Сочинение Гоголь Н.В.  Мертвые души

Главная / Измена жены

Губернский город в поэме «Мертвые души» назван NN. Это указывает нам на то, что это может быть любой город России. Все в городе «известного рода», «то же», как и везде, совершенно обыденное и привычное – «вечный мезонин», общая зала в гостинице, которую знает каждый, желтая краска на каждом доме. Все это говорит о непримечательности города, его схожести с другими городами страны. Описание города пронизано иронией, тут и гостиница с покойной комнатой и тараканами, «выглядывающими, как чернослив, из всех углов», и магазин с надписью «Иностранец Василий Федоров», и убогая аллейка, усаженная деревцами «не выше тростника», которую нахваливают в газетах – все это насмешка Гоголя над помпезностью, фальшивой культурностью города и его обитателей.
Что же до этих самых обитателей – чиновников, Гоголь так же безжалостно применяет в их описании иронию: «Прочие тоже были более или менее люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал».
Когда Чичиков попадает в присутствие, «большой трехэтажный каменный дом, весь белый как мел, вероятно, для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей», не обходится без упоминания Фемиды – богини правосудия. Так Гоголь подчеркивает нравственную нечистоплотность чиновников, полное отсутствие честности и порядочности как раз у тех, от кого эти качества требуются в первую очередь. Кроме того, в чиновниках нет самого главного – души, Гоголь показывает нам это, изображая служащих как «затылки, фраки, сюртуки», которые переписывают документы, ставят подписи.
Чиновники в NN делятся на толстых и тонких, о которых Гоголь говорит в своем первом лирическом отступлении. Толстые, такие как, например, председатель и прокурор, крепко стоят на ногах, обладают огромной властью и безгранично ее используют. У тонких же нет определенной цели в жизни, «их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно», они «спускают все отцовское добро» и единственное, к чему стремятся – развлечения.
Самая яркая характеристика дается полицмейстеру. Он ходил в лавки купцов как к себе домой, собирал поборы с населения, но при этом умел это обставить так, что о нем говорили «хоть оно и возьмет, но зато никак тебя не выдаст».
Все, что говорит Гоголь о дамах, касается исключительно внешних проявлений: «о характерах их, видно, нужно предоставить сказать тому, у кого поживее краски и побольше их на палитре, а нам придется разве слова два о наружности да о том, что поповерхностней». Одевались дамы с большим вкусом, по городу ездили в колясках, «как предписывала последняя мода», священной вещью для них считалась визитная карточка. «Никогда не говорили они: «я высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили «я облегчила себе нос», «я обошлась посредством платка». Ни единого слова не посвящено их внутреннему миру. Об их нравственности Гоголь пишет иронично, указывая на тщательно скрываемые измены, называя их «другое-третье». Дам интересует только мода и богатые женихи, они, разумеется, безгранично рады негласным прибавкам своих толстых мужей (тонким гораздо труднее обзавестись семьей!), ведь на эти деньги они смогут купить себе ткани, чтобы потом сшить аляповатые платья, украшенные «сплошь фестончиками».
В целом город NN переполнен фальшивыми, бездушными пустышками, для которых главное – деньги, власть. Чиновники – «мертвые души», но у них, как и у всех людей, есть надежда на возрождение, ведь Гоголь о смерти прокурора написал: «Послали за доктором, чтобы пустить кровь, но увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника, точно, была душа, хотя он по скромности своей ее никогда не показывал».

Николай Васильевич Гоголь – знаменитый российский критик, поэт. От рождения носил фамилию Яновский, по истечению времени стал иметь носить двойную фамилию Гоголь – Яновский. Уроженец Полтавской губернии, берёт свои начала у казаков. Военный деятель Остап Гоголь является его кровным родственником. С детства Николай отличался своим неординарным мышлением, и в итоге стал классиком русской литературы.

Работа «Мёртвые души», стала одним из шедевров русской литературы, в которой автор, глубоко открывает суть жизни Руси и все её тонкости. Чичиков Павел Иванович, является главным персонажем в этой поэме, и первым что можно рассказать о том образе города, в котором проходили действия поэмы, это было мнение этого героя. Сам Чичиков, является путешественником, который и выкупает в городах подобного рода, «мёртвые души» крестьян.

Приехав в этот город, Павел изначально предполагал, что этот город более «живой», в нём чаще можно увидеть празднования и уличные вывески. Но окунувшись в быт его жизни, Чичиков понимает, что это лишь маска, за которой кроется жизнь тех же самых богачей, который правят везде и всюду, при этом, оскверняя обычный дворянский нрав. В самом городе, все действия проходят строго по распорядку, который соблюдается ежедневно. Визиты к прокурорам, движение почтовых работников, и женщин, украшающих серые, но густые улицы города N. Именно краткое описание их внешности, давало читателю понять, как Павел Иванович относиться к ним. Губернатором города, по его мнению, был типичный добряк, угрюмый прокурор, отличался густыми бровями, а почтовый работник, казался ему остроумным философом.

Особое внимание, автор уделял, женщинам этих правителей. Дамы богачей и государственных деятелей, были очень «пустыми» но красивыми натурами. Их образ, можно было сравнить с образом французских леди. Не смотря на их красоту, женщины были огромными сплетницами. И в силу своего статуса, могли смело влиять на своих мужей. Тем самым, убеждать их в таких вещах, в которых сами разбирались только понаслышке.

Как и везде, здесь в гостиницах находились тараканы, всё было банально окрашено в серый цвет, зеркала, сильно искажали отражение, а золотые яйца на полках трактиров, подчёркивали величество города.

Не смотря на всё это, город живёт своими определёнными правилами, в которых существуют свои идеалы, к которым стремилось большинство его жителей. Возможно по этой самой причине, этот город, так часто упоминал автор, в своей работе.

Для 9 класса

Несколько интересных сочинений

    Честь. Это понятие было знакомо человечеству еще много лет тому назад, хотя в последнее время люди все реже задумываются, а что же на самом деле означает слово «честь»?

    Я родился в семье, где книги были не какие-то бумажки, а нечто большее, это было главной ценностью моей семьи. И естественно, меня это тоже коснулось. С раннего детства я начал проявлять тягу к книгам, родители привили мне тягу к их чтению

  • Сочинение Как прекрасен этот мир 5 класс

    Наш мир прекрасен вдвойне, так как природа не только поражает своей красотой, но к тому же еще и люди создают этот мир по-своему.

  • Где заканчивается «мечта» и начинается «цель»? Итоговое сочинение

    Человек, пока он жив, мечтает. Это одна из самых замечательных вещей на земле. Мечты важны, они направляют энергию. Люди забывают об этом, считают мечты глупой вещью и удивляются, почему их жизнь не идет нормально

  • Сочинение Маленький человек в пьесе Бесприданница Островского

    Многие русские писатели в своих произведениях отводили важную роль изображению « маленьких людей» в обществе, чтобы ярче показать аморальные устои высшего общества того времени, а также и беспринципность их взглядов

ОБРАЗ ГОРОДА В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ. Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов - помещики, город, жизнеописание Чичикова, объ­единенных образом дороги, сюжетно связанных аферой глав­ного героя.

Но среднее звено -- жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это гра­фическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышиваю­щий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской палате, в «храме Фемиды». И это естественно для административно-бюрок­ратической России. Поэтому эпизод посещения Чичико­вым палаты становится центральным, самым значитель­ным в теме города.

Описание присутствия - апофеоз гоголевской иронии. Автор воссоздает истинное святилище российской империи во всем его смешном, уродливом виде, вскрывает все могу­щество и одновременно немощность бюрократической маши­ны. Издевка Гоголя беспощадна: перед нами храм взяточни­чества, единственный его «живой нерв».

В этом якобы храме, в этой цитадели разврата возрож­дается образ Ада - хоть и опошленного, комического - но истинно русского Ада. Возникает и своеобразный Верги­лий - им оказывается «мелкий бес» - палатский чинов­ник, что «прислужился нашим приятелем, как некогда Вергилий прислужился Данту, и провел их в комнату при­сутствия, где стояли одни только широкие кресла и в них перед столом, за зеркалом и двумя толстыми книгами си­дел один, как солнце, председатель. В этом месте Вергилий почувствовал такое благоговение, что никак не осмеливал­ся занести туда ногу…» Как блистательна гоголевская иро­ния! Как бесподобен председатель - «солнце» гражданс­кой палаты! Как неподражаемо комичен этот убогий Рай, перед которым коллежского регистратора охватывает свя­щенный трепет! И самое смешное - как и самое трагич­ное, страшное! - то, что новоявленный Вергилий воистину почитает председателя - солнцем, его кабинет - Раем, его гостей - святыми Ангелами…

Как же мельчают, как исполшляются души в подоб­ном мире! Как жалки и ничтожны их представления об основополагающих для христианина понятиях - Рай, Ад, душа!

Что считают душой, лучше всего показано в эпизоде смер­ти прокурора: ведь о том, что у «покойника была, точно, душа», окружающие догадались, лишь когда он умер и стал «одно только бездушное тело». Для них душа - понятие фи­зиологическое! И в этом - духовная катастрофа.

В отличие от тихой, размеренной помещичьей жизни, где время, кажется, застыло, жизнь города кипит, клокочет. Но жизнь эта - призрачна, это не деятельность, а пустая суе­та. Что взбаламутило город, заставило в нем все тронуться с места? Сплетни о Чичикове. Все это смешно и ужасно од­новременно. Пустословие, которое перерастает в духовную пустоту -- вот главная идея гоголевского города.

Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмыс­ленна, как вся жизнь этого безумного мира. Черты алогиз­ма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомните тупой, бессодержательный разго­вор мужиков, докатится колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок «И вот заведение», «Иностра­нец Иван Федоров»…

Во многом образ губернского города в «Мертвых душах» напоминает образ города в «Ревизоре». Но укрупнен мас­штаб: вместо затерянного в глуши городишки, откуда «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь», город центральный - «невдалеке от обеих столиц». Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. Но жизнь - пустая, ало­гичная, бессмысленная - та же: «мертвая жизнь».

(окончание) Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил?

Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином.

Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"!

А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"!

И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д. С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века".

По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь?

А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь.

Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая.

Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке.

А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека.

В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой .Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

По материалам: Монахова О. П.

Малхазова М. В. Русская литература XIX века.

Город играет существенную роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он является одним из главных героев произведения также, как помещики и Чичиков. Так каков же образ города в поэме «Мертвые души».

Образ города в поэме

Гоголь не раскрывает названия города, в котором происходят события данного произведения. Вымышленное это место или настоящее литературные критики и читатели гадают много лет. Известно, что это типичный провинциальные город недалеко от Москвы и Петербурга. В нем нет никаких достопримечательностей и особенностей. Гостиница здесь – с тараканами, дома – непримечательные, а основное времяпрепровождения горожан – посещение питейных заведений. люди здесь живут, умирают, и все происходит медленно, степенно и умиротворенно. Люди тут не имеют имен, ведь главное не имя, а должность. В верху этой иерархии находятся чиновники – безликие и бесполезные для общества люди. Во власти творится беспредел, высшие чины не выполняют свои обязанности, простые люди страдают от воровства и казнокрадства. Жизнь необразованных и даже вредных чиновников проходит зря. Зачем они нужны стране и государству? Никто не может ответить на этот вопрос. Их жены такие же безликие и неинтересные, как и сами чиновники. Все свое время они тратят на сплетни, распускание слухов и хождение по балам. В этих людях нет души, она уже давно умерла.

Город NN в произведении – собирательный образ, который прорисовывает черты любых городов на Руси, похожих друг на друга словно близнецы.

Почему город не имеет названия?

С первых строчек поэмы появляется образ города, в котором происходит множество событий. Однако Гоголь не дает ему названия, дав ему просто обозначение «город NN». Почему же автор не считает нужным уточнить, в каком именно городе происходит развитие сюжета? Не называя местности, автор делает акцент на то, что названия города не имеет значения, он совсем типичный, как и множество других городов, а также лишен индивидуальности. Здесь есть гостиницы, питейный заведения, парикмахерские, но все они настолько непримечательные, что окажись они в других городах, разницы никто бы и не заметил.

В поэме выглядит безликим не только город, но его жители. Огромное количество чиновников противопоставляется угнетенным и бедным людям. Маниловы, ноздревы, собакевичи и плюшкины – типичные представители не только этого места, но и любого другого на Руси.

О каком городе речь?

После выхода книги читатели и критики сразу заинтересовались, какое место послужило прототипом города NN. Появилось множество теорий о реальности этого провинциального городка. Следуя сюжету, где сообщается, что город находится недалеко от двух столиц, Москвы и Петербурга, многие предполагали, что городом повествования является Тверь. Также в поэме упоминалось, что это место находится далеко от Казани, а также по городу протекает река Волга. Анализ этих составляющих позволяет сделать вывод, что это действительно может быть Тверь.

Также помогает определить местонахождение главного героя и основных персонажей занятие крестьян. многие занимались разведением индейки, которая является теплолюбивой птицей и обитает в центральных или южных районах. Город находится на плодородной земле, поля засеяны хлебом (у Плюшкина гниют горы зерна), самые распространенные профессии среди крестьян – пахари, кузнецы, плотники.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему «Образ города в поэме «Мертвые души». В ней затрагиваются такие важные вопросы, как почему город не имеет названия, и каково, собственно, описание города в «Мертвых душах».

Тест по произведению

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры