Василий блаженный. Чем известен Василий Блаженный и почему его боялся сам Иван Грозный

Главная / Измена жены

Икона Василий Блаженный

Василий Блаженный. Икона. Молитвы.

Василий Блаженный родился в селе Елохово под Москвой в 1469 году (сейчас это городская черта столицы) на паперти, в момент, когда его мать пришла молиться о благополучном разрешении. Василий Блаженный – московский юродивый, иногда мы можем услышать его, как Василий Нагой.

Его родители отдали Василия обучаться сапожному мастерству. Он был богобоязненный и трудолюбивый юноша. Случайно у него обнаружился дар прозрения. С шестнадцати лет и до смерти он подвергал себя лишениям без одежды и крова совершал подвиг юродства, своим примером и словом учил народ жизни в нравственности. Для него все равно, какая пора года была, он всегда был без одежды, терпел лишения, соблюдал пост и ночевал под открытым небом.

Это был, наверное, единственный человек, которого чтил и боялся царь Иван Грозный. Даже, когда незадолго до смерти святой Василий тяжело заболел, сам царь Иван Васильевич Грозный с царицей Анастасией посещал его. Умер юродивый Василий 2 августа 1552 года, причем сам царь и бояре несли гроб с телом Василия, а погребение совершал митрополит Макарий. Похоронили Василия Блаженного на кладбище Троицкой церкви.

Через некоторое время, а именно с 1588 года, начали говорить, что у гроба Василия Блаженного совершаются чудеса, и патриарх Иов определил праздновать память святого Василия 2 августа в день его смерти.

Чудеса, которые приписывают Василию Блаженному, совершались и при его жизни, и после смерти.

Так, однажды к сапожному мастеру, у которого работал Василий, пришел мужчина и заказал сапоги, которые бы он не сносил до своей смерти. В этот момент Василий засмеялся и одновременно заплакал. После того, как ушел купец, Василий объяснил свое поведение мастеру, сказав, что купец заказал сапоги, которые не оденет, так как скоро умрет. Это и сбылось.

Так же некий боярин подарил Василию шубу. Воры, увидели, что юродивый одет в прекрасную шубу, решили выманить ее обманом. Один вор притворился мертвым, а другие попросили у Василия шубу на погребение. Василий накрыл псевдо мертвого шубой, но завидя обман сказал: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». И вот, воры сняли с своего лихого друга шубу, поняли, что он и на самом деле был мертв.

На базаре святой Блаженный у одного калачника, который продавал калачи, разбросал их, а сам калачник признался, что подмешивал в муку известь и мел.

Есть запись в степенной книге, что Василий Блаженный пришел летом 1547 года в Воздвиженский монастырь на Остроге и со слезами долго перед церковью молился. И на следующий день свершилось горе, в Москве начался известный пожар, а начался он с Воздвиженского монастыря.

Однажды, Василий был в Москве, но увидел пожар в Новгороде, и он потушил пожар тремя бокалами вина.

Однажды Василий кинул камень в образ Божьей Матери, который находился на Варваринских воротах и разбил его. Этот образ народ считал чудотворным. Паломники набросились на Василия и начали его бить, ведь он разбил святыню, на которую молились, просили помощи в исцелении. Но Василий сказал, чтоб они поскребли краску с образа. Когда люди соскребли красочный слой, то увидели, что под ликом Божьей Матери была «дьявольская харя».

Житие Святого Василия Блаженного, Московского чудотворца.

С вятой Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество с

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы.

Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с
квасом.
Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет,

как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов

Блаженный Василий родился в декабре 1468 г. близ Москвы «от отца Иакова и матере Анны в царствующем граде Москве у Пречистый Богородицы Владимирский на Елохове». Кто были родители Блаженного, житие умалчивает. В летописи XVII в. упоминается, что святой Василий был сыном простых родителей.

Об отрочестве Блаженного сохранились скудные сведения, имеющиеся только в одном списке жития XIX в. В нем говорится: «Егда доспе возраста того ж в нем же обычно отроку навыкати научитися рукоделию, грамоте бо не учися, но отдан бысть родительми рукоделию сапожному, и зело то ремесло добре извыче» .

Во время учения Блаженного Василия его мастеру пришлось быть свидетелем одного чудесного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Некий купец, рассказывает житие, привез на стругах (баржах) в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать сапоги крепко, чтобы он мог носить их целый год. Блаженный Василий посмотрел на купца, усмехнулся и сказал: «Господине, сошьем тебе сапоги такие, что и не износишь их», - и при этих словах прослезился. На недоуменный вопрос своего мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, так как вскоре умрет. Мастер не поверил словам Блаженного, но когда через несколько дней понес сапоги купцу на его струги, то увидел множество народа, пришедшего на погребение купца, и тогда вспомнил пророческие слова своего ученика и «зело удивися и ужасеся». С того времени он начал почитать Блаженного Василия.

И. М. Снегирев записал в XIX в. устное предание о Блаженном Василии, согласно которому, мастер, к которому был отдан в учение Блаженный, проживал в самой Москве, в Китай-городе, близ Кремля. Этих сведений нет в других источниках. Большинство житий обходят молчанием весь период жизни Блаженного до подвижничества, ограничиваясь кратким замечанием, что святой, оставив отеческий дом, пришел в Москву и здесь начал свой подвиг юродства. Большинство летописных и агиографических источников указывают, что Блаженному тогда было шестнадцать лет.

Подвиг юродства Христа ради, который избрал для себя Блаженный Василий, - необычайный и один из труднейших видов подвижничества. Всей своей жизнью он отрицал общепринятый уклад. Живя среди самой суеты, он был далек от суеты этого мира. Шестнадцати лет святой оставил ремесло и начал подвиг юродства, который совершал 72 года. Он не имел крова, подвергал себя всяким лишениям, отягощал тело веригами. Житие описывает, как он словом и примером учил народ нравственной жизни.

Непримиримость к греху и жалость к людям стали проявляться с первых дней подвижнической жизни Блаженного Василия. Постоянно, в палящий летний зной и в трескучий лютый мороз, ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Обыкновенно он был молчаливым, а если и говорил, то произносил что-то странное, загадочное и непонятное. Странны были и его поступки: зайдет в калашный ряд - то у одного, то у другого торговца опрокинет лоток с калачами, придет в квасной ряд - там прольет у кого-нибудь кувшин с квасом. Рассерженные торговцы начинали его бить, таскать за волосы по земле, а он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога.

Странные и непонятные поступки Блаженного постепенно получали свое объяснение: оказалось, что калачи были испечены из муки с вредными примесями, квас тоже был негодным. Уважение к Блаженному Василию стало возрастать: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды человеческой, преемника Блаженного Максима, скончавшегося около пятидесяти лет назад, имя которого в Москве широко почиталось. Блаженный Василий не имел определенного пристанища, лишь изредка пользовался приютами у боярской вдовы Стефаниды Юрловой на Кулижках. Ночь он проводил обычно на церковной паперти, оплакивая людские грехи, а дни - в подвигах юродства, обличая неправду, укоряя за пороки, стараясь направить всех на путь истины и добра.

Проникнутый истинной любовью к людям, он внушал ее и другим и исправлял тех, которые рассчитывали оправдать себя пред Богом одними внешними делами христианского благочестия. Предание донесло до нас рассказ о купце, который непочтительно относился к своей матери. Купец задумал построить на Покровке (в Москве) каменную церковь. Постройка началась, но, когда дело дошло до сводов, церковь рухнула. Стали строить снова, то же повторилось во второй и в третий раз. Когда купец спросил Блаженного Василия, что ему делать и почему его преследует неудача, тот ответил: «Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он тебе даст совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал убогого Иоанна, который сидел в бедной хате, плел лапти и качал пустую люльку. Купец спрашивает: «Кого же ты качаешь?» - «Родимую матушку, плачу неоплатный долг ей за рождение и воспитание». Купца поразили его слова, он вспомнил свою мать, которую выгнал из дому, и стало ему ясно, почему он не может никак достроить церковь. Когда купец вернулся в Москву, то возвратил свою мать домой, испросил у нее прощения и достроил церковь.

Проповедуя милосердие к ближнему, Блаженный поучал, что это милосердие не должно ограничиваться одним безучастным исполнением долга подачи милостыни встречному нищему, но побуждал помогать тем нуждающимся, которые по разным причинам стыдятся просить милостыни, а в помощи нуждаются более других.

Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005 г.

В Житии рассказывается такой случай. Как-то царь, желая испытать Блаженного, польстится ли он на золото, умолил его одеться в ризы и принять от него золото, сам же послал слуг наблюдать за святым. Блаженный пошел из дворца к Лобному месту и отдал это золото купцу-иностранцу. Доложили об этом царю, тот удивился, что Блаженный раздал золото не нищим, а купцу, призвал Блаженного и спросил, куда он дел золото. «Христу отдал», - отвечал Блаженный Василий. - «Почему отдал не нищим, а купцу?» - вопросил снова царь. Тогда Блаженный пояснил, почему подаяние купцу он счел за подаяние самому Христу: «Царь, - сказал святой, - купец тот был очень богат, имел много кораблей, но они потонули, и купец остался безо всего, единая остася на нем светлая купеческая одежда… и се три дня гладом тает, ни что же имея вкусити, а выпросите стыдится светлых ради своих риз, их же на себе носит, а нищие гладом не живут и просить не стыдятся и они всегда нуждную пищу себе стяжевают».

Сурово осуждал Блаженный Василий тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а потому что верили и надеялись легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. В такой милости Блаженный видел дьявольское искушение. Отношение к подобной милостыне хорошо показано в рассказе Жития о преследовании Блаженным беса, принявшего облик нищего, сидящего у Пречистенских ворот. Бес в образе нищего просил милостыню и всем, кто подавал, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный увидел эту лукавую выдумку и осудил дающих корыстолюбцев, а беса изгнал. Бес пытался скрыться от святого в царских палатах, но и оттуда изгнал его блаженный Василий. Ради спасения ближних от греховной жизни Блаженный посещал и корчмы, где не гнушался общаться с самыми опустившимися людьми. Он умел видеть в самом испорченном сердце зерно добра, подкрепить лаской, ободрить его. Однажды, придя в корчемницу, Блаженный увидел трясущегося пьяницу, умолявшего корчемника дать вина на одну медную |монету. Корчемник подал ему стакан вина и с раздражением сказал: «Возьми, пьяница, черт с тобой». Пьяница же осенил себя и сосуд с вином крестным знамением. Тогда Блаженный захлопал руками и начал смеяться. К нему обратились с вопросами, что значит его смех, и Блаженный объяснил, что, когда корчемник сказал пьянице «черт с тобой» и подал ему стакан, тогда бес вошел в стакан, а «когда пьяница осенил себя крестным знамением, бес выскочил из стакана, опаляемый крестным знамением, как огнем. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, он отвечал: ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников.

Готовый всегда прийти на помощь нуждающимся и бедствующим, снисходительный к человеческим слабостям, Блаженный Василий был суров к тем, кто из корысти притворялся бедным и несчастным. Блаженный даже покарал смертью одного такого обманщика. Житие рассказывает, что Блаженный как-то зашел к одному боярину. На дворе стоял лютый мороз, и сострадательный боярин стал упрашивать его, чтобы по крайней мере в такой лютый мороз защитил Блаженный свое тело от холода. «Хочется тебе этого?» - спросил Блаженный. «Искренним сердцем люблю тебя, прими в знак любви моей», - отвечал боярин. Блаженный с улыбкой сказал: «Пусть так, и я люблю тебя». Боярин с радостью надел на юродивого шубу. Дорогую шубу на Блаженном Василии приметили воры. Один из них лег на дороге, притворившись мертвым, другие стали просить Василия подать что-нибудь на погребение. Глубоко возмущенный кощунственным обманом Блаженный вздохнул со скорбью, снял шубу, покрыл ею мнимого мертвеца и сказал: «Буди же ты отселе поистине мертв, так как, не убоявшись Бога и Страшнаго Его суда, захотел обманом принять милостыню». Когда отошел он, обманщики нашли товарища мертвым.

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 г., как рассказывают нам летописи и Житие Василия Блаженного, пришел он в монастырь Воздвижения Честнаго Креста, что на острове, и стал здесь умильно плакать. В тот день Москва не поняла, о чем плакал Блаженный, но утром открылась причина его слез: 21 июня загорелась в Воздвиженском монастыре деревянная церковь и огонь, усиливаемый ветром, стал быстро распространяться по городу. Пожар, предсказанный Блаженным, был страшен: выгорело все Занеглинье, Великий Посад, Старый и Новый город, «не токмо же деревеная здания, но и самое камение распадашеся, и железо разливашеся, и по многих каменных церквах и полатах все выгоре». Блаженный своим духовным взором созерцал события, совершавшиеся и вдали от Москвы, и там приходил на помощь. Как-то царю Иоанну Грозному вздумалось пригласить Блаженного Василия на свои именины. Когда подносили заздравную чашу, юродивый три раза принимал ее и выливал за окошко. Грозный забушевал, приняв его действия за пренебрежение к царю. «Не кипятись, Иванушка, - сказал юродивый, - надо было заливать пожар в Новгороде, и он залит». Иоанн Грозный не был из числа людей доверчивых, был послан нарочный в Новгород. Оказалось, что Блаженный был прав. Гонцы передали царю со слов новгородцев, что действительно в тот день и час начался страшный пожар, но внезапно и неизвестно откуда появился какой-то нагой человек, который, поливая огонь из водоноса, быстро прекратил пожар. Василий Блаженный не боялся обличать в грехах самого царя Иоанна Грозного. Правда, Житие описывает только один такой случай, когда Блаженный упрекнул царя за то, что, находясь за Богослужением, царь во время молитвы думал о постройке своего нового дворца на Воробьевых горах. После службы Блаженный Василий подошел к царю. «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме», - спросил царь. «А я видел тебя, - отвечал Блаженный, - только ты был не в храме, а на Воробьевых горах».

Несмотря на все лишения и невзгоды, испытанные при жизни, Блаженный Василий дожил до глубокой старости. В последние годы он лежал тяжело больной. Царь Иоанн Грозный и царица с младенцами - старшим Иваном и меньшим Феодором пришли к нему испросить молитв за них. Блаженный, находясь уже при смерти, сказал, обращаясь к младенцу царевичу Феодору: «Все достояние прародителей твоих будет твоим, ты - наследник». Это было последнее дошедшее до нас пророчество Блаженного. Вскоре, 2 августа 1557 г., он скончался. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение Блаженного. Тело Блаженного Василия было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 г. был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Почитание Блаженного Василия началось сразу после его кончины. Уже до прославления, совершившегося 2 августа 1588 г., когда Блаженный просиял множеством чудес, происшедших у его гроба, была составлена служба святому Василию Блаженному, принадлежавшая перу старца Мисаила Соловецкого. На почитание Блаженного в народе обратил внимание англичанин Флетчер, который в своей книге «О государстве русском…» писал в 1588 году: «Был еще… умерший несколько лет тому назад, по имени Василий, который решался упрекать покойного царя в его жестокости и во всех угнетениях, каким он подвергал народ. Тело его перенесли недавно в великолепную церковь близ царского дворца в Москве и причли его к лику святых. Он творил здесь много чудес, за что ему делали обильные приношения не только простолюдины, но и знатное дворянство и даже сам царь и царица, посещающие этот храм с большим благоговением».

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба Блаженного, которые записывались с большой обстоятельностью и точностью. Так, рассказывается об исцелении 2 августа 1588 г. Ксении, жены протопопа града Вереи, сына боярского Василия Сергиева Коптяева, а также прозревшей некоей Анны, после 12-летних страданий от слепоты. После описания исцелений приводится иногда месячный итог: «Месяца сентября исцелил святый Василие всяческими различными недуги муж и жен 183 человеки». Большинство списков Жития приводят запись двадцати одного чуда, происшедших у раки святого. Некоторые, в том числе августовские Минеи Милютина, приводят описания 24 чудес. И сегодня Православная Церковь чтит Блаженного Василия, непобедимого страдальца, покорившего плоть духу, очистившегося от грехов и тлена мира сего, провидца, принимавшего на свои плечи грехи и беды немощных людей и обличавшего людей гордых и властных. По отшествии в мир иной святой продолжает приносить людям счастье и радость исцеления, оказывает скорую помощь и заступничество.

Мария Пронина

На анонсе: Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2006 г.

Блаженный Василий, Московский чудотворец, родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его были из простых и отдали сына в учение сапожному ремеслу. Во время учения Блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его - не обыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносил их за год. Блаженный Василий прослезился: "Сошьем тебе такие, что и не износишь их". На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик не обует сапоги, вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

В 16 лет святой пришел в Москву и начал тернистый подвиг юродства. В палящий летний зной и трескучий лютый мороз ходил он нагой и босой по улицам Москвы. Странны были его поступки: то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом. Рассерженные торговцы били Блаженного, но он с радостью принимал побои и благодарил за них Бога. А потом обнаруживалось, что калачи были плохо испечены, квас приготовлен негодным. Почитание Блаженного Василия быстро росло: в нем признали юродивого, человека Божия, обличителя неправды.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: "Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь". Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. "Кого ты качаешь?" - спросил купец. "Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание". Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощение и достроил церковь.

Святой Василий Блаженный и святой блаженный Иоанн Большой Колпак. Появление таких композиций связано с принадлежностью к одному лику святых и местоположением храмов, где были погребены подвижники: гробницы Василия Блаженного и Иоанна находились по сторонам придела Святой Троицы собора Покрова на Рву

Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду.

Сурово осуждал Блаженный тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а надеясь легким путем привлечь благословение Божие на свои дела. Однажды Блаженный увидел беса, который принял облик нищего. Он сидел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Блаженный разгадал лукавую выдумку и прогнал беса. Ради спасения ближних Блаженный Василий посещал и корчмы, где старался даже в самых опустившихся людях увидеть зерно добра, подкрепить их лаской, ободрить. Многие замечали, что, когда Блаженный проходил мимо дома, в котором безумно веселились и пьянствовали, он со слезами обнимал углы того дома. Юродивого спрашивали, что это значит, и он отвечал: "Ангелы скорбные стоят у дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашивал их молить Господа об обращении грешников".

Очистив великими подвигами и молитвой свою душу, Блаженный сподобился и дара предвидения будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде; однажды упрекнул царя Иоанна Грозного, что он во время Богослужения был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах.

Скончался Блаженный Василий 2 августа 1557 года. Святитель Московский митрополит Макарий с собором духовенства совершил погребение святого. Его тело было погребено у Троицкой церкви, что на рву, где в 1554 году был пристроен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен Блаженный Василий Собором 2 августа 1588 года, который возглавил Святейший Патриарх Иов.

В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного.

Вериги святого хранятся в Московской духовной академии.

***

Молитва блаженному Василию, Московскому чудотворцу, Христа ради юродивому . Жил в Москве во времена Иоанна Грозного. Проповедовал милосердие и добрые нравы, не боялся обличать даже жестокого царя. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы; молитвой угасил пожар в Новгороде. От мощей впоследствии произошло множество чудес и исцелений. Святому блаженному Василию молятся о даровании смирения и терпения в гонении и насмешках, о добром нраве властей и правителей, о сохранении от пожара, об исцелении от различных недугов, пьянства и наркомании

Из братства юродивых

Московский юродивый, пророк и чудотворец Василий Блаженный был одним из самых необычных русских святых. Русская Православная церковь ежегодно 15 августа чтит его память, хотя он был далеко не единственным провидцем в российской столице. В XVI веке он затмевал славой многих своих сотоварищей, живших в Москве, да и не только в ней. Все в столице – от ремесленного люда до царя Ивана Грозного – любили и почитали его больше других нищенствующих юродивых. Возможно потому, что о других блаженных известно гораздо меньше. Например, знали москвичи некоего Максима – первого стольного юродивого, после которого осталось лишь несколько афоризмов: «Побьют – повинись да пониже поклонись...», «Не плачь битый, плачь небитый...», «Оттерпимся – и мы люди будем...»

Вовсе безымянным остался вещун, предсказавший беременной княгине Елене Глинской, что в день рождения ее сына разразится над Москвой страшная гроза и таковым же будет царствование этого мальчика – очередного великого князя московского. Так и вышло: во время сильнейшей грозы, под раскаты грома родился Иоанн Васильевич – Иван IV впоследствии прозванный Грозным.

Мало кто слышал и об Иоанне Большом Колпаке, прозванном так потому, что он круглый год ходил по Москве полуголым, с тяжелым медным крестом на груди, веригами (цепи с кандалами весом в два с половиной пуда), медными кольцами на пальцах и в железном колпаке. Именно он при всем народе уличал во всех грехах Бориса Годунова и предсказывал его нелегкую судьбу. Кстати, этот самый Иоанн Блаженный выведен у Пушкина в драме «Борис Годунов» под именем Николки Железного Колпака. Похороны его летом 1589 года сопровождались страшной грозой, молнии которой стали причиной нескольких пожаров; многие увидели в том предзнаменование Смуты.

И все–таки самым известным и почитаемым московским юродивым был Василий Блаженный. Именно в его честь народная молва переименовала Покровский храм на Красной площади (возле которого этот нищий побирался и пророчествовал) в храм Василия Блаженного.

Надо сказать, что блаженные, или юродивые, на Руси были почти всегда. Издавна так именовали людей, у которых, как говорили, «с головой не в порядке» или же, другими словами, наблюдались странности. Зачастую такие «убогие» и в самом деле были людьми с психическими отклонениями. Однако в Средние века на Руси они считались ясновидящими и прорицателями, которых охраняет и наставляет сам Господь. Раз сумасшедший сам не в состоянии сформулировать свою мысль, значит, его устами говорит Бог – так полагали верующие.

Помимо этого юродство на Руси было формой христианского подвига. Недаром другое название юродивых – блаженные, то есть удостоившиеся блаженства у Господа: он и наделял таких людей даром исцеления и пророчества. Чтобы преодолеть искушения этого мира, юродивые отказывались от семьи, дома, имущества, даже от вида пристойного человека. Юродивый выходил в мир в рубище, вел себя как сумасшедший, бормотал что–то невразумительное. И нередко благодатное озарение подвигало блаженного на поступок вроде бы и потешный, но в то же время исполненный какого–то, на первый взгляд, неясного, но на самом деле глубокого смысла.

Древнерусское юродство, наряду с отказом от благ, умерщвлением плоти и безумием, часто мнимым, обличало грехи житейские, высмеивало и порицало страсти, одолевающие людей.

Однако юродивые никогда не презирали окружающих, а наоборот – жалели и всеми силами старались помочь. Вот и Василий, босой и нагой, с надетыми на тело веригами, проводил дни, укоряя людей за пороки, направляя их души к добру, а по ночам со слезами молился за грешников на паперти.

Житие и деяния

В декабре 1468 или 1469 года в подмосковном селе Елохово родился мальчик, крещенный Василием. По преданию, уже само рождение его было необычным: младенец появился на свет на паперти местной Владимирской церкви. Родители его, люди простого сословия, хотели, чтобы сын освоил какое–нибудь ремесло. Поэтому, когда Вася подрос, его отдали в подмастерья к сапожнику.

Азы профессии мальчик освоил быстро. Но была в его характере и поведении какая–то странность: порой он бросал работу и замирал, словно внимая чему–то неслышному для других. А вскоре у Васи открылся неожиданный дар предвидения. Как–то в мастерскую зашел купец и заказал себе сапоги, которые долго бы носились. Когда заказчик ушел, юный подмастерье вдруг заплакал. Изумленный сапожник спросил, что случилось, и тот, плача, ответил: «Даже не обует он эти сапоги – завтра умрет». Пророчество полностью подтвердилось.

С тех пор видения посещали Василия все чаще, и порой он пребывал уже не столько в земном мире, сколько в горнем. Становилось ясно, что Бог избрал юношу то ли для предсказаний, то ли для духовного подвига. В шестнадцать лет Василий покинут родителей и отправился в Москву.

Вскоре вся столица уже знала блаженного. Да и как не приметить молодого мужчину, ходившего по самым людным местам нагим, и в жару, и в морозы не снимающего тяжелых железных цепей. Однако не всем был по нраву юродствующий правдолюб. К примеру, стоят на торжище калашник или квасник, продают свой товар, расхваливают, торгуются. Как вдруг появляется Вася–юродивый и опрокидывает лотки! Торговцы чуть ли не в драку, кричат, бранятся. Но вот кто–то попробует остатки харча и как закричит: «Люди добрые, а в калашной–то муке мел да известь подмешаны, а квас–то прокисший!» Оказывается, блаженный за покупателей радел.

Порой Василий даже не пророчествовал – радость или горе можно было предсказать по его поведению. Однажды, подойдя к Богородицкому собору, он вдруг заплакал. И в ту же минуту окружившие его прохожие увидели, как из соборных окон рвется пламя! Но стоило блаженному утереть слезы, и огонь исчез без следа. «Быть большой беде, а за ней – великой радости», – шептались те, кто уже убедился, что каждый поступок Василия несет тайный смысл. И оказались правы: вскоре Москву сожгли татары Махмет–Гирея, но затем город отстроился и стал еще краше.

Похожий случай, правда, уже не с таким счастливым исходом, произошел в Вознесенском монастыре на Остроге (позднее – Воздвиженском). Василий, проходя мимо, остановился у дверей монастырской церкви и вдруг безутешно зарыдал. На следующий день храм загорелся. Пламя перекинулось на соседние дома и другие улицы. Выгорел почти весь центр – главный базар, царский и митрополичий дворцы, обрушились даже каменные дома. Лишь после люди вспомнили, как плакал Василий, чувствуя беду, но не в ситах предотвратить ее.

Судьба хранила блаженного и отводила от него недоброжелателей. Как–то боярин, уважавший Василия, подарил ему свою лисью шубу.

Истинно ли желаешь дать? – строго спросит юродивый.

Истинно желаю, ибо люблю тебя от сердца, – быт ответ.

Накинув шубу, Василий пошел на торжище, где его увидели воры. Один мошенник лег на землю, притворившись мертвым, а второй пристал к блаженному, прося милостыню на погребение.

Давно ли умер? – не взглянув на тело, спросил Василий.

Только что, – лицемерно вздохнул вор.

Тогда блаженный снял шубу, накрыл ею «покойника» и ушел, бросив через плечо:

Будь же отныне мертв за лукавство твое.

Обрадованный вор подхватил шубу... и вскрикнул, увидев под ней мертвого товарища.

В то же время Василий, сам будучи нищим, неизменно подавал милостыню другим нуждающимся. Так, однажды некий богач подарил ему несколько золотых монет. Блаженный принял деньги, подошел к прилично одетому иноземцу и высыпал золото ему в ладонь. Позже люди узнали, что этот приезжий купец потерял состояние, три дня не ел, но просить милостыню стеснялся.

Надо заметить, что у юродивых на Руси всегда складывались особые отношения с правителями. Сильных мира сего как магнитом тянуло к блаженным, несмотря на то что те и в богатых покоях чувствовали себя непринужденно и бесстрашно. Юродивый мог во весь голос упрекнуть правителя, обвинить его, не подбирая выражений. И это было вовсе не шутовство. Шут дерзок, но осторожен, ибо питается крохами со стола тех, кому дерзит. Для юродивого князь или царь – такой же человек, как и все, только спрос с него строже: ведь на нем лежит ответственность за судьбы многих.

В этом отношении блаженные не боялись никого и ничего, будучи уверенными, что находятся под защитой божественного покровительства и народного уважения. А вот их самих правители порой побаивались – одно слово юродивого могло сорвать завесу величавости и обнажить истинную суть поступков.

Такие особые отношения сложились у Василия Блаженного с Иваном Грозным. Возникало у жестокого государя иногда нормальное желание – выслушивать от блаженного правду о самом себе. Однажды он начал строить себе новый дворец на Воробьевых горах. И очень ему хотелось побыстрее въехать в новые палаты... Как–то, возвращаясь с богослужения, царь заметил блаженного и спросил:

Где ты был сегодня, Вася?

Там же, где и ты, на Воробьевых, – последовал ответ.

Я был во храме на литургии, – удивился царь.

Нет, ты мысленно ходил по Воробьевым горам и строил свои палаты. Стоять во храме и помышлять о житейском – значит не быть в нем.

Нечего было государю ответить на упрек, за который кто угодно, кроме блаженного, отведал бы плетей. И не только! Головы мог лишиться любой, осмелившийся дерзить самому суровому из русских царей. Но как всякий тиран, предчувствующий неминуемую небесную кару, Грозный прислушивался к любому высказыванию, похожему на пророчество. Припадки полубезумного гнева сменялись у него периодами раскаяния, и в эти моменты царь чуть ли не заискивал перед ясновидцами. Неудивительно, что Василия частенько звали в царские палаты, чтобы хоть как–нибудь умилостивить сурового венценосца.

Так, однажды, в день своего ангела, царь пригласил его на пир. Трижды наливали юродивому вина, и трижды он выливал его в окно. Рассерженный царь спросил, почему он так поступает.

Угасил я пламя, коим объят Новгород, – ответил блаженный и ушел с пира.

На следующий день Грозный отправил в Новгород гонца, которому жители рассказали, что в городе действительно начинался большой пожар, но внезапно пламя угасло. При этом многие

видели в небе над Новгородом светлый образ нагого человека, заливающего огонь. Так приобрел Василий славу не только пророка, но и чудотворца, защитника и покровителя людей. Многие стали взывать к нему о помощи, особенно после того, как распространился слух о его прогулках по Москве–реке, словно посуху.

Однажды в Каспийском море буря застигла персидский корабль, на котором плыли несколько православных. Судно сбилось с курса, палубу заливали волны – близилась гибель. И тут один из русских сказал:

В Москве есть блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают. Он спасет нас.

Православные стали молиться, взывая к блаженному, и вскоре те, кто был на палубе, разглядели во мраке очертания нагого человека, который вел корабль. Постепенно ветер стих и волны улеглись. Об этом чудесном спасении персидский шах поведал в письме Ивану Грозному. И еще не единожды после этого случая молитва чудотворца спасала застигнутых штормом мореплавателей.

Несмотря на лишения, Василий Блаженный прожил долгую жизнь. На восемьдесят восьмом году заболел тяжко, сам предсказал день смерти своей и испросил причащения. Узнав о его болезни, царь пришел к нему проститься. Не один пришел, а с царицей Анастасией и сыновьями: младшим, болезненным младенцем Федором, и старшим – здоровым трехлетним Иваном, наследником престола.

Умирающий благословил Анастасию, затем Федора.

Старшего благослови, – подтолкнул сына Ивана в спину Грозный. – На будущее царство благослови...

Будущего царя я уже благословил, – сказал Василий, – а старшему на царстве не бывать. Кровью его будущее обагрено.

Глупости в бреду говоришь! А мне будет твое благословение? – посуровел царь.

Не серчай, государь, нет от меня благословения царю Ироду.

Царь вышел от умирающего мрачнее тучи. Да и каково ему было после таких пророчеств!

2 августа 1557 года Василий скончался. О его смерти скорбела вся Москва, тысячи людей пришли проститься с блаженным провидцем, причисленным впоследствии к лику святых. Тело погребли на кладбище при Троицком храме, что был расположен на Красной площади.

Храм вскоре снесли, и на его месте по приказу Ивана Грозного был построен редкой красоты собор, названный Покровским. А в 1588 году Федор Иоаннович приказал пристроить с северо–восточной стороны собора придел в честь Василия Блаженного. Этот придел, куда перенесли мощи юродивого, к тому времени официально признанного святым, и дал собору второе название, закрепившееся на века, – собор Василия Блаженного (храм Василия Блаженного).

Долгое время, до возведения Ивановской колокольни в Кремле, храм Василия Блаженного был самым высоким зданием Москвы (высота его центрального купола – 65 м). Время и люди уничтожили множество российских церквей, однако этот храм пережил и вандализм армии Наполеона, и недовольство Сталина, и косые взгляды строителей коммунизма.

Возведенный в совершенно нетипичном для Руси архитектурном стиле, собор Василия Блаженного похож на разноцветную игрушку или сказочную декорацию. Четыре большие и четыре маленькие церкви окружают центральную Покровскую, и ни одна из них не похожа на другую. Все церкви соединены между собой системой переходов и все вместе образуют многоцветный и ликующе–праздничный храм Василия Блаженного.

До революции день святого Василия Блаженного праздновали с большой торжественностью. На богослужении обычно присутствовали император и вся его семья.

Служба святому была написана соловецким старцем Михаилом еще до канонизации Василия. И хотя на Руси всегда были и кликуши, и псевдоюродивые, люди хорошо чувствовали, кто действительно блажен, а кто лишь маскируется личиной юродивого.

Что случится

Прошло много столетий, а до сих пор сохранилось почитание Блаженного Василия, старавшегося принять на свои плечи беды и грехи людей и научить их видеть Бога в своих душах. До сих пор его мощи, как утверждают, даруют людям радость исцеления, приносят счастье и оказывают заступничество.

И не может люд российский жить без кнута. Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко зола от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...

И буде Россия целый век жить без царя и прольет реки своей крови. И потом посадят на престол несмышленого юношу, но вскоре его вместе со свитой объявят самозванцами и погонят с Руси...

Долго будет продолжаться в царстве великая смута, пока ее не остановит великий воин, призванный всем народом нашим...

За Ивашкой Грозным будет много царей, но один из них, богатырь с кошачьими усами, злодей и богохульник, наново укрепит русскую державу, хотя на пути к заветным синим морям поляжет треть народа русского, аки бревна под телеги...

И буде долго править третий душегуб. И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...

Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших...

На самом юге арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Но Русь соберется воедино и уничтожит его...

И придет четвертый государь, которого назовут великим Всадником. Буде он душой и помыслами чист и обрушит меч свой на разбойников и воров. Ни один тать не избежит расправы или позора. Возликует народ русский, но найдутся злыдни, кои тишком убьют великого Всадника. И будет на Руси плач великий...

И когда пройдут страшные войны, обращая в разных странах все живое в прах и пепел, воцарится на престоле в 7517 году от Сотворения Мира истинно великий Государь, коему суждено долгое и блаженное правление, а многострадальная Русь наша вступит в свой золотой век...

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры