Пять веских причин, по которым Леонардо Ди Каприо может не получить «Оскар» в этом году. Почему Леонардо ди Каприо не дают Оскар? Почему ди каприо не получил оскар

Главная / Измена жены

Изучив биографию актера, слухи и сплетни Голливуда, а также вкусы Американской киноакадемии, мы нашли три причины, по которым Леонардо Ди Каприо вновь останется без «Оскара».

1. Внешность. Насколько академики обожают красивых женщин, настолько же ненавидят красивых мужчин. Иначе чем объяснить, что Анджелине Джоли, Джулии Робертс, Шарлиз Терон и Николь Кидман «Оскар» дали, а Лео, как и Брэду Питту, и Джонни Деппу, например, «золотой рыцарь» только снится.

Доказательством этой гипотезы служит то, что за свою самую романтическую роль – в «Титанике» Джеймса Кэмерона – Ди Каприо не получил даже номинации, хотя у фильма их было рекордных 14!

2. Ссора с Киноакадемией. В Голливуде поговаривают, что тотальное невезение Лео началось еще в 2005 году. На тот момент он уже успел стать любимчиком Мартина Скорсезе и снялся в трех его фильмах. Причем за последний – «Авиатор» – получил вторую номинацию на «Оскар», но награда ему не досталась. Говорят, тогда Скорсезе, которого Киноакадемия на той церемонии тоже «продинамила», но уже в пятый раз, рекомендовал Лео забыть про «Оскар» и взамен предложил долгую и плодотворную совместную работу и шикарные роли. Ди Каприо, вроде бы, согласился, и высказал академикам все, что он о них думает.

В пользу этой гипотезы говорит то, что впоследствии Мартин снимал Лео в «Острове проклятых» и «Волке с Уолл-стрит», а сейчас они вместе работают над экранизацией документальной книги Эрика Ларсона «Дьявол в белом городе» о первом официально зарегистрированном серийном убийце в США.

3. Серьезная конкуренция. Главными соперниками Лео в этом году называют Мэтта Дэймона, сыгравшего астронавта-героя в фильме «Марсианин», и Эдди Редмэйна, который воплотил образ одного из первых в мире людей, сменивших пол. И у того и у другого «Оскары» уже есть, но когда это мешало Киноакадемии?

И хотя только в прошлом году Редмэйна наградили за работу в фильме «Вселенная Стивена Хокинга», в 2016-м шанс получить статуэтку у него куда выше, ведь, говорят, больше всего академики боятся показаться нетолерантными, а значит, старания Редмэйна по превращению из художника Эйнара Вегенера в томную Лили Эльбе просто не могут остаться незамеченными.

И одной из этих причин было бы достаточно, чтобы актер и думать забыл про «Оскар», а у Леонардо их целых три. Так что, даже несмотря на то что в «Выжившем» Алехандро Гонсалеса Иньярриту Ди Каприо мастерски сыграл охотника, спасшегося в зимней тайге после схватки с медведем, «Оскар» в этом году ему вовсе не гарантирован.

Куда более вероятно, что «золотого рыцаря» либо получит актер, который сыграет самого Ди Каприо в фильме-биографии, либо Лео сам поднимется на сцену, но лет через 30, когда придет время признать его заслуги перед Голливудом.

7 января до российского проката дошел новый фильм оскароносного Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший». Главную роль исполнил Леонардо Ди Каприо, любимец публики и критиков, которого упорно обходят стороной на церемонии вручения наград киноакадемии «Оскар». У прекрасного Лео было три номинации на «Оскар» как актера. Но ни один ему так и не достался.

Вокруг этого феномена уже сочиняют невероятные конспиративные теории, а сама эта несправедливая ситуация стала бородатым мемом. Разбираемся, почему в этом году киноакадемия не отвертится.

(Всего 10 фото и 2 видео)

Лео + сценарий = любовь

Иньярриту адаптировал роман Майкла Панке настолько виртуозно, что за почти три часа фильма зритель забывает выдохнуть. Ди Каприо, как и всегда, подхватывает это напряжение. Он не просто существует в роли, он неотделим от сюжета, ведь сюжет построен вокруг его персонажа. И Ди Каприо, и сценарий держат друг друга.

В начальной сцене резни Ди Каприо единственный остается хладнокровным

Фильм открывается сценой резни между трапперами и индейцами. И трапперы, и индейцы в шоке и на адреналине. Все боятся смерти или увечья. Единственный, кто остается хладнокровным, - это герой Ди Каприо Хью Гласс. Может быть, ему и не нужно было оставаться хладнокровным по сюжету, ведь, когда на твой лагерь нападают разъяренные индейцы, тут уж даже самый отважный из храбрецов не выдержит. Но только не Хью Гласс. Он увел свою группу к лодке и повел дальше в горы.

Герой положителен во всем

Как правило, по законам сценарного мастерства, у протагониста есть темная и светлая сторона. Конфликт произведения нередко связан с противостоянием этих сторон. Но не в случае Ди Каприо. Лео смог показать человека, который верит в добро и справедливость, который готов победить саму смерть ради торжества правды. Только Ди Каприо смог сделать такого человека невероятно сильным и беспринципным.

Все актеры играют вокруг персонажа Ди Каприо

Еще одно сценарное нарушение структуры: все герои действуют вокруг главной линии персонажа Ди Каприо. Хью Гласс - единственный, кто идеально знает местность. После того как на Гласса напал медведь, он не смог двигаться сам, и группа оставила с ним добровольцев. Не хотим спойлерить, но поверьте, весь фильм вертится вокруг Гласса. Даем слово!

Сцена с медведем

О сцене с медведем было известно сразу после выхода трейлера. Это такая маркетинговая фишка фильма. Сразу хотим предупредить: медведь не насиловал Ди Каприо! Он на него просто напал, расслабьтесь. Сами посмотрите сцену и подумайте, какой человек сможет спокойно держать «Оскар», зная, что он не у Ди Каприо?

Ди Каприо отец

За всю свою карьеру в кино Ди Каприо сыграл отца только однажды - в «Волке с Уолл-стрит». В любом случае, там ребенок был маленький и никак не влиял на сюжет. В «Выжившем» Ди Каприо перешагнул в новое поколение ролей, здесь у Хью Гласса взрослый сын, который сопровождает его на охоте. Сначала Ди Каприо перешел от ролей симпатичных и потерянных мальчиков, а теперь он отошел от канона крутого интеллектуала. Теперь он выживший. Выживший мужик с сыном.

Парализован, но жив

После нападения медведя Хью Гласс стал прикован к носилкам. Только Ди Каприо может затмить игрой коллег в кадре, лежа без движения на носилках. А потом преодолеть даже боль в позвоночнике, на котором почти не осталось кожи, и отправиться мстить.

Выживание

Когда вы смотрите «Выжившего», вы существуете в наслоении смыслов в кадре: с одной стороны, вы видите Ди Каприо, который ползает по снегу, корчась от боли, который ест мозги животных и прижигает раны огнем. Но вы не видите Ди Каприо на самом деле. Вы видите Хью Гласса, траппера, который победил слабость и боль, вы видите самого сильного и отчаянного человека. И вы верите, что это Хью Гласс, а не Ди Каприо.

Библейский выбор в финале

Хью Гласс в финале делает свой библейский выбор касательно мести главному злодею в исполнении Тома Харди. В этот момент мы видим самого Ди Каприо, который точно так же не стремится за славой красавца или оскароносного актера. Он выбирал и выбирает роли, которые ему интересны, а не которые принесут ему толпы поклонниц. Он не боится показаться мерзким, отвратительным или несексуальным. Но, как и в фильме, он получает всё.

Как и его герой, он ведет всех вперед

Хью Гласс вел группу трапперов вперед. Присутствие Леонардо Ди Каприо среди актерского состава - это лучший показатель того, что фильм действительно стоящий. Ди Каприо ведет новое поколение киноманов к великолепным фильмам!

Леонардо Ди Каприо по праву считается одним из лучших голливудских актеров. Любая его роль в кино заслуживает внимания и поощрения со стороны критиков и «злополучной» А кадемии кинематографического искусства , что в некотором смысле и происходит, когда актера номинируют на различные премии. Но номинации, их количество и вручения сторонних премий никогда не сравнятся с вручением Оскара в жизни любой голливудской звезды. Ведь получить Оскар — значит внести со своей стороны особенный вклад в искусство создания кинофильмов.

В этой статье астролог нашего сайта Маргарита Аболина , специализирующаяся на вопросах карьеры, успеха и бизнеса, проанализирует индивидуальный гороскоп Леонардо Ди Каприо и расскажет о причинах «неудач» актера в номинациях на премию Оскар.

Леонардо Ди Каприо родился 11 ноября 1974 года в США в Лос-Анжелесе. Начнем рассмотрение индивидуального гороскопа актера с 1-го астрологического дома , а именно дома, отвечающего за характеристики личности и проявление себя в обществе.

banner_chyornaya_gif_728x90

В индивидуальном гороскопе Ди Каприо в первом доме мы видим скопление таких планет как Плутон, Уран, Меркурий и Луна . Плутон находится в соединении с Восходящим узлом — это говорит о том, что человек обладает уверенностью в себе, своих суждениях и умении влиять своей харизмой на окружающих. Уран и Меркурий — это рациональное, но, при этом, оригинальное мышление, отстаивание своих принципов, высокий интеллектуальный потенциал и «гибкость» ума. Человек с таким сочетанием планет в 1-ом доме умеет подстраиваться под ситуацию, но при этом, если необходимо, может повлиять на окружающих. В Точке Восхода у Леонардо Ди Каприо Луна находится в знаке Весов — это астрологический признак того, что актер обладает обаянием, физической привлекательностью и большим даром, т.е. талантом. Но, при этом, сочетание Луны и знака зодиака Весы говорит о потребности во внимании к своей личности, партнерстве, одобрении и поощрении. Вот здесь мы и видим первые кармические особенности знаменитости.

Непревзойденный талант, физическая привлекательность, острый ум и популярность, которую актер снискал еще в совсем юные годы — это положительный кармический багаж, доставшийся ему из прошлых жизней. Но вот жажда внимания и поощрения — это своеобразный кармический урок. В силу того, что человеку достались блага, выражающиеся профессиональным успехом, популярностью и финансовым благополучием, это провоцирует в актере скрытое тщеславие . Хотя внешне это может не демонстрироваться и маскироваться под видом равнодушия или высокомерия.

За финансовую обеспеченность и карьерный успех актера отвечает планета Марс, находящаяся в 1-ом доме рядом с Асцендентом . Это показатель того, что деньги и признание актер зарабатывает ценой собственных усилий, вкладывая в свою работу львиную долю энергии. То есть, опять же видно то, что популярность и удача Леонардо заслужена им кармически. Это с одной стороны позитивный момент, а с другой стороны — кармическое испытание.

Почему тогда Леонардо не дают премию Оскар? Ведь он был номинирован на нее аж 6 раз ! Многие фильмы, в которых он сыграл, были одними из самых масштабных картин в истории голливудского кинематографа, а каждая его роль — это бесподобное актерское мастерство.

Леонардо Ди Каприо — безусловная величина в зарубежном актерском искусстве и поэтому, то, что в предыдущих 5 номинациях Академии он, как по велению злого рока, не получает своей заслуженной награды — для многих кажется чистой несправедливостью. Отметим то, что большинство ролей Ди Каприо — действительно «оскаровские» , чего уж греха таить.

Что еще нужно ему сделать? Кого и как сыграть, чтобы получить свою давно заслуженную награду? И нужна ли она ему на самом деле с точки зрения кармических закономерностей?

banner_zagovor_flash

Выше мы указали, что в первом доме гороскопа Ди Каприо находится Марс в близи Асцендента , но если посмотреть на второй дом, отвечающий за материальное благосостояние и успех, мы опять видим Марс, но уже в сочетании с Солнцем и Венерой. Связь этих трех небесных тел в гороскопе еще раз демонстрирует мастерство, профессионализм, стремление к победе и преданность своей работе. Но для того, чтобы быть отличным профессиональным актером, вовсе не нужен внешний антураж и подтверждение статуса «статуэтками». Хоть премия Оскар и является отличительным признаком мастерства, к Леонардо Ди Каприо это не имеет серьезного отношения. В его гороскопе кармический урок , о котором мы сказали выше - испытание славой и преданностью работе, не дает ему достичь этой награды. Зачатки тщеславия , о которых говорит сочетание Сатурна и Юпитера в шестом и десятом доме , тщательно прикрыты и подавляются актером. Хоть мы и слышали слова Ди Каприо о том, что Оскар для него вовсе не является целью, все-таки разочарование от того, что волею судеб знаменитая статуэтка так и не находится в его руках, актер не может скрыть.

Согласно индивидуальному гороскопу у знаменитости есть шанс получить Оскар и скорее всего это произойдет, тогда когда актер пройдет это кармическое испытание славой и успехом, перестанет внутренне стремится к этой привилегии и обретет мудрость. Стремление и старания на профессиональном поприще, ради престижной премии в большей мере есть утешение гордыни. Оскар портит тщеславных людей. Это можно проследить на примере многих молодых актеров, которые, получив этот приз по счастливому c лучаю, зазнались и стали считать себя слишком хорошими для съемок во многих не культовых фильмах. Таким образом карьера их медленно сошла на нет, ведь важно старание и преданность любимому делу, сам процесс, а не нацеленность на результат. Судьба, как правило, поощряет упорных и искренних.

На примере Леонардо Ди Каприо мы видим, что актер отдается профессии и своим ролям, как говорится «по полной». И то, что он является одним из самых высокооплачиваемых звезд и популярных голливудских личностей — его заслуженная награда в этой жизни и благоприятная карма.

Но, согласно а стрологическому прогнозу для всех знаков зодиака на 2016 год , в этом году в номинации премии Оскар — «лучшая мужская роль» за фильм «Выживший» у Леонардо Ди Каприо есть большие шансы наконец-то получить эту статуэтку. Это объясняется тем, что у Скорпионов (знаку зодиака к которому принадлежит Ди Каприо) год обещает быть судьбоносным и глубоко успешным в профессиональном плане. Именно в 2016 году Огненной Обезьяны Скорпионы решат давно тяготеющие ситуации, в полной мере проявят свои амбиции и укрепят свои профессиональные позиции. Судьба будет крайне благосклонна к этому знаку зодиака в 2016 году. А нам остается лишь дождаться вручения премии в феврале и надеяться, что жизнь преподнесет Леонардо Ди Каприо этот долгожданный подарок.

0 28 февраля 2016, 18:00

Леонардо ДиКаприо

В преддверии 88-й церемонии вручения премии "Оскар" (за вы можете следить уже прямо сейчас) все задаются только одним вопросом: получит ли заветную статуэтку после стольких лет ожидания. Сам актер в недавнем интервью заявил, что уже ни на что не рассчитывает, но даже если Лео и махнул рукой на "Оскар", то поклонники голливудской звезды - нет: тысячи фанатов надеются на победу своего кумира и всячески поддерживают его.

Мы тоже всей душой болеем за ДиКаприо, но, как и многие, недоумеваем: почему за столько лет блестящей карьеры этот талантливый актер так ни разу и не удостоился признания киноакадемиков?

Чтобы разобраться в вопросе, сайт подробно изучил все слухи и сплетни, не пропустив ни одной детали.

Номинации Леонардо ДиКаприо на "Оскар"

1994 год - Лучшая мужская роль второго плана, "Что гложет Гилберта Грейпа"

2005 - Лучшая мужская роль, "Авиатор"

2007 - Лучшая мужская роль, "Кровавый алмаз"

2014 - Лучшая мужская роль и лучший фильм, "Волк с Уолл-стрит" (ДиКаприо получил бы "Оскар" как продюсер, если бы в лучшим фильмом была признана картина "Волк с Уолл-стрит")

2016 - Лучшая мужская роль, "Выживший"


Леонардо ДиКаприо в фильме "Волк с Уолл-стрит"

Отношения Леонардо ДиКаприо с премией "Оскар" можно описать статусом из соцсетей - . Не то чтобы талант актера киноакадемики совсем не замечали: нет, ДиКаприо номинировали, и не раз, но словно с издевкой, заранее зная, что победа достанется другому. Ну как можно было всерьез предполагать, что Лео уйдет со статуэткой в 2014 году, когда его соперником был с фильмом " ", актер, преображение которого из типичного героя ромкомов в серьезного драматического артиста в тот год просто сразило всех наповал.


Леонардо ДиКаприо аплодирует Мэттью Макконахи, который выиграл "Оскар"

За достойные работы Лео часто не получал свою номинацию. Он снялся в , которые и стали такими-то во многом благодаря таланту актера, только вот эти фильмы выдвигались на "Оскар" и получали по несколько номинаций за раз, а сам Лео нет. Доходило до смешного: в "Титанике", например, номинации были едва ли не у всех, но, конечно, не у ДиКаприо.

Когда что-то пошло не так - загадка, ведь поначалу ДиКаприо подавал огромные надежды как потенциальный лауреат и был на хорошем счету у киноакадемиков. Так, свою первую номинацию актер получил за роль умственно неполноценного подростка в картине "Что гложет Гилберта Грейпа". Тогда Лео было всего 19 лет (а на момент съемок и того меньше), но силе его дарования, мастерству перевоплощения и естественности, с которой он существовал в кадре, мог позавидовать любой опытный актер. Критики были в восторге и захлебывались комплиментами.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Что гложет Гилберта Грейпа"

Увы, длилось все это недолго: вскоре случился "Титаник", потом "Ромео + Джульетта", и Лео превратился в кумира поколения, красавчика, по которому сходили с ума миллионы восторженных девушек-подростков (автор этой статьи в том числе) - и актера, фундаментально разочаровавшего оскаровский "комитет". Складывалось впечатление, что чем популярнее становился актер, тем меньше он нравился киноакадемикам. При этом, разумеется, своего таланта ДиКаприо не утратил и стабильно выдавал на-гора замечательные роли, однако замечать их не хотели.


Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в фильме "Титаник"


Клэр Дэйнс и Леонардо ДиКаприо в фильме "Ромео + Джульетта"

Естественно, такое положение дел вызывало недоумение многих. Сначала о том, что Лео пора дать "Оскар", говорили редко, затем - все чаще и чаще, и в результате противостояние актера и киноакадемии превратилось в притчу во языцех и обросло сотней теорий и тысячей мемов. Одна из самых популярных версий оскаровских провалов ДиКаприо - его смазливость. Считается, что киноакадемики благосклонно относятся лишь к красавицам-актрисам, но не к привлекательным мужчинам-актерам: последние должны потерять лоск и постареть, чтобы быть замеченными.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Авиатор"


Леонардо ДиКаприо в фильме "Кровавый алмаз"

Есть и другие догадки, одна неожиданнее другой: во всем виноваты масоны, русские корни, злые гомосексуалисты (которые почему-то не любят Лео, несмотря на слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации актера, что ходят уже годами) и бог знает кто еще - фантазия "сыщиков" не знает границ. Есть версии и попроще: говорят, что еще на заре карьеры Леонардо перешел дорогу одному из влиятельных кинобоссов, который затаил обиду и теперь отыгрывается на актере таким вот детским способом - отнимая любимую "игрушку".

В чем бы там ни было дело, но, кажется, в этом году все изменилось - Лео уверенно движется к награде, сметая всех и вся на своем пути. За роль в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту " " ДиКаприо уже получил ворох наград, и шансы актера выиграть наконец-то и "Оскар" велики как никогда: даже Харви Вайнштейн, один из самых влиятельных голливудских продюсеров, считает, что победителем этого года должен стать Лео.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Выживший"

Правда, есть мнение, что ДиКаприо вообще не должен выигрывать "Оскар" никогда, ведь иначе он перестанет сниматься в хороших фильмах, прекратит все время искать себя и свою идеальную роль и превратится в какого-нибудь очередного героя киновселенной Marvel. Мы уверены, что этого не случится, и надеемся, что уже через несколько дней актер отпразднует долгожданную победу!

Фото Gettyimages

Фото Кадры из фильмов

Наверняка, найдется немало желающих откомментировать этот пост в духе «Кому вообще интересен «Оскар»? » Так вот, если вам он не интересен, не тратьте свое время на чтение текста ниже. Правда, пойдите лучше еще блинов съешьте.

Я с детства люблю цифры. Сейчас я на цифрах попробую объяснить, почему Ди Каприо не светит «Оскар» на сегодняшней раздаче.

Киноакадемики не всегда избегали Лео. Впервые его выдвинули еще двадцать лет назад, за роль умственно неполноценного подростка в «Что гложет Гилберта Грейпа». Лео тогда было девятнадцать, а на момент съемок - и того меньше. Немаловажный признак признания: та номинация была единственной для картины. Академики как бы давали понять, что юный Ди Каприо смог достичь «оскаровского» уровня на не самом сильном материале.

После случилось непоправимое: за пару лет из в меру гадкого утенка Ди Каприо превратился в Ромео эпохи MTV, красавчика с обложек девичьих журналов. То есть самый ненавистный типаж для киноакадемиков. По до сих пор не до конца ясной причине академики не выносят молодых красавцев так же сильно, как обожают красавиц (по крайней мере тех из них, что могут играть), - в противном случае статуэтки доставались бы не Анджелине Джоли, Шарлиз Терон и Натали Портман, а Леонардо Ди Каприо, Брэду Питту и, не знаю, Джейку Джилленхолу. Чтобы получить «Оскар», красавчику нужно для начала хорошенько постареть или пострашнеть (как вариант – умереть).

Слава Ди Каприо - кумира девочек - достигла уровня глобального помешательства, когда вышел «Титаник». Для академиков это стало таким разочарованием, что они выдвинули за «Титаник» вообще всех, кроме него, исполнителя главной роли. И в последствии, насколько крутой материал бы он не получал, сам он всегда оказывался недостаточно хорош для академии. За последние двадцать лет шесть фильмов с Ди Каприо выдвигались на «лучший фильм» («Волк с Уолл-стрит» стал уже седьмым) - беспрецедентный список! Два из них даже добились успеха. Но сколькие из этих шести лент принесли Лео хотя бы номинацию? Одна , «Авиатор». Академики лишь руками разводят: ну да, нам нравятся «Банды Нью-Йорка», «Джанго», «Начало», нам очень-очень нравятся «Отступники» и «Титаник», но мы не любим тебя , Леонардо Ди Каприо.

Кого же любят киноакадемики? Мерил Стрип. Номинация за «Август» - уже девятая для Мерил за те же двадцать последних лет. И давайте вспомним, сколькие из этих девяти лент, что она так украсила собою, претендовали на награду как «лучший фильм»? Ответ: ни одна . Да, ее стол не завален сценариями «Рядового Райана» и «Красоты по-американски», но Мерил преуспела в том, чтобы делать конфетку из не самого пригодного для этого материала . И эта ее способность так восхищает академиков, что они выдвигают ее снова и снова - за «Дьявол носит Prada», за «Джулию и Джулию», за какую-то невозможную ерунду.

Их бы воля - они бы отдали ей в принципе все «Оскары» и переименовали в «Мерил» статуэтку - и если они не сделали этого до сих пор, так только из страха, что тогда-то все и поймут, что они вообще не видят фильмы, потому что слишком заняты постоянным пересмотром лучших речей Мерил на YouTube, - а это наверняка привело бы к переселению кииноакадемии в полном составе из роскошного театра в ближайшую психушку. Скрепя сердце, они не дадут Мерил «Оскар» за «Август»: в конце концов, у нее уже есть три, и последний она получила только два года назад (за «Железную леди»), плюс в этот раз уж слишком силен заход Кейт Бланшетт в «Жасмин». Академики любят Кейт Бланшетт, это уже шестая ее номинация, и свой единственный «Оскар» она получила давненько, девять лет назад - за того же «Авиатора», за который не получил Ди Каприо - так что самое время выдать ей на глазах у него второй.

Кого еще любят академики, так это Эми Адамс. У той пять номинаций за последние восемь лет - и пока что ни одного «Оскара». К тому же, после череды ролей запустивших себя женщин, в «Афере по-американски» она вдруг выступила в амплуа сексуальной красотки, которое, повторюсь, очень по душе академикам. В придачу, на «лучший фильм» выдвигаются сразу два ее проекта, «Афера» и «Она», лишний раз напоминая о том, какой она может быть разной. Единственное, что стоит на пути у Эми Адамс в этом году - это Кейт Бланшетт, и вот ту переехать будет очень непросто.

Будет в зале и еще кое-кто, к кому академики питают очень теплые чувства. 23-летняя Дженнифер Лоуренс с ее тремя номинациями за четыре года. Причем каждая из этих ее картин выдвигалась и на «лучший фильм». Дженнифер - терминатор нового поколения , для академиков она сочетает в себе сильные качества Мерил и Лео - хорошую игру и правильный материал. А тут еще в ее номинации «актриса в роли второго плана» на этот раз не оказалось сколько-то серьезных конкуренток. Те, что есть, должны молиться, чтобы академики решились через «не хочу» забыть на время про Лоуренс, учтя, что свою статуэтку она получила только год назад, - и дать шанс кому-то из них. Например, 31-летней черной красавице Лупите Нионго . Это станет каким-то утешением команде «12 лет рабства», которая проиграет «лучший фильм» «Афере», и глотком свежего воздуха на церемонии, немного утомившей круговертью из одних и тех же персонажей.

Кто получит «Оскар» за «лучшую мужскую роль», раз мы выяснили, что это будет не Леонардо Ди Каприо? Мэттью МакКонахи. Ни одного «Оскара», ни одной номинации в послужном списке - вот уж кто станет действительно свежим лицом «Оскаров». Мэттью долго морочил всем голову, снимаясь в голливудских ромкомах типа «Свадебного переполоха» и «Как отделаться от парня за 10 дней», и служил воплощением того самого ненавистного академикам типажа красавчика из дамских грез. Открыв пятый десяток и сбросив часть былого лоска, МакКонахи вдруг совершил грандиозный камин-аут : оказалось, что его актерское дарование выходит далеко за пределы амплуа романтичного жеребчика. Последние три года он выдавал одну роль сильнее другой в самом разноплановом кино, а тут, наконец, получил и «оскаровский» сюжет.

Его герой в «Далласском клубе покупателей», как и персонаж Ди Каприо в «Волке с Уолл-стрит», нюхает и напивается, ссорится с чиновниками и не держится на ногах, но в отличие от последнего, он смертельно болен и встает на защиту невинно обиженных. Да, и в «Волке с Уолл-стрит» МакКонахи тоже сыграл. Плюс, как будто перечисленного мало, критики и зрители всю зиму восторженно обсуждали сериал «Настоящий детектив» с ним в главной роли. Академики тоже люди, многие из них могли видеть сериал (допустим, они не все время смотрели что-то с Мерил) и подпасть под обаяние его героя.

Что до Ди Каприо, ему точно дадут «Оскар». Годам к семидесяти он получит награду за вклад в кинематограф - и нарезка из его ролей, что покажут тогда на экранах, будет одной из самых впечатляющих за историю премии.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры