Синдром дефицита внимания симптомы. У ребенка дефицит внимания что делать и лечение

Главная / Измена жены

Неадекватное поведение, плохие оценки в школе, дерзость и неудержимая активность — не спешите ругать свое чадо и постоянно его одергивать.

Быть может, ребенок страдает синдромом дефицита внимания и отчаянно нуждается в помощи доктора.

Немного истории

Хотя в России, вслед за американскими и европейскими исследователями, диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) начали ставить всего лишь десятилетие назад, впервые подобные нарушения поведения детей были описаны в 1845 году Генрихом Хоффманом, врачом-психиатром из Германии. С тех пор аналогичной симптоматикой занималось множество исследователей во всем мире, и лишь в 1994 году впервые был предложен и закреплен современный термин заболевания.

Что такое синдром дефицита внимания

Многолетние исследования доказывают, что от 5% до 15% школьников чрезмерно активны и испытывают нешуточные сложности в обучении. Они не могут скоординировать свое внимание на объяснении педагога, им неимоверно трудно сохранять спокойствие и усидеть на месте в течение урока и, как результат, полученные оценки вызывают вполне понятное огорчение родителей. Главными признаками синдрома дефицита внимания являются:

— почти полное отсутствие внимания, неспособность сконцентрировать его в нужный момент;

— неусидчивость и гиперактивность, таких детей считают проблемными и непослушными;

— импульсивность — чересчур быстрая реакция не дает оценить возможные риски или адекватно выполнять поставленные перед ними задачи.

Наиболее подвержены отклонениям в поведении мальчики — среди страдающих этим заболеванием их в 4-9 раз больше, чем девочек. Каждый больной ребенок имеет свои индивидуальные проявления недуга, однако для всех характерной чертой является сложность контроля внимания, активности и сдержанности.

Причины синдрома дефицита внимания у детей

Несмотря на многочисленные исследования, точная причина недуга до сих пор не названа. Но специалисты вполне обоснованно полагают, что факторами возникновения недуга служат:

1. Генетическая предрасположенность.

2. Курение и употребление алкоголя во время беременности.

3. Преждевременные роды.

4. Инфекционные заболевания головного мозга и его травмы в раннем детстве.

Доказано, что недуг развивается при дефиците в головном мозге дофамина и норадреналина, поэтому крайне важно поставить правильный диагноз и пройти курс необходимого лечения.

Как распознать синдром дефицита внимания у детей

К сожалению, российские врачи не всегда могут поставить правильный диагноз. Часто синдромом дефицита внимания называют умственную отсталость или детскую психопатию, а порой диагноз СДВГ ставят даже больным с явными признаками шизофрении. Конечно, трудно распознать данное заболевание, ведь практически все дети в определенном возрасте чересчур активны и не слишком внимательны на уроках. Поэтому для постановки правильного диагноза следует тщательно и подробно проанализировать имеющиеся симптомы.

1. Невнимательность

Ребенок, обладающий нормальным интеллектом, просто не в состоянии сконцентрироваться на задании или объяснении учителя. Необходимость выполнения какого-либо действия в течение продолжительного времени вызывает скуку и потерю интереса. Выполнение обязательных действий откладывается на потом, повседневные обязанности не выполняются, желание выполнить несколько дел одновременно заканчивается полным фиаско. Почти 90% детей, страдающих СДВГ, из-за трудностей с обучением имеют проблемы с усвоением материала и оценками. Им тяжело вникнуть в смысл речи собеседника, они часто теряют свои вещи, а ошибки в контрольных работах делают из-за невнимательности. Таким детям крайне сложно работать самостоятельно, поэтому выполнения домашних заданий они стараются избежать любыми способами.

2. Гиперактивность

О таких детях говорят, что «у них внутри моторчик» — они излишне общительны и непоседливы, им трудно усидеть на одном месте, руки и ноги находятся в постоянном движении, а стремление залезть куда-то побеждает здоровый смысл. Часто болтливые и непоседливые, дети не могут заниматься на досуге спокойными играми, проявляя бесцельную двигательную активность. С возрастом эти симптомы постепенно уменьшаются и сходят на нет, хотя это отнюдь не означает выздоровления.

3. Импульсивность

Очень опасный признак, так как часто приводит к несчастным случаям. Дети с СДВГ беспечны и невнимательны, не способные выслушать указаний к совершению действия. Иногда создается впечатление, что они совершенно не думают перед тем, как сделать что-либо. Не могущие просчитать негативные последствия своих действий, они совершают рискованные и необдуманные поступки — способны выскочить на дорогу с мчащимися автомобилями или злорадно уничтожить чье-то имущество, демонстрируют сверстникам смелость опасными и рискованными действиями.

Отличительная черта поведения таких детей на уроке — стремление ответить на заданный учителем вопрос, не выслушав его до конца. Причем в ответе будет содержаться первая, пришедшая в голову, мысль. Разговаривая с друзьями, они постоянно перебивают других, стремясь высказать свою точку зрения. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, не способны отказаться от желанной вещи или действия — захотев что-либо, они должны получить это немедленно.

Если рассматривать признаки недуга в разных возрастных группах, можно заметить, что:

— дошкольники непоседливы, беспокойны и непослушны;

— школьники забывчивы, находятся в непрерывном движении, неагрессивны;

— подростки испытывают чувство депрессии и тревоги, преувеличивают жизненные трудности и не способны бороться с ними, склонны совершать действия назло близким или друзьям.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания сопровождается враждебностью, умышленным непослушанием, буйством или плаксивостью, отсутствием желания общаться со сверстниками. Иногда сопутствовать заболеванию могут тики — подергивание головы или мышц лица, сопение или неожиданные вскрики. Это пугает окружающих детей, и ребенок может остаться без общения со сверстниками.

Диагноз СДВГ поставлен, что дальше?

Если махнуть рукой на поставленный доктором диагноз и отказаться от лечения в надежде на «перерастет!», можно обречь свое чадо на не совсем успешное будущее. Проявления болезни со временем становятся не столь яркими, однако СДВГ в самостоятельной взрослой жизни будет причиной плохой памяти, неспособности планирования своих действий, низкого уровня профессиональной деятельности. Кроме того, больные с диагнозом синдром дефицита внимания склонны к различным видам зависимости и тяжелым формам депрессии.

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами. Порой невыносимое поведение собственного любимого чада заставляет мамочку испытывать чувство вины за неправильное воспитание. Однако важно понимать, что всему виной коварная болезнь, которую можно и нужно победить. Эффективное лечение вернет спокойствие в семью и обеспечит ребенку нормальную полноценную жизнь.

У ребенка синдром дефицита внимания — как вести себя родителям

Порой родители возмущены поставленным диагнозом, не понимая сложности проблемы. Учитывая недостаточную информированность, можно посоветовать таким мамочкам поговорить со специалистами, почитать литературу, чтобы лучше понимать причины и последствия недуга. Победить его возможно только сообща, скоординировав действия докторов и родителей.

От действия мам и пап зависит очень многое, поэтому близким малыша стоит прислушаться к советам опытных специалистов:

1. Болезненная реакция на критику деток, которым поставлен диагноз синдрома дефицита внимания, слишком осложняет им жизнь. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

2. Похвала родителей — очень важный фактор достижения взаимопонимания и спокойствия. Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

3. Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

4. Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

5. Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения сорванца. Выслушивая рассказ о проведенном дне, не стоит высказывать резкие замечания по поводу неприятных событий. Позитивно реагируйте на школьные новости, мягко подсказывая более правильный вариант решения каких-либо спорных вопросов. Крайне важно, чтобы ребенок ощущал внимание близких к его проблемам и поступкам, чувствовал любовь и поддержку.

6. Плохие поступки, без которых, увы, не обойтись, должны получать соответствующую оценку. Однако не стоит обобщать и выговаривать за постоянно плохое поведение. Лучше дать понять, что осуждается конкретное действие, и постараться доступно объяснить причину родительского недовольства. Если требуется наказание — помните, что оно должно быть максимально справедливым и соответствовать уровню тяжести совершенного проступка.

7. Если появляется ощущение бесполезности и бессилия, не забывайте, что у вас есть верный и надежный союзник. Доктор в любой момент готов скорректировать действия, подсказать верный и безотказный вариант решения возникшей проблемы.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению и обязательно будет побеждена. Удачи вам и терпения!

В последние годы среди проблем детской психиатрии стали выделять синдром дефицита внимания, его признаки с недавних пор проявляются у множества детей старше 5-ти лет. Если быть более точными, то диагностика этого заболевания становится возможной только по достижении этого возраста. Проявление всех симптомов у ребенка четырех лет это абсолютная норма, поскольку уровень развития его психики еще не позволяет осуществлять достаточный контроль над своим сознанием.

Причины и признаки дефицита внимания

Синдром дефицита внимания (СДВ) в два раза чаще определяется у мальчиков, чем у девочек в возрасте от 7 до 12 лет. Обычно синдром недостаточности внимания сопровождается повышенной физической активностью, иначе говоря – гиперактивностью. Ребенок не способен усидеть на месте и постоянно находиться в состоянии возбуждения, которое не снижается независимо от количества физических нагрузок.

И все же основными признаками СДВ являются:

  • снижение внимания и нарушение памяти;
  • нарушение интеллектуальной функции;
  • повышенный уровень эмоциональной утомляемости;
  • невозможность следовать инструкциям и придерживаться рамок общепринятого поведения;
  • проблемы с координацией движений;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • физическая расторможенность (невозможность спокойно стоять, ждать).

Дети, страдающие от данного заболевания, очень тяжело проходят адаптационный период в школе, и адаптация может не произойти даже к моменту перехода ребенка в среднее звено.

Исследования синдрома дефицита внимания

Работы в области исследования нарушений внимания у детей начались приблизительно 150 лет назад в США. Именно тогда стало повышаться количество так называемых, асоциальных элементов, среди детей, учеников начальной школы. В чем же это проявлялось?

Презентация: "Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (диагностика, клиника, терапия)"


Резко увеличилось количество детей, которые не могли сосредоточиться на уроке, постоянно отвлекались, занимались своими делами, а то и вовсе вставали и уходили из класса. Такое поведение не могло остаться незамеченным и педагоги, вместе с родителями обратились в центры психиатрических исследований.

Именно тогда ученые и выделили это заболевание из общего ряда расстройств внутреннего состояния. Причину установить не удалось, однако впоследствии стали считать, что данное заболевание имеет генетическую природу.

Просто способность накапливаться у признаков выше, чем при других синдромах. В настоящее время считается, что одной из причин столь катастрофического увеличения количества детей страдающих от синдрома дефицита внимания связано непосредственно с уровнем урбанизации и огромным количеством информации. Современные ученые считают, что СДВ это слабое проявление аутизма, то есть попытка сбежать от мира, с нагрузкой которого психика данного, конкретного человека справляться, не готова.

СДВ как социально-психологическая проблема

Очень часто родители отрицают наличие у своих детей любых проблем с психикой, тем самым, осложняя жизнь в будущем. Ведь от того, какой будет подготовка к взрослой жизни, зависит уровень его успешности и социальное определение. Отрицание проблемы приводит только к одному, к формированию неполноценной, неуверенной в себе личности.

Презентация: "Синдром гиперактивности и дефицита внимания"


Недоверие к педагогам и психологам в современном мире приводит наше общество к наличию огромного количества людей неспособных к самореализации. А причина кроется в том, что несколькими годами ранее советы учителя начальной школы и школьного психолога были проигнорированы родителями.

Конечно, гораздо проще занять позицию «Вы все не правы и придираетесь», чем признать, что твой ребенок нуждается в лечении и коррекционных занятиях. В ситуации с присутствием синдрома дефицита внимания и гиперактивности лучшее, что могут родители, это помочь малышу адаптироваться в окружающем мире.

Он не виноват, что его психика пострадала, от всевозможных негативных факторов окружающей среды. И уж конечно не виноват он в том, что его родители, не хотят или же стыдятся сидеть в очереди к детскому психиатру, тем самым все больше и больше отдаляя человека от нормального социума.

Способы купирования симптомов СДВ

Работа с такими детьми должна быть разнонаправленной. К сожалению, выявить синдром дефицита внимания у детей способен только педагог-психолог, наблюдающий ребенка в коллективе. Поскольку проявляется он чаще всего именно в групповой и интеллектуальной деятельности.

Хотя, говоря о мультимодальности коррекционной работы, мы подразумеваем, привлечение ребенка к различным видам деятельности, стоит сказать, что первоочередной задачей психолога здесь является работа с родителями.

Важно донести до них, что никто вас не пытается обмануть или выставить в дурном свете. Вам хотят помочь, только для блага вашего ребенка.

Презентация: "Приёмы работы с гиперактивным ребёнком"

К сожалению, сейчас подобные разговоры приходится проводить практически с каждым родителем, столкнувшимся с такой проблемой, многие из них отказываются от лечения в пользу более простого пути, под названием «перерастет».

Для того чтобы минимизировать степень нарушения внимания у детей, следует предпринимать следующие шаги в процессе психологического лечения.

  • Повышать двигательную активность ребенка (однако это ни в коем случае не должны быть виды спорта соревновательного характера. При правильном подборе нагрузок, снижается уровень стресс-активности и повышается способность контролировать собственное тело и сознание);
  • Психолого-педагогическая коррекция. Подбор типов учебной деятельности подходящих конкретному ребенку. Часто показана смена коллектива, с созданием на новом месте ситуаций успеха, другое отношение окружающих способно кардинально поменять отношение к себе, а, следовательно, и модель поведения. В отдельных, тяжелых случаях, показано индивидуальное домашнее обучение;
  • Психотерапевтическое наблюдение семьи. Родители таких детей испытывают в разы больше стрессов по сравнению с остальными, поэтому сильнее подвержены развитию депрессивных состояний;
  • Домашняя коррекция. Преобладание метода «похвалы», установление благоприятного микроклимата в семье, соблюдение строгого режима дня;
  • Релаксационные методики.

Медикаментозная коррекция, в настоящее время применяется для , только в западных странах. Поскольку наши психиатры стараются минимизировать воздействие не до конца изученных препаратов на детский организм.

За последнее десятилетие увеличилось количество заболеваний, обычно называемых гиперактивностью, а по-научному: синдром дефицита внимания у детей. Как понять: малыш болен или педагогически запущен?

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) - медицинский диагноз, определяется как неврологическо-поведенческое расстройство развития. Характеризуется трудностями сосредоточения, чрезмерной двигательной активностью, пренебрежением принятыми общественными нормами, агрессивностью, неспособностью контролировать эмоции.

Первые признаки появляются в дошкольном детстве, однако по утверждению Американской Ассоциации Психиатров, постановка диагноза разрешается только с двенадцатилетнего возраста. Согласно исследованию 2006 года, заболевание имеют 3–5% населения Америки, включая взрослых.

Способ лечения неврологической причины расстройства не найден. У 30% детей с возрастом проходят симптомы, или дети приспосабливаются к ним. В случае неприспособленности наблюдается снижение интеллектуальных способностей и восприятия информации. Существуют методы коррекции поведенческого отклонения.

С 70-х годов прошлого века идут споры относительно реальности этой болезни. Множество общественных деятелей, политиков, врачей и родителей считают её фикцией. Комитет по правам ребёнка ООН подтвердил увеличение случаев ошибочной диагностики и рекомендовал дополнительные исследования методов распознавания СДВГ.

Расстройство делится на 3 типа:

  1. Собственно дефицит внимания (СДВГ - ДВ). Трудности концентрации и запоминания.
  2. Гиперактивность и импульсивность (СДВГ - ГИ, СДВГ - Г). Наблюдаются двигательная расторможенность, неусидчивость, необдуманность поступков.
  3. Смешанный тип (СДВГ - С). Сочетание трёх признаков.

Симптоматика недуга

Часто гиперактивными называют детей, не имеющих этого заболевания. Причина кроется в том, что признаки расстройства в небольшом проявлении присущи детскому возрасту: непоседливость, трудность в концентрации внимания при слабой мотивации, торопливость. А при недостатке воспитания они имеют свойство обостряться. Возможно, это является причиной врачебной или родительской ошибки.

Согласно установленным в 2007 году правилам постановки диагноза СДВГ:

  • Диагностика поведения должна проходить минимум в двух средах пребывания (школа – дом – кружок) ребёнка старшего школьного возраста;
  • Необходимо длительное наблюдение для определения устойчивости симптомов (минимум полгода);
  • Если развитие ребёнка отстаёт от сверстников;
  • Нарушению поведения сопутствуют сложности обучения и общения.

Основные признаки заболевания

Рассеянность:

  • Ребенку трудно удерживать внимание на задании, заниматься деятельностью, требующей долгой концентрации, он легко отвлекается.
  • Часто старается избежать выполнения поручений, связанных с длительным умственным трудом (помощь по хозяйству, школьные домашние задания).
  • Сложно самостоятельно организовать осуществление какой-то деятельности.
  • Часто теряет нужные вещи, рассеян.
  • Не может концентрироваться на деталях.

Импульсивность - недостаточное управление действиями при выполнении инструкции. Важный симптом, сопровождающий дефицит внимания у детей:

  • Быстрая реакция на реализацию задания при игнорировании или недооценке сопутствующих указаний.
  • Неумение предвидеть плохие последствия своих действий или обстановки.
  • Стремление произвести впечатление на окружающих (особенно сверстников) опасными для их здоровья и жизни поступками (частые отравления, травмы).

Гиперактивность:

  • Двигательная расторможенность. Постоянно скачет, ёрзает на стуле, вертится.
  • Ребенку трудно усидеть на одном месте, когда это необходимо. Во время уроков бегает по классу.
  • Громко играет, разговорчив.

Симптомы СДВГ проявляются, начиная со старшего дошкольного возраста. Ребёнок непоседлив, делает много бесцельных движений, бесцеремонно перебивает взрослых. Сложно усадить кроху заниматься подготовкой к школе. Под маминым нажимом усевшись за уроки, постоянно отвлекается.

У детей школьного возраста возникает проблема с усвоением материала вследствие низкой способности к сосредоточению. Успеваемость ниже среднего, сложности во взаимоотношениях со сверстниками. Провести урок в классе, где присутствует ребёнок с дефицитом внимания, трудно. Он постоянно отвлекает других, крутится, перебивает учителя, торопится выполнить задание. Книжки, тетрадки забываются в классе. Несмотря на расторможенное поведение, младшие школьники не проявляют агрессивности.

Подростковый возраст видоизменяет симптомы. Внешняя импульсивность переходит во внутреннюю тревожность, суетливость. Неспособность самостоятельно планировать время и организовать деятельность приводит к безответственности. Слабая успеваемость и проблемы в общении с одноклассниками влияют на самооценку, что приводит к депрессивному состоянию, вспыльчивости. Стремление занять значимое положение среди сверстников может толкать на необдуманный риск, часто заканчивающийся травмами и ушибами.

Если подросток не перерастает заболевание, оно переходит во взрослый возраст. Сохраняются эмоциональная нестабильность, раздражительность. Хроническая непунктуальность, забывчивость, неумение доводить начинания до конца, высокая чувствительность к критике делают из него плохого работника. Низкая самооценка препятствует реализации потенциала. Люди, страдающие этим недугом, нередко находят отдушину в разнообразных зависимостях: алкоголь, наркотики. Если не займётся саморазвитием, рискует оказаться на дне жизни.

Причины патологии

Специалистами пока точно не установлены провоцирующие факторы возникновения СДВГ. Предположительными называют:

  • Генетические предпосылки. Предполагается, что расстройство является врождённым и связано с нарушением работы центральной нервной системы. Именно в этом видят учёные неврологический корень заболевания.
  • Ухудшающаяся экология. Отравление воздуха выхлопными газами, загрязнение воды вредной бытовой химией.
  • Особенности течения беременности. Инфекционные и хронические заболевания матери, употребление алкоголя, курение.
  • Осложнения во время родов: долгие, стремительные, стимулирование родовой деятельности, интоксикация наркозом, обвитие пуповиной плода.
  • Болезни в первый год жизни, сопровождающиеся высокой температурой, и приём сильнодействующих лекарств.

Методы диагностики

Медицинская общественность полвека ведёт споры об эффективных способах распознавания СДВГ. Учёные канадского Университета Макмастера подтвердили, что на сегодняшний день отсутствуют специальные тесты или медицинское оборудование, напрямую диагностирующее СДВГ. К тому же критерии диагностики заболевания менялись за время существования диагноза и отличаются в разных странах.

Американские психиатры используют две шкалы: Коннорса и Йеля-Брауна, предлагающие родителям или преподавателям оценить поведение ребёнка по характерным для расстройства параметрам: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Однако специалисты, выступающие с критикой методов постановки диагноза, утверждают, что оценка поведения по этим шкалам слишком предвзята, а критерии диагностики настолько расплывчаты, что возможно поставить СДВГ любому здоровому ребёнку с «неудобным» поведением.

Во избежание врачебной ошибки необходима консультация нескольких специалистов, включая педиатра, психолога и детского невропатолога. Потребуются дополнительные медицинские обследования: МРТ головного мозга, допплерография, ЭЭГ, которые будут являться основой постановки психиатром диагноза СДВГ.

Лечение недуга

Для коррекции дефицита внимания у детей необходим комплексный подход, включающий искоренение нейропсихологических и поведенческих проблем. Учитывая особенности и тип СДВГ ребёнка, подбирается личная программа реабилитации. При своевременном обращении к специалисту и проведении лечения возможно уменьшение симптомов СДВГ вплоть до выздоровления.

Медикаментозная терапия

Необходимо отметить, что назначение фармакологической коррекции приемлемо в случае, когда восстановление когнитивных функций невозможно достичь немедикаментозным лечением.

Принятие лекарственных препаратов для улучшения работы мозга у детей с дефицитом внимания — достаточно распространённая практика в США. Медикаменты делятся на несколько групп:

  1. Психостимуляторы (Риталин (метилфенидат), Амфетамин, Дексамфетамин). Оказывают мощное стимулирующее действие на центральную нервную систему: улучшают концентрацию, снижают проявления импульсивности. В США распространено использование Риталина для лечения СДВГ, хотя нет доказательств результативности применения. Многие специалисты считают его спорным, поскольку при долгосрочном принятии Риталин приводит к развитию психозов, параноидальных и шизофренических склонностей (зрительные и слуховые галлюцинации, агрессивность), вызывает привыкание. Австралийское исследование, охватившее 2868 семей и длившееся 20 лет, показало неэффективность лечения СДВГ психостимуляторами. В ряде стран, включая Россию, метилфенидат (Риталин) запрещен.
  2. Антидепрессанты: Имипрамин, Тиоридазин, Дезипрамин. Существенно улучшают внимание, снижают гиперактивность, но дают побочные эффекты на физическое здоровье при долгосрочном применении.
  3. Ноотропные препараты (Ноотропил, Церебролизин, Пирацетам). Нейрометаболические стимуляторы, воздействующие на кору головного мозга и повышающие когнитивные процессы. Считаются малоопасными психофармакологическими препаратами, но могут давать осложнения. Широко используются в государствах постсоветского пространства.

Существенным недостатком медикаментозной терапии СДВГ является краткосрочность результатов лечения: состояние ребёнка улучшается только во время принятия препарата и совершенно не оказывает влияние на выздоровление. Употребление психостимуляторов подростками с дефицитом внимания развивает склонность к принятию наркотических средств.

Нефармакологическая терапия

Лечить СДВГ можно без применения лекарственных препаратов. Существуют два нелекарственных метода коррекции неврологической стороны расстройства:

  1. Нейропсихологический подход. Утверждает, что определённые физические упражнения влияют на работу корковых структур мозга, активизируют, наполняют энергией психические процессы. Основывается на учении А.Р. Лурии о «нейропсихологической петле развития». Данное сопровождение детей с дефицитом внимания помогает формированию самоконтроля, произвольности, повышению эффективности обучения.
  2. Синдромный метод. Восстановление повреждённого при родовых травмах шейного отдела позвоночника, которое нормализует кровоснабжение головного мозга.

Помимо вышеописанных методов лечения, специалисты рекомендуют:

  • Занятия йогой, медитации. Помогают расслабиться, снижается импульсивность, улучшается кровоснабжение всего тела, включая головной мозг.
  • Специальная диета. Исключение сахара, аллергенов, кофеина.

Коррекция поведения при СДВГ состоит из следующих методов:

Когнитивная психотерапия - самое эффективное лечение, использующееся в коррекции душевных расстройств (неврозов, фобий, депрессий). Помогает успешно социализироваться детям с дефицитом внимания, имеющим проблемы в общении со сверстниками. Импульсивность вместе с недостатком умений взаимодействовать приводит к отторжению, усугубляющему изоляцию.

Терапия включает личные и групповые занятия. Тренировки навыков общения помогают развить такие коммуникативные способности: умение строить отношения, решать конфликты, понимать других, контролировать отрицательные эмоции. Для успешного усвоения навыков необходимо посетить минимум 20 занятий группы, состоящей из 6–8 человек. Личная когнитивно-поведенческая терапия избавляет от неэффективных шаблонов действий и мышления. Помогает детям с дефицитом внимания закрепить нужное поведение.

  • Семейная психотерапия. Обязательно должна присутствовать при лечении СДВГ у детей. Проводится со всей семьёй. Родители встречаются со своим чувством вины за «не такого» ребёнка, учатся правильно реагировать в разыгрываемых жизненных обстоятельствах.

При синдроме дефицита внимания у детей лечение должно объединить врачей, родителей и учителей. Наибольшая нагрузка ложится на семью, члены которой должны хорошо владеть информацией касательно особенностей и методов лечения СДВГ, создать дома условия, способствующие выздоровлению ребёнка:

  • Любовь. Проявляйте нежность, заботу. Малышу необходимо чувствовать поддержку близких.

Важно! Чувство жалости – плохой союзник. Не освобождайте школьника от разнообразных домашних дел, подпитывая его статус «особенного». Он начнёт жалеть себя, что отрицательно скажется на динамике лечения.


Совместными усилиями можно скорректировать поведение ребенка, помочь выздоровлению.

Самая распространенная причина проблем в учебе и нарушений поведения у ребенка – синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Расстройство наблюдается в основном у школьников и детей дошкольного возраста. Маленькие пациенты с таким диагнозом правильно воспринимают окружающее, но являются непоседами, проявляют повышенную активность, не доводят начатое до конца, не предвидят последствия своих поступков. С таким поведением всегда связан риск потеряться или получить травму, поэтому врачи расценивают его как неврологическое заболевание.

Что такое синдром дефицита внимания у детей

СДВГ – это неврологическо-поведенческое расстройство, формирующееся в детском возрасте. Основными проявлениями синдрома дефицита внимания у детей являются сложности в сосредоточении, гиперактивность, импульсивность. Невропатологи и психиатры расценивают СДВГ как стихийное и хроническое заболевание, для которого еще не найден эффективный способ лечения.

Синдром недостатка внимания наблюдается в основном у детей, но иногда недуг проявляется и у взрослых. Проблемы болезни характеризуются разными степенями выраженности, поэтому недооценивать ее нельзя. СДВГ влияет на взаимоотношения с другими людьми и качество жизни в целом. Заболевание носит сложный характер, поэтому у больных детей наблюдаются проблемы с выполнением каких-либо работ, обучением и освоением теоретического материала.

Синдром дефицита внимания у ребенка – это трудности не только с умственным, но и с физическим развитием. Согласно биологии СДВГ является дисфункцией ЦНС (центральной нервной системы), которая характеризуется формацией головного мозга. Такие патологии в медицине считаются самыми опасными и непредсказуемыми. В 3-5 раз чаще СДВГ диагностируют у мальчиков, чем у девочек. У детей мужского пола болезнь проявляется чаще агрессией и непослушанием, у женского – невнимательностью.

Причины

Синдром недостатка внимания у детей развивается по двум причинам: генетическая предрасположенность и патологическое влияние. Первый фактор не исключает присутствие недомогания у ближайших родственников ребенка. Играет роль и дальняя, и ближняя наследственность. Как правило, в 50% случаев у ребенка возникает синдром дефицита внимания по генетическому фактору.

Патологическое влияние происходит по следующим причинам:

  • курение матери;
  • прием лекарств во время беременности;
  • преждевременные или быстрые роды;
  • неправильное питание ребенка;
  • вирусные или бактериальные инфекции;
  • нейротоксическое действие на организм.

Симптомы СДГВ у детей

Сложнее всего отследить симптоматику заболевания у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Родители замечают проявление гиперактивности в виде постоянного движения своего малыша. Ребенок не может найти себе увлекательное занятие, мечется из угла в угол, постоянно разговаривает. Симптомы обусловлены раздражительностью, обидами, невоздержанностью в любой ситуации.

По достижении ребенка 7 летнего возраста, когда пора отправляться в школу, проблемы возрастают. Дети с синдромом гиперактивности не успевают за своими сверстниками в плане обучения, так как не слушают излагаемый материал, ведут себя несдержанно на уроках. Даже если принимаются за выполнение какого-либо задания, то не заканчивают его. Уже через некоторое время дети с СДВГ переключаются на другое занятие.

Достигая подросткового возраста, гиперактивный пациент меняется. Происходит замена признаков заболевания – импульсивность превращается в суетливость и внутреннее беспокойство. У подростков болезнь проявляется безответственностью и несамостоятельностью. Даже в старшем возрасте отсутствует планирование дня, распределение времени, организованность. Ухудшаются отношения со сверстниками, учителями, родителями, что зарождает негативные или суицидальные мысли.

Общие симптомы СДВГ для всех возрастов:

  • нарушение сосредоточенности и внимания;
  • гиперактивность;
  • импульсивность;
  • повышенная нервозность и раздражительность;
  • постоянные движения;
  • трудности обучения;
  • отставание эмоционального развития.

Виды

Синдром дефицита внимания у детей врачи разделяют на три вида:

  1. Преобладание гиперактивности. Чаще наблюдается у мальчиков. Проблема возникает не только в школе. Везде, где требуется оставаться на одном месте, мальчишки проявляют крайнее нетерпение. Они раздражительны, беспокойны, не задумываются о своем поведении.
  2. Преобладание нарушения концентрации внимания. Чаще встречаются у девочек. Они не могут сосредотачиваться на одной задаче, имеют трудности с выполнением команд, выслушиванием других людей. Их внимание рассеивается на внешние факторы.
  3. Смешанный вид, когда в равной степени выражен дефицит внимания и гиперактивность. В этом случае больного ребенка нельзя однозначно причислить к какой-либо категории. Проблема рассматривается индивидуально.

Диагностика

Лечение дефицита внимания у детей начинается после постановки диагноза. Сначала психиатр или невропатолог проводит сбор информации: беседу с родителями, интервью с ребенком, диагностические опросники. Врач имеет право поставить диагноз СДВГ, если на протяжении 6 и более месяцев у ребенка прослеживаются минимум 6 симптомов гиперактивности/импульсивности и 6 признаков невнимательности, согласно специальным тестам. Другие действия специалиста:

  • Нейропсихологическое обследование. Исследуется работа мозга ЭЭГ (электроэнцефалограмма) в состоянии покоя и при выполнении заданий. Процедура безвредная и безболезненная.
  • Консультация педиатра. Симптомы, похожие на СДВГ, иногда вызываются такими болезнями, как гипертиреоз, анемия и другими соматическими патологиями. Исключить или подтвердить их наличие может педиатр после анализа крови на гемоглобин и гормоны.
  • Инструментальные исследования. Пациент направляется на УЗДГ (ультразвуковую допплерографию сосудов головы и шеи), ЭЭГ (электроэнцефалографию головного мозга).

Лечение

Основа терапии СДВГ – коррекция поведения. Медикаментозное лечение синдрома дефицита внимания назначают амбулаторно и самых в крайних случаях, когда без них улучшить состояние ребенка не удается. Сначала врач разъясняет родителям и учителям суть расстройства. Улучшить качество жизни помогают беседы с самим ребенком, которому в доступной форме разъясняются причины его поведения.

Когда родители понимают, что их малыш не испорченный или балованный, а страдает от неврологической патологии, то сильно меняется и отношение к своему чаду, что улучшает взаимоотношения в семье, повышает самооценку маленького пациента. К лечению школьников и подростков часто применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную и немедикаментозную терапию. При диагнозе СДВГ применяются следующие методы:

  1. Занятия с психологом. Врач применяет методики для улучшения коммуникативных навыков, снижения тревожности пациента. Ребенку с нарушениями речи показаны занятия с логопедом.
  2. Двигательная активность. Следует для школьника подобрать спортивную секцию, в которой не предусмотрено соревновательной деятельности, статических нагрузок, показательных выступлений. Лучшим выбором при дефиците внимания будет лыжный спорт, плавание, езда на велосипеде и прочие аэробные нагрузки.
  3. Народные средства. При СДВГ медикаменты назначают на длительный период, поэтому время от времени следует синтетические препараты заменять натуральными успокоительными. Отличным успокаивающим действием обладает чай с мятой, мелиссой, валерианой и другими травами, которые положительно влияют на нервную систему.

Лечение СДВГ у детей препаратами

В настоящее время не существует лекарств, полностью избавляющих от синдрома дефицита внимания. Врач назначает маленькому пациенту один медикамент (монотерапия) или несколько препаратов (комплексное лечение), исходя из индивидуальных особенностей и течения заболевания. Для терапии используются следующие группы лекарственных средств:

  • Психостимуляторы (Левамфетамин, Дексамфетамин). Медикаменты увеличивают выработку нейромедиаторов, что приводит к нормализации активности мозга. Вследствие их приема уменьшается импульсивность, проявление депрессии, агрессивность.
  • Антидепрессанты (Атомоксетин, Дезипрамин). Накопление активных веществ в синапсах снижает импульсивность, повышает внимание за счет улучшенной передачи сигналов между клетками головного мозга.
  • Ингибиторы обратного захвата норадреналина (Ребоксетин, Атомоксетин). Уменьшают обратный захват серотонина, дофамина. В результате их приема пациент становится спокойнее, усидчивее.
  • Ноотропные (Церебролизин, Пирацетам). Улучшают питание мозга, обеспечивают его кислородом, помогают усваиваться глюкозе. Применение этого вида препаратов повышает тонус коры больших полушарий, что способствует снятию общего напряжения.

Самые популярные лекарства при медикаментозном лечении СДВГ у детей:

  • Цитраль. Рекомендуется применять для лечения патологии у дошкольников. Это анальгезирующее, противовоспалительное, антисептическое средство, которое изготавливается в виде суспензии. Назначается детям с рождения в качестве успокоительного средства и лекарства, снижающего внутричерепное давление. Категорически запрещается применять препарат при гиперчувствительности к компонентам.
  • Пантогам. Ноотропное средство с нейротрофическими, нейропротекторными, нейрометаболическими свойствами. Повышает устойчивость мозговых клеток к воздействию токсических веществ. Умеренное седативное средство. В период лечения СДВГ у пациента активизируется физическая работоспособность, умственная деятельность. Дозировка определяется врачом в соответствии с индивидуальными особенностями. Строго запрещено принимать препарат при индивидуальной непереносимости веществ, входящих в его состав.
  • Семакс. Ноотропный препарат, обладающий механизмом нейроспецифического воздействия на ЦНС. Улучшает когнитивные (познавательные) процессы мозга, повышает умственную работоспособность, память, внимание, обучаемость. Применяют в индивидуальной дозировке, указанной доктором. Не назначают препарат при судорогах, обострении психических отклонений.

Физиотерапия и массаж

В комплексной реабилитации СДВГ применяются самые разные виды физиотерапевтических процедур. Среди них:

  • Лекарственный электрофорез. Активно используется в детской практике. Часто применяются сосудистые препараты (Эуфиллин, Кавинтон, Магний), рассасывающие средства (Лидаза).
  • Магнитотерапия. Методика, которая основана на воздействии магнитных полей на организм человека. Под их влиянием происходит активация обмена веществ, улучшается кровоснабжение мозга, снижается тонус сосудов.
  • Фотохромотерапия. Метод лечения, при котором происходит воздействие светом на отдельные биологически активные точки или определенные зоны. В результате нормализуется сосудистый тонус, уравновешиваются возбуждения ЦНС, улучшается концентрация внимания, состояние мышц.

Во время комплексной терапии рекомендуется проводить точечный массаж. Как правило, делается он курсами 2-3 раза/год по 10 процедур. Специалистом массируется воротниковая зона, ушные раковины. Очень эффективен расслабляющий массаж, который врачи советуют освоить родителям. Медленные массирующие движения способны привести к уравновешенному состоянию даже самого беспокойного непоседу.

Психологические и психотерапевтические методы

Как уже упоминалось, самая эффективная терапия – психологическая, но для стойкого прогресса может потребоваться несколько лет занятий с психологом. Специалистами применяются:

  • Когнитивно-поведенческие методы. Заключаются в формировании с пациентом разных моделей поведения, выбирая впоследствии самые правильные. Малыш учится понимать свои эмоции, желания. Когнитивно-поведенческие методы помогают облегчить адаптацию в обществе.
  • Игровая терапия. Происходит формирование внимательности, усидчивости в форме игры. Пациент обучается контролю повышенной эмоциональности и гиперактивности. Набор игр подбирается индивидуально с учетом симптоматики.
  • Арт-терапия. Занятия с разными видами искусства снижают тревожность, усталость, освобождают от излишней эмоциональности и негативных мыслей. Реализация талантов помогает маленькому пациенту поднять самооценку.
  • Семейная терапия. Психолог работает с родителями, помогая выработать правильную линию воспитания. Это позволяет понизить число конфликтов в семье, сделать более легким общение всех ее членов.

Видео

СДВГ - это состояние, при котором ребенок не может сосредотачивать внимание на чем-либо и сдерживать свою импульсивность и гиперактивность.

Первые упоминание об СДВГ появились в конце 19 века. С 1992 года классифицируют следующие группы:

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • СДВ (без гиперактивности)
  • Гиперактивность (без дефицита внимания)
  • Смешанный тип (включает дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность)

Согласно статистике гиперактивность одно из самых распространенных отклонений в психике детей. Им страдают до 7% детей школьного и дошкольного возраста. Причем в России и США показатель заболевания этим расстройством выше, чем в других странах и составляет 4-20%. Самый маленький процент детей с симптомами этого психологического отклонения в Великобритании - 1-3%.

Склонность мальчиков к СДВГ выше. У мальчиков часто диагностируют синдром гиперактивности (без СДВ).

Девочкам зачастую присущ синдром дефицита внимания без гиперактивности (СДВ), малышки живут в придуманном мире фантазий.

Ошибочно полагать, что сегодня этим заболеванием страдают чаще, чем раньше. Благодаря большему количеству информации стало проще выявлять симптомы у детей и своевременно принимать необходимые меры, так как это отражается на учебе в школе, возникают трудности в определении своего места в обществе.

Симптомы

Первые симптомы прослеживаются уже в грудном возрасте. Однако, неопытные родители могут принять за должное то, что малыш много хнычет, капризничает, постоянно «висит на руках». У него повышенна двигательная активность. Движения рук и ног зачастую хаотичны. С трудом засыпает и то и дело просыпается.

Кроху могут беспокоить головные боли, о которых родители и не догадываются, поскольку сказать об этом он еще не может. Наблюдается задержка речи.

Тем не менее все эти признаки могут быть вызваны и другими факторами, не имеющими отношения к синдрому гиперактивности. Поэтому диагностировать СДВГ у малышей грудного возраста может только опытный специалист.

У детей дошкольного возраста диагностировать СДВГ проще. Симптомы приобретают более отчетливый характер.

Родители замечают, что ребенок отличается своим поведением от окружающих сверстников, а именно:

  • зацикливается на своих желаниях, требует их немедленного исполнения, становится неуправляем;
  • не поддается на уговоры, капризничает и не слушается родителей и воспитателей в детском саду;
  • бывает не в меру общителен: без умолку болтает и шумит;
  • не может играть в спокойные игры;
  • он легко отвлекается, быстро забывает;
  • не способен сосредоточить внимание на выполнении даже простых заданий;
  • возникает ощущение, что ребенок не обращает внимания на то, что ему говорят;
  • проявляет нетерпение;
  • практически не способен усидеть на одном месте, находится в непрерывном движении, как заведенный волчок: крутится, дергает ногами, пытается постоянно куда-то залезть;
  • ему трудно общаться и играть с другими детьми.

Особенно остро встает проблема СДВГ, когда малыш идет в школу. Высидеть за партой целый урок для него непосильная задача. Во время урока может запросто встать и начать двигаться по классу, выкрикивать с места, не дождавшись вопроса учителя, перебивать.

Гиперактивность ребенка длится не более 15 минут, потом он теряет интерес, отвлекается, занимается сторонними делами, не реагируя на педагога. В этот момент ребенок отключается, не слышит учителя, может совершать действия, о которых впоследствии не вспомнит.

После небольшой передышки, пока мозг накапливает новую энергию, опять активно включается в работу.

Чтобы постоянно находится в сознании, ребенку нужно держать свой вестибулярный аппарат в активном состоянии - крутиться, вертеться, двигать головой. Снижение физической активности влечет за собой снижение мозговой активности.

Ребенок подвержен частой перемене настроения и депрессии. Часто теряет свои вещи. Возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Дети, страдающие от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, как правило, считаются отстающими в школе.

Проблемы с концентрацией и организованностью мешают достичь успехов в занятии спортом. Все это ведет к снижению самооценки.

Причины возникновения

Контроль за мыслями, чувствами и телом осуществляется в мозгу. Мозг вырабатывает физиологически активные вещества (нейромедиаторы), по которым нервные импульсы передаются клеткам.

Мозг посылает и получает сигналы с помощью этих нейромедиаторов. Изменение количества этих веществ приводит к развитию СДВГ, симптомы которого могут то бурно проявляются, то затихать.

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности уровень нейромедиаторов в головном мозге может быть недостаточным. А значит не все сигналы походят расстояние от мозга до нервных клеток. По мнению специалистов - это и приводит к неспособности контролировать поведение, сдерживать импульсы, удерживать внимание.

В зависимости от того, какой из участков мозга задет, у ребенка возникает либо повышенная гиперактивность, либо симптом дефицита внимания, либо обостренная импульсивность. А в отдельных случаях и все сразу.

СДВГ затрагивает следующие отделы головного мозга:

  • Кора лобных долей - ответственна за концентрацию внимания, оценку происходящего, планирование и контроль за импульсивностью.
  • Височные доли - они связаны с накоплением опыта и памятью.
  • Базальные ганглии -осуществляют контроль за переключением внимания, адаптацией, эмоциями, развитием речи и мышления
  • Лимбическая система - отвечает за настроение и эмоциональное состояние.
  • Мозжечок - ответственен за координацию движений.

Исходя из индивидуальных особенностей каждого случая, подбирается соответственный подход и надлежащее лечение.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности характеризуется тремя симптомами:

  • Дефицит внимания - неспособность ребенка концентрировать и удерживать внимание. Мешает школьникам сосредотачиваться на выполнении школьных заданий, что скорее говорит о небрежности, чем об отсутствии способностей или логики. У детей дошкольного возраста возникают сложности в сохранении интереса на протяжении всей игры. Внимание привлекает все вокруг, но надолго оно ни на чем не задерживается, переходя с одного предмета на другой.
  • Гиперактивность - чрезмерная раскованность и расторможенность движений, что приводить к быстрой утомляемости. Гиперактивность у детей выражается в неспособности к спокойным играм или занятиям. Гиперактивный ребенок предпочитает подвижные игры, которые сводятся к беготне. Говорит быстро, много, часто кричит и спорит. Руки находятся в постоянном движении: что-то крутит, вертит, мнет, ковыряет. Не способен спокойно стоять на месте, переминается с ноги на ногу, готов в любой момент броситься бежать.

Примечательно то, что дети с диагнозом гиперактивности нуждаются в активации извне. Оставшись в одиночестве, они будут вяло слоняться в полусонном состоянии, не находя себе занятия, монотонно повторяя какое-либо действие. Однако, пребывая в группе, они перевозбуждаются и становятся неработоспособными.

Гиперактивность у детей часто является причиной несчастного случая, травмы.

  • Импульсивность - неспособность контролировать свои желания, что приводить к необдуманным поступкам и частой смене настроения. Ребенок перебивает преподавателей или родителей, совершает импульсивные поступки, которые могут стать источником травмы самого ребенка или окружающих. Невозможно предсказать, что он «выкинет» в следующую минуту, даже он сам не знает этого.

Факторы, вызывающие возникновение СДВГ

Точно назвать причину возникновения СДВГ невозможно. Врачи сходятся во мнении что проявление симптомов обусловлены совокупностью ряда факторов:

  • Наследственность. СДВГ может передаваться на генетическом уровне.

Согласно статистике, у трети отцов, страдающих от СДВГ в детстве, дитя также перенимает его признаки. А если оба родителя были подвержены заболеванию, шанс обнаружения этого расстройства у ребенка увеличивается.

  • Преждевременные роды. У недоношенных детей вероятность возникновения СВДГ выше.
  • Кислородная недостаточность у плода. Микротравмы, вызванные кислородным голоданием, могут стать причиной возникновение симптомов.
  • Угроза выкидыша.
  • Осложнения во время родов, которые могут привести к внутреннему кровоизлиянию мозга или к травме позвоночника у плода.
  • Инфекционные заболевания или травма головного мозга у детей.
  • Астма, диабет, проблемы с жизнедеятельностью сердца и другие факторы, приводящие к нарушению работы мозга.
  • Курение и чрезмерное потребления алкоголя, стрессовое состояние будущей матери в период беременности.
  • Сложная обстановка в семье. Частые ссоры родителей и крики могут только усугубить симптомы у ребенка.
  • Неправильное воспитание. Чрезмерная строгость к ребенку со стороны родителей. Или, наоборот, излишняя вседозволенность.
  • Недостаток витаминов и минералов в рационе.
  • Отравление свинцом или другими токсинами в раннем детстве

Наличие нескольких из этих факторов увеличивает риск развития этого психологического расстройства у ребенка.

Правильный и своевременный диагноз СДВГ - это важно!

Заметив у ребенка какие-либо нервные нарушения, необходимо незамедлительно показать малыша детскому невропатологу.

Любое проявление баловства, выходящее за рамки дозволенного, может оказаться не проявлением неправильного воспитания или дурного характера, а быть напрямую связанно с нарушениями функций головного мозга.

Для выявления синдрома специалист первоначально проводит сбор информации:

  • смотрит, не болел ли кто из родителей ребенка,
  • как протекала беременность матери,
  • какие заболевания малыш перенес.

Точный диагноз можно получить только посредством компьютерного обследования, которое назначает маленькому пациенту лечащий врач. При помощи электроэнцефалограммы выявляют очаги нарушения в отделах мозга и определяют вектор их направленности и исходя из этого, назначают лечение.

Как правильно вести себя с малышом, у которого установлен диагноз?

  • Проявляйте больше терпения.

Такие дети остро реагируют на критику. Нельзя указывать ребенку, что ему следует делать, а что нет. Замечание лучше преподнести ему в форме дружеского совета, подсказать что следует сделать, или что было бы неплохо, если бы он поступил так, а не иначе.

К примеру, вместо замечания: «Убери сейчас же свои игрушки на место», — лучше сказать: «а давай-ка соберем игрушки, будет больше места для игры». Распределите пространство таким образом, чтобы у всех предметов, будь то игрушки, одежда или школьные принадлежности было свое место. Так малыш будет реже терять свои вещи.

  • Чаще хвалите ребенка.

Похвала родителей очень много значит для любого ребенка. Слова: «ты умница, мы гордимся тобой» воодушевляют малыша на подвиги. Растет самооценка ребенка и уверенность в себе, в любви окружающих.

  • Внедрите систему вознаграждений.

Дети с повышенной гиперактивностью обычно привлекают к себе внимание плохим поведением. Чтобы привлечь его хорошим поведением им приходится прилагать немало усилий. Поощряйте ребенка, когда он делает что-то хорошее: был вежлив, сделал домашнее задание, не ссорился с другими детишками.

Можно ввести систему начисления баллов, которые впоследствии можно обменивать на призы или другие привилегии (время, проведенное у телевизора или компьютера, видеоигры, любимое лакомство и т.д.). Такой способ положительно влияет на коррекцию поведения, главное, чтоб малыш знал, что награду надо заслужить, иначе приз теряет свою привлекательность, а значит и пользу.

  • Нельзя игнорировать плохое поведение ребенка.

Не обращая внимания на неподобающее поведение, вы позволяете ребенку думать, что все в порядке, это влечет за собой еще большее ухудшение поведения. Неподобающие действия необходимо пресекать сразу.

Наказание должно быть понятными справедливым: не выучил уроки - не играешь в видеоигры, плохо себя вел - не смотришь телевизор, кричал и спорил - не получишь конфет и так далее. Малыш должен знать и понимать, в чем он провинился и понести ответственность за это.

  • Не осуждайте строго ошибки.

Объясните ребенку чем он вас расстроил, при этом не употребляйте такие слова, как «никогда» или «всегда». Старайтесь не спорить с ребенком и тем более нельзя угрожать или пугать наказанием. Не кричите, даже если вам приходится повторять одно и то же множество раз. Говорите спокойно и доброжелательно.

  • Сведите к минимуму запреты.

Конечно, ребенок должен знать, что можно, а что нет. Но большое количество запретов может вызвать негативную реакцию. Запрещать нужно только то, что представляет опасность или наносит вред самому ребенку или окружающим.

  • Не позволяйте ему лишний раз волноваться.

Помогите ребенку успокоится, если он чем-то расстроен, отвлеките его при помощи хорошей игры. Почитайте любимую книжку. Положительное действие окажет успокаивающая ванна, так как вода расслабляет.

  • Составьте для ребенка распорядок дня и научите следовать ему.

Составьте простые короткие инструкции по выполнению обязанностей и напоминайте сделать то или иное задание, если вдруг он отвлекся и забыл. Но делать это нужно мягко, спокойно.

Выполнение ежедневных дел в определенное время приучит ребенка к порядку, и успокаивающе действует на психику. Это поможет контролировать свое поведение и научит планировать день. Эта привычка очень поможет ему во взрослой жизни.

  • Больше времени проводите вместе.

Общайтесь с ребенком на разные темы. Интересуйтесь его успехами в школе, отношениями с друзьями. Слушайте, когда ребенок рассказывает вам о чем-то, что взволновало его или произвело впечатление.

Дайте знать малышу, что вам важно то, что его волнует. Играйте вместе, ходите на прогулки, читайте книжки, даже просто вместе посмотрите любимый мультик. Ребенку важно знать, что вас интересует его жизнь. Что родители всегда рядом, на его стороне, помогают и поддерживают его.

  • Научите ребенка делать выбор.

Предложите ему выбрать одежду, еду или игрушку. Однако, чтобы упростить малышу задачу, сократите варианты выбора до двух. Иначе это может оказаться лишним поводом для беспокойства или перевозбуждения.

  • Избегайте отвлекающих факторов.

Особенно это важно во время занятий ребенка. Чтобы не отвлекать его от выполнения школьных заданий выключайте телевизор и прочие отвлекающие внимания гаджеты, тем самым помогая сконцентрироваться на конкретном действии.

  • Подыщите ребенку занятие по душе.

Важно чтобы малыш мог реализовать свои способности в каком-то занятие, достичь определенного успеха в намеченной цели. Это поможет поднять его самооценку и будет способствовать развитию навыков социального общения.

Можно ли вылечить синдром дефицита внимания и гиперактивности?

При своевременном и грамотном подходе бороться с дефицитом внимания и повышенной гиперактивностью вполне реально.

Специалисты полагают, что полностью излечиться шанс невысок, но коррекция поведения и контроль внимания вполне достижимы.

Положительного результата достичь проще, если начинать с раннего возраста. Лечение гиперактивности у детей чаще всего заканчивается в подростковом периоде.

Лучшего результата позволяет достичь комплексное лечение и медикаментами, и психотерапией.

  • Среди медикаментов наиболее распространенными являются психостимуляторы. Недостаток этих препаратов в краткосрочности действия, поэтому принимать нужно каждые 4 часа. Фармацевтика не стоит на месте, и на рынке появляются все новые и новые препараты, с более длительным сроком действия.

Только лечащий врач с учетом индивидуальных особенностей ребенка может назначить соответствующий препарат.

  • Синтетические успокаивающие средства хорошо чередовать с успокоительными травяными отварами. Положительное действие имеет чай с мятой, ромашкой, корнями валерианы.
  • Важную роль играет сбалансированное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами и омега-3 жирными кислотами.
  • Нельзя пренебрегать и нефармакологическим методом, который состоит из комплекса физических упражнений и поведенческой коррекции:

Физическая активность имеет большое влияние, особенно у гиперактивных детей, помогая им выплеснуть излишки энергии в правильном направлении. Однако важно правильно подобрать вид спорта, так как некоторые виды могут возыметь обратное действие.

Следует отдать предпочтение плаванию, танцам, фигурному катанию, катанию на коньках, велоспорту. Но не нужно пренебрегать и желаниями самого ребенка.

  • Важная роль отводится регулярным занятиям с психологом. Специалист поможет малышу преодолеть неуверенность в себе. Комплекс специальных упражнений способствует развитию памяти и внимания.
  • В некоторых случаях перемена окружающей среды может оказать благоприятный результат, формируя положительные эмоции.

Для каждого индивидуального случая подбирается конкретный курс лечения. Усилия родителей малыша и лечащего специалиста должны быть правильно скоординированы.

Немаловажное влияние имеет отношение воспитателей в детском саду и учителей в школе. Только объединив усилия всех окружающих ребенка людей можно получить эффект от лечения.

С возрастом гиперактивность у детей может пройти или отойти на задний план, но дефицит внимания и импульсивность сохраняются и во взрослой жизни. И как следствие - трудности социального общения и низкая самооценка мешают в карьере и личной жизни. Эти люди страдают от депрессии, у них выше склонность к наркомании.

Похожие материалы

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры