Альберт Шпеер: любимый архитектор фюрера. Шпеер Альберт: биография, фото и интересные факты

Главная / Развод

26-летний архитектор вступил в НСДАП в 1931 г. — как он говорил позже, был впечатлен не идеологией, а лично Гитлером. Альберт Шпеер желал стать великим творцом, и партия сулила отличную карьеру. Уже через пару лет таланты и умение нравиться привели амбициозного Шпеера в ближний круг фюрера. С Гитлером, который сам был неудавшимся архитектором, они мечтали о строительстве новой величественной столицы. Личный архитектор фюрера, генеральный инспектор Берлина по строительству, депутат рейхстага — еще до войны Шпеер получил колоссальные творческие возможности, влияние, славу, богатство и высокие должности. Гитлер дал все, и Шпеер был рад вниманию «самого великого человека», и даже назвал в его честь своего сына (конечно, позже Адольфа переименовали в Арнольда). Художник продал душу дьяволу.

Но война, а не архитектура составляла суть нацизма, и Альберту Шпееру, человеку совсем не воинственному, пришлось служить «великой миссии» своего покровителя. 8 февраля 1942 г. он был назначен рейхсминистром вооружений и боеприпасов: руководством производства оружия Шпеер занимался до конца войны. Его организационные способности помогли экономике Германии продержаться до начала 1945 г.

Архитектор Гитлера стал единственным «добрым нацистом» из осужденных

Рационализация в производстве, стандартизация и удешевление оружия давали отличные результаты, но самый значительный вклад внесло другое новшество — использование рабского труда военнопленных, узников концлагерей и насильно угнанных остарбайтеров (всего около 7 млн человек). Драгоценные арийцы не должны были ощущать тягот войны. Условия в большинстве мест были таковы, что даже физически крепкий молодой человек едва ли мог продержаться больше года — гибли прямо на рабочих местах. Объемы производства вооружений постоянно росли, и в разы, даже в 1944 г. в условиях масштабных бомбардировок союзниками промышленных объектов. Но рабский труд миллионов остарбайтеров лишь оттягивал неизбежный крах гитлеровской Германии.


«Храм света» (Lichtdom), построенный в Нюрнберге по проекту Шпеера

Шпеер стремился во что бы то ни стало избежать виселицы и постарался стереть следы своей причастности к преступлениям, а также саботировал приказ Гитлера «Нерон» о разрушении промышленных и инфраструктурных объектов Германии. Еще с 1944 г. Шпеер выступал за прекращение войны. Его записка Гитлеру от 30 января 1945 г., в которой говорилось, что война проиграна окончательно, возможно, имела целью побудить фюрера к ее прекращению. Но Гитлер предпочел смерть, свою и еще миллионов людей, и в мае 1945 г. Шпееру пришлось заботиться о своем выживании. 23 мая союзники арестовали его и других видных нацистов во Фленсбурге, городке на границе с Данией.


Министр Шпеер предстал перед Нюрнбергским трибуналом — его обвиняли в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Действия архитектора во время процесса вошли в историю куда ярче его зданий: он стал единственным, кто признал коллективную ответственность нацистского руководства за преступления.

Бомбардировки союзниками заводов были почти безрезультатны

Стратегия защиты Шпеера оригинальна и находчива: признание коллективной ответственности одним из обвиняемых было очень на руку суду, при этом Шпеер уменьшал свою личную вину. Было глупо и бесполезно отпираться от обвинений, подкрепленных доказательствами, как делали другие подсудимые — Шпеер признал использование рабского труда и заявил о своем раскаянии. В его искренность поверил даже судебный психолог процесса Густав Гилберт (а позже и знаменитый Эрих Фромм). Правда, в один момент Шпеер чуть было не переиграл, рассказав, что в конце войны планировал убить Гитлера: пытался забросить яд в воздухозаборник его бункера, но в решающий момент не нашел стремянки. У других обвиняемых эта история вызвала издевательские смешки.


А. Шпеер во время Нюрнбергского процесса

Доказательств других злодеяний у суда не было. Шпеер заявил, что не знал о тайно проводимом Холокосте и избежал обвинений в гонениях на евреев. Публичное раскаяние и осуждение Гитлера спасли Шпееру жизнь. Он, так или иначе, заронил у суда сомнения в том, заслужил ли он повешения (на чем, кстати, настаивала советская сторона). К тому же, в течение 10 дней до ареста Шпеер давал показания американским военным аналитикам о своей работе, а также об эффекте, произведенном союзническими бомбардировками военных заводов, показав себя как ценного информанта. Приговор за военные преступления был мягок — всего 20 лет тюрьмы. Кадры видеохроники процесса запечатлели, как Шпеер выдохнул, услышав вердикт.

Пребывание за решеткой он посвятил созданию мифа о «добром нацисте». Покинув Шпандау в 61-летнем возрасте, через три года (1969) Шпеер издал подготовленные там «Воспоминания», и чуть позже — тюремный дневник. «Гитлера поддерживали идеализм и преданность таких людей, как я», — писал он. Книги стали бестселлерами и сделали автора богачом и любимчиком публики и СМИ. За интервью платили десятки тысяч марок. Образ «доброго нациста», обманутого Гитлером интеллектуала и художника, ничего не знавшего о его преступлениях и лично преданного своему вождю, пришелся немцам по душе. На него хотелось быть похожим, с ним ассоциировали себя бывшие нацисты и их сторонники.


Ворота Шпандау

Но сохранение мифа и сопутствующего ему богатства требовало усилий. Еще в тюрьме Шпеер боялся новых обвинений: «Шпандау кажется мне не местом моего заключения, а моей защитой». В 1971 г. историк Э. Гольдхаген нашел подтверждение того, что в октябре 1943 г. Шпеер был на конференции в Познани, где Гиммлер открыто заявлял, что всех евреев истребят. Легенда дала сбой. Шпеер заявил, что еще до речи Гиммлера покинул зал. Когда это было опровергнуто, ему удалось найти свидетелей, клявшихся, что Шпеер в самый важный момент заседания куда-то вышел.

На производстве оружия под руководством Шпеера умирали сотни тысяч

В том же 1971 г. с ним начала переписку вдова бельгийского партизана Элен Жанти-Равен. Ее книга о пережитом в годы войны сильно потрясла Шпеера, и в одном из писем он признался, что слышал речь Гиммлера, но «был против [того], что будут убиты все евреи». Вероятно, Шпеер осознавал и свою вину в происходящем в 1943 г., однако пути назад не было уже давно. Но о письме к Элен стало известно уже после его смерти. Умер богатый и обласканный вниманием Альберт Шпеер в 1981 г. от кровоизлияния в мозг в отеле с молоденькой замужней любовницей.


1969 г., время славы и интервью за огромные гонорары

Правда об участии Шпеера в преступлениях против евреев, которой он так боялся, обнаружилась после его кончины. Годами историки изучали сотни тысяч актов ведомственных архивов — по крупицам тайное становилось явным. Во время многочисленных интервью после тюрьмы Шпеер говорил, что «никогда ничего не слышал конкретно об Освенциме». Самым большим потрясением для общества стало обнаружение документов, подтверждающих участие Шпеера в перестройке этого лагеря, в том числе проектировании его крематориев. Архитектор проектировал смерть. Он и его помощники инспектировали различные концлагеря. В одном из писем Гиммлеру в 1943 г. Шпеер писал: «Меня радует, что осмотр концентрационных лагерей дал в итоге положительную картину». Он настаивал на сбережении стройматериалов — качество бараков для заключенных мало его волновало.

Шпеер также принимал, как выяснилось, самое деятельное участие в выселении берлинских евреев — 75 000 человек были изгнаны из 24 000 квартир. Архитектор прекрасно знал, куда отправят несчастных. Он принимал участие в расхищении их ценностей. Во время войны Шпеер собирал коллекцию картин — дорогие полотна старых мастеров были отобраны или принудительно выкуплены за бесценок у еврейских коллекционеров. Альберт Шпеер стал одним из новых владельцев. В конце войны картины были спрятаны с помощью друга архитектора Роберта Франка. Теперь этот накопленный прежде капитал делал Шпеера богатым. Шедевры анонимно продавались на аукционах — сумма одной из сделок составила 1 млн марок (по грубому подсчету, сегодня это не менее полумиллиона евро). Продал «добрый нацист» и сохранившиеся у него рисунки Гитлера — и торговался с покупателями настойчиво, не уступая в цене. «Именно мы, люди, менее всего склонные к эгоизму и корысти, создали условия для его [Гитлера] существования», — писал Шпеер в своем дневнике.


Картина из коллекции Шпеера. «Изображение Кампании», Бёклин, 1859

Но Альберт Шпеер, осознавая тяжесть преступлений, в которых он принимал деятельное участие (пусть даже без удовольствия и, возможно, внутренне протестуя), в общем, считал их приемлемой платой за собственное положение. Как и последующую ложь. Он писал в своем дневнике, имея в виду других нацистов: «В этом мире хитрость и умение приспосабливаться могут далеко тебя завести». Историк Иоахим Фест много беседовал с ним и писал биографию «доброго нациста». Он сожалел, что миф Шпеера развенчан с опозданием: «Альберт Шпеер с чистосердечным лицом всех нас обвел вокруг пальца».

Альберт Шпеер (Albert Speer) родился в 1905 году в Маннгейме в зажиточной семье потомственных архитекторов. По окончании гимназии он учился в Карлсруэ, Мюнхене и Берлине, где он изучал архитектуру.

В 1930 году в Берлине Шпеер побывал на политическом митинге национал-социалистов. Речь Гитлера (Adolf Hitler) настолько впечатлила его, что уже в 1931 году он стал членом НСДАП. И тут же Шпеер как архитектор стал получать заказы от нацистов. В 1933 году ему было поручено декоративное оформление массовой демонстрации НСДАП. Немного позже Шпеер спроектировал интерьер служебной квартиры Геббельса (Joseph Goebbels).

Стремительная карьера: от архитектора до министра

Макет "Народной палаты", которую Шпеер собирался построить в Берлине.

В 1937 году Гитлер назначает Шпеера генеральным инспектором имперской столицы в сфере строительства. На этом посту Шпеер должен был осуществить кардинальную реконструкцию Берлина. По мнению Гитлера, Берлин на тот момент, в отличие от Парижа или Вены, был просто беспорядочным нагромождением построек.

Для осуществления своих грандиозных замыслов по перестройке Берлина Шпееру нужны были строительные объекты. С целью заполучить в свои руки роскошные квартиры в городе, возглавляемая Шпеером Генеральная строительная инспекция не гнушалась составлять списки берлинских евреев, подлежавших выселению, и активно контролировала осуществление мер по выселению. Причем Шпеер страшно возмущался, когда в 1941 году Борманн (Martin Bormann) предложил предоставить отобранные у евреев квартиры немцам, лишившимся жилья в результате бомбардировок.

Впрочем, контора Шпеера занималась не только планированием и выдачей строительных лицензий, но и строительством концлагерей.

В 1942 году Гитлер назначил Шпеера на должность рейхсминистра вооружений и боеприпасов, отдав ему в придачу еще несколько постов. Тем самым Шпеер становится одним из самых влиятельных нацистских политиков. С 1943 года должность Шпеера называется "рейхсминистр вооружения и военной промышленности". Шпеер значительно повысил производительность предприятий военной промышленности за счет принудительного труда миллионов людей.

В 1945 году, когда поражение Германии было уже очевидным, Шпеер, по его собственным утверждениям, воспрепятствовал выполнению так называемого "приказа Нерона", то есть распоряжения Гитлера об уничтожении всех значительных промышленных предприятий, чтобы они не достались врагу.

Это обстоятельство и тот факт, что Шпеер оказался на Нюрнбергском процессе одним из немногих, кто признал свою вину, побудили представителей Франции и Великобритании сформулировать более мягкий приговор.

20 лет тюрьмы "заблудшему идеалисту"

Первоначально представители СССР и США высказались за смертный приговор Шпееру. Позже в ходе повторного голосования американцы поддержали инициативу французов и британцев. Шпеер был приговорен к 20 годам тюремного заключения, которые он провел в берлинской тюрьме "Шпандау". Свой срок Шпеер отсидел от звонка до звонка, поскольку советская сторона отклоняла его апелляции о помиловании.

В тюрьме Шпеер, несмотря на запреты, регулярно делал записи, которые позже легли в основу двух книг его воспоминаний. В этих работах он старается представить себя "заблудшим идеалистом" и этаким технократом, совершенно не интересовавшимся политикой и всего лишь выполнявшим свой долг.

Шпеер пережил своего кумира Гитлера на добрые 36 лет. Он умер в 1981 году во время своей поездки в Лондон. О характере Шпеера хорошо свидетельствует то холодное высокомерие, с которым он ответил на вопрос, что он выбрал бы, если бы у него была возможность начать жизнь сначала: карьеру обыкновенного городского архитектора в каком-нибудь Гейдельберге или же свою прежнюю жизнь? Шпеер ответил: "Я бы хотел все пережить еще раз: блеск, позор, преступления и место в истории"...

Архитектура и скульптура Третьего Рейха призваны были реализовать со всей возможной выразительностью идею циклопической Мощи и потрясающего сознание Величия Империи, воссозданной на руинах Прошлого.

Главным идеологом и творцом Новой тысячелетней Империи был Альберт Шпеер. Новую скульптуру арийского государства создавал Арно Бреккер - один из талантливейших учеников Огюста Родена. Образы Империи Ариев - государства безжалостных и жестоких Владык Нового Мира - поражают воображение своей грубой и сильной выразительностью, в них не осталось ничего человеческого, гуманного - одна только чудовищная Воля и все сокрушающая Мощь.

Следует признать, что воздействие образов архитектуры и скульптуры на сознание униженных, преданных и ограбленных германцев было чрезвычайно велико. Нацистским лидерам удалось вернуть в массовое сознание общества ощущение Силы и Гордости. Вернуть и преумножить. Однако обществу были предложены иллюзорные, даже фальшивые идеалы. Позже германскому народу пришлось расстаться с лживым очарованием национал-социализма, заплатив огромную и кровавую цену. В сознании многих бывших граждан Третьего Рейха до сих пор остаётся чувство вины и стыда из-за причастности к деяниям национал-социализма.

Возможно, одним из наиболее ярких и значительных образов новой жизни стали Flakturm - некогда грозные, могучие творения Альберта Шпеера. Сохранившиеся и поныне гигантские башни, обрамлённые живой яркой зеленью парков, утратили свою былую

мрачную силу. Прошлое осталось в прошлом, Новая яркая Жизнь бурлит вокруг.


1. Новый Рейсхтаг.

4. Рейхстаг. Зал собраний.

5. Берлин - столица нового тысячелетнего Рейха дожен был стать величайшим городом на Земле.

6. Гигантские стадионы должны были вмещать десятки тысяч граждан Рейха.

12. Здесь нет места Человеку, есть только единая многотысячная eine Masse.

14. Огромные коллонады.

15. Человечек стоящий перед такими дверями чувствует себя входящим во врата Обители Гигантов.

18. Скульптура в условиях Третьего Рейха могла развиваться только вместе с архитектурой: ведь функционально ее сущность сводилась к роли постоянного аллегорического символа в архитектурном пространстве.

19. В скульптуре Третьего Рейха нет Человека, только Идея абсолютного превосходства Ариев.

20. Ариец.

21. Единство. Йозеф Торак (Клоны)

23.

25. Очень популярный мотив - Прометей.

25. Прометей, утверждается что Арно Бреккер вдохновлялся личностью А Гитлера. Воображение творческого человека - удивительно.

27. Исторический источник вдохновения - статуая Кондотьера Леоне(вместе с лошадкой). Во всяком случае некие рудименты человеческого сохранились

Каждый лидер имеет свои человеческие слабости. Если это влечение к мистике, то фаворитом может стать «чудотворец». А детские мечты босса о большом спорте приводят в «серые кардиналы» тренера по теннису. Адольф Гитлер на полях гимназических конспектов самозабвенно рисовал архитектурные эскизы. Когда он стал фюрером, архитектор Альберт Шпеер был вознесен на самый верх исключительно потому, что понимал вкусы вождя. Шпеер получил пост министра вооружений и полтора миллиарда марок.

На папином BMW – к успеху

Этот архитектор ни на кого в окружении Гитлера не производил впечатления делового человека. Адъютанты фюрера за глаза называли Шпеера «несчастной любовью шефа». Как творческий человек, с которым Гитлер мог обсуждать свои юношеские архитектурные фантазии, Шпеер получил право входить в кабинет фюрера без доклада. Он всячески подчеркивал свой образ «нестяжательного гения», которого интересуют только рисунки и барельефы. Гитлер на это купился и подпал под влияние незаурядного авантюриста. А между тем ему стоило бы навести справки о прошлом этой «творческой личности». В детстве Альберт не проявлял особых склонностей к творчеству. Лучшие оценки он имел по весьма точному предмету – математике и посвятить себя собирался именно этой науке. В архитекторы Шпеера заставил пойти отец, владелец крупной строительной компании. После защиты диплома Альберт открыл собственное проектное бюро и заручился папиным обещанием передать ему десяток-другой обеспеченных клиентов. Однако богатые клиенты не спешили передавать заказы новичку.

Альберт пару лет жил на крохотные доходы от перепланировки квартир. Затем его и еще несколько однокашников пригласили в Афганистан в качестве придворных архитекторов властителя Амануллы Второго. Султан-реформатор хотел превратить Афганистан в прекраснейшую страну Азии. Проект султанского дворца в стиле «1001 ночи» высотой 202 м, который Шпеер разработал еще на втором курсе, вверг азиата в языческий трепет. Но уехать в Афганистан Шпееру не удалось – Амануллу некстати сбросили с трона младшие братья. Честолюбивые планы 24-летнего архитектора рухнули. Шпеер остался работать в художественной академии простым ассистентом кафедры. Но ощущение близости к власти за время подготовки к работе на султана он успел полюбить. Его студенты быстро обнаружили слабое место преподавателя – скучную лекцию можно было сорвать, вызвав его на демагогический спор о судьбах немецкой нации. Студенты-нацисты, вооруженные аргументами в стиле Геббельса, в этих спорах разбивали вялого либерала Шпеера в пух и прах. В результате он стал постоянным участников нацистских митингов, а спустя пару месяцев и членом НСДАП.

Партия стремилась использовать каждого активиста с максимальной пользой. Альберта назначили председателем автоклуба – в берлинском пригороде Ванзее он был единственным автовладельцем. Отец подарил ему старенький BMW на 25-летие. После очередной партийной сходки одним из пассажиров Шпеера оказался розовощекий Карл Ханке, в недалеком будущем статс-секретарь Геббельса, а тогда председатель местного «обкома» НСДАП. В кресле BMW функционер ругал своего бессовестного зама, который за бешеные деньги арендовал под партийное бюро виллу с протекающими потолками. Дипломированный архитектор Шпеер вызвался в порядке партийной солидарности бесплатно перепланировать и обустроить виллу. Да к тому же согласился подписать откровенно завышенную смету. Пособничество чиновнику в мелком воровстве стало трамплином, который вознес архитектора в высшие эшелоны власти. Его новый друг Карл Ханке спустя два месяца, даже не успев обжить шикарное здание «обкома», был переведен в Берлин на должность обергауляйтера (вице-премьера городского правительства). Первым заданием, которое он получил от столичного гауляйтера, было найти талантливого архитектора – члена НСДАП, способного в кратчайшие сроки и без гонорара перестроить здание берлинского горкома.

Партийное строительство

С тех пор Шпеер ни дня не сидел без работы. Он занимался не только архитектурой, но и разработкой стиля нацистских митингов и собраний. Жутковатая эстетика Третьего рейха была рождена именно фантазией молодого Шпеера. Именно он, например, придумал проводить ежегодные собрания партийных лидеров по ночам при свете факелов – чтобы замаскировать животы функционеров, раздобревших на хлебных должностях.

Большую часть заказов архитектор получил благодаря Ханке, который продолжал стремительно взбираться по карьерной лестнице и тащил Шпеера за собой. Высшие чиновники рейха придавали огромное значение интерьеру своих жилищ и кабинетов. Ханке использовал Шпеера в качестве взятки: рекомендовал его нужным людям как отличного и недорогого специалиста. Всего за полгода Шпеер приобрел популярность среди нацистской номенклатуры. Он оформлял квартиры Геринга и Гесса, не говоря уже об их многочисленных подчиненных. Однажды за Альбертом пришли трое молчаливых адъютантов из личной охраны фюрера и погрузили растерянного архитектора в просторный Mercedes. Оказалось, что накануне фюрер назвал здание рейхсканцелярии, которое являлось его штаб-квартирой, «конторой мыловаренного завода». Статс-архитектор Рихард Троост попал в опалу. Личный помощник фюрера Гесс порекомендовал Гитлеру зодчего, которого считал своим человеком. Пока Шпеер вел работы по перестройке рейхсканцелярии, Гитлер неоднократно заезжал к нему на стройплощадку. Забывая о государственных делах, фюрер часами бродил по будущим залам своей резиденции в компании молодого архитектора. Если язвительному профессору Троосту он никогда не решался высказывать свои замечания, то в лице Шпеера он нашел приятного собеседника. Шпеер быстро разобрался в архитектурных предпочтениях Гитлера, благо в этом не было ничего сложного. Диктатору, вышедшему из бедной бюргерской семьи, нравились помпезность и пышность. Когда работа была завершена, Гитлер пригласил архитектора пообедать в узком кругу. Чтобы Шпееру не пришлось выйти к столу в рабочей одежде, фюрер предложил ему костюм из собственного гардероба. Во время обеда один из присутствующих удивился: «Мой фюрер, на господине архитекторе ваш пиджак?» Диктатор ласково ответил: «Так ведь господин архитектор тоже мой!»

Ремонт-шоу

Шпеер перенес свое бюро на Беренштрассе, поближе к штаб-квартире фюрера, и нанял два десятка бессемейных архитекторов, которые могли в случае необходимости работать круглосуточно. Теперь он обслуживал верхушку рейха, и срочность исполнения заказов значительно возросла.

Благодарностью новому протеже служило безграничное доверие фюрера в вопросах архитектуры. Однажды, когда их разговор о реконструкции центра Берлина затянулся глубоко за полночь, фюрер вдруг достал из сейфа какие-то бумаги. Он смущенно сообщил, что в них изложены его представления о том, как должен выглядеть центр столицы. Он… просто просит г-на Шпеера учесть его пожелания. В папке Шпеер обнаружил десятки эскизов гигантских уродливых зданий, скульптур и триумфальных арок. Проект без ложной скромности был озаглавлен «Die Schone Strasse» («Великолепная улица»). Гитлер придумал разрезать Берлин на две части самым широким в мире проспектом с самыми большими в мире административными зданиями. В самом центре на улице будет возвышаться увенчанный стеклянным куполом дом собраний нации высотой 400 м. Над ним еще будет парить 50-метровый германский орел, сжимающий в лапах позолоченный земной шар. Шпеер в общих чертах подсчитал стоимость этого проекта – вышло около 40 млрд марок. Он дал указание ошалевшим сотрудникам бросить все другие работы и начать готовить сметы по Великолепной улице. Отказ от строительства «мечты Гитлера» в лучшем случае означал концлагерь. Шпеер стал заложником собственного успеха.

Выгодный патриотизм

Такого строительства бюджет рейха выдержать не мог. Архитектор внес серию «рацпредложений» по финансированию проекта. В частности, он предложил Гитлеру разверстать расходы по строительству по бюджетам организаций и ведомств, которые впоследствии займут здания на Великолепной улице, а также заранее начать продажу крупным концернам их будущих головных офисов. Кроме того, фюрера восхитила идея архитектора строить здания из сверхпрочных материалов, чтобы даже спустя века их руины выглядели не менее живописно, чем развалины Древнего Рима. Эта затея имела и практический смысл: с концернов можно было снять более крупные взносы.

Едва информация о строительстве Великолепной улицы дошла до чиновников и менеджеров крупнейших предприятий, как маленькое бюро Шпеера стало напоминать высокосветский салон и переполненный трамвай одновременно. Представители политической и финансовой элиты наперегонки бросились к нему, чтобы успеть внести взнос за здание, находящееся как можно ближе к будущей резиденции Гитлера. Вождь «трудового фронта» Роберт Лей пытался оплатить полную стоимость целого квартала, спроектированного в 30 м от дома народных собраний, чтобы разместить в нем дом моды своей жены. В первые же месяцы в фонд Шпеера поступило 400 млн марок, а к началу сентября 1939 года – больше 1,2 млрд. Шпеер и Гитлер торжественно заложили несколько десятков символических «первых кирпичей». Никто из инвесторов не сомневался в надежности своих вложений. Возможный форс-мажор в виде приближающейся войны никем всерьез не воспринимался: она казалась чем-то смешным и легким – вроде недавнего аншлюса Австрии, армия которой даже не решилась сопротивляться вермахту. Зато Альберт Шпеер осознавал, что в лучшем случае реализация проекта завершится не раньше, чем большая часть инвесторов покинут этот мир: в 70-80-х годах ХХ века. Практически все начальные взносы к 1939 году были внесены в фонд, а ежегодные поступления обещали составить 200-250 млн марок. Архитектор наотрез отказался занять предложенное ему кресло заместителя министра пропаганды по вопросам архитектуры – доктор Геббельс был одним из самых крупных вкладчиков фонда и наверняка заинтересовался бы финансовыми потоками. Шпеер удовлетворился созданной под него должностью генерального инспектора по вопросам строительства и отчитывался исключительно перед фюрером. Гитлера интересовало только то, как будут выглядеть здания, которые он в юности мечтательно рисовал на бумаге. Финансовая сторона его мало заботила, и он довольствовался обещаниями Шпеера закончить работу в 1952 году.

Шпеер продолжал управлять строительством без надежды когда-либо его завершить. Он рассчитывал на то, что приближающаяся война будет достаточно жестокой и кровопролитной, чтобы убедить фюрера прекратить строительство. И тогда никто не попросит архитектора отчитаться за уже освоенные средства. В первые же дни войны с Советским Союзом Шпеер выступил с инициативой заморозить реконструкцию Берлина и «передать средства фонда на нужды обороны». Гитлер на это не согласился. Инвесторы через рейхсмаршала авиации Геринга также намекнули Шпееру, что не одобряют его «горячего патриотизма» и не хотят, чтобы их деньги исчезли где-то в России. Шпеер судорожно выдумывал все новые и новые причины, чтобы прекратить строительство. Он, например, утверждал, что купол дома народных собраний станет прекрасным ориентиром для английских бомбардировщиков. В ответ Геринг, в душу которого уже закрались определенные подозрения, просто заверил фюрера, что ни один вражеский самолет не проникнет в воздушное пространство над Берлином. Наконец в декабре 1941 года Шпееру удалось частично свернуть строительство. Он выступил с докладом о том, что неудачи вермахта под Москвой в первую очередь обусловлены слабостью военно-инженерных частей немецкой армии. Советские солдаты, утверждал он, отступая, взрывают за собой все транспортные узлы и магистрали. Шпеер напомнил Гитлеру о «печальном опыте Наполеона Бонапарта, которого русские заманили в глубь страны и там разбили». Гитлер немедленно распорядился сформировать военно-строительные отряды из 60 000 подведомственных Шпееру рабочих и отправить их в Россию чинить железные дороги и восстанавливать мосты. Шпеер по его собственной просьбе был назначен руководителем военно-инженерной службы в звании полковника. Ни Геринг, ни другие заинтересованные лица не смогли противодействовать этому. Архитектор улетел на Украину.

Молодой реформатор

Теперь Альберту Шпееру оставалось реализовать вторую часть своего плана – грамотно пристроить уже собранные на строительство 1,5 млрд марок. Этому способствовало его новое назначение. Гитлер пожаловал архитектору, вдруг ставшему активным сторонником увеличения военных расходов, пост министра вооружения. На эту должность претендовал сам Геринг, у которого был «под колпаком» прежний министр Фриц Тодт. Наблюдатели предсказывали войну между влиятельным министром авиации и высоко взлетевшим архитектором. Но Альберт Шпеер сумел предотвратить эту схватку. Он отправился на виллу Геринга, некогда им самим перестроенную и обставленную. Вначале Геринг просто не пускал его на порог, но Шпеер все же добился аудиенции. Более того, он смог убедить Геринга, что все это сиюминутный каприз Гитлера, что в экономике и уж тем более в вопросах вооружения он, Шпеер, ничего не понимает. Шпеер сыграл перед Герингом растерянного художника, который сам не знает, что делать на своем неожиданном посту. По другой версии, во время этого разговора Шпеер открыл Герингу истинное состояние дел фонда «Великолепной улицы» и предложил поделить 1,5 млрд марок на двоих, а остальным вкладчикам объявить, что деньги ушли на войну. Действительно, уже в конце 1942 года Шпеер при поддержке Геринга фонд ликвидировал. Гитлеру об этом даже не сообщили. Да ему уже было не до архитектурных прожектов: на Берлин сыпались английские бомбы, армия отступала, японцы не исполняли союзнических обязательств. Ликвидировав фонд, Шпеер укоротил языки концернам, являвшимся его вкладчиками. А заодно перехватил у Геринга кураторство над крупными военными концернами. Для этого ему пришлось сломать систему взаимоотношений «естественных монополий» с министерствами через так называемые круги друзей.

Подобные организации начали возникать вокруг рейхсфюреров, помощников и секретарей Гитлера, после того как вождь отказался напрямую общаться с концернами. Официально был зарегистрирован лишь «круг друзей рейхсфюрера СС Гиммлера», в который входили крупнейшие предприятия пищевой, химической и машиностроительной промышленностей. Ежегодно взносы «друзей» в ведомство составляли около 1 млн марок и являлись по сути платой за «крышу» СС. Экономического интереса для промышленников СС практически не представляла – исключение составляли только пищевики, которые через «круг друзей» лоббировали сбыт низкокачественной продукции для питания заключенных в подведомственных СС концлагерях. Да еще химический концерн Farbenindustrie, использовавший военнопленных из Освенцима для строительства нового завода. Свой «круг» был и у Геринга. Его министерство, как и министерство вооружений, «кормилось» при ассоциации немецких промышленников – самой влиятельной лоббистской структуры рейха, объединявшей военные предприятия. Объем военных заказов, как это было заведено у Геринга, зависел исключительно от суммы «отката». Небольшой сталелитейный завод, руководство которого хорошо заплатило Герингу, мог получить заказ, превышавший его производственные возможности. А гигантские заводы Mannesmann месяцами простаивали из-за несговорчивости их хозяина Вильяма Цагена. Такая система загоняла военную промышленность страны в гроб. Спустя три недели после назначения на министерскую должность Шпеер решил эту систему сломать. Карт-бланш на реформу он получил от самого фюрера. Шпеер созвал 50 крупных членов ассоциации немецких промышленников на совещание в рейхсканцелярию. Он предложил промышленникам новую схему, согласно которой за каждым предприятием закреплялся постоянный объем производства определенных типов военной продукции. Промышленники так обрадовались этой идее, освобождавшей их от необходимости постоянно торговаться с Герингом, что «забыли» поинтересоваться судьбой полутора миллиардов марок, вложенных в строительство центра Берлина. Дальнейшую судьбу этих денег так никто никогда и не узнал, хотя вопрос о них всплывал на Нюрнбергском процессе. После окончания Второй мировой войны Шпеер оказался там на скамье подсудимых. Он снова попытался разыграть образ аполитичного художника, рассказывая трибуналу о том, что в 1944 году собирался устроить покушение на Гитлера, так как тот не прекращал заведомо проигранную войну. Но это не помогло Шпееру: перед трибуналом выступили со свидетельскими показаниями обманутые вкладчики фонда «Великолепной улицы». Бывший министр вооружения и личный архитектор фюрера был осужден на 21 год заключения в тюрьме Шпандау. После освобождения он поселился в доме отца и до конца жизни писал мемуары. Публикуя отдельные их части, он получал неплохую прибавку к своей скромной пенсии. текст Павел Жаворонков

Особа, приближённая к фюреру, Шпеер Альберт, был архитектором, самым влиятельным в гитлеровской Германии. Кроме этого, он был рейхсминистром вооружений и оборонной промышленности, а значит, одним из самых важных лиц в государстве.

Семья

Шпеер Альберт пошёл по стопам отца, весьма известного в стране архитектора, и сын его, тоже Альберт, продолжил семейную традицию, став, может быть, не столь именитым зодчим, но все же достаточно востребованным. В 1964 году он основал собственную архитектурную фирму во Франкфурте-на-Майне. Шпеер Альберт-сын родился уже в Третьем рейхе, в 1934 году, когда его отец в свои двадцать девять уже устоялся в профессии и в то же время ещё не потерял пассионарности. Родился сподвижник Гитлера в Манхейме, изучал архитектуру в Берлине, после чего был оставлен в родном техническом университете ассистентом.

В партию нацистов Шпеер Альберт вступил практически сразу - уже в 1931 году, стал членом нескольких комиссий, занимавшихся берлинской архитектурой, то есть сооружением штаб-квартиры для гауляйтера, а потом готовил майский съезд NSDAP 1933 года в Темпельхофе. Своей помпезной стилистикой нацисты обзавелись только благодаря Шпееру - он продуманно использовал весь свой профессиональный арсенал вплоть до световых шоу и эффектов с флагштоками. Проект обустройства участка для съезда 1934 года в Нюрнберге готовил тоже, естественно, Альберт Шпеер.

Знаменитость

Молодой человек, трудившийся с таким триумфальным успехом, привлёк внимание Гитлера почти сразу. А когда это внимание было замечено окружающими, архитектор немедленно стал знаменит. От заказов не было отбоя, должности быстро накапливались, не успевая сменять друг друга. Гитлер, видимо, сам хотел быть архитектором, но не вышло, потому и получилось, что профессия художника - его несбывшаяся мечта, а Альберт Шпеер - воспоминания о ней.

Очень быстро архитектор вошёл в ближайшее окружение фюрера. В 1937 году он уже инспектировал весь Третий рейх в своей профессиональной области. Именно его усилиями Берлин стал "столицей мира", у Гитлера на этот счёт были планы просто грандиозные. Всё это очень подробно описывается в книге, которая родилась непосредственно после Нюрнбергского процесса, в тюрьме, где провёл двадцать лет Альберт Шпеер, "Третий Рейх изнутри". Это были исключительно интересные политические воспоминания.

До войны

Однако до того времени, когда вышла книга Альберта Шпеера, было ещё очень далеко. Архитектор вдохновенно проектировал стадионы, госучреждения, дворцы, мосты, монументы и целые города Германии. А Гитлер подавал ему идеи для воплощения, которые сам Шпеер очень хвалил (надо сказать, не все с ним соглашались в оценках, но Шпеер не мстил - ни тогда, ни впоследствии). Это был (да и есть) самый известный архитектор века. Правда, после него не осталось ни одного здания - только несколько фонарей и лес на окраине столицы.

Другие архитекторы считали этот стиль позавчерашним веком смешной и нелепой сентиментальности. Однако жарких споров не наблюдалось. Дело в том, что у Гитлера авторитет был непререкаемый, хотя и не получилось у него окончить Академию художеств. А Шпеер получил целых три высших профессиональных образования. Как с ними спорить? Все видели, что диктатор долгими часами мог смотреть, как работает его протеже, изучать макеты, рабочие наброски и всё остальное, чего касались руки мастера. А в 1938 году Гитлер вручил Шпееру партийный значок - золотой.

Война

Вторая мировая война принесла архитектору несколько десятков всевозможных должностей. В 1941-м стал депутатствовать в Рейхстаге, а в 1942-м поднялся на серьёзнейшую правительственную должность министра военной оборонной промышленности. Кроме того, он - член ЦК по планированию военных поставок, главный инспектор по энергетике и водным ресурсам, технолог партии нацистов и руководитель организации Тодта.

Очень важный человек в рейхе. И успешный. Всегда и во всём добивался самых высоких результатов. Может быть, именно поэтому его имя нашли в списках, составленных неудачливыми заговорщиками, планировавшими покушение на Гитлера. Они зарезервировали для Шпеера место рейхсканцлера в новом правительстве. Правда, Шпеер отрицал всяческие связи с этими людьми, и, что удивительно, ему поверили. Он вообще всегда позволял себе много, даже прямое неподчинение фюреру. В конце войны тактика "выжженной земли" не была приведена в действие из-за того, что Шпеер саботировал этот приказ, и вся немецкая инфраструктура, которая уцелела после советских и английских бомб, была сохранена.

Выводы

А вот выводы этот талантливый, смелый и умный человек сделал неправильные. Причём настолько неправильные, что впору засомневаться в его уме и таланте. Смелости, правда, не отнять. После поражения в войне Германии пришел конец, решил Альберт Шпеер. И его битва закончилась, потому что фюрер был гениален, а германский народ оказался недостоин такого предводителя.

В 1946 году Альберта, как и других оставшихся и сложивших оружие, судил Нюрнбергский трибунал. Свою вину он признал, чего не сделал почти никто из сидящих на той скамье. Более того, он сказал, что этот суд необходим, поскольку авторитарная система всех наделяет ответственностью.

Ложь

Вместе с тем он полностью отрицал собственное участие в политике и уверял собравшуюся публику в том, что занимался только экономической и технической деятельностью, а также архитектурой. Во всём обвинил газеты, Геббельса и его информационную войну. Однако с Гиммлером был близок по службе, причём очень близок. Занимаясь обороной и день ото дня повышая производительность труда, он хорошо знал, за чей счёт она поднимается.

На предприятиях трудились рабы из концлагерей, бывшие люди, за жизнь которых никто не давал и медного гроша. Однако в жестокости обращения с ними он тоже не сознался. Хитрил Альберт Шпеер, и его "битва с правдой", как назвала психобиографию о нём Гитта Серени, именно поэтому потерпела поражение. В преступлениях против человечества его всё-таки обвинили. Освобождён он был только в 1964 году. А в 1970-м уже начали переводить на другие языки его книги. Альберт Шпеер ещё раз сумел вкусить мировую славу. Умер он в 1981-м, в Лондоне, по одним сведениям - в госпитале, по другим - находясь в отеле с любовницей.

Личность

Историки по сей день спорят о вине или невиновности Альберта Шпеера. Документы, поднятые из архивов, утверждают, что не знать о преступлениях в тех же концлагерях он просто не мог. Однако биографы упорствуют в мнении, что позиция их героя не была однозначной, поскольку загруженность работой была абсолютной, а преданность Гитлеру - просто слепой.

Осведомлённость Шпеера доказал ещё Нюрнберг, а вот о степени причастности можно только гадать. Мнения явно контрастны, потому большинство людей просто читают книгу Шпеера, местами с ним соглашаясь, местами - нет. Министр вооружений был бы доволен, потому что равнодушен не оставался никто. Впрочем, он даже на том суде не просил для себя милости.

По страницам

Если читать книгу Шпеера внимательно, непременно станет ясна и степень его знания о преступлениях нацизма, и степень его участия. Начать нужно даже не с переезда под одну крышу с фюрером, а с более поздних событий, с ноября 1938-го, когда описывается скорбный день девятого числа, сменивший "Хрустальную ночь". Шпеер ехал на работу, смотрел на расколоченные витрины еврейских магазинчиков и политые кровью улицы, но особого значения увиденному не придал. Потом было много подробно описанной работы (книга написана на основании дневниковых записей), а потом Гитлер эдак махнул рукой: ох уж этот Геббельс, снова, дескать, перегнул палку.

Кстати, постоянная и жгучая гитлеровская ненависть к евреям не казалась Шпееру недопустимой, он, как оказалось, просто не принимал её всерьёз. Холокост был неочевиден. Нацисты, к слову, ни одного документа с прямым текстом о геноциде нам не оставили. Его назвали замечательно и практически безобидно: "окончательное решение еврейского вопроса". Любимчик Гитлера, встречавшийся с ним каждый день, обсуждавший с ним свои проекты и бывший постоянно в курсе всех его планов, мог ли не знать и не понимать, что всё это значило? Не мог не знать. А вот дистанцироваться от знания - сумел.

Созидание или разрушение?

В ещё мирное время создавался проект новой столицы мира - Берлина. Воплощение задуманного должно было состояться в 1950 году. Это очень короткий срок для столь масштабного строительства. Но и Гитлер, и Шпеер претворяли в жизнь эти планы буквально с одержимостью, хотя сам Шпеер с началом войны и предложил заморозить стройку. Но фюрер не согласился. Здесь всё было всерьёз, всё самое лучшее, самое высокое, самое громадное. Размах зашкаливал. Однако где было брать рабочую силу для этого проекта вселенского масштаба? Концлагеря появились уже в 1933-м. Выход был найден. После 1943 года Шпеер вооружениями уже почти не занимался - ему удалось так хорошо наладить производство, что процесс шёл сам.

Единственное место, которому он уделял постоянное внимание, находилось под землёй. Ракеты. Чуть ли не космос. Там он бывал почти каждый день. Что представляли собой эти производства - мы знаем, документальное кино смотрели. Восемнадцатичасовой рабочий день, минимум еды, человек работоспособен пару недель, потом умирает. Что видел во время этих посещений Шпеер? Трупы штабелями - наверняка, ведь их вывозили не чаще чем раз в сутки. А ещё на суде Кальтенбруннер подтвердил высказывание Шпеера о том, что технический прогресс - это совершенствование орудий производства плюс совершенствование человеческой породы. Теперь пазл сложился.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры