Куприн ранние годы. Александр Куприн: биография, творчество и интересные факты из жизни

Главная / Чувства

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Александр Куприн

русский писатель, переводчик

Краткая биография

Родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына. Мать - Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошли ранние годы и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию.

В 1887 году был зачислен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою военную юность в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение - рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии, в Проскурове. Четыре года служил офицером, военная служба дала ему богатый материал для будущих произведений.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна есть несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы первого созыва от Санкт-Петербургской губернии.

В годы между двумя революциями Куприн опубликовал цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) и др., повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году с семьёй поселился в Гатчине.

После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму», было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Отречение Николая II Куприн встретил в Гельсингфорсе, где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину работал редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», «Петроградский листок», симпатизировал эсерам.

В 1917 году завершил работу над повестью «Звезда Соломона», в которой, творчески переработав классический сюжет о Фаусте и Мефистофеле, поднял вопросы о свободе воли и роли случая в человеческой судьбе.

После Октябрьского переворота писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор, Куприн эмигрирует во Францию. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это же время перевёл драму Ф. Шиллера «Дон Карлос». В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

В декабре 1918 года имел личную встречу с В. И. Лениным по вопросу организации новой газеты для крестьян «Земля», который одобрил идею, но проект был «зарублен» председателем Моссовета Л. Б. Каменевым.

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.

После поражения Северо-Западной армии находится в Ревеле, с декабря 1919 - в Гельсингфорсе, с июля 1920 - в Париже.

В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину. Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову. Ежов направил записку Потёмкина в Политбюро ЦК ВКП(б), которое 23 октября 1936 года приняло решение: «разрешить въезд в СССР писателю А. И. Куприну» (проголосовали «за» И. В. Сталин, В. М. Молотов, В. Я. Чубарь и А. А. Андреев; воздержался К. Е. Ворошилов).

Советская пропаганда пыталась создать образ раскаявшегося писателя, вернувшегося, чтобы воспевать счастливую жизнь в СССР. По утверждениям Л. Рассказовой, во всех служебных записках советских чиновников зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать. Предположительно, опубликованная в июне 1937 году в газете «Известия» за подписью Куприна статья «Москва родная» была на самом деле написана приставленным к Куприну журналистом Н. К. Вержбицким. Публиковалось также интервью с женой Куприна Елизаветой Морицевной, которая рассказывала, что писатель восхищён всем увиденным и услышанным в социалистической Москве.

Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

Библиография

Произведения Александра Куприна

Издания

  • А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в восьми томах. - СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912.
  • А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в девяти томах. - СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912-1915.
  • А. И. Куприн . Избранное. Т. 1-2. - М.: Гослитиздат, 1937.
  • А. И. Куприн. Рассказы. - Л.: Лениздат, 1951.
  • А. И. Куприн. Сочинения в 3 т. - М.: Гослитиздат, 1953, 1954.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 6 тт. - М.: Художественная литература, 1957-1958.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Правда, 1964.
  • А. И. Куприн . Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Художественная литература, 1970-1973.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 5 тт. - М.: Правда, 1982.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 6 тт. - М.: Художественная литература, 1991-1996.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 11 тт. - М.: Терра, 1998. - ISBN 5-300-01806-6.
  • А. И. Куприн. Париж интимный. - М., 2006. - ISBN 5-699-17615-2.
  • А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в 10 тт. - М.: Воскресенье, 2006-2007. - ISBN 5-88528-502-0.
  • А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. - М.: Книговек (Литературное приложение «Огонёк»), 2010. - ISBN 978-5-904656-05-8.
  • А. И. Куприн. Гранатовый браслет. Повести. / Сост. И. С. Веселовой. Вступ. ст. А. В. Карасёва. - Харьков; Белгород: Клуб Семейного Досуга, 2013. - 416 с.: ил. - (Серия «Великие шедевры мировой классики»). - ISBN 978-5-9910-2265-1
  • А. И. Куприн. Голос оттуда // «Роман-газета», 2014. - № 4.

Киновоплощения

  • Гранатовый браслет (1964) - Григорий Гай
  • Воздухоплаватель (1975) - Армен Джигарханян
  • Белый снег России (1980) - Владимир Самойлов
  • Куприн (2014) - Михаил Пореченков

Память

  • Именем Куприна в России названы 7 населённых пунктов и 35 улиц и переулков в городах и сёлах России, 4 из них - в Пензенской области (в Пензе, Наровчате, Нижнем Ломове и Каменке).
  • В селе Наровчат Пензенской области, на родине Куприна, 8 сентября 1981 года открыт единственный в мире дом-музей Куприна и установлен первый в России памятник писателю (мраморный бюст работы скульптора В. Г. Курдова). В открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя - Ксения Александровна Куприна (1908-1981).
  • В Вологодской области, селе Даниловском Устюженского района находится музей-усадьба Батюшковых и Куприна, где есть несколько подлинных вещей писателя.
  • В Гатчине имя Куприна носят центральная городская библиотека (с 1959 года) и одна из улиц микрорайона Мариенбург (с 1960 года). Также в 1989 году в городе установлен бюст-памятник Куприну работы скульптора В. В. Шевченко.
  • На Украине в честь А. И. Куприна названы крупные улицы в городах Донецк, Мариуполь, Кривой Рог, а также улицы в городах Одесса, Макеевка, Хмельницкий, Сумы и некоторых других.
  • В Киеве, на доме № 4 по ул. Сагайдачного (Подол, бывшая Александровская), где в 1894-1896 годах жил писатель, в 1958 году была открыта мемориальная доска. Именем Куприна названа улица в Киеве.
  • В Санкт-Петербурге на месте ресторана «Вена», в котором часто бывал А. И. Куприн, находится мини-отель «Старая Вена», один из номеров которого полностью посвящён писателю. Там же находятся раритетные дореволюционные издания его книг и множество архивных фотографий.
  • В 1990 году в Балаклаве было установлено мемориальное обозначение в районе дачи Ремизова, на которой дважды жил Куприн. В 1994 году имя писателя получила балаклавская библиотека № 21 на набережной. В мае 2009 года был открыт памятник Куприну скульптора С. А. Чижа.
  • В Коломне писателю установлена мемориальная доска.
  • В 2014 году снят сериал «Куприн» (режиссёры Влад Фурман, Андрей Эшпай, Андрей Малюков, Сергей Кешишев).
  • Именем Александра Куприна назван один из переулков города Рудного (Кустанайская область, Казахстан).

Объекты, связанные с именем А. И. Куприна в Наровчате

Семья

  • Давыдова (Куприна-Иорданская) Мария Карловна (25 марта 1881-1966) - первая жена, приёмная дочь виолончелиста Карла Юльевича Давыдова и издательницы журнала «Мир Божий» Александры Аркадьевны Горожанской (свадьба состоялась 3 февраля 1902 года, развод в марте 1907 года, однако официально документы о разводе были получены только в 1909 году). Впоследствии - жена государственного деятеля Николая Ивановича Иорданского (Негорева). Оставила воспоминания «Годы молодости» (в том числе, о времени совместной жизни с А. И. Куприным) (М.: «Художественная литература», 1966).
    • Куприна, Лидия Александровна (3 января 1903-23 ноября 1924) - дочь от первого брака. Окончила гимназию. В шестнадцать лет вышла замуж за некоего Леонтьева, но уже через год развелась. В 1923 году вышла замуж за Бориса Егорова. В начале 1924 года родила сына Алексея (1924-1946) и вскоре разошлась с мужем. Когда сыну было десять месяцев, скончалась. Алексей воспитывался у своего отца, в дальнейшем участвовал в Великой Отечественной войне в звании сержанта, умер от заболевания сердца, явившегося последствием контузии, полученной на фронте.
  • Гейнрих Елизавета Морицовна (1882-1942) - вторая жена (с 1907 года, обвенчались 16 августа 1909 года). Дочь пермского фотографа Морица Гейнриха, младшая сестра актрисы Марии Абрамовой (Гейнрих). Работала сестрой милосердия. Покончила с собой во время блокады Ленинграда.
    • Куприна Ксения Александровна (21 апреля 1908-18 ноября 1981) - дочь от второго брака. Модель и актриса. Работала в Доме моды Поля Пуаре. В 1958 году переехала из Франции в СССР. Играла в театре А. С. Пушкина в Москве. Оставила свои воспоминания «Куприн - мой отец». Похоронена вместе с родителями.
    • Куприна, Зинаида Александровна (6 октября 1909-1912) - дочь от второго брака, умерла от воспаления легких. Похоронена на Гатчинском кладбище.

Дочь писателя Ксения и его внук Алексей Егоров умерли бездетными, поэтому к настоящему времени прямых потомков писателя не осталось.

  • Софья Ивановна Можарова (урождённая Куприна) (1861-1919 или 22 год), сестра, жена Можарова Ивана Александровича(1856-?). Последние годы жизни проживала в городе Сергиев Посад.
  • Георгий Иванович Можаров (14.12.1889-1943), племянник


Русский писатель Александр Иванович Куприн (1870―1938 гг) родился в г. Наровчат Пензенской губернии. Человек трудной судьбы, кадровый военный, затем журналист, эмигрант и «возвращенец» Куприн известен как автор произведений, вошедших в золотую коллекцию русской литературы.

Этапы жизни и творчества

Куприн родился в небогатой дворянской семье 26 августа 1870 года. Его отец работал секретарем в областном суде, мать происходила из знатного рода татарских князей Кулунчаковых. Кроме Александра в семье росли две дочери.

Жизнь семьи резко изменилась, когда через год после рождения сына от холеры умер глава семейства. Мать, коренная москвичка, стала искать возможность вернуться в столицу и как-то устроить жизнь семьи. Ей удалось найти место с пансионом в Кудринском вдовьем доме в Москве. Здесь прошли три года жизни маленького Александра, после чего в возрасте шести лет он был отдан в сиротский пансион. Атмосферу вдовьего дома передает рассказ «Святая ложь» (1914), написанный уже зрелым писателем.

Мальчик был принят на учебу в Разумовский сиротский пансион, затем, после его окончания, продолжил учебу во Втором Московском кадетском корпусе. Судьба, кажется, распорядилась быть ему военным. И в раннем творчестве Куприна тема армейских будней, взаимоотношений среди военных поднимается в двух рассказах: «Прапорщик армейский» (1897), «На переломе (Кадеты)» (1900). На пике своего литературного таланта Куприн пишет повесть «Поединок» (1905). Образ ее героя, подпоручика Ромашова, по словам писателя, списан с него самого. Выход в свет повести вызвал большую дискуссию в обществе. В армейской среде произведение было воспринято негативно. В повести показана бесцельность, мещанская ограниченность жизни военного сословия. Своеобразным завершением дилогии «Кадеты» и «Поединок» стала автобиографическая повесть «Юнкера», написанная Куприным уже в эмиграции, в 1928-32 годах.

Склонному к бунтарству Куприну армейская жизнь была совершенно чужда. Отставка с военной службы совершилась в 1894 году. К этому времени в журналах стали появляться первые рассказы писателя, пока еще не замеченные широкой публикой. После оставления военной службы начались скитания в поисках заработка и жизненных впечатлений. Куприн пробовал найти себя во многих профессиях, но полезным для начала занятий профессиональной литературной работой стал опыт журналистики, приобретенный в Киеве. Последующие пять лет ознаменованы появлением лучших произведений автора: рассказов «Куст сирени» (1894), «Картина» (1895), «Ночлег» (1895), «Барбос и Жулька» (1897), «Чудесный доктор» (1897), «Брегет» (1897), повести «Олеся» (1898).

Капитализм, в который вступает Россия, обезличивал рабочего человека. Тревога перед лицом этого процесса приводит к возникновению волны рабочих бунтов, которые поддерживает интеллигенция. В 1896 году Куприн пишет повесть «Молох» ― произведение большой художественной силы. В повести бездуховная мощь машины ассоциируется с древним божеством, которое требует и получает в качестве жертвы человеческие жизни.

«Молох» написан Куприным уже по возвращению в Москву. Здесь, после скитаний, писатель обретает дом, входит в писательский круг, знакомится и тесно сходится с Буниным, Чеховым, Горьким. Куприн женится и в 1901 г. переезжает с семьей в Петербург. В журналах печатают его рассказы «Болото» (1902), «Белый пудель» (1903), «Конокрады»(1903). В это время писатель активно занят общественной жизнью, он кандидат в депутаты Государственной думы 1-го созыва. С 1911 г. вместе с семьей живет в Гатчине.

Творчество Куприна между двумя революциями ознаменовано созданием повестей о любви «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911), отличающихся своим светлым настроением от произведений литературы тех лет других авторов.

В период двух революций и гражданской войны Куприн ищет возможность быть полезным обществу, сотрудничает, то с большевиками, то с эсерами. 1918 год стал переломным в жизни писателя. Он эмигрирует с семьей, живет во Франции и продолжает активно работать. Здесь, кроме романа «Юнкера», были написаны рассказ «Ю-ю» (1927 г.), сказка «Синяя звезда»(1927г.), рассказ «Ольга Сур» (1929г.), всего более двадцати произведений.

В 1937 году, после разрешения на въезд, одобренного Сталиным, уже очень больной писатель возвращается в Россию и поселяется в Москве, где через год после возвращения из эмиграции Александр Иванович умирает. Похоронен Куприн в Ленинграде на Волковском кладбище.

Знаменитый русский писатель, классик русской литературы.

Дата и место рождения – 7 сентября 1870 г., Наровчатский район, Пензенская губерния, Российская империя.

Самые интересные факты из жизни Куприна. Чтобы узнать о Куприне, мы именно для вас сделали этот пост, где в фактах собрана вся жизнь русского писателя.

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (сейчас Пензенская область) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына.

Куприн любил по-собачьи нюхать людей, окружавших его.

Гранатовый браслет

Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. Основана на реальных событиях.

В день своих именин княгиня Вера Николаевна Шеина получила от своего давнего анонимного поклонника в подарок золотой браслет, с пятью крупными гранатами-кабошонами густо-красного цвета, окружающими зелёный камень - гранат редкого сорта. Будучи замужней женщиной, она посчитала себя не вправе получать какие-либо подарки от посторонних мужчин.

Её брат, Николай Николаевич, помощник прокурора, вместе с князем Василием Львовичем нашёл отправителя. Им оказался скромный чиновник Георгий Желтков. Много лет назад он случайно на цирковом представлении увидел в ложе княгиню Веру и влюбился в неё чистою и безответною любовью. Несколько раз в год, на большие праздники он позволял себе писать ей письма.

Мать - Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошли ранние годы и отрочество будущего писателя.

У Александра Ивановича были татарские корни, и он этим гордился.

В шесть лет мальчик был отдан в Московскую Разумовскую школу, откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Вторую Московскую военную гимназию.

Куприн всегда вел себя мягко и вежливо с представительницами женского пола, а также дерзко и резко с особями мужского пола.

В 1887 году был зачислен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою военную юность в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Повесть Александра Ивановича Куприна. Одно из первых крупных произведений Куприна, написано в 1898 году и в том же году опубликовано в газете «Киевлянин». По признанию автора – это одно из самых его любимых произведений. Главная тематрагическая любовь городского барина Ивана Тимофеевича и молодой девушки Олеси, обладающей необычными способностями.

Куприну нравилось во время опьянения ссориться со всеми, кто попадется ему под руку.

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии, в Проскурове. Четыре года служил офицером.

Александр Иванович Куприн до того момента, пока стал известным писателем, поменял около 10 профессий.

В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание».

В основе «Гранатового браслета», написанного Куприным, лежит история, которую он услышал в детстве

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

Повесть Александра Куприна о проституции. В Ямской слободе (называемой просто «Яма») некоторого южного города на Большой и Малой Ямских улицах существует ряд открытых публичных домов.

В Ямской слободе (называемой просто «Яма») некоторого южного города на Большой и Малой Ямских улицах существует ряд открытых публичных домов. Речь идёт о заведении Анны Марковны Шойбес, которое было не из шикарных, но и не из низкосортных, конкуренция с заведением Треппеля. Описывается типичный уклад жизни местных проституток, лишённых паспортов, попытка «спасения» Любки, одной из девушек, заканчивающаяся отказом от неё и её возвращением в публичный дом.

Одной из главных сюжетных линий можно назвать историю одной из проституток Ямы - Жени, обладавшей наиболее ярким характером (гордая и злая - охарактеризует её Платонов). Когда клиент заразил её сифилисом, то в начале она, не пожелав лечиться, хотела ради мести заразить как можно больше мужчин, но пожалев мальчишку-кадета, который единственно был с ней вежлив, она, «исповедавшись» репортёру Платонову, повесилась. Тут важно, что проституткам давали вымышленные, «красивые» имена, и только когда Женька повесилась, автор называет её настоящее имя - Сусанна Райцына - что можно воспринять как некое олицетворение освобождения.

В 1909 году ему удалось получить премию за трехтомник.

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое напечатанное произведение - рассказ «Последний дебют» (1889).

Куприн принимал участие в военном восстании матросов, проходившем в Севастополе.

1890-1900 годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

Куприна часто называли «самым чутким носом России».

В годы между двумя революциями Куприн опубликовал цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) и др., повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году с семьёй поселился в Гатчине.

Поединок

Повесть Александра Ивановича Куприна, опубликованная в 1905 году. В повести описывается история конфликта молодого подпоручика Ромашова со старшим офицером, развивающегося на фоне столкновения романтического мировоззрения интеллигентного юноши с миром захолустного пехотного полка, с его провинциальными нравами, муштрой и пошлостью офицерского общества. Самое значительное произведение в творчестве Куприна.

Куприн отличался чрезмерной ленью.

После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы. В ноябре 1914 года был мобилизован и направлен в ополчение в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.

До самой смерти Куприну приходилось заниматься «черной работой журналистики».

В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму», было привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».

Русская душа

В книгу А.И.Куприна (1870-1938) вошли произведения разных лет, в том числе такие признанные шедевры, как “Чудесный доктор”, “Белый пудель”, “Листригоны”, “Скрипка Паганини”.

.Куприн написал больше, чем 20 знаменитых на сегодня произведений.

В 1917 году завершил работу над повестью «Звезда Соломона», в которой, творчески переработав классический сюжет о Фаусте и Мефистофеле, поднял вопросы о свободе воли и роли случая в человеческой судьбе.

Куприну нравилось надевать на себя расписной халат и тюбетейку, потому что это подчеркивало его татарское происхождение.

После Октябрьского переворота писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор, Куприн эмигрирует во Францию. Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном М. Горьким. В это же время перевёл драму Ф. Шиллера «Дон Карлос». В июле 1918 года после убийства Володарского был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.

Роман русского писателя А. И. Куприна, написанный в 1928-1932-х годах. Является продолжением повести «На переломе». Сначала были напечатаны отдельные главы в газете «Возрождения». В 1933 году печатается отдельным изданием.

Куприн старался описывать лишь положительные черты собственных героев.

После поражения Северо-Западной армии находится в Ревеле, с декабря 1919 - в Гельсингфорсе, с июля 1920 - в Париже.

Фамилия известного писателя произошла от названия реки в Тамбовской губернии.

В 1937 году по приглашению правительства СССР Куприн вернулся на родину. Возвращению Куприна в Советский Союз предшествовало обращение полпреда СССР во Франции В. П. Потёмкина 7 августа 1936 года с соответствующим предложением к И. В. Сталину (который дал предварительное «добро»), а 12 октября 1936 года - с письмом к наркому внутренних дел Н. И. Ежову.

Александр Иванович Куприн очень любил животных и посвятил им многие свои произведения. “Ни разу не видел, чтобы Куприн прошёл мимо пса на улице и не остановился, чтобы его не погладить”, – вспоминает один из друзей писателя. Все животные, ставшие героями его рассказов, существовали на самом деле: одни жили в доме самого писателя или его приятелей, о судьбе других он узнавал из газет. Любимцем Куприна был Сапсан – красивый и мощный пёс древней меделянской породы. Эта книга научит детей с любовью и вниманием относиться к братьям нашим меньшим, ценить их преданность и привязанность к человеку. Выразительные иллюстрации Михаила Соломоновича Майофиса прекрасно дополняют трогательную и добрую историю о верном друге Сапсане.

Первой супругой Куприна была Марья Карловна Давыдова, приемная дочка издательницы.

Советская пропаганда пыталась создать образ раскаявшегося писателя, вернувшегося, чтобы воспевать счастливую жизнь в СССР. По утверждениям Л. Рассказовой, во всех служебных записках советских чиновников зафиксировано, что Куприн слаб, болен, неработоспособен и не в состоянии ничего писать.

Куприну приходилось работать санитаром в морге.

Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

От второго брака у Куприна была маленькая дочь Ксения. Она работала манекенщицей.

Источник-интернет

А.И. Куприн – яркий представитель русского критического реализма, чье творчество пришлось на сложнейшие пред- и послереволюционные годы XX в.

Писатель Куприн Александр Иванович (1870 - 1938).

Юные годы

Александр родился в небольшом городке Наровчате (сегодня это – Пензенская область) 26.08.1870 г. Он очень рано осиротел (отец умер, когда ребенку исполнился год; для матери с маленьким сыном наступил период немалых материальных затруднений). Мать сумела дать Саше образование: переехав в Москву, он учился в Московском Разумовском пансионе.

В 1887 г. Александр был принят в число учащихся Александровского военного училища. Годы учебы стали для него периодом накопления опыта и первых литературных трудов. В 1889 г. он опубликовал рассказ, которому дал название «Последний дебют».

Бурная молодость и начало зрелости

После учебы около 4 лет Куприн служил в Днепровском пехотному полку, а потом, выйдя в отставку, путешествовал по югу России и пробовал себя в различных профессиях: от грузчика до зубного врача. В это время он уже начинает активно писать. Выходят повесть «Молох», повесть «Олеся», ставшие впоследствии классикой рассказы «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Из-под пера писателя вышла доставившая ему литературную славу повесть «Поединок».

В годы Первой Мировой Куприн открыл в собственном доме военный госпиталь, участвовал в боевых действиях. Интересовался политикой, по своим взглядам был близок к эсерам.

Эмиграция и возвращение на Родину

Октябрьскую революцию Куприн не принял, примкнул к Белому движению, в 1919 г. эмигрировал. В течение 17 лет жил в Париже, продолжая работать. Одно из самых значительных произведений этого периода – повесть «Юнкера», основанная на воспоминаниях. Болезни, нищета, ностальгия по России вынуждают писателя в 1937 г. вернуться в Советский Союз. Но ему оставался всего год жизни – Александр Иванович скончался 25 августа 1938 г.

Его произведения, герои которых – представители небогатой интеллигенции и простого народа – не потеряли актуальности и в наше время. Герои Куприна любят жизнь, пытаются выстоять, противостоять окружающему цинизму и пошлости. Они живут в естественном, меняющемся мире, где вечно переплетаются и ведут друг с другом нескончаемый спор Добро и Зло.

Информация о Куприне кратко.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры