Тодд согласно сценарию один из. Спектакль Todd

Главная / Измена жены

Kamilla Kerimova отзывы: 5 оценок: 5 рейтинг: 4

Несколько месяцев назад я познакомилась с творчеством никогда толком не интересовавшей меня группы Король и Шут. Прежде для меня они были всегда "странными панками с песнями про ролевиков-каннибалов", а тут что-то (муж мой, наверное) удержало мое ухо на их песнях на любимом мною Нашем радио, и заставило полюбить их последние три альбома: "Театр демона" и двухдисковый "TODD".
TODD хорош. В записи - очень хорош. Мы честно скачали его из сети, честно выслушали все и по многу раз, я вызубрила тексты и теперь могу отвечать на каверзные вопросы цитатами или громко и плохо дублировать Горшенева в душе (как я вывожу в верхнем регистре его низкие тона - это шоу не для слабонервных, да).
Но вот, услыхав, что мьюзикл TODD поставлен и можно сходить на него, мы с благоверным прикупили билеты (за несколько месяцев, черт побери, разбирали как горячие пирожки от Ловетт) и приготовились ждать. Ждали долго - и вот сегодня отправились в Театр киноактера на просмотр. И тут возникает у меня вопрос:
КАК ЖЕ МОЖНО БЫЛО ТАК ЗАЛАЖАТЬ?!
Простите, не хотела так эмоционально, но не хватило выдержки. Уж больно переживала я душой за это мероприятие, уж слишком сильно любила эти песни, чтобы не хотеть их услышать в живую... и оттого сильно разочарование.
Но давайте отвлечемся от эмоций и разберем все по пунктам.
Отметем тот факт, что лажали все - и в первую очередь солист (ой-вей, правда лажал, я не привиредничаю). Великий и ужасный Горшок, ну как, истинно, как можно было дать петуха (о петухе, кстати, после)? Ну как можно было забывать текст столько раз? Ну ладно, сказала "отметем", значит отметем.
А вот кому стоило бы поотрывать таки руки, так это звукорежиссеру. Я, конечно, понимаю, что сидящие за стеклянной перегородкой музыканты тоже хотят, чтобы их услышали, но, видимо, новостью для организаторов перфоманса будет то, что главное в мьюзикле - это не музыка, а песня, сиречь СЛОВА. В зале же слова понимали только те, кто мог подпевать - то есть и так знал весь текст наизусть. Мне повезло - я знала. Но те три песни, которые были добавлены в мьюзикл и отсутствовали на дисках - я вообще не разобрала. В лучшем случае угадывались некоторые слова, в среднем - ничего. Ну нельзя так занижать голоса. Ну нельзя позволять микрофону солиста выключаться ВООБЩЕ К ЧЕРТУ посреди песни. Ну нельзя протратить полтора ляма на постановку и не купить нормальных микрофонов. Ну нельзя запороть исполнение для всех, кроме преданных фанатов.
Или можно? Может я чего-то не понимаю?
Вы думаете я только звучником ограничусь? О нет, давайте пройдемся по постановке.
СТОЛЬКО запоротых сцен я не видела никогда. Реально, ребята, а я видела даже авангардные постановки Винни Пуха - а это, я вам скажу, экстрим.
Во-первых, пройдемся по бедному Горшеневу. Я понимаю, что певец - не актер. Я понимаю, что ему на репетиции на полу нарисовали линии и он выучился ровненько по ним ходить. Я все понимаю - но почему надо было всю первую часть двигаться по этим линиям как бревно, а всю вторую корчить страшные рожи, которые должны были символизировать (интересно что?) ужас и сумасшествие? Нельзя винить Горшенева - но куда, вашу машу, смотрел постановщик?! Почему нельзя было нормально его отрежиссировать? Не понимаю.
В этой связи хотелось бы помянуть известную фразу о том, что панки - хой. То бишь, поясню: страстная панковская манера исполнения не заменяет вложенной в исполнение эмоции. Вот послушайте последнюю арию мьюзикла, самую известную "На краю" - как она выглядит на диске. Чувствуете? Тодд в этой сцене готов умереть. Он уже отказался от жизни, от борьбы, от всего. Его история закончена. Это уже не тот мститель из начала мьюзикла, который полон жизни и ярости - это уставший, измученный, потерявший все человек, которых делает последний шаг к смерти. Чувствуется это?
А вот на сцене это не было видно. Ну вообще.
Позитично веселый Горшенев, который, видать, принял чего-то веселящего в антракте и все еще испытывал радость, стремительно перемещался по сцене, эмоционально и страстно оря "уууу-здесь я вижу свет", и было абсолютно ясно - черта с два он умрет сейчас. Он еще всем гипотетическим им накостыляет. Кому - не ясно, но агрессия, сила, эмоция - все это было вполне очевидно.
Нет, я понимаю, Горшенева прет, ну дайте ему что нибудь там, или хотя бы по голове, чтобы он немного грусть-тоску изобразил. Только не перестарайтесь, а то снова в финальной арии слова забудет)

Продолжим проходиться по запоротым сценам. Вот та, после которой я рыдаль и просил забрать меня отсюда. Ну, не так эмоционально, конечно, но та - после которой изменилось мое впечатление от спектакля.
Сцена объяснения Ловетт. Для тех кто не в теме, подсказываю сюжет: Ловетт застает Тодда с трупом ее дяди-мясника у мясорубки, и когда он намеревается ее примочить за компанию, признается ему в страстной любови и становится его сообщницей. То есть вы понимаете - она страстно его любит и готова принять смерть от его руки. Она и он.
Знаете, что самое крутое можно было сделать с этой сценой? Крутое в кавычках, разумеется. Сделать из тайного объяснения в любви - монолог на публике. Прислушайтесь к ее словам: "Волнующий миг, сладкий миг... ведь мы с тобой рядом одни, лишь ты и я и темнота". Какой к чертовой бабушке сладкий миг, когда во первых тактах этой трогательной композиции Тодд исчезает со сцены вообще совсем, а Ловетт, окруженная толпой балерунов, признается в любви залу? В результате вместо самой нежной сцены всего мьюзикла, мы получаем публичное заявление, высказанное по секрету всему свету.
Как красиво можно же было сделать этот момент! С Тоддом, который сталкивается с Ловетт у мясорубки (иначе откуда интрига, она же его там должна застать), нападает на нее в смятении, и как она подается к нему - а парные сцены между прочим в спектакле хороши, видимо это конек постановщика - и начинает рассказывать о своих чувствах. Потом пусть бы и балет набегал, и в зал можно было бы петь - но надо ж было показать, что это - любовь. Она между двоими, она диалог, а не монолог!

Кстати, с Ловетт вообще непонимание происходит. По эмоции, передаваемой записью - она влюбленная в Тодда девочка, которая выросла, а детскую свою влюбленность так и не переросла, которая восхищается сильным, красивым, трагичным мужчиной (а главное удовольствие, которое испытает каждая женщина при просмотре этого спектакля - это полюбоваться на шикаааарного полуобнаженного Горшенева, потому что он очень ОЧЕНЬ секси!) и готова для него на все - умереть так умереть, убивать так убивать. По спектаклю - это прожженная девица, которая хочет бабла и красивой жизни. Даже сравнить как рассказывается ее история в записи и в спектакле: Смехов (рассказчик на диске) говорит "когда-то маленькой девочкой Ловетт была влюблена в прекрасного молодого цирюльника", Ловетт в спектакле - рассказывает о том, что смотрела в окно на счастливую женщину, которую любит Тодд и мечтала быть этой женщиной. По-моему (нет текста под рукой) она описывает еще и благосостояние - в любом случае, именно на него она упирает в интерлюдиях: "У нас есть деньги, у нас есть все, давай жить хорошо и клево". Как-то это неправильно. Может быть так и должно быть, но как-то это неправильно.

Надо понимать, что Горшенев, между прочим, прекрасен. Вот реально - никакая из моих дурацких претензий не может быть направлена на него. Он силен и ярок, он прет жизненной энергией сильнее всех на сцене, кроме может судьи, он мощен, как... как базука! Вот такая бодрая, мощная, могучая базука на сцене, которая того и гляди выстрелит, и главная проблема, что продюссер или постановщик просто не представляют - куда эту чертову базуку пристроить?! В результате - она продолжает висеть на сцене. И жизнерадостный пафос "На краю" именно с этим и связан - Горшенев слишком полон энергии, чтобы спеть ее опустошенно, каковой она должна быть.

Но самый главный вопрос, который возник у меня при просмотре перфоманса - это, простите, зачем делать мессидж, которого лучше не делать вовсе. Это я о финальной песне девочки-смерти, которая формулируется приблизительно так:
ляляля-ляляля, смерть это не клево, давайте все жить и радоваться жизни.
Но если вам жить не по кайфу - то давайте сдыхайте поскорей.

Эй, люди, вы чем думаете? Вы свою ЦА видели? Вы это подростническо-готско-панковское племя видали? Вы понимаете, что любой из них может запомнить это на всю, черт побери, свою жизнь, и когда в тридцать он, понимая, что ничерта не достиг и ничего не может изменить, вспомнит увиденный в восемнадцать спектакль и сделает лишний шаг стоя на краю окна - вы, вы будете в этом виноваты.
Ну а если отвлечься от моральной стороны вопроса - вы уж сначала мессидж для себя определите, а потом пытайтесь его в стишках сформулировать. Потому что "жить хорошо, но можно и сдохнуть" - это ерунда какая-то, а не одна идея.

18 век. Лондон, Флит-стрит, 186.

Здесь живёт Суини Тодд. Брадобрей, цирюльник, парикмахер. Тодд. Или можно просто: серийный убийца. Посетителей парикмахерской он, бывает, убивает. Грабит ещё. Обыкновенный цирюльник Тодд. Всего-то лишь достаёт бритву и чик по горлу. Суини Тодд, брадобрей. Всех кровавей, веселей. Кстати, у него и подружка имеется: красавица, рыжеволосица, Ловвет зовут. Она тут же живёт, этажом ниже. Пирожки печёт. Из мяса, который щедро поставляет Тоддова парикмахерская. Сначала волосы с клиента в парикмахерской чик, потом, не отходя от кассы, жизнь его чик, и кошелёчек тоже чик, а в конце – ну что же добру пропадать – в пирожки мясо человеческое употребим.

Рассказы о кровавом брадобрее родились в середине 19 века. Сначала ими пугали непослушных детишек: «Вот отправлю тебя кушать пирожки с человечинкой от Ловвет, - говорили строгие мамаши, - если не будешь слушаться».

До сих пор неизвестно, был ли Тодд просто персонажем из детских страшилок или всё-таки жил. Существует мнение, что да, жил такой серийный парикмахер и даже сцапали его практически с поличным.

Рядом с парикмахерской стоял храм Дунстана. Его прихожане однажды во время месс начали ощущать некое зловоние. Вскоре неподалёку обнаружились тела тоддовских жертв, точнее останки, которые Ловвет не смогла использовать для начинения пирожков. Вину Тодда смогли быстро доказать, и 25 января 1802 года он был повешен.

Впервые в искусстве Тодд появился в «Жемчужной нити », цикле небольших рассказов, впоследствии переросшем в серию книг.

В 20 веке сюжет о маньяке с бритвой переработали. Тодд предстал в новом, романтическом свете – хладнокровный мститель несёт возмездие тем, кто сломал его некогда счастливую жизнь. Тогда же появился и главный антагонист – судья Тёрпин, воспылавший страстью к супруге бедного парикмахера и отправивший его на пятнадцать лет в ссылку.

К 1970 году Тодда уже трижды экранизировали, а в 1979 году он получил музыкальную интерпретацию. 2007 год – год возвращения искусного резчика по горлу на большой экран. Тим Бёртон перенес мюзикл 79-ого года, обрамив его действие в фантастично-мультяшно-мрачные, словом - исключительно бёртоновские тона. Роль Тодда исполнил Джонни Депп . Он, как Вы знаете, актёр тысячелетнего таланта, и именно его бледный лик восстаёт в сознании большинства при упоминании имени Суини Тодда.

И теперь 2010 год. Россия. Группа «Король и Шут », в частности, её фронтмен Михаил Горшенев , вместе с продюсерской компанией «Театральное дело » представили на суд свою историю о кровожадном цирюльнике.

Мюзикл «TODD » – панк-рок мюзикл, или (по собственному определению создателей) зонг-опера ужасов, состоящая из двух актов. 40 артистов, балет, хор, паркур-трюки, декорации в стиле стрит-арт – сколько в себя вобрал КиШовский «TODD»!

Судя по музыке, одно можно сказать точно – «Король и шут » до сих пор лучшие рассказчики панк-роковых сказок на ночь. Сочный тяжелый гитарный звук, огульный вокал и незабываемая, готически-панковская атмосфера, вдохновлённая саундом «Misfits» .

Но, странно, после выхода из зала не помнились ни песни, ни лица, ни костюмы, ни декорации - ничего. В голове была какая-то каша. Только цвета вспоминались миражем – сизый и алый: по сумеречной улице течёт кровь, освещаемая огнями костров из покрышек.

Единственное, о чём задумываешься, когда выходишь из зала: а о чём было всё это? К чему все эти убийства, странные разговоры? Кстати, а почему?.. И сам себя осекаешь в какой-то момент: лучше о сюжете не заморачиваться, ибо велик риск разочароваться в сказке, чей сюжет скроен из хрупких ниток, которые при малейшем касании порвутся.

Почти неделя прошла с показа мюзикла. Думалось, что не получится, ничего не получится написать, но почему-то вдруг постепенно начали проявляться и лица героев, услышалась эхом музыка, декорации восстановились.

Горшенев часто признавался, что для него эта постановка – одно из важнейших дел жизни. Он написал музыку для этого проекта, стал исполнителем главной роли, вёл проект с момента его зарождения. Когда Михаила не стало, многие думали, что всё, «TODD » перестанет существовать.

Горшковский Тодд получился мрачен, надорван, хладнокровен. Герой в исполнении Горшенева - человек с разодранной душой, которому невольно сопереживаешь.

Несмотря на злые толки, замену Михаилу найти всё-таки удалось.

Роберт Остролуцкий – основатель популярной треш-метал «Crownear ». О своей замене Остролуцкий говорил осторожно:

- Я понимаю, что пошел на большой риск, решившись исполнить роль, которая изначально была создана для Михаила Горшенева… Но я очень проникся этим персонажем и этими песнями. Некоторые песни меня настолько трогают, что я буквально захлёбываюсь от слёз.

Остролуцкий нисколько не лукавил, говоря, насколько силён эмоциональный накал во время исполнения арий Тодда, в этом можно убедиться лично, сходив на « TODD» .

Теперь и о других персонажах.

Дьявольским огнём горят глаза безжалостного и продажного судьи, которого блистательно сыграл Вячеслав Ковалёв . Зловеще хрипит басом брутальный мясник, исполненный Артуром Ивановым . Смиренному священнику Андрея Красноусова хочется сопереживать.

Интересно расположили музыкантов, которые аккомпанировали актёрам. Они находились в трёхэтажном сооружении, стоящим полубоком в глубине сцены, и были всегда видны. Каждый музыкант находился в отдельном кубе-помещении, в шахматном порядке на каждом этаже по музыканту. Иногда на этом сооружении зажигается крест: красного или белого цвета. Выглядело очень эффектно.

Хаос на сцене. Хаос. Непрекращающееся бурление. Анархия.

Иногда в партере чувствовалась какая-то братская сопричастность с тем, что происходит на сцене. На сольных песнях Тодда люди вставали с кресел, начинали петь и хлопать в такт музыке.

Слушать песни, исполняемые в мюзикле, хотелось людям и после действа. Многие даже после первого акта пошли покупать альбом с саундтреком.

Панковского, по-доброму панковского в этом мюзикле было много.

Когда люди расходились, из разных уголков раздавались панк-приветствия «хой!», восклицали дяди с брюшком, молодые люди со странными прическами, маленькие дети, солидные тёти и красивые девочки. Перекличка среди своих. « TODD» по-настоящему объединил единомышленников. Владимиру Золотарю удалось создать не просто мюзикл, не «зонг-опера», а настоящий музыкальный панк-эпос по-русски, посвященный мести и любви, которым проникнется каждый, даже самый далёкий от рок-музыки человек.

А пока Тодд натачивает свою бритву, чтобы вновь открыть свою цирюльню к 12 ноября в КЦ Москвич. Приходите на пирожки от Ловвет.

Старинная легенда о цирюльнике Суини Тодде, к сожалению, в нашей стране практически неизвестна. Но, благодаря группе «Король и Шут» в ближайшее время, возможно, даже билеты на TODD будет достать практически тяжело. Ведь именно такое название носит новый спектакль, подготовленный лидером панк-группы Михаилом Горшенёвым и другими участниками его коллектива. Это поистине экспериментальный проект для отечественной сцены. Ведь в данной постановке можно увидеть «КиШ» в полном составе во главе с Горшком в роли Тодда, современный хор и балет, а также профессиональных паркурщиков, которые готовы порадовать зрителей своими экстремальными прыжками. А декорации на сцене театра подготовлены специально с учётом подобных номеров и оформлены лучшими представителями стрит-арта. Поэтому все, кто пожелает купить билеты на TODD, смогут увидеть настоящее граффити, как на городских стенах и заборах.

В настоящее время постановка о Тодде пользуется большой популярностью. Стоит отметить, что способствует этому не только увлекательный сюжет, но и участие группы «Король и Шут», которая имеет огромное количество поклонников в Москве. Кроме того, спектакль понравится и представителям других молодёжных культур, далёких от панк-рока. Ведь оригинальное прочтение старинной легенды, несомненно, привлечёт внимание любителей арт-хауса, а участие команды паркурщиков и декорации в стиле граффити должны понравиться любителям уличного стиля. Вообще, спектакль рассчитан на молодого зрителя, а представителей старшего поколения порой может шокировать происходящее на сцене. Кстати, всем, кто хочет заказать билеты на TODD, стоит помнить о присутствии ненормативной лексики и тому подобных элементов, которые могут понравиться далеко не каждому.

Как горячая поклонница КиШа (правда, с тех пор, как я моталась на концерты группы, прошло больше 10 лет), не могу промолчать. :)

Альбом, состоящий из двух частей (так и называется — «TODD»), все желающие уже давно не только прослушали, но и заучили наизусть. Кто-то кричит, что это — шедевр, другие вопят, что КиШ уже не тот… Но факт остаётся фактом: спектакль готов и билеты уже продаются. ;)

Это, безусловно, очень мило — писать мюзикл по… мюзиклу. Угу, Стивен наш Сондхайм не зря сочинял своего «Суини Тодда, демона-парикмахера с Флит-стрит». Братья Горшенёвы (преимущественно — старший) всё же сдержали обещание, которое начали давать уйму лет назад, и переиначили творение Сондхайма на свой лад (надеюсь, проблем с авторскими правами нету?..). Можно, конечно, сказать, что не только в мюзикле о Тодде говорится. Есть пьесы — целая уйма. Это так. Но единичное прослушивание «TODD» от КиШей даже глухому даёт понять, что стало первоисточником.

Да и бог с ним.

«TODD»

зонг-опера ужасов с участием группы «КОРОЛЬ и ШУТ»

Режиссер-постановщик – Александр Устюгов
Режиссер — Андрей Рыклин
Музыка – Михаил Горшенёв и группа «Король и Шут»
Либретто – Михаил Бартенев и Андрей Усачёв
Художник-постановщик – Сергей Скорнецкий
Хореография – Ольга Прихудайлова, Юрий Чулков
Музыкальный руководитель – Ольга Шайдуллина
Стрит-арт – P183

Продюсерская компания «Театральное дело» и российская панк-рок группа «Король и Шут» готовятся представить зрителям постановку, аналогов которой нет ни в современном театре, ни в отечественной «тяжелой» музыке. Зонг-опера ужасов «TODD» — это грандиозный эксперимент, в котором принимают участие не только музыканты, но и целая команда профессиональных театральных деятелей: все вместе они работают над спектаклем по мотивам старинной лондонской легенды о беспощадном парикмахере Суини Тодде. Группа «Король и Шут» обеспечит живое звучание на сцене, а главную роль исполнит ее лидер Михаил Горшенев.

Зловещий сюжет этой истории обусловлен эстетикой творчества «Короля и Шута» и определенно является гротескным, но он не лишен трагических примет современности.

Цирюльник Тодд возвращается с каторги, на которую был отправлен по ложному доносу, и обнаруживает, что от его прежней жизни не осталось ничего. Он решает отомстить всем, кто разрушил его счастье – от острого лезвия бритвы Суини Тодда не скроются ни судья, ни священник. Но возмездие не приносит покоя: ослепленный жаждой крови, несчастный брадобрей уже не в силах остановиться и собственными руками уничтожает самое драгоценное, что у него, оказывается, было.

К своей драматической роли Михаил Горшенев отнесся очень серьезно: несмотря на плотный гастрольный график, он окончил курсы актерского мастерства, занимался постановкой сценической речи. В «Тодде» с ним работает режиссёр Александр Устюгов, известный по своим актерским и режиссерским работам в Российском Академическом Молодежном Театре и на телевидении.

Театральную премьеру предваряет выход музыкального альбома «TODD» в двух частях со всеми песнями проекта, объединенными в настоящий аудиоспектакль. В записи приняли участие известные рок-музыканты (Константин Кинчев, Юлия Коган, Билли Новик, Илья Черт), а повествовательный текст читает легендарный актер театра и кино Вениамин Смехов. Сейчас создатели работают над аранжировками сценической версии зонг-оперы для профессиональных актеров.

Эта постановка будет интересна не только поклонникам группы «Король и Шут», но и прогрессивным театральным зрителям, готовым к дерзкому эксперименту, в котором объединяются несовместимые на первый взгляд грани современной культуры.

И вот ещё видео:

Первые показы спектакля в 2019 году!

Музыка – Михаил Горшенёв и группа «Король и Шут»
Либретто – Михаил Бартенев и Андрей Усачёв
Режиссёр – Владимир Золотарь
Хореография – Ольга Прихудайлова , Юрий Чулков
Музыкальный руководитель – Ольга Шайдуллина
Художник-постановщик – Сергей Скорнецкий
Художник по костюмам – Любовь Шепета
Декорации (стрит-арт) – P183

Не верь ушам, а верь глазам своим.
«TODD» надо посмотреть хотя бы раз,
чтобы потом возвращаться к нему снова и снова.

Первые показы рок-мюзикла «TODD» в 2019 году пройдут 1 и 2 февраля всё там же – в Театре МДМ.

«TODD» – не слащавый мюзикл-развлечение «на один раз с попкорном». Это совершенно иное прочтение старинной лондонской легенды. В отечественной версии произведения поднимаются вечные гамлетовские вопросы и не на шутку разгораются шекспировские страсти – здесь надо думать и сопереживать! В основу сюжета мюзикла легла жуткая лондонская история XIIV века о брадобрее (цирюльнике, парикмахере) Суинни Тодде.

«TODD» – это история о предательстве, любви, страсти, верности, разрушении, о правде и лжи, о мести, возмездии и надежде.

В течение нескольких эпох загадочный и мрачный персонаж Суинни Тодд, о реальности которого историки спорят до сих пор, вдохновляет художников на создание литературных произведений, фильмов и спектаклей. В их числе именитые Royal Opera House в Лондоне и The New York City Opera. По мотивам одноимённой легенды в Голливуде снят Оскароносный триллер с Джонни Деппом в главной роли.

Уже седьмой сезон показы спектакля проходят при полных залах в Москве и Санкт-Петербурге, привлекая снова и снова как новых, так и постоянных зрителей. Драматургия настолько многогранна, что увлекает смотреть рок-мюзикл ещё и ещё, каждый раз заставляя зрителя делать всё новые и новые открытия.

Определённо, спектакль обладает магией притяжения, и его стоит посмотреть хотя бы один раз своими глазами.

Экскурсия обзорная экскурсия в мир закулисья с экскурсоводом. Возможность послушать интересные истории о создании мюзикла и пофотографироваться с некоторыми артистами.

В ролях:

Суини Тодд – Роберт Остролуцкий
Ловетт – Елена Резниченко / Мария Фортунатова
Судья – Евгений Козлов / Владимир Дыбский
Священник – Владимир Дыбский / Андрей Красноусов
Мясник – Алексей Власов
Рассказчики – Ирина Епифанова, Александр «Ренегат» Леонтьев
Элиза – Валерия Морарь / Анастасия Рысева
Франты – Олег Малышев, Евгений Петиш, Андрей Фёдоров
Чёрный лебедь – Сергей Юдин
Смерть – Варвара Леонтьева
Группа «Король и Шут»: Яков Цвиркунов (гитара), Александр Куликов (бас), Павел Сажинов (клавишные), Александр «Поручик» Щиголев (барабаны). А также Валерий Аркадин (группа The Matrixx ) - гитара, аранжировки

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры