Современные осетинские имена. Осетинские мужские и женские имена и их значение

Главная / Измена жены

Современные мужские и женские осетинские имена просто поражают своим разнообразием. Богатство их звучания и мало кого оставляет равнодушным. Благодаря наличию в осетинском языке нескольких диалектов, многие имена существуют сразу в нескольких вариантах. Например, Чабехан может произноситься как Киебехан, и при этом сохранять свое изначальное значение.

Увеличению разнообразия национальной системы именований поспособствовал и тот факт, что осетины долгое время находились под влияниями других культур. Это вызвало засилье иностранных традиций имя наречения. В результате – многие красивые осетинские имена для девочек и мальчиков имеют русские, грузинские, монгольские, кавказские и арабские корни, что оказывает существенное влияние на их звучание и трактование.

Как выбрать осетинское имя для мальчика или девочки

При выборе осетинских имен для мальчиков и девочек нужно ориентироваться не только на их звучание, но и особенности трактования. Здесь необходимо помнить об одном важном нюансе. Все дело в том, что определить значение распространенных осетинских имен попросту невозможно. Они происходят , которые были давно забыты и не имеют аналогов в современном мире. В связи с этим, некоторые имена попросту не имеют трактования.

Родителям, интересующимся осетинскими традициями имя наречения, нужно помнить о еще одном важном обстоятельстве. Некоторые имена осетин тесно связаны с христианством, а другие – с мусульманской религией. Вот почему очень важно предварительно выяснить их значение. К тому же, не будет лишним определить совместимость понравившегося женского или мужского осетинского имени и знака Зодиака ребенка. Это позволит сделать максимально благоприятный и обдуманный выбор.

Список оригинальных осетинских имен для мальчиков

  • Аслан. В переводе на русский язык означает «лев»
  • Азамат. От арабского «великий»
  • Альберт. Мужское осетинское имя, имеющее значение «блистательный»
  • Артур. Имя кельтского происхождения, означает = «медведь»
  • Вано. Вариант имени Иоанн = «Бог милостив»
  • Герихан. Мужское осетинское имя, означающее = «могущественный хан»
  • Данил. Имя библейского происхождения. Трактуется как «Бог мой судья»
  • Заур. В переводе на русский значит «чернорукий» или «знаменитый»
  • Мурат. Осетинское имя мальчика, имеет значение «желанный»
  • Солтан. Осетинская версия имени Султан = «правитель»
  • Шамиль. Мужское осетинское имя, обозначающее = «тот, кто вобрал в себя все положительные качества»

Топ самых красивых осетинских имен для девочек

  • Аниса. От арабского «дружелюбная»
  • Венера. В переводе на русский язык означает «красота»
  • Залина. Женское осетинское имя, имеющее значение «золотая»
  • Зарина. От арабского Зара = «золотая»
  • Земфира. Трактуется как «непокорная»
  • Мадина. Женское осетинское имя, означающее = «большой город»
  • Нино. По одной из версий вариант имени Нина = «Царица»
  • Риммэ. В переводе на русский значит «яблоко»
  • Тамара. Осетинское имя для девочки, имеющее значение «финиковая пальма»
  • Тереза. Трактуется как «защитница»/ «охотница»

Варианты мужских и женских осетинских имен

Многие счастливые женские и мужские осетинские имена имеют уменьшительно-ласкательные варианты. Их принято называть материнскими. Подобное название является не случайным. Оно возникло в связи с тем, что ласкательные имена чаще всего использовались матерями. Последние, называя своих детей, сокращали их полное имя. Таким образом, Ибрагим становился Ибри или Баегиа. Сегодня для создания ласкательных осетинских имен мальчиков и девочек чаще используются суффиксы «ка», «очка» и т.п.

Имена осетин, как и у многих народностей, пестрят разнообразием и богатством звучания, их глубинный смысл отличается особым значением. А благодаря тому, что осетинскому языку присущи также и диалекты, то мужские осетинские имена можно встретить в двух-трех вариантах, при этом они имеют одну трактовку. Например, имена Чермен и Чабахан (добродушный) – произносится по-разному, а толкуется одинаково. А если учитывать, что многие красивые осетинские мужские имена произошли от русских, арабских, иранских, тюркских и грузинских имен, то неудивительно, что это повлияло на их звучание.

Происхождение осетинских мужских имен

Родителям, желающим назвать своих сыновей по осетинским традициям, важно понимать, что не все имена этого народа – исконно традиционные, многие из них также связаны с мусульманством и христианством. Поэтому, перебирая осетинские имена для мальчиков, нужно ориентироваться не только на красивое звучание, но и узнать, что именно означает конкретное имя. Иначе могут возникнуть казусы. Например, мужское старинное имя Агуз переводится как "бездельник", а Хатаг – "бродяга". И чтобы сделать благоприятный выбор, лучше предварительно выяснить точное значение осетинских имен для мальчиков.

Осетинский народ всегда с благоговением относился к животным и птицам, считая, что они обладают магической силой. И многие называли своих сыновей тотемными именами, веря, что это послужит для них оберегом. И сегодня родители дают красивые осетинские имена для мальчиков в честь зверей и пернатых. Как пример можно привести: Аслан (лев), Царгас (орел), Руваш (лис), Кудза (собака) и Дигис (кот). В ходу были и топонимические имена, многие из них используются до сих пор (Эльбрус, Казбек, Алтай). Сегодня список осетинских мужских имен настолько обширен, что сделать выбор порой очень сложно.

Новые осетинские мужские имена

Очень многие имена возникли во время распространения на Кавказе христианства, именно так появились современные осетинские имена для мальчиков. Например, Васо (Василий) и Геор (Георгий). К популярным мужским именам относятся такие, как Азамат (великий), Рустам (великан), Мурат (желанный) и другие. Кроме того, до наших дней сохранилась традиция использовать приставки "хан" и "бек" (Алихан, Заурбек), указывающие на то, что обладатель имени – человек благородный. Также довольно часто можно встретить элемент "болта" – элемент, пришедший от тюрков и означающий "сталь" (Дзамболат, Касболат).

Имена, которые дают детям народов Северного Кавказа, - однородные. Они сформировались на основании схожих всем горным народам принципах. Однако каждый народ Кавказа имеет свои традиции при подборе имени для новорожденного. В данной статье мы рассмотрим, как произошли и какое значение имеют осетинские имена для мальчиков и девочек. Также расскажем, какие являются самыми популярными и частоупотребимыми.

Как произошли старинные осетинские имена

Все имена данного народа подразделяются на три большие группы. На формирование данных групп огромное влияние оказали всевозможные факторы, например, религия, захват территорий другими народами. К первой группе можно отнести национальные имена, которые связаны с героями и персонажами аланского эпоса.

Ко второй группе относят такие древние имена, возникновение которых связано с тем, что развивалось христианство. При их образовании появилось сразу две формы : как русская, так и грузинская. Сюда относятся следующие имена: Михал, Димитр, Вано, Васо, Илиа и другие. Многие имена и сейчас остаются популярными.

К третьей группе относят такие имена , которые были сформированы под влиянием религии мусульман. Почти все они имели арабское происхождение (Мурат, Алихан, Амина, Муслим), а также тюркское (Денгиз, Узбек, Абай). Много имен осетинцы взяли от иранских народов, которых считают предками осетин (Алан, Алана, Роксолан, Роксолана, Сармат).

Красивые осетинские имена для девочек

Таким образом, мы видим, что осетинские женские имена красивые не только по своему звучанию, но и по значению.

Осетинские мужские имена и их значения

Имена для мальчиков современные и старинные связаны со всевозможными легендами и мифами. Это список таких имён:

Осетинский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков. Сохраняя языковые черты, роднящие его с указанными языками и в том числе с русским, он подвергся влиянию со стороны кавказских языков. Это отразилось и на осетинских собственных именах.

Осетинские собственные имена по их происхож­дению можно разбить на три группы.

Первую группу составляют исконно осетинские имена. Часть из них легко определить, так как они сохранили связь с отдельными словами в сов­ременном языке: Ахсар "отвага", Саукыдзэ "черная собака", 3аретэ "пойте", Кафетэ "танцуйте", 3e­лuнэ, Зеринэ "золото", Авдан "нас семеро", Саукизгэ "черная девушка".

Однако значение большинства исконных осетин­ских имен трудно или невозможно уже объяснить из современного языка осетин. К таким именам можно отнести: Acэx, Габо, Дэ6е, Дэккa, Хазби, Xeтэг, Пэсэ и др.

Возможно, что основная их масса унаследована из языков тех народов, с которыми общались предки осетин в древности. Вероятно также, что часть этих слов когда-то звучала несколько по-другому.

Изменяется, однако, не столько звучание имен, сколько их состав. Многие имена перестают употребляться со сменой поколений. Другие же появляются с приходом новых поколений.

Различия, имеющиеся между осетинскими диа­лектами -иронским и дигорским, -отразились и на собственных именах, что привело к появлению двух вариантов некоторых имен. Например, иронск. Чермен, Чабэхан , Бачче и дигорск. Кер­мен, Киабэхан, Бакке и др. Некоторые из по­добных имен включены в список в обоих вариан­тах.

Вторую группу составляют имена, связанные с христианской религией. Христианство, по-види­мому, распространялось среди предков осетин еще с Х в. Однако массовое приобщение осетин к христианству наблюдается в конце XVIII-на­чале XIX в.

Крещением осетин занимались грузинские и русские миссионеры. И потому христианские канонические имена распространились в Осетии в двух формах: грузинской и русской.

В грузинской языковой форме утвердились среди осетин такие имена, как Вано (Иван), Васо (Василий), Нино (Нина) и т. д. Из грузинского заимствованы также имена Зурап, Вахтанг, Таймураз, Къоста и др. Особенно много грузинских имен можно найти у южных осетин.

Примером христианских собственных имен, пе­ренятых осетинами через русский язык, могут быть Алыксандыр (Александр), Геор (Георгий), Харитъон (Харитон), Ирэ (Ирина), Ксеня (Ксения), Лезинка (Елизавета), Надиа (Надежда), Pиммэ (Римма), Серафин (Серафима), Уэлинка (Ольга) и др.

Третья большая группа осетинских имен по своему происхождению связана с мусульманской религией, которая распространялась на Северном Кавказе в XIV-XV вв. и охватила также часть северных осетин.

Мусульманской по своему происхождению (т. е. из арабского языка) является значительная часть осетниских собственных имен: Алихан, Амырхан, Илас, Ислам, Maйрэм, Мэхэмэт, Мурат, Myccэ, Умар, Хадзымэт, Хаджумар, Aминэm, Замирэт, Mэдинэт, Меретхан, Разиат. Фаризэт. Фаmъимэт, Хадизэт и др.

Для этой группы имен характерно то, что мно­гие из них вошли в осетинский язык через по­средство ряда соседних языков (главным образом, ка6ардино-черкесского, карачаево-балкарского, чеченского, ингушского и др.). Следы этого в не­которых именах сохранились до сего времени. Так, в именах Афэхьо, Дэхцыхъо, Созырыхъо и др. конечный элемент воспринят из кабардино­-черкесского, где означает "сын". Во многих дру­гих (Алихан, Амырхан, Ханджери, Даухан, Ди6эхан, Дунетхан, Дзэнэтхан, 3елимхан, Косерхан, Залихан ) мы имеем элемент -хан –широко известное тюркское слово со значением "вла­стелин", "феодал", "князь". Это слово присоеди­няется как к мусульманским, так и к другим именам (мужским и женским).

Другое тюркское слово бек, имеющее примерно то же значение, что и хан , входит в состав мно­гих мужских имен: Зауырбег, Мэирбег, Хадзыбечир, Хъазыбег, Хъауырбег и др.

В мужских именах, связанных по своему про­исхождению с мусульманским миром, довольно часто встречается еще один тюркский элемент - болат "сталь": Ахболат, Бимболаm; Болаm, Дзамболат, Хъасболат, Хъамболат и др.

Наиболее показательным для женских имен, сохранивших свое первоначальное арабское зву­чание. является окончание -эт : Аминэт, Асиэт, Афинэт, Замирэт, Мисурэт, Фатьимэт и др.

Наша задача - отобрать из большого количе­ства осетинских имен наиболее употребительные, самые благозвучные и рекомендовать их осетин­скому народу.

Осетинские имена. Мужские имена

Абхаз
Абисал
Азамат
Аким
Алан
Алихан
Алмахсит
Александр
Амурхан
Асабе
Асаго
Асах
Аслан
Асламбек
Асламурза
Аслангирей
Астемир
Аузби
Афако
Ахболат
Ахмат
Ацамаз
Амзор
Ахсар
Бакке
Борис
Василий
Батмурза
Батрадз
Батырбек
Бачче
Баччири
Бекмурза
Бексолтан
Бесагур
Бечмирза
Бимболат
Болат
Боци
Вано
Васо
Габо
Габола
Гагудз
Газак
Гайши
Гаппо
Гацыp
Георгий
Дакко
Данил
Давид
Дабе
Дакка
Дахцыко
Дебола
Дрис
Дудар
Гери
Герихан
Дзабо
Дзамболат
Дзантемир
Дзанхот
Дзаххот
Дзарахмат
Ельмурза
Ельмирза
Заур
Заурбек
Зелимхан

Знаур
Зурап
Илас
Илико
Инал
Иналук
Инуш
Ирбек
Ислам
Кермен
Коста
Владимир
Леван
Майрам
Maмсыр
Махарбек
Маир
Маирбек
Магомет
Николай
Михаил
Мурат
Мусса
Мисост
Мисирби
Налук
Садулла
Салам
Саламгирей
Саукыдз
Саулох
Сафар
Сахангирей
Семён
Созруко
Соломон
Солтан
Сослан
Сосланбек
Таймураз
Тамерлан
Тасолтан
Татарии
Тембол
Темболат
Темур
Темиркан
Тотрадз
Туган
Тузар
Умар
Угалук
Урузмаг
Хаджумар
Хаджибекир
Хадзыбатыр
Хаджибечир
Хадзимет
Хазби
Хангери
Харитон
Хасан
Хамат
Хамыц
Хасана
Хетаг
Казбек
Кайсын
Камболат
Касболат
Каурбек
Шамиль
Эльбрус

Осетинские имена. Женские имена

Агунда
Азау
Азаухан
Аза
Аминат
Аниса
Анна
Асиат
Афасса
Ацырухс
Бабуца
Венера
Вера
Даухан
Дибахан
Дунетхан
Дзанатхан
Дзерасса
Езета
Заира
Замира
Замират
Зарема
Зарета
Зариффа
Зали
Залина
Зарина
Земфира
Зина
Зоя
Изета
Кябахан
Ксения
Елизавета
Лиза (Елизавета)
Любовь
Людмила

Майя
Масо
Мадина
Мадинат
Мисурат
Надежда
Наида
Ненуца
Нина
Паса
Поли
Разиат
Рахимат
Римма
Роза
Салимат
Саниат
Серафима
Сима
Соня
Софья
Таира
Таисия
Тамара
Тереза
Уацират
Ольга
Фаризат
Фатима
Фатимат
Феруза
Фуза
Хадизат
Хангуасса
Ханиффа
Ханисиат
Хызмыдe
Чабахан



Олег и Валентина Световид – мистики, специалисты по эзотерике и оккультизму, авторы 15 книг.

Здесь вы можете получить консультацию по вашей проблеме, найти полезную информацию и купить наши книги.

На нашем сайте вы получите качественную информацию и профессиональную помощь!

Осетинские имена

Осетинские мужские и женские имена и их значение

Осетинские имена отличаются большим разнообразием и включают как исконно осетинские, так и заимствованные имена.

Исконно осетинские имена делятся на две группы:

Имена, сохранившие связь с отдельными словами в осетинском языке (например, Ахсар – отвага, Зеринэ – золото).

Имена, значение которых утеряно (например, Габо, Xeтэг, Пэсэ). Вероятно, эти имена унаследованы у народов, с которыми общались предки осетин в древности.

Различия, имеющиеся между осетинскими диалектами (иронским и дигорским) отразились и на именах, что привело к появлению двух вариантов некоторых имен (например, Чермен – Кермен).

Заимствованные имена делятся на две группы:

христианской религией , которая начала распространяться на территории Осетии с Х века русскими и грузинскими миссионерами.

Имена, по происхождению связанные с мусульманской религией , которая распространялась на Северном Кавказе в XIV-XV веках.

Осетинский язык относится к иранской ветви индоевропейских языков. Сохраняя языковые черты, он подвергся влиянию кавказских языков.

Осетинские мужские имена

Осетинские женские имена

Абхаз

Абисал

Авдан

Азамат

Аким

Алан

Алихан

Алмахсит

Алыксандыр

Амзор

Амурхан

Асабе

Асаго

Асах

Аслан

Асламбек

Асламурза

Аслангирей

Астемир

Ахсар

Аузби

Афако

Ахболат

Ахмат

Ахсар

Ацамаз

Бакке

Батмурза

Батрадз

Батырбек

Бачче

Баччири

Бекмурза

Бексолтан

Бесагур

Бечмирза

Бимболат

Болат

Боци

Вано

Васо

Габо

Габола

Гагудз

Газак

Гайши

Гаппо

Гацыp

Геор

Дакко

Данил

Давид

Дабе

Дакка

Дахцыко

Дебола

Дзабо

Дзамболат

Дзантемир

Дзанхот

Дзаххот

Дзарахмат

Дрис

Дудар

Дэбе

Гери

Герихан

Ельмурза

Ельмирза

Заур

Заурбек

Зелимхан

Знаур

Зурап

Илас

Илико

Инал

Иналук

Инуш

Ирбек

Казбек

Кайсын

Камболат

Касболат

Каурбек

Кермен

Киабэхан

Коста

Леван

Майрам

Maмсыр

Махарбек

Маир

Маирбек

Мурат

Мусса

Мисост

Мисирби

Налук

Пэсэ

Садулла

Салам

Саламгирей

Саукыдзэ

Саукыдз

Саулох

Сафар

Сахангирей

Созруко

Солтан

Сослан

Сосланбек

Таймураз

Тамерлан

Тасолтан

Тембол

Темболат

Темур

Темиркан

Тотрадз

Туган

Тузар

Умар

Угалук

Урузмаг

Хаджумар

Хаджибекир

Хадзыбатыр

Хаджибечир

Хадзимет

Хазби

Хангери

Хасан

Хамат

Хамыц

Харитъон

Хасана

Хетаг

Хетэг

Чабэхан

Чермен

Шамиль

Эльбрус

Агунда

Азау

Азаухан

Аминат

Аниса

Асиат

Афасса

Ацырухс

Бабуца

Венера

Даухан

Дибахан

Дунетхан

Дзанатхан

Дзерасса

Езета

Заира

Замира

Замират

Зарема

Зарета

3аретэ

Зариффа

Зали

Залина

Зарина

3eлинэ

Зеринэ

Земфира

Изета

Кафетэ

Ксеня

Кябахан

Лезинка

Масо

Мадина

Мадинат

Мисурат

Надиа

Наида

Ненуца

Нино

Паса

Поли

Разиат

Рахимат

Pиммэ

Роза

Салимат

Саниат

Саукизгэ

Таира

Тамара

Тереза

Уацират

Уэлинка

Фаризат

Фатима

Фатимат

Феруза

Фуза

Хадизат

Хангуасса

Ханиффа

Ханисиат

Хызмыдe

Наша новая книга "Энергия имени"

Олег и Валентина Световид

Адрес нашей электронной почты: [email protected]

На момент написания и публикации каждой нашей статьи ничего подобного в свободном доступе в интернете нет. Любой наш информационный продукт является нашей интеллектуальной собственностью и охраняется Законом РФ.

Любое копирование наших материалов и публикация их в интернете или в других СМИ без указания нашего имени является нарушением авторского права и преследуется Законом РФ.

При перепечатке любых материалов сайта ссылка на авторов и сайт – Олег и Валентина Световид – обязательна.

На наших сайтах мы не даём ссылок на магические форумы или на сайты магов-целителей. Мы не участвуем в каких-либо форумах. Мы не даем консультаций по телефону, у нас нет на это времени.

Обратите внимание! Мы не занимаемся целительством и магией, не делаем и не продаем талисманы и амулеты. Мы вообще не занимаемся магической и целительской практикой, не предлагали и не предлагаем таких услуг.

Единственное направление нашей работы – заочные консультации в письменной форме, обучение через эзотерический клуб и написание книг.

Иногда люди нам пишут, что на каких-то сайтах видели информацию о том, что мы якобы кого-то обманули – брали деньги за целительские сеансы или изготовление амулетов. Мы официально заявляем, что это – клевета, неправда. За всю свою жизнь мы ни разу никого не обманули. На страницах нашего сайта, в материалах клуба мы всегда пишем, что нужно быть честным порядочным человеком. Для нас честное имя – это не пустой звук.

Люди, которые пишут о нас клевету, руководствуются самым низменными мотивами – завистью, жадностью, у них черные души. Наступили времена, когда клевета хорошо оплачивается. Сейчас многие Родину готовы продать за три копейки, а заниматься клеветой на порядочных людей еще проще. Люди, которые пишут клевету, не понимают, что они серьезно ухудшают свою карму, ухудшают свою судьбу и судьбу своих близких людей. Говорить с такими людьми о совести, о вере в Бога бессмысленно. Они не верят в Бога, потому что верующий человек никогда не пойдёт на сделку с совестью, никогда не будет заниматься обманом, клеветой, мошенничеством.

Мошенников, псевдомагов, шарлатанов, завистников, людей без совести и чести, жаждущих денег, очень много. Полиция и другие контролирующие органы пока не справляются с возрастающим наплывом безумия "Обман ради наживы".

Поэтому, пожалуйста, будьте внимательны!

С уважением – Олег и Валентина Световид

Нашими официальными сайтами являются:

Приворот и его последствия – www.privorotway.ru

А также наши блоги:

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры