муж народной артистки Марии Пахоменко, композитор Александр Колкер, объявил во всеуслышание: жена пропала! Верните мою Машеньку! И даже обратился с открытым письмом с обвинениями в адрес своей дочери Натальи. Якобы та украла родительницу, страдающую болезнью Альцгеймера , пишет «Комсомольская правда».

— Мы забрали маму к себе два месяца назад, — рассказывает свою версию Наталья Пахоменко. — Позвонили соседи по поселку. Они видели, как отец бьет маму. Мы с мужем поехали на дачу. И уже на входе я услышала дикие крики. Вхожу и вижу: он бьет ее по голове. Объяснил, что она не поставила за собой пустую чашку в мойку, а он приучает ее к самостоятельности. Я решила, что мама не заслуживает такой судьбы. Поэтому и забрала ее себе.

Мария Леонидовна, которую поклонники помнят белокурой красавицей с густой косой и уникальным голосом, по словам дочери, частенько бывала в синяках. В этот раз еще и весила 38 килограммов при росте 160 сантиметров. Боялась любого шороха.

Легенда советской эстрады с мужем и ее дочь с семьей живут на одной лестничной площадке, дверь в дверь. И это сильно осложняет дело.

В феврале этого года по СМИ прошла тревожная новость: народная артистка Мария Пахоменко пропала.

— Я узнала о том, что мама пропала, только на следующий день, — говорит дочь. — И то случайно: сосед зашел и попросил вернуть ему куртку, которую он дал Марии Леонидовне, встретив ее во дворе в домашней одежде. А отец все это время спокойно сидел дома и не заявлял в полицию. Даже не поинтересовался, не у меня ли она находится. Достаточно было одного телефонного звонка!

А следующее обвинение Натальи в адрес отца звучало бы чудовищно, если бы ему не было документального подтверждения в виде медицинских справок о множественных переломах ребер и около десятка свидетелей.

— В больнице ей сделали рентген: половина ребер сломана, и переломы уже застарелые, — говорит дочь. – А однажды она попала на скорой в отделение с травмой копчика. Колкер потом объяснил: упала со стремянки. Но у них дома и стремянки-то нет!

Наталья хочет только одного: чтобы ей дали спокойно ухаживать за матерью. Марию Пахоменко нужно положить в стационар на профилактику. А документы, включая паспорт, медстраховку, остались у Колкера. Он обещает: как только дочь отправит мать в больницу, он сразу же заберет.

У мужа Марии Пахоменко , заслуженного деятеля искусств России, композитора Александра Колкера, другая версия.

— Проблемы в нашей семье начались полгода назад, когда появился этот жиголо, — говорит Александр Наумович. — Какой он муж? Он брачный аферист, нашел Наталью по Интернету. И теперь живет в ее квартире, забрал у нее машину, которую я подарил дочери. Знаете, что он сказал летом, когда выгнал меня с дачи в Нарве? «Вали отсюда!» — и это мне, заслуженному пожилому человеку. Он высокого роста, намного выше меня, и я с ним не смогу справиться. Пришлось уехать и лето провести в городе.

А теперь они украли еще и мою жену. Я прожил с Марией Леонидовной 54 года. Писал ей песни, ухаживал за ней все последние годы, стирал белье, у нас даже стиральной машинки нет — некуда поставить в нашей маленькой квартире. А теперь дочь говорит, что я бил свою жену? Где логика? И где документы, подтверждающие это? Она клевещет! И я никогда с ней не помирюсь, после всего об этом не может быть и речи. ВИДЕО 100ТВ

Печальная весть - в Санкт-Петербурге скончалась известная советская певица Мария Леонидовна Пахоменко.
Причиной смерти называется воспаление легких. По сведениям СМИ, которые ссылаются на родственников певицы, Пахоменко в последние годы страдала от болезни Альцгеймера.

Она скончалась в одной из больниц Санкт-Петербурга на 76-м году жизни. Певица была особенно популярна в 1960-1970-е годы. Хотя Мария Пахоменко уже давно не выходила на эстраду, ее творчество хорошо знакомо людям не только старшего поколения по исполнению таких популярных песен, как «Качает, качает», «Рябин», «Стоят девчонки», «Ненаглядный мой», «Журавль в небе», «Школьный вальс», «Лучше нету того цвету».
В 1971 году Мария Пахоменко стала первой советской певицей, которая победила на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии. Год спустя она завоевала главный приз на фестивале "Золотая пластинка" в Каннах. В 80-х годах прошлого века певица вела на ленинградском телевидении цикл программ "Приглашает Мария Пахоменко".

Время и место похорон станут известны позже.

Время беспощадно. Уходят молодость, красота. Но в сердцах зрителей звучит похожий на чистый ручеек голос молодой и красивой певицы...

Вечная память.

Под катом - биография певицы и видеозаписи.

Мария Пахоменко родилась 25 марта 1937 г., жила в Ленинграде. Росла в обыкновенной семье. Дочь ленинградского милиционера пела в школьном хоре. Маша пела с подружками из 7 класса, организовав вокальный квартет. Квартет пошел во Дворец культуры им. Первой пятилетки. В этом доме культуры в вокальном классе девочки учились вокалу. А выступали они в концертах самодеятельности. Девочки выросли и разошлись в разные стороны.
Маша начала учиться в радиотехникуме. Об артистической карьере и не помышляла. Но петь хотелось. И снова - квартет, ставший профессиональным под руководством В. Акульшина. Квартет пригласили в Молодежный ансамбль Дворца культуры им. Ленсовета. С этим ансамблем поездила по стране, выступала на Фестивале молодежи 1957г. в Москве. Тогда сцена стала для нее привычной.
Позднее окончила музыкальное училище им. М.П. Мусоргского. Выступала с ансамблем ДК им. Ленсовета.

В Ленинградском электротехническом институте был организован студенческий самодеятельный коллектив, который ставил очень смешные обозрения. В этот коллектив и позвали М.Пахоменко. Именно там она познакомилась со своим будущим мужем, очень известным музыкантом и композитором Александром Колкером ("Свадьба Кречинского", "Труффальдино из Бергамо", "Трое в лодке, не считая собаки", "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Волшебная сила искусства" и др.), студентом ЛЭТИ. В то время он играл на скрипке. А.Колкер в своих воспоминаниях рассказывает: "Мне стоило больших усилий уговорить Машу выступить в новом амплуа и записать свою первую сольную песню "Качает, качает, качает". Песня была написана к спектаклю "Иду на грозу" по роману Д.Гранина. Дебют М.Пахоменко был несомненной удачей. Песня эта потом зажила самостоятельной жизнью. Молодой, удивительно чистый, а главное, незнакомый машин голос сыграл здесь важную роль".

В своей книжке "Лифт вниз не поднимает" он написал: "Ей было тогда 19. Мне - 23. У нее была толстенная до щиколоток белая коса и абсолютный слух. У меня были песни, скромная популярность и учащенное сердцебиение. 45 лет мы вместе. Мне повезло вдвойне. Маша красива и умна - редкий случай. Моей везучести просто нет предела. Маша красива, умна и предана своей семье. Весь день она колготится, ни разу не присев: продуктовые магазины, обед, стиральная машина, уборка. Отдых для нее наступает только к вечеру, когда, наведя скромный макияж, она едет на сольный концерт."

С 1964 года — солистка Ленинградского Музыкального эстрадного ансамбля под руководством Бадхена и Колкера при Ленконцерте. У каждого эстрадного исполнителя есть своя «визитная карточка». У ленинградской певицы Марии Пахоменко их десятки, так много хороших песен она спела. Именно благодаря ей, с трудом найдется в нашей стране человек, который бы не знал: все девичьи беды оттого, что «на десять девчонок по статистике девять ребят...».
Её голос как чистый ручеек. Волосы как водопад. Её обаяние бесконечно. Так говорили и писали о Марии Пахоменко в 60-е. Один из западных журналистов назвал её "Нежной Машей".
А она была на сцене и нежной, и страстной, и печальной, и озорной. И, главное — очень искренней. «Качает, качает», «Признание», «Разговоры, разговоры», «Лучше нету того цвету», «Чудо-кони» — исполнив эти и многие другие песни, Мария Пахоменко стала любимицей всей страны.

Мало кто знает, что в начале 70-х певица могла сняться в кино. Да ещё и в таком выдающемся, знаковом фильме, как 17 мгновений весны. Предложение поступило, когда Мария Пахоменко находилось на гастролях.
Пахоменко: И вот в разгар гастролей раздается звонок и Лиознова говорит: “Я вас приглашаю сняться в этом фильме. Поверьте мне, что это будет очень хороший фильм, вы там должны будете сыграть жену Штирлица. А Штирлица сыграет Вячеслав Тихонов”. У меня прямо сердце в пятки. Она сказала “многосерийный фильм”. Она какое-то такое слово сказала, то, что меня остановило. Я сказала, что вы меня извините, мне, конечно, очень хочется, но я не могу. Она забыла сказать слово “эпизод”, о чем я сожалею всю жизнь. Она мне потом сказала: “Хотели только ваше лицо»

Записала 10 дисков-гигантов и сняла на телевидении 6 музыкальных фильмов, вела телепередачу "Приглашает Мария Пахоменко";
С песней "Чудо-кони" в 1968 году заняла первое место на международном конкурсе грамзаписи МИДЕМ (Канны, Франция).
В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов пластинок Марии Пахоменко. За это певицу удостоили «Нефритовой пластинки» — престижной международной премии, вручаемой в Каннах, 1972.

Призы и награды:
1-е место на конкурсе, проведённом радиостанцией «Юность» (1964), — за исполнение песни «Опять плывут куда-то корабли»
1-е место (приз «Нефритовая пластинка») на международном конкурсе грамзаписей MIDEM в Каннах (1968)
Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей» (Болгария, 1971) — за песню «Чудо-кони» (А. Колкер — К. Рыжов)
Народная артистка Российской Федерации (1998)

Мария Пахоменко. "Качает, качает"

Мария Пахоменко. "Стоят девчонки"

Мария Пахоменко. "Лучше нету того цвету"

Мария Пахоменко. "Школьный вальс"

Мария Пахоменко. "Песня о первой любви"

Мария Пахоменко Сладка ягода

Мария Пахоменко. "Ненаглядный мой". Песня года - 1971

Музыка - одно из самых прекрасных изобретений человечества. Она обладает удивительной способностью пробуждать самые потаенные чувства, менять настроение слушателя в мгновение ока. В былые столетия композиторы, писавшие прекрасные мелодии, пользовались огромным уважением и любовью слушателей. Однако сегодня о тех, кто сочиняет музыку, вспоминают реже, и весь успех чаще достается исполнителям.

Композитор Александр Колкер, подаривший миру немало прекрасных мелодий, к счастью не относится к числу недооцененных композиторов. Кроме необыкновенного таланта Александра Наумовича, в этом есть и заслуга его супруги - Марии Пархоменко, которая являлась исполнительницей большинства его прекрасных песен.

Александр Колкер: биография ранних лет

О своем детстве знаменитый композитор не очень любил распространяться. Известно, что родился он в Ленинграде в 1933 г. Музыкальные способности юного Александра довольно рано проявились, и родители отдали его в специализированную школу учиться игре на скрипке. Когда парню исполнилось 17 лет, он с успехом закончил обучение. Однако связать свое будущее с музыкой не рискнул, поэтому отправился изучать профессию инженера в Электротехнический институт.

Начало творческого пути

Несмотря на вполне успешную учебу в одном из самых престижных вузов Ленинграда, Александра Колкера не оставляло желание заниматься музыкой. Поэтому он в свободное время посещал композиторские курсы Иосифа Пустыльника при ленинградском Союзе композиторов. Использовать получаемые знания на практике талантливому юноше пришлось довольно скоро. Он начал писать музыку для студенческих театральных постановок в родном вузе. Кроме этого, парень был одним из инициаторов создания Молодежного эстрадного ансамбля в Ленинграде. В 1956 г. Колкер Александр Наумович закончил учебу в институте и был отправлен работать инженером в лабораторию при одном из заводов в Ленинграде. Однако пробыл он там недолго. Вскоре мужчина стал профессиональным композитором.

Александр Колкер и его муза и супруга Мария Пахоменко

К началу шестидесятых Александр Наумович был уже довольно известным композитором, популярным среди ленинградской интеллигенции. Вот только всесоюзная, а позже и всемирная известность пришла к нему благодаря его супруге - Марии Леонидовне Пахоменко. Познакомившись с этой скромной девушкой с удивительным голосом и абсолютным слухом, композитор влюбился в нее с первого взгляда. Несмотря на то, что у начинающей певицы было немало ухажеров, она ответила на чувства Александра Колкера, который, к слову, обладал не очень выразительной внешностью. Вскоре молодые люди поженились. Так возник музыкальный союз, который породил немало прекрасных и душевных песен.

Несмотря на то, что творения Колкера позже исполняли и такие звезды музыкального небосвода, как Лидия Клемент («День и ночь»), Иосиф Кобзон («Разве не бывает зависть - белая») и Муслим Магомаев («Пожалуйста, не плачь»), большинство хитов Александра Наумовича пела именно Мария Пахоменко. В 1964 г. первые песни Колкера в исполнении супруги были записаны на пластинку журнала «Кругозор». Среди них такой известный хит, как «Качает, качает…». Он моментально прославил супругов на весь СССР.

Через два года вышла первая сольная пластинка Марии Пахоменко под названием «Песни А. Колкера». Здесь певица исполнила наиболее полюбившиеся слушателям произведения своего супруга, в том числе обожаемую миллионами композицию «Стоят девчонки, стоят в сторонке». Наиболее известные песни Александра Колкера, которые спела его жена: «Если б не было в мире влюблённых», «Красивые слова», «Рябина», «Сила любви», «Утоли мои печали».

Сотрудничество с Кимом Рыжовым

Кроме Марии Пахоменко, был в творческой судьбе Александра Наумовича еще один важный человек. Это автор текстов к большинству песен композитора - Ким Иванович Рыжов. Сотрудничество началось в конце пятидесятых и продлилось всю жизнь. Кроме того, этих мужчин связывала крепкая дружба, которая не померкла с годами. Именно Рыжов написал тексты к большинству хитов Колкера. Самые популярные совместные работы творческого тандема - песни «Журавль в небе », «Красивые слова», «Мне выпало счастье», «Стоят девчонки, стоят в сторонке», «Не спеши», «Не ошибись», «Ночной трамвай», «Прощание с морем» и конечно же хит «Эй, ухнем». Кроме этого, Ким Иванович написал слова и к многим мюзиклам своего друга.

Мюзиклы Колкера

Кроме написания мелодий к отдельным песням, Александр Наумович всегда тяготел к созданию более масштабных произведений - оперетт, которые сегодня модно называть мюзиклами. Многие из таких произведений, музыку к которым написал этот композитор, до сих пор успешно ставятся не только в России, но и в Украине, Чехии, Польше, Болгарии и других странах. Наиболее популярные - «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая собаки», «Овод», «Гадюка». А также всегда актуальная трилогия: «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина».

Наиболее популярные кинокартины, музыку к которым написал Александр Колкер

По мотивам некоторых мюзиклов композитора были сняты одноименные киноленты. Это «Труффальдино из Бергамо» с (озвучивал Михаил Боярский); «Трое в лодке, не считая собаки» с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным; «Свадьба Кречинского» и «Смерть Тарелкина». Помимо вышеперечисленных кинокартин, Александр Колкер песни писал и для других популярных лент. Его музыка использовалась более чем в тридцати художественных фильмах.

Первый кинопроект, в котором участвовал Александр Наумович, - это фильм-спектакль «Давайте знакомиться: месяц Май». Через два года композитор написал музыку к картине и Игоря Масленникова «Личная жизнь Кузяева Валентина». Позже Александр Колкер работал с Масленниковым над еще одним проектом - «Завтра, третьего апреля…». Среди наиболее известных кинокартин, к которым написал музыку композитор, - «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Последние дни Помпеи», «Мелодия на два голоса» и «Идеалистка». Также Колкер является автором музыки к документальной ленте о его супруге.

Александр Колкер: семья

Александр Наумович и Мария Леонидовна смогли сохранить свой союз на протяжении многих лет. О супругах часто ходили неприятные сплетни, к которым они скоро привыкли, ничего н отрицая и не доказывая свою правоту. Кстати, у пары родился только один ребенок - дочка Наталья. К сожалению, в последние годы жизни Марии Пахоменко (умерла в 2013 г.) в семье Колкера не все было благополучно. Певица страдала от тяжелой формы болезни Альцгеймера. В связи с этим в прессе печаталось множество статей, в которых Александра Колкера обвиняли в том, что он бьет супругу. При этом никто из людей, знающих близко эту пару, не подтвердил этого факта.

Что касается дочери Натальи, то у нее сложились очень прохладные отношения с отцом. Она даже взяла фамилию матери. После смерти Марии Пахоменко Наташа активно поливает отца грязью в прессе и пытается отсудить у него некоторое имущество. Хотя те же самые издания одновременно трубят на весь мир, что Наталья сама сдала больную мать в богадельню. Кто в этой ситуации прав, а кто нет - неизвестно. А поклонникам творчества Колкера и Пахоменко остается просто наслаждаться их произведениями и стараться поменьше читать о личной жизни звезд.

Занимательные факты

О жизни композитора имеется и очень интересная информация, о которой вы, возможно, никогда не слышали:

  • Долгое время в СССР Александра Наумовича не пускали на гастроли вместе с супругой, так как боялись, что они сбегут из страны. Но позже этот запрет был снят.
  • Своим духовных учителем композитор называл Василия Соловьева-Седого.
  • Колкер является автором автобиографической книги «Лифт вниз не поднимает!».
  • Одной из первых песен композитора, на слова Рыжова, которую спела Мария Пахоменко, была «Карелия». За нее он был удостоен Республикой Карелией звания "Почетного гражданина".
  • Несмотря на кажущуюся легкость звучания мелодий композитора, сыграть их не так просто, как кажется, о чем можно судить, лишь взглянув в ноты.

Александр Колкер, кстати, недавно отпраздновал свой 83-й юбилей. И несмотря на все свои проблемы со здоровьем и слухи, которые ходят о нем, он старается сохранять позитивный настрой.

Мария Пахоменко пела всегда. Даже в ее школьном дневнике красовалось: «Поёт на уроках». Школьные подружки во главе с Машей организовали вокальный квартет. «Сделаем уроки, друг за другом зайдем, соберемся, встанем в подворотне и как запоём до слез, так нам нравилось, - вспоминала она. - Прохожие восторгались: Ой, девчонки, кто вас научил так петь? Спойте еще!». Попасть на эстраду помог случай. Дом культуры Промкооперации в Ленинграде проводил набор в молодежный ансамбль. На прослушивании талантливых девушек заметил известный музыкант Анатолий Бадхен. Квартет в полном составе был принят. А вскоре девушкам представился уникальный шанс начать профессиональную карьеру.

С гастролями в Ленинград приехал знаменитый Олег Лундстрем. Он услышал пение девичьего квартета на репетиции в Доме культуры. «Лунстрем сказал: «Девочки, вы хотите работать у нас в оркестре? Если вы скажете да, то уже будете зачислены". Вы представляете наше ощущение? Мы чуть в небо не улетели. Домой все летели на крыльях, а мы жили рядышком, на этой же улице. Пришла и рассказываю матери и отцу, что вот такая вот история, что вот сам Лунстрем… Отец говорит: "Выброси все это из головы, а то я тебе покажу такого Лунстрема, что долго будешь помнить". И с этой мечтой было покончено», - рассказывала Мария Леонидовна.

Окончив школу, Мария Пахоменко хотела поступить в институт иностранных языков. Сдала все экзамены, набрала проходной бал. Но ее не приняли, объяснив, что пятерки она получила не по тем предметам. Девушка подала документы в первый попавшийся институт – Радиотехнический. И единственной радостью стал для нее эстрадный ансамбль. Но судьба, видно, знала, что делала. Там Мария познакомилась с Александром Колкером, в то время, в середине 50-х, начинающим композитором. Никто тогда и не предполагал, что буквально через несколько лет он станет автором настоящих шлягеров.

Говорят, что, ухаживая за Марией Пахоменко, он никому другому не оставил ни малейшего шанса… После рождения дочери репетиции в ансамбле пришлось приостановить. Квартет распался. Впервые Пахоменко вышла на сцену одна в 1963 году. Поначалу Мария не хотела выступать с сольными номерами. И тогда Александр Колкер настоял, убедил, что, имея такие вокальные и внешние данные, бояться не стоит. Кроме того, песня «Качает, качает», написанная им для спектакля «Иду на грозу» - это стопроцентный шлягер. Так оно и получилось… Уже через несколько месяцев песня звучала отовсюду. Зрители певицу обожали, Мария была им благодарна. «Я привозила целый багажник цветов. Потом ночью я наливала ванную воды, развязывала букеты, топила. А утром их по вазам расставляла. Это мой любимый ритуал был», - вспоминала она в телепередаче «Кумиры».

В 1968 году было продано более двух с половиной миллионов ее пластинок, она была удостоена «Нефритовой пластинки» - престижной международной премии, вручаемой в Каннах. А в 1971-м представляла СССР в Болгарии, на конкурсе «Золотой Орфей». Примечательно, что сама Мария Пахоменко на фестиваль ехать не хотела. Опасалась, что проигрыша ей дома не простят: наши «Золотой Орфей» еще ни разу не получали. Кроме того, она не хотела ехать без супруга - Александра Колкера, как это часто бывало в то время, вместе с ней из страны не выпускали. Но в Ленконцерте Марии сказали: «Не хочешь ехать - звони министру культуры Фурцевой и объясняйся сама». Она посчитала, что проще согласиться…

Прямо перед выходом на сцену певица хотела причесаться. И не смогла - тряслись от волнения руки. Тогда она просто распустила свои длинные, роскошные волосы. На жюри это произвело дополнительное впечатление… Когда узнала о победе, радостная Маша позвонила в Москву, в министерство: «Ура! "Гран-при" - наш!» - воскликнула она. Но важный клерк оказался не самым просвещенным: «Чего кричишь?! Гран-при, гран-при! А где первая премия?!» Кстати, денежную часть премии Мария Пахоменко потратила на праздничный банкет для друзей. А позолоченная статуэтка «Золотого Орфея» чуть не осталась в Москве. Екатерина Фурцева, хотела поставить ее у себя в кабинете. Но тут Пахоменко проявила характер и отказалась отдавать заслуженную награду.

В начале 70-х певица могла сняться в кино. Да еще в каком – «Семнадцать мгновений весны»! В разгар гастролей раздался звонок, и Татьяна Лиознова сказала: «Я вас приглашаю сняться в этом фильме. Поверьте мне, что это будет очень хороший фильм, вы там должны будете сыграть жену Штирлица. А Штирлица сыграет Вячеслав Тихонов». Но слова «многосерийный фильм» остановили певицу, она извинилась и отказалась. Если бы Лиознова не забыла сказать «эпизод», всё могло сложиться иначе.

Известно, что самые лучшие песни для Марии Пахоменко написал муж, известный композитор Александр Колкер. Причем, сам Александр Наумович признался в интервью, что для него быть мужем Пахоменко намного почетнее, чем автором всем известных мелодий. В 1976-м Марии Леонидовне было присвоено звание заслуженной, в 1999-м – народной. Но самое главное - ее искренне любят миллионы поклонников.

моей любимой и загадочной певице
Олег 58 2009-03-23 23:51:54

Песню в Вашем исполнении я впервые услышал, когда мне было примерно 8-10 лет, и я ее сразу запомнил, запомнил и полюбил. Это замечательная и душевная песня "Гуси-Лебеди". Текст и мелодию этой песни, и незабываемый Ваш голос я пронес через всю жизнь, и какова была моя радость, когда спустя почти сорок лет, мне, не без труда, удалось найти ее в интернете. Я хочу от имени многомиллионной армии Ваших поклонников, в день Вашего рождения, пожелать Вам здоровья, счастья, вечной любви. Знайте - Вас любят миллионы! Буду очень рад, если Вы мне ответите.

По словам супруга певицы - композитора Александра Колкера, его угрожают убить, чтобы завладеть имуществом

В этом году исполнилось 75 лет замечательной певице Марии ПАХОМЕНКО, снискавшей известность песнями «Качает, качает», «Стоят девчонки», «Чудо-кони», «Лучше нету того цвету», «Сладка ягода». В 1971 году она стала первой из наших артистов, удостоенной Гран-при конкурса «Золотой Орфей». К сожалению, вместо юбилейных публикаций и телепередач Мария Леонидовна стала героиней криминальной хроники. Сначала питерская полиция сообщила, что потерявшая память певица ушла из дома в неизвестном направлении и лишь спустя сутки нашлась с травмой головы в одном из супермаркетов. Потом появилась информация о нападении в подъезде на ее мужа - 79-летнего композитора Александра КОЛКЕРА. А недавно их 53-летняя дочь Наталья ПАХОМЕНКО шокировала всех заявлением, что Александр Наумович якобы зверски избивал больную Марию Леонидовну.

Я 54 года прожил с Марией Леонидовной, - говорит Александр Колкер, к которому я обратился за комментариями. - Написал ей десятки песен. Посылал письма в ленинградский обком Григорию Романову и замминистра культуры Косте Щербакову, чтобы пробить ей звание народной артистки. Я любил ее больше жизни и носил на руках. Когда ей поставили страшный диагноз - болезнь Альцгеймера, я был готов в лепешку расшибиться, чтобы продлить ей жизнь. А моя дочь рассказывает, будто я сломал Марии Леонидовне семь ребер и каждый день бил ее до крови. Мы же не в деревне живем, а в Санкт-Петербурге. Если я наносил такие побои, это должно быть где-то зафиксировано. Но дочка не смогла ничего показать. Заявила, что все документы потерялись в Институте мозга. Я позвонил туда, и директор института сказал мне, что Мария Леонидовна у них никогда не обследовалась. Таким образом, все, что говорит моя дочка, - клевета.
Да, зимой был случай, когда Мария Леонидовна пошла выносить мусор и потерялась. До этого она каждый день брала в туалете мусорное ведро и без проблем его выносила. Но, видимо, в тот день она плохо соображала. И вместо того чтобы пойти к мусоропроводу, спустилась на лифте. А внизу ее увидел сосед-ханыга и сказал: «Маруся! Что ты раздетая? Надень мой бушлат! А то простудишься». И она с мусорным ведром прошла чуть ли не пять километров.

Гражданин Израиля

На меня доченьке обижаться не за что, - продолжает Колкер. - Я всегда делал для нее все. В свое время она захотела поступить в театральный институт. А хрена два туда поступишь без блата. Тогда ее папа сел в жюри. И ее туда приняли. Потом она захотела учиться в Университете культуры. Папа снова пошел к руководству и просил за нее. В итоге доченька окончила этот университет и стала в нем преподавателем. На нашем дачном участке в эстонском городе Усть-Нарва я выстроил для нее отдельный дом. Купил ей японскую машину «Нисан-Микро». Она могла прийти и сказать: «Папочка! У нас вечер в университете. Мне нужно на прическу 100 тысяч рублей».
Проблемы у нас начались полгода назад, когда рядом с Наташей появился гражданин Израиля Александр Беляев, который якобы когда-то учился с ней в одной школе. Этот человек нашел нашу семью через Интернет и сразу смекнул, что народная артистка России Мария Пахоменко и известный композитор Александр Колкер, вероятно, башлевые ребята, у которых есть квартира, дача и много денег. «Наташа, я тебя люблю!» - сказал он моей дочке, примчался, влез в ее квартиру и лег с ней в кровать. Ну, раз дочка его приняла, мы посадили его за стол со всей семьей - со мной, Марией Леонидовной и внучкой Машей.

Он представился ученым-генетиком. Но когда во время разговора у него стали прорываться блатные выражения, я понял, что никакой он не ученый, а настоящий жиголо, который решил, что наша семья будет его кормить и поить. Вскоре я убедился в правильности своих предположений.
Чтобы не тесниться с дочкой на одной жилплощади, еще лет 30 назад наша семья приобрела в кооперативном доме на набережной Черной речки две квартирки на одном этаже. Мы с Марией Леонидовной жили в «однушке» площадью 17 квадратных метров. Туда не входила даже стиральная машина - стирали в тазике. А дочке мы отдали трехкомнатную квартиру- 34 квадратных метра. Там стоит мой роскошный кабинетный рояль «Roenisch». В нашу «однушку» он, естественно, не помещался. И для работы мне пришлось купить себе маленькое пианино. Потом выросла внучка. У нее появилась масса ухажеров. Одну ночь она проводила с одним, следующую - с другим. Им с Наташей стало тесно в «трешке». Тогда я обратился к губернаторуЯковлеву - он помог мне купить еще одну квартирку - очень хорошую «двушку» на Афонской улице.

Купил пистолет

А полгода назад Наташа подошла ко мне и к Маше и сказала: «Ну что ж, родные мои, вам осталось жить не так много. Давайте я оформлю на себя все наши три квартирки и дачу! Не волнуйтесь! Если вы захотите пожить в квартирке получше, неужели я вам не дам?!» При этом жиголо не скрывал, что уже считает трехкомнатную квартиру своей. Он мне сказал: «Если ты подойдешь к МОЕЙ квартире, я тебя сделаю!» Я был вынужден купить пистолет, чтобы не закончить жизнь от рук этого подонка, который угрожает мне смертью.
На этом жиголо не остановился. Он забрал у дочки машину. Три месяца жил за наш счет у нас на даче. После обеда я шел мыть посуду, а он шел отдыхать в кровать. Дочка подходила ко мне и говорила: «Папуленька, ты не дашь мне 2-3 тысячи долларов? У него скоро день рождения». А потом они с жиголо посчитали, что дача мне тоже не принадлежит и они имеют право меня с нее выгнать. «Вали отсюда!» - кричала они на всю Усть-Нарву. Я сел в машину и уехал. Мария Леонидовна осталась с ними на даче. Потом они перевезли ее к себе в квартиру. Меня к ней не пускали. Когда к ней приезжала «скорая помощь», я стоял перед врачами на коленях. Умолял: «Верните мне мою Машеньку!» Но они мне сказали: «Ваша дочка говорит, что вы ее избиваете. Мы не можем вам ее отдать».

У меня украли жену! А ей необходим постоянный уход. Я даже не знаю, пьет ли она лекарства. Внучки нет в городе. Она со своими этими… уехала в неизвестном направлении. Дочка в 9 утра уходит в свой университет. И в квартире остается беспомощная народная артистка с жиголо и собакой. Однажды я услышал за стеной душераздирающий крик жены. Испугавшись, что жиголо с ней что-то сделает, я вызвал полицию. Приехали два 18-летних мальчика с автоматами. Позвонили, но им никто не открыл.
Скоро жиголо собирается везти Наташу в тур по Европе. Предварительно они планируют спрятать Марию Леонидовну, чтобы я ее - не дай Бог! - не забрал. А у меня ей значительно лучше. Это рыночные продукты. Это лекарства, которые стоят по 10 тысяч упаковка. Да что там говорить! Она моя любовь. Она полвека моя жена. Если бы общественность узнала, что вот так заканчивается моя жизнь и жизнь Марии Леонидовны, может быть, нашлись бы люди, которые пришли и этого жиголо из России выкинули.

Трое детей

Ошарашенный рассказом Колкера, я обратился к подруге Александра Наумовича и Марии Леонидовны.
- Я не верю, что Саша Колкер избивал Машу, как об этом рассказывает их дочь, - заявила бывший редактор легендарной радиопередачи «С добрым утром!» Эра Куденко. - Еще в прошлом году он приглашал меня отдохнуть к ним на дачу. И ничто не предвещало такого поворота событий. Да, с дочерью и внучкой Саша вел себя жестче, чем Маша. Просто звездные дети нередко теряют ощущение реальности. И начинают воображать, мол, они тоже что-то из себя представляют. А Саша трезво смотрел на вещи и пытался вернуть их с небес на землю. Когда Наташа захотела стать певицей, он сразу сказал, что ей не нужно этого делать. Может быть, оттуда у нее и пошли обиды на отца.
Возможно, что на нынешний конфликт с отцом ее в своих целях спровоцировал этот непонятный мужик из Израиля. Наташа, можно сказать, и замужем никогда не была.

В свое время она вышла за какого-то прибалта. Уже будучи от него беременной, уехала в Сочи на гастроли. И так долго отсутствовала, что муж не выдержал и сбежал. А с появлением этого мужика у нее наконец возникла надежда устроить личную жизнь. Вот она и пошла у него на поводу.
Мне удалось кое-что узнать про любимого мужчину Натальи Пахоменко - 55-летнего Александра Беляева. Оказалось, что он имеет троих взрослых сыновей и вопреки предположениям Колкера действительно занимается наукой - заведует лабораторией молекулярной цитогенетики растений в Институте эволюции Университета Хайфы.
- Александр работает у нас в институте с 1998 года, - заверила меня старший научный сотрудник Института эволюции Елена Иваницкая. - Зарекомендовал себя как специалист самого высокого класса. Другое дело - его человеческие качества. Но я с ним не дружу, вам лучше обратиться кОльге Раскиной из его лаборатории. Она работала с ним еще в России. И до недавнего времени была его женой. Кажется, до нее у Беляева было еще две жены. Точно знаю, что Ольга была у него последняя. Она родила от него ребенка.
- К сожалению, я вряд ли могу быть вам чем-то полезной, - неохотно вступила в общение Ольга Раскина. - В Израиль он эмигрировал в 96 -м году, последнее место работы в Петербурге - Ботанический институт имени Комарова. А обстоятельства, касающиеся нашего с ним брака и развода, - это моя частная жизнь.
Естественно, после всего услышанного у меня возник целый ряд вопросов к Наталье Пахоменко и Александру Беляеву.
- Боюсь, пообщаться с нами не получится, - сразу же отшил меня Беляев. - Наталья Александровна неважно себя чувствует. И вообще мы не хотим больше давать никаких интервью.

Кулаком по голове

Из интервью Натальи ПАХОМЕНКО:
- На всеобщее обозрение много лет выставлялась байка насчет их безумной любви. Перед камерами Колкер всегда был комильфо и душка. А когда двери закрывались, он превращался в садиста… Летом мама уехала с ним на дачу, где потерялась уже в четвертый раз за полгода. Он нанес ей такие страшные побои, что мне позвонили соседи и попросили срочно приехать, чтобы застать ее в живых… На даче я услышала звериный вой и мамины крики. Колкер со всей силы лупил маму кулаком по голове. Так он наказывал ее за то, что она, попив чай, не поставила пустую чашку в мойку… После этого я забрала маму к себе. У него она просто могла погибнуть. В тот момент она весила 38 кг. Врачи обнаружили, что у нее всмятку сломана вся грудная клетка…

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры