Родной город юрия бондарева. Биография бондарева юрия васильевича

Главная / Психология

Юрий Васильевич Бондарев - прозаик, эссеист, публицист - родился 15 марта 1924 года в г. Орск Оренбургской области. В детстве вместе с семьей много ездил по стране.

С 1931 семья обосновалась в Москве, где прошли школьные годы будущего писателя. После окончания школы был призван в армию, направлен в Чкаловское артиллерийское училище, а затем на фронт. Неизмеримо трудные дороги артиллериста Бондарева пролегли от берегов Волги до границ Чехословакии. Командир орудия, Бондарев был дважды ранен, четырежды награжден орденами за боевые заслуги. После окончания войны и демобилизации в 1946 Бондарев поступил после недолгих колебаний в Литературный институт им. М. Горького, где занимался в творческом семинаре К. Паустовского.

Первый рассказ Бондарева «В пути» появился в молодежном журнале «Смена» в 1949 , и с этого времени началась профессиональная деятельность писателя. В ранних рассказах Бондарева, как и во всей беллетристике того времени, превалировала тема мирного труда представителей самых разных профессий. Несмотря на то, что в прозе Бондарева можно было отметить точную психологическую обрисовку характеров, пластическое воспроизведение реального мира, глубину и бескомпромиссность нравственных коллизий, эти рассказы не выделялись из общего потока литературы подобного рода. После окончания Литературного института в 1951 Бондарев был принят в члены СП СССР.

В 1953 был издан сборник его рассказов «На большой реке».

Настоящий творческий успех принесли Бондарев «военные повести» конца 1950-х - начала 1960-х. Этот цикл открывала повесть «Юность командиров» (1956 ). Героями Бондарев стали офицеры и курсанты военного училища, прошедшие суровую школу на передовой.

Следующие повести - «Батальоны просят огня» (1957 ) и «Последние залпы» (1959 ) - сделали Бондарева известным писателем, которого критика причислила к т.н. «лейтенантской прозе». В этих произведениях сложилась в основных чертах поэтика изображения войны, присущая Бондареву-прозаику. Ему свойственно стремление к точной психологической детализации событий (все критики отмечали «эффект присутствия», «верность правде», «смелость батальных эскизов», «окопную правду»), экспрессивному действию в максимально-напряженных, порой безвыходных ситуациях. Рассматривая своего героя перед лицом смерти с состраданием и верой, Бондарев показывает, как человек овладевает «великой тайной», «осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра...» (Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1979. С. 14).

В 1958 выходит еще один сборник прозы Бондарева «Трудная ночь», в 1962 - «Поздним вечером», основу которых составляют публиковавшиеся ранее произведения. Параллельно с военной темой у Бондарева развивается тема современности, связанная с художественным постижением послевоенного времени, так поразившего «тишиной» вернувшихся с фронта солдат, обострившего забытые из-за войны конфликты как семейного, так и общественного характера.

В 1960 появляется в печати большой роман писателя «Тишина» и повесть «Родственники» (1969) . Бондарев пытается углубить психологическую характеристику персонажей, создать полнокровные образы людей со своей собственной биографией, манерой мышления, со своим страданием и ощущением ненужности в этом новом, невоенном мире.

И вновь от современной темы Бондарев обращается к войне.

В 1970 выходит из печати роман «Горячий снег», который в литературе того времени наряду с повестями В. Астафьева, К. Воробьева, В. Кондратьева, В. Быкова, В. Богомолова и др. составлял ядро «военной прозы».

Роман «Горячий снег» посвящен казалось бы локальным событиям - одному дню из жизни артиллерийской батареи Дроздовского, которая на подступах к Сталинграду вела ожесточенные бои, выбивая фашистские танки и не допуская соединения вражеских войск. Оптимистический финал романа, по-видимому, дань времени (батарею находят, раненых увозят в тыл, а героев тут же на передовой награждает сам генерал Бессонов), не заслонял трагической сути происходившего.

С середины 1970-х начинается новый этап в творчестве Бондарева. Писатель соединяет военную тему с современной, а героем его произведений становится художник. Романы «Берег» (1975 ), «Выбор» (1980 ), «Игра» (1985 ) составляют своеобразную трилогию, посвященную сложной и трагической жизни бывшего фронтовика (писателя, художника, кинорежиссера), который в современной жизни обнаруживает утрату тех мощных нравственных импульсов, которые поддерживали его во время войны. Выбор героя, связанного с творческой профессией, говорит о попытках авторского самоопределения и самоидентификации. Эти тенденции усиливались в конце XX в., становясь одной из определяющих черт литературного процесса. Все три романа построены по одному структурному принципу: чередованием глав, посвященных современности, и глав-воспоминаний о войне.

В конце 1970-х Бондарев размышлял о новом типе романа - «нравственно-философском с изобразительно-мыслительной тканью». В этом романе эмоциональный, «рисующий», лирический элемент проявляется при изображении событий прошлого, мыслительное начало непосредственно раскрывается в сфере настоящего. Этот тип романа Бондарев и реализовал в своей трилогии. Многие критики отмечали различие повествовательной ткани в этих произведениях, причем «мыслительное» начало, по их мнению, всегда уступало изобразительному и лирическому.

К этой трилогии примыкает роман «Искушение» (1991 ), в котором уже исчезает столь резкое противопоставление прошлого и настоящего, хотя интеллектуальное начало, проявляющееся в диалогах, усугубляется. Героями этого романа являются ученые-экологи, которые не выдерживают административного давления власти и дают согласие на строительство ГЭС в небольшом сибирском городе. Образ героя-интеллектуала, героя-творца, в какой-то мере отражает процесс самоидентификации писателя, который ищет свой путь к берегу обетованному через выбор, игру и искушение.

Роман Бондарева «Непротивление» появился в печати в журнале «Молодая гвардия» в 1994-95 . И вновь писатель уже в который раз обращается к давно прошедшим временам - первому году после окончания войны. Но послевоенная Москва в этом романе имеет уже другой облик. Изобразительный ряд включает грязные, полные животных криков и ругани рынки, темные забегаловки и шалманы с пьяной, прокуренной толпой, где слились воедино и людской сор, и уголовники, и вернувшиеся с фронта солдаты. Они не то празднуют до бесконечности победу, не то поминают друзей, не то попросту не умеют жить и запивают водкой свой страх.

Роман «Бермудский треугольник» (1999 ) посвящен событиям 1993 - расстрелу «Белого дома» в Москве. Однако эти события - только трагический и страшный фон произведения, герою которого выпадают на долю не только унижения за защиту парламента, но и, как всегда у Бондарева, предательство старого студенческого друга, который под видом все продолжающейся дружбы уже давно является воплощением зла и губит вокруг все, к чему прикасаются его грязные руки.

Бондарев в течение всей творческой жизни выступал как публицист, эссеист (сборник «Мгновения», 1978 ), критик и литературовед. Он - автор работ о Л. Толстом, Ф. Достоевском, М. Шолохове, Л. Леонове и др. (сборники «Взгляд в биографию», 1971 ; «Поиск истины», 1976 ; «Человек несет в себе мир», 1980 ; «Хранители ценностей», 1987 ).

В своих статьях Бондарева много размышлял о морально-этических вопросах. Программные из них даже поэтикой названий свидетельствуют о пристрастии художника к этической теме («О нравственности в литературе», «Нравственность - это социальная совесть писателя», «Гомо моралис» и др.).

Повесть "Батальоны просят огня" опубликована в 1957 году. Эта книга, как и последующие, словно бы логически продолжающие "Батальоны...", - "Последние залпы", "Тишина" и "Двое" - принесла автору их Юрию Бондареву широкую известность и признание читателей. Каждое из этих произведений становилось событием в литературной жизни, каждое вызывало оживленную дискуссию.

Роман многопланов, многопроблемен, является одновременно и военным и психологическим, и философским и политическим, понимает ряд социально-философских проблем, связанных с мучительным исканием своего "берега", который определяет нравственную жизнь человека.

Автор, Бондарев Юрий Васильевич, на основе подлинных исторических событий, исследует и раскрывает их воздействие и влияние на формирование типа личности и качества жизни.
В романе "Бермудский треугольник" описываются драматические события в России в постсоветский период начала 1990-х годов, повествуется о сложной судьбе литературных героев, переживших крайние стрессовые ситуации на грани жизни и смерти и изменивших свои жизненные...

В романе Юрия Бондарева рассказывается об интеллигенции 70-х годов. Автор прослеживает судьбы героев с довоенного времени, в повествовании много возвращений в прошлое. Такая композиция позволяет выявить характеры героев во времени и показать время в характерах героев. Основная мысль романа: поиск и познание самого себя, поиск смысла жизни во всех ее противоречиях.

Свой первый бой лейтенант, известный писатель Юрий Бондарев принял на Сталинградском фронте, переломном этапе Второй мировой войны. "Горячий снег" зимы 1942-1943 гг. вобрал в себя не только победу, но и горькую правду о войне, где "бытие становится лицом к лицу с небытием".

Роман "Игра" логически завершает своеобразную трилогию ("Берег", "Выбор") о современной интеллигенции. В нем поднимаются все те же вопросы добра и зла, смысла жизни ее цели, темы любви и смерти человека, который за недолгий срок своей жизни должен осознать себя и оставить в ней свой неповторимый след.

Автор обращается к теме русской интеллигенции, ее драматического существования в современном мире, крутых переменах в обществе за последние десятилетия, которые повлекли пересмотр нравственных достоинств человека, раскрывающихся в сложных моральных конфликтах.

Юрий Васильевич Бондарев выдающийся русский писатель, признанный классик советской литературы. Его произведения изданы многотысячными тиражами не только в нашей стране, но переведены на иностранные языки и вышли в свет во многих странах мира.
В этой книге напечатаны краткие, выразительные по содержанию и смыслу литературно-философские эссе, которые сам автор назвал мгновениями, избранные рассказы и рассказ-повесть "Последние залпы".

Новый роман Юрия Бондарева "Непротивление" - это то, чего нам сегодня не хватает.
Это - роман русского сопротивления. Это - нынешний офицерский вызов Юрия Бондарева.
В Юрии Бондареве и по сей день живёт фронтовая ненависть ко всем штабным сволочам. Её не придумаешь и не разыграешь.

В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском . Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учёбу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск . [ ]

В октябре того же года курсанты были направлены под Сталинград . Бондарев зачислен командиром миномётного расчета 308-го полка 98-й стрелковой дивизии . В боях под Котельниковским (ныне Котельниково) был контужен, получил обморожение и лёгкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия в составе 89-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии Воронежского фронта . Участвовал в форсировании Днепра и освобождении Киева . В боях за Житомир был ранен и снова попал в полевой госпиталь. [ ]

За уничтожение в районе села Боромля Сумской области из боевых порядков пехоты трёх огневых точек, автомашины, противотанковой пушки и 20 солдат и офицеров противника был награждён медалью «За отвагу» . За подбитый танк и отражение атаки немецкой пехоты в районе города Каменец-Подольский награждён второй медалью «За отвагу». [ ]

С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в рядах 121-й Краснознаменной Рыльско-Киевской стрелковой дивизии в Польше и на границе с Чехословакией . Член ВКП(б) с 1944 года. [ ]

Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером», 1962), повестей «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня » по мотивам повести, 1985), «Последние залпы» (1959; одноимённый фильм, 1961), «Родственники» (1969), романов «Горячий снег» (1969; одноимённый фильм, 1972), «Тишина» (1962; одноименный фильм , 1964), «Двое» (продолжение романа «Тишина»; 1964), «Берег» (1975; одноименный фильм , 1984). [ ]

В своих романах 70-х годов XX века и позже писатель напряженно размышляет о судьбах Советского союза и России, во многом предвидит причины развала СССР и последующей деградации советского общества, размышляет о смысле жизни, о смерти, о вреде конформизма, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории.

В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Свою позицию он выразил в телеграмме на имя первого президента России, в которой указал: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Почётный член Санкт-Петербургской общественной организации Академии русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. Державина. [ ]

Юрий Бондарев достаточно жёстко оценивает современную российскую действительность. По его словам, мы живем в безвременье, время без больших идей, без нравственности и естественной доброты, без защитительной стыдливости и скромности. «Наша свобода - это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое». Но при этом писатель не теряет веры в будущее России, он убежден в том, что даже в очень страшной трагедии есть место надежде.

6 марта 2014 года подписал обращение Союза писателей России к Федеральному собранию и Президенту России Путину, в котором выразил поддержку действиям России в отношении Крыма и Украины .

Дата рождения: 15.03.1924

Русский, советский писатель, прозаик, сценарист, публицист. "Классик" военной прозы. Ветеран Великой Отечественной Войны. Основная проблематика произведений: проблема нравственного выбора (как в военное, так и в мирное время), поиск человеком своего места в мире.

Юрий Васильевич Бондарев родился в городе Орске Оренбургской области. Отец (1896-1988) работал народным следователем, адвокатом, административным работником. В 1931 Бондаревы переехали в Москву.

Школу Бондарев закончил в эвакуации и сразу же был направлен во 2-е Бердичевское пехотное училище в городе Актюбинске. В октябре того же года курсанты были переброшены под Сталинград. Бондарев был зачислен командиром минометного расчета. В боях под Котельниковым он был контужен, получил обморожение и легкое ранение в спину. После лечения в госпитале служил командиром орудия, участвовал в форсировании Днепра и штурме Киева. В боях за Житомир был ранен и снова попал в госпиталь. С января 1944 года Ю. Бондарев воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В октябре 1944 был направлен в Чкаловское училище зенитной артиллерии и после окончания учебы в декабре 1945 года был признан ограниченно годным к службе и демобилизован по ранениям. Закончил войну в звании младшего лейтенанта.

Дебютировал в печати в 1949. Окончил Литературный институт им. А. М. Горького (1951 семинар К.Г. Паустовского). В том же году был принят в Союз писателей СССР. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953.

Произведения Бондарева быстро завоевывают популярность и он становится одним из самых печатаемых авторов.

Помимо литературной деятельности Бондарев уделяет внимание кинематографу. Выступает как автор сценария к экранизациям собственных произведений: «Последние залпы», «Тишина», «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Берег», «Выбор». Также Ю. Бондарев был одним из сценаристов киноэпопеи «Освобождение», посвященной глобальным событиям Великой Отечественной войны. В 1963 году Ю. Бондарев был принят в Союз кинематографистов. В 1961-66 годах он являлся главным редактором Объединения писателей и киноработников на студии «Мосфильм».

Занимал руководящие должности в Союзе Писателей: был членом (с 1967) и секретарем правления (1971-август 91), членом бюро секретариата правления (1986-91), секретарем правления (1970-71), первым зам. председателя правления (1971-90) и председателем правления СП РСФСР (декабрь 1990-94). Кроме того Ю. Бондарев был председателем правления Российского добровольного общества любителей книги (1974-79), членом редколлегии журнала . Бондарев член Высшего творческого совета СП России (с 1994), почетный сопредседатель СП Подмосковья (с 1999). Член редколлегий журналов "Наше наследие", " ", "Кубань" (с 1999), "Мир образования - образование в мире" (с 2001), газеты "Лит. Евразия" (с 1999), Центрального совета движения "Духовное наследие". Академик Академии российской словесности (1996). Избирался депутатом и зам. председателя Совета Национальностей ВС СССР (1984-91). Входил в Думу Славянского Собора (1991), Думу Русского Нац. Собора (1992).

Ю. Бондарев последовательно придерживается коммунистических убеждений. Он был членом ЦК Компартии РСФСР (1990-1991). В 1991 году подписал обращение «Слово к народу» в поддержку ГКЧП.

Женат, двое детей (дочери).

Ю. Бондарев вышел из редколлегии журнала в знак протеста против публикации романа "Октябрь Шестнадцатого"

В 1989 Ю. Бондарев заявил, что не считает "возможным быть в составе учредителей советского ПЕН-центра", поскольку в списке учредителей есть те, "с кем я в нравственном несогласии по отношению к литературе, искусству, истории и общечеловеческим ценностям".

В 1994 году Ю. Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Награды писателя

Ордена и медали
Орден Ленина (дважды)
Орден Октябрьской революции
Орден Трудового Красного Знамени
Орден Отечественной войны 2-й степени
Орден «Знак Почета»
Медаль «За отвагу» (дважды)
Медаль «За оборону Сталинграда»
Медаль «За победу над Германией»
Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1973)
Медаль За укрепление боевого содружества (1986)
Орден Дружбы народов (1994, от награждения отказался)
Медаль «За заслуги в пограничной службе» 1-й степени (1999)
Медаль ЦК КПРФ «90 лет Великой Октябрьской социалистической Революции» (2007)

Другие награды
Большая звезда Дружбы народов (ГДР)
(1972, за сценарий к/ф "Освобождение")
Государственная премия РСФСР (1975, за сценарий к фильму «Горячий снег»)
(1977, 1983, за романы «Берег» и «Выбор»)
Герой Социалистического Труда (1984)
Всероссийская премия «Сталинград» (1997)
Премия "Золотой кортик" и диплом Главкома ВМФ (1999)
Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004)

Литературные премии
Премии журнала (дважды: 1975, 1999)
Премия имени Льва Толстого (1993)
Международная премия имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства (1994)

Общероссийская литературная премия " " (2013)

Едва закончив школу, мальчишки становились в годы Великой Отечественной войны мужчинами, защитниками родины. Им пришлось взвалить на свои плечи тяжелый груз войны. Одним из представителей этого поколения является Юрий Бондарев, биография которого представлена в этой статье. Он родился в Оренбургской области, в г. Орске, 15 марта 1924 года. Отец его получил впоследствии юридическое образование и стал работать следователем.

Детские годы Бондарева

Семья Юрия жила сначала на Южном Урале, а затем, по долгу службы, проживала одно время в Средней Азии. Здесь провел раннее детство Бондарев Юрий Васильевич. Биография его дальнейших лет отмечена приездом в Москву, куда перебралась в 1931 году его семья. В столице Юрий пошел в первый класс. Проучился он практически до окончания школы. А затем началась война. Бондаревы были эвакуированы в Казахстан. Юрий решил отправиться оттуда вместе с другими ребятами воевать. Однако сперва вчерашних школьников предстояло обучить в короткие сроки военному делу.

Обучение и первые бои

Юрий Бондарев окончил Бердичевское пехотное училище. А затем, став командиром минометного расчета, он отправился на передовую. Это произошло в 1942 году. На войне проходили "университеты" Бондарева и других юношей этого поколения. Именно она стала суровым и умным учителем жизни для Юрия. Он сразу же попал в Сталинград, в эпицентр событий. Здесь шли тяжелые бои. Более полугода продолжалась и победа в ней переломила ход всей войны.

Лечение в госпитале и дальнейшие сражения

Бондарев участвовал в боях за Сталинград в составе 98-й дивизии. Зимой он получил обморожение и контузию, оказался в госпитале. Молодые силы организма, а также проведенное лечение быстро поставили в строй Юрия. Его отправили в Житомирскую 23-ю дивизию. В ее составе Юрий форсировал Днепр, освобождал в жесточайших битвах Киев. Позже, в 1944 году, перейдя уже в 191-ю дивизию, Юрий Бондарев принимал участие в сражениях за Польшу, дошел вместе со своей дивизией до Чехословакии. А затем его отправили на обучение в Чкаловское артиллерийское училище, и Юрию не довелось встретить победу в Берлине.

Творчество Бондарева

После войны написал множество произведений Юрий Бондарев. Сегодня Юрию Васильевичу 91 год. Множество наград и премий получил Юрий Бондарев. Произведения его очень известны.

Проведенное на войне время стало для Юрия Васильевича мерилом человеческих ценностей. Ему принесли известность повести о войне "Последние залпы" и "Батальоны просят огня". А крепнущий талант этого писателя утвердил роман "Горячий снег" и другие произведения.

"Горячий снег"

Этот роман создавался в период с 1965 по 1969 год. Герой его - юный лейтенант по фамилии Кузнецов. Это порядочный, патриотичный, честный человек. Он приобрел за одни сутки большой жизненный опыт, на который ушли бы целые годы в обычных условиях. Этот человек учился принимать на себя ответственность, управлять боем, преодолевать страх, быть мудрым и решительным командиром. Сначала бойцы считали его желторотым птенцом, однако затем полюбили своего лейтенанта и выстояли в бою, поверив ему. Юрию Бондареву было очень важно показать, как растет, меняется в преодолении трудностей молодой характер, как формируется личность.

"Берег"

В 1975 году был написан этот роман. Конец войны. Возмужавшие и повзрослевшие за годы войны молодые лейтенанты, завоевавшие авторитет и опыт у товарищей по оружию, прошли уже отрезок жизненного пути, который сделал их настоящими творцами истории. Все они разные, однако объединяет всех этих людей общая судьба и гуманизм. Княжко Андрей - профессорский сын, книголюб и филолог, романтик и мечтатель, который был воспитан на классической литературе. Однако и он к концу войны обретает непреклонность и решительность, твердость характера. Сначала Андрей изображал из себя сурового, уверенного в себе командира для того, чтобы под этой маской скрыть собственную незащищенность. Однако незаметно для других и самого себя качества эти сделались частью его натуры. Никто не сомневался в его смелости и несгибаемости.

Лейтенант Никитин - более "земной" человек, прагматик. Он легко умел распределять орудия, организовать огневые позиции, рассчитать время залпов и прицелы. Солдаты слушались его, так как он очень хорошо знал все, что касается жизни своего взвода. Все это укрепляло авторитет Никитина среди бойцов разных возрастов, как будто в вопросах войны он был компетентнее и опытнее всех. Никитин все еще упрекает себя за "нетвердость" и податливость, "опасную мягкотелость" в отношении с подчиненными. Например, он не может противостоять Меженину, 30-летнему сержанту, его "незастенчивой", "выпирающей" силе. Никитин уверенно и умело командовал людьми, однако в некоторых ситуациях обнаруживал неожиданно забавную беспомощность: не умел развести на снегу огонь, сварить суп или растопить в избе печку.

Герои Бондарева, преодолев ненависть к немцам, убившим Княжко, отвечают заботой о подростках из Германии, которых эсэровцы зомбировали. Возвысившись над жестокостью и кровожадностью, они выдерживают испытание историей с большим достоинством.

Несколько одноименных фильмов было снято по произведениям, которые написал Юрий Бондарев: "Горячий снег", "Батальоны просят огня", "Тишина".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры