Виктор гюго сообщение по истории. Виктор Гюго биография кратко

Главная / Измена жены

Французская литература

Виктор Гюго

Биография

ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802−1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж. Л. С. Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.

Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты - большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.

Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d’Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х. Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.

В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А. де Виньи, А. де Сен-Вальри, Ш. Нодье, Э. Дешан и А. де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш. Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.

В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d’un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.

Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.

Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s’amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т. ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».

Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d’automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles).

В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о. Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.

После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L"Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L"Art d’tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо. Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).

Виктор Гюго – знаменитый французский писатель-романтик, драматург (1802−1885) Родился 26 февраля 1802 года в Безансоне. Виктор был третьим сыном капитана, а позднее генерала наполеоновской армии. Его родители часто ссорились и периодически жили отдельно и, в конечном счете, в 1818 году они развелись окончательно. На воспитание Виктора Гюго большое влияние оказывала мать. Ее роялистские и вольтерианские взгляды наложили на Виктора глубокий отпечаток. Его отец смог вернуть любовь сына только после смерти жены в 1821 году. Долгое время образование Гюго оставалось бессистемным. Только в 1814 году он поступил в пансион Кордье, а затем перешел в лицей Людовика Великого.

В 1821 году, по окончанию лицея, Виктор Гюго вместе с братьями издал журнал «Литературный консерватор», в котором были опубликованы его первые поэтические произведения. На первый сборник стихотворений Гюго, выпущенный в 1822 году, обратил внимание король Людовик XVIII. Виктору Гюгобыла назначена пенсия в 1200 франков ежегодно, благодаря которой 12 октября 1822 года он смог обвенчаться с его возлюбленной Адель.

В 1831 году выходит произведение Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» заняло особое место в его творчестве. В данном романе Гюго блестяще описал Париж 15 века и великое творение готики.

В 1841 Гюго получает признание Французской Академии за свои заслуги и становится ее членом. В 1843 году произошла трагедия в семье поэта: его любимая дочь Леопольдина утонула в Сене вместе с мужем Шарлем Вакри. С наступлением революции в 1848 году, Гюго начинает заниматься политикой и избирается в Национальное Собрание. В декабре 1851 года, после государственного переворота, он бежал в Брюссель, а в 1855 году обосновался на о.Гернси. С крушением режима Наполеона III в 1870 году, Виктор Гюго вернулся в Париж.

В 1872 году Гюго сложил полномочия депутата Национальной Ассамблеи в связи с протестом против политики консервативного большинства и потере иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию с 1842 года.

Умер Гюго в 1885 году. После смерти он был удостоен государственных похорон, и его останки поместили в Пантеон.

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 28 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, писатель и драматург. С 1841 года является почетным членом Французской академии. Гюго считают одним из талантливейших людей своего времени, а также одной из наиболее значимых фигур французского романтизма.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Юность и начало писательской карьеры

По заверениям многих библиографов, мать Виктора никогда не была влюблена в Лагори и согласилась выйти за него замуж только ради сына. Женщина понимала, что, оказавшись рядом с отцом-военным, который был обычным солдатом, сын рано или поздно примкнет к армии, а значит, навсегда сломает свою судьбу и карьеру.

Она не могла выносить того, что муж «отобрал» у неё двух других сыновей, поэтому, познакомившись с Лагори, она решает хотя бы попытаться спасти судьбу Виктора. Так, будущий писатель и драматург оказывается в столице Франции.

В 1814 году, благодаря связям и авторитету генерала Лагори, Гюго принимают в Лицей Людовика Великого. Именно здесь проявляется его талант к созданию уникальных произведений. Гюго создает такие трагедии, как «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves» и «Louis de Castro», но поскольку Виктор не был уверен в своём таланте, произведения достигли публикации лишь спустя несколько месяцев после создания.

Впервые же заявить о себе он решает на лицейском конкурсе на лучшее стихотворение – специально для мероприятия написано «Les avantages des études». К слову, Виктор получает заветный приз, после чего участвует в еще двух конкурсных мероприятиях, на которых также одерживает победу.

В 1823 году выходит первое полноценное произведение Виктора Гюго под названием «Ган Исландец». Несмотря на то что сам автор уверен, что его творение будет оценено публикой, оно получает лишь несколько положительных отзывов. С основной же критикой по этому произведению выступает Шарль Нодье, с которым Гюго впоследствии станет лучшими друзьями вплоть до 1830 года, когда литературный критик начнет позволять себе чрезмерно резкие негативные отзывы о произведениях товарища.

Виктора Гюго называют одной из ключевых личностей романтизма отнюдь не случайно. Этому способствовал выход в свет в 1827 году произведения «Кромвель», где автор открыто выступает в поддержку французского революционера Франсуа-Жозефа Тальма.

Однако признание и положительные отзывы произведение получает даже не за революционный настрой драматурга, а скорее, за то, что автор отошел от классических канонов единства места и времени. На тот момент это был единственный подобный прецедент, поэтому «Кромвель» стал поводом для дебатов и ожесточенных дискуссий не только многих литературных критиков, но и даже других писателей.

Работа в театре

С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.

За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей. Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами. Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.

Личная жизнь

Осенью 1822 года Виктор Гюго знакомится со своей первой и единственной любовью – француженкой Адель Фуше. В отличие от писателя, Адель происходит из аристократической семьи, которая была вынуждена скрываться некоторое время в связи с подозрением в убийстве одного из королей. Тем не менее предков Фуше оправдали, после чего аристократам полностью возвратили их привилегии в обществе.

В этом же году пара тайно поженилась. В браке родилось пять детей: Франсуа-Виктор, Леопольдина, Адель, Леопольд и Шарль. Семья всегда являлась для Гюго опорой и поддержкой. Он всегда стремился к близким и до последней минуты с нежностью вспоминал все моменты, проведенные вместе с родными для него людьми.

Весь мир знает такие его произведения, как "Собор Парижской Богоматери", "Человек, который смеется", "Отверженные", но почему-то не все интересуются биографией Виктора Гюго. А она не менее интересна, чем его шедевры. Ведь нельзя полностью проникнуться и понять творение великого человека, если не знаете то, что происходило в его жизни в тот момент. Конечно, нельзя в пару страниц вместить полную биографию Виктора Гюго, ведь для этого нужно поместить воспоминания его современников, личные письма, различные дневниковые записи. Поэтому ниже будет представлена история его жизни в обобщенном варианте. Биография и творчество Виктора Гюго будут рассматриваться вместе, потому что важные события, которые происходили в жизни писателя, находили отражение в его произведениях.

Детство и юность писателя

Биографию Виктора Мари Гюго следует начать с даты его рождения. Это было 26 февраля 1802 г. Родители будущего литератора придерживались противоположных политических убеждений, что не могло не сказаться на семейных отношениях. Отец Виктора в годы правления Наполеона получил генеральский чин. Мать мальчика была убежденной роялисткой, яро ненавидевшей Бонапарта и поддерживавшей династию Бурбонов.

Гюго-старший был назначен на пост губернатора Мадрида, и в этом городе родители писателя разошлись. Мать, забрав с собою детей, вернулась в Париж. Благодаря материнскому воспитанию Гюго вырос таким же убежденным роялистом. В своих самых ранних стихотворениях он прославляет Бурбонов. В юношеские годы ему близко классическое направление и влияние аристократического романтизма.

Начало творческого пути и реформа во французской поэзии

Важное место в биографии писателя Виктора Гюго занимает участие в преобразовании поэзии. К 1820 г. юный поэт написал уже достаточное количество стихотворений в любимом направлении классицизма. Но он прочитывает сборник Ламартина, и его произведения производят сильное впечатление. Виктор Гюго, восхищенный Шатобрианом и Ламартином, становится приверженцем романтизма.

И в 1820 г. писатель пытается преобразовать поэзию. В чем же суть его реформы? Теперь героем произведений становится деятельный герой, который участвует в мире, где происходят события, в независимости от желаний человека. Гюго любил использовать яркие динамичные природные пейзажи, писатель стремится найти конфликт в самих природных явлениях, а не только между героями, как это было раньше у Ламартина.

Виктор Гюго призывал отказаться от строгого языка классицизма и писать на языке человеческих чувств. Он смело вводил разговорную лексику, различные термины, устаревшие слова, что значительно помогло обогатить стихотворения.

Теоретизация романтизма

Вершиной эпохи французского романтизма стало его "Предисловие к "Кромвелю". Шекспировская драма "Кромвель" в ту эпоху носила новаторский характер, но все равно оставалась недостаточно подходящей для сцены. Но "Предисловие" переломило ход в борьбе двух направлений. В произведении Виктор Гюго рассказывает о своей точке зрения развития литературы. По его мнению, существует три эпохи: время, когда человек создает оды, гимны, то есть лирика; в античную эпоху появляются эпопеи; третий период - это становление христианства.

Именно в последний период, когда показана борьба добра и зла, закономерно появление нового жанра - драмы. В наше время, конечно, такой взгляд на литературное развитие кажется упрощенным и наивным. Но в тот период это имело огромное значение. Эта теория доказывала, что появление романтизма - это естественное явление, которое может показать все контрасты Нового времени.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление - гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой - комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

"Собор Парижской Богоматери"

1831 г. - это важная дата в биографии Виктора Гюго. Это дата связана с написанием им великого произведения "Собор Парижской Богоматери". В романе поднимается тема перехода человека от аскетизма (отказа ото всех человеческих радостей) к гуманизму. Эсмеральда является отражением гуманного общества, которому не чужды прелести земной жизни. Для создания образа прекрасной цыганки писатель применяет гротеск, помещая героиню в низшее общество, на фоне которого она выделялась красотой и добротой.

Представителем аскетизма в романе был Клод Фролло. Он презирал все чувства, не любил людей, тем не менее он не смог совладать со своей страстью к Эсмеральде. Но эта страсть носила разрушительный характер, и не принесла им счастья. Для создания образа Квазимодо гротеск использовался в больших масштабах. В произведении он описывается как настоящий уродец, похожий на химеру, которые украшают собор.

Квазимодо является душой этого места, а в романе "Собор Парижской Богоматери" является символом народа. Конец этой истории вполне предсказуем - Эсмеральда и Квазимодо погибают. И этой развязкой писатель хотел показать, что несмотря на все сопротивление аскетизма, на его место придет эпоха гуманизма.

Изгнание из Франции

В 1848 г. Виктор Гюго участвует в Февральской революции и отказывается поддержать государственный переворот Луи Бонапарта, который провозгласил себя Наполеоном Третьим. В связи с этими событиями Гюго вынужден покинуть Францию. Теперь в его произведениях все больше чувствуется политическая направленность, все чаще звучат обличительные речи. Теперь он стремится в своем творчестве отразить современную действительность, при этом остается верным направлению романтизма.

Разоблачение нового императора в творчестве

В Бельгии Гюго пишет памфлет, направленный против Наполеона Третьего. В понимании писателя - это личность, ничем не заслужившая того общественного положения, которое занимает. Новый император в глазах Гюго был пустым, ограниченным и даже вульгарным человеком. Конечно, следуя всем канонам романтизма, Виктор Гюго преувеличил историческое значение Наполеона Третьего. Что и создало впечатление того, что новый правитель переделывает историю, как ему заблагорассудится.

Находясь на острове Джерси, романист продолжает разоблачать в своих творениях Луи Бонапарта в своем сборнике "Возмездие". До этого Гюго был знаменит своими восхитительными стихотворениями о природе. Но в тот период все раздражало его, в том числе и природа, все казались ему соучастниками Наполеона Третьего. Но вместе с тем, поэт дает довольно точные и меткие характеристики политическим деятелям того времени.

"Отверженные"

Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества - это роман "Отверженные". Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции - все это присутствует в "Отверженных".

Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои - это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.

В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих "Отверженных" является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами. Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека. В "Отверженных", как и в "Соборе Парижской Богоматери", показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.

Возвращение во Францию

4 сентября 1870 г. в тот день, когда Франция была провозглашена Республикой, Виктор Гюго возвращается обратно. В столице общество принимает его как народного героя. В этот период он принимает активное участие в оказании сопротивления прусским захватчикам.

В 1872 г. Виктор Гюго выпускает сборник стихотворений "Грозный Год", который является дневником, написанным в стихах. В нем, кроме произведений, в которых разоблачается император, появляются и лирические стихи. В 1885 г. в самом зените славы не стало великого французского поэта и писателя Виктора Гюго.

Вклад писателя в литературу

Вклад писателя в развитие литературы был огромным - он создавал не только прекрасные произведения, но и занимался теоретическими вопросами. Он стремился вывести французскую поэзию, драматургию на совершенно другой уровень. Литературные принципы, созданные им, на долгие годы стали канонами для других писателей.

Но зачем нужна краткая биография Виктора Гюго для детей? Конечно, политическая подоплека в его творчестве и более глубокое изучение социальных проблем ребятам еще недоступно. Но в его творениях имеются принципы гуманного отношения человека ко всему живому, есть нравственное начало и победа добра.

Виктор Гюго - это одна из величайших личностей, которые были во французской и мировой литературе. Он не только активно развивал поэзию и драматургию, но и участвовал в общественной жизни. И до конца Гюго оставался верен принципам, которые ставили выше всего свободу человека и победу доброго начала.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гюго Виктора

Виктор Мари Гюго − знаменитый литератор XIX столетия, выдающийся теоретик романтизма во Франции.

Детство и юность

Виктор Мари Гюго появился на свет 26.02.1802 г. в городе Безансон, расположенном на юге Франции.

Отцом Виктора был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго, бывший генералом, а родила мальчика Софи Требюше, являвшаяся дочерью судовладельца и придерживавшаяся в отличие от супруга роялистских и вольтерьянских взглядов. Виктор был в этой семье младшим, у него было три старших брата.

В раннем детстве Виктору пришлось пожить в разных местах: в Марселе, на Эльбе, а также на Корсике. Семья бывала подолгу и за границами Франции: в Италии и в Испании, так как этого требовала служба отца семейства, но каждый раз они возвращались в Париж. Эти путешествия и переезды оставили в душе будущего поэта глубокие впечатления и явились основой для его романтического миросозерцания.

В 1813-м мать Виктора, которая была любовницей генерала Виктора Клода Александра Фанно де Лагори, разошлась со своим супругом и обосновалась в Париже, взяв с собой маленького Гюго. Здесь в период 1814-18 годов подросток проходил курс наук в Лицее Людовика Великого.

Начало литературной деятельности

Первой работой, которая продемонстрировала зрелость Виктора Гюго, написанной в жанре беллетристики, стала повесть под названием «Последний день приговорённого к казни». Законченная в 1829-м, но изданная только в 1834-м, эта коротенькая документальная повесть про реально существовавшего убийцу, которого казнили во Франции, отражала остроту социального сознания молодого писателя и заложила прекрасный фундамент для его последующих книг.

Впоследствии сам Гюго расценивал это произведение в качестве предвестника его великолепной и приобрётшей всемирную славу романа-эпопеи о социальной несправедливости современного ему общества, которая называлась «Отверженные» и вышла в печать в 1862-м.

Успех у читающей публики

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однако первым полноценным романом, написанным Виктором Гюго, стала невероятно успешная книга под названием «Собор Парижской Богоматери». Роман был издан в 1831-м и очень быстро завоевал сердца читателей по всей Европе, будучи переведённым на многие европейские языки. Он имел также хотя и побочный, но очень значимый эффект – его публикация привлекла внимание к этому запустелому парижскому собору, после прочтения популярного романа туда устремились тысячи туристов. Роман содействовал также возрождению уважения общественности и администрации Парижа к старым зданиям, их после этого стали сразу активно оберегать и реконструировать.

Другим известнейшим романом Виктора Гюго стал написанный им в 1866-68 годах в Брюсселе роман, названный писателем «Человек, который смеётся». Он начинался с даты 29.01.1690 г., когда при таинственных обстоятельствах в Портленде оказался брошенным маленький ребёнок. Закончив работу 23.08.1868 г., Гюго передал рукопись в издательство Лакруа, которое произвело публикацию частями в период 19.04-08.05.1869 г. Действие в романе охватывает 1688-1705 годы. Готовясь к написанию этой книги, Виктор Гюго собирал в течение долгих месяцев различные материалы, касающиеся истории Англии и относящееся к концу XVII и самому началу XVIII столетия.

Дань поэтическому творчеству

Рано зародившаяся страстность и красноречие принесли ещё в ранние годы творчества успех и славу молодому поэту. Уже в 1822-м, когда Виктору было всего двадцать, вышел в свет первый сборник его стихотворений под названием «Оды и разные стихи». Король Франции Людовик XVIII пожаловал тогда молодому дарованию ежегодное денежное содержание. Стихами нового поэта восхищались вся Франция, отдавая заслуженную дань их спонтанному, поистине юношескому пылу и беглости. За первым собранием поэтических сочинений вскоре последовало второе. Написанные в 1826-м «Оды и баллады» представили Виктора Гюго читающей публике в качестве великолепного поэта, доказавшего, что он в полной мере является настоящим мастером лирики и песенных стихов.

Уже на склоне своих лет Виктор Гюго отдал много душевных сил поэзии. Сборники его стихотворений выходили в это время один за другим. В 1883-м великий литератор завершил свою работу над поистине грандиозным эпосом, плодом его многолетнего труда под названием «Легенда веков». Однако над сборником, названным Гюго «Все струны лиры», прервала работу смерть. В этом незаконченном произведении должен был по замыслу литератора быть представлен полный его поэтический репертуар.

Драматургия

Отметился Виктор Гюго и как популярный драматург. Он работал в период 1830-34 годов практически только для театра. В 1830-м зрители с восторгом приняли его пьесу «Эрнани», хотя она и вызвала много споров в среде театральных критиков, часть из которых не приняла новаторского подхода, реализованного Гюго в этом произведении. Пьесы Гюго даже запрещались, как, например, знаменитые «Марион Делорм» или «Король забавляется», но позже шли с неизменным успехом в «Комеди Франсэз».

Общественная деятельность

В 1841-м Виктор Гюго стал действительным членом Французской академии, получил звание пэра в 1845-м, в 1848-м литератора избрали в Национальное собрание Франции. Виктор Гюго не принял государственный реставрационный переворот, произошедший 1851-м. Литератор покинул Францию, он долгое время пребывал в изгнании. Вернулся Виктор на родину только в 1870-м, а уже в 1876-м его избрали в сенат.

Личная жизнь

В 1822-м Виктор Гюго взял в жёны Адель Фуше, с которой и прожил в полном согласии и любви до конца своих дней. В семье родились три мальчика и две девочки. Первый сын Леопольд родился в 1823, но умер младенцем. Родившаяся в 1824-м Леопольдина, как и её два брата Шарль и Франсуа-Виктор, которые появились на свет в 1824-м и 1828-м, хотя и прожили довольно долго, но тоже не пережили отца, и только последняя дочь Адель, родившаяся в 1830-м, дожила до 1915-го.

Смерть и память

Весной 1885-го, кода на дворе был цветущий май, Виктор Мари Гюго тяжело заболел и умер в собственном доме 22-го числа. Французское государство устроило пышные похороны этому великому человеку. Они были не только возвышенной данью уважения сограждан, но и явились апофеозом прославления традиций Французской Республики. Прах Гюго был погребён в Пантеоне.

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры