Украина в символах – народные и государственные обереги. Магия деревьев Какие деревья считаются символом киева

Главная / Измена жены

Красивый дом, уютный двор - это все хорошо, но если на участке у вас не будет деревьев - рано или поздно вы ощутите, что именно их вам и не хватает. У многих народов дерево - символ жизненной энергии, и даже историю рода у нас принято изображать в виде генеалогического древа. Каждое дерево обладает своей энергетикой, своей аурой и способно по-особенному влиять на человека. Когда деревья одного вида собраны в одном месте, этот эффект усиливается, - ведь недаром говорят, что «в березовом лесу - веселиться, а в сосновом - молиться».

Выбирая саженцы для своего , не лишним будет узнать, какой «характер» будет у того или иного дерева.

Акация - универсальный донор, она способна улучшать настроение, снимать стресс, позитивно влияет на инстинкт продолжения рода. Семейным парам, у которых по состоянию здоровья не получается зачать ребенка, рекомендуют посадить на своем участке акацию, и можно даже мысленно попросить у нее малыша определенного пола.

Береза - тоже дерево с позитивной энергетикой, кстати, единственное в мире дерево с белой корой. Рекомендуется для людей, склонных к стрессам, депрессиям. Береза способна снять тревогу, избавить от кошмарных снов и страха перед будущим. В старину березу сажали не во дворе, а у калитки, чтоб во двор не вошла беда. Возле березы ставили лавочку, чтобы можно было посидеть под деревом, попросить у него силы и помощи. Считается, что береза может избавить женщин от многих болезней.

Бузина - активно защищает от злых сил. Хорошо, когда бузина растет у ворот дома, но сажать ее на участке и вносить в дом ее ветви не стоит. Некоторые виды бузины используются как лекарственные растения, другие культивируются как декоративные.

Вишня - считается, что энергетика этого дерева может принести вам удачу, но всего один раз. В Китае вишня является символом весеннего цветения, надежды, юности, мужества, а также женской красоты и женского начала в природе. У японцев вишневое дерево олицетворяет процветание, богатство, а цветок вишни является эмблемой Японии. На Украине вишня всегда была в почете, а красота цветущих садов и по сей день воспевается в песнях.

Груша - символ материнства и любви. Это женское дерево, оно помогает женщинам очищаться от внешнего негатива. Наделяет открытостью, коммуникабельностью, широтой души. Наиболее мощное излучение энергии - при цветении. Плоды несут положительную энергетику, развивают фантазия и творческие способности; именно плоды, а не цветы дерева используют в духовной практике шаманы и знахари для лечения.

Ива - надежно защищает от сглаза и порчи, избавляет от стрессов и психического напряжения. Однако, несмотря на положительные свойства, иву лучше сажать подальше от дома и лишь изредка приходить к ней. Дело в том, что ива является деревом-вампиром, она высасывает отрицательную энергию, но когда отрицательная энергия в вас закончится, дерево будет отбирать положительную. Поэтому общение должно быть дозированным.

Дуб - дерево с мощнейшей энергетикой, это мужской дерево, знак твердости и мужской силы. Сажать дуб нужно после свадьбы - тогда семья будет крепкой или после рождения сына - ребенок будет здоровым и крепким. При общении с дубом человек получает максимальное количество позитивной энергии. Однако дуб всегда отдает предпочтение воинам, борцам, сильным людям; он помогает вылечить раны, полученные в бою. В то же время людям слабым духом, слабым физическим, людям с хроническими заболеваниями для подпитки лучше выбрать дерево с более мягкой энергией. Для здоровых людей самое подходящее время для подзарядки у дуба - с 21.00 до 3.00.

Ель - дерево неоднозначное и непростое. Она снимает усталость, депрессию, беспокойство и страх, словом всю энергетическую «грязь», но дает энергии не больше, чем нужно. Помогает контролировать эмоции, настраивает на философский лад, помогает приводить в порядок мысли. Так же как и дуб, не любит слабых бесхарактерных людей. Слабый человек при общении с елью не может принять ее энергию и ощущает подавленность. К ели лучше приходить в момент болезни, чтобы дерево помогло снять недуг. Больше всего энергии ель отдает зимой.

Клен - дерево мудрости, обретения равновесия. Убирает лишнюю нервозность, агрессивность, избавляет от взрывов агрессии, способствует нормализации эмоционального состояния. Энергетика клена, в отличие от энергетики дуба, мягкая, ласкающая; порой клен сравнивают с заботливой мамой, в объятиях которой вы чувствуете, что все тревоги куда-то делись. Одинаково действует и на мужчин и на женщин. Считается, что клен выбирает себе «хозяина» и между ним и деревом существует очень сильная связь. Пока этот человек жив и здоров, то и клен растет и зеленеет; если человек умер, то клен засыхает, уходит вместе с ним… Клен - дерево магическое, способное привлечь не только любовь и долголетие, но и деньги.

Конский каштан забирает негативную энергию и раскрепощает. Он способен смыть недомогания, заставляет обратить внимание на свое здоровье; плоды каштана полезно класть у постели больного. Каштан помогает разрушать вампирические привязки, существующие между людьми, восстанавливает связь с космосом. Краткое общение с каштаном будет полезно людям, склонным к постоянному самокопанию и недовольству собой. Однако энергетической подпитки каштан не дает, и длительное общение с каштаном не рекомендуется. Более того - при длительном воздействии каштан может спровоцировать приступы истерического поведения.

Липа одаривает энергией, причем энергия эта мягкая, шелковистая. Снимает депрессию, но не сразу, а постепенно; поддерживает при разочарованиях, служит опорой мечтателям, очень хорошо действует на детей, сохраняет в доме мир и покой. В Китае липу называют «деревом забвения».

Ольха является покровителем семьи:чем больше в семье детей и внуков, тем сильнее это дерево поддерживает ее членов и укрепляет родственные связи. Дерево сплачивает всех членов семьи, помогает решать проблемы родственных взаимоотношений, привязывает мужа к дому.

Орех дарит уверенность в себе, помогает человеку реализовать себя, избавляет от лишних сомнений. Если вы хотите изменить свою жизнь, орех необходим вам как воздух. В южных областях Украины, принято сажать орех за забором (чтобы не разрушить семью). Считается, что орех связан с миром мертвых, защищает от разбушевавшейся природной стихии. Из ореха делают обереги для людей опасных профессий.

Сирень является кустарником, а не деревом, но популярность ее крайне высока, поэтому в данной теме нельзя не сказать о ней. Сирень способна пробуждать мягкость, великодушие, убирает раздражение, помогает менее резко высказывать свои мысли. Она может вдохновить на создание шедевров живописи, музыки, других видов искусства. Сирень принято было высаживать около монастырей, сейчас ее можно увидеть где угодно, в том числе - в благоустройстве детских садов.

Сосна отлично помогает при нервном истощении, переутомлении и инфекционных заболеваниях, убирает раздражение и досаду. Общение с сосной помогает в тяжелой ситуации, когда вам нужно все обдумать и принять правильное решение. Сосна помогает возвыситься над обыденностью, взлететь над самим собой, открыть творческий потенциал. Кроме того, говорят, что сосна помогает избавиться от наведенной порчи.

Тополь не принято сажать на участке, но для города это дерево подходит идеально. Он цепок, жизнеспособен, чему собственно говоря, и учит. Если вы хотите избавиться от внезапно накатившей головной боли - попробуйте обратиться к тополю, он забирает боль и отрицательную энергию. Дерево не злое, хотя и является вампиром. Из всех деревьев наиболее эффективно справляется с очищением воздуха именно тополь.

Яблоня - женское дерево, дарит представительницам прекрасного пола уверенность в собственной привлекательности. Пробуждает в женщинах сексуальность, чувственность, охотнее делится энергией с молодыми девушками, женственность которых только расцветает.

Ясень не стоит сажать на своем участке «просто так», это дерево, символизирующее божественную природу человека. Ясень помогает понять наше предназначение, иногда даже - открывает способность к ясновидению, но расплатой будет утрата душевных сил, чувство опустошенности и усталости. Если вы хотите пообщаться с ясенем, вы должны быть искренне уверены в своем желании познания, а после такого общения вам будет необходим полноценный отдых. Дерево не рекомендуется сажать на участке; лучше, чтобы вы проведывали ясень, растущий в лесу или городском парке.

Когда вы обращаетесь к тому или иному дереву за помощью, нужен непосредственный телесный контакт. Можно положить сначала правую руку на область солнечного сплетения, а левую руку тыльной стороной на поясницу, ладонью той же левой руки вы должны прислониться к стволу дерева. Расслабьтесь. Попросите дерево помочь вам и очистить вашу энергию. Для оздоровительного сеанса хватит нескольких минут. Второй способ общения с деревом - прижаться к стволу дерева спиной, обхватив ствол руками. Расслабьтесь, а остальное делайте, как в первом способе.

Вся вышеуказанная информация - просто информация к размышлению, к которой каждый отнесется по-разному: кто-то с ярким интересом, а кто-то - с иронией. В любом случае, при выборе деревьев для вашего участка лучше проконсультироваться со специалистами, которые, по крайней мере, помогут учесть состав почв, затененность участка, посоветуют системы полива и удобрения для тех или иных деревьев. Также не все деревья могут расти рядом друг с другом, некоторые очень нетерпимы к соседям из-за чего те или иные деревья начинают чахнуть. Растить деревья - дело непростое, но если дом уже построен, дети есть, то почему бы и не сделать это своим хобби?


В Украине издавна считают иву и калину священными: "Без вербы и калины нет Украины". Обычай святить вербу был заимствован христианской религией с астрального культа наших предков. Верба символизирует Прадерево жизни, так же, как Млечный путь. Недаром ивы всегда сажали вдоль дорог, по космогоническим представлениям народа наша Галактика является началом образования Вселенной - берегом космического океана. Обряд хлест ивой означает соединение человека с Космосом, возможность восстановления силы и здоровье. Это был обычай близок по смыслу к обряду погружения в священные воды Буга в Украине и Ганга в Индии. Кроме ивы, сажали в Украине также липу, что посвящена матери Воде, дуб символизировал Перуна и Солнце, береза посвящена Ладе, клен - Полель.

Калина также символизировала праздник Коляды, Рождества мира. Надругательство над ней покрывала человека позором, так же, как убийство аиста. Возле дома всегда сажали калину, зимой ее ягоды клали между стеклами. До сих пор существует поверье: если вырезать из калины дудочку, то в семье появится продолжатель рода - сын. Калиновый чай - лучшее лекарство от простуды. Важная роль принадлежит калине в различных обрядах, особенно на свадьбе (украшали свадебную веточку). О ней сложено множество песен, поговорок: "Любуйся калиной, когда цветет, а ребенком, когда растет", "Девушка, как калина" и другие.

П очитание деревьев берет свое начало с глубокой древности, когда наши предки поклонялись деревьям, как Богам. Вот в апокрифах описывалось Дерево Жизни: "А посреди рая Древо Животное, еже есть божество, и приближается верх того древа до небес»

Дерево Жизни - один из самых распространенных мотивов народного искусства, особенно на вышитых рушниках. До принятия христианства было много священных рощ, куда ходили на поклонение Богам природы, здесь росли священные деревья, стояли кумиры, происходили народные гуляния. В Киеве известно несколько таких рощ. По мнению Евгения Аничкова такой лес был на месте Киево-Печерской лавры. Священным рощей был также Шулявская роща на берегу реки Лыбеди, который во время гражданской войны был вырублен. Хотя еще в прошлом веке Шулявская роща ("Кадетская роща" - название от кадетского корпуса, построенного в 1857 г.) был любимым местом отдыха киевлян.
В Украине местами до сих пор сохранились обычаи "запугивания" неплодородных деревьев, которые, вероятно, является не христианские, глубоко народными. На Святой вечер или на Новый год хозяин идет в сад с топором и угрожает неплодородной дереву, срубит, если в следующем году оно не принесет: "Как не рождать, то срублю и в печь уметаю, а пепел на ветер поразпускаю" (записал Б. Гринченко от своего деда).

Обычай уважать священные деревья прочно вошел в ментальности украинцев. Дерево, которому суждено было долгие годы, становится священным. Так на Ровенщине есть дуб, которому около 1300 лет. Это самое старое дерево в Украине. Священными также считают дерева, с которыми связаны исторические фигуры и легенды. В с. Верхняя Хортица растет дуб, под которым отдыхали Богдан Хмельницкий, Тарас Шевченко, Илья Репин, Николай Лысенко. Этому дубу 800 лет. В народе дуб считался деревом Перуна, теперь его почитают за прочность, красоту, долговечность. "Крепкий, как дуб" - говорят о сильном мужчине. Дубу приносили в жертву кабана, а теперь можно услышать поговорку: "Дуб - дерево хорошее и плоды его свиньям годятся". Свинина осталась жертвенной пищей на Рождество, однако самому животному досталось негативную окраску, ее стали считать нечистой, дьявольской. Под влиянием церковной литературы временем менялось отношение к многих растений, животных и явлений, становилось спорным, а иногда и непонятным.

Так ива, изначально почиталась в Украине, возгордился в обряде Вербного воскресенья, ранними христианами считалась нечистой. Вишня использовалась в Новогодней обрядности задолго до привнесенного Петром I обычай ставить елку, ее выкапывали осенью и ставили в кадку с землей в доме, где она стояла до Нового года. За тем, как росла вишня, предусматривали свою судьбу: если до Нового года она зацветала, это был хороший знак. Она воспета многими писателями. Поэтому Шевченковский "садок вишневый коло хаты» стал символом Украины, родным, близким образом. Яблоня известна в Украине не меньше. С незапамятных времен в диком состоянии она была распространена по всей Украине. Яблоко стало символом любви и плодородия. Об особой плодовитость яблони знали уже трипольцы, когда изображали семена яблони на своем посуде. Уже во времена Киевской Руси было известно несколько рецептов хранения яблок зимой, сушки, квашения, приготовления сладостей.

О плодовитость яблони может свидетельствовать такой факт: в селе Андреевка на Сумщине одна 150-летняя яблоня корневыми отростками и семенами своих плодов породила целый яблоневый лес, площадью полгектара. Лесными яблоками любит лакомиться медведь, поэтому верили, что лучшая яблоня и, на которую он поставил свою метку: любимое дерево медведь царапает когтями. Именно такие деревья отыскивали даже дикие кабаны, следя за медведем, и отбирая натрушенные ним плоды. Дикие яблоки люди использовали как корм для домашнего скота.

Яблони и груши почитали еще в античные времена, записи об этом можно найти в древних летописях как в Греции, Риме, так и в Киевской Руси. О лечении плодами груши было известно еще в древнем Шумере. Украинцы из сушеных яблок и груш варили компот, который был также и обрядовым напитком, например, на Рождество.

С ейчас украинскими селекционерами выведено немало сортов плодовых деревьев, в том числе и груш. Наиболее необычная груша-писанка, которая растет в Макаровском районе на Киевщине. ее плоды имеют оригинальную окраску, похоже на писанку, разрисованную красными, зелеными и желтыми полосами.

Ясень - мужское дерево, ведь из его древесины делали вооружение воинов еще в скифской эпохи. Ясень считался символом войны: если врагу присылали ветвь ясеня, это означало начало войны или предупреждение. Хотя использовали дерево ясеня и в бытовых целях для изготовления посуды, ложек, люлек, мебели, а также в судостроении. Клен всего использовался на изготовление музыкальных инструментов: свирелей, гуслей, скрипок. В Карпатах хлеба выпекали на кленовых листьях и сажали в печь на Кленовой лопасти. Явор (разновидность клена) в Украине считается символом печали, его сажают на могиле убитого казака, разлученных влюбленных: "Посадили над казаком явор и ель, а в головах у девушки - красную калину".

К роме калины, в Украине широко использовали рябину, которая также красные ягоды и долго сохраняется на дереве, маня к себе птиц. По количеству рябины могли предвидеть, какой будет зима: если ягод было много, ждали холодной снежной зимы. Рябину знали еще скифы. Вергилий писал, что скифы долгими зимними вечерами пили напиток из рябины. Способ приготовления вина из рябины и меда дожил до наших дней. Цветы рябины издавна добавляли в чай, это придавало ему вкус миндаля. Рябина также использовалась во многих обрядах. Как оберег ее сажали возле дома, на Купала веточки рябины вешали на каждую дверь, чтобы уберечься от злых духов и болезней.

Терновник известный в Украине более двух тысяч лет. Он является одним из прародителей садовой сливы: уже в начале нашей эры, скрестив поприще с алычой, наши предки выращивали сливы. Благодаря своим колючкам поприще снискал себе славу доброго защитника усадеб в древности - ко двору, обсаженного терном, не мог пробраться никакой зверь. Позже стали считать, что терн защищает от нечистой силы. Такое практическое значение этого невысокого деревца. Но есть еще и очень интересная легенда. Одна из пород терна - диптих - получила название "неопалимой купины". В переводе с церковнославянского купина означает "куст". Этот терновый куст выделяет своеобразные эфирные пары, которые могут гореть, однако самого растения огонь не касается. Следовательно, эта удивительное свойство не могла пройти незамеченной мимо внимания наших предков: считалось, что с неопалимой купины выходит Бог, чтобы показать людям истину. Позднее эта легенда вошла в Библию, где рассказывается, что впервые Бог явился Моисею из неопалимой купины. В Украине неопалимой кочками связан образ Богини-Матери, а по принятию христианства - Девы Марии; образ неистребимой цветка жизни имеет языческие корни.

Береза благодаря своей белой коре стала символом чистоты, девичьей нежности. Она также считалась оберегом от злых духов, поэтому ее часто сажали возле дома, чтобы радовала глаз и защищала усадьбу. Широко использовалась кора березы - береста - для "берестяных грамот". На ней учились писать ученики, на ней писали письма, различные бытовые записи временного значения. Так, во времена, когда бумага была слишком дорогой и использовалась для книг, бытовало письмо на бересте. Для этих грамот бересты снимали так, чтобы не повредить самого дерева, ведь места, где был снят тонкий слой коры, имеют свойство наращивать новую кору.


Если Вам понравился наш сайт расскажите о нас своим друзьям!

Символы составляют историю народа, отражают образ жизни его. У украинцев как у нации земледельцев в языке символов присутствуют солнце, земля со всеми своими свойствами, колосья. Очень богата символами трипольская культура: она была обозначена в конце XIX в. исследователем-археологом В. Хвойкой, неподалеку от с. Триполье, на Днепре, вследствие чего и получила свое название. Культура эта была географически свойственна Правобережной Украине, от Днепра и до Дуная. Она характеризовалась очень высоким уровнем развития, духовного и экономического.
Много символов, которые живут и поныне, взяли свое начало оттуда и присущи их мировоззрению. Для него было особенно характерно восприятие Вселенной как единого целого, а в изображениях она была трехмерной. Это хорошо заметно в керамике того времени. Так, Небо как самый высокий уровень было изображено волнистой линией наверху посуды. Под ним находились Небесные Силы, то есть солнце, звезды, луна, которые творят круговорот жизни природы. Еще ниже находится Загробный мир, который видим как две параллельные линии. Эти символы сейчас мы можем увидеть и в украинском народном творчестве. Особенно хорошо сохранились традиции трипольской культуры в гончарстве: почти вся посуда расписан подобно тому времени. В вышивке очень часто можно встретить Древо Жизни - любимый символ украинцев. Также вышивальщицы, например, очень любят и почитают образ Великой Матери, Берегини Рода: он часто встречается на вышиванках, полотенцах, рубашках, составлен из геометрических мотивов.

Яйцо

Богатым символом является яйцо - знак бессмертности души, жизни и Вселенной. Этот любимый символ украинцев вместе с ними на протяжении уже очень долгого времени. Исследователь, занимающихся вопросом символов, считает, что писанки были еще во времена язычества и являлись признаком солнечного культа. Если птицы были вестниками весеннего воскресения природы и человека, то их яйца - это символ солнца, возрождения, жизни. Те же исследователи склоняются к мнению, что писанка имеет более 100 символических изображений. Так, кривулька, она же им бесконечник, как символ начала и конца, означала нить жизни, вечного движения солнца. Тригвер, он же триног, как считали некоторые ученые, обозначал небо, воздух и землю, а другие считали, что он является символом воздуха, огня и воды. Еще третьи видели в нем символ жизни, а были и такие, которые трактовали его как знак неба, земли и ада. Свои символы несла в себе и гамма цветов писанки. Например, красный означал радость жизни, любовь, желтый - урожай, месяц и звезды, зеленый - соответственно растительный мир во всем его богатстве, возрождение или воскресенье его, голубой означал чистое небо и здоровье, землю - бронзовый, уважение к душ умерших родственников - черно-белый. Украинцы верили, что писанки имеют большую магическую силу. Их использовали как знак любви, даря выбранному человеку. Народная медицина выкачивала ими болезни. В хозяйстве писанки играли также большую роль: освященные символы закапывали в землю, что должно было принести богатый урожай, клали в гроб, или в ясли скоту. На крышу дома набрасывали шелухи от писанок - к счастью. Со временем пришло на Украину христианство, и это изменило некоторые позиции в мировоззрении, в том числе символику писанки. Теперь она несла в себе радость и веру в Воскресение Христа. Еще одним национальным оберегом считался рушник. Вся жизнь украинцев очень плотно связана с этим предметом: хлеб-соль, которые подносятся на вышитом полотенце - признак гостеприимства, высокого уважения к гостю. Появление младенцев также сопровождалась рушником, бракосочетание, почитание родных и близких, проводы в дальнюю дорогу любого мужчины семьи, даже в последний путь провожали с рушниками. То есть весь жизненный путь человека был связан с этим глубоким символом. Смотря какая цель ставилась при создании рушника, отличалась и вышивка на нем: цвета, символы, местоположение нити и тому подобное. По цвету и самому узору можно было прочитать истории любви, дружбы, печали.

Венок

Еще одним традиционным оберегом считался венок. Что интересно, не только девушки могли себя украшать ним, но и часто его использовали в декорировании дома, интерьера. Его изображение можно было встретить на той же вышивке, скатертях, полотенцах, одежде. А уж праздник Ивана Купала без венков невозможно и представить - какие же купальские гадания без них! Незамужние девушки пускали венки по воде, в ту самую ночь, с шестого на седьмое июля, и ждали с замиранием сердца, кто же его поймает: ведь именно он станет ее спутником на всю жизнь. По украинскому народному поверью, венок, сплетенный из живых цветов, будет защищать девушку от беды и плохих мыслей. Цветы в венке были очень разнообразны - можно было вплетать до 12 различных видов этой живой красоты, ведь каждый цветок также имел свое значение: роза символизировала любовь; василек означал простоту и нежность; белая лилия - чистоту, невинность, она была, по верованиям, цветком девы Марии. Ромашка несла мир и нежность, бессмертник - здоровье, пион - долголетие, мальва - красоту, но холодность, калина - девичью красоту и вообще является символом Украины. В свадебный венок должен обязательно быть вплетен барвинок - это символ верной и вечной любви. Такой венок - замечательный оберег от беды и злого глаза.

Веночки были очень хороши с цветными лентами, привязанными к ним. Их цвет и место в венке также имели свои значения. В центре должна быть светло-коричневая лента - она символизирует землю-кормилицу; по бокам от нее идут две желтые ленты - это знак солнца; дальше светло-зеленая и темно-зеленая ленты - это живая природа, красота, молодость. Затем синяя и голубая - вода и небо. Далее с одной стороны оранжевая - хлеб, с другой фиолетовая - знак разума, малиновая - искренность, розовая - богатство. С самых краев вяжутся белые ленты - символ чистоты. На левой ленте внизу было нашито Солнце, на правой Луна.

Растения

Символический и растительный мир на Украине. Есть растения, которые любят все, а есть те, которые стараются избегать. Так, любимые растения для украинцев - ива, подсолнечнух, барвинок, и, конечно, калина. Ива, например, является символом плодородия, красоты, непрерывности жизни. Она очень устойчивое, плодородное и неприхотливое растение - может прижиться везде, из нее вырастает дерево в самых простых условиях. В Украине иву считали священным дерево, а шестую неделю поста перед Пасхой называли Вербным - на этой неделе святили вербу, веточки которой потом служили оберегом для людей.
Символом вечности считался барвинок: его маленькие незаметные цветочки всегда украшали украинские леса и рощи, также в них скрыта большая целебная сила, исцеляющая болезни. Именно поэтому люди и подарили этому скромному цветку свою любовь, которая воспевает его в фольклоре. Калина же всегда была символом красоты, счастья, любви. Когда-то совсем давно это растение было связано с большой огненной троицей - Солнцем, Луной, Звездами. Название калины происходит от древнего Солнца-Коло - считалось, что растение было связано с рождением Вселенной. Калину принято было сажать у дома - так она оберегала здание. Из ягод калины делали бусы, она украшала свадебные караваи, она же была и в венке невесты. Подсолнух считался символом Солнца, радости, самой жизни.

Птицы

Среди птиц самой любимой птицей, без сомнения, был знаменитый аист - символ родительской любви, семейных ценностей, плодородия. Он дарил семье благополучие, мир, символизировал любовь к родной земле. Двор, где аист выбрал себе место для гнезда, был счастлив, потому что его обходили невзгоды, горе и болезни. Тех, кто взял на себя грех разорить гнездо аиста, должна была наказать небесная кара огнем. Аист всегда был символом возрождения земли, предвестником весны. К тому же он выполнял важную функцию - приносить детей в семью. Считалось, если девушка увидит впервые весной аиста далеко в небе, то на этот год она обязательно выйдет замуж, если же увидит сидящим в гнезде - останется дома, в родительской семье.

Символы государственности

Народные символы сыграли большую роль в формировании символов власти разных времен.

В военной старшине были свои признаки власти, и ее символами были клейноды: хоругвь, бунчук, булава со всеми ее разновидностями, чернильница, печать и литавры. Хранились клейноды в военной казне, в Сечевой крепости. Было принято делать серебряными булаву, литавры и жезл, верхушку бунчука обычно делали золотой.

Потеря клейнодов считалась большим позором, настолько важными были эти символы для Сечи. Впервые клейноды были подарены Запорожской Сечи королем Польши Стефаном Баторием, в 1576 году. На Сечевой печати был изображен герб Запорожской Сечи - это был казак с саблей. Это был самый важный элемент герба самого Войска Запорожского, позже и Гетманщины. Датой формирования этого герба историки считают 1578 год, когда король Польши Стефан Баторий прислал гетьману запорожскому Я. Оришовскому герб на печати, вместе с другими клейнодами. Древнейший отпечаток печати с этим казаком с мушкетом можно увидеть на универсале гетмана Г. Лободы, изданном 31 августа 1595 в Корсуне. Так в XVI -XVIII вв. казак с мушкетом чеканился на печатях гетманов Украины, органов управления Гетманщины и др. Он отображался на флагах, полковых и сотенных - как на то указывал ордер гетмана К. Разумовского.

Галицко-Волынское государство имело свой символ - золотого льва. Впервые его изображение можно увидеть на печати князей галицко-волынских, Андрея II и Льва II. Они называли себя правителями Руси, Владимира и Галича. Одна из версий говорит, что лев пришел от династии Романовичей, и с первой половины XIV в. стал гербом государства Галицко-Волынского со Львовом как административным центром. Старейшая городская печать, известная всем, была с изображением шагающего льва на фоне городских ворот, которые были открыты, с их тремя башнями и бойницами, и была она прикреплена к пергаментной грамоте Львовского магистрата (1359).

Герб

Из народных символов разных времен и из знаков государственных образований в Украине возникли и сформировались символы государственной современной Украины - ее знаменитые герб и флаг. В украинском гербе основной частью стал трезубец - символ власти, символ государственности, известный с самых древних времен. Его появление невозможно определить наверняка, ведь он был почитаем и известен уже очень давно - как магический оберег, знак власти. В старых памятниках культуры нашей эры можно увидеть его, а летописи впервые упоминают о нем в Х веке. Вскоре трезубец стал гербом киевского государства, его изображали Рюриковичи в качестве родового герба, правда, иногда с незначительными изменениями. На печати впервые трезубец появился у Святослава Игоревича, позже - на сребрениках князя Владимира. Относительно происхождения трезубца можно услышать много различных версий, причем и с религиозной историей, и с материальной. Он был на монетах, на кирпичах - Десятинной церкви, на плитках Успенской церкви (Владимир-Волынский), на многих других руинах церквей и крепостей, бытовых предметах и тому подобное. Когда возрождалась украинское государство (12 февраля 1918 года - Малый Совет УНР, 22 марта 1918 - Центральная Рада), трезубец был утвержден как основной элемент гербов УНР, как малого, так и большого.

Василий Кричевский был автором этих проектов. Тогда же была утверждена и печать, тоже большая и малая, с изображением трезубца. Он же был на кредитных билетах (банкнотах) государства. Трезубец держался как часть герба и во времена гетьманата, так и в период Директории. Эмблема Украинского черноморского флота - также трезубец, впрочем, как и других различных объединений, национальных и церковных. 15 марта 1939 трезубец был одобрен в качестве государственного герба Сеймом Карпатской Украины. Советская власть запретила употребление изображениятрезубца, потому что оно воспринималось как символ украинской самостоятельности, сопротивления и национализма. Но когда украинская национальная государственность была восстановлена, Постановление Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» снова утвердило знак золотого трезубца на фоне голубого цвета, в качестве малого Государственного герба Украины. Он считался частью, основным элементом большого Государственного герба. Так официальным знаком нашей страны стал трезубец. Это подтверждается и Конституцией Украины.

Еще один очень важный символ государственности Украины - козак с мушкетом. Он был частью изображения большого герба во времени освободительной борьбы, на сегодня он, по Конституции Украины, является частью Большого Государственного Герба (который, к сожалению, еще не утвержден).

Флаг

Еще одним государственным символом, основанный на национальных символах, считается государственный флаг. Это знамя, которое складывается из двух больших равнозначных горизонтальных частей, одна синего, другая - желтого цветов. Соотношение ширины к его длине составляет 2: 3. Желтый цвет олицетворяет ниву, полную пшеницы, солнце; голубой - это цвет свободного неба, чистой воды. Всего того, что поддерживает жизнь на земле.

Именно поэтому это сочетание цветов является жизнеутверждающим, животворным и сильным. Эти цвета были уже в гербе королевства Русского XIV в. Их можно увидеть на гербах земель русских, на гербах князей, шляхты средневековья и раннего нового времени. У Войска Запорожского флаги были сделаны из синего полотна, на котором размещен рыцарь в золотых или червленых одеждах, с золотым орнаментом. Стяг был государственным флагом Украинской Народной Республики и в 1917-1921 гг. В Западноукраинской Народной Республике сине-желтый флаг был провозглашен 13 ноября 1918, 15 марта 1939 года - в Карпатской Украине.
Сами цвета и их порядок утвердило Постановление Украинской Народной Рады (27 июня 1939): оно указывало, что основными цветами флага считаются синий и желтый. Символом украинского национального сопротивления в течение ХХ в.был белокор, во время противостояния коммунистическому советскому режиму. 26 апреля 1988 в Украине впервые был поднят национальный флаг - это сделал Ю. Волощук во Львове на митинге к годовщине Чернобыльской аварии. 14 марта 1990 подняли национальный флаг в Стрые, городе, ставшем первым украинским, над городским советом. Далее, в марте-апреле 1990 года, сине-желтый флаг официально признали в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске. Был поднят флаг у здания Киевсовета. А 23 августа 1991 этот флаг был внесен группой депутатов в сессионный зал Верховной Рады. Позже именно этот день закрепили как День Государственного Флага Украины - Указом Президента Украины Л. Кучмы (от 23 августа 2004).

Этот Указ - с целью чествования истории украинского государства, насчитывающей много веков, для воспитания уважения у граждан государственных знаков и символов Украины - установил новый государственный праздник, День Государственного Флага Украины, 23 августа. Когда провозгласили независимость Украины, 4 сентября 1991 года, сине-желтый флаг был поднят над зданием парламента. В 1992 году за сине-желтым флагом официально и юридически закрепили статус государственного флага. На морском торговом судне флаг был поднят 12 февраля 1992 в Валенсии, испанском порту, инициировал это событие капитан т/х «Кременчуг» В. Кисловский.

О том, чтобы поднимать флаг на украинских судах вообще, решение приняли позже. Впервые официально торжественно подняли его 11 сентября 1992 на теплоходе «Иван Франко», Одесский порт.

Вся жизнь человека идет рядом с символами, которые напоминают ему его народные и духовные корни, национальную принадлежность и достоинство, напоминают о языке, стране и корнях.

Текст буклета, изданного Киевским эколого-культурным центром

Текст и фото В. Борейко

Зачем охранять вековые деревья
Киев красив и замечателен своими памятниками. Старые вековые деревья тоже являются памятниками - только природы, истории, народной поэзии. Они - свидетели минувших веков, наше духовное достояние, «мемориальная достоверность» прошлого, вызывающее чувство восхищения и вдохновения. Деревья-долгожители - настоящие живые чудеса света, поражающие своей высотой, размером кроны, толщиной ствола, уверенностью и мощью. Они шепчут речи столетий. История вековых деревьев не менее интересна, чем история людей.

Забота о вековых деревьях - характерная черта культуры западной цивилизации. «Встретишь старое дерево - сними шляпу», - говорят чехи. «Есть две вещи, недоступные даже для Бога: сотворить старое дерево и родовитого дворянина», - гласит французская пословица. Теоретик пейзажного искусства А.Поп писал, что лучше спалить свой дом, чем срубить вековое дерево. В Польше сейчас охраняется около 20 тысяч вековых деревьев, в Великобритании - 17 тысяч. В Канаде старые деревья получают медали, в Литве и Эстонии стоят на специальном учете в компьютерных банках, в США вековым деревьям посвящена книга «Славные и исторические деревья», в Чехии с изображением выдающихся вековых деревьев издаются марки, в Германии на гибель вековых деревьев печатаются некрологи, в Польше созданы сайты о вековых деревьях, на которых размещены более 8000 фотографий и 300 фильмов. Все это воспитывает любовь к родной земле, чувство патриотизма и милосердие к живому.

Охрана вековых деревьев в Киеве
К сожалению, в Украине, имеющей территорию гораздо большую, чем Польша или Великобритания, заповедано лишь около 3 тысяч вековых деревьев.

Хотя имеются примеры и другого рода. Если в Киеве в 1986 г. охранялось всего 7 мест произрастания вековых деревьев, то в 2008 г. - уже 51, с общим количеством 252 дерева. За 20 лет количество заповеданных мест произрастания вековых деревьев возросло почти в 7 раз! Это - результат эффективной совместной работы общественности, киевских природоохранных служб и депутатов Киевгорсовета. Главным инициатором заповедания вековых деревьев в столице Украины является Киевский эколого-культурный центр, по инициативе которого взято под охрану 70% мест произрастания вековых деревьев. Согласно ст. 27 Закона Украины «О природно-заповедном фонде Украины» их объявляют памятниками природы. Киевским эколого-культурным центром проводится лечение вековых деревьев: очищение от гнили, заделка дупел и трещин. Деньги на это выделяет не только Киевская горадминистрация, но и сами киевляне, например, тележурналист канала «1+1» Леся Сакада-Островская пожертвовала деньги на лечение липы Петра Могилы, киевский адвокат Андрей Козлов - на лечение шелковицы Шевченко, директор фирмы «Новохем водные технологии» - Сергей Шнайдер - на лечение дуба по улице Блакитного. Лечение прошло уже 17 деревьев - старожителей. Помощь деревьям ведется по оригинальной методике, разработанной Центром и утвержденной 7 июня 2007 г. Государственной службой заповедного дела Минприроды Украины.

На недавних (май 2008 г.) выборах мэра Киева и депутатов Киевгорсовета охрана вековых деревьев вошла в предвыборные программы ряда политических партий и блоков, например, блок Виталия Кличко. Заботы и уважение к старым деревьям становятся одним из постулатов культуры киевлян.

Этическое отношение к вековым деревьям
Деревья-долгожители - они, как и старые люди - больные и слабые, и поэтому требуют к себе внимания, сострадания и заботы. А больного и слабого защищают не потому, что это экономически выгодно, а потому, что он слабый и больной, и защитить себя не может.

Каждое вековое дерево принципиально уникально и неповторимо. Торо говорил, что когда рубят живое дерево, в этом есть что-то почти трагичное, ибо оно становится «всего лишь древесиной».
Деревья, как и люди, имеют свои интересы и потребности в питании и росте, дыхании и самозащите. Вековые деревья имеют право на существование и на возмещение ущерба по вине человека.

Вековые деревья ожидают нашей доброты, милосердия и жалости. Они живут для того, чтобы их охраняли и лелеяли, а не для того, чтобы уничтожали. Охрана деревьев-долгожителей - наш ритуал памяти перед теми деревьями, которых уже нет на земле по вине человека.
Думайте о вековых деревьях, как о своих старших родичах, вслушивайтесь в их мудрый шелест, ведите с ними беседы, подружитесь с вековым деревом. Оно никогда не предаст.

Причины гибели вековых деревьев
Деревья - долгожители гибнут от многих причин. И чаще всего не от естественной смерти, а от равнодушия, глупости и невежества. Нередко люди ради озорства поджигают дупла старых деревьев. Много уникальных деревьев - патриархов уничтожается во время строительства. Вместо того, чтобы лечить вековые деревья (как реставрируют памятники архитектуры), коммунальные предприятия зеленого строительства срезают деревья - раритеты, или кронируют их, что также приводит к гибели. Служба, призванная защищать зеленые насаждения, действуют по принципу «нет дерева - нет проблемы»: постепенно превращая город в безликий и бесцветный пустырь.

В 1956 г. в Киеве на Сырце были срублены два огромных дуба. В 1958 г. возле корпуса Украинского аграрного университета срубили 400-летний дуб. Десятки уникальных дубов-патриархов были срублены в Феофании, Сырецком парке и Голосееве. В 1998 г. на Андреевском спуске срубили 150-летний тополь. В 2001 г. по инициативе Днепровского КПУЗНа был срублен тополь-патриарх у выхода из метро «Гидропарк». Примерно в это время во дворе Дома офицеров спилили вековую грушу.

Потерю этих памятников природы следует воспринимать как персональную и общегородскую утрату. Без них Киев стал чуточку некрасивее.

Как помочь вековым деревьям
Друзья, если вы обнаружили в Киеве еще не взятое под опеку вековое дерево (безоговорочному заповеданию подлежат дубы и тополя, имеющие на высоте 1,30 м обхват ствола больше 4 м, а также буки, липы, клены, ясени, каштаны, акации, вязы, сосны, имеющие обхват ствола более 3 м) - сообщайте нам по адресу: 02218, Киев, ул. Радужная, 31-48, КЭКЦ, по эл. почте: kekzcarrier.kiev.ua, по тел. 443-52-62, 8-067-715-27-90. Желающие познакомиться с вековыми деревьями Киева поближе, могут посетить фото-галерею «Замечательных вековых деревьев Киева» на нашем сайте

Вековые деревья следует также лечить, ограждать изгородью, ставить охранные знаки. Мы готовы дать консультации всем, кто лично пожелает охранять вековые деревья Киева. Давайте вместе воспитывать культуру вековых деревьев у нас в столице.

Мы будем благодарны и тем, кто поддержит материально лечение вековых деревьев и другие расходы по их защите. Давайте спасем еще одно чудо света!

Этим людям Киев во многом обязан сохранением многих уникальных
вековых деревьев

Коллектив Киевского эколого-культурного центра

Ирина Хованец - главный специалист постоянной Комиссии Киевсовета по вопросам
экологической политики.

Владимир Михалюк - начальник отдела земельных биоресурсов, экосети и экологического обеспечения и экологического обеспечения объектов Госуправления охраны окружающей природной среды в г. Киеве Минприроды Украины.

Дуб Грюневальда.
Сказочного вида дуб. Самое старое дерево Киева. Возраст - около 1000 лет, обхват ствола 5,3 м, высота 10 м. Растет на территории пансионата «Жовтень» у корпуса № 2. Необходимо произвести лечение и взять под охрану как памятник природы.

Белая акация.
Самая старая белая акация Киева. Возраст 130 лет, высота 15 м, обхват ствола 3,7 м. Освящена в 2007 г. настоятелем Храма Святого Пантелеймона о. Николаем. Находится по пр. Победы, 73-А. Взята под охрану в 1999 г.

Перунов дуб.
Последний сохранившийся дуб священной Шулявской рощи,
уничтоженной в 1920-х годах. Возраст около 500 лет, высота 15 м, обхват ствола 4,6 м. Находится по улице Курской, 3. Необходимо взять под охрану как памятник природы.

Дуб Кристера.
Растет по улице Осиповского, 3. Возраст около 700 лет, высота 25 м, обхват ствола 6,2 м.
Взят под охрану в 1997 г.

Черешня в Зоопарке.
Самая древняя черешня Киева. Возраст более 120 лет, высота 10 м, обхват ствола 2,7 м. Растет на территории Киевского зоопарка у Колеса обозрения. Необходимо взять
под охрану как памятник природы.

Дуб Шевченко.
Один из старинных киевских дубов, под которым бывал Кобзарь. Возраст 400 лет, высота 15 м, обхват ствола 4,5 м, Находится в парке Березовый гай по ул. Вышгородской.
Требует постоянной опеки, лечения и взятия под охрану, как памятник природы.

Ясень Софии Киевской.
Самый старый ясень Киева. Возраст 150 лет, высота 25 м, обхват ствола 3,9 м. Находится на территории Софии Киевской, возле главного собора. Взят под охрану в 2008 г.

Каштан Петра Могилы.
Самый старый каштан Киева. Растет у Троицкой церкви по ул Китаевской. В 1994 г. освящен ее настоятелем о. Мирославом. Возраст около 300 лет, высота 15 м, обхват ствола 4,15м. Взят под охрану в 1994 г.

Липа Феодосия Печерского.
По легенде, ее посадил в конце 11 века один из основателей Киево-Печерской Лавры
Феодосий Печерский на могиле своей матери. Самая древняя липа Киева. Возраст 700–800 лет. Высота 10 м, обхват ствола 6,50 м. Растет в Киево-Печерской Лавре у входа
в Дальние пещеры. Требует лечения и получения статуса памятника природы
общегосударственного значения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры