Ранние романтические рассказы горького. Cочинение «Герои романтических рассказов М.Горького

Главная / Измена жены

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - легендарное произведение, написанное в 1894 году. Идейность данного рассказа полностью соответствовала мотивам, доминирующим в раннем романтическом периоде творчества писателя. Автор в своих художественных поисках пытался создать концептуальный образ человека, который готов идти на самопожертвования, ради возвышенных гуманных целей.

История создания произведения.

Считается, что произведение было написано осенью 1894 года. Дата основана на письме В. Г. Короленко члену редакционной комиссии «Русские ведомости».

Впервые рассказ был напечатан спустя год в «Самарской газете» (номера 80, 86, 89). Примечательно, что данное произведение стало одним из первых, где особо ярко проявляется революционный романтизм писателя, усовершенствованный в литературной форме немного позже.

Идейность .

Писатель пытался пробудить веру человека в будущее, настроить аудиторию на позитивный лад. Философские размышления главных героев носили конкретный нравственный характер. Автор оперирует такими базовыми понятиями, как правда, самопожертвование и жажда свободы.

Важный нюанс: старуха Изергиль в рассказе представляет собой довольно противоречивый образ, но, тем не менее, преисполненный высокими идеалами. Автор, воодушевленный идеей гуманизма, пытался продемонстрировать силу человеческого духа и глубину души. Несмотря на все тягости и лишения, вопреки сложностям натуры, старуха Изергиль сохраняет веру в высокие идеалы.

По сути, Изергиль является олицетворением авторского начала. Она же неоднократно подчеркивает первостепенность человеческих поступков и их величайшую роль в формировании судьбы.

Анализ произведения

Сюжет

Историю рассказывает старая женщина по имени Изергиль. Первым следует рассказ о горделивом Ларра.

Однажды молодую девушку похищает орел. Соплеменники долго ищут ее, но так и не находят. Спустя 20 лет она сама возвращается в племя вместе со своим сыном. Он красивый, смелый и сильный, с горделивым и холодным взглядом.

В племени юноша вел себя надменно и грубо, демонстрируя презрение даже к самым пожилым и уважаемым людям. За это соплеменники разгневались и выгнали его, обрекая на вечное одиночество.

Ларра долгое время живет один. Время от времени он ворует скот и девушек у бывших соплеменников. Отверженный мужчина редко показывается на глаза. Однажды он подошел слишком близко к племени. Самые нетерпеливые мужчины бросились ему навстречу.

Приблизившись вплотную, они увидели, что Ларра держал нож и пытался себя им убить. Однако лезвие даже не повредило кожу мужчины. Стало понятно, что мужчина страдает от одиночества и мечтает о смерти. Убивать его никто не стал. С тех пор по миру бродит тень красивого юноши со взглядом орла, который не может дождаться своей кончины.

О жизни старухи

Старая женщина рассказывает о себе. Когда-то она была необычайно красива, любила жизнь и наслаждалась ею. Она влюбилась в 15 лет, но не испытала всех радостей любви. Несчастные отношения следовали один за другим.

Однако, ни один союз не принес тех трогательных и особых моментов. Когда женщине исполнилось 40 лет, она приехала в Молдавию. Здесь она вышла замуж и прожила последние 30 лет. Сейчас она вдова, которой остается лишь вспоминать о былом.

Как только наступает ночь, в степи появляются загадочные огоньки. Это искорки от сердца Данко, о котором начинает рассказывать старуха.

Когда-то в лесу жило племя, которое изгнали завоеватели, вынудив жить возле болот. Жизнь была тяжелой, многие члены общины стали умирать. Чтобы не покорятся страшным завоевателям, было принято решение искать выход из леса. Смелый и отважный Данко решился возглавить племя.

Тяжелый путь изматывал, а надежды на скорое решение проблемы не было. Никто не захотел признать своей вины, поэтому все решили обвинить молодого вождя в его невежестве.

Однако, Данко так жаждал помочь этим людям, что почувствовал в груди жар и огонь. Неожиданно он вырвал свое сердце и поднял над головой, как факел. Оно осветило путь.

Люди поспешили покинуть лес и оказались среди благодатных степей. А молодой вождь пал мертвым на землю.

Кто-то подошел к сердцу Данко и наступил на него. Темную ночь осветили искорки, которые можно увидеть до сих пор. Рассказ заканчивается, старуха засыпает.

Описание главных героев

Ларра - горделивый индивидуалист с непомерным себялюбием. Он является дитем орла и обычной женщины, поэтому не просто считается себя лучше остальных, а противопоставляет свое «Я» всему социуму. Получеловек, пребывая в обществе людей, стремится к свободе. Однако, получив желаемую независимость от всего и всех, испытывает горечь и разочарование.

Одиночество - самое страшное наказание, гораздо страшнее смерти. В пустоте вокруг самого себя обесценивается все вокруг. Автор пытается донести мысль, что прежде, чем требовать что-либо от окружающих, следует сначала сделать что-то полезное для других. Настоящий герой тот, кто не ставит себя выше других, а тот, кто может пожертвовать собой во благо высокой идеи, выполняя сложные мисси, важные для всего народа.

Таким героем является Данко. Этот мужественный и смелый мужчина, несмотря на молодость и неопытность, готов вести свое племя сквозь дремучие леса темной ночью в поисках светлого будущего. Дабы помочь своим соплеменникам Данко жертвует собственное сердце, совершая величайший подвиг. Он умирает, но обретает ту свободу, о которой только мечтает Ларра.

Особый персонаж - старуха Изергиль. Эта дама повествует не только о двух мужчинах с кардинально разной судьбой, но делится с читателем интересными рассказами из собственной жизни. Женщина всю жизнь жаждала любви, но тяготела к свободе. Кстати, ради своих возлюбленных Изергиль, как и Данко, была способна на многое.

Композиция

Композиционная структура рассказа «Старуха Изергиль» довольно сложная. Произведение состоит из трех эпизодов:

  • Легенда о Ларре;
  • Рассказ женщины о своей жизни и любовных перипетиях;
  • Легенда о Данко.

Первый и третий эпизод повествуют о людях, жизненная философия, мораль и поступки которых кардинально противоположны. Еще одна интересная особенность: рассказ ведут сразу два человека. Первый рассказчик - сама старуха, второй - неизвестный автор, дающий оценку всему происходящему.

Заключение

М. Горьких во многих своих романах пытался раскрыть ключевые аспекты человеческой морали, задумываясь о главных качествах типичного героя: свободолюбии, отваге, силе духа, смелости, уникальном сочетании благородства и любви к человечеству. Зачастую автор «оттенял» ту или иную свою мысль, используя описание природы.

В рассказе «Старуха Изергиль» описание пейзажей позволяет показать красоту, возвышенность и необыкновенности мира, а также самого человека, как неотъемлемую составляющую вселенной. Романтизм Горького здесь выражен по-особому: трогательно и наивно, серьезно и страстно. Тяга к прекрасному сопряжена с реалиями современной жизни, а беззаветность героизма всегда зовет к подвигу.

Домашнее задание к уроку

1. Выписать из словаря литературоведческих терминов определение термина романтизм.
2. Прочитать рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»
3. Ответить на вопросы:
1) Сколько легенд рассказала Старуха Изергиль?
2) Что случилось с девушкой из «страны большой реки»?
3) Как старейшины назвали сына орла?
4) Почему, подойдя близко к людям, Ларра не защищался?
5) Какое чувство охватило заблудившихся в лесу людей, почему?
6) Что сделал Данко для людей?
7) Сравните характеры Данко и Ларры.
8) Была ли оправдана жертва Данко?

Цель урока

Познакомить учащихся с рассказом Максима Горького «Старуха Изергиль» как романтическим произведением; совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста; дать представление о романтической эстетике раннего Горького.

Слово учителя

Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году и впервые опубликован в 1895 году в «Самарской газете». Это произведение, как и рассказ «Макар Чудра», принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил о себе как о выразителе особого способа миропонимания и носителе вполне определенной эстетики – романтической. Так как ко времени написания рассказа романтизм в искусстве уже пережил свой расцвет, раннее творчество Горького в литературоведении принято называть неоромантическим.

Дома вы должны были выписать из словаря литературоведческих терминов определение романтизма.

Романтизм – «в широком смысле слова художественный метод, в котором доминирующее значение имеет субъективная позиция писателя по отношению к изображаемым явлениям жизни, тяготение его не столько к воспроизведению, сколько к пересозданию действительности, что ведет к развитию в особенности условных форм творчества (фантастика, гротеск, символичность и пр.), к выдвижению на первый план исключительных характеров и сюжетов, к усилению субъективно-оценочных элементов в авторской речи, к произвольности композиционных связей и пр.»

Слово учителя

Традиционно для романтического произведения характерен культ необыкновенной личности. Нравственные качества героя не имеют определяющего значения. В центре повествования оказываются злодеи, разбойники, полководцы, цари, прекрасные дамы, благородные рыцари, убийцы – кто угодно, лишь бы жизнь их была захватывающей, особенной и полной приключений. Романтический герой всегда узнаваем. Он презирает жалкую жизнь обывателей, бросает вызов миру, зачастую предчувствуя, что не будет в этой битве победителем. Для романтического произведения характерно романтическое двоемирие, четкое деление мира на реальный и идеальный. В некоторых произведениях идеальный мир реализован как потусторонний, в других – как мир, не тронутый цивилизацией. На протяжении всего произведения, сюжетное развитие которого сконцентрировано на самых ярких вехах жизни героя, характер исключительной личности остается неизменным. Стиль повествования ярок и эмоционален.

Запись в тетради

Особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности.
2. Романтический портрет.
3. Романтическое двоемирие.
4. Статичность романтического характера.
5. Романтический сюжет.
6. Романтический пейзаж.
7. Романтическая стилистика.

Вопрос

Какие из прочитанных ранее произведений вы можете назвать романтическими? Почему?

Ответ

Романтические произведения Пушкина, Лермонтова.

Слово учителя

Отличительные черты романтических образов Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются» .

Аналитическая беседа

Вопрос

Какова композиция рассказа «Старуха Изергиль»?

Ответ

Рассказ состоит из 3 частей:
1) легенда о Ларре;
2) рассказ о жизни Изергиль;
3) легенда о Данко.

Вопрос

Какой прием лежит в основе построения рассказа?

Ответ

Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей, являющихся носителями противоположных жизненных ценностей. Бескорыстная любовь Данко к людям и ничем не сдерживаемый эгоизм Ларры – проявления одного и того же чувства – любви.

Вопрос

Докажите (по плану в тетради), что рассказ является романтическим. Сопоставьте портреты Ларры и Данко.

Ответ

Ларра – юноша «красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . В рассказе нет подробного портрета Ларры, автор обращает внимание лишь на глаза и гордую, заносчивую речь «сына орла».

Данко также очень трудно зрительно представить. Изергиль говорит, что он был «молодой красавец», один из тех, кто всегда смел, потому что красив. Вновь особое внимание читателя обращается на глаза героя, которые названы очами: «…в очах его светилось много силы и живого огня» .

Вопрос

Являются ли они необыкновенными личностями?

Ответ

Бесспорно, Данко и Ларра – личности исключительные. Ларра не повинуется роду и не чтит старейшин, ходит, куда ему вздумается, делает, что ему захочется, не признавая права выбора за другими. Рассказывая о Ларре, Изергиль использует эпитеты, более подходящие для описания животного: ловок, силен, хищен, жесток .

Вопрос

Ответ

В рассказе «Старуха Изергиль» идеальный мир реализуется как далекое прошлое земли, время, которое сейчас стало мифом, и память, о котором осталась лишь в легендах о юности человечества. Только молодая земля могла, по мнению автора, родить героические характеры людей, одержимых сильными страстями. Изергиль несколько раз подчеркивает, что современным «жалким» людям такая сила чувствования и жадность жизни недоступны.

Вопрос

Развиваются ли характеры Ларры, Данко и Изергиль на протяжении рассказа или они изначально заданы и неизменны?

Ответ

Характеры Ларры, Данко и Изергиль не подвергаются изменениям на протяжении рассказа и трактуются однозначно: главная и единственная черта характера Ларры – эгоизм, отрицание иного закона, кроме воли. Данко – проявление любви к людям, Изергиль же все свое существование подчинила собственной жажде наслаждения.

Вопрос

Какие из описанных старухой событий можно считать необыкновенными?

Ответ

Обе истории, рассказанные Изергиль, содержат описание необыкновенных событий. Жанр легенды обусловил их изначальную фантастическую сюжетную основу (рождение ребенка от орла, неотвратимость свершившегося проклятия, свет искр горящего сердца Данко и пр.).

Работа с текстом

Сопоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим параметрам:
1) портрет;
2) впечатление, производимое на окружающих;
3) понимание гордости;
4) отношение к людям;
5) поведение в момент суда;
6) судьба героев.

Параметры/Герои Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые – всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня
Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они
Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей думал, что, может быть, без него они погибнут
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого;
Я убил ее потому, мне кажется, – что меня оттолкнула она… А мне было нужно ее;
А он отвечал, что хочет сохранить себя целым
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! – Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
Он не может умереть! – с радостью сказали люди;
– Остался он один, свободный, ожидая смерти;
Ему нет жизни и смерть не улыбается ему

Аналитическая беседа

Вопрос

В чем источник трагедии Ларры?

Ответ

Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право – право сильного от рождения.

Вопрос

Как был наказан Ларра?

Ответ

В наказание старейшины обрекли Ларру на бессмертие и невозможность самому решать, жить ему или умереть, они ограничили его свободу. Люди лишили Ларру того, ради чего только и стоило, по его мнению, жить – права жить по собственному закону.

Вопрос

Какое чувство является основным в отношении Ларры к людям? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

По отношению к людям Ларра не испытывает никаких чувств. Он хочет «сохранить себя целым» , то есть получить от жизни многое, ничего не давая взамен.

Вопрос

Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примером из текста.

Ответ

Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в топи болотные, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло. Сердце Данко вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их «на легкий путь» .

Вопрос

Какова функция эпизода с «осторожным человеком»?

Ответ

Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя. «Осторожный человек» воспринимается как один из многих, таким образом, автор определят сущность обычных людей, «не героев», которые не способны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вопрос

Что общего в характерах Ларры и Данко и в чем между ними разница?

Ответ

Данный вопрос может повлечь за собой неоднозначные ответы. Учащиеся могут воспринять Ларру и Данко как противоположные характеры (эгоист и альтруист), либо трактовать их как романтические характеры, противопоставившие себя людям (по разным причинам).

Вопрос

Какое место занимает общество во внутренних размышлениях обоих героев? Можно ли сказать, что герои существуют изолированно от общества?

Ответ

Герои мыслят себя вне общества: Ларра – без людей, Данко – во главе людей. Ларра «приходил в племя им похищал скот, девушек – все, что хотел» , он «вился около людей» . Данко же шел «впереди их и был бодр и ясен» .

Вопрос

Какой нравственный закон определяет поступки обоих героев?

Ответ

Поступки героев определяет их собственная ценностная система. Ларра и Данко – сами себе закон, они принимают решения, не спрашивая совета у старейшин. Гордый, торжествующий смех – вот их ответ миру обычных людей.

Вопрос

Какова функция образа старухи Изергиль в рассказе? Как с помощью образа старухи Изергиль соотносятся между собой образы Ларры и Данко?

Ответ

Несмотря на яркость, законченность и художественную цельность обеих легенд, они являются лишь иллюстрациями, необходимыми автору для понимания образа старухи Изергиль. Она «цементирует» композицию рассказа и на содержательном, и на формальном уровне. В общей повествовательной системе Изергиль выступает как рассказчик, именно из ее уст я-персонаж узнает историю о «сыне орла» и о горящем сердце Данко. На уровне содержания в портрете старухи можно обнаружить черты и Ларры, и Данко; в том, как ненасытно она любила, отразился характер Данко, а в том, как бездумно бросала она своих любимых – печать образа Ларры. Фигура Изергиль связывает воедино обе легенды и заставляет читателя задуматься над проблемой свободы человека и его права по своему усмотрению распоряжаться своей жизненной силой.

Вопрос

Согласны ли вы с высказыванием о том, что «в жизни всегда есть место подвигу»? Как вы его понимаете?

Вопрос

Во всякой ли жизни возможен подвиг? Всякий ли человек пользуется в жизни этим правом подвига?

Вопрос

Совершила ли старуха Изергиль подвиг, о котором говорит?

Данные вопросы не требуют однозначного ответа и рассчитаны на самостоятельные ответы.

Выводы записываются в тетради самостоятельно.

В ранних романтических произведениях Горького нашли отражение некоторые философские и эстетические представления Ницше. Центральный образ у раннего Горького – гордая и сильная личность, воплощающая идею свободы. «Сила есть добродетель» , утверждал Ницше, и для Горького красота человека заключается в силе и подвиге даже бесцельном: «сильный человек имеет право находиться “по ту сторону добра и зла” , быть вне этических принципов, а подвигом, с этой точки зрения является сопротивление общему течению жизни.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры