Аккорды, бой и переборы для гитары. Гитарные минусовки

Главная / Развод

Сайтов с гитарными минусовками много. Мы же представляем то, чего нет у других - гитарные минусовки русских песен.

«Минусовка», говоря на простом языке - это музыкальный трек, в котором отсутствует один из инструментов или вокал. Отсюда и название: минус один инструмент/партия. Чаще всего мы привыкли использовать этот термин именно по отношению музыки, в которой отсутствует вокальная партия исполнителя вовсе, либо остается только сопровождающий его бэк-вокал. Но существуют также и минусовки инструментальные, в том числе и гитарные. Это значит, что в треке при помощи специальных программ убирается партия гитары.

Поиск минусовок так же доступен через песенник . Страница с минусовкой содержит, по мере возможности, табы и ноты для удобства исполнения.

Гитарные минусовки создаются не только с целью обучения или тренировки, но и для реальных выступлений и даже концертов. Полностью живое выступление, например, в ресторане часто достаточно сложно в плане подключения, настройки, расположения инструментов. Это влияет на конечную стоимость для ресторана и публики. А вот исполнения под фонограмму где "живьем" звучит не только вокал, но и гитара - намного проще и дешевле. При этом сохраняется та "магия" живого выступления.

Но всё же основной ролью минусовок backing tracks являются тренировки. К примеру, если нужно отрепетировать одну и ту же часть произведения в домашних условиях, либо у гитариста просто нет аккомпанирующих ему музыкантов. Зачастую «минус» используется музыкантами для игры под композиции любимых исполнителей. В таком случае можно сыграть как оригинальную гитарную партию, так и потренироваться в искусстве импровизации.

Минусовки одной и той же песни могут отличаться друг от друга, как по качеству звучания, так и по длине звуковой дорожки. В последнем случае зачастую это происходит из-за того, что в оригинале присутствует слишком сложная для исполнения обычным гитаристом техника или соло-партия, либо большое количество повторов, которое понадобилось сократить.

На сегодняшний день в интернете можно найти огромное количество минусовок для гитары на любой вкус. К сожалению, качество многих из них оставляет желать лучшего. Почему же так происходит? Все потому что для создания минусовки используются разные методы. Условно их можно разделить на такие категории:

  • Оригинальная. Создается такая минусовка на звукозаписывающей студии и, зачастую, самими авторами композии. Дальнейшее использование такого трека: концерт, репетиция, реже дальнейшая продажа.
  • Аранжировка. Такой вид минусовки может отличаться от оригинального звучания, так как записывается на студии профессиональными музыкантами, которые просто переигрывают песню, максимально приблизившись к оригиналу.

Найти в интернете оригинал или аранжировку не всегда является возможным, поэтому существуют и упрощенные виды минусовок.

  • Нарезка. Если качество и структура исходного трека позволяют, то можно нарезать и заново «склеить» композицию. При этом куски, в которых присутствует гитарная партия, вырезаются совсем, либо заменяются специально написанными и похожими по звучанию.
  • Забивка. При нехватке нарезанных материалов, недостающие части дописываются в секвенсоре.
  • Задавка - такой тип обработки, в котором партия гитары или любого другого инструмента заглушается при помощи специальных программ. Качество продукта при этом может значительно пострадать. В таком случае комбинируют несколько типов создания минусовки, просто дописывая треки сверху.

Гитара снова вошла в моду, а это значит, что всё больше людей хотело бы освоить данный музыкальный инструмент. Многим при этом не просто интересно само мастерство игры, но хотелось бы научиться аккомпанировать на гитаре, то есть, совмещать музыку и пение. Это не так уж и просто, как кажется на первый взгляд, а потому лучше всего объединить пение и аккомпанемент во время игры с преподавателем, если таковой имеется. Например, в школе Алёны Кравченко весьма талантливые преподаватели, которые умеют очень толково объяснять, но если вы совсем новичок, то полезнее будет поиграть с преподавателем на одной гитаре, чтобы он брал аккорды, а вы бы играли правой рукой.


Как научиться аккомпанировать: с чего начинать?

При этом он начинает тихо петь, а вам нужно пытаться подпевать, не сбиваясь при этом с ритма. Не менее удобно вдвоём учить и быструю перестановку аккордов, так как преподаватель может медленно играть правой рукой, а вам необходимо переставлять аккорды. Уроки игры на гитаре под аккомпанемент - это дело достаточно сложное и даётся не всем и не сразу. Многие могут освоить эту технику быстрее во время занятия с преподавателями, а кто-то достаточно легко овладевает ею и самостоятельно.

Но если преподавателя рядом нет, это вовсе не значит, что не нужно пытаться. Как минимум, нужно внимательно изучить видео аккомпанемента под гитару, где всё подробно показывается и объясняется. А практиковаться надо начинать на очень лёгкой, буквально в три аккорда, песне. Сначала нужно просто отдельно попеть, потом отдельно поиграть, чтобы довести свою игру до автоматизма, чтобы не думать, а играть, как робот. В качестве первых песен для тренировки отлично подойдёт «Кукушка» в её упрощённом варианте с боем, а кому-то понравится «Бумажный солдат» Окуджавы на басах с щипком. Вкусы у всех разные, а потому нужно ориентироваться на них, чтобы вам было интересно обучаться аккомпанементу под гитару.

И не стоит изначально брать песню с перебором , так как петь под него однозначно сложнее. Пусть эта песня будет где-то пятой по счёту, но точно не второй и не первой. В любой школе, где обучают аккомпанементу под гитару, вам скажут, что первая песня не должна и не может вам сильно понравиться, ведь первый блин всегда комом. Кроме того, она всегда очень сильно надоедает, а потому на это не нужно обращать слишком пристальное внимание - дальше уже будет гораздо лучше.

Видеоуроки аккомпанемента под гитару - это действительно эффективный обучающий материал, но не нужно большой упор делать на теорию, нужно практиковаться и практиковаться много. Лучше всего брать конкретную песню и сразу над ней работать, постепенно всё более усложняя себе задачу. Стоит также сразу отметить, что научиться аккомпанировать на гитаре очень непросто, тем более, если вы не берёте индивидуальные уроки у преподавателя, но всё же это возможно, если придерживаться толковых рекомендаций и вникать в них.

Можно посмотреть кучу видео о том, как аккомпанировать на гитаре, но иногда вы можете не ощущать результата, а это сразу разочаровывает. Не нужно ставить на себе крест. Если вам не помогает тот или иной вид обучения, это не значит, что вы не научитесь, это значит, что вам нужен грамотный преподаватель, который сможет объяснить и понять, в чём именно проблема. Пытайтесь учиться сами, тем более, что сейчас доступны самоучители аккомпанемента на гитаре и самые разные способы обучения .

Если вы понимаете, что поёте не ритмично или у вас сбивается интонация, если вы не можете контролировать правую руку и она сбивается в такт словам, то тут два варианта развития событий. Для того, чтобы исправить ритмичность, нужно развивать музыкальный слух, а в этом может помочь преподаватель. Чтобы исправить всё остальное, нужно довести игру до автоматизма и не думать, а просто играть, играть не мозгом, а моторикой.

Соловьев Павел Викторович представляет свою Школу гитарного аккомпанемента.

ОТАВТОРА

Эту мою работу я посвящаю моему другу, надежному и исключительно порядочному человеку, гитаристу Дамиру Мухаметхабировичу Галееву, директору фирмы«ДО мажор» (ИП Галеев). Он - первый человек, который поверил в мои возможности, осуществил первую публикацию моей «Школы» (начальный период обучения) в журнале «ДОмажор» (№ 1, 2005)

Неизвестный никому музыкант горячо доказывал Дамиру Мухаметхабировичу, что его система и опыт массового обучения игре на гитаре уникальны. Соловьев Павел Викторович нагло утверждал, что его система обучения - самая простая и действенная в России.

По Школе легко можно научиться играть и без преподавателя (иногда его негде взять - небольшие города, отдаленные села и т.п.). Правда, документальных подтверждений тому, что кто-то самостоятельно научился играть на гитаре по моей Школе - у меня нет. Сейчас положение может быть исправлено.

Я обращаюсь к людям, которые благодаря моей Школе самостоятельно научились играть на гитаре и ко всем ребятам и взрослым, кто обучался в разное время игре на гитаре у меня: - Пожалуйста, отправьте свои отзывы о моей работе:

E - mail : [email protected]

Фирма «ДО мажор» (ИП Галеев) обладает эксклюзивным правом на издание и распространение моей «Школы» в печатном либо в электронном виде. Автором «Школы аккомпанемента» является Соловьев Павел Викторович.

ЧТЕНИЕАККОРДОВСЛИСТА-вот залог успеха, стремительного развития исполнительского уровня начинающих гитаристов.

Ничего нового я не придумал, просто правильно использую опыт преподавания.

Самое основное, что я понял - нужно научить детей играть на гитаре, совсем не используя прием «Баррэ» (когда все струна пережимаются указательным пальцем). Этот прием труден для начинающих - значит, нужно обойтись без него.

Пришло понимание того факта, что при работе с малышами нельзя опираться на детский песенный репертуар (детские песни все, как правило, сложны для исполнения из-за того, что в них сплошь и рядом используются аккорды G, G7, C , F , H 7).

Пришлось подыскивать подходящий репертуар. За эти годы я могу перечислить эти песни на память:

1. Остров невезения

2. Не унывай! (туристическая песня)

3. Ты у меня одна (Визбор)

4. Там, за туманами (ЛЮБЭ)

5. Осень (ДДТ)

6. Дождь (Шевчук)

7. Плот (Ю.Лоза)

8. Конь мой (ЛЮБЭ)

9. Давай за.. (ЛЮБЭ)

10. Три танкиста

11. Катюша

После нескольких первых занятий дети способны по моей Школе обучать других людей игре на гитаре с использованием только четырех аккордов (разумеется, без применения приема«баррэ»). Важен подбор песен!

При работе с моим Песенным приложением к Школе игры, учтите, что большинство песен записаны мною на слух, с дисков или с плохих магнитофонных записей. Если будет расхождение в гармонии с печатным оригиналом, то это следует приписать несовершенству моего слуха.

Многие песни переработаны мной с печатных оригиналов.

Не забудьте, пожалуйста - любительский вариант обучения игре на гитаре предусматривает вольную посадку (не так, как обучают игре на классической гитаре).

Большой палец левой руки зачастую лежит вдоль грифа гитары, либо выглядывает в верхней части грифа чуть ли не наполовину (как у балалаечников). Струны могут быть любыми - хоть металлическими, хоть синтетическими. Строгих домашних заданий не бывает - учащиеся приходят с осознанным желанием научиться. Есть лишь одна рекомендация - заниматься дома каждый день не менее 15 минут!

На смотре-конкурсе «Сердце отдаю детям»я давал открытый урок. Условия были такие: группа специально отобранных детей из 10 человек(никто из них ранее музыке не обучался) должна была быть обучена определенным навыкам игры на гитаре в течении часа.Я учил их играть, ив конце часа они все сыграли по одной песне, причем каждому из них я дал другую песню. Единственно, о чем я сообщил жюри - это то, что голова у этих детей уже неплохо работает, авот руки следует долго и упорно тренировать (пришлось всем участникам помогать в перемещении аккордов).

Все прошло успешно. Вот это и была первая официальная презентация моего метода мелкогруппового обучения гитарному аккомпанементу

Потом я был крайне удивлен, что стал лауреатом смотра, занял третье место . И получил в награду большой итальянский сервиз из 99 предметов и памятный приз победителя - кубокс надписью:

Управление образования Калининского района. Победителю конкурса«Педагог - внешкольник. Челябинск. 2006»

Экспресс - курс для начинающих.

Как нужно заниматься ежедневно.

Именно от выполнения требований, которые изложены в этом разделе, и будет зависеть, как скоро вы освоите гитару.

Посадка. Можно ставить гитару на правое колено, можно играть стоя.

Первое время можно смотреть на гриф гитары.

Главное - не правая рука, не уделяйте на первых порах ей много времени.

Тут главное - удар по струнам нужно наносить всегда расслабленной кистью, чтобы не оборвать все струны одним мощным ударом.

Упражнение на расслабление кисти левой руки.

Поставить пальцы в позицию Am . Затем мысленно нанесите удар правой рукой по струнам (только мысленно!). В это время прижать струны левой рукой, затем, оставаясь на струнах, мгновенно расслабить кисть. Очень медленно повторяйте это упражнение до тех пор, пока не появится автоматизм. Это очень важно для вашей последующей жизни в музыке.

С «зажатыми руками»просто нельзя играть! В результате - травма рук, в переводе на музыкальный язык - «Проф. непригодность» или «переигранные руки». По сути дела - это инвалидность: человек не может сжать мячик в руке, когда переносит тяжесть - пальцы разжимаются сами. Смена погоды доставляет массу неприятных и болезненных ощущений.

Будьте внимательны, чередования напряжения кисти и последующего мгновенного расслабления - самое важное для Вас!

Теперь о том, как невероятно быстро научится играть на гитаре. Все очень просто.

Каждый день начинайте Ваши занятия с отработки переноса аккордов из одной позиции в другую. Это упражнение можно выполнять только левой рукой, при этом можно смотреть фильм по телевизору. Совершенно исключив даже малейший прижим струн левой рукой, отрабатывайте медленно перенос аккорда Am в позицию аккорда E. Этот перенос нужно отрабатывать каждый день примерно по 500 раз, но никак не менее! Тут весь секрет не в суетливом переносе, а в быстром броске обязательно расслабленной кисти левой руки. Примерно через неделю-другую таких занятий у вас включится«автомат» - при одном только взгляде на аккорд пальцы автоматически, не спрашивая Вашего согласия, сами мгновенно займут нужную позицию. Через неделю занятий вы уже никогда не будете смотреть на гитарный гриф - это Вам будет не нужно.

Теперь ваш взгляд будет всегда направлен только на цифровку или на нотный текст, табулатуру.

Последнее - если вы умеете ровно считать до двух (двухдольный размер), до трех (трехдольный размер), и до четырех (четырехдольный размер) - то вся песенная музыка распахнула перед вами двери!

Вам совершенно неважно, одну сотню песен сыграть - или десять сотен.

Известные вам аккорды просто чередуются в разных сочетаниях.

Если Вам неизвестен аккорд - просто загляните в таблицу аккордов (они есть и на моем диске, есть и в продаже в магазине «ДО мажор», и в других музыкальных магазинах.)

Берите в руки гитару, ежедневно занимайтесь, выполняйте все требования из«Экспресс - курса для начинающих» - и через кратчайшее время я по адресу [email protected] - жду от вас радостных сообщений о том, как вы в совершенстве освоили искусство гитарного аккомпанемента в кратчайший период времени.

С уважением и пожеланием успехов - ваш автор,

Соловьев Павел Викторович.

Скачать Школу гитарного аккомпанемента можно по следующим ссылкам:

Бесплатная программа - автоаккомпаниатор. Будет полезна для тех, кто занимается музыкой и нуждается в ритмическом аккомпанементе.

Галерея скриншотов

По себе других не судят, но я осмелюсь предположить, что любой музыкант хоть раз в жизни хотел бы поиграть не один, а с коллективом. У меня, например, своеобразная "мечта идиота" собрать свой биг-бэнд:) Но на деле часто выходит так, что организовать даже небольшую группу просто не из кого...

Выход из ситуации всегда есть! В качестве помощника в своих музыкальных делах Вы смело можете взять обычный компьютер. Благо, программ для него имеется предостаточно: хотите, пишите музыку по нотам , а не знаете нот, то можно и без них , в принципе, обойтись, достаточно только визуально ориентироваться в клавиатуре фортепиано.

Но полностью писать все партии инструментов в таких программах довольно долго... А хотелось бы так, как с реальным ансамблем: даешь аккорды и через пару минут все уже играют то, что нужно. И, оказывается, такие программы тоже есть, но бесплатные среди них - редкость:(

До недавнего времени можно было использовать программу ChordPulse Lite. Её, даже урезанного, функционала вполне хватало для того, чтобы быстро создать ритм-секцию мелодии в нужном стиле. Однако, на сегодняшний день Lite-версию упразднили, заменив полностью бесплатным, но чрезвычайно "куцым" вариантом, в котором доступно всего 4 аккорда - 4 Chord Songs .

Может, кому-то четырех аккордов и хватит, но мне этого мало:) И я решил, как всегда, попытаться найти альтернативу. Результатом поиска стала, внезапно:), программа от Microsoft - Songsmith (Academic Edition) .

Вообще программа платная и стоит почти 30 баксов... Но, если Вы - преподаватель или студент, то у Вас есть возможность использовать ее безвозмездно, то есть, даром. Естественно, что ради халявы мы можем назваться, хоть космонавтами:) Но и этого делать не нужно! Поскольку программа не обновляется уже с 2012 года, Microsoft приостановила её продажи. Теперь, по сути доступна либо демо-версия на официальном сайте, либо описанная на данной странице полнофункциональная редакция "для учителей и студентов" :)

Сравнение c автоаккомпаниатором ChordPulse

Программа для своей работы использует реалистично звучащие стили, которые были созданы разработчиками известной программы-автоаккомпаниатора Band-In-A-Box , поэтому звучание получаемой ритм-секции, практически, не уступает оному в ChordPulse. Однако, различия у программ имеются и довольно серьезные. Предлагаю сравнить Songsmith и, теперь уже полностью платный, ChordPulse:

Итак, немного проанализируем плюсы и минусы обеих программ. Несомненным, и огромным, плюсом ChordPulse является большое количество стилей (более 100 штук, а в бесплатной версии всего - 24). Однако, свой "козырь" имеется и у Songsmith:) Эта программа позволяет нам вводить аккорды как вручную (при помощи мышки или клавиатуры), так и посредством простого напевания мелодии в микрофон! Программа автоматически подберет нужные аккорды по Вашему голосу - главное спеть более-менее точно:)

Готовую мелодию в Songsmith Вы можете сохранить, как в виде MIDI-файла , так и сразу в аудиофайл формата WAV или WMA, причем, даже с вокалом!

Но, на любую бочка меда найдется своя доля дёгтя... В Songsmith таким дёгтем является отсутствие функции циклического воспроизведения мелодии (хотя есть хитрый способ обойти эту проблему:)), а также возможность использовать в одном такте не более двух аккордов (в ChordPulse можно делить на четверти). Плюс ко всему, выяснилось, что Songsmith не всегда корректно работает с микрофоном... Возможно, это связано с тем, что у меня стоит Windows 8, но временами программа просто ничего не записывала при попытке напеть мелодию в микрофон (ручной вариант ввода работал всегда).

Установка автоаккомпаниатора

Чтобы установить программу легально Вам, как уже говорилось выше, нужно зарегистрироваться в проекте для учителей от Microsoft. Однако в ознакомительных целях программу можно скачать и прямо с нашего сайта;)

Инсталлятор Songsmith поставляется в виде MSI-файла, который ничем не отличается от традиционных EXE-установщиков. Запускаем его и всё время жмем "Next" - больше от нас ничего не требуется:) Единственный нюанс - установка может немного затянуться, если у Вас на компьютере нет библиотек.NET Framework 3.0 (или выше) и хотфикса для Windows Presentation Foundation. Все эти компоненты, в случае их отсутствия будут автоматически скачаны и установлены.

Когда всё будет готово, можно запускать программу и начинать ею пользоваться.

Мастер подготовки проекта Songsmith

При каждом запуске Songsmith будет открывать нам специальный мастер подготовки проекта (если только мы не отключим его в настройках), который позволит нам в пошаговом режиме быстро подготовиться к созданию аккомпанемента:

В стартовом окне у нас будет возможность выбрать создание новой песни ("New Song"), перейти к последнему редактированному проекту и включить одну из трех демо-записей. Ниже будет флажок "Preview Selected Starting Point". Если его снять, то в Songsmith при выборе того или иного пункта в мастере не будет воспроизводиться демонстрация выбранного пункта.

Если Вы опытный пользователь, то можете отказаться от работы с мастером вообще, нажав кнопку "Cancel" внизу по центру. Но для ознакомления все же пройдемся по пунктам помощника, нажав кнопку "Next":

Первым шагом на пути к созданию аккомпанимента будет настройка стилей. Здесь при помощи верньера или кнопок по бокам от него Вы сможете выбрать один из доступных 30 стилей разных музыкальных направлений. Здесь советую обратить на панельку справа от переключателя стилей. У Вас есть возможность выбрать настроение ("Style Mood") мелодии (по умолчанию стоит "Light" (легкий), но есть еще и "Lively" (живой), а также включить отображение дополнительной информации о стиле ("Show Style Details").

В принципе, больше ничего интересного здесь нет, поэтому жмем еще раз кнопку "Next" и переходим к настройке темпа:

Это - последнее окно мастера настроек и здесь, кроме, собственно, темпа, настраивать больше нечего:). Скорость воспроизведения по традиции измеряется в ударах за минуту (BPM) и регулируется верньером или кнопками "вверх-вниз" справа. После того, как подберете нужный темп, жмем кнопку "Finish" и начинаем изучение самой рабочей области программы.

Интерфейс Songsmith довольно прост и, как и в ChordPulse, состоит, по сути, из одного единственного рабочего окна, разбитого на зоны:

Весь интерфейс можно разделить на три большие зоны:

  1. Верхняя панель управления . Здесь собраны глобальные кнопки управления проектом, такие, как создание, загрузка и сохранение, панель записи и воспроизведения, а также отмены, очистки рабочей области и настроек.
  2. Рабочая зона . Это область в центре окна программы, в которой будет отображаться наша мелодия в виде тактов и аккордов на них.
  3. Нижняя панель инструментов . Это самая пестрая и насыщенная часть интерфейса Songsmith. Здесь находятся настройки стиля (жанр, настроение и уровень "джазовости" аккордов), тактов (количество аккордов на такт и кнопки добавления/удаления тактов), темпа (ползунок не будет работать, если Вы задали темп через мастер настроек) и уровня звука (индикатор уровня записи, регуляторы громкости вокала и общей громкости, а также микшер виртуальных инструментов).

Перед тем как начать работу с программой, желательно ознакомиться с настройками и подогнать их под свои нужды.

Попасть в настройки можно, нажав кнопку "Options" в правом верхнем углу:

Поскольку здесь все на английском, думаю, стоит обратить внимание на некоторые пункты и перевести их. Итак:

  • Count-In Bars (вступительные такты). По сути, это счет, отбиваемый обычно барабанными палочками, чтобы группа могла настроиться на нужный ритм. По умолчанию стоит один, но, в программе Вы можете не успеть быстро настроиться за один такт, поэтому, можно увеличить это число;
  • Include "Ending" Bars (включать финальные такты). По музыкальному это называется "кода", то есть один или несколько тактов в самом конце Вашей мелодии. В Songsmith - это два добавочных такта в самом конце, которые не всчитываются в длительность песни, но служат для "оживления" ее концовки;
  • Drum Style for Recording Backing Track (стиль ударных). В данной программе мы можем разнообразить ритм своей песни, использовав стиль ударной партии, отличный от текущего основного стиля;
  • Open "New Song Starter" at Start-up (использовать мастер настроек при запуске). Данный пункт позволяет отключить постоянно надоедающего помощника создания новой мелодии при включении программы.

Также советую нажать на кнопку "Microphone Configuration" и настроить чувствительность микрофона.

Создание аккомпанемента

Выходим из настроек и теперь у нас все готово для работы. Если у Вас есть микрофон, то включите его, желательно, оденьте наушники и нажмите красную кнопку записи по центру. Прозвучит такт (или больше) вступительного счета, после которого можете начинать петь - начнется запись. Для завершения записи нажмите кнопку "Стоп" в виде черного квадрата на верхней панели. Должно получиться что-то похожее на следующий скриншот:

Я создавал быструю песню с динамически изменяющейся мелодией, поэтому установил максимально возможное в программе деление такта на два (по умолчанию идет один аккорд на такт). Это нужно задавать заранее, поскольку потом при изменении разбивки, сместится вся мелодия.

Попробуйте запустить воспроизведение (кнопка с зеленым треугольником) и оценить качество подбора аккордов под то, что Вы напели. Здесь есть нюанс. Мелодию Вы можете получить и без микрофона, но это будет стандартная импровизация программы вокруг заданной по умолчанию тональности (у меня это ре мажор). В любом случае, алгоритмы синтеза музыки далеко не совершенны, поэтому готовая песня почти всегда требует правки аккордов.

Правка аккордов

Работать с аккордами в Songsmith можно двумя способами: при помощи прямого ввода с клавиатуры и с помощью мышки и системы меню. Для ввода с клавиатуры Вам достаточно выделить такт, в котором нужно что-то изменить и просто ввести новое буквенное обозначение для нужного Вам аккорда. Управление же мышью сводится к вызову меню (стрелочка вниз справа) и выбору нужного пункта. Их там всего четыре (см. предыдущий скриншот):

  1. Lock (запереть) - функция позволяющая защитить выбранный аккорд от правок (например, при переписывании мелодии с наложением второго голоса;
  2. Edit (править) - собственно, вход в меню правки аккорда;
  3. Suggest (предложить) - выпадающее меню, в котором содержится небольшой список рекомендуемых альтернативных аккордов для текущей тональности;
  4. Clear (очистить) - позволяет удалить аккорд с выбранного такта.

Для изменения аккорда Вы можете использовать один из рекомендованных в разделе "Suggest", но не факт, что программа включит в этот список именно нужное нам трезвучие. Поэтому, чаще всего приходится, либо вводить с клавиатуры (если Вы хорошо разбираетесь в нотации), либо пользоваться меню "Edit":

Окно правки аккордов довольно простое и состоит из двух строк. Первая строка - "Simple Chord" - позволяет мышкой в первом списке выбрать тонику аккорда, а во втором его конфигурацию (минор, мажор, септаккорд и т.д.). Если же Вам нужно добавить сложный аккорд с измененным басом и надстройками, то Вам следует вручную ввести его в поле "Complex Chord". Флажок же "Automatically play chord" позволяет сразу же прослушивать звучание выбранного аккорда.

Вроде бы все просто, однако есть несколько секретов. Вы можете разнообразить ритм за счет добавления различных пауз в нужных местах. Делается это при помощи добавления к текущему аккорду определенного количества точек. Например, Вы можете написать так: "C..." Это будет означать, что аккорд До мажор прозвучит только на одну четверть, а после него оставшиеся три четверти такта будет пауза (частый прием в рок-н-роллах).

Но и это еще не все:) При необходимости Вы можете оставлять некоторые инструменты играть дальше, когда все остальные молчат! В тех же рок-н-роллах часто первую долю играют все вместе, а во время паузы звучат только ударные (или ударные и бас). Сделать это можно, указав, какие инструменты должны звучать. Например, применительно к упомянутому выше приему, мы можем применить такую запись: "Cd...". Это означает, что наш до мажор звучит так же только одну четверть такта, но во время паузы продолжают играть ударные (сокр. от drums - ударные).

По аналогии так же можно управлять остальными инструментами, используя первую букву их английского названия:

  • d (drums) - ударные;
  • b (bass) - бас;
  • k (keyboard) - клавишные;
  • g (guitar) - гитара;
  • s (strings) - стринги (струнные или синтезатор в зависимости от стиля).

Настройка инструментов

Последним штрихом при создании Вашей мелодии может стать изменение стандартного для данного стиля набора инструментов и настройка их громкости. Сделать это можно, нажав на кнопку "Mixer" в правом нижнем углу:

В открывшемся окне Вы найдете пять секций для разных типов инструментов. При помощи выпадающего списка Вы сможете выбрать вариант инструмента, а полозком справа отрегулировать громкость его звучания. Под списком инструментов есть возможность выбрать настроение, "легкое" (по умолчанию) или "живое" (более энергичное и напористое).

А теперь самый главный секрет:). В Songsmith нет функции зацикленного воспроизведения мелодии, однако, если Вы в режиме микшера активируете опцию "Preview Instrument Changes" (в самом верху), то по окончанию воспроизведения песня начнет играть снова по кругу. Правда, в начале она будет на долю секунды прерываться, но это не сильно критично, главное, что, по сути, мы получаем музыку нон-стоп, под которую можно импровизировать хоть до бесконечности:)

Варианты сохранения готовых проектов

Теперь, когда песня написана, мы вволю наигрались и хотим выключить программу, не мешало бы сохранить все, что мы насочиняли. Для этого нажмите на кнопку "Save Song" на верхней панели управления и выберите тип сохранения:

По умолчанию нажатие на кнопку сохраняет проект в виде файла в формате.songsmith для последующего открытия в программе. Однако. если нажать на стрелочку вниз справа от самой кнопки, то мы попадем в меню, где есть еще и функция экспорта нашей работы в звуковой файл.

Экспортировать мы можем на выбор либо в аудиофайл в формате WMA или WAV (будет сохранена и вокальная партия), либо в MIDI для последующей правки и доводки в MIDI-редакторе (вокал не сохраняется). Также в самом низу есть еще одна опция, которая позволяет экспортировать нашу запись напрямую в Windows Movie Maker (опять же в формате WMA), но она вряд ли Вам пригодится:) После выбора всех параметров остается только нажать кнопку "Export".

Достоинства и недостатки Songsmith

  • хорошая подборка стилей на любой случай;
  • распознавание мелодии при помощи микрофона;
  • возможность настройки ритмового рисунка и вариаций наборов инструментов;
  • сохранение проекта в аудио и MIDI-файлы;
  • возможность ручного ввода аккордов (в т.ч. сложных) даже без микрофона.
  • для легального использования требует регистрации в преподавательской сети MicroSoft;
  • нет возможности править стили и создавать свои;
  • нет возможности разбивать такт более, чем на 2 части;
  • не предусмотрена функция зацикленного воспроизведения (частично решается в режиме микшера);
  • не всегда корректно работает с микрофоном (возможно, баг в Windows 8.1 x64).

Выводы

Программа позиционируется Майкрософтом, как универсальный инструмент для творчества. Они утверждают, что с Songsmith Вы сможете написать свою уникальную и неповторимую песню. Однако, это несколько преувеличено:) Да, программа, в отличие от аналогов, дает нам некоторую степень свободы в выборе инструментов и расстановке акцентов, но, увы, не более того:(Всё равно, править "вшитые" стили под себя мы не можем.

Впрочем, этого делать и не нужно. Стандартного набора стилей Вам хватит для создания простых тренировочных минусовок практически в любом направлении современной музыки. Вы сможете довольно быстро записывать партии фоновой музыки нужного жанра и оттачивать с их помощью свои вокальные или инструментальные навыки, занимаясь, как будто, с реальным ансамблем. А что ещё нужно музыканту для счастья?!! :)

P.S. Разрешается свободно копировать и цитировать данную статью при условии указания открытой активной ссылки на источник и сохранения авторства Руслана Тертышного.

P.P.S. Если Вам требуется больше контроля над процессом синтезирования мелодии к Вашим музыкальным произведениям, тогда попробуйте воспользоваться следующей программой для написания MIDI-партитур с нуля:
Создание MIDI мелодии Anvil Studio: https://www..php

Гитарные аккорды способны отобразить смысл, настроение, атмосферу песни не хуже текста, мелодии, вокальной партии. И пусть в композиции незамысловатая гармоническая последовательность, и пусть один аккорд звучит несколько тактов. Всё равно на основе даже такого простого материала можно придумать красивый, мелодичный аккомпанемент.

Чем больше звуковых оттенков, красок в арсенале исполнителя, тем лучше. Имея на руках богатую палитру, он, как художник, может в деталях и подробностях ярко передать эмоциональный посыл темы - грусть, радость, загадочность, мистическое таинство, тревогу. Да что угодно, что будет уместно в контексте творческой задачи. Развернуть в пределах одной функции, например, того же обычного ля минора, натюрморт, пейзаж, ноктюрн. Создать фоническую декорацию для музыкального повествования.

Давайте, вооружившись этой теорией, попробуем придумать интересный аккомпанемент на простые гармонические последовательности в тональностях ля/ми/ре минор. В каждом из ниже рассмотренных примеров смоделирована своего рода творческая задача, которая заключается не только в том, чтобы наполнить стандартные «связки» замысловатыми аппликатурами, но и ещё в передаче настроения темы.

Пример №1: Am-Dm-E-Am

Только на минутку задумайтесь, сколько песен и инструментальных композиций играется на этот ход аккордов… Вероятно много. Даже очень много. Конечно, все их можно сыграть на стандартных аккордах в первой позиции - на аккордах, которые с первых уроков на гитаре начинают осваивать новички. Но ведь можно постараться и придумать что-то оригинальней, чтобы тема была узнаваемой на слух.

Предположим у нас есть некая лирическая тема про осень, дождь, грусть и любовь на аккорды Am-Dm-E-Am . И играется она самым, что ни на есть, обычным перебором. Примерно так:

А исполнителю, гитаристу и певцу в одном лице, жуть как хочется отобразить в аккордах сказанное в стихах песни, и жуть как не хочется использовать «заезженные» аппликатуры. Что делать? Конечно, придумывать свой вариант аккомпанемента!

Если речь идёт о лирических переживаниях на фоне пасмурного неба с дождём и позолоты листьев, наверняка нам понадобятся «прохладные» тона с привкусом грусти. Для «разукрашивания» Am (ля минора) возьмём:

  • Asus2 (в трезвучии вместо терции (ноты C) секунда (вторая ступень) - нота B);
  • несколько вариантов Am9 (минорный нонаккорд).
  • Для Dm (ре минора): также нонаккорд Dm9 и Dm7.
  • Для E (ми мажора): аппликатуры в IV и V позиции с открытыми струнами.

Перебор, последовательность аккордов (+ количество тактов, которое приходится на каждый аккорд) сохраняем в первоначальном виде.

В итоге получается вот такой вариант:

Безусловно, у вас может быть своё видение темы и, соответственно, свой вариант аккомпанемента. Разберите табы/ноты гитарных аккордов данного примера и поэкспериментируйте с ними: сыграйте их другим перебором, добавьте к ним другие аккорды на основе Am.

Пример №2: Em-Am-B7-Em

Всё та же последовательность - I IV V I - но в ми миноре. На этот раз нам предстоит «обогатить» звучание рок-баллады о войне. Каждый аккорд последовательности играется 1 такт перебором «восьмёрка».

Поскольку тема серьёзная, назидающая, то возьмём аккорды с диссонирующими тонами. Они будут привносить в аккомпанемент оттенок тревоги, суровых размышлений.

Em 6/9, Em 9, Am9, Bsus4, B#5 и др.

А также сыграем аккорды другим перебором:

Табы и ноты аккомпанемента из аудиопримера:

Пример №3: Dm-Bbm-Gm-Dm

Ну а от этой последовательности (I — VIm — IV — I) откровенно веет мистикой - а-ля Doom metal.

Впрочем, и в ней можно отойти от стандартных аппликатур и «разукрасить» аккомпанемент в мрачные, «колдовские» тона.

Dm - Dm b5/9, Dm b5 и Dm9; Bbm - Bbm #11; Gm - Gm 6/#11;

Та же последовательность, тот же перебор, но звучит уже совершенно по-другому.

Табы и ноты «мистического» аккомпанемента.

Смело экспериментируйте на этом творческом поприще: постоянно пребывайте в поиске интересного звучания; не бойтесь выходить за рамки стандартных аппликатур; пополняйте свой «словарь» аккордов - много аккордов не бывает. Оригинальное, необычное звучание - это наше всё. Индивидуальный почерк - одна из граней мастерства музыкального искусства.

ТЕГИ

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры