Анатомия человека в аниме. Тела

Главная / Развод

Как рисовать аниме персонажа и манга. Как рисовать тело (манга и аниме - общие принципы)

Уроки рисования - Манга и Аниме

Тело имеет структуру скелета. Нам нужно плоскому рисунку придать объем.

Поместим наш образ или персонажа в куб, основание которого - площадь под ногами.

Самая сложная задача в изображении тела - рисование в перспективе. Вот для чего мы и используем куб.

Скелет человека и его структура

Рассмотрим скелет и начнем рисовать.

С помощью распределения веса тела и поворота тела можно добиться правильного изображения нижней части тела.

Рисуем блоками.

Если представить, что сочленение и живот человека есть сферы, то можно сразу же представить и очертания мускул. Точно так же можно прочувствовать и трехмерную структуру тела человека.

Обратите внимание на прикрепление ключицы.

Внимательно рассмотрите угол плеч, их проекцию.

Используйте 3D поверхность для того, чтобы легче можно было представить плечо с другой стороны и обозначить его форму.

Рассмотрим женское тело в блоках

Внимание уделяется бокам. Женские задние мышцы, в отличие от мужских, короче. Они быстро переходят в бедра.

Чтобы правильно рисовать, нужно помнить и о частях тела, которые не видны.

Рисуем движение
Чтобы правильно нарисовать тело человека в движении, надо взять центральную линию позвоночника человека и кривую движения. Линия позвоночника разделяет левую и правую стороны человеческого тела. Создается баланс, линия проходит и спереди, и сзади.

Внимание нужно обращать на талию. Центральная линия должна проходить по видимой стороне тела.

Центральная линия должна проходить вдоль направления движения изображаемого человека. Линия может даже совпасть с кривой движения.

Кривая движения помогает изображать положение тела в движении.

Рисуем с угла

Позы можно изображать при помощи метода форм. Удачнее будет вариант совмещения скелетного метода и угла обзора.

Чтобы упростить работу, нужно позу основывать на позвоночнике.

Обычная форма тела мужчины

Представляем вещи, используемые для изображения мужского тела, которые нужно запомнить:
- позиция локтя при поднятии руки;
- радиус движения плеча и локтя;
- мышцы грудины и ключицы должны правильно размещаться;
- мускулы напрягаются в движении;
- область грудины и область сужения рук совпадают;
- когда ноги вместе - между бедрами есть небольшой промежуток. Если ноги врозь - промежуток между бедрами увеличивается. Никогда не изображайте промежность, как на рисунке (рисунках сверху).

Если у вас вызывает сложность длина рук в горизонтальном положении, то следует использовать направляющую линию. Она дает возможность показать длину части руки человека. Можно, также, выбрать способ добавления длины бицепса и локтя (шарнира).

Теперь посмотрим со спины
- мускулы при наклоне сжимаются в сторону наклона.
- мускулы растягиваются с противоположного бока.
- лопатки можно сравнит с лицом.
- когда тело в движении - оно деформируется.
- если рука поднята вверх - лопатка приподнимается.

Теперь взглянем сбоку
Важно! Лицо рисуемого персонажа - это размер кисти руки, она должна закрывать изображаемое лицо практически полностью по высоте.

Предплечье равно 1,5 длины головы, а остальная часть равна 2 головам.

Длина ступни и пальцев равна голове.

Уже нарисовал +23 Хочу нарисовать +23 Спасибо +61

Простейшее тело имеет скелетную структуру. Суть заключается в попытке придания объема нарисованному плоскому изображению.

Давайте попробуем поместить персонажа в куб, основанием которого будет площадь под подошвами ног.

Одной из самых сложных задач при рисовании тела является рисование в перспективе. Для этого вам может помочь использование куба вокруг персонажа.

Скелет человека и его структура

Давайте взглянем на скелет человека и попробуем нарисовать его.

Рисование нижней части скелета позволит вам показать более натуральное движение тела с помощью передачи поворота тела и распределения веса.

Рисуем блоками

Представьте, что сочленения и живот - это сферы. Когда рисование происходит с помощью использования форм и сфер, сразу же определяются и будущие очертания мускул. Кроме того таким образом вы можете чувствовать трехмерную структуру тела.

Посмотрите внимательно, как присоединена ключица.


Обращайте внимание на угол плеч и их проекцию, видную с выбранного обзора.

Если вы не представляете проекцию плеч на другой стороне, просто воспользуйтесь 3D поверхностью, чтобы обозначить форму.

Женское тело в блоках

Блоки - лишь направляющие линии, применяемые для вашего удобства. Так что не зацикливаейтесь на их прорисовке.

Обращайте внимание на рисование боков. Задние мышцы мужчин обычно рисуются более длинными, в то время как женские короче и быстрее переходят в бедра.

Хотите рисовать хорошо? Вы должны всегда помнить о невидимых частях рисуемого тела.

Рисуем движение

Когда требуется нарисовать человеческое тело в движении за основу берется центральная линия позвоночника и кривая движения. Центральная линия разделяет правую и левую стороны тела, тем самым создавая балансирующее состояние. Проходит она как спереди, так и сзади.

Обращайте особенное внимание на движение в области талии.
Изображайте центральную линии на видимой стороне тела.

Изображайте центральную линию как проходящую вдоль направления движения персонажа. Вполне может быть, что центральная линия на видимой стороне тела совпадет с кривой движения.

Использование кривой движения поможет вам рисовать правильное положение тела и облегчит работу с движениями персонажа.

Рисуем с угла

Очень большое количество поз можно нарисовать, используя метод форм, однако лучшим вариантом будет совмещение угла обзора и скелетного метода.

Рисовать будет проще, если основывать позу на положении позвоночника.

Стандартная форма тела мужчины

Ниже представлены самые важные вещи, которые необходимо запомнить при рисовании мужского тела.
- Следите за позицией локтя, когда рука в наивысшей точке.
- Учитывайте радиус движения локтя и плеча.
- Правильно размещайте мышцы ключицы и грудины.
- Трапеция (мускул) сжимается и напрягается при движении.
- Область грудины совпадает с областью сужения рук.
- Промежность имеет небольшой промежуток между бедрами, когда ноги вместе, а когда ноги врозь, то промежуток увеличивается, но никогда не рисуйте промежность как показано на рисунке выше (снизу, маленикий).

Когда вы не можете определиться с длиной рук в их горизонтальном положении используйте направляющую линию. Так легче будет показать длину частей руки. Другим способом изображения длины дельтоида является добавление небольшой длины бицепса и шарнира (локтя).

Теперь взглянем со спины

Мускулы с той стороны, в которую выполняется наклон, сжимаются.
- С другого бока мускулы наоборот растягиваются.
- Если посмотреть на лопатки с немного другой позиции, то они очень смахивают на лицо. Постарайтесь использовать такую интересную особенность.
- Деформация тела происходит всегда, когда оно движется (наклоняется, поворачивается).
- Лопатки приподнимаются, когда рука уходит вверх.



Теперь взглянем сбоку
Запомните, что стандартный размер кисти - лицо персонажа. Кисть должна закрывать его почти полностью по высоте.


Длина предплечья равняется длине 1 с половиной головы.Длина остальной части составляет 2 головы.

Длина ступни равняется одной голове и в эту длину входит и длина пальцев.

Плечи могут двигаться вперед и назад, но немножко.

Когда тело наклонено, плечи опускаются и движутся вперед.
С другой стороны, когда тело отклонено назад, плечи также движутся назад.

Разница между мужским и женским телом

Женщины обладают более узкими плечами и грудной клеткой, зато таз у женщин превосходит мужской.
- Женская тазовая кость достигает пупка и линия талии также пересекает пупок. Высшая точка тазовой кости пересекает линию пупка.
- Мужское тело имеет в своей основе формы перевернутого треугольника, в то время как женские формы более округлые и напоминаю кеглю для боулинга.

Пропорции
Пропорция тела выбирается количеством помещающихся в его рост голов, так что сперва вы должны спросить себя, в сколько голов будет ваш персонаж.


Н аметив вчерне пропорции фигуры, нарисуйте тело и конечности. В этом вам помогут овалы, которые будут напоминать о расположении основных суставов, принимающих участие в механике тела. Обратите внимание:

○ Локтевой сустав расположен на уровне нижнего края грудной клетки

○ Рука опускается приблизительно до середины бедра

○ Имеется небольшой просвет между бедренными костями там, где они соединяются с самими бедрами

○ Предплечье практически такой же длины что и стопа.

Ну, воть, сейчас мои каракули для ознакомления:



P.S. Лягушачья перспектива. Т очка зрения снизу вверх - так, что взгляд наблюдателя как будто находится у самой земли.

Д ети

У детей не бывает ярко выраженной мускулатуры. Их скелет еще не полностью сформировался, по - этому плечи остаются довольно узкими. У них короткие, округлые лица с большими глазами. Правда, уже в этом возрасте появляются половые различия: у мальчиков торс длиннее, а талия ровная, у девочек талия выше и сужена.

Высота фигуры: 4-5 длин головы

Ширина плеч: 2 ширины головы или меньше

Длина торса: 2 длины головы

Длина ноги: 2-3 длины головы

Рисуя ребенка в возрасте до 7 лет, помните, что длина его тела составляет три-четыре «головы». Конечности у детей короткие и пухлые^^

П одростки

Хотя полнота или худоба человека несколько влияют на пропорции фигуры, в целом мускулатура и костная структура у подростков выражены ярче, чем у детей. Это относится как к лицу, так и к телу. У юношей плечи и грудная клетка шире, что помогает четче обозначить линию талии. У девушек бедра немного шире, чем у юношей, и у них начинает появляться грудь.

Высота фигуры: 5-6 длин головы

Ширина плеч: 2 ширины головы

Длина торса: 2 длины головы

Длина ноги: 3 длины головы

В зрослые

Скелет и мускулатура хорошо развиты. У мужчин широкие плечи, хорошо заметна прямая секция талии, переходящая в узкие бедра, которые не намного шире, чем талия. У женщины также развиты атлетические плечи, полная грудь, достаточно широкая грудная клетка, переходящая в сужающуюся талию, широкие бедра, пропорциональные ширине плеч. Стоит отметить, что у мужчины должен быть более длинный торс, а у женщины – ноги.

Высота фигуры: 7-8 длин головы

Ширина плеч: 2-3 ширины головы

Длина торса: 2-3 длины головы

Длина ноги: 4 длины головы

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Я начну этот урок с самого популярного вопроса, который я получаю: « как нарисовать женскую грудь» (хех, никогда бы не подумал, что буду писать урок об этом… ^_^). Самое важное здесь – стараться нарисовать грудь как можно натуральнее, ведь можно же нарисовать симпатичную девушку без силиконовых имплантов, как это делает одна моя знакомая. ^_^

Основные проблемы, которые возникают у людей при рисовании груди – это их форма и положение. Многие художники (как профессионалы, так и новички) рисуют их как шарики, которые упираются в подбородок девушки; такая грудь далека от натуральной. Если вы загляните в книги по анатомии, то увидите, что они больше похожи на половинки сферы или на перевернутые чашечки, но никак не на шары.

Дальше, обращаем внимание на позу. Представьте линию, которая проходит вниз по центру тела. Груди должны располагаться под углом 45 градусов от этой линии, и на половину ниже грудной клетки (на фото – это красные диагональные линии). Следите за тем, чтобы груди не были расположены слишком близко или слишком далеко друг от друга, или слишком высоко от грудной клетки; это наиболее частые ошибки. Как вы увидите на остальных рисунках в этом уроке, правило 45 градусов применимо почти во всех позах.

Вот другая поза, где торс видно спереди. Обратите внимание на то, как груди по-прежнему расположены под углом 45 градусов по отношению к центральной линии тела. А, также обратите свое внимание на тени. После просмотра некоторых примеров, я заметил, что затенение груди в такой манере, придают им более натуральный вид, нежели, если бы вы затенили их как сферические фигуры.

Вот еще одна, последняя, поза для демонстрации размера и положения груди. Здесь не так хорошо видно, но даже здесь грудь расположена под углом 45 градусов от центральной линии (которую на этом примере я не нарисовал, извините ^_^). Заметьте, левая грудь имеет форму полусферы, а не полной сферы. Если вы хотите увеличить размер груди, дело ваше, но я не думаю, что это необходимо.

Теперь давайте перейдем к шее и плечам. Когда вы рисуете плечи, обращайте внимание на то, что они опускаются плавно, они не плоские. Старайтесь не забывать о строении мышц шеи и плеч, особенно, если собираетесь создавать реалистичный образ. Они должны быть похожи по форме на вешалки, а не на плоские поверхности.

Вот еще несколько примеров рисования плеч в разных позах. Заметьте, они никогда не бывают плоскими и бесформенными.

Еще кое-что, о чем я хотел рассказать в данной теме – как рисовать торс при поднятых руках ^_^. Лично для меня это иногда оказывается сложной задачей, поэтому я решил затронуть этот аспект. Если приподнять руки вверх, то задняя часть туловища становится шире. Хоть женское туловище и не такое массивное, как мужское, оно все равно расширяется. Не делайте верхнюю часть туловища слишком узкой. Обратите, также, внимание на то, как верхняя часть правой груди загибается внутрь (к грудной клетке); не забывайте, что это не полная сфера, поэтому она присоединяется к мышцам плеча.

Уже нарисовал +32 Хочу нарисовать +32 Спасибо +112

Итак, у нас здесь разобранные манекены мужского и женского тела (рис. 1). Между двумя представителями полов немного различий: парни обычно мускулистые (я нарисовала женственного парня >_>), у них торс длиннее, чем у женщин, ещё у них жёстче и грубее кожа, а у девушек извилистый позвоночник.


Теперь, шея. Несколько вещей, которых не следует делать. Шея начинается от ушей (рис.2), видите пунктирные линии? Те углы в голове всегда параллельны. Мускулы проходят от ушей и до ямки на шеи - это всегда придаёт симпатичный вид (рис.3).
На рисунке 3 вы видите ключицу - это придаёт чувство реалистичности.
Посмотрите на рисунок справа - это расположение гланд в шеи: у парня верхняя часть гораздо больше и таким образом мы получаем адамово яблоко. У девушек нижняя часть не совсем заметна (рис. 4).

Я думаю, вид спереди и сзади говорит сам за себя (рис 5а и 5б), поэтому проведём прямую линию, которая будет идти вниз, вдоль торса, помогая вам найти центральную линию. Ямка на шеи - это середина основания. Передний вид: ямка на шеи, основа рёбер и до пупка. Задний вид: по спинному хребту, по позвоночнику к чакральному треугольнику. Нужно запомнить такие моменты: парни очень прямые, в то время как девушки имеют вогнутую форму торса.

Чтобы избежать сексуального влечения, когда вы рисуете грудь, думайте о ней, как о шарах наполненных водой, верите в это или нет, но на них действует сила тяжести, и поэтому они будут двигаться вместе с телом (рис. 6а, 6б, 6в).


Когда руки подняты, бицепсы напряженны и отчётливо видны, когда руки распрямлены и напряжены, то трицепсы находятся под влиянием (рис.7а). Взгляните на собственные руки, и вы увидит разные формы предплечья, видные с верху и с боку. Когда рука прямая появляются ямки на каждой стороне локтя (рис.7б)


Обратите всё своё внимание на коленку, когда вы сделали шаг назад. Это всё из-за коленной чашечки. Вы видите 2 линии, на развороте коленки (рис. 8а, б, в)? Здесь начинаются мускулы, которые срабатывают вверх и оставляют такой вид. Очень забавно рисовать ноги.

Вот разобранные части тела (рис.9). Разбейте торс на рёберную клетку и таз. Используйте круги для всех соединений впадин торса в рёберную клетку и в тазовую часть с суставами. Это самый лёгкий способ, чтобы поработать. Попробуйте различные позы.




В этой части вы научились рисовать фигуру. Это не так тяжело, если знаешь, что за чем следует и что нужно.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры