Женские образы в романе доктор живаго пастернака сочинение. Временное и вечное в персонажах русской литературы: Е

Главная / Измена жены
  • Любовь взаймы» и гуманистические идеи доктора Равика в романе «Триумфальная арка».
  • Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: жанр, проблематика, система образов, своеобразие подачи материала.
  • Своеобразие жанра и композиции романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Образы Мастера и Маргариты
  • В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя - Юрия Андреевича Живаго.
    Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. Примечательно, что вначале «Доктор Живаго» назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов, помимо мальчиков, здесь появляются девочки - Надя, Тоня. Вторая часть романа открывается главой «Девочка из другого круга» - появляется Лариса Гишар. В конце мы знакомимся с еще одним образом - третьей жены Живаго, Марины.
    Тоня Громеко стала первой женой героя. Мы знаем, что они выросли вместе, дружили с детства. Но в один прекрасный момент Юрий вдруг обнаружил, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
    Тоня была простой, трогательной, знакомой и родной. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Мы помним, что перед смертью Анна Ивановна, мать Тони, благословила Юрия и свою дочь на брак: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»
    Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».
    Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни.
    Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой – Ларисе Гишар, Ларе.
    «Лара была самым чистым существом на свете», - говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.
    Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.
    Но проходит время. Уже повзрослев, герои вновь встречаются на званом вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви – знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ.
    Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей Комаровского, но и в ненавистное, навязанное извне, существование.
    Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.
    Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Эта женщина появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
    Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна - «представительница самой жизни, самого существования».
    Но внутри героини живет трагедия, надлом: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».
    Лариса не только любящая женщина. Она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским.
    Но, по моему мнению, Лара так и не простила себе этот поступок. Возможно именно поэтому, вернувшись из Иркутска и узнав о смерти Юрия Живаго, она вдруг говорит о своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна».
    Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
    Но в жизни Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина. Любовь к ней – некий компромисс героя с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах».
    Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».
    Чем-то эта героини напоминает Агафью Пшеницыну из романа Гончарова «Обломов». Пшеницына также поддержала Обломова в последние годы его жизни, дала ему уют и тепло, в котором Илья Ильич так нуждался. Конечно, это не была святая любовь, а всего лишь уютное существование. Но иногда оно бывает необходимее всего.
    Таким образом, через весь роман «Доктор Живаго» проходят три женских образа, связанных с фигурой главного героя – Юрия Живаго. Тоня, Лара, Марина… Такие разные, но сумевшие, каждая по-своему, поддержать героя, подарить ему свою любовь, стать его спутницей на определенном этапе жизни.

    В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя - Юрия Андреевича Живаго.
    Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. Примечательно, что вначале «Доктор Живаго» назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов, помимо мальчиков, здесь появляются девочки - Надя, Тоня. Вторая часть романа открывается главой «Девочка из другого круга» - появляется Лариса Гишар. В конце мы знакомимся с еще одним образом - третьей жены Живаго, Марины.
    Тоня Громеко стала первой женой героя. Мы знаем, что они выросли вместе, дружили с детства. Но в один прекрасный момент Юрий вдруг обнаружил, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
    Тоня была простой, трогательной, знакомой и родной. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Мы помним, что перед смертью Анна Ивановна, мать Тони, благословила Юрия и свою дочь на брак: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»
    Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».
    Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни.
    Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой – Ларисе Гишар, Ларе.
    «Лара была самым чистым существом на свете», - говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.
    Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.
    Но проходит время. Уже повзрослев, герои вновь встречаются на званом вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви – знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ.
    Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей Комаровского, но и в ненавистное, навязанное извне, существование.
    Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.
    Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Эта женщина появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
    Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна - «представительница самой жизни, самого существования».
    Но внутри героини живет трагедия, надлом: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».
    Лариса не только любящая женщина. Она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским.

    >Характеристики героев Доктор Живаго

    Характеристика героя Антонина

    Антонина – жена Юрия Андреевича Живаго и мать двух его детей; дочь Александра Александровича и Анны Ивановны Громеко. Юра и Тоня дружат с самого детства. Когда у него умерли родители, дядя Н. Н. Веденяпин отдал его на воспитание интеллигентной и порядочной семье Громеко. Так он и рос бок о бок с Тоней, а со временем женился на ней, так как другой жизни для себя не представлял. Анна Ивановна еще при жизни соединили их руки и благословила их на крепкий союз. Однако, как известно, мы предполагаем, а Бог располагает. Брак доктора Живаго с Антониной оказался настолько спокойным и размеренным, что вскоре положительные заряды стали отталкиваться друг от друга.

    Молодые люди отдалились, несмотря на то, что у них уже был сын. Юра стал тянуться к женщине, с которой судьба его не раз сталкивала в Москве, к Ларисе Гишар (Антиповой) . У нее тоже не сложилась личная жизнь, так как муж Павел считал, что она вышла замуж только из сострадания к нему и к его «детской» любви. Так в романе Пастернака образовалось два любовных треугольника, хотя на деле их было больше. Об отношениях Ларисы с мужем Тоня быстро узнала, но не стала вмешиваться. Она все также продолжала любить Юру и старалась угадывать его мимолетные желания и прихоти. Если ему нужно было побыть одному, она участливо это принимало. Если он хотел помолчать и поразмышлять, она никогда ему не мешала.

    Так в один из вечеров, когда он с Тоней направлялся на ёлку к друзьям, в его голове родились строки: «Свеча горела на столе, Свеча горела…» Позже они легли в основу его стихотворения «Зимняя ночь». В Ларисе Тоня видела полную свою противоположность. Если она родилась, чтобы упрощать жизнь и искать правильный выход, то у Лары была друга миссия­ осложнять ее и сбивать с пути. Так она видела сложившуюся ситуацию и была в чем-то права. Дочь от Тони Юрий Андреевич так и не увидел, так как она с детьми эмигрировала во Францию. Перед отъездом она написала ему письмо, в котором обещала воспитывать детей с полным почтением к отцу.

    В романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак изобразил удивительные истории любви, переплетающиеся в жизни главного героя - Юрия Андреевича Живаго.
    Тема любви в произведении, безусловно, связана с женскими образами. Примечательно, что вначале «Доктор Живаго» назывался «Мальчики и девочки». Действительно, с первых же эпизодов, помимо мальчиков, здесь появляются девочки - Надя, Тоня. Вторая часть романа открывается главой «Девочка из другого круга» - появляется Лариса Гишар. В конце мы знакомимся с еще одним образом - третьей жены Живаго, Марины.
    Тоня Громеко стала первой женой героя. Мы знаем, что они выросли вместе, дружили с детства. Но в один прекрасный момент Юрий вдруг обнаружил, что «Тоня, этот старинный товарищ, эта понятная, не требующая объяснений очевидность, оказалась самым недосягаемым и сложным из всего, что мог себе представить Юра, оказалась женщиной».
    Тоня была простой, трогательной, знакомой и родной. Она, казалось, была предназначена Живаго самой судьбой. Мы помним, что перед смертью Анна Ивановна, мать Тони, благословила Юрия и свою дочь на брак: «Если я умру, не расставайтесь. Вы созданы друг для друга. Поженитесь. Вот я и оговорила вас…»
    Возможно, именно эти слова и заставили Юру, да и Тоню тоже, по-новому отнестись друг к другу. Между ними вспыхнуло влечение, влюбленность. Это было первое чувство в жизни героев: «Платок издавал смешанный запах мандариновый кожуры и разгоряченной Тониной ладони, одинаково чарующий. Это было что-то новое в Юриной жизни, никогда не испытанное и остро пронизывающее сверху донизу».
    Мы видим, что первое восприятие Тони было у Живаго скорее чувственным, чем эмоциональным. Я думаю, что именно таким отношение героя к своей жене и осталось на протяжении всей их совместной жизни.
    Любовь Юрия к Тоне была тихой, чистой и, в какой-то степени, благодарной. Ведь эта женщина, добрая, понимающая, искренняя, была жизненной опорой Юрия Живаго. Однако, при всей своей любви к этой женщине, герой испытывает чувство вины. Можно сказать, что его светлое чувство было омрачено одной тяжестью – виной за любовь к другой – Ларисе Гишар, Ларе.
    «Лара была самым чистым существом на свете», - говорит об этой героине автор. Она воспитывалась в небогатой семье, поэтому была вынуждена давать уроки, ухаживать за матерью, терпеть ласки наглого богача Комаровского.
    Долгое время Лариса и Живаго встречаются лишь мимолетно, вскользь, случайно, не замечая друг друга. Причем, каждая новая их встреча происходит на новом жизненном этапе героев.
    Но проходит время. Уже повзрослев, герои вновь встречаются на званом вечере. Знаменателен момент, когда снежною, морозной зимой Юра видит в незнакомом окне свечу и не может оторвать от нее глаз. Это была комната Лары. А свеча впоследствии станет символом их любви – знаком вечного духовного, спасительного огня, священной страсти двух душ.
    Во время встречи с Ларой на балу Юра шокирован ее поступком: измученная девушка стреляет не только в ненавистного ей Комаровского, но и в ненавистное, навязанное извне, существование.
    Судьба сводит героев во время страшных испытаний – революции и гражданской войны. Оба героя несвободны: у Юрия своя семья, дети, которых он нежно любит. Лара замужем. Но их соединение неизбежно, их души тянутся друг к другу в поисках спасения от ужасов и катастроф страшного мира.
    Лара дает герою свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. Эта женщина появляется перед Юрием Андреевичем то в образе лебедя, то рябины, и, в конце концов, становится понятно, что для главного героя Лара – воплощение самой природы: «Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекая все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…».
    Для Живаго Лара – воплощение женственности, воплощение его идеала, символ России. Эта женщина хороша, по мнению героя, «той бесподобно чистой и стремительной линией, какою вся она одним махом была обведена кругом снизу доверху творцом». Для главного героя романа Лариса Федоровна - «представительница самой жизни, самого существования».
    Но внутри героини живет трагедия, надлом: «Я – надломленная, я с трещиной на всю жизнь. Меня преждевременно, преступно рано сделали женщиной, посвятив в жизнь с наихудшей стороны».
    Лариса не только любящая женщина. Она еще и заботливая мать. Когда героиня начинает чувствовать скорый арест, то, в первую очередь, думает о судьбе своей дочери: «Что тогда будет с Катенькой? Я мать. Я должна предупредить несчастье и что-то придумать». Возможно, именно это заставляет женщину бежать на Дальний Восток с Комаровским.
    Но, по моему мнению, Лара так и не простила себе этот поступок. Возможно именно поэтому, вернувшись из Иркутска и узнав о смерти Юрия Живаго, она вдруг говорит о своей страшной вине: «Нет душе покоя от жалости и муки. Но я ведь не говорю, не открываю главного. Назвать этого я не могу, не в силах. Когда я дохожу до этого места своей жизни, у меня шевелятся волосы на голове от ужаса. И даже, знаешь, я не поручусь, что я совсем нормальна».
    Финал жизни этой героини страшен. Однажды уйдя из дому, Лариса больше не возвращается: «Видимо, ее арестовали на улице, и она умерла или пропала неизвестно где…в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера».
    Но в жизни Живаго была и еще одна женщина – его третья жена Марина. Любовь к ней – некий компромисс героя с жизнью: «Юрий Андреевич иногда в шутку говорил, что их сближение было романом в двадцати ведрах, как бывают романы в двадцати главах или двадцати письмах».
    Марину отличала покорность и полное подчинение интересам Юрия Андреевича. Она прощала доктору все его странности, «к этому времени образовавшиеся причуды, капризы опустившегося и сознающего свое падение человека».
    Чем-то эта героини напоминает Агафью Пшеницыну из романа Гончарова «Обломов». Пшеницына также поддержала Обломова в последние годы его жизни, дала ему уют и тепло, в котором Илья Ильич так нуждался. Конечно, это не была святая любовь, а всего лишь уютное существование. Но иногда оно бывает необходимее всего.
    Таким образом, через весь роман «Доктор Живаго» проходят три женских образа, связанных с фигурой главного героя – Юрия Живаго. Тоня, Лара, Марина… Такие разные, но сумевшие, каждая по-своему, поддержать героя, подарить ему свою любовь, стать его спутницей на определенном этапе жизни.

    Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.

    Писатель представляет Антонину в образе верной, чувственной, любящей женщины, восприимчивой к гармонии и доброте, подарившей доктору Живаго двоих детей и получившую юридическое образование.

    Юрий Андреевич воспитывается родителями Антонины с раннего детства, поэтому дети знакомы и дружны с детских лет. Умирая, мама Тони благословляет молодых людей, между которыми вспыхнули страстные чувства первой влюбленности, на брак, считая их крепкой и удачной парой. Любовь Живаго к Антонине описывается в виде тихих, чистых и благодарных оттенках. Антонина для Юрия является простой, но очень трогательной девушкой, знакомой и родной до кончиков пальцев.

    Вскоре Антонина становится опорой в жизни доктора Живаго, понимающей, искренней, доброй женой, с которой Юрий проживает спокойную и размеренную жизнь. Причиной их счастливого существования является кроткая натура обоих супругов и родственность душ. Юрий Андреевич воспринимает Антонину как старинного товарища, родного человека, представляющего собой идеальную жену, поддерживающую во всем супруга, воспитывающей их прекрасного сына.

    Супружеская жизнь Живаго в один момент изменяется в связи с тем, что Юрий влюбляется в другую женщину, Ларису Гишар, ставшую для него неким жизненным символом, поскольку дарит Живаго искреннюю и вольную любовь. Возникшее чувство доктора к Ларисе омрачается тяжелой виной Юрия перед верной женой, мучавшей его всю жизнь.

    Антонина, узнав о новых отношениях мужа, проявляется настоящую женскую мудрость, сделав вид, что ничего не случилось. Она продолжает преданного любить Живаго, предугадывает его желания, участливо принимает его капризы, пытаясь облегчить сложившуюся непростую ситуацию.

    Но в итоге Антонина, не сумев пережить в душе измену супруга, уезжает в Европу вместе с детьми на постоянное проживание, так и не познакомив доктора Живаго с его родившейся уже после расставания дочерью. Тоня оставляет бывшего мужу письмо, в тексте которого заверяет Живаго, что будет воспитывать дочь и сына в почтении к родному отцу.

    Сочинение Тоня - Антонина

    Среди всей длинной истории, которую предоставляет читателям Борис Леонидович Пастернак на страницах романа «Доктор Живаго» есть множество героев, что в какой-то мере повлияли на существование главного персонажа. Одним из таких людей является героиня по имени Тоня. Кто же она на самом деле?

    С начальных страниц произведения читателям дается возможность узнать о Тони достаточное количество информации, дабы с легкостью составить её характеристику. Героиня по своей сущности мягкая девушка. Образование у неё, несомненно, есть. Семья была в ранний период времени у девушки интеллигентная. Многим вещам по хозяйству Тоня обучена. С раннего возраста, когда ее воспитывала мать, времяпрепровождение героини было связано с Юрием Живаго. Они с детства друг от друга не отходили, гуляли долгое время вместе.

    Стоит заметить, что девушке действительно повезло, поскольку её этот молодой человек взял в жены. Только поводом для грандиозного события стал ужасный случай... Мать Тони покинула сей мир, оставив важный завет. Она жаждала, чтобы молодые обручились и жили в счастье и согласии. Только просто ли подобное воплотить в реальность?

    После всего случившегося настала семейная жизнь, где Тоня проявляла себя как опытная хозяйка. Аккуратная в обращении с предметами, великолепная кулинарка. Все это было довольно обворожительно, однако подобное не смогло завлечь душу Живаго. В Тони персонажу нравилась лишь внешняя красота. Её волосы, таинственный взгляд. Оттого не нашел Юрий пристанище у жены. Тоня довольно простая женщина, с хорошим образованием, но какая-то она, по мнению Живаго, бездуховная... Слишком пустая изнутри...

    Несмотря на такие обстоятельства, дети у супругов были. Первая родилась девочка, вторым был мальчик, которого вместе с дочкой Юрий Живаго не застал. Ибо революционные действия, война,- всё это застало врасплох и отделило супругов друг от друга.

    Возможно, Тони не хватало открытости и искренности, которых так желал увидеть Живаго. Он всем сердцем старался сохранять любовь к избраннице, однако душу его захватила другая женщина, которая смогла дать Юрию невиданную любовь…

    Таким образом, Пастернак создал образ Тони, дабы показать, как с уникальными способностями в жизни, например готовка и уборка дома, не всегда можно спасти брак... Да, Тоня, прекрасная и чудесная женщина, смогла дать любовь Живаго, однако он искал совершенно иную любовь... Но и её, к сожалению, не просто было обрести!

    Несколько интересных сочинений

    • Образ и характеристика Коровьева Фагота в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

      В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» много интересных и разносторонних персонажей. Кто из них хороший, а кто плохой, и есть ли вообще разделение на героев и антигероев в этом романе?

    • Умение видеть и различать цвета одно из самых уникальных в мире, только человеческих глаз обладает подобными характеристиками. Для того чтоб узреть красоту природы достаточно просто открыть свой взор и оглядеться.

    • Сочинение по произведению Детство Толстого (7 класс)

      Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным

    • Сочинение Как я в первый раз встал на коньки 7 класс

      Зима - самое прекрасное время года. Снег, каникулы, Новый Год и, естественно, подарки. На зимние каникулы мы всегда отправляемся в деревню к бабушке. Далеко, конечно, сто восемьдесят километров от города, но это того стоило.

    • Сочинение Моя любимая телепередача Орел и решка

      «Орёл и решка» не зря стала победителем в номинации при выборе лучших телепередач, так как сама задумка уникальна, не только в плане туризма, но и в плане всего смысла передачи, так как она думает не только о богатой жизни путешествия

    © 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры