Почему Малахов ушел с первого канала: последние новости. Почему Малахов ушел с первого канала

Главная / Измена жены

Ещё долгое время всех будет занимать вопрос почему Андрей Малахов ушел с первого канала и "Пусть говорят", как и будут строиться версии на этот счет.

Уход Андрея Малахова с Первого канала стал мягко сказать неожиданным для большинства телезрителей. Слухов и домыслов об этом факте предостаточно и вряд ли истинная причина станет достоянием россиян. Однако многие невольно вздохнули с облегчением. Вынудили Малахова или он пожелал этого сам, все произошло добровольно и Андрея миновала роковая судьба Листьева и вопрос почему Малахов ушел с первого канала не будет отражен в истории с роковым и печальным оттенком.

Версия номер один: смена формата

Передачи «Пусть говорят» уже не раз меняли свой формат. Выходили они с элементами «Большой стирки», когда неожиданные и порой неправдоподобные истории героев получали огласку. Помнят зрители и теплые, почти семейные передачи, когда чествовали известных артистов и певцов. Не менее памятные трансляции в преддверии больших состязаний и музыкальных конкурсов.

Героями передачи были абсолютно разные люди от дворника до коронованных особ. Подобное длинное напоминание неспроста. Одна из версий ухода Андрея Малахова из «Пусть говорят» - это смена формата передачи. Данное заявление кажется несколько странным. Поскольку, как ведущий Малахов – 100%-ный профессионал и ответа почему Малахов ушел с первого канала эта версия явно не дает. Он умеет находить общий язык с артистами, политиками, спортсменами, равно как и с простыми людьми из глубинки. Трудно поверить, что ему была не подвластна необходимость смены собственного имиджа.

С другой стороны, версия вполне устраивает всех. Поскольку представить, что на Первом и главном телеканале страны вспыхнул конфликт небывалой силы, не просто трудно, а даже противно. Профессионалы с большой буквы должны находить общий язык и управлять своими эмоциями. Работа в большом коллективе это предполагает. Поэтому почему Андрей Малахов ушел с Пусть говорят эта версия не однозначна.

Масло в огонь от бывших гостей передачи: неужели скандал

На подмогу пришли Марина Анисина и Никита Джигурда. Эта парочка, где оба, друг друга стоит. Поставила в неудобное положение миллионы телезрителей. Ведь не много не мало, они отняли у них любимчика (по-собственному же признанию супругов). Фигуристка и чемпионка, безусловно великая личность, Марина Анисина сообщила о том, что отнесла заявление в полицию не только на Андрея Малахова, но также всю группу, которая работала с ним в 2015 году во Франции, где и разгорелся скандал (о сути которого не удалось узнать подробностей). Однако пролить свет на эту историю не представляется возможным. Поскольку вновь созданной команде также не удалось достичь договоренности и встрече с четой Джигурда-Анисина. Пара отказывается вести диалог в формате, предлагаемой редакцией канала. Причем, совершенно очевидно, что это не вопросы гонорара. Эта версия на вопрос почему Малахов ушел с первого канала ещё менее убедительно отвечает.

Тема для будущих передач: как Малахов стал нянькой

Еще одна оригинальная версия того - почему Андрей Малахов ушел с первого канала и передачи «Пусть Говорят», которая даже кажется забавной для телезрителей: Андрей решил стать бебиситтер. Ее подкинул сам Малахов в одном из первых интервью, где он еще полушутя косвенно подтвердил свой уход с Первого канала. Конечно, разве могла публика всерьез воспринять заявление столь популярного ведущего о том, что он отправляется в отпуск по уходу за новорожденным ребенком.

Однако самому ведущему, это вряд ли могло бы показаться смешным. Ведь декретные суммы в его ситуации вполне приличные. При этом совмещать воспитание ребенка с периодическим ведением свадеб и других торжеств – легко возможно.

Окажись это правдой, случай стал бы беспрецедентным и дал пример другим мужьям сразу по многим направлениям. Имеется в виду, не только умилительное объединение ребенка и отца, но также перспектива для заработка жены, возможность построения ее карьеры. В лучшие времена и коснись тема другой личности, наверняка, этот человек стал бы героем «Пусть говорят».

Считать чужие миллионы – дело не благодарное, хлопотное, да и бесполезное. Для этого существуют специальные службы и стоит оставить им эту привилегию. Но необходимо отметить, что на вопрос почему Малахов ушел с первого канала, есть версия о том, что Малахов покинул передачу за миллион (не уточненной валюты), и она также имеет право на жизнь.

Новый ведущий и проба пера: все ли так гладко

Личность спортивного новостника и без того хорошо знакома публике. Хотя интрига об имени, как и состоявшемся факте ухода Андрея Малахова с Первого канала, долго сохранялась. Ходили слухи о появлении в студии, как ведущего - Дмитрия Шепелева. Однако здесь нужна была личность известная и безупречная в глазах всей страны. Да, простит сам Шепелев, скандал с семьей Жанны Фриске был и есть не в его пользу.

Поддержать нового ведущего также Дмитрия, но уже Борисова пришли довольно известные люди страны. Правда, пока не чувствуется той свободы действий, которыми обладал Малахов. Острые вопросы, легкая ирония и проявление других человеческих качеств, не увидели телезрители в новых передачах канала.

Это заставляется мысленно возвращаться к истинности версии Джигурда-Анисина, хотя приписать Малахову не тактичность, наглость или другие качества с оттенком «желтизны» довольно трудно. Однако скованность Борисова заставляет думать, что «нет дыма без огня» и о чем-то новый ведущий уже предупрежден.

Телезрители настолько сильно полюбили «Пять вечеров», а после и «Пусть говорят», что популярность ее пока удерживается на довольно высоком уровне. Вероятно, так оно и останется, перемещаясь по наезженной с инерционным двигателем. Ответ же на вопрос - почему А. Малахов ушел с первого канала и «Пусть Говорят», останется на годы и годы интересен тем, кто является поклонником деятельности Андрея Малахова.

Недавно в СМИ появились слухи об увольнении с Первого канала Андрея Малахова, который работает там с 1992 года. По сообщениям Ruposters , телеведущий решил уйти на ВГТРК. Он более 10 лет является ведущим одного из самых рейтинговых шоу в стране« Пусть говорят», и для многих поклонников Малахова эта новость стала сенсацией. Однако ни сам Андрей, ни руководство Первого канала эти известия никак не комментируют.

instagram.com/malakhov007

Тем не менее в СМИ появилась новая информация. По сообщениям Русской службы ВВС , Андрей уходит на ВГТРК из-за решения руководства Первого канала добавить больше политических тем в эфир программы« Пусть говорят». Как оказалось, в мае этого года на телеканал вернулась Наталья Никонова, которая ранее работала в шоу Малахова, но ушла оттуда и стала продюсером передачи« Прямой эфир» на «Россия 1». Именно после ее возвращения и начался конфликт между телеведущим и руководством канала.


Дмитрий Борисов, Дмитрий Шепелев

instagram.com/ddborisov/, instagram.com/dmitryshepelev/

« Никонова вернулась на Первый, чтобы перетрясти общественно-политический блок перед президентскими выборами. <…> Когда она пришла, все не особо понимали, что происходит. Конфликта, как такового, не было, но все напряглись. Она же делала „Прямой эфир“ на „России 1“. А это г***о. Редакция не хочет г**но делать», — сообщил собеседник Русской службы ВВС.


instagram.com/malakhov007

Источник также отметил, что пока никто не писал заявления об увольнении, но в кулуарах уже обсуждают, что на место Малахова пробуются диктор« Вечерних новостей» Дмитрий Борисов и Дмитрий Шепелев, который недавно начал вести новое шоу на Первом« На самом деле». Стоит отметить, что ни один из них не подтвердил, но и не опроверг данную информацию.

Очередной темой для обсуждения в ток-шоу «Пусть говорят» пару недель назад стал сам Андрей Малахов. Что неудивительно. В последнее время только про него и говорят: ведущий написал заявление об увольнении и покинул Первый канал, скоро появится на «России 1», уходит в декрет. За Андрея стало как-то тревожно.

–I am still alive, – встретил меня Малахов на пороге собственной квартиры.

Телеграммы с этой фразой («Я все еще жив» в переводе на русский) посылал своим друзьям японский художник-концептуалист Он Кавара. Одну из них Андрей приобрел на аукционе и подарил жене Наташе. На телеграмме проставлена дата: день и год ее рождения.

Андрей в квартире на Остоженке на фоне работы Олега Доу. Справа – свинцовая скульптура «Ольга», Rita Jordens. Наверху – тематический плакат Виктора Говоркова

– Андрей, в журнале «СтарХит» напечатано твое открытое письмо об уходе с Первого канала. Но я уже и глазам своим не верю. Скажи лично: ты правда не вернешься?

– Да! Можешь на детекторе лжи проверить. 25 лет жизни, отданные Первому каналу, завершились, и я двигаюсь вперед.

– Все же при тебе: рейтинги, слава, деньги… Чего не хватало-то?

– Хватало всего. Но в какую-то секунду наступил кризис.

– Тот самый, среднего возраста?

– В мягкой степени. Да, 45 лет мне исполнилось в январе. И вот перед днем рождения случился кризис жанра абсолютно во всем. Начиная c тем программы, которые стали казаться вторичными: это уже было в «Симпсонах», и заканчивая полной неудовлетворенностью своим положением. Я всегда был в подчинении. Человек-солдат, исполняющий приказы. А захотелось самостоятельности. Смотрел на коллег: они становились продюсерами своих программ, сами начинали принимать решения. И вдруг пришло понимание: жизнь идет, и нужно расти, выходить из тесных рамок.

Козероги – они такие. Карабкаются, стараются, а потом всех посылают и идут карабкаться в другое место

– Помимо понимания нужно же еще силы в себе найти, чтобы удалиться из зоны комфорта?

– Иногда другого не остается. К пониманию прибавились какие-то кармические истории. 25 апреля в 18:45 меня вызвали и сказали, что мы меняем студию и должны уйти из «Останкино». А «Останкино» – это мой второй дом. Там своя аура, энергетика. Студию наша команда тоже никогда не меняла. Это место силы было. Мы заходили и понимали, что нужно делать. Я остался без дома и привычной атмосферы. И когда увидел новое помещение в тысячу метров против наших кулуарных двухсот, понял, что это точка, наверное. Я просто не потяну студию такого объема.

– Это лукавство, конечно.

– Может. Но когда у тебя конец сезона, новое место для съемок, ты физически не можешь сделать плохо, начинаешь заниматься самокопанием, ненужным саморазрушением. Думаешь, что ты и ведущий так себе, и ничего не получается, и твое время ушло… А потом мне прислали видео, как разбирают студию «Пусть говорят». Не знаю, с чем сравнить то, что я почувствовал. Наверное, если бы в морг привели и показали, как препарируют близкого тебе человека… И вот так – капля за каплей – выжигали все, что дорого, к чему я был душевно привязан. Дальше понимаешь, что ты столько лет что-то строил и не можешь себе позволить вот так пропасть. Понимаешь, что наступил новый этап. Ты должен закрыть эту дверь.

Главный редактор «Антенны» Елена Красникова и главный редактор «СтарХита» Андрей Малахов

– С какой силой?

– Не хлопнув ни в коем случае. А именно закрыть с совершенной благодарностью в душе. С уважением и огромным теплом к людям, с которыми работал. Это самое важное – научиться быть благодарным. Когда отдаешь людям тепло и добро, это всегда возвращается в той или иной форме. Вот мой главный внутренний девиз – и в работе в том числе. Я честно довел сезон до конца. И – опять совпадение – мне позвонили с канала «Россия 1» и предложили стать продюсером собственной программы. Человеком, который будет сам решать, что делать, как вести и какие темы освещать.

– И все? Вот так решил, плюнул и пошел?

– Наташа недавно читала книжку про Козерогов. Сказала, что люди этого знака именно такие: пол­зут-ползут долго, карабкаются, стараются, ногти ломают, а потом вдруг всех посылают и идут карабкаться в другое место.

Хотя, конечно, было бы приятно вый­ти на пенсию с одной записью в трудовой. Я и сейчас-то на Первом один из динозавров оставался.

– Леонид Аркадьевич Якубович неплохо себя в роли динозавра чувствует.

– Он особый. Леонид Аркадьевич пишет программы по воскресеньям, когда в телецентре никого нет. Начинает в 8 утра, отрабатывает восемь программ. При любой задержке более 15 минут встает и уходит. Таким образом, он бывает в пустом «Останкино» один раз в два месяца и в остальное время никого не видит и не слышит. И потом, он не борется за темы, не ловит героев…

– …они сами с баночками да пирожками идут…

– Вот-вот, у нас разные истории немного.

На стене – работа британского художника Джулиана Опи

– Я помню рассказ о том, как ты увольнялся из «Доброго утра». И заботливые коллеги собрали твои вещи в коробочки и выставили перед дверью. С тех пор на работу ничего лишнего не приносил. То есть сейчас совсем без коробок обошлось?

– Все статуэтки «ТЭФИ» в «Останкино» остались. А вон там, в соседней комнате, две коробочки. Но я сам их вынес, чтобы не выставили.

– А можно посмотреть? Просто интересно, что человек накапливает за 25 лет работы.

– Пойдем… – Андрей открывает коробку и показывает, что внут­ри. – Смешные новогодние открытки. Просто люди присылают, зная, что я собираю тематические марки, погашенные 31 декабря, например.

Книжка Ирины Понаровской. Хочу сделать с ней интервью, она много лет о себе не рассказывает. И таким образом желание визуализирую.

О! Старая кассета с «Шоу Джерри Спрингера» (американский «дедушка» «Пусть говорят»). Оно было дико популярно, когда я учился в Америке. Молитвослов. Прибор для измерения давления.

Все, что нажито непосильным трудом: содержимое коробочки из «Останкино»

– Такая папочка тщеславия.

– Да-да. Детям и внукам показать.

Что еще? Фотографии, явно на работе сделаны. Журнал, вышедший под премьеру «Большой стирки», 2001 года. А заголовок какой, посмот­ри: «Андрей Малахов становится серьезнее». И вот наконец стал, видимо.

Фотография с Зыкиной, компакт-диски с песнями Кати Семеновой. Медаль за освещение Олимпиады. Набор миниатюрных книжек с Высоцким, подарок. И спрей освежающий для лица. Вот.

– Как-то грустно…

– Так, а что… На том свете и этого не понадобится.

– Не-не-не, стоп, мы про новую жизнь разговариваем. Твой уход – новость номер один. И слухов в интернете куча. Можешь прокомментировать, чтобы тему закрыть раз и навсегда?

– Ты повторяешь путь Максима Галкина, который неудачно на «Россию» сходил… Это не мое утверждение. Народ муссирует.

– Хм. Большой спор тут, знаешь ли, насколько неудачно. Максим Галкин сходил так, что выстроил себе огромный замок в Грязи, родил детей в свободное от эфиров время, занимался самообразованием, наслаждался жизнью. Шесть лет вел рейтинговые «Танцы со звездами». И вернулся в расцвете сил.

И я напомню: об уходе Максима Галкина руководство узнало из его же пресс-конференции в прямом эфире. Я, как человек команды, предупредил об уходе за два месяца. В прощальном письме даже написал, что часть ДНК Первого канала течет в моей крови…

Большой спор, знаешь ли, насколько неудачно Максим Галкин на «Россию» сходил

– В письме?

– Да, я хотел объясниться таким образом. Когда ты что-то говоришь, это может быть не всегда услышано. А письмо… Его перечитать можно.

– Слух под номером два: уход спровоцирован Дмитрием Шепелевым, которого привели якобы тебе на замену.

– Ну нет. Я не ребенок и знаю себе цену.

– На ведущего «Пусть говорят» стали пробовать Дмитрия Борисова, которого сейчас и показывают в эфире.

– К тому моменту мое заявление на канале лежало месяц. Понятно, что нужно кого-то искать.

Продолжение читайте на странице 2.

– Ты уходишь в декрет?!

– Наташа скоро станет мамой. И у меня действительно была идея взять небольшой отпуск. Но в том графике, в котором я работал последние два месяца, я бы и жену из роддома встретить не успел.

– То есть причина ухода – все-таки конфликт с новым продюсером «Пусть говорят» Натальей Никоновой.

– Можно я промолчу...

– Андрей, а продюсируемая тобой программа что собой представлять будет? И, надеюсь, ты не собираешься сидеть за кадром!

– Название «Андрей Малахов. Прямой эфир». И это тот же Андрей Малахов в кадре, к которому все привыкли, просто с большей свободой действий, большим пониманием того, что нужно зрителю.

На заднем плане: ковер Нади Леже из коллекции автора «Жди меня» Константина Симонова

– Думаешь, аудитория «Пусть говорят» уйдет за тобой? Или будет другая? Вообще, для кого ты работаешь?

– Иногда какие-то программы выстреливают таким образом, что их начинают обсуждать даже школьники начальных классов. Предсказать, кто сегодня включит телевизор или кто сегодня посмотрит это в интернете, невозможно. У всех есть приставки, отложенные просмотры, сейчас никому не надо нестись к определенному времени, чтобы не пропустить что-то важное. А вот что будет работать всегда – так это сарафанное радио: а ты видел? а ты слышала? что думаешь? Я не верю, когда люди говорят, что они ничего не слышали про Дану Борисову или про Диану Шурыгину. Слышали. И они точно знают, что слышали это от меня. Важно чувствовать настроение, что человека зацепит именно сейчас.

Не верю, когда люди говорят, что ничего не слышали про Диану Шурыгину или Дану Борисову. Слышали. От меня

– Можешь привести пример, кто из твоих коллег это чувствует?

Лена Летучая почувствовала время (ведущая, кстати, была редактором программы «Пусть говорят»). Она сегодня бо´льшая звезда, чем многие ведущие национальных каналов. Потому что контент, который Лена предлагала, попал в нерв и настроение зрителей. Ведь все ходят по кафе. И многие недовольны качеством еды или обслуживанием. Так вот, борьба за права потребителя сделала ее имя брендом. По аналогии с современным искусством это картина, которая должна тебя зацепить в определенный момент. Дальше ты можешь вырасти из нее. Но если работа сразу не заставляет задуматься, значит, это не твое искусство или художник ничего затронуть не в состоянии.

– Что тебя трогает в картинах? Расскажи.

Скажем, есть у меня работа Сержа Головача. Смотришь и думаешь, что это фото конца 20-х годов. Парад какой-то. А на переднем плане почему-то Маяковский. А на самом деле это 1 мая 2006 года в Санкт-Петербурге. И от работы ощущение, что ничего на самом деле вокруг тебя не меняется. И люди такие же. И даже Маяковский где-то ходит по Петербургу. Это про идею. Иногда само имя художника тронуть может. Поразил тебя какой-то его шедевр в свое время, но купить ты его не можешь. А частичку того, к чему прикладывал руку мастер, позволить в состоянии.

– Видела Глазунова на стене…

– Да. Мне было 12 лет. Мы пошли на выставку Ильи Глазунова в Манеж. Шел проливной дождь, стояла огромная очередь. И мы в ней вместе с моей тетей Ирой. Она в очень красивом мягком синем пиджаке, в такой шляпе… Она только вернулась из Франции. А я! Мне 12 лет, и я в нее влюблен. И вот заходим внутрь и видим эту «Русскую красавицу». Я обомлел… И те рисунки на стене, которые ты видела, они возвращают меня в детство. В них все завалено снегом, как в Апатитах. Старушка бредущая. И я вижу свою маму, она идет в храм…

– В строительство которого ты вложился?

– Начинал строительство мой папа. Потом, Царствие Небесное, его не стало. Надо было продолжить дело отца. Два года назад мы сделали красивую дорогу к храму. Скоро, если получится, установим в Апатитах памятник Пушкину работы Церетели.

Под плакатом Валерия Барыкина, стиль советский пин-ап. Справа: Владислав Мамышев-Монро в образе Мэрилин. На подоконнике арт-объект: покореженная взрывом бомба. Символизирует, во что превратится наша планета в случае войны

– Памятник в городе поместится?

– Да. Творчество Зураба Константиновича, как и программа «Пусть говорят», вызывает разные чувства. Но я считаю, что его работы со временем будут восприниматься совершенно по-другому. Так вот, в Апатитах есть библиотека и сквер имени Пушкина. И там на скамеечке будет сидеть Александр Сергеевич. Небольшой. С ним рядом любой сможет присесть и сфотографироваться. Пусть памятник станет новой достопримечательностью города.

– Андрей, почему не перевозишь в Москву главную достопримечательность Апатитов – свою маму?

– Я мечтаю об этом и какие только варианты не предлагал. Не хочет. Она продолжает работать в детском саду, занимается там с детьми со слабым зрением. Даже сейчас. Кризис, многие не уехали и продолжают водить детей в сад. Мама там бесконечно утренники устраивает. Звоню, спрашиваю, что у вас сегодня. А она: день одуванчика, день ВДВ, арбузный день.

– А я здесь не живу. Переехал к жене. Здесь, вот на этом диване, занимаюсь французским. Учительница приходит два раза в неделю в 9:30 утра. Использую также эту квартиру как склад или гардеробную, чтобы Наташину вещами не захламлять.

Если кто-то приезжает, даю ключи друзьям. Вечеринки здесь удобно устраивать. Посидели, выпили, закрыли дверь и разошлись. А потом пришла уборщица и все убрала...

– Как ваши семейные вечера проходят? Что собой представляет субботний вечер с Андреем Малаховым?

– По-разному. Раз в два месяца мы бываем у тещи с тестем на даче. И происходит такой мини-отчет: как у кого дела, чем живет семья, обмен мнениями по текущим вопросам. Либо мы вдвоем можем уехать куда-нибудь. Смена обстановки чуть расширяет время, и создается ощущение, что не один выходной был, а много-много дней. Хотя мы можем и дома остаться и смотреть сериал «Карточный домик», заказав еду из ресторана.

Вечерами обязательно пьем чай. Я же никогда не знаю, когда приду с работы, поэтому чаепитие – тот момент, когда мы с Наташей можем поговорить обо всем, обсудить, что тревожит, наш важный момент домашнего социума, создание личной ауры.

– А как Наташа отреагировала на твое желание сменить работу?

– Сказала, что примет любое решение. Но внутренне она, конечно, понимала: раз я взял ответственность за содержание семьи, то знаю, что делаю.

– М-м-м… Твою жену нужно содержать?

– Она же девочка! Ей нужно покупать весной и осенью какую-то одежду, украшения, сумочки, косметику. Мужчина может называться мужчиной, когда он в состоянии делать красивые поступки в отношении любимой. Да, Наташа работает сама. У нее есть семья, которая ей всегда поможет. Но я – муж. Я обязан окружить ее заботой. Пишут вон, что родители купили нам квартиру. И это звучит немножко смешно в ситуации, когда Малахова знает вся страна, а Forbes сообщает, что я зарабатываю миллионы. В общем, пора эти миллионы наконец-то заработать!

– Пока для крестников. Искал специально те самые книжки с картинками из СССР.

Выпуск так и не пустили в эфир, а меня Эрнст выкинул с первого. Но я всё равно публикую эту передачу в сокращенном варианте и текстом. Основной смысл передачи передан верно.

Почему аптеки предлагают устаревшие и опасные лекарства, при этом скрывая от людей правду о новом препарате от НИИ Ревматологии им. В.А.Насоновой, который распространяется за счет бюджета НИИ. Как получается, что аптечная мафия делает сотни миллионов на здоровье людей, губя их зрение?

Для беседы мы пригласили в студию главного специалиста НИИ, Людмилу Антонову.

Андрей Малахов: «Людмила Викторовна, как вы оцениваете ситуация с опасностью заболеваний, связанных со зрением?»

Людмила Антонова : Многие считают, что плохое зрение — это не слишком опасный вид болезней, который грозит только потерей части изображения. Это в корне неверное мнение. Плохое и нечеткое зрение с возрастом или с патологией крайне опасны и даже на раннем этапе развития, способны убить человека и сделать из него слепым. Во-первых , любая болезнь зрения — это предраковое заболевание. Даже на раннем этапе конъюнктивит может привести к образованию раковой опухоли. Чаще всего это рак костного мозга или рак крови. Оба крайне сложно излечимые и смертельные. Это пожалуй, самое недоотценённое по своей опасности осложнение возникающее у людей с больным и плохим зрением. Во-вторых , Нечеткое зрение часто приводит человека ослепнуть полностью. Внезапно переставший видеть какой-то из глаз, не видны дальние изображения или ближние — это весьма частое осложнение, возникающее у многих пациентов. Ослепнуть обрекает больного по сути на существование в качестве «разумного овоща». Что мало чем отличается от смерти. В-третьих , банальное снижение остроты зрения может «замкнуть» полностью зрение и вызвать осложнения любого органа — от печени до сердца. Мозг — это основа центральной нервной системы. И при её нарушениях, возникают сбои в работе внутренних органов, способные привести к самым разнообразным осложнениям.

Андрей Малахов: «То есть каждый у кого плохое и нечеткое зрение, находится в опасности?»

Людмила Антонова : Среди специалистов, заболевания со зрением считаются одними из самых опасных. В отличии от многих других болезней, возникающих у человека, они ведут не к каким-то временным проблемам со здоровьем, а развиваются только по нарастающей, постепенно сводя человека в могилу.

Заболевания зрения — причина миллионов людей со слепотой. Это, как бомба замедленного действия, которая не обязательно сработает сразу же, но с вероятностью в 100% рано или поздно взорвётся. К тому же ситуация с плохим зрением такова, что на первой стадии больной не может отличить болезнь от обычных симптомов, которые приходят с возрастом. Он осознаёт проблему, когда болезнь уже пошла по организму и лечить его по сути уже поздно.

Каждый год в России сотни тысяч людей слепнут от пониженной остроты зрения, спровоцированных именно болезнями с возрастом. Каждый из них ужасно мучается. В особой зоне риска находятся больные старше 40 лет.

Самое страшное в том, что до недавнего времени не существовало ни одного эффективного способа предотвратить начало слепоты. Если у человека имелось заболевание в средней или тяжелой стадии, то максимум, что ему могла предложить медицина — это лекарства, снимающие симптоматику. Не более того.

Андрей Малахов: «Каким образом сейчас лечат заболевания,связанных со зрением? «

Людмила Антонова : В большинстве случаев пациентам предлагают лечение хондопротекторами и иными препаратами, которые при самом хорошем результате могут затормозить развитие того или иного заболевания, не более того. В ряде случаев людей лечат уколами или при помощи хирургического вмешательства.

Первый вариант (хондопротекторы и другие таблетки) по сути бесполезен. Второй и третий — чрезвычайно опасны. Уколы способны только убрать болевые ощущения и чуть повысить четкость, при этом никаким образом не оказывая влияния на саму болезнь.

В итоге человек станет видеть лучше видеть процентов на 15 и считает, что у него всё в порядке, тогда как в организме уже может развиваться заболевание сетчатки. А операции на сетчатку глаза вообще очень часто заканчиваются инвалидностью или иными тяжелыми осложнениями. Их показано проводить только в самых крайних случаях.

Именно по причине низкой эффективности классического подхода к лечению, умы специалистов всегда занимала разработка препарата, позволяющего действительно лечить зрение и возвращать людям здоровье. В НИИ имени В.А.Насоновой мы создали первое в своём роде лекарство, которое способное действительно восстанавливать зрение.

Андрей Малахов: «Вы можете рассказать о нём?»

Людмила Антонова : Конечно. Это «Optivision» — уникальный препарат, у которого пока нет аналогов как за рубежом, так и в России.

На данный момент Optivision прошёл клинические испытания и показал на них чрезвычайно высокие показатели эффективности. Он помогает даже в запущенных и тяжелых случаях, восстанавливая зрение и возвращая в здоровый лад. По своим показателям лекарство уникально. Ни один другой препарат неспособен эффективно восстановить плохое зрение, вернув человека в полностью здоровое состояние.

Помимо России, успешно завершил клинические испытания в Швейцарии и США. Но пока мы не обеспечим им всё население России, он будет доступен только внутри страны.

Андрей Малахов: «Как так получилось, что такой препарат не пускают в аптеки? «

Людмила Антонова : Дело в том, что НИИ не занимается коммерческой деятельностью. И мы не продаём препарат, а распространяем его за чисто символическую цену, в рамках специальной программы. Именно в этом и состоит основной конфликт с аптечными сетями. Они хотят зарабатывать на больных людях, выжимая из них максимум, даже старые и неэффективные лекарства, например как Черника Форте, для этого подходят идеально. Тогда как наш препарат мало того, что решает проблему навсегда, так ещё и распространяется фактически бесплатно.

Мы впрочем нашли выход из положения — специалисты НИИ создали пециальный сайт на котором можно оставить заявку на «Optivision» и получить его. Всё, что нужно сделать — это просто оставить свое имя и контактные данные. После этого с вами свяжутся для уточнения удобного времени доставки. Мы постарались сделать все максимально просто, чтобы каждый мог получить лекарство, даже если раньше ничего не заказывал через интернет.

Андрей Малахов: «Помимо вас сегодня в студии присутствует Виктор Седельников — главный окулист России. Вопрос к вам Виктор Федорович — почему так получается, что уникальное лекарство созданное в России и распространяемое по такой цене не доходит до населения?»

Виктор Седельников : Андрей, я хочу заметить, что несмотря на должность, главный окулист в основном занимается координацией научных исследований и стратегическими вопросами. Я не имею никакого влияния на коммерческие аптечные сети. Всё, что я могу сделать — это рекомендовать им какой-то препарат.

Безусловно, «Optivision» был рекомендован с моей стороны. Собственно всё научное сообщество понимает, какой колоссальный прорыв в области лечения зрения был совершен. К моему глубокому сожалению, аптечные сети никаким образом не среагировали. Что в целом понятно и логично, так как в случае массового распространения препарата, они понесут многомиллионные убытки.

Сейчас мы прорабатываем вопрос о распространении Optivision через государственные клиники и больницы. Там правда присутствуют бюрократические заморочки, но надеюсь, что в течение ближайших 10-12 месяцев вопрос будет решен.

Андрей Малахов: «Получается, что до появления «Optivision» в клиниках пройдёт ещё как минимум год. Что делать людям, пока он не появится у врачей? «

Виктор Седельников : У НИИ есть официальный сайт проекта, на котором каждый может оставить заявку и получить «Optivision капли». Пока единственный выход — это воспользоваться им. Тем более, что насколько я понял, они доставляют препарат весьма быстро и в состоянии охватить любое количество людей.

Людмила Антонова : Небольшая ремарка по поводу «любого количества людей». На данный момент времени у НИИ не хватает объёмов производства для того, чтобы охватить всю страну. Поэтому мы попеременно проводим акции в различных регионах РФ. На текущий момент времени, препарат можно получить не только в городе Москва, но и по всей территории России. Там программа будет действовать до 25 ноября 2018г.

Андрей Малахов: «Что вы можете сказать на прощание нашим зрителям? «

Людмила Антонова : Я хочу обратить внимание читателей, что заболевания зрения и сетчатки «молодеют», так как многие стали проводить свое время за монитором и в телефоне. Не надо дожидаться, пока появится рак костного мозга или упадет острота зрения и вы будете просто ждать своей слепоты.

Важно! Был сделан вывод, что октябрь и ноябрь — лучшее время для начала лечения болезней зрения. Благодаря стабилизации средней температуры, ускоряется обмен веществ, усиливается циркуляция крови в организме, увеличивается приток крови и кислорода во внутренние органы, эффект от использования препарата возрастает. Излечение от нечеткого зрения, и также сопутствующих болезней происходит на 67% быстрее, чем это происходило бы в другое время года. Восстановление функций организма происходит на 100% в течение всего курса лечения.

Телеведущий Андрей Малахов только через год рассказал, почему ушел с «Первого канала». Журналист подтвердил часть теорий, которые начали появляться еще в июле прошлого года.

В прошлом году появилась новость об уходе Андрея Малахова с «Первого канала». С июля 2017 года выстраивалось много версий об уходе (или увольнении) журналиста. Только теперь стало понятно, за что Малахова выгнали с «Первого канала». Телеведущий сам обо всем рассказал.

Журналист не очень хотел разговаривать с коллегами из телеканала «Дождь» на эту тему. За год много чего изменилось. Малахов сменил канал, запустил свой (причем успешный) проект на YouTube и вроде бы забыл о «Первом канале». Но коллеги попросили телеведущего вспомнить прошлое.

Малахов подтвердил, что причина его ухода с «Первого канала» кроется в разногласиях. Телеведущий, по его словам, нес «золотые яйца» для компании и ни о чем не просил. Журналист лишь хотел надлежащего отношения к себе. Видимо, Малахов не получил желаемого, что и стало причиной ухода с «Первого канала». Телеведущий не уточнил, покинул ли он сам прежнее место работы, или его выгнали.

Своего преемника Малахов считает талантливым журналистом. По мнению телеведущего, Дмитрий Борисов за минувший год должен был стать суперзвездой. Тем не менее журналист предпочитает не встречаться с коллегой. Выпуски программы «Пусть говорят» с участием Борисова Малахов не смотрит.

Версии о том, за что Малахова выгнали с «Первого канала»

В июле прошлого года начали появляться разные версии насчет того, почему Малахова выгнали с «Первого канала». Главной причиной СМИ называли разногласие журналиста с новым продюсером программы «Пусть говорят» Натальей Никоновой. Телеведущий хотел взять отпуск по уходу за ребенком, поскольку тогда его супруга была беременной. Однако руководство поставило Малахова перед выбором – или декрет, или канал.

Есть еще одна версия, почему журналист ушел с «Первого канала». Эта версия тоже связана с Никоновой. СМИ узнали, что новая руководительница Малахова хотела разбавить его программу общественно-политическими темами. В рабочих моментах между Никоновой и Малаховым было много разногласий, из-за чего последнему пришлось уйти.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры