Игры с песком. Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

Главная / Психология

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., текст, 2016

Введение

Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый, интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. На его основе можно предложить и организацию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Конечно, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

Все, что нужно для появления фразы, – добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Несколько слов о пересказе

Для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, наиболее актуальна образовательная область «Речевое развитие» ФГОС ДО. В ее задачи входят овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также ознакомление с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров.

Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы.

Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Пересказ художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Кроме того, пересказ художественных произведений совершенствует связную речь, развивает выразительность детской речи. Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

В настоящее время существуют различные классификации пересказа. Как правило, за основу берется его объем и степень самостоятельности. Приведем классификацию, которая представляется нам наиболее развернутой.

Виды пересказа:

– подробный (пересказ близко к тексту);

– по частям или одной части (фрагмента);

– с изменением лица;

– по аналогии;

– пересказ-инсценирование, который осуществляется с помощью игрушек или настольного театра, очень хорошо подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

В работе с нормативно развивающимися детьми в ДОО наиболее часто используется подробный пересказ. Педагоги используют его, в первую очередь, как средство развития памяти и для формирования представления о связной речи, предлагая некий высокохудожественный и, как правило, труднодоступный детям образец. Такой вид пересказа предполагает необходимость четко выдерживать временную последовательность событий, отражать в своей речи специфику лексики произведения и его жанра, зачастую непривычную. Кроме того, ребенок не имеет динамической и наглядной поддержки, все это создает дополнительные трудности при пересказе. Они становятся непреодолимым препятствием в том случае, если дошкольник отягощен нарушениями психофизического развития. Существенно улучшают качество пересказа живость, эмоциональность подобранного художественного произведения.

Основные требования к тексту для пересказа:

– полноценное и доступное содержание;

– разнообразие жанров;

– четкая композиция;

– простой, но богатый язык;

– небольшой объем.

Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной ее функции и выразительности. Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с достаточно жесткой временной последовательностью.

Наибольшую трудность для дошкольников представляют тексты-описания.

Занятие по пересказу имеет логически выдержанную типовую структуру (В. В. Гербова, Э. П. Короткова, A. M. Бородин).

Учитывая специфику дошкольников с речевыми нарушениями, мы хотели бы обратиться к опыту обучения пересказу с системными нарушениями речи при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой. Ребенок подбирает из банка картинок те, которые относятся к его сюжету, и с помощью педагога формирует рассказ, обозначая первое и последнее слово с номинативной функцией. Таким образом, имея перед глазами зрительную поддержку в виде первого и последнего слова, а также в виде последовательности изложения, дошкольник-логопат только лишь подбирает слово-предикат. В результате использования схемы предложения и рассказа дети учатся понимать сущность последнего, который характеризуется, по мнению В. К. Воробьевой, наличием его объекта и обязательной предикативной стороны. Дошкольники получают положительный опыт рассказывания и мощный эмоциональный посыл от ситуации успеха.

А вот и песочница…

Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей). Начатый как диагностический «Erica-метод», или «тест мира», разработанный Ш. Бюлер, позднее был преобразован М. Ловенфельд в «технику мира» и окончательно разработан Д. Калф. В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп.

Для исследования и моделирования используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно-зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50?70?8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая им свободно покидать ее пределы.

Однако в ДОО могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100?140?10–12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25?35?5 см. Для обеспечения безопасности при изготовлении ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей. Однако ящик должен удерживать воду или мокрый песок (вода достигает дна). Для устойчивости и удобства снизу можно установить опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

В методе «сэндплей» используется не только песок, но и вода. Песок далеко не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что он бывает различным по цвету. Речь идет о неокрашенном, натуральном песке (черный вулканический песок на Камчатке или белый песок Санторини).

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т. д.

Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других – вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Ну, и конечно, песок различается по материалу, из которого он изготовлен. Приобретать песок лучше сертифицированный, в зоомагазинах. За ним необходимо ухаживать.

СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 90–100 °C, поскольку материал может слипаться, плавиться, а образовавшиеся кристаллики могут повредить кожу. Песок считается гипоаллергенным материалом, но тем не менее при работе с детьми с ОВЗ следует уточнить наличие или отсутствие у них противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. А вот дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее при самых обычных манипуляциях в песочнице.

Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Поэтому мы считаем целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины в 1,5–3 см) или мокрый песок, а в другой – сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции.

Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Для занятия их можно выкладывать на отдельно стоящий стол, если проход к стеллажам представляется затруднительным. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы. Если нужные игрушки трудно найти, можно сделать фигурки из картона и заламинировать их. Подробнее мы поговорим об этом позднее, когда будем рассматривать методику работы в песочнице с детьми.

Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

В книге представлены занятия, которые можно проводить в песочнице. Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

Правила формулирует ритуальный персонаж, лучше известный детям. Им может быть любая игрушка. У нас это Черепашка, но ее легко можно заменить на любого реального жителя пустыни или сказочного героя из восточных сказок (Маленький Мук, Алладин, принцесса Будур и т. п.). Можно придать животным человеческие черты (для организации коммуникации) и сказочные титулы (Царь Верблюдов, Королева Змей и т. д.) для придания веса их словам и распоряжениям. Тем не менее в интересах темы предлагается использовать тематические фигурки, которые обозначают и настраивают детей на восприятие определенных знаний.

Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. В частности, через него формулируются и транслируются правила. Несмотря на «царственный» или «сказочный» статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много. С нашей точки зрения, правила должны выглядеть таким образом.

«Я долго собирал(а) песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

«Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

«По окончании работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

«Игрушки, которые здесь собраны, мои друзья, и я прошу вас оставлять их со мной, даже если они вам очень понравились, чтобы вы и другие дети тоже могли в них играть».

В зависимости от специфики педагога эти правила могут выражаться в стихотворной форме, которая прекрасно воспринимается дошкольниками. Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети. Это способствует развитию фразовой речи и памяти. Можно воспроизводить правила по цепочке или «подсказывать». Начинать вспоминать правила надо с детей, которые испытывают трудности в удержании или воспроизведении информации.

В случае нарушения правил (а это связано с вопросом установления границ) хранитель Песочной страны может закрыть песочницу. Для этого используется темный непрозрачный платок. Такое действие сильно влияет на детей, поскольку тактильные ощущения очень приятны, и дошкольники тяжело переживают преждевременное завершение занятия.

Есть свой кодекс поведения и у символической ритуальной фигурки. Она может располагаться на бортике песочницы, парить над поверхностью песка, вплотную приближаться к предметам и постройкам, зависать на уровне глаз персонажа, но никогда (даже по неоднократному и настойчивому приглашению ребенка) не опускаться на поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его личной территории.

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа – своего рода организационный момент – позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Принимая во внимание концепцию о приоритете тактильного вида восприятия дошкольников (примерно 60 %), начиная занятие с контакта с песком, можно подготовить детей к продуктивному взаимодействию. Задания мы предлагаем несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5–7 мин.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличить на 5–10 мин (в зависимости от возраста) по сравнению с обычным занятием. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия. Конечно, при планировании занятия с использованием песочных техник педагоги решают не только задачи, связанные с образовательной областью «Речевое развитие», но и другие когнитивные и/или нравственные, эмоциональные задачи.

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью (не более 5–7 мин). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Такое деление довольно условное, но нам оно представляется разумным, исходя из нашего опыта организации занятий детей в песочнице.

В отношении обучения пересказу хотим добавить, что хорошо использовать пересказ-инсценировку. Мы знакомим детей с художественным произведением через проигрывание сюжета, что способствует лучшему запоминанию и конкретизации глаголов и действий. После этого предлагаем сделать пересказ. В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, для создания ситуации успеха, педагог через ритуальную фигурку – ведущего может предложить начать, продолжить или завершить пересказ текста с одновременным проигрыванием сюжета несколько раз. Для разнообразия можно ввести пересказ от другого лица, менять имена, клички главных героев, разыгрывать сюжет по ролям или предложить придумать другое окончание художественного произведения.

В конце каждого занятия необходимо разбирать песочницу, чтобы дать детям возможность немного отдохнуть, подвигаться и сменить деятельность. После этого ритуальный персонаж задает параметры пересказа.

Самые большие затруднения у дошкольников вызывают временные ориентировки. Поэтому временную последовательность и временные характеристики, которые имеются в литературной основе пересказа, мы не изменяли. Мы также учитывали первичный речевой дефект и не создавали детям дополнительных сложностей. Однако предлагаем коллегам, работающим с детьми без речевых или иных аномалий развития, попробовать сменить время года, суток и другие временные показатели.

Об игрушках

Как и было обещано, подробнее остановимся на предметном оснащении педагогических песочных техник.

Первое, что следует помнить: игрушек никогда не бывает много! Какую бы коллекцию предметов и фигурок вы не собрали усилиями всего персонала, все равно их бывает недостаточно. Несмотря на правило и все ваши ухищрения, игрушки магическим образом будут исчезать. Всеми правдами и неправдами дети будут уносить их, пряча в трусы и сжимая в потных кулачках. Зачастую дошкольники обретают в виде игрушки или предмета защитника или друга. Поэтому так же, как и песок, коллекцию игрушек и предметов надо постоянно пополнять.

В последнее время и у родителей, и у педагогов значительно повысился интерес к организованным занятиям в песочнице. С самого раннего возраста, играя с песком, ребёнок фантазирует, мечтает и одновременно создаёт.
Давно известно, что песочные игры способствуют обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, воображения, эмоционально-волевой сферы. В песочнице ребёнку легче осваивать новые темы во время обучения чтению, письму, закреплять разнообразные понятия, нормы поведения в обществе.
Взаимодействуя с песком, у ребёнка развивается тактильная чувствительность, повышается интерес к знаниям, улучшается эмоциональное состояние.
В работе с детьми активно применяется песочная терапия, сказкотерапия, интерактивный театр.

Задачи работы с детьми в песочнице

— прививать интерес к упражнениям и играм с песком;
— тренировать пальцы рук, развивать мелкую моторику;
— активизировать словарный запас детей, корректировать речь;
— развивать речь, мышление, память, воображение, фантазию, координацию движений;
— учить ориентироваться в пространстве;
— совершенствовать коммуникативные навыки;
— закреплять представления об окружающем мире;
— моделировать разнообразные жизненные ситуаций, создавать композиции на песке;
— учиться анализировать свои действия и действия участников занятий.

Упражнения с детьми в песочнице

1. Знакомство с песком: тактильные ощущения.
2. Постановка ладони на ребро.
3. Рисование пальцами фигур, букв, цифр, картинок.
4. Самомассаж: прятать кисти рук в песок, перетирать пальцами.
5. Зарядка для развития мелкой мускулатуры рук: пальчики шагают, бегают, играют на пианино.
6. Предметное конструирование и манипулирование созданными объектами.
7. Постановка сказок на песке.

Структура занятия
Песочная игра строится в зависимости от целей и задач занятия, с учетом возрастных особенностей детей. Занятия проводятся и с небольшой группой детей (3-4 человека), и индивидуально. Задания усложняются или упрощаются в зависимости от проблем и успехов детей.
Продолжительность одного занятия для ребёнка составляет от 10 до 20 минут.
1. Демонстрация песочницы, коллекции фигурок.
2. Правила игр на песке, инструкции, формулировка темы занятия.
3. Построение песочной картины (занятие).
4. Обсуждение песочной картины (итоги, выводы).

Примерные темы занятий для детей
Блок 1
1. Строим Новый город.
2. Наш дом.
3. У нас праздник!
4. Работа в саду.
5. Времена года.
6. Время суток.
7. Обычный день.
8. На прогулку!
9. В детском саду.

Блок 2
1. Песочная страна.
2. Жизнь в городе.
3. В лесу.
4. На реке.
5. Домашние животные.
6. В зоопарке.
7. Космическое путешествие.
8. Путешествие в Сказочный город.
9. Приглашение в замок.

Блок 3
1. Путешествие с песочным человечком.
2. Жизнь насекомых.
3. Дикие животные.
4. Животные жарких стран.
5. Морские, речные, аквариумные обитатели.
6. Транспорт. Правила дорожного движения.
7. Страна Букв.
8. Страна Цифр.
9. Город будущего.

Блок 4 Сказочный
1. сказка «Курочка ряба».
2. сказка «Репка».
3. сказка «Колобок».
4. сказка «Теремок».
5. сказка «Заюшкина избушка».
6. сказка «Лиса и Волк».
7. сказка «Волк и семеро козлят».
8. сказка «Петушок и бобовое зёрнышко».
9. сказка «Гуси-лебеди».

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ

Оборудование
1. песочница
2. песок
3. вода
4. фигурки

Песочница
Песочница деревянная, имеет форму прямоугольного ящика.
Дно и борта – голубого цвета, символизируют воду или небо.
Размер песочницы для индивидуальной работы – 50х70х8 см.
Этот размер соответствует объёму поля зрения.
Песочницы для групповой работы – 100х140х8см.

Песок
1/3 песочницы заполнена чистым песком.
(Время от времени песок необходимо менять или очищать: просеивать, промывать, прокаливать в духовом шкафу – не реже одного раза в месяц).

Фигурки
1. Люди.
2. Наземных животных и насекомых.
3. Летающих животных и насекомых.
4. Обитателей водного мира.
5. Жилища и дома с мебелью.
6. Домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
7. Деревья и другие растения.
8. Объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).
9. Транспортные средства.
10. Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
11. Предметы, связанные с верованиями человека.
12. Объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы).
13. Аксессуары (бусы, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия).
14. Естественные природные предметы.
15. Оружие.
16. Фантастические предметы.
17. Злодеи.
*Применяются динамические и статические фигурки.

Всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда на занятие приходит ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.

Технические средства обучения

— фотоаппарат
— магнитофон
— видеокамера
— музыкальные диски
— компьютер

Условия организации занятий с песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию. Кто из нас не любил в детстве часами возиться с песком?

У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.

Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.

Для игр-занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).

На наш взгляд использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Мы используем игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятиям.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

«Выровняй дорогу». От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.

«Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.

«Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.

«Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

Словарная работа

«Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.

«Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.

«Спрячь ручки» — спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города». Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда.

«Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски». Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги». Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».

«Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.

«Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

«Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»:

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это даёт больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества.

Консультация для родителей дошкольников "Игры с песком"

Игры с песком – одна из разновидностей игровой терапии. Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что важно в работе с «особыми» детьми, Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребёнка - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным,
Мельчайшие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, тем самым стимулируют соседние речевые зоны в коре головного мозга,
Погружение обеих рук в песок, а не одной ведущей, как при работе карандашом в тетради, снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребёнка и естественно развивает моторику рук,
Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Игры с песком можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет.
Отправляясь с ребенком на прогулку, возьмите с собой не только ведерко и лопатку, но и машинку. Пригодится вам и другой строительный материал: бруски, дощечки. Машина может быть большой, например самосвал, в нее ребенок будет нагружать песок и отправлять его на игрушечную стройку, а может быть и маленькой, тогда ребенок будет строить для нее дороги и мосты во влажном песке.
Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, я использую на логопедических занятиях элементы песочной терапии. Ребенок копает, лепит, рисует на песке, создает на нем отпечатки, что-то говорит… Основная деятельность дошкольника – игра. Работая с песком, у детей с нарушением речи преодолеваются следующие задачи:
Коррекция звукопроизношения
Звуко-буквенный анализ слов
Развитие фонематического слуха
Формирование связной речи у детей
Развитие мелкой моторики
Развитие интонационной выразительности речи и темповой организации высказывания.
При отборе материала для автоматизации звуков необходимо учитывать фонетические требования, соблюдение постепенного нарастания произносительных трудностей связанных с воспроизведением различного типа слогов и слов.
Желание играть и действовать с предметами, естественно возникающее во время игры, облегчает усвоение необходимых слов и понятий. Дети лучше улавливают смысл каждого нового для них слова и выражения, быстрее их запоминают. Успех, которого они достигают в играх, их окрыляет. Они так увлекаются, что занятия кажутся им слишком короткими. При обучении связной речи мы обращаем внимание, чтобы дети не только называли отдельные качества, но и повторяли описание предметов целиком. Так постепенно вырабатывается навык связного высказывания. Грамматические задачи переплетаются с лексическими. Сначала дети выполняют различные фонетические, грамматические и лексические упражнения, а затем уже учатся рассказывать.
В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Играя с песком у детей развиваются также и творческие способности, воображение и эстетический вкус. Эффективно и интересно использовать такие игры.
Волшебные отпечатки на песке
Педагог и ребёнок оставляют отпечатки на мокром песке своих рук, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.
Забавные ладошки: сделать отпечатки ладошек на световом столе, пальчиком дорисовать изображения.
«Золотоискатели»: разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать с сито.
«Прогоняем злость»: сделать из влажного песка большой овальный холм, сделать при желании лица – это все, накопившееся зло ребенка. Потом громко говоря: «зло уходи, приходи радость», разрушить песчаный холм.
Картины на песке: на ровной влажной поверхности палочкой, пальчиком рисуются различные изображения животных, людей и т.п.
На световом столе сухим песком рисовать различные сюжеты «Мой детский сад», «Моя семья», «мой самый счастливый день» и т.д.
Играя с ребенком в песочнице, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Это:
- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы.
Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола. Песочницу можно использовать для нахождения или написания определенной буквы, также букву можно вылепить.
На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:








Игры на развитие диафрагмального дыхания.
- «Выровняй дорогу»- от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
- «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
- «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
Также можно рисовать на сухом песке дыханием через трубочку для коктейля, разукрашивать цветным песком различные изображения
Автоматизация звуков.
- «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
- «Дорожка»- произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.
Развитие фонематического слуха.
- «Спрячь ручки» - прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.
- «Сильный мотор»- произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Слабый моторчик»- произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
- нарисовать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;
- нарисовать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.
Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.
Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач:
- закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
- развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т.д.
Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.
Слова на песке пишем печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
Совершенствование грамматического строя речи.
-«Лодочка» - в этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
- «Чего не стало»- игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
Связная речь.
- «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает большие возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества. Дети с удовольствием посещают такие занятия, ведь они помогают им реализовать свои представления в творчестве, освободиться от напряжения и беспокойства, развить коммуникативные навыки, то есть умения общаться.

Текущая страница: 1 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Ольга Сапожникова, Елена Гарнова
Игры с песком для обучения пересказу детей 5–7 лет
Методические рекомендации

© Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В., текст, 2016

Введение

Возможности применения песочницы до конца не раскрыты и поистине безграничны. Песочницей в работе могут пользоваться психолог, педагог, организовавший изостудию, учитель-дефектолог для организации альтернативной коррекционной работы, воспитатели. Можно с уверенностью сказать, что песочница представляет собой новый, интерактивный и недорогой психолого-педагогический ресурс. На его основе можно предложить и организацию дополнительных, в том числе платных образовательных услуг.

Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении. Конечно, на базе педагогической песочницы можно успешно и динамично в атмосфере сюжетно-ролевой и одновременно дидактической игры развивать фонематическое восприятие и фонематический слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков.

Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи, причем страдает предикативная, содержательная и фонетическая его сторона. Прием моделирования в песочнице дает возможность наполнить речь ребенка конкретным производимым действием, прокомментировать свои собственные реальные манипуляции с неким предметом, что поможет дошкольнику активизировать свой пассивный словарь. Кроме того, созданная ситуация в значительной мере помогает сконцентрироваться на главном, способствует развитию диалогической речи как предтечи развернутого монологического высказывания.

Еще один этап и прием развития связной речи, в том числе у детей с речевой патологией, – пересказ. Органичное сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогает лучше ее запомнить, развивает речь, мышление и воображение.

Все, что нужно для появления фразы, – добрый, компетентный педагог, ящик, песок, небольшие игрушки, сказка или рассказ.

Несколько слов о пересказе

Для педагогов, работающих с детьми, имеющими речевые нарушения, наиболее актуальна образовательная область «Речевое развитие» ФГОС ДО. В ее задачи входят овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а также ознакомление с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов различных жанров.

Таким образом, и у детей с нормативным речевым развитием, и у дошкольников с речевыми нарушениями необходимо развивать диалогическую речь и формировать понимание текстов и жанров детской литературы. Решение этих задач отражает целевые ориентиры ФГОС ДО, направленные на развитие творческой и социально-активной личности, что подразумевает умение общаться.

Пересказ художественного произведения, вытекающий из ознакомления с ним, показывает уровень его восприятия и понимания, отражает когнитивные умения, а также указывает на сформированность эмоциональной сферы в случаях, когда необходима субъективная оценка персонажей и их поступков.

Кроме того, пересказ художественных произведений совершенствует связную речь, развивает выразительность детской речи. Пересказ – связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

В настоящее время существуют различные классификации пересказа. Как правило, за основу берется его объем и степень самостоятельности. Приведем классификацию, которая представляется нам наиболее развернутой.

Виды пересказа:

– подробный (пересказ близко к тексту);

– по частям или одной части (фрагмента);

– с изменением лица;

– по аналогии;

– пересказ-инсценирование, который осуществляется с помощью игрушек или настольного театра, очень хорошо подходит как для младших, так и для старших дошкольников.

В работе с нормативно развивающимися детьми в ДОО наиболее часто используется подробный пересказ. Педагоги используют его, в первую очередь, как средство развития памяти и для формирования представления о связной речи, предлагая некий высокохудожественный и, как правило, труднодоступный детям образец. Такой вид пересказа предполагает необходимость четко выдерживать временную последовательность событий, отражать в своей речи специфику лексики произведения и его жанра, зачастую непривычную. Кроме того, ребенок не имеет динамической и наглядной поддержки, все это создает дополнительные трудности при пересказе. Они становятся непреодолимым препятствием в том случае, если дошкольник отягощен нарушениями психофизического развития. Существенно улучшают качество пересказа живость, эмоциональность подобранного художественного произведения.

Основные требования к тексту для пересказа:

– полноценное и доступное содержание;

– разнообразие жанров;

– четкая композиция;

– простой, но богатый язык;

– небольшой объем.

Язык произведений должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию коммуникативной ее функции и выразительности. Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с достаточно жесткой временной последовательностью.

Наибольшую трудность для дошкольников представляют тексты-описания.

Занятие по пересказу имеет логически выдержанную типовую структуру (В. В. Гербова, Э. П. Короткова, A. M. Бородин).

Учитывая специфику дошкольников с речевыми нарушениями, мы хотели бы обратиться к опыту обучения пересказу с системными нарушениями речи при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой. Ребенок подбирает из банка картинок те, которые относятся к его сюжету, и с помощью педагога формирует рассказ, обозначая первое и последнее слово с номинативной функцией. Таким образом, имея перед глазами зрительную поддержку в виде первого и последнего слова, а также в виде последовательности изложения, дошкольник-логопат только лишь подбирает слово-предикат. В результате использования схемы предложения и рассказа дети учатся понимать сущность последнего, который характеризуется, по мнению В. К. Воробьевой, наличием его объекта и обязательной предикативной стороны. Дошкольники получают положительный опыт рассказывания и мощный эмоциональный посыл от ситуации успеха.

А вот и песочница…

Ящик с песком и поднос с игрушками, активно используемый в психотерапии и психоаналитике последователями К. Г. Юнга, оказался пока невостребованным в педагогической практике. И действительно, теоретическое основание Юнга было удачно модифицировано Д. Калф и М. Ловенфельд в успешный метод «Sandplay» (сэндплей). Начатый как диагностический «Erica-метод», или «тест мира», разработанный Ш. Бюлер, позднее был преобразован М. Ловенфельд в «технику мира» и окончательно разработан Д. Калф. В настоящее время этот способ общения с миром и самим собой на бессознательно-символическом уровне, повышающий уверенность в себе и открывающий новые пути развития, применяется в работе с представителями различных возрастных групп.

Для исследования и моделирования используется ящик, дно и борта которого окрашены в приятный небесно-голубой цвет, символизирующий небо и воду. Допускается и нежно-зеленый цвет, который успокаивающе действует на большинство людей. Размер стандартного ящика – 50×70×8 см. Данные параметры позволяют видеть всю площадь песочницы, а глубина удерживает достаточное количество песка и воды, не давая им свободно покидать ее пределы.

Однако в ДОО могут использоваться ящики и других размеров. Например, для организации групповых занятий разумно иметь большую песочницу размером 100×140×10–12 см. В индивидуальной работе оправдана малая песочница размером 25×35×5 см. Для обеспечения безопасности при изготовлении ящика используются только неопасные материалы, соединение рекомендуется пазово-шпоночное, без гвоздей. Однако ящик должен удерживать воду или мокрый песок (вода достигает дна). Для устойчивости и удобства снизу можно установить опору, но не ножки. Если для работы с песком нет отдельного помещения, и ящик находится в группе, рекомендуется закрывать его крышкой. В этом случае ящик превращается в столик или постамент, что экономит место в помещении группы.

В методе «сэндплей» используется не только песок, но и вода. Песок далеко не так однороден, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что он бывает различным по цвету. Речь идет о неокрашенном, натуральном песке (черный вулканический песок на Камчатке или белый песок Санторини).

Песок может иметь добавки в виде глины, мела, ракушечника и быть без них. Удивительно наблюдать, как изменяются тактильные ощущения в зависимости от добавок. Например, глина заметно добавляет тяжести, ракушечник – сухости и т. д.

Многое зависит от величины песчинок: в некоторых случаях они очень мелкие, как пылинки, а в других – вполне ощутимые, довольно крупные и видимые невооруженным глазом. Ну, и конечно, песок различается по материалу, из которого он изготовлен. Приобретать песок лучше сертифицированный, в зоомагазинах. За ним необходимо ухаживать.

СанПиН не дают указаний насчет того, как обрабатывать песок. Поэтому его можно промывать, высушивать и прокаливать при температуре 90–100 °C, поскольку материал может слипаться, плавиться, а образовавшиеся кристаллики могут повредить кожу. Песок считается гипоаллергенным материалом, но тем не менее при работе с детьми с ОВЗ следует уточнить наличие или отсутствие у них противопоказаний к действиям с этим материалом. Песок не рекомендуется использовать в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития, так как они не всегда следуют правилам, что представляется опасным для их жизни и здоровья. А вот дети с синдромом Дауна, имеющие тонкую кожу, кроме того могут повредить ее при самых обычных манипуляциях в песочнице.

Довольно трудно в педагогической работе с детьми избежать взаимодействия с водой. Поэтому мы считаем целесообразным обзавестись несколькими песочницами. В одной из них можно держать влажный (промоченный до глубины в 1,5–3 см) или мокрый песок, а в другой – сухой. Для развития тактильной чувствительности можно также наполнить ящики песком разной фракции.

Конечно, можно применять и местный песок, продезинфицировав его должным образом. В любом случае, несмотря на крайне осторожное и экономное использование, запасы песка необходимо будет периодически пополнять.

Для занятий необходим также поднос с игрушками. Все нужные для работы предметы можно расположить по темам на открытых, свободно обозреваемых стеллажах или полках. Для занятия их можно выкладывать на отдельно стоящий стол, если проход к стеллажам представляется затруднительным. Необходимость брать со стола игрушки и предметы обеспечивает двигательную активность дошкольников во время занятия. Игрушки должны представлять все разнообразие предметного, растительного и животного мира. Помимо реальных изображений здесь должны быть и представители сказочного мира, и «волшебные» предметы. Если нужные игрушки трудно найти, можно сделать фигурки из картона и заламинировать их. Подробнее мы поговорим об этом позднее, когда будем рассматривать методику работы в песочнице с детьми.

Метод «сэндплей» предполагает некие правила взаимодействия с песком, представляющиеся обоснованно разумными и в педагогической практике. К ним относится закрепление за ребенком определенного места у борта песочницы. Соблюдение этого правила дает возможность правильно диагностировать созданную картину миру, которая условно делится на знаковые временные зоны. Так, у правши слева всегда будет зона прошлого (эмоций, событий), а справа – зона будущего, которая у детей выражена очень слабо, поскольку они живут настоящим. Еще одно правило: нужно соблюдать правильное соотношение времени построения и времени обсуждения созданной картины. Нельзя не сказать и еще об одном правиле: обязательно должна использоваться ритуальная фигурка в качестве посредника между человеком и его внутренним миром, между ним и внешним миром. Она выступает заинтересованным, доброжелательным наблюдателем или описывает созданную человеком картину, а может молчать, но подчас выступает в роли провокатора, трикстера. Это определяется задачами данного этапа психологического консультирования или анализа.

В последнее время стали появляться новые приемы работы в песочнице. В частности, прием моделирования, в основе которого лежит не столько констатация текущего психического состояния, сколько поиск выхода из затруднительных ситуаций, наведение мостов между прошлым и настоящим, настоящим и будущим, позитивное движение вперед. Применение данного приема открывает возможности для использования песочницы в педагогическом образовательном процессе.

Организация работы с детьми в педагогической песочнице

В книге представлены занятия, которые можно проводить в песочнице. Однако мы рекомендуем начать работу с ознакомления с песком, песочницей и правилами поведения. Количество детей зависит от размера ящика. Так, вокруг стандартной песочницы могут свободно встать 3–5 дошкольников, а около большой – до 15 человек. Понятно, что малая песочница рассчитана не более чем на двух человек. При расчете не следует забывать о том, что потребуется место для символической ритуальной фигурки.

Опыт освоения пространства песочницы носит ярко выраженный социальный характер. В ходе занятий проявляются «лидеры», «агрессоры», «серые кардиналы», ощущается эмоциональный климат данной группы.

Правила формулирует ритуальный персонаж, лучше известный детям. Им может быть любая игрушка. У нас это Черепашка, но ее легко можно заменить на любого реального жителя пустыни или сказочного героя из восточных сказок (Маленький Мук, Алладин, принцесса Будур и т. п.). Можно придать животным человеческие черты (для организации коммуникации) и сказочные титулы (Царь Верблюдов, Королева Змей и т. д.) для придания веса их словам и распоряжениям. Тем не менее в интересах темы предлагается использовать тематические фигурки, которые обозначают и настраивают детей на восприятие определенных знаний.

Ритуальный персонаж – хранитель, руководитель некой Песочной страны, поэтому обладает определенными правами. В частности, через него формулируются и транслируются правила. Несмотря на «царственный» или «сказочный» статус, правила излагаются в виде просьб, а не приказов, которые тяжело воспринимаются детьми и мешают установлению легких доверительных отношений. Правила должны быть простыми, понятными, по возможности не содержать частицу не и их не должно быть много. С нашей точки зрения, правила должны выглядеть таким образом.

«Я долго собирал(а) песчинки и прошу вас беречь их. Давайте стряхивать их с рук и игрушек обратно в песочницу».

«Я люблю, когда в моей песочнице живут дружно и дети и игрушки. Чужие постройки тоже бережем, как и свои».

«Со стола можно брать каждый раз только одну игрушку или предмет, чтобы всем хватило».

«По окончании работы каждый убирает за собой игрушки и предметы, разглаживает песок: ему ведь тоже надо отдохнуть».

«Игрушки, которые здесь собраны, мои друзья, и я прошу вас оставлять их со мной, даже если они вам очень понравились, чтобы вы и другие дети тоже могли в них играть».

В зависимости от специфики педагога эти правила могут выражаться в стихотворной форме, которая прекрасно воспринимается дошкольниками. Сначала правила сообщаются ритуальным персонажем, но затем их повторяют сами дети. Это способствует развитию фразовой речи и памяти. Можно воспроизводить правила по цепочке или «подсказывать». Начинать вспоминать правила надо с детей, которые испытывают трудности в удержании или воспроизведении информации.

В случае нарушения правил (а это связано с вопросом установления границ) хранитель Песочной страны может закрыть песочницу. Для этого используется темный непрозрачный платок. Такое действие сильно влияет на детей, поскольку тактильные ощущения очень приятны, и дошкольники тяжело переживают преждевременное завершение занятия.

Есть свой кодекс поведения и у символической ритуальной фигурки. Она может располагаться на бортике песочницы, парить над поверхностью песка, вплотную приближаться к предметам и постройкам, зависать на уровне глаз персонажа, но никогда (даже по неоднократному и настойчивому приглашению ребенка) не опускаться на поверхность песка. Это развивает в ребенке понимание неприкосновенности его личной территории.

Занятие в песочнице условно можно разделить на три части: вводную (ритуал входа), основную и заключительную (ритуал выхода).

Ритуал входа – своего рода организационный момент – позволяет ввести ребенка в учебную задачу, настроить на решение образовательных задач. Принимая во внимание концепцию о приоритете тактильного вида восприятия дошкольников (примерно 60 %), начиная занятие с контакта с песком, можно подготовить детей к продуктивному взаимодействию. Задания мы предлагаем несложные, обеспечивающие приятные ощущения и ситуацию успеха. Здесь же целесообразно вспомнить правила поведения в песочнице. Продолжительность вводной части не превышает 5–7 мин.

Основная часть занимает больше времени: дети знакомятся с игровым сюжетом или выполняют задания. Время занятия с песком можно увеличить на 5–10 мин (в зависимости от возраста) по сравнению с обычным занятием. Дополнительное время может занять перемещение детей за игрушками, отдых и расслабление через стереотипные манипуляции с песком.

В основной части функции педагога выполняет ритуальный персонаж, который дистанцирует взрослого от группы детей. Для этого педагогу достаточно выдвинуть ритуальную фигурку и слегка изменить голос. Такая смена ведущего благотворно влияет на детей, позволяет раскрепоститься, погрузившись в сказочную атмосферу. В отличие от педагога, символическая фигурка может подсказать забытое или ключевое слово, задать вспомогательный вопрос и обязательно найдет возможность похвалить ребенка, если не за результат, то за совершенные усилия. Конечно, при планировании занятия с использованием песочных техник педагоги решают не только задачи, связанные с образовательной областью «Речевое развитие», но и другие когнитивные и/или нравственные, эмоциональные задачи.

Ритуал выхода по времени сравним с вводной частью (не более 5–7 мин). Он завершает занятие. Здесь подводятся итоги, происходит финальное обсуждение темы. Ритуальный персонаж благодарит детей за проведенное время, выполненные задания и прощается с ними. После ритуала выхода педагог, который снова активирован, может попросить детей рассказать о занятии, а также инициировать уборку в песочнице.

Такое деление довольно условное, но нам оно представляется разумным, исходя из нашего опыта организации занятий детей в песочнице.

В отношении обучения пересказу хотим добавить, что хорошо использовать пересказ-инсценировку. Мы знакомим детей с художественным произведением через проигрывание сюжета, что способствует лучшему запоминанию и конкретизации глаголов и действий. После этого предлагаем сделать пересказ. В зависимости от индивидуальных особенностей дошкольников, для создания ситуации успеха, педагог через ритуальную фигурку – ведущего может предложить начать, продолжить или завершить пересказ текста с одновременным проигрыванием сюжета несколько раз. Для разнообразия можно ввести пересказ от другого лица, менять имена, клички главных героев, разыгрывать сюжет по ролям или предложить придумать другое окончание художественного произведения.

В конце каждого занятия необходимо разбирать песочницу, чтобы дать детям возможность немного отдохнуть, подвигаться и сменить деятельность. После этого ритуальный персонаж задает параметры пересказа.

Самые большие затруднения у дошкольников вызывают временные ориентировки. Поэтому временную последовательность и временные характеристики, которые имеются в литературной основе пересказа, мы не изменяли. Мы также учитывали первичный речевой дефект и не создавали детям дополнительных сложностей. Однако предлагаем коллегам, работающим с детьми без речевых или иных аномалий развития, попробовать сменить время года, суток и другие временные показатели.

Об игрушках

Как и было обещано, подробнее остановимся на предметном оснащении педагогических песочных техник.

Первое, что следует помнить: игрушек никогда не бывает много! Какую бы коллекцию предметов и фигурок вы не собрали усилиями всего персонала, все равно их бывает недостаточно. Несмотря на правило и все ваши ухищрения, игрушки магическим образом будут исчезать. Всеми правдами и неправдами дети будут уносить их, пряча в трусы и сжимая в потных кулачках. Зачастую дошкольники обретают в виде игрушки или предмета защитника или друга. Поэтому так же, как и песок, коллекцию игрушек и предметов надо постоянно пополнять.

Наш выбор игрушек и предметов не случаен, следует обзавестись несколькими фигурками, обозначающими одно и то же. Например, хорошо иметь несколько лошадок разных по размеру, цвету, находящихся в разных позах. Мы рекомендуем не только использовать фигурки по количеству детей, но и предоставлять право выбора той или иной игрушки. Это же относится к предметам: домам, лодкам и т. д. Выбор, как известно, формирует ответственность.

Таким образом, в вашей коллекции игрушек должны быть люди (разных возрастов, обоих полов, реальные и сказочные персонажи), животные (реальные и сказочные), растения, предметы социализации (транспортные средства, посуда), «волшебные» предметы.

Можно собирать человечков из наборов ЛЕГО или киндер-сюрпризов. Украсят вашу коллекцию игрушки с различными эмоциональными выражениями. В наборах ЛЕГО представлены, в том числе, люди различных национальностей, что позволяет расширять представления о мире и сформировать толерантность.

Отдельную группу игрушек составляют монстры. Их роль прекрасно выполняют фигурки вымерших динозавров, большие насекомые, а также актуальные для нынешнего поколения детей страшилы, например, покемоны, бакуганы и т. д. В качестве монстров у части детей выступают реальные хищники, поэтому запаситесь всеми видами кошачьих. Вообще же запросы этой группы прекрасно удовлетворяют наборы «Зоопарк».

В группу игрушек «Растения» входят любые деревья, кустарники, деревянные, пластмассовые, бумажные, в том числе сделанные своими руками. Из наборов ЛЕГО можно взять зеленый покров, подойдут и фигуры деревьев из различных видов театров. С детьми сразу оговорите, что лес вполне можно обозначить несколькими деревьями.

Из киндер-сюрпризов можно взять и различные виды посуды, одежды. Не составит труда собрать парк автомобилей, немного сложнее найти городской транспорт. Также в коллекции игрушек должны быть различные постройки, мосты, символы, знаки. Мы изготавливаем их самостоятельно, равно как и лодочки. Не следует забывать о емкостях для хранения: сундуках, коробочках, вазонах, мешочках.

Группа игрушек, с которой в детском саду точно не возникнет проблем, – «волшебные» предметы. Наконец, сломанная бижутерия, испорченные пуговицы, сувенирные сокровища, камешки, ракушки, кусочки коры, а также плоды – шишки, желуди, каштаны и др. смогут послужить делу воспитания и образования. Именно эти сокровища и выполняют роль эзотерических предметов, символизирующих тайные знания.

Для развития воображения дошкольников совершенно не обязательно добиваться достоверности. Вполне достаточно поверхностного сходства.

Многое можно сделать своими руками, в том числе ландшафты. А чтобы показать реку, море или любой другой водоем, вполне достаточно сделать в толще песка контур и разгрести песок до появления голубого дна. «Море» или «океан» получаются, если отодвинуть песок от любого борта песочницы, а река представляется в виде более или менее тонкой извилистой голубой полоски. Если же вы хотите сделать гору, надо ладонями сформировать на песке возвышение.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры