Штриховка по форме предмета. Как научиться рисовать карандашом для начинающих, штриховка

Главная / Измена жены

Чтобы создать красивый рисунок, необходимо овладеть красивым штрихом, растяжкой штриха и светотенью.

Сегодня мы рассмотрим упражнение по штриху.

Что такое штрих?

ШТРИХ - это достаточно короткая линия, выполненная броском руки (точка, бросок)

ШТРИХОВКА - это множество коротких линий, выполненных броском руки.

РАСТЯЖКА - плавный переход от темного (сочного) тона к светлому тону карандаша.

А теперь, делаем упражнение.

Наша задача научиться правильно штриховать и овладеть растяжкой тона через штрих. Прочтите инструкцию, а затем приступайте к выполнению упражнения.

Возьмите мягкий карандаш как ручку. Поставьте вертикально карандаш по отношению к листу бумаги. Затем выполняйте карандашом "точка - бросок" в определенном направлении, как описано ниже в таблице. Стрелкой показано в каком направлении делаем бросок линии.

Старайтесь, чтобы было похоже, как на рисунке. Тренировку хорошо делать мягким карандашом 3М, 6М.

1. Ставим карандаш (желательно вертикально) и делаем бросок.

5. Косой штрих сверху вниз

6.Косой штрих снизу вверх

8. Круглые линии делать броском руки

11. Растяжка: начинайте с сильного нажима карандаша, а затем постепенно снижайте нажим карандаша

12. Нарисуйте вертикальный прямоугольник. Разделите его диагональной линией.

Потренируйте растяжку по нажиму карандаша так, как показано на рисунке

Посмотрите на прямоугольник. У Вас тоже есть сочетание светлого и темного? Если нет, то сделайте упражнение еще раз.

7. Нарисуйте круг. Сделайте растяжку по форме круга (как на рисунке)

9. Повтор линии. Нарисуйте любую волнистую линию.

Затем повторите линию на одинаковом расстоянии.

Повторите линию на одинаковом расстоянии несколько раз.

Такие линии нам необходимо при передаче качества материала

10.Восьмерка. Аналогично, как и в 9 упражнении. Проследите как идет линия.

На одинаковом расстоянии она повторяется.

Подводим итоги:

1. Нарисуем лист растения. Обратите внимание в каком направлении идет штрих. Повторите как на картинке.

2. Предметы, где есть прямые линии, штрих направляется по направлению плоскости. Повторите как на рисунке.

Переходим к штриховке предметов.

ПРАВИЛА ШТРИХА

1.Д ля всех круглых предметов штрих н аносится строго по форме ;

2. Растяжка применяется для всех предметов н езависимо от формы;

3. Штрих наносится по направлению плоскости,

4. Д ля уплотнения тона используется п ерекрестный штрих: на косой штрих накладывается с небольшим наклоном другой косой штрих.

Мы с Вами познакомились с техниками и правилами штриховки. Это Ваши первые шаги. Тренируйтесь!

ДАЛЬНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКА ШТРИХОВКИ

1. Изначально штрихом передаем объем предметов используя законы светотени. Применяем метод "Растяжка".

2. Лепим форму предметов используя тоновой штрих по направлению плоскости ;

3. Передаем качество предметов (металл, гипс, бархат, шерсть и т. д.) используем карандаши разной твердости, карандаши разной заточенности и моделирование грифеля карандаша.

4. Масштабный штрих применяется для формирования планов в рисунке, выделяя центр композиции. Этот метод используется при профессиональной подготовке в ВУЗ и на 4 курсе изостудии "Творчество"

Примеры разных этапов развития навыка штриха Вы можете увидеть в галерее рисунков.

Если Вы овладели навыками штриха и у Вас есть вопросы, напишите в отзывах как у Вас получилось и что Вы еще хотите узнать.

УДАЧИ в творчестве!

Приглашаем Вас для развития навыков рисования

в изостудию "Творчество"


Штриховка карандашом по простой бумаге - основная техника рисунка. В этой статье узнаете, как штриховать рисунок классическим, или академическим, штрихом. Дело в том, что покрыть тоном рисунок возможно разной техникой, и штриховка карандашом бывает разная. Но именно эта техника является школьной, так сказать базовой техникой, которую следует постичь любому ученику.

Основные принципы штриховки

Правильная штриховка в академической технике предполагает следующие принципы:

  • Штрихи накладываем раздельно, один рядом с другим.
    Когда Вы наносите штрихи, отрывайте карандаш от бумаги после каждого штриха.
  • Не делаем запятых.
    Штрихи не просто раздельные, они имеют одинаково острые концы, без запятой на одном из концов

  • Не накладываем штрихи зигзагом.
    Понятное дело, что зигзагов не должно быть, если у Вас зигзаги, значит, Вы не отрывает руку после каждого штриха.

  • Перекрестный штрих не перпендикулярен относительно предыдущего.
    Штрихи последующих слоев накладываются под небольшим углом относительно предыдущего слоя поэтапно. То есть, сначала Вы накладываете первый слой в пределах определенной площади и уже покрываете последующими слоями.

  • Базовый штрих ведем по форме предмета.
    Направление штриха идет по форме предмета. Например, если предмет имеет скругленную форму, то штрих постепенно меняет направление по форме предмета, по его скруглению. О форме предмета подробно поговорим ниже.

Как продлить ряд штрихов

Все кажется довольно не сложно, если у Вас один ряд штрихов, а если надо продлить и получается примерно так:

Как же избежать вот этой явной границы между рядами? Это самый сложный момент в штриховке. Главное, терпение!

Есть несколько способов избежать такого эффекта шва между рядами:

Первое, не заводите следующий ряд на предыдущий. То есть, ряды раздельные, следующий ряд начинается вплотную к предыдущему, но не находит на него. Хвостики предыдущего ряда как бы продолжаются штрихами следующего ряда. Следующий слой перекроет неровность.

Второе, штрихи обычно получаются более жирными в начале и расходятся в тоненькую линию на выходе. Конечно, в идеале, следует делать равномерный на всем протяжении штрих. Но так не у всех получается и не во всех ситуациях годится. Так вот штрихи следующего слоя можно вести из прогалов предыдущих. То есть один ряд плавно сливается с других. Такой способ наиболее хорош.

И третье - корректировка последующими слоями. Как бы ни была хороша теория и как бы Вы хорошо не отработали штрих, в полноценной работе косяков не избежать даже профессионалам. Ели у Вас первые два варианта срабатывают плохо, не везде корректно получается, то старайтесь корректировать последующими слоями.

Проблемы со штриховкой

С тем, как штриховать, у учеников часто возникают проблемы. Вроде бы в теории все понятно, но на практике получается очень волосато, грубо, из-за хаоса штрихов не видно формы предмета.

В первую очередь, это происходит из-за отсутствия навыка штрихования. То есть, у человека мало опыта, рука не наработана, нет сноровки. Это проходит с практикой.

Самая основная проблема - хаотичная и жидкая штриховка. Хаотичная - штрихи не по форме и с перекрестным направлением под большим углом или вовсе перпендикулярно. Жидкая - много прогалов, расстояние между штрихами очень большое.

И третья проблема - неуверенная рука, которая боится сделать грубо и все делает очень серенько, смыто, неразличимо. Это противоположный вариант первого, и он хуже, чем неаккуратно, но штриховано. Не бойтесь сделать некрасиво, со временем будет хорошо! Надо не бояться, а штриховать, пусть и грубо, но уверенно.

Направление штриха и форма предмета

Как штриховать по форме? Вопрос в том, как накладывать штрихи, в каком направлении, и как это направление определять. Если у нас есть, например, грань куба, то понятное дело в пределах площади этой грани все штрихи идут в одном выбранном направлении и в каждом последующем слое штрих не меняет свое направление.

Еще один совет, всегда штрихуйте от темных мест к светлым.

Другое дело, если поверхность скругленная, да еще меняет направление. Допустим, у нас есть конус, у него скругленная поверхность, то есть базовый штрих (основной, штрих первого слоя) должен идти по скруглению его формы. Например, так:

Но вопрос остается открытым, может выбрать другое направление? Например, заштриховать так:

Как выбрать направление штриха? Все дело в форме предмета и в том, как Вы эту форму чувствуете.

Наиболее подходит то направление штриховки, которое наиболее подчеркивает форму предмета.

То есть, выразительнее конус смотрится на первой картинке.

Если же у нас направление меняется, то и направление штриха плавно меняется. Например, в рисовании портрета карандашом это очень актуально. Линии лица постоянно меняют направления, имеют плавные скругления.

Если присмотреться, то направление штриха плавно меняется при изменении направления граней лица. Плавно скругляется от одного направления к другому.

Другие техники рисунка и как развить навык штриховки

Не следует примешивать к академической штриховке другие техники. Их много, но самые основные, которые часто портят академический рисунок это:

  1. Перекрестное и хаотичное направление штриха, разные виды штриховки в одном рисунке.
  2. Тушевка и растушевка

Эти способы наносить материал на поверхность листа хороши в других техниках. Например, в скетчинге.

Вот, например, набросок Эдуарда Кичигина - мастера архитектурного скетчинга, выполненный пером и тушью.

Как Вы обратили внимание, рисунок выполнен грубыми, резкими штрихами, в некоторых местах они пересекаются под большим углом. Здесь задача такого штриха состоит в том, чтобы минимальными средствами передать форму тела, подчеркнуть его направление, передать позу, как скругляется силуэт, дать акценты света и тени, сделать намек на окружение.

Как Вы поняли, штриховать можно совершенно по-другому, и оно не будет хуже. Но классическая техника рисунка допускает такой штрих только на стадии эскиза.

Скетчинг - отдельная и неотъемлемая часть рисунка. Делать эскизы, наброски, зарисовки - основной, базовый навык для художника. И очень полезен для тренировки Вашей руки.Натренированная на таких зарисовках рука будет увереннее и живее работать с более тонкой и сложной техникой.

Поэтому для развития навыков штриховки делайте как можно больше набросков и зарисовок с применением штриховки.

Какие карандаши использовать

Используйте профессиональные художественные материалы, если хотите добиться хорошего результата. Я работаю карандашами koh-i-noor и Faber-Castell. Само собой, карандаши должны точиться канцелярским ножом. Не используйте механические карандаши, они созданы для других целей.

Используйте карандаши различной мягкости. От НВ до 4В. Светлые места целесообразно штриховать более твердыми карандашами, а для самых темных мест использовать более мягкие карандаши. Я не рекомендую пользоваться более мягкими карандашами (мягче, чем 4В). От них может быть избыток черноты и грязи на работе, кроме того они ввиду их мягкости сильно сливают штрих, получается эффект растушевки вместо четкого штриха. Твердые карандаши просто не имеет смысла использовать - они не дают красивого штриха, могут сильно продавливать бумагу. Например, Вы пытаетесь выжать тон из твердого карандаша и чуть сильнее начинаете надавливать - получаются продавленные борозды, на которые перекрестный штрих уже ложится некорректно.

Отсюда еще одно правило хорошей штриховки: используйте для каждого тона подходящий карандаш, то есть такой, который будет давать нужный тон без сильного надавливания. Усиливать тон следует последующим наложением слоев, а не надавливанием на карандаш.

Карандаш 4В используйте реже всего - только для самых темных мест. Карандаш НВ используйте только для самых светлых мест. В основном пользуйтесь карандашами 2В и 3В.

Основа рисунка — эта линия, она может много натворить чудес. Если вы решили посвятить себя изучению рисования карандашом, то вам обязательно нужно знать основы штрихования. На сайте есть много уроков по технике рисования карандашом, в каждом уроке по чуть-чуть показана техника, а этот урок — это тот урок, который надо изучить в самую первую очередь, тем более потому, что он составлен профессиональным американским художником.

Когда вы сможете делать штриховку хорошо, вы обнаружите, что это очень быстрый и простой способ добиться реалистичности в рисунках.
Этот урок делится на три раздела:
1. Изучение штриховки.
2. Рисования основных видов штриховки.
3. Создание шкалы теней.
Возьмите карандаши, чтоб применять урок на практике. Нам понадобятся 2H, HB, 2B, 4B и 6B карандаши, ластик и бумага для рисования.
Данная статья рекомендуется для художников всех возрастов и различной подготовки.

Изучение интенсивности штриховки.
Вам будет удобнее, если будете знать, как рисовать различные оттенки. Различные оттенки при штриховки создаются путем изменения плотности нанесенных линий, нажима на карандаш, использование разных видов карандашей. Оттенки могут переходить от светлого к темному или от темного к светлому.
Рисование штриховки разных оттенков требует много практики, только потом вы добьетесь совершенства.

1) Косая штриховка, посмотрите на четыре варианта штриховки. Группа линий, которые находятся слева, имеют совсем мало линий и находятся далеко друг от друга, что создает иллюзию светлого тона. В последующих примерах, линии становятся все ближе и тон при этом становиться темней, самый крайний — самый темный.

2)Попробуйте себя в рисовании параллельных линий с произвольным расстоянием друг от друга в своем альбоме. Вы должны попробовать много разных способов движения вашего карандаша, переворачивайте бумагу или изменяйте углы ваших линий, пока не найдете позу(движения), которые будут наиболее естественны для вас.

Рисование основных видов штриховки.
В этом упражнение возьмите карандаш 2В, вы будете рисовать линии далеко друг от друга, потом ближе, чтоб создать 4 разных варианта штриховки.

3) Нарисуйте первый набор линий штриховки с большим расстоянием между ними и малым количеством.

4) Нарисуйте второй ряд немного ближе друг к другу. Линии в ней ближе друг к другу, чем в первом случае, поэтому значение тона темнее.

5) Нарисуйте третий вариант, где линии будут ближе друг к другу, чем в предыдущих случаях. Линий при этом становиться гораздо больше, а сам тон темнее.

6) Нарисуйте четвертый вариант, где линии еще ближе, чем в предыдущих вариантах, они почти прилегают друг к другу, но еще видна бумага.

7) Посмотрите на картинку, здесь показаны различные виды штриховки, например, изогнутые и прямые, и длинные и короткие. Попробуйте нарисовать эти варианты в своем альбоме.

Создание шкалы.
В этом разделе вы узнаете, как можно добиться полного диапазона теней, варьировать плотность линий и давление, при этом используя карандаши различной мягкости.
8) Начнем практиковать и посмотрим различия между карандашами. 2H очень светлый(твердый), а 2В довольно темный (мягкий). В следующих упражнениях вы будете использовать три разных карандаша, чтобы создать разные оттенки. 2В карандаш использовать лучше для создания темных оттенков, НВ отлично подходит для средних и 2Н идеально подходит для создания светлых тонов.
9) Берем карандаш 2Н и рисуем первые три варианта, получается штриховка светлая. Берем карандаш НВ и рисуем следующие два варианта, берем 2В и рисуем следующие оставшиеся два варианта.

Нарисуйте эти варианты нанесения штрихов, когда сделаете, попробуйте в обратной направлении от темного к светлому.

Мы рисовали линии близко друг к другу, при этом ясно видели штрихи, теперь ваша задача будет состоять в том, чтоб нарисовать так тесно, чтоб создать иллюзию гладкости, темный тон(без смешивания). В следующих пунктах вашей целью является сделать семь разных вариантов гладкой штриховки, рисуя линии близко к друг другу.

10) Возьмите карандаши 2Н и НВ, выполните три светлых варианта, как на картинке ниже.
11) Используйте 2В, 4В и 6В карандаши, чтоб нарисовать четыре темных тона.


12) Нарисуйте шкалу из десяти различных вариантов от светлого до темного.

13) Нарисуйте такую же еще одну шкалу из десяти различных тонов, только от темного к светлому.

Покажите виды штриховок карандашом на листе бумаги формата А4.

2. Крестовая

3. Контурная

4. Точечная

5. Случайная (зигзагообразная)

Примеры некачественной штриховки:

Пример: Рисунок выполнен с различными видами штриховки.

Вид контроля: Демонстрация штриховок.

Рисование куба в перспективе со светотенями

Нарисуйте куб в перспективе карандашом на листе бумаги формата А4.

Последовательность рисования куба:

  • · Первый этап. Определение размера куба, его основных пропорций, перспективного положения.
  • · Второй этап. Определение при помощи направляющих перспективных линий точного пространственного положения всех сторон куба. Прорисовка невидимых граней куба легкими линиями.
  • · Третий этап. Завершение работы -- выявление объема с помощью светотеневой моделировки формы: левая плоскость -- свет, верхняя плоскость -- полутон, правая плоскость -- собственная тень с рефлексом, справа -- подающая тень от куба.

Модель куба должна быть освещена искусственным светом, источник которого нужно расположить сверху слева. В этом случае хорошо просматриваются с выбранной вами точки зрения и весь объем тела, светотеневые градации. Куб ставится под углом к рисующему, немного ниже уровня глаз, чтобы была видна верхняя грань. Фон должен быть светлым, а модель располагают на серой драпировке, без складок расстеленной на подставке для натуры.

Чтобы начать работу, нужно вспомнить предыдущие упражнения по рисованию с натуры каркасов геометрических тел. Подобные задачи вам предстоит решать и сейчас. Правда, теперь куб предстает перед вами в том виде, в каком он по-настоящему воспринимается объемным. Каркас позволял видеть куб насквозь, со всеми гранями и ребрами. Теперь часть их не видна, но глазом надо уметь их «видеть », чтобы при построении с учетом перспективных сокращений непременно показать. Только тогда говорят о конструктивном строении формы геометрического тела.

Работая над конструктивным построением куба, нужно внимательно следить за его перспективным сокращением. Для этого необходимо мысленно представить форму с данной точки зрения в плане, т.е. увидеть ее сверху. Такое представление дает возможность лучше разобраться, как согласуются плоскости между собой и в целом. В рисовании с натуры важно правильно передать не только видимые соотношения величин, но и величины углов между основаниями двух видимых граней, т.е. перспективные ракурсы.

Для их правильного определения следует сделать проверку механическим способом визирования. Держа карандаш за кончик на вытянутой руке, нужно совместить линию самого карандаша с вершиной переднего нижнего угла основания предмета и определить на глаз угол наклона предмета в перспективе. Запомнив увиденное, проведите на своем рисунке соответствующую вспомогательную горизонтальную линию. Сравнивая величину наклона (угла ) правой и левой сторон модели, уточните рисунок. При необходимости дополнительного уточнения следует повторить проверку. На рисунке наглядно показаны способы измерения размеров и проверки перспективного наклона горизонтальных ребер куба. Заметим, что, рисуя с натуры, не нужно злоупотреблять приемом визирования, поскольку он носит чисто механический характер определения размеров и не способствует развитию глазомера. Им пользуются на начальной стадии обучения рисованию с натуры, и он должен служить лишь для вспомогательного контроля и проверки уже выполненных работ.

При положении куба со смещенным несколько вправо от центра передним вертикальным ребром горизонтальные ребра его левой грани в перспективе будут приближаться к горизонтали, а ребра правой, наоборот - отклоняться от нее. Следовательно, чем больше сокращается правая грань, тем меньше будет сокращение левой и наоборот. Это обусловлено взаимным прямоугольным расположением плоскостей куба.

Однако рисовать на бумаге без предварительного размещения изображения невозможно. Общая форма куба на бумаге наносится так, чтобы абрис был и не очень большим, но и не маленьким. Наиболее целесообразно представить лист бумаги условным пространством, в котором модель куба занимает свое достойное место. Конечно, на первых порах такое представление дается с трудом, но в каждом новом упражнении необходимо включать в себе этот своеобразный «механизм », чтобы со временем довести его до автоматизма.

Намеченный абрис куба занял на бумаге свое место, и вам можно отойти немного назад, чтобы увидеть компоновку рисунка на расстоянии и еще раз проверить правильное или неправильное в данном случае расположение изображения в формате. Конечно, от того, как вы сначала разместили рисунок, зависит во многом дальнейшая работа.

Начинайте уточнение величин путем зрительного сравнения. Выбрав определенную высоту переднего вертикального ребра куба, подчиняйте ей остальные, но уже с учетом перспективных изменений натуры. Прежде определите место этого ближайшего к вам ребра в намеченном силуэте изображения. Затем наметьте высоту данного ребра, проведите вертикальный отрезок, а на нижней точке его проведите строго горизонтальную линию, которая станет вспомогательной при построении. Нужно будет чуть позже представить себе горизонтальную линию, перпендикулярную основанию ребра в натуре, чтобы вместе с проведенной на бумаге показать угол, образованный горизонтальным ребром правой грани. Для сравнения положите к основанию гипсовой модели куба карандаш или линейку, чтобы увидеть угол в натуре.

Дальнейшая работа по рисованию гипсовой модели куба проводится как постепенное выявление конструктивной основы предмета. Пользуясь ориентирами, постройте нижнюю грань, постаравшись «увидеть » ее очертания со всех сторон, т.е. покажите невидимые ребра, как это делалось при построении каркаса куба. Одновременно намечайте все остальные вертикальные ребра, постоянно сравнивая величину их с ребром, ближе всех находящимся по отношению к вам.

Куб является одним из самых простых геометрических тел. Чтобы лучше понять геометрическую форму куба, его пространственную конструктивную схему (структуру ), рассмотрим каркас куба. Это дает возможность ясно представить объемно-пространственную характеристику его формы, позволяет видеть его конструктивные узлы - точки, невидимые на обычных телах. Куб характеризуется восемью точками на углах и двенадцатью линиями ребер. Соотношения сторон куба составляют пропорцию 1:1:1. Для того чтобы куб выглядел достоверно в трехмерном изображении, Вам следует определить такую точку зрения, при которой предмет выглядит достаточно убедительным в объеме. Изображение каркаса куба производится с учетом его пропорций, по законам перспективы. При обычном взгляде сверху (в ракурсе) основание каркаса куба (квадрат ) выглядит ромбом. Перспективное построение куба в соответствии с его поворотом следует начинать с квадрата основания, т.е. с его плана, лежащего в горизонтальной плоскости, уходящей в глубину до линии горизонта.

Чтобы получить нижнее основание (ромб), необходимо обозначить четыре точки и соединить их четырьмя линиями. Из точек основания проводят вертикальные линии - ребра. Для завершения построения, как и в первом случае, обозначают четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получают верхнее основание куба (ромб ). Необходимо отметить одну немаловажную деталь, касающуюся характера линий при построении изображения на плоскости. Кроме соблюдения пропорции и перспективы, линии, определяющие пространственную глубину, должны быть проведены в различной степени контрастности. Линии близлежащих ребер следует проводить более контрастно, чем тех, что находятся в перспективном удалении. Причем разница линий должна быть предельно различимой в соответствии с пространственной глубиной.

Зная правила перспективы, связывайте с построением видимые изменения формы куба. Две точки схода условных продолжений ребер, находящихся под углом к вам, остаются ориентирами для построения всех оставшихся четырех верхних.

Перспективный рисунок куба может быть сравнительно легко построен и проверен различными способами.

Одним из таких способов являются приемы, давно применяемые на практике старыми мастерами, - это сравнение и визирование. Для определения основных больших размеров предмета в рисунке важны видимые, перспективно измененные их соотношения, а не реальные размеры объекта и его частей. Так, например, отношение ширины какой-либо грани к высоте переднего ребра вымеряют карандашом на вытянутой руке, перпендикулярно лучу зрения, совмещая тыльную сторону карандаша с краем формы предмета измеряемой части модели. При этом большим пальцем отмечают видимые размеры частей предмета. Не меняя положения большого пальца на вытянутой руке и поворачивая карандаш в вертикальном положении, соотносят этот отрезок карандаша с вертикальным ребром куба, определяя визуально их различия.

После того как вы построили «скелет » куба, сравните рисунок с натурой и подумайте, что бросается в глаза прежде всего -- весь куб или детали формы. В этом случае станут видны допущенные неточности. Пока их устранить легко, ибо вы при построении формы геометрического тела, надеемся, не переусердствовали в нанесении следов карандаша на бумаге. Запомните, при построении формы изображаемого предмета все линии должны проводиться легко и уверенно.

Почему же вы увидели в рисунке неточности? Наше зрение, как стало известно благодаря экспериментальным данным ученых-психологов, сначала схватывает общую форму предмета, на короткое время как бы фиксирует ее.

Устранив ошибки построения, еще раз сверьте изображение с натурой и убедитесь, что конструкция нарисованного куба соответствует видимой модели. Поскольку изображение куба на бумаге ведется относительно быстро, при правильном построении вы не должны намечать объемную форму геометрического тела легкой штриховкой, показывая этим самым теневую сторону предмета, ибо она напрашивалась сама -- известно, что мы рисуем подобие предмета, и то, что видит наш глаз в натуре, он «хочет» видеть в рисунке.

Светотеневые отношения в рисунке тоже должны быть построены. Мы говорим в применении к изобразительной деятельности разные слова, например, «масштаб построения», «тоновой масштаб» . В первом выражении нужно иметь в виду определение в рисунке размеров и соотношений частей предмета в сравнении с натурой.

Рисуя с натуры, вы совершенно правомерно стараетесь передать изображение таким, каким воспринимаете предмет. Штриховкой или тушевкой вы моделируете объемность предмета, показывая в изображении подсмотренные в натуре освещенные, переходные от света к тени и затененные участки. Заканчиваете эту работу, лишь убедившись, что в рисунке верно переданы светотеневые отношения. Этим самым вы выдержали в изображении тоновой масштаб, т.е. сумели найти пропорциональные соотношения самых темных и самых светлых тонов.

Тоновые рисунки создаются умелым распределением света, полутени и тени при помощи штриховой техники.

Моделируя форму куба тоном, ни в коем случае не торопитесь сразу проложить теневую грань геометрического тела. Во-первых, это не удастся, и во-вторых, как не рисуют, так и не наносят тон по частям. Дело здесь в разнице естественного света и белизны бумаги, в материальности натурального предмета и заштрихованной карандашом поверхность листа бумаги и т.д.

Добиться верного (а не точь-в-точь) тона позволяют разумно построенные в рисунке пропорциональные натуре отношения.

Вид контроля: Демонстрация рисунка куба.

Есть две основные техники рисования – это растушевка и штриховка карандашом. Большинство тех, кто учился в художественной школе, выберут вторую технику рисования. Именно ее считают правильной техникой рисования, а растушевку и вовсе не признают. Но есть и те, кто не проходил художественные курсы, и не имеют художественного образования, в том числе и я, но тоже рисуют и очень часто используют растушевку.

Мы не будем разбираться, какая техника лучше и правильнее, а просто поговорим об этих двух техниках рисования.

Правила рисования карандашом

Как вы уже знаете, существует два способа передачи тона – растушевка и штриховка карандашом . Штриховка подойдет больше для рисования иллюстрации, а растушевка придает реалистичности рисунку.

В учебниках по рисованию можно найти много статей о правилах работы карандашом, о правильной постановке руки, о вырабатывании художественных навыков.

Ни в коем случае, не стоит подвергать сомнению все эти правила, но, на мой взгляд, они подходят не для всех. В силу разных характеров, художественных навыков, желания свободы в рисовании – люди ищут те техники рисования, которые им более удобны. Не хотят загонять себя в рамки правил. Я думаю, именно поэтому, многими людьми используется не штриховка карандашом, а растушевка, которую многие называют не правильной.

Растушевка карандашом

В уроке « », как прочем и других уроках, я использовал две техники рисования – сначала растушевку, а затем штриховку. Растушевка, как упоминалось ранее, поможет сделать рисунок более реалистичным.

Существуют основные правила растушевки, которые помогут вам сделать ее качественнее. Первое — это выполнять ее только вдоль штрихов, что придаст тушеванию более естественный вид. Второе – для растушевки можно использовать не только простую, но и зигзагообразную штриховку. Третье – не растушевывайте рисунок пальцем! Используйте ватные палочки или кусочек мягкой белой бумаги.

Штриховка карандашом

С помощью штриховки карандашом можно легко передать нужный тон. Штриховка выполняется короткими линиями (штрихами), что дает возможность получить разную степень насыщенности тона. Для того чтобы усилить его глубину применяется перекрёстная штриховка.

Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что в самом темном тоне будут сочетаться штриховки разных направлений: косые, вертикальная и горизонтальная.

Штриховка карандашом не только имеет возможность передавать тон, но и поможет передать поверхности объектов рисунка.

Рельефная штриховка

В заключение, хотелось бы сказать пару слов о рельефной штриховке. Такой вид штриховки используется тогда, когда нужно передать рельеф поверхности рисуемого объекта. Например, губы в уроке « » я рисовал дугообразными штрихами.

Как правило, рельефная штриховка карандашом – это использование не прямых штрихов.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры