Сценарий мероприятия о казаках для детей. Методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему: Сценарий праздника "Первые казачьи штаны"

Главная / Измена жены

Сценарий праздника «В гости к казакам»

Цель: ознакомить воспитанников с традициями астраханского казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор воспитанников; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: сцена оформлена в виде казачьей избы.

Ход праздника

1-й ведущий (воспитанник)
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

Кто был тебе равен по силе?
Терпел пораженья любой!
Россия, Россия, Россия, –
Мы в горе и счастье – с тобой!

2-й ведущий (воспитанник)

Россия! Как Синюю птицу,
Тебя бережём мы и чтим,
А если нарушат границу,
Мы грудью тебя защитим!

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"
– Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, – одна!

Исполняется песня о России

1-й ведущий

Колышет березоньку ветер весенний,
Весёлой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.

2-й ведущий

Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.

Исполняется песня об Астрахани

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

(На скамейке у печи сидит дед-казак)

Ведущая: Здравствуйте дедушка. Как живете-поживаете?

Казак: А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Казак: Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Инсценировка песни

Казак: С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали.
(Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Казак: Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Пошла млада за водой»

Казак: Пока девицы по воду ходили, казаки лошадей купали. . Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Исполняется песня « Астраханские казаки»

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски, игры начинаются.

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Казак:

Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Казак: Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ведущий 1
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.


Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ведущий 2

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ведущий 1.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Атаман»

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ведущий 2
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»

Ведущий 1

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ведущий 2

Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ведущий 1

Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Ис полняется песня «Казачата»

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города.

Задачи:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

5. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

6. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

7. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Актуальность:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Перспектива : история развития казачества, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у дошкольников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Звучит казачья песня «Ой, ребятушки, ой, казаченьки», дети заходят в зал, рассаживаются по своим местам.

1-казачка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! Красивые да молодые, весёлые да удалые! Давно мы вас поджидали, праздник без вас не начинали. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко! Сегодня вы услышите много замечательных песен. А песня родится там, где много солнца, света, радости. Такова наша Ставропольская земля. Здесь не смолкают весёлые хороводы, нарядны и красивы казачки, сильны и отважны казаки .

1реб. Наша Родина – Россия,

И об этом знаю я.

Это солнце в небе синем,

Лес, моря, луга, поля.

2реб. Знаю также, что Россия-

Край любимый мой, родной

И далекие дороги

Приведут всегда домой.

3 реб. Мой край степной,

Родное Ставрополье,

Люблю тебя с годами все сильней.

Твоих полей широкое раздолье

Мы славим в песнях Родины своей.

4 реб. На Ставрополье петь умеют,

Обучила песням степь,

Как не спеть – пшеница спеет,

Вишню сняли – как не спеть!

Дети исполняют песню «Расцветай, милый край».

1 казачка: Посмотрите, какой – то казачий хуторок виднеется, давайте зайдем на огонек.

(выходит 2 казачка)

2 казачка: Гости мои любезные! Заходите в мой курень, в горницу .

А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

2 казачка: А что это за праздник вы знаете?

В 4 года казачата получали в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

реб: Выходи, честной народ!

Не пыли, дорожка!

Казаки сейчас идут

Поплясать немножко!

реб: Эй, играй моя гармошка

И пощады не проси!

Посмотрите, полюбуйтесь

Как вам спляшут казаки!

Дети подготовительной группы исполняют «Казачий танец».

1 казачка: Здорова дневали, казачата!

(читают стихи дети исполняющие танец).

1 реб: Мы Ессентукские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

России – матушке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Реб: Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

2 казачка: Спасибо гости любезные. Вот сейчас мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

Проводится аттракцион: «Проскачи на лошадке» - старшая группа.

1 казачка: Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Чубарики» в подарок нашим гостям.

Встречайте фольклорную группу «Звонница».

2 казачка: Казак и швец и жнец,

И на дуде игрец, и в хоре певец,

И в бою молодец!

А вы, казачатки, знаете пословицы?

Дети рассказывают казачьи пословицы.

1. Терпи казак – атаманом будешь.

2. Казак сам не поест, а коня накормит.

3. На Ессентукской земле все родится, надо только хорошо потрудиться.

4. На Ставрополье закон такой – всех врагов с земли долой!

5. Казак в труде, как в бою – славит Родину свою!

6. Казак без друзей, что дуб без корней.

7. От лени казак хворает, а от работы здоровье закаляет.

1 казачка : Есть таланты на Ставрополье,

Говорю уверенно!

Раз народ поет, да пляшет

Знать - не все потеряно.

Дети средней группы исполняют хоровод «Как за нашим за двором».

1 казачка:

Ой, смотрите! Вдоль по улице во конец едет Ваня – казак – удалец. Ай да, Ваня – удалец, удалец – молодец!

(Ваня скачет по кругу на лошади задом наперед, навстречу выходит казачка – девочка) – дети подготовительной группы.

Казачка - девочка:

Что ж ты Ваня – простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Ваня:

Хозяюшка, пустите воды напиться, а то так есть хочется.

Казачка:

Попей водицы, да посмотри, как наши казаки, да казаченьки играют.

1 казачка:

Собирайся, народ!

Шире, шире, хоровод!

Будем в «уточку» играть,

Самых лучших выбирать!

Проводится казачья игра «УТЕНОК» - подготовительная группа.

Хор: Как ты, утенок, по полю летаешь?

Утенок: Вот как я, утенок, по полю летаю (машет руками).

Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот так совиваю (крутит руками).

Хор : Как ты, утенок, пера нащипаешь?

Утенок: Вот так нащипаю (щиплет рубашку).

Хор : Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок: Вот так яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот так вывожу (бьет кулаком о кулак).

Хор : Как их всех разгоняешь?

Утенок: Вот так разгоняю!

Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенок.

2 казачка : А как соберутся девицы да казачки – молодцы

Так и песне место.

Где песня льется, там легче живется.

Запевай песню шуточную.

Дети исполняют песню «КАЗАЧАТА».

реб: Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Дети старшей группы исполняют танец «КАЗАЧИЙ ПЕРЕПЛЯС».

1 казачка: А сейчас будем вновь играть, гостей развлекать.

Проводится игра «Кто быстрее возьмет нагайку?» – подготовительная группа.

реб. Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Ставрополье – край чудесный,

Как и вся Россия-мать.

Дети подготовительной группы исполняют танец «Лебедушки».

2 казачка: Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – на Северном Кавказе.

Читают дети подготовительной группы.

1реб. Есть у Кавказа -1000 долин,

Есть у Кавказа -1000 вершин.

Краса лугов и гордость поднебесья,

Цепь снежных гор и солнечная песня.

2реб. Мы живем на Кавказе среди гор и степей,

Мы живем на Кавказе и нет места милей.

Любим мы свой казачий, изумительный край.

Хорошей Ставрополье, богатей, расцветай!

3реб. Мы живем на Кавказе среди гор и равнин,

Говорят казачата:

«Пусть всегда будет мир!

Пусть всегда будет счастье, пусть всегда будет свет,

Пусть всегда будет радость и здоровье в сто лет!»

Дети исполняют песню «Белый, синий, красный».

1 казачка: Много национальностей проживает в нашем Ставропольском крае, все они дружны между собой.

В нашем городе Ессентуки, тоже проживают люди разных национальностей, например: армяне, черкесы, грузины, греки.

И сейчас Ростислав Лаценов исполнит для всех гостей национальный греческий танец «Лезгинку».

2 казачка: Ребята, уважаемые гости, сегодня мы славим наш Ставропольский край, людей, которые в нем живут, наш город, где люди живут в мире и согласии.

Мы - все Ставропольцы, мы – Ессентучане, но прежде всего мы – Россияне, жители большой и могучей страны .

Читают дети старшей группы.

реб. Ставропольский край - цветущая земля,

Богатые сады, бескрайние поля.

Край родной, трудись и пой.

В работе, в песне мы с тобой.

Реб. Чтоб сады твои цвели, чтоб бил нарзан из под земли.

Я живу на Ставрополье, я люблю свой край родной,

Он хорош зимой и летом и особенно весной.

Реб. Веселый праздник наш в разгаре,

Ноги так и рвутся в пляс.

Мы сегодня все в ударе,

Очень здорово у нас.

Дети старшей группы исполняют танец « Пошла млада за водой».

1 казачка:

Все, что сердцу дорого

В песню так и просится

И рассвет малиновый

И под небом рощица.

Поглядишь с пригорка

Видно речку синюю

Видно даль бескрайнюю,

Что зовут Россиею!

Исполняется песня «Ты живи, моя Россия».

2 казачка: Мы и пели для вас,

И плясали для вас,

Если любо вам веселье, приходите еще раз!

1 казачка: Вот и настал момент прощаться

Будет кратка наша речь.

Говорим мы до свиданья

До счастливых новых встреч!

Звучит казачья песня, дети покидают зал.

1 казачка: Играми да плясками сыт не будешь.

Славится наш народ угощеньем знатным.

Чай горячий - наша сила, украшение стола

«С чая лиха не бывает»- так в народе говорят.

2 казачка: А вас просим гости,

За стол к нам присесть.

И с чаем душистым баранок поесть!

ЧАЕПИТИЕ.


Цель: ознакомить воспитанников с традициями казачьего сословия; воспитать интерес к родной культуре; расширить кругозор учащихся; коррекция эмоциональной сферы.

Оборудование: макет деревенского дома с печкой, стенд «Астраханское казачество», рушники, зал украшен плакатами с пословицами о труде:

Что посеешь, то и пожнёшь.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение и труд всё перетрут.
Мала пчела, да и та работает.
Скучен день до вечера, коли делать нечего
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Не всяк хлеб сеет, да всяк его ест.

Ход праздника

1-й ученик.
Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью,
счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

2-й ученик.
Вот она, Россия, наша страна,
Очень и очень большая она.
Россия – Родина, наш дом,
Где вместе с вами мы живём.

3-й ученик.
Под самым небом – горные отроги,
Внизу – поля, раздолье, ширина.
Бегут тропинки и пути-дороги
Просторы эти – Родина моя!

4-й ученик.
Под тёплым солнцем вырастая,
Мы дружно, весело живём.
Россия – милая, родная…

Все.
Цвети и крепни с каждым днём!

Исполняется песня «Песня о России», сл. О.Высотская, муз. В.Локтева.

1. Посмотри как всё красиво,
Посмотри простор какой!
Точно мать, склонилась ива
Над заснувшею рекой.
Ветерок взметнулся разом,
Облаков прорвав кольцо,
И ромашка жёлтым глазом
Смотрит солнышку в лицо.

Припев:
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,
Нет страны её родней.

2. Посмотри, леса, какие
И сады шумят кругом.
Наша Родина – Россия –
Хорошеет с каждым днём.
Видишь, яблони и сливы
Вдоль дороги встали в ряд.
О житье-бытье счастливом
В русских сёлах говорят.

5-й ученик.
У каждого на свете есть, наверно,
Любимый уголок земли, такой,
Где листья по- особому на вербе
Склонились над задумчивой водой.
Где небо выше и просторы шире
И так привольно и легко дышать,
Где ко всему в прекрасном этом мире
По - детски чисто тянется душа…

6-й ученик.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь!

7-й ученик
Здесь на левом берегу – город мой,
И на правом берегу – город мой,
И у моря, на косе, на мысу…
Где найдёте вы такую красу?

Здесь на левом берегу – острова,
И на правом берегу острова,
И у моря, там, где светит маяк, -
Это Астрахань родная моя!

Исполняется песня «Город Астрахань», сл. и муз. В.Туктарова

1. Только солнце на востоке
Лишь окрасит небосвод,
Ты проснёшься утром ранним
А с тобою весь народ.

Припев:
Город Астрахань, город родной
Вечно молод и вечно живой.
Куполами сверкающий кремль,
Покоряющий всех красотой.
Город Астрахань, город родной,
Невозможно расстаться с тобой.
Знать уж так на роду мне написано,
Видно стал ты моею судьбой.

2. Город с множеством традиций
Ты историей богат.
Горожан своих ты любишь
И гостям ты тоже рад.
Припев:

3. И куда б я не уехал,
Дом оставив и семью,
Всё равно, любимый город,
Без тебя я не смогу.
Припев:

Ведущая. Край у нас действительно замечательный. Более 120 национальностей проживают здесь. Мы любим свой край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому. Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями Астраханского казачества.
Посмотрим, как жили казаки много лет назад. Мы попали с вами в станицу. Что-то никого не видно!

Домовёнок Прошка. Апчхи! Апчхи!

Ведущая. Ой, кто это?

Прошка. Кто, кто! А то не знаешь! (Выскакивает из-за печки.) Это я, Домовёнок Прошка. В этом доме живу-поживаю, про всё на свете знаю.

Исполняет песню на мелодию «Песенка водовоза», муз. И. Дунаевского

Удивительный вопрос
Задаёте вы всерьёз.
Стыдно вам, должно, друзья,
Домовёнок – это я!

В доме каждом я живу
И покой в нем берегу.
Охраняю я очаг,
Без меня, друзья, никак!

Прошка. А вы кто такие?

Ведущая. Мы молодые астраханцы. Хотим посмотреть, как люди раньше жили, как песни пели, как трудились. Здесь, кроме тебя, никого нет. Где все?

Прошка. Как – где? Все делом заняты. Казаки коней пошли поить. Девчата полотно ткут. Вот они, смотрите!

Выходят девочки, поют (музыка и слова народные) и водят хоровод с рушниками

А в деревни у реки
Девки ткали полотно.
Они ткали и мочили
В золушку опускали.
А с золы их вынимали,
На реку спешили.
На реку спешили,
Там холсты мочили.
А с воды их вынимали
Да валиком выбивали.
На траве холсты сушили,
А потом рушники шили!

Прошка. С утра до вечера люди трудились. Об этом народ слагал пословицы и поговорки.
А вы, ребята, знаете пословицы о труде? Сейчас проверим. Давайте сделаем так: я начну пословицу, а тот, кто вспомнит её окончание, пусть поднимет руку, а затем завершит всю фразу. Итак, начали. (Произносит начало пословицы, а ребята должны произнести её конец.)

  • Что посеешь, то (и пожнёшь).
  • Труд человека кормит, а (лень портит).
  • Терпение и труд (всё перетрут).
  • Мала пчела, да и (та работает).
  • Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
  • Откладывай безделье, да (не откладывай дела).
  • Не всяк хлеб сеет, да (всяк его ест).

Прошка. Молодцы, ребята! Не зря в школе учитесь.

Ведущий. А лентяев и бездельников не любили, высмеивали их. В людях всегда ценилось трудолюбие.

Выходит казак с подушкой, ложится спать.

Ведущий. Ой, Прошка, ты говорил, все работают, а здесь кто-то спит.

Прошка. День в разгаре, дел невпроворот. Вот лежебока! Ему что утро, что вечер – всё одно. Только с боку на бок переворачивается. Вставай!

Казак. А ну тебя! Ты мне сон мешаешь смотреть!

Прошка. Вставай, вставай! (Казак встаёт и уходит )
Трудятся люди днем, а вечером собираются на посиделки. А какие же посиделки без чаепития? Надо воды набрать, чаю заварить.

Ведущая.
Посылали молоду
Под горошку по воду.
А водица далеко,
А ведёрко велико.

Песня-инсценировка «Аннушка», муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Ведущая. Идёт девушка, а возле реки казаки песни поют, о родном крае говорят.

Мальчики исполняют песню «У Волги-реки»

1. Возле Волги – матушки реки
Собрались астрахански казаки.

Ой, да,да, ой, да, да наши казаки.

2. Вороные копытами бьют,
Наши казаченьки весело поют.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.

3. Песню про Отчизну, про родимый кров,
Про высокий в поле урожай.
Ой, да, да, ой, да, да у Волги реки.
Ой, да, да, ой, да, да наши казаки.

1-й казак. Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.

Сценка Н. Краснова «Ты не казак!»
Участвует два ученика.

1-й казак. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?
2-й казак. - Ну, кажи, кажи. Послухаемо.
1-й казак. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.
2-й казак. - Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?
1-й казак. - Ведьмак жил у нас в деревне…
2-казак. - Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шор обить. Ты не казак!
3-й казак. После работы всех на посиделки зовём!

Ведущая. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.

Мальчики исполняют песню «Ой, при лужку»

1. Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял по воле.

2. Ты гуляй, гуляй, мой конь,
Пока нэ споймаю.
Як споймаю, зануздаю
Шёлковой уздою.

3. Як споймал казак коня,
Зануздал уздою.
Вдарил шпорой под бока –
Конь летит стрелою.

4. Ты лети, лети, мой конь,
Тай нэ торопыся,
Возле милого двора
Стань, остановыся.

Ведущая.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.

1-й ученик.
Как на нашей улице
Весь народ волнуется:
Едут, едут казаки –
Удалые молодцы.

Исполняется песня «Астраханские казаки».

1. Астрахански казаки,
Да астрахански казаки
Казаки, казаки, казаки, казаки.

2. По улицам ходили,
По улицам ходили.
Ходили, ходили, ходили, ходили.

3. Молодушек любили,
Молодушек любили.
Любили, любили, любили, любили.

4. Подарочки дарили,
Подарочки дарили.
Дарили, дарили, дарили, дарили.

5. Подарочек небольшой,
Подарочек небольшой.
Небольшой, небольшой,
Небольшой, небольшой.

6. Позолоченный, литой,
Позолоченный, литой.
Литой, литой, литой, литой.

7. Серебряно колечко,
Серебряно колечко.
Колечко, колечко, колечко, колечко.

8. Болит больно сердечко,
Болит больно сердечко.
Сердечко, сердечко, сердечко,
сердечко.

9. Далеко милый живёт,
Далеко милый живёт.
Далеко, далеко, далеко, далеко.

Ведущая.
Казаки съезжаются,
Пляски начинаются.

Выступление ансамбля казачьей песни «Поляница» (рук. А.В. Лепёхин)

Прошка.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!

Проводится игра «Достань платок».

Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.

Ведущая. Весной принимались казаки ладить соху да борону, пахать землю, чтобы хлеб сеять. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях и молодёжные игры, в которых рассказывалось об этих работах.

Хороводная игра «Просо сеяли».

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова:
«А мы просо сеяли, сеяли…» делают 4 шага вперед и два притопа.
Затем на слова:
«Ой, дид Лада, сеяли, сеяли».
Возвращаются на место.
Группа парней, повторяя движение девушек, поет:
«А мы просо вытопчем, вытопчем.
Ой, дид Лада, вытопчем, вытопчем».

Девушки, сменяя парней, поют:
«Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей,
Ой, дид Лада, 100 рублей, 100 рублей».

Парни, сменяя девушек, продолжают песню:
«Нам не надо 100 рублей, 100 рублей,
А нам надо девицу, девицу».

Девушки идут навстречу парням со словами:
«Мы дадим вам девицу, девицу,
Мы дадим вам косую, косую».

Парни отвечают:
«Нам не надо косую, косую».
Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.
Ехала станица мимо казака,
Вдруг из подворотни
Лают ворота!

Мальчик.
Лошадь ела кашу,
А казак – овёс.
Лошадь села в сани,
А казак - повёз!

Девочка.
Стучит – бренчит по улице,
Фома едет на курице.
А Тимошка – на кошке
По кривой дорожке!

Мальчик.
Катя, Катя-Катюха
Оседлала петуха.
Петух заржал,
На базар побежал!

Девочка.
Синее море огнём горит,
Белая рыба по небу летит,
По чистому полю корабль плывёт,
На корабле серый волк стоит.

Мальчик.
А проворная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
А потом куда хочешь сворачивай!

Девочка.
Ну, ребята, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Да и где же это видано?
Да и где же это слыхано?

Мальчик.
Ты играй, гармонист,
Играй, не стесняйся,
Ты сегодня, гармонист,
Для нас постарайся.

Девочки и мальчики исполняют частушки.

Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде.
Только как они не в моде
Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,
Будем петь вам от души.
Мы, девчонки астраханки,
До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,
Дорогая сторона!
Здесь повсюду нас встречает
Астраханская земля.

Старину мы уважаем,
Старину мы бережём.
О любимом нашем крае
Песни звонкие поём.

Ты играй, играй гармошка,
Гармошечка казацкая!
Я девчонка боевая
С края Астраханского.

Мы с весёлой песней дружим,
Мы вам честно говорим,
Хорошо живём, не тужим,
Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,
Каблучками топали,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Ведущая. Но не всегда было спокойно, безоблачно, мирно в казачьих станицах. Казак одной рукой за плуг держится, а другой - за строевого коня.

Ученик.
Только враг зашевелится,
Наш казак уж на коне –
Рубит, колет, веселится
В неприятельской стране.

Исполняется песня «В саду дерево цветёт».

1. А в саду дерево цветёт,
А казак у поход идёт.
Припев:

А казак у поход идёт.

2. Да казак у поход идёт,
Да за ним девка слёзы льёт.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

3. Да не плачь, девка, не рыдай
Да кари очи не стирай.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

4. Да тогда, девка заплачешь,
Да как у строю побачишь.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

5. Да как у строю, у строю,
Да на вороненьком коню.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

6. Да на вороненьком коне,
Да на казачьем на седле.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

7. Да на казачьем на седле
Да при шашке, кинжале.
Припев:
Эх, раз, два! Ой, горе не беда.
А казак у поход идёт.

Ведущий. Перед походом казак кланялся в ноги отцу с матерью, просил простить, если обидел невзначай, а отец давал сыну наказ:
«Служи исправно, не позорь станичников», «Зря на рожон не лезь, но и в хвосте не плетись».

Ученик.

И да пошлёт тебе Бог силы
Долг службы свято соблюдать,
Служить, как мы царю служили,
И славу рода поддержать.

Иди туда, куда укажут
Господь, начальство и черёд,
Когда же в бой лететь прикажут,
Благословлясь, ступай вперёд!

Но ни в бою, ни перед боем
Ты не бранися, ни ругай,
Будь христианином и перед боем
Крестом себя ты осеняй…

Конь боевой всего дороже,
И ты, мой сын, им дорожи,
И лучше сам ты ешь поплоше,
А лошадь в холе содержи!

Ученик.
Наш сотенный командир –
Он во всём нам господин.
Он не спал и не дремал,
Свою сотню обучал.
Подтянул сотню свою,
Хоть показывай царю.

Исполняется песня «Командир»

1. Эх, кабы в нашей сотне,
Командир хороший.

Припев:
Чернявая моя, чернобровая моя.
Черноброва, черноглаза,
Раскудрява голова.
Браво, браво, Катерина!
Браво душечка моя!

2. Командир был славный,
Жизнь была весёлая.

3. Он ехал на коне,
Конь под ним взвивался.

4. Подъезжал он к казакам,
С ними он прощался.

5.Вспоминать вас будут
Храбрые казаки.

Ведущая. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, и внесли неоценимый вклад в прославление русского оружия, много славных страниц вписали они и в историю Великой Отечественной войны.

Ученик.
Жила в сердцах их смелая отвага,
Своей любовью к Родине сильны,
Они дошли с победой до рейхстага,
Геройские сыны своей страны.

Исполняется песня «Едут, едут по Берлину наши казаки»,
сл. Ц.Солодарь, муз. Дан. и Дм.Покрассы

По Берлинской мостовой
Кони шли на водопой.
Шли, потряхивая гривой,
Кони-дончаки.
Распевает верховой -
Эх, ребята, не впервой
Нам поить коней казацких
Из чужой реки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Он коней ведёт шажком,
Видит - девушка с флажком
И с косою под пилоткой
На углу стоит.
С тонким станом, как лоза,
Синевой горят глаза.
Не задерживай движенья -

Казаку кричит.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Задержаться он бы рад,
Но, поймав сердитый взгляд,
Ну-ка, рысью - с неохотой
Крикнул на скаку.
Лихо конница прошла,
А дивчина расцвела.
Нежный взор не по уставу
Дарит казаку.

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
По берлинской мостовой
Снова едет верховой,
Про свою любовь к дивчине
Распевает так:
"Хоть далеко синий Дон,
Хоть далеко милый дом,
Но землячку и в Берлине
Повстречал казак..."
Казаки, казаки,

Едут, едут по Берлину
Наши казаки.
Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину
Наши казаки.

Ученик.

Все в мире сущие народы,
Благославите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле настигли нас.

Ещё теплы стволы орудий,
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вздохните, люди,
Переступив порог войны…
А. Твардовский

Ученик.
Пусть слава героям шумит не смолкая,
Не сгладит почёта грядущей мечты,
И пусть к постаментам, как память живая,
Ложатся во веки бессмертья цветы.

Ученик.
Казаком родиться
Не каждому дано,
Безо всяких традиций,
А просто – суждено!
Раз так – наденешь форму
И встанешь в общий строй,
Для казака – как норма:
Хранить людской покой!

Исполняется песня «Казачата»

Приуныли казаки, -
пыльная дорога,
не ведёт их в дальний путь,
песня казаков.
Не забыты дни былые,
песни боевые.
Ратный дух угас в груди,
уснули казаки.

Эх, казачата,
ребята удалые
Подхватите песню
дедов и отцов,
Пусть они припомнят
годы боевые.
Будут новые победы
славных казаков.

И пускай пока немного
велика папаха,
Но в седле казачьем старом
я уже держусь.
Подрастают казачата
песня раздаётся.
Скажет атаман довольно:
«Сменой я горжусь!
И опять казачья песня
над рекой польётся.
Закружится дым над трубкой,
вспыхнули костры,
Вам лихие казачата
Бурка достаётся,
Если с шашкой передали
Вам её отцы!

Ведущая. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. До свидания, Прошка! А мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа.

Литература

  1. Горбунов Н.П., Кучерук И.В., Афанасьев С.Н. История казачества в Астраханском крае: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных школ, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. Астрахань, 2002.
  2. Библиографический указатель «Астраханское казачество: История и современность», 3 раздел: «Музыкальная культура астраханского казачества. Песни казачества. Фольклор», изданного Астраханской областной научной библиотекой им. Н.К. Крупской.
В гостях у казаков

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Здорово ночевали, казаки и казачки. Сегодня у нас с вами праздник.

Ведущий: Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, танцуют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, присказки, прибаутки.

(Под музыку выходит с шарами петух)

Петух: Кукареку! Кукареку!

Ну, вот все в сборе

Можно праздник начинать,

В круг друзей всех собирать.

Эй, ребята, детвора!

Петь, плясать пришла пора

Давайте знакомиться.

Гребень красный,

Рубаха алая

Я ребята - петух-зазывала!

Подходи по одному

Расскажу вам, что к чему.

Никакого тут секрета,

Хоть кого я расспрошу:

Ведь праздника, как этот,

Не бывало на Дону!

(Звучит плясовая музыка, петух пляшет)

А сейчас настало время

К творчеству народ будить;

Все традиции забыты -

Нужно срочно возродить.

Выходят казачьи пары с песней «Эй, донские казаки»

Эх, донские казаки,

Эх, донские казаки,

Казаки, Казаки,

Казаки, Казаки,

По станицам гуляли,

По станицам гуляли,

Гуляли, гуляли,

Гуляли, гуляли.

Молодушек любили,

Молодушек любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

К одной двое ходили,

К одной двое ходили,

Ходили, ходили,

Ходили, ходили.

Одну двое любили,

Одну двое любили,

Любили, любили,

Любили, любили.

Подарочки носили,

Подарочки носили.

Носили, носили,

Носили, носили.

Подарочек не простой,

Подарочек не простой,

Не простой, не простой,

Не простой, не простой,

С ручки перстень золотой,

С ручки перстень золотой,

Золотой, золотой,

Золотой, золотой.

Серябряна калечка,

Серябряна калечка,

Калечка, калечка,

Калечка, калечка.

Балить мая сердечка,

Балить мая сердечка,

Сердечка, сердечка,

Сердечка, сердечка.

Балить сердце и живот,

Балить сердце и живот,

И живот, и живот,

И живот, и живот.

Далеко милай живет,

Далеко милай живет,

Он живёт, он живёт,

Он живёт, он живёт.

Часто вести подаёт,

Часто вести подаёт,

Подаёт, подаёт,

Подаёт, подаёт.

А я ево не боюсь,

А я ево не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

Не боюсь, не боюсь,

На улицу покажусь,

На улицу покажусь,

Покажусь, покажусь,

Покажусь, покажусь.

Чубатые ребяты,

Чубатые ребяты,

Ребяты, ребяты,

Ребяты, ребяты,

Прелестнаи казаки,

Прелестнаи казаки,

Казаки, казаки,

Казаки, казаки!

Ведущий. Такие праздники на Дону проводились после того, как с полей был убран урожай до последнего зернышка. И только тогда пекли караваи из нового урожая, играли свадьбы, устраивали посиделки. Одним словом, всем можно было отдохнуть.

У куреня, где собиралась молодежь на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяин и хозяйка.

(Выходят хозяин и хозяйка)

Хозяин : Добрый день, гости званые и желанные.

Хозяйка: Гости дорогие! Слава Богу, на многие лета!

Хозяин: Милости просим к нашему куреню!

Хозяйка: Ждет вас здесь угощение знатное и времяпровождение приятное. И по старому донскому обычаю, дорогих гостей встречаем хлебом-солью. А главный хлеб на Дону - это, конечно, каравай.

(Выходит каравайщица с хлебом-солью)

Каравайщица: Здорово ночевали, казаки и казачки. Милости просим к нашему куреню.

Ведущий. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг; потому, что каравай - круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл - круглое красное солнышко, круглый годовой цикл. Вселенная нашими предками представлялась тоже замкнутой в виде круга, да и вся жизнь, так считали, развивается по кругу...

Ведущий. Поэтому, после уборки девушки водили хороводы.

(Хороводный танец «Заплетайся плетень» )

Ведущий. В давние времена собирались люди на праздники, устраивали пиры. И к этому дню пекли особый хлеб - он получил название «пирог», от слова «пир».

(Звучит лирическая музыка)

Ведущий: Наиболее древние пироги - пироги из пресного теста.

Ведущий: Дрожжевое тесто готовили простое и сдобное - только по большим праздникам.

Ведущий. Слоеное тесто появилось значительно позже. В старину начинки пирогов отличались большим разнообразием.

Ведущий: Готовили пироги с мясом, грибами, яблоками, маком, рыбой и даже с кислицей.

Ведущий: Овощная начинка тоже была самая разнообразная, были даже огуречники - пироги с солеными огурцами.

Ведущий. Были и хлебальные пироги. С них срезали корку и начинку ели ложками.

Ведущий: Готовили такие пироги-тарелки с начинками из лука, капусты и моркови.

(Музыка затихает)

Ведущий. По форме пироги различались на долгие, круглые и треухи. В круглый пирог, как уже говорилось раньше, вкладывался большой смысл.

Ведущий. В нашей области кроме пасхальных куличей, Вознесенских рогулек, модников, картофельников, пекли уризники и сеченики, т.е. сочни с картошкой и капустой, топтаники из гороховой муки и многое другое.

Ведущий. Ох, казаки и казачки, загутарились мы с вами. Давайте лучше споем.

Ведущий. Собирайся, народ,

В наш веселый хоровод.

Песни петь, да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Песня «Посею лебеду…»

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

С удалым добрым молодцем,

С удалым добрым молодцем.

Девочка. Ой, ребята, а я что видела!

Все. Что!?

Девочка.

Ехала станица мимо казака,

Вдруг из подворотни

Лают ворота!

Мальчик.

Лошадь ела кашу,

А казак – овёс.

Лошадь села в сани,

А казак - повёз!

Девочка.

Стучит – бренчит по улице,

Фома едет на курице.

А Тимошка – на кошке

По кривой дорожке!

Мальчик.

Катя-Катюха

Оседлала петуха.

Петух заржал,

На базар побежал!

Девочка.

Синее море огнём горит,

Белая рыба по небу летит,

По чистому полю корабль плывёт,

На корабле серый волк стоит.

Мальчик.

А проворная лисица потявкивает:

Хоть вправо держи, хоть влево держи,

А потом куда хочешь, сворачивай!

Девочка.

Ну, ребята, вы загнули,

Чуть не до смерти пугнули.

Да и где же это видано?

Да и где же это слыхано?

Мальчик.

Ты играй, гармонист,

Играй, не стесняйся,

Ты сегодня, гармонист,

Для нас постарайся.

Частушки

Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде.

Только как они не в моде

Если любят их в народе.

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Веселей играй, гармошка,

Будем петь вам от души.

Мы, девчоночки- дончанки,

До чего же хороши!

Эх, сторонушка родная,

Дорогая сторона!

Здесь повсюду нас встречает

Эх, донская- то земля.

Старину мы уважаем,

Старину мы бережём.

О любимом нашем крае

Песни звонкие поём.

Мы с весёлой песней дружим,

Мы вам честно говорим,

Хорошо живём, не тужим,

Хлеб с икоркою едим.

Мы вам пели и плясали,

Каблучками топали,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали

Ведущий. Любо казаки и казачки, любо.

Каравайщица: А я хочу спросить у вас, ребята. Скажите-ка мне, как толкуется в русском языке слово «пирожница»?

Казачка: Это женщина, которая торгует пирожками.

Казак: Да нет, это доска, на которой стряпают пироги.

Каравайщица: Хорошо, хорошо. Не нужно спорить. Оба ответа верны, так как это слово имеет два значения.

А скажите, люди добрые, почему говорят: «Покамест пироги в печи - не садись на печь»?

Казак: Да потому что испортятся - тесто сядет.

Каравайщица: Верно. А еще, чтобы пирог и хлеб не испортились, нельзя голик под печь класть и разрезать хлеб, пока все хлебы не испеклись.

А почему за ужином казак новый хлеб не начинал резать?

Казак: А потому, что спор будет в доме и нищета одолеет.

Каравайщица: А как же тогда каравай хлеба правильно начинать нужно?

Казак: Резать надо с головы, с краю, который повыдался.

Каравайщица: Ну, молодцы, казаки и казачки.

Уважаемые казаки и казачки, я предлагаю отправиться сейчас в путешествие по Дону, себя показать да на людей посмотреть.

Хозяин: Любо! Честнохваленая каравайщица, мы согласны. Только куда мы отправимся, кто нам путь укажет?

Каравайщица: А специально для этого я испекла колобок, чтобы путь нам указывал. Нужно только сказать: «Катись по блюдечку колобок. Покажи нам заветный уголок».

Ведущий. Замечательно. Только перед путешествием я предлагаю набраться сил, отдохнуть немножко.

Все . Любо, любо!

Песня «По полю, полю»

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

Кликал-выкликал, кликал-выкликал

Сизголубицу свою,

Сизголубицу свою.

Ты ходи сюда, ты ходи сюда,

Сизголубушка моя,

Сизголубушка моя.

Я тебя люблю, я тебя люблю

За походочку твою,

За походочку твою.

По двору идёшь,

По двору идёшь,

Словно павушка плывёшь,

Словно павушка плывёшь.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По широкому полю

Летал-вылетал, летал-вылетал

Сизголубчик молодой,

Сизголубчик молодой.

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю,

По полю-полю, по полю-полю,

По широкому полю.

Полю.

Ведущий. Ну вот, казаки и казачки, можно и в путешествие отправляться. Катись по блюдечку, колобок, покажи нам заветный уголок.

(Звучит песенка колобка)

Ведущий. Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну под названием «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться. Ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «пирог», а круглый пирог служил еще и оберегом, поэтому так часто это слово встречается в детских потешках, прибаутках и колыбельных песнях.

Ведущий. А хотите посмотреть и послушать, как казачки своих малышей спать укладывали, как их качали, что им пели?

(На сцене, в избе у колыбели хозяйка поет колыбельную)

Хозяйка:

Котя, котенька, коток,

Котя - серенький хвосток.

Приди, Котя, ночевать.

Нашу девочку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу,

Дам кусочек пирога

Да кувшинчик молока,

Кушай, Котя, не проси.

(Выходит дочка с куклой)

Дочка:

О, качи-качи-покачать,

Испеку тебе калач,

Спи-ко, Танечка, не плачь.

Дочка. А мою Танечку надо под квашню посадить да перепекчи.

Хозяйка: А ты разве знаешь, как это делается?

Дочка: Конечно. Надо, как пекутся хлебы, из квашни- то тесто вынуть, посадить туда куколку, как бабушка делала с маленьким Ванюшкой. А еще надо куколку на лопатку посадить да в печку засунуть.

А вот вопрос к вам, казаки и казачки. Почему маленьких детей под квашню сажали да в печку на лопате совали?

Ведущий. Если ребенок плохо говорит и растет, его сажали под квашню. Руки смачивали водой, которой смазывали поделанные хлебы, и говорили: «Как мои хлебы кислы, так и ты, мое дитятко, кисни. Как мои хлебы всходили, так и ты ходи.

Ведущий. А когда ребенок был хилым и болезненным, совершали обряд перепечения - сажали на лопатку и в печку, как пирог совали.

Хозяин: Прекрасная страна - Детство, но нам нужно отправляться дальше в путешествие.

Хозяйка: Катись по блюдечку, колобок, Покажи нам заветный уголок.

Мы с вами попали в страну под названием «Загадка». Очень загадочная страна.

Каравайщица:

Не сиди на печи,

Налетай на калачи,

Пироги получит тот,

Кто отгадку назовет.

    1. Что на сковороду наливают, да вчетверо сворачивают? (Блины)

      Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям плачу. (Хлеб)

      Возьму пышно, сделаю жидко, брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)

Хозяин: Любо, казаки и казачки! В праздники на Руси, да и у нас на Дону любили устраивать состязания. Состязались в пляске, песнях, в удали молодецкой, в силе.

- А давайте мы устроим состязание в смекалке, находчивости, уме? Тогда внимательно слушайте.

Викторина

Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Горище – чердак

Гутарить – говорить

Гумно – место для хранения зерна

Курень – дом

Вечерить – ужинать

Шлях – дорога

Атаман – вожак

Казаки – вольные люди

Майдан – площадь

Станица – село большое

Хутор – село маленькое

Кочет – петух

Чувяки – тапки

Хворать – болеть

Цибарка – ведро

Завеска – фартук

Баз – сарай

Нехай – пусть

Ноне – сегодня

Ведущий: Казаки – вольные люди, но всегда соблюдали кодекс чести, и имели свои заповеди, которые нарушать было нельзя. А какие? Знаете?

(дети в зале перечисляют)

Заповеди казаков:

- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всем казачестве.

- Служи верно своему народу, а не его вождям.

- Держи слово! Слово казака дорого.

- Чти старших, уважай старость.

- Сам погибай, а товарища – выручай.

- Пуще всех благ и самой жизни ставь казачью волю, но помни – воля не своеволие! Лихость – не разбой! А доблесть – не жестокость!

- Помни – храбрые всегда добрые, потому, что они сильные!

- Не мсти! Оставляй врага своего на суд божий!

Каравайщица: Любо, казаки и казачки. Загутарились, пора бы и честь знать.

Хозяйка: На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся,
Мы умеем веселиться,
И в труде не ленимся.

Хозяин: Из-за Дону песню выведу,
По России поведу,
Голосистую, задорную,
С подголосками в ладу.

Давайте и мы споем песню

Звучит «Песня о России»

    Посмотри, как всё красиво,

Посмотри - простор какой.

Точно мать, склонилась ива

Над заснувшею рекой.

Ветерок метнулся разом,

Облаков прорвав кольцо.

И ромашка жёлтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

Припев:

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

/В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней,

Нет страны её родней.-2р./

    Посмотри, леса какие

И сады шумят кругом.

Наша Родина - Россия

Хорошеет с каждым днём.

Видишь - яблони и сливы

Вдоль дороги стали в ряд.

О житье-бытье счастливом

В русских сёлах говорят.

Припев.

    И берёзку молодую,

И кустарник, и траву, -

Беззаветно всё люблю я,

Всё я родиной зову.

Хорошо костер походный

На поляне разжигать,

Хорошо в стране свободной

Мне с друзьями подрастать.

Петух: Ну вот, дорогие гости, мы с вами еще раз услышали о донском каравае, о казачьих обычаях, традициях. И помните, что ничего нет роднее и дороже, чем, то место, где ты родился и вырос.

Татьяна Герасимова

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» в исп. ККХ. У входа в зал, оформленного в виде ворот, стоит ведущая с хлебом – солью.

ВЕДУЩАЯ : Здравствуйте, гости званные и желанные! Милости просим к

нам на казачий праздник !

Гость, войди! Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём –

Всем известно казаков радушье ,

Хлебосольство и открытый дом!

Гости заходят в зал. Ведущая встаёт в центре у занавеса.

ВЕДУЩАЯ : Собрались мы с вами на казачий праздник… А кто же такие

казаки ? Вы знаете?. В давние времена, когда нас с вами на

свете ещё не было, даже не было наших бабушек и дедушек,

сюда в наши края из разных мест пришли люди. Они

спасались от тяжелой жизни и очень любили свободу. Эти

свободолюбивые люди называли себя казаками . Казак -

это значит : «вольный человек» . Жизнь у казаков была

нелёгкой. Если вдруг начиналась война – казак садился на

своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать,

защищать свою Родину, свой край и свою семью. Главная

казачья заповедь – «Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Каждый казак с самого детства знал эту заповедь и был ей

верен. Кто из вас знает, какое же главное призвание казака ?

ДЕТИ : Быть военным!

ВЕДУЩАЯ : Военная служба для казака – это его жизнь , его честь,

гордость и святыня. Казак - смелый , отважный,

бесстрашный воин : воевал на коне с шашкой и пикой в

руке… А как же провожали казака на службу , хотите

Звучит песня «На заре, на зорьке» . Открывается занавес. Сцена оформлена как «казачий дом » . Сидят Отец, Мать, между ними сын.

ОТЕЦ : Слышь, мать, никак атаман по двору идёт!

В зал под песню «Казачьему роду нет переводу » входят атаман и казаки , ведущая представляет всех. Казаки подходят к «дому» .

ОТЕЦ : Желаем здравствовать, господин атаман! Здорово живёте,

станичники!

КАЗАКИ : Здорово, коли не шутите!

МАТЬ : Прошу вас, гости, садитесь!

КАЗАК : Пришли мы к вам с важным делом : настал черёд сыну

вашему Андрею в ряды кубанского казачьего воинства

вступить и служить Отечеству как подобает.

МАТЬ : Ах, ты, милое моё дитятко,

Да куда ты спешишься да торопишься из родного дома!

Отемнеет светла горница, опустеет дом-подворышко.

снаряжение из сундука, вырядим сына достойно на святое

дело, на службу воинскую !

Пока мать достаёт снаряжение и родители одевают сына, тихо звучит песня «Провожала мати сына у солдаты » .


Ведущая поясняет :

ВЕДУЩАЯ : Как мы с вами уже говорили, военная служба для казака –

это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Не отслужить в

армии считалось несчастьем. К неслужившему относились с

сочувствием, а порой и с презрением.

ОТЕЦ : Ну вот… бравый казак . Мать, неси икону нашу семейную,

прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на

службу .

МАТЬ : Иди, Андрейка, под благословение родительское!

Мать передаёт отцу икону, сама берёт хлеб-соль. Казак бросает шубу мехом наружу, на которую мальчик встаёт на колени.

КАЗАК : Чтоб не голо служить ему было !

ОТЕЦ : Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа благословляем тебя,

сын наш любимый, на службу ратную . Помни нас,

родителей своих, землю свою родимую, не посрами наш род

и земляков – станичников. Будь верен славным традициям

казачьего воинства . Аминь.

Сын целует икону, хлеб и руки родителей, встаёт. Мать надевает крестик (или образ Николая - угодника) и трижды говорит : «Господи, благослови!»

ВЕДУЩАЯ : А каким же должен быть военным? Ну-ка, ребятишки,

давайте споём, чтоб Андрейка не забывал! Подходите сюда

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ» подг. группа

Мать берёт 2 полотенца и перевязывает крест-накрест со словами :

МАТЬ : Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом!

Служи – не тужи !

Затем подходят девочки, прикалывают платочки к черкеске.

ВЕДУЩАЯ : Давайте и друзей Андрейкиных соберём на службу !

ИГРА «СОБЕРИ КАЗАКА В ДОРОГУ »

Девочки собирают казаков : крупа, мука, мешочек с родной землей, кисет с табаком.


РЕБЕНОК 1 : На Кубани у нас люди сильные,

Прославляют землю изобильную!

РЕБЕНОК 2 : Кубанский казак хват , силой, удалью богат!

Пусть знает ворог – казаку отчий край дорог !

ВЕДУЩАЯ : А ну-ка, казачата , покажите подготовку строевую да силу

свою и смекалку! Хорунжий, командуй! А вы, девчоночки,

женихов себе приглядывайте!

Девочки садятся на места, а мальчики строятся за Андреем. Хорунжий встаёт перед ними.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (выполнение команд) : 1. Становись… 2. Равняйсь, смирно! 3 На первый-второй рассчитайсь! 4. Первые номера, шаг вперёд – раз-два… 5. Вторые номера, шаг вперёд – раз-два… 6. Направо…шагом марш… 7. Через середину в колонну по 3 марш…


8. Вольно. Разойдись…

Мальчики садятся на места.

ВЕДУЩАЯ : Атаман, хороши ли казачата ?. Ребята, а хорош ли наш

атаман?. А кто такой атаман, вы знаете? … А как его

выбирают?. (свободные ответы детей) Да, это самый

старший и самый опытный казак , его слово, его решение для

всех казаков закон . Атаман - казачий командир , у него

хранится казачье знамя , с ним казаки шли в бой . Атаман

всегда впереди, он отвечает за воинскую дисциплину и

Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое

выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему

говорили : «Не плачь, казак , атаманом будешь!» Любой из

мальчишек – казачат мечтает стать атаманом! Про атамана

много песен сложено, давайте послушаем!

ПЕСНЯ «АТАМАН» анс. казачьей песни «Братина»


После песни слово предоставляется атаману. Затем он спрашивает, знают ли дети казачьи заповеди .

ВЕДУЩАЯ : О казачестве всегда слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани казаки и ныне славят

Свою волю, власть народа… Соблюдают они строго

10 заповедей святых… Расскажи, Андрейка, их!

К Андрею подходят 7 детей.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ :

АНДРЕЙ : Честь и имя казака в жизни главные всегда!

РЕБЁНОК 1 : С детства честью дорожи и достоинство держи.

Коль не прав, то признавай, злобу в сердце не пускай.

АНДРЕЙ : Есть у каждого права – нет ни князя, ни раба.

РЕБЁНОК 2 : Все равны в своих правах, но отвечают за свои дела.

АНДРЕЙ : По делам лишь одного о казачестве всего

Судит весь честной народ. Так что помни наперёд :

РЕБЁНОК 3 : Честен будь при казаках , чист в поступках и делах.

Будь примером всем всегда – вот в чём участь казака !

АНДРЕЙ : За Россию, честь свою жизнь не грех отдать в бою!

Слово дал – его держи, казачьим словом дорожи !

РЕБЁНОК 4 : Помни, слово казака было верное всегда .

Лучше мудро промолчать, чем впустую обещать.

АНДРЕЙ : Старость всюду уважай , стариков не обижай !

РЕБЁНОК 5 : Пожилого казака почитай как за отца .

Престарелую казачку своей матерью считай.

АНДРЕЙ : Память предков сохраняй, по обычаям решай!

Если трудно – погибай, но товарища спасай!

РЕБЁНОК 6 : В бою, в службе , на работе, дома или на охоте

Другу всюду помогай, если надо – выручай!

АНДРЕЙ : Не гордись чужим добром, а живи своим трудом.

Береги свою семью, почитай свою родню.

РЕБЁНОК 7 : Старших в доме уважай , младших ты не обижай.

Дети садятся на свои места. Атаман хвалит.

ВЕДУЩАЯ : А кто же у казака первый друг ?. Конечно, конь!

Казак без коня , что….

ДЕТИ : Солдат без ружья!

ВЕДУЩАЯ : Казак сам не поест…

ДЕТИ : А коня накормит!

ВЕДУЩАЯ : Не конь красит казака , а…

ДЕТИ : А казак коня !

ВЕДУЩАЯ : Атаман, а в каком возрасте отец сажал сына на коня?. С

раннего детства отцы приучали своих сыновей к лошадям –

вначале учили ухаживать за конем, потом – ездить верхом,

учили сидеть в седле и без него, стоять на коне на ногах,

подлезать под седло. Это было сделать очень непросто,

потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при

этом могли стрелять на ходу. С 3х-летнего возраста мальчик

уверенно держался в седле, стрелять его учили с 7 лет, а

рубить шашкой – с 10. Давайте сейчас послушаем песни о

верном друге казака в исполнении наших малышей!

ПЕСНЯ «ИГРА С ЛОШАДКОЙ» младш. гр.

ПЕСНЯ «БУДЁНОВЕЦ» сред. гр.

ВЕДУЩАЯ : Ну, что ж, казачата , пришло время вам удаль свою и

ловкость показать , на быстрых конях поскакать!

ИГРА «ЛОВКИЕ НАЕЗДНИКИ»

Участвует 2 команды. По сигналу первые игроки «на конях» скачут до натянутой верёвки, на которой с помощью прищепок висят платочки. Надо сорвать платок, вернуться в свою команду и передать «коня» . Чья команда соберёт большее количество платков. Возле каждой команды стоит девочка, которая собирает эти платки, а по окончании игры считает.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ » Вилькорейской


ВЕДУЩАЯ : Пока наши казачата и их кони отдыхают , послушаем, как

поют старшие казаки !

ПЕСНЯ «ЕСАУЛ» анс. казачьей песни «Братина»

ВЕДУЩАЯ : Казачьи песни слушать , что сладкий мёд кушать! Ну, а мы

вам частушки споём, армейские!

АРМЕЙСКИЕ ЧАСТУШКИ с д. м. и., платочками

ВЕДУЩАЯ : У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Выходи плясать, народ, наш казачий курагод !

ХОРОВОД «ГУЛЯЙ, КАЗАК » Ф. Царикати


Пока дети садятся, тихо звучит песня «Русь да казачья воля » .

ВЕДУЩАЯ : Там, где песня льётся, там легче живётся. И на войне казаки

поют, дом - семью вспоминают… Ждут казаки , когда же

война закончится, вернутся ли домой живыми –

невредимыми… Пусть же песня зазвучит, душу нашу

бередит…

ПЕСНЯ «ДВА ОРЛА» анс. казачьей песни «Братина»

После песни Мать, Отец и Сын встают.

ОТЕЦ : Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу

проводить . И тебе, батька – атаман, благодарствую! (поклон)

Конь нашего новобранца осёдлан, за околицей уж заждался,

пора в путь-дорожку, на службу верную .

МАТЬ : Идёмте, ребятишки, проводим Андрейку со двора !

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» . Выходят : первым идёт Андрейка, затем родители, потом дети. У входа в зал Андрей «вспоминает» , что забыл дома кисет. Идёт в «дом» , берёт кисет. Мать подходит к нему, подаёт один конец платка, другой держит сама, и так выводит сына окончательно.

ВЕДУЩАЯ : Атамана-батюшку и станичников просим в наш курень

трошки повечерить, чаю испить да гостинец вручить.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры