Что означает если человек рисует большие глаза

Главная / Психология

Вы когда-нибудь задумывались, что означают различные рисунки, которые мы не задумываясь вырисовываем на бумаге? Смотрим далее на описание таких художеств.

Парад цифр

Любителей порисовать циферки заботят исключительно материальные ценности. Первый вариант - вы прикидываете, где и как можно заработать. Второй - думаете, как рассчитаться с долгами.

Пусть всегда будет солнце

Страницы записной книжки украшает солнце или гирлянды? Парадоксально, но ваше настроение отнюдь не такое радужное, как эти рисунки. Вам не хватает тепла, заботы и внимания. Вы мечтаете о дружбе и нежности.

Хотите совет? Постарайтесь в ближайшее время чаще находиться среди людей. Позвоните друзьям, сходите с ними в кино или на прогулку, посидите в кафе. Тогда и солнышко появится не только на бумаге, но и в вашей душе.

Ох, уж эти фигуры

Квадраты, ромбы, треугольники выдают четкие цели и твердые убеждения. Такие фигуры обычно рисуют люди, которые привыкли открыто выражать свою точку зрения. Они стараются не пасовать перед противником, имеют практический склад ума, хорошо развитое логическое мышление и способны занимать руководящую должность.

Причем симметричные формы означают приверженность к аккуратности и порядку, расчетливость и умение все планировать. В то же время если углы фигур прорисованы слишком остро - это явная склонность к агрессии. Ваша проблема - излишняя сосредоточенность, которая не позволяет нормально расслабиться.

Крестики без ноликов

Кресты выражают чувство вины. Возможно, вы кого-то обидели или не выполнили обещание или вам кажется, что окружающие вас упрекают за что-то. Поскорее обсудите все, что вас тяготит, или попросите прощения, сразу станет легче.

Кстати, на вашем рисунке могут быть не просто обычные кресты, а, например, украшения или узоры, содержащие в себе крестообразные элементы. Как правило, такой вид им придают женщины.

Спирали, круги, волнистые линии

Чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Вы очень скрытный и замкнутый человек, не любите, когда другие лезут в ваши дела. Возможно, вы переживаете легкий кризис. Сейчас вы - сплошной оголенный провод. Постарайтесь держать себя в руках, иначе можете вспылить и оскорбить собеседника.

Гори-гори, моя звезда…

Звезда - показатель оптимистичной натуры. Столкнувшись с проблемой, такой человек старается не опускать руки и пытается быстрее справиться с трудностями. Кроме того, подобный рисунок демонстрирует желание “чертежника” обратить на себя внимание.

Во поле береза стояла…

Тонкие деревья с голыми ветвями рисуют потерянные и расстроенные люди. А вот ветвистая крона и толстый ствол показывают, что вы энергичны, жизнерадостны и в данный момент вас ничто не беспокоит.

Сердечко к сердечку

Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Но вы постоянно сдерживаете свои эмоции и со стороны кажетесь строгим и неприступным. Причем чем крупнее рисунок, тем больше разница между вашим истинным лицом и привычной маской. Хватит контролировать себя, станьте более открытым и раскованным.

Домик для пчел

“Пчелиные соты” говорят о стремлении к упорядоченной и размеренной жизни, спокойствию, гармонии с собой и окружающим миром. Кроме того, такой рисунок может означать желание создать семью, в котором зачастую человек не хочет признаваться даже саму себе.

Цветик-семицветик

Цветы и листья говорят о добром характере. Такие люди отзывчивы и любят помогать другим. Они также чувствительны и эмоциональны. Если человек рисует растения в вазе, значит, ему постоянно требуется энергетическая подпитка.

Шах или мат

Вы оказались в неприятном или затруднительном положении, поэтому рисуете шахматную доску. И хотите решить все проблемы, выработав свою тактику и стратегию, как это делают шахматисты. Между тем, если подобное изображение в вашей записной книжке - частый гость, то не исключено, что вы страдаете от скрытых комплексов.

Слыхали?

Психологи утверждают: примерно девять из десяти человек в возрасте от 18 до 34 лет постоянно рисуют между делом, а среди тех, кому за 65, - шесть из десяти. Известно, что Джон Кеннеди любил изображать парусные лодки. По мнению авторитетного графолога, это было признаком большой настойчивости и жизненной энергии.

Делитесь с друзьями, им тоже будет интересно:

«Такие вроде бессмысленные рисунки могут рассказать про своего хозяина больше, чем он сам, - говорит Татьяна Юфит, член британской академии графологов (Baog). - Потому что в момент, когда сознание ослабляет контроль над поведением, карандашом начинает управлять подсознание, скрывающее истинные мотивы нашего поведения».

Например, если на листе бумаги перед вами неожиданно нарисовался робот - вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит.

Главное, на что советует обращать внимание Татьяна, не сама тема рисунка (если таковая есть). По ней и ребенок догадается, о чем речь. «Стиль рисунка - вот что важно, - подчеркивает Татьяна. - Мягкие, округлые, веселые, украшенные орнаментом формы говорят о благодушии и легкости характера. Жесткие, угловатые, с сильным нажимом - об энергии, упорстве, силе воли и, возможно, даже агрессивности рисовавшего, если в рисунке присутствует много стрел либо он чересчур сильно затушеван линиями, переходящими через край. Рисунок, в котором много света и воздуха, будет принадлежать человеку интеллигентному. А рисунок, нарисованный грубо, неуклюже, скорее всего, укажет на автора, которому ближе по характеру все простое, земное, бытовое».

Автор этого рисунка - натура творческая и талантливая. Это яркий, чувственный человек, с сильным эротическим взглядом на мир (об этом свидетельствуют гипертрофированные размеры и формы носов и глаз, закругленные ресницы, сочные линии). Сочность и эмоциональная щедрость характера, а также творческая активность автора подчеркиваются крупными закругленными формами в сочетании с насыщенностью изображения. «Надо смотреть вперед, а не назад», - говорит разворот картинки: правая ее часть (будущее время) преобладает над левой (прошлое).

Человеческие фигуры

Обратите внимание на детали. Если это маленькие человечки, то, скорее всего, вы ощущаете беспомощность или хотите уклониться от каких-либо обязанностей. Когда вы изображаете человека схематично («палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек») - ваше эмоциональное состояние нестабильно, вы хотите закрыться и никого не подпускать к себе.

  • Голова в профиль, а тело анфас - в вас живет тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении, полный анфас - вы открыты для общения, чем больше человек «отворачивается», «уходит» - тем больше вы стремитесь избегать внешних контактов.
  • Большая голова - руководствуетесь прежде всего мыслью, маленькая - уделяете мало значения интеллектуальной работе, плохо прорисованная - проявляете застенчивость и робость. Если вы тщательно прорисовываете лицо, то вы сильно озабоченны своим внешним видом и отношениями с другими людьми, для вас важно как вас «встречают по одежке».
  • Закрытые, спрятанные или непрорисованные глаза свидетельствуют о стремлении избегать неприятных визуальных стимулов, нежелании реально видеть неприятные моменты жизни.
  • Большие уши - вы чувствительны к критике и зависите от мнения окружающих, слишком маленькие или отсутствуют - не хотите прислушиваться к чужым взглядам и позициям.
  • Крупные плечи или тело - у вас ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность властью, мелкие - чувство малоценности и ничтожности, покатые плечи или сутулое тело - уныние, отчаяние, чувство вины и недостаток жизненной энергии.
  • Руки - символ межличностных отношений. Если руки находятся далеко от тела (расставлены в стороны) - ваши поступки вышли из-под контроля, когда скрещены на груди - вы настроены враждебно, за спиной или в карманах - нежелание уступать, идти на компромиссы, прижаты к телу - у вас есть трудности в социальных контактах.
  • Длинные ноги говорят о потребности в независимости, короткие - испытаете чувство физической или психологической неловкости. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение и игнорирование собеседников и их действий, ноги вместе (человек стоит «по струнке») - скованность в общении.


«Чтобы сделать что-то стоящее, нужно отсечь все лишнее» - простота формы указывает на то, что автору интереснее дойти до сути вещей, чем заниматься разговорами вокруг да около. Обводка вокруг букв усиливает сконцентрированность человека на проблеме, а также говорит об умении удерживаться от поспешных выводов. Чувство юмора помогает не относиться к жизни слишком серьезно (легкие круглые элементы «з» и «ф», много пространства, окружающего слово).

Поведение автора не зависит от мнения окружающих. Он «кошка, которая гуляет сама по себе» - легкий нажим в сочетании с центральным расположением текста на странице говорит о том, что, предпочитая находиться в центре событий, он не очень стремится связывать себя обязанностями лидера, но может быть неплохим советником, имея теоретический склад ума. Будучи искренним, этот человек не любит притворство и мишуру, склонен к конкретике и уверен в собственной правоте (крупные вертикальные буквы простой формы).

  • Личные подписи: такие машинальные рисунки свойственны натуре тщеславной и эгоцентричной. Обилие собственных росписей, машинально выведенных на листе во время разговора, или обдумывания какой-то проблемы - сигнализирует, что ты что-то уж слишком зациклилась на собственной персоне. Пора бы уже и по сторонам поглядеть.
  • Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры : у вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще.
  • Круги и кольца : окружности, связанные друг с другом или вписанные одна в другую, говорят о стремлении к присоединению и соучастию. «Мне одиноко, я чувствую себя как бы выключенной из внешнего мира», - сигнализируют такие рисунки. Выводя кружочки на бумаге бессознательное намекает на то, что тебе не хватает дружеского участия и внимания.

Крупная картинка в центре листа свидетельствует: «Центр мира - это я, все остальное - мои спутники». Плавные и закругленные элементы рисунка говорят: «Я добродушна и люблю вас всех!» А вид сзади обозначает: «Но вы мне надоели, и я пошла!». Автору свойственна основательность и неторопливость. Креативность художника налицо: в немногочисленности элементов переданы все возможные на данный момент послания.

  • Животные : ваши сегодняшние эмоции могут напрямую зависеть от того животного, который поселился на вашей бумаге. Если это тигр или волк - в вас спряталась агрессия, если лиса - задумали где-то схитрить, зайчик или белочка - вам нужна забота и защита, лев - ощущаете свое превосходство над всеми. Этот механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и детских историях. Когда вы постоянно изображаете одного и того же зверя, птичку или жучка, то, скорее всего, сравниваете его с собой, приписываете себе его повадки.
  • Спирали, окружности или волнистые линии означают, что чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Может быть, вы даже переживаете легкий эмоциональный кризис: ходите по кругу своих неоднозначных переживаний. Сейчас вам необходимо следить за своим поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.
  • Стрела : это вектор, по которому вы ориентируетесь в жизни. Стрела направлена вверх - ориентация на других людей, вниз - на себя, налево - смотрите в прошлое, направо - надеетесь на будущее.


Рисунок пропитан эротическими мотивами - тема любовного наслаждения в настоящий момент далеко не последняя в списке вещей, волнующих автора. Мягкие, плывущие, элегантные формы говорят о неравнодушии художницы к роскоши, а еще и о ее умении уходить от прямого ответа. При этом она обращает пристальное внимание на мелкие детали - как на рисунке, так и в разговоре и в жизни.
Автор стремится защититься от проблем - это видно по многочисленным перекрещениям, сеткам, а также по зонтику цветка. Легкий нажим свидетельствует об интеллигентности, а в сочетании с петлями, спиралями и общей насыщенностью страницы - о хорошем творческом потенциале. В данном случае спирали указывают на то, что человек способен менять направление хода мыслей и рассматривать разные варианты.

  • Звездочки: вы хотите оказаться в центре внимания, для вас важно быть ярким и всегда замеченным. Но если у вашей звезды слишком много лучиков или вы изображаете их отдельно от нее, это может свидетельствовать о депрессивных переживаниях.
  • Цветы, солнце, облака : жизнерадостные цветочки и солнышко - верные приметы того, что ты довольна тем, как проходит телефонный разговор. Вероятнее всего, слушая собеседника, ты попутно уже мечтаешь, фантазируешь о чем-то приятном. Подобные рисунки с головой выдают твой оптимистичный настрой и благостное расположение духа.
  • Кресты: возможно, вас беспокоит чувство вины перед близким человеком или тяготит какая-то проблема, за которую вы чувствуете себя ответственным.

Всякому любителю вываливать кашу из окна на головы прохожих известно: тайное всегда становится явным. Но из каждого правила есть исключения. Автор этого рисунка знает: для того чтобы что-то удержать в секрете, это что-то нужно просто как можно лучше спрятать (насыщенность штриховки не оставляет сомнений, что автор так и делает), а масса ненужных вещей - это не хлам, а запас (о чем свидетельствует то, как плотно, густо ложатся кольца на всех рисунках; чернила доминируют над белым пространством, буквы и цифры также обведены многократно). Он уверен, что добиться своего сможет всегда - не мытьем, так катаньем (много углов и окружностей, то есть частая смена форм на рисунке). И еще - переубедить этого человека совершенно невозможно (об этом говорит очень сильный нажим). А крупный уверенный почерк обозначает упорство и энергичность его обладателя.

  • Домики и коробки : симметричные формы демонстрируют любовь к порядку, склонность к планированию и расчетам. Вот что говорит окружающим такой рисунок: «Меня нелегко сбить с толку, я точно зная, чего хочу, у меня ясные цели и я собираюсь решительно отстаивать свое мнение».
  • Шахматные поля: по-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни.
  • Пчелиные соты : вы стремитесь к спокойствию, к гармонии, хотите упорядочить свою жизнь. А еще вполне вероятно, что вы задумались о создании семейного гнезда.

А теперь попробуйте проанализировать свои каракули, которые вы рисуете, сидя на скучной лекции, совещании или долго разговаривая по телефону.

Кстати, графология - наука о связи почерка с характером человека - до сих пор не признана официальной психологией. Ученые успешно доказывают как то, что выводы, которые делают графологи, верны, так и обратное. При этом услуги графологов пользуются завидной популярностью, особенно за границей. За помощью к специалистам обращаются при подборе персонала, выборе няни для ребенка, проверке соответствия в семейной паре или бизнес-партнерстве. Графологи обещают по сохранившимся письмам и зарисовкам рассказать, какими были ваши давно умершие родственники, а также посоветовать, что вам лично нужно поменять в своем характере.

Верить или не верить - каждый решает сам.

пВЩЮОП ЮЕМПЧЕЛ ТЙУХЕФ ФБЛЙЕ ЙЪПВТБЦЕОЙС ОЕПУПЪОБООП. хЮЕОЩЕ ЙЪ зЕТНБОЙЙ РТПЧЕМЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФ, Ч ЛПФПТПН ХЮБУФЧПЧБМП ВПМЕЕ ФЩУСЮЙ ЮЕМПЧЕЛ ТБЪМЙЮОПЗП УПГЙБМШОПЗП УФБФХУБ, РПМБ Й ЧПЪТБУФБ. оБ РТПФСЦЕОЙЙ ЗПДБ РУЙИПМПЗЙ УПВЙТБМЙ Й БОБМЙЪЙТПЧБМЙ ЙЪПВТБЦЕОЙС, УДЕМБООЩЕ МАДШНЙ ЛПОФТПМШОПК ЗТХРРЩ Ч РТПГЕУУЕ ФЕМЕЖПООЩИ ТБЪЗПЧПТПЧ, Ч ИПДЕ УПЧЕЭБОЙК, ОБ МЕЛГЙСИ, Ч РТПГЕУУЕ ПЦЙДБОЙС Й ФБЛ ДБМЕЕ. чЩЧПД, Л ЛПФПТПНХ Ч ЙФПЗЕ РТЙЫМЙ ХЮЕОЩЕ, ФБЛПЧ: ВЕУУПЪОБФЕМШОЩЕ ТЙУХОЛЙ, УДЕМБООЩЕ ЮЕМПЧЕЛПН, ЧЩТБЦБАФ ЕЗП ЧОХФТЕООЙК НЙТ ЮЕМПЧЕЛБ Й ЕЗП ЮХЧУФЧБ, УЧЙДЕФЕМШУФЧХАФ ПВ ЕЗП ЬНПГЙПОБМШОПН УПУФПСОЙЙ, РТЙЧЩЮЛБИ, УФЙМЕ ЦЙЪОЙ Й ПФОПЫЕОЙА Л РТПЙУИПДСЭЕНХ ЧПЛТХЗ.
лБЛ Й РПЮЕНХ ЬФП РТПЙУИПДЙФ? уФТБИЙ, ЬНПГЙЙ, НЩУМЙ, ВЕУУПЪОБФЕМШОЩЕ ЦЕМБОЙС ОБЛБРМЙЧБАФУС Ч ЧЙДЕ ЬОЕТЗЙЙ, Й ТХЛБ УБНБ БЧФПНБФЙЮЕУЛЙ ЙЪПВТБЦБЕФ ЙИ ОБ МЙУФЕ ВХНБЗЙ У РПНПЭША БЧФПНБФЙЮЕУЛПЗП ТЙУХОЛБ. чБТЙБОФПЧ ФБЛЙИ ЙЪПВТБЦЕОЙК НПЦЕФ ВЩФШ ПЗТПНОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП.тБУУНПФТЙН ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЧУФТЕЮБАЭЙЕУС.

рПДРЙУЙ

тБЪМЙЮОЩЕ РПДРЙУЙ, ЧЛМАЮБС ЧБТЙБГЙЙ МЙЮОПК РПДРЙУЙ, ОБЙВПМЕЕ УППФЧЕФУФЧХАФ ЬЗПГЕОФТЙЮОПНХ Й ФЭЕУМБЧОПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. вПМШЫПЕ ЙИ ЛПМЙЮЕУФЧП НПЦЕФ ХЛБЪЩЧБФШ ОБ ЪБГЙЛМЕООПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ ОБ УЧПЕК РЕТУПОЕ.

гЧЕФЩ, УПМОЩЫЛП, МЙУФПЮЛЙ

тБЪОПЗП ЧЙМБ ГЧЕФПЮЛЙ, МЙУФПЮЛЙ Й УПМОЩЫЛП, ЛБЛ РТБЧЙМП, ТЙУХАФ ДПВТЩЕ Й НСЗЛЙЕ МАДЙ. пВЩЮОП ФБЛЙН МАДСН УЧПКУФЧЕООП РПНПЗБФШ ПЛТХЦБАЭЙН. юБУФПЕ ЙЪПВТБЦЕОЙЕ ГЧЕФПЧ НПЦЕФ ХЛБЪЩЧБФШ ОБ ФП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛХ ОЕ ИЧБФБЕФ ДТХЦЕУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК, ЧОЙНБОЙС Й ОЕЦОПУФЙ.

гЧЕФЩ Й Ч бЖТЙЛЕ ГЧЕФЩ

мЙУФШС Й ГЧЕФЩ Ч ТБЪМЙЮОЩИ ЙИ ЧБТЙБГЙСИ ПВЩЮОП ЗПЧПТСФ П ФПН, ЮФП Х чБУ ДПВТЩК ИБТБЛФЕТ. чЩ МАВЙФЕ РПНПЗБФШ ДТХЗЙН МАДСН, ПФЪЩЧЮЙЧЩ, ЬНПГЙПОБМШОЩ Й ЮХЧУФЧЙФЕМШОЩ. еУМЙ ОБ ТЙУХОЛЕ РТЙУХФУФЧХЕФ ЧБЪБ, чБН РПУФПСООП ОХЦОБ ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛБС РПДРЙФЛБ.

пФ ЮЕЗП ФБЛ Ч тПУУЙЙ ВЕТЈЪЩ ЫХНСФ…

дЕТЕЧШС У ФПОЛЙНЙ Й ЗПМЩНЙ ЧЕФЧСНЙ ТЙУХАФ ПВЩЮОП ТБУУФТПЕООЩЕ ЙМЙ РПФЕТСООЩЕ МАДЙ. еУМЙ ЦЕ УФЧПМ ДПЧПМШОП ФПМУФЩК, Б ЛТПОБ ЧЕФЧЙУФБС, ФП ЬФП РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП ПО ЬОЕТЗЙЮЕО Й РПМПО ПРФЙНЙУФЙЮОПК ЬОЕТЗЙЙ. ч ДБООЩК НПНЕОФ ПОЙ ОЙЮЕН ОЕ ПВЕУРПЛПЕОЩ.

мЙГБ Й ЮЕМПЧЕЮЛЙ

тЙУХОЛЙ МАДЕК, РТПЖЙМЕК ЮЕМПЧЕЮЛПЧ Й МЙГ, ПВЩЮОП ЙЪПВТБЦБАФ МАДЙ У «ЫЙТПЛПК ДХЫПК», ЙНЕАЭЙЕ ЧЕУШНБ ПВЭЙФЕМШОХА ОБФХТХ. фБЛЙЕ МАДЙ УЛМПООЩ Л РЕТЕНЕОЮЙЧПУФЙ ОБУФТПЕОЙС. еУМЙ ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ ЙЪПВТБЦБЕФ ВЕЪПВТБЪОЩЕ ТПЦЙГЩ ЙМЙ ХУФТБЫБАЭЙЕ ТПЦЙ, ФП ЧЕТПСФОЕЕ ЧУЕЗП ПО Ч ДБООЩК НПНЕОФ ЮЕН-ФП ОЕДПЧПМЕО ЙМЙ ТБУУФТПЕО.

нБУЛЙ, ЛМПХОЩ, ЛХЛМЩ Й ТПВПФЩ

нБУЛЙ ПВЩЮОП ТЙУХАФ МАДЙ, УЛМПООЩЕ Л УЛТЩФОПУФЙ Й ПУФПТПЦОПУФЙ. йЪПВТБЦЕОЙЕ МЙГБ ЛМПХОБ ЙМЙ ЛПНЙЮЕУЛПК НБУЛЙ ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ РПДУПЪОБФЕМШОПЕ ЦЕМБОЙЕ БЧФПТБ УЛТЩФШУС ЪБ ОЕУХЭЕУФЧХАЭЙН ЙМЙ ЧЩДХНБООЩН ПВТБЪПН Й УЛТЩФШ ЛБЛПК-ФП ЙНЕАЭЙКУС ЙМЙ ЧЩДХНБООЩК ОЕДПУФБФПЛ, МЙВП ОЕРПМОПГЕООПУФШ Ч ЮЕН-ФП. оБТЙУПЧБООБС ЛХЛМБ ЙМЙ ТПВПФ ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ЮТЕЪНЕТОЩК ЛПОФТПМШ ПЛТХЦБАЭЙИ Й П ЧПЪНПЦОПН ДБЧМЕОЙЙ У ЙИ УФПТПОЩ.

оБВПТ ГЙЖТ

пВЩЮОП ФЕИ, ЛФП МАВЙФ РПТЙУПЧБФШ ГЙЖЕТЛЙ, ЧПМОХАФ ФПМШЛП НБФЕТЙБМШОЩЕ ГЕООПУФЙ. чПЪНПЦОП, чЩ РТПДХНЩЧБЕФЕ ПРФЙНБМШОЩЕ ЧБТЙБОФЩ ДМС ЪБТБВПФЛБ, Б НПЦЕФ ВЩФШ, ДХНБЕФЕ, ЛБЛ ПФДБФШ ДПМЗ.



йЪХЮБЕН ЗЕПНЕФТЙА

тПНВЩ, ФТЕХЗПМШОЙЛЙ, ЛЧБДТБФЩ РПЛБЪЩЧБАФ ФЧЈТДЩЕ ХВЕЦДЕОЙС. х ЮЕМПЧЕЛБ, ТЙУХАЭЕЗП ТБЪМЙЮОЩЕ ЗЕПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЖЙЗХТЩ, ЧУЕЗДБ ЕУФШ ЮЈФЛБС ГЕМШ. лТПНЕ ФПЗП, ПО РТЙЧЩЛ ПФЛТЩФП ЧЩУЛБЪЩЧБФШ УЧПЈ НОЕОЙЕ Й ОЕ РБУПЧБФШ, ЧЙДС РТПФЙЧОЙЛБ. мАДЙ ФБЛПЗП ФЙРБ ЙНЕАФ РТБЛФЙЮЕУЛЙК УЛМБД ХНБ Й РПФПНХ НПЗХФ ЪБОЙНБФШ ТХЛПЧПДСЭЙЕ РПУФЩ. еУМЙ РПНЙНП ЮЈФЛПУФЙ ЖЙЗХТ ПОЙ ПВМБДБАФ УЙННЕФТЙЮОПУФША, ФП ЮЕМПЧЕЛ УЛМПОЕО Л РПТСДЛХ Й БЛЛХТБФОПУФЙ ЧП ЧУЕИ ДЕМБИ, Б ФБЛ ЦЕ ПО ХНЕЕФ РТПДХНЩЧБФШ УЧПЙ ЫБЗЙ ОБРЕТЈД. пДОБЛП ЕУМЙ ХЗМЩ Х ЬФЙИ ЖЙЗХТ ЧЩТБЦЕОЩ УМЙЫЛПН ПУФТП, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ БЗТЕУУЙЧОПУФЙ ИБТБЛФЕТБ. йЪМЙЫОСС УПУТЕДПФПЮЕООПУФШ НЕЫБЕФ ТБУУМБВЙФШУС. вПМШЫЕ ХДЕМСКФЕ ЧОЙНБОЙЕ ПФДЩИХ, РПУЧСФЙФЕ УЕВС ЛМБУУЙЮЕУЛПК НХЪЩЛЕ, ЧЕДШ ПОБ, ЛБЛ ЙЪЧЕУФОП, ХУРПЛБЙЧБЕФ ОЕТЧЩ.

зЕПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЖЙЗХТЩ

тЙУХОЛЙ ЛТХЗПЧ, ФТЕХЗПМШОЙЛПЧ, ЛЧБДТБФПЧ Й ДТХЗЙИ ЗЕПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЖЙЗХТ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ УЛМПООПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ Л МПЗЙЛЕ Й МЙДЕТУФЧХ, Л ИПТПЫЕНХ ХНЕОЙА ТХЛПЧПДЙФШ. рТЙ ЬФПН, ЕУМЙ ЖЙЗХТЩ ЪБЫФТЙИПЧБОЩ, ЙМЙ ХЛТБЫЕОЩ РТБЧЙМШОЩН ПТОБНЕОФПН, ФП ЬФП РПЛБЪЩЧБЕФ УРПУПВОПУФШ БЧФПТБ ПТЗБОЙЪПЧЩЧБФШ Й ФЭБФЕМШОП РМБОЙТПЧБФШ УЧПА ДЕСФЕМШОПУФШ. ъБНЛОХФЩЕ ЛТХЗЙ ПВЩЮОП ЙЪПВТБЦБАФ МАДЙ, ЙНЕАЭЙЕ ЧЩУПЛЙЕ ДХИПЧОЩЕ ГЕМЙ. пЛТХЦОПУФЙ, ЧРЙУБООЩЕ ПДОБ Ч ДТХЗХА, МЙВП УЧСЪБООЩЕ НЕЦДХ УПВПК ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ОЕИЧБФЛХ ЙМЙ РПМОПЕ ПФУХФУФЧЙЕ ЧОЙНБОЙС Л БЧФПТХ УП УФПТПОЩ ДТХЗЙИ (ЪОБЮЙНЩИ) МАДЕК, ПДЙОПЮЕУФЧП, РПДУПЪОБФЕМШОПЕ УФТЕНМЕОЙЕ Л ДТХЦЕУЛПНХ ПВЭЕОЙА Й Л ЛПОФБЛФХ.

ъЧЕЪДЩ

ъЧЕЪДБ ЧУЕЗДБ СЧМСМБУШ УЙНЧПМПН ОБДЕЦДЩ Й ПРФЙНЙЪНБ. ъЧЕЪДЩ ЮБУФП ТЙУХАФ ПРФЙНЙУФЩ, ЛПФПТЩИ ОЕ РХЗБАФ ФТХДОПУФЙ.

ъЧЈЪДОПЕ ОЕВП

юЕМПЧЕЛ, ТЙУХАЭЙК ЪЧЈЪДЩ ОБ ВХНБЗЕ, УФБТБЕФУС ВЩУФТЕЕ УРТБЧЙФШУС У ФТХДОПУФСНЙ Й ОЕ ПРХУЛБФШ ТХЛЙ Ч МАВЩИ УЙФХБГЙСИ. лТПНЕ ФПЗП, ЮЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ЙУРЩФЩЧБФШ ДЕЖЙГЙФ ЧОЙНБОЙС Й УФБТБЕФУС ПВТБФЙФШ ЕЗП ОБ УЕВС.

дПНБЫОСС НЕВЕМШ

дПНБЫОАА НЕВЕМШ ПВЩЮОП ЙЪПВТБЦБАФ ИПМПУФСЛЙ ЙМЙ ПДЙОПЛЙЕ ЦЕОЭЙОЩ. фБЛЙН ПВТБЪПН ПОЙ ЧЩТБЦБАФ УЛТЩФПЕ ЦЕМБОЙЕ ПВТЕУФЙ УЕНША, ПВХУФТПЙФШ ДПН Й УПЪДБФШ ХАФОЩК УЕНЕКОПЕ ПЮБЗ.

дПНБ

дПНБ Й ДПНЙЛЙ ЙЪПВТБЦБАФ ХЧЕТЕООЩЕ Ч УЕВЕ МАДЙ, Х ЛПФПТЩИ ПВЩЮОП ЧУЕ «ТБЪМПЦЕОП РП РПМПЮЛБН».

йЪПЗОХФЩЕ МЙОЙЙ, ЧПМОЩ

рТПДПМЦЙФЕМШОЩЕ ЧПМОЙУФЩЕ МЙОЙЙ НПЗХФ ХЛБЪЩЧБФШ ОБ ИПТПЫЙК ЧЛХУ БЧФПТБ. йЪПЗОХФЩЕ ЙМЙ ЙЪСЭОЩЕ ЧШАЭЙЕУС МЙОЙЙ УЧПКУФЧЕООЩ МАВПЪОБФЕМШОЩН Й ФБЛФЙЮОЩН МАДСН, ЛПФПТЩЕ ХНЕАФ РПДДЕТЦЙЧБФШ ОЕРТЙОХЦДЕООХА ВЕУЕДХ.

зЙТМСОДЩ ФБЛ ИПТПЫП ВМЕУФСФ ОБ УПМОГЕ

еУМЙ ЧУЕ МЙУФПЮЛЙ ЙЪТЙУПЧБОЩ ТБЪМЙЮОПЗП ЧЙДБ ЗЙТМСОДБНЙ ЙМЙ УПМОЩЫЛБНЙ, чБЫЕ ОБУФТПЕОЙЕ УПЧУЕН ОЕ ФБЛПЕ РТБЪДОЙЮОПЕ Й ТБДПУФОПЕ, ЛБЛ ОБ ТЙУХОЛЕ. чПЪНПЦОП, чБН ОЕ ИЧБФБЕФ ЧОЙНБОЙС Й ЪБВПФЩ, ОБУФПСЭЕК ДТХЦВЩ Й ОЕЦОПУФЙ. юФПВЩ ЛПНРЕОУЙТПЧБФШ ОЕДПУФБФПЛ ЬФЙИ ЧЕЭЕК, ЮБЭЕ ОБИПДЙФЕУШ Ч ЛПНРБОЙЙ. нПЦОП УИПДЙФШ У МАВЙНЩН ЮЕМПЧЕЛПН Ч ЛЙОП, РТПЗХМСФШУС РП РБТЛХ, РПУЙДЕФШ ЪБ ЮБЫЕЮЛПК ЮБС Й ПВУХДЙФШ ОПЧПУФЙ. рПУМЕ ЬФПЗП УПМОГЕ ЪБЗМСОЕФ Л чБН Ч ДПН Й УФБОЕФ ОБНОПЗП ЧЕУЕМЕЕ.

цЙЧПФОЩЕ, РФЙГЩ, ТЩВЛЙ

тЙУХОЛЙ ЦЙЧПФОЩИ Й ТЩВПЛ ДЕМБАФ ПРФЙНЙУФЙЮОЩЕ МАДЙ, ПВМБДБАЭЙЕ ИПТПЫЙН ЮХЧУФЧПН АНПТБ Й ХЧЕТЕООЩЕ Ч УЧПЕН ВХДХЭЕН. йЪПВТБЦЕОЙЕ РЕТШЕЧ Й ЛТЩМШЕЧ УЧПКУФЧЕООЩ ОЕРТЕДУЛБЪХЕНЩН, ЙМЙ ОЕНОПЗП МЕЗЛПНЩУМЕООЩН МАДСН.

йЗТЩ

тЙУХОЛЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЙЗТ, ОБРТЙНЕТ «ЛТЕУФЙЛЙ-ОПМЙЛЙ», «НПТУЛПК ВПК» СЧМСАФУС РТЙЪОБЛПН ОБМЙЮЙС Х ЙИ БЧФПТБ ДХИБ УПТЕЧОПЧБОЙК, ПРФЙНЙЪНБ Й ЗПФПЧОПУФЙ ЛПОЛХТЙТПЧБФШ.

лТЕУФЩ Й ЛТЕУФЙЛЙ

юХЧУФЧП ЧЙОЩ — ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП РПЛБЪЩЧБАФ ЛТЕУФЙЛЙ. пОП НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩЪЧБОП ТБЪОЩНЙ УПВЩФЙСНЙ. оЕЧЩРПМОЕОЙЕ ПВЕЭБОЙС, ЗТХВПУФШ РП ПФОПЫЕОЙА Л ЛПНХ-ФП, ХРТЈЛЙ ПЛТХЦБАЭЙИ ЪБУФБЧМСАФ ЮХЧУФЧПЧБФШ УЕВС ЧЙОПЧБФЩН. пВУХДЙФЕ У ЛЕН-ОЙВХДШ ЧУЈ, ЮФП чБУ ФСЗПФЙФ. лУФБФЙ, ЛТЕУФЩ НПЗХФ ВЩФШ ЬМЕНЕОФБНЙ ДТХЗПЗП ТЙУХОЛБ ЙМЙ ХЪПТБ. йИ, ЛБЛ РТБЧЙМП, ФХДБ ПРТЕДЕМСАФ ЦЕОЭЙОЩ, ЮФП ФБЛЦЕ ЗПЧПТЙФ П ЮХЧУФЧЕ ЧЙОЩ.

ыБИ Й НБФ. ыБИНБФОБС ДПУЛБ

ыБИНБФОЩЕ РПМС ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ФП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛБ ФСЗПФЙФ ЛБЛБС-ФП УЙФХБГЙС. ыБИНБФОХА ДПУЛХ ТЙУХАФ ПВЩЮОП ФЕ, ЛФП ПЛБЪБМУС Ч ЪБФТХДОЙФЕМШОПН РПМПЦЕОЙЙ Й ИПЮЕФ ТЕЫЙФШ ЧУЕ РТПВМЕНЩ РХФЈН ЧЩТБВПФЛЙ ПРТЕДЕМЈООПК ФБЛФЙЛЙ Й УФТБФЕЗЙЙ, ЛБЛ ЫБИНБФЙУФ. еУМЙ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ЧУЕ ЪБРЙУЙ ХЛТБЫЕОЩ ФБЛЙНЙ ЫБИНБФОЩНЙ ДПУЛБНЙ, ФП, ЧПЪНПЦОП, ЮЕМПЧЕЛ УФТБДБЕФ ПФ УЛТЩФЩИ ЛПНРМЕЛУПЧ.

оПФЩ

йЪПВТБЦЕОЙЕ ОПФ, УЛТЙРЙЮОПЗП ЛМАЮБ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ИПТПЫЙК ЧЛХУ БЧФПТБ Й ЕЗП УЛМПООПУФШ Л РПМХЮЕОЙА ЬУФЕФЙЮЕУЛПЗП ХДПЧПМШУФЧЙС.

уЕТДЕЮЛЙ

тЙУПЧБОЙЕ УЕТДЕЮЕЛ ПВЩЮОП ХЧМЕЛБАФУС УЕОФЙНЕОФБМШОЩЕ Й ТПНБОФЙЮЕУЛЙЕ ОБФХТЩ, ЛПФПТЩЕ Ч ДБООЩК НПНЕОФ ЮБУФП ВЩЧБАФ Ч ЛПЗП-ФП ЧМАВМЕОЩ.
чЩ РЕТЕРПМОЕОЩ ЮХЧУФЧБНЙ, ПДОБЛП УДЕТЦЙЧБЕФЕ ЙИ. уП УФПТПОЩ чБУ ФТХДОП ПФМЙЮЙФШ ПФ УФТПЗПК Й ОЕРТЙУФХРОПК ПУПВЩ. юЕН ВПМШЫЕ ТЙУХОПЛ, ФЕН ВПМШЫЕ ТБЪОЙГБ НЕЦДХ РТЙЧЩЮОПК НБУЛПК Й чБЫЙН ЙУФЙООЩН МЙГПН. оЕПВИПДЙНП УФБФШ ВПМЕЕ ТБУЛПЧБООЩН, ПФЛТЩФЩН, РЕТЕУФБФШ ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЕВС.

уЙННЕФТЙЮОЩЕ ТЙУХОЛЙ, ХЪПТЩ

уЙННЕФТЙЮОЩЕ ТЙУХОЛЙ Й ТБЪОПЗП ТПДБ ХЪПТЩ ЮБУФП УЧЙДЕФЕМШУФЧХАФ П ФПУЛЕ ЙМЙ ОБУЛХЮЙЧЫЕН ПВТБЪЕ ЦЙЪОЙ, ЛПФПТЩК ЮЕМПЧЕЛ ИПФЕМ ВЩ ЛБЛЙН-ФП ПВТБЪПН ТБЪОППВТБЪЙФШ.

уРЙТБМЙ, УЕФЛЙ

уРЙТБМЙ ЙЪПВТБЦБАФ МАДЙ, ХЧМЕЮЕООЩЕ ЙМЙ ЪБОСФЩЕ ТЕЫЕОЙЕН ЛБЛПК-РТПВМЕНЩ. уЕФЛБ Й ЛТЕУФЙЛЙ ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ФП ЮФП БЧФПТБ ХДТХЮБЕФ Й ФСЗПФЙФ ЛБЛБС-ФП УЙФХБГЙС. фБЛЙЕ МАДЙ УЛМПООЩ ДПМЗПЕ ЧТЕНС ДЕТЦБФШ ПВЙДХ Й ТБЪДТБЦЕОЙЕ, Б ФБЛ ЦЕ УФТБДБФШ ПФ УЛТЩФЩИ ЛПНРМЕЛУПЧ.

лБРМЙ, ЧПДБ, ЧЩФСОХФЩЕ ТЙУХОЛЙ У РМБЧОЩНЙ МЙОЙСНЙ

йЪПВТБЦЕОЙС ЛБРЕМШ, ЧЩФСОХФЩЕ ТЙУХОЛЙ У РМБЧОЩНЙ МЙОЙСНЙ, ЙЪПВТБЦЕОЙС ЧПДЩ, ПВЩЮОП ИБТБЛФЕТОЩ ДМС МАДЕК, ПВМБДБАЭЙИ ЖМЕЗНБФЙЮОЩН ЙМЙ НЕМБОИПМЙЮОЩН ИБТБЛФЕТПН.

чПМОЩ Й ЧПДПЧПТПФЩ

еУМЙ ОБ ВХНБЗЕ РПСЧМСАФУС УРЙТБМЙ ЙМЙ ЧПМОЙУФЩЕ МЙОЙЙ, ЪОБКФЕ: чБУ ОЕ ЙОФЕТЕУХАФ ЮХЦЙЕ ЪБВПФЩ Й РТПВМЕНЩ. чЩ ПВМБДБЕФЕ УЛТЩФОЩН ИБТБЛФЕТПН Й ОЕ МАВЙФЕ, ЮФПВЩ Ч чБЫХ ЦЙЪОШ ЛФП-ФП ЧНЕЫЙЧБМУС. ьФЙ ТЙУХОЛЙ НПЗХФ РПСЧМСФШУС Й Х МАДЕК, ОЕ ЙНЕАЭЙИ ФБЛЙИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛ РПУФПСООП. чПЪНПЦОП, ПОЙ РЕТЕЦЙЧБАФ МЈЗЛЙК ЛТЙЪЙУ. ч МАВПН УМХЮБЕ, ОЕМШЪС ДБЧБФШ ЧПМЙ ЬНПГЙСН, ЙОБЮЕ ЧПЪНПЦОЩ УУПТЩ У ДТХЗЙНЙ МАДШНЙ.



уФТЕМБ

уФТЕМБ ЙЪПВТБЦЕООБС ПУФТЙЕН ЧОЙЪ, УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ВПМШЫЕ ПТЙЕОФЙТХЕФУС ОБ УЕВС. еУМЙ УФТЕМБ ОБРТБЧМЕОБ ЧЧЕТИ, ФП ЬФП РПЛБЪЩЧБЕФ ОБ ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙУМХЫЙЧБАЭЕЗПУС Л НОЕОЙА ДТХЗЙИ МАДЕК. уФТЕМБ, ХЛБЪЩЧБАЭБС ОБМЕЧП НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П ЪБГЙЛМЕООПУФЙ БЧФПТБ ОБ УПВЩФЙСИ РТПЫМПЗП, Б ОБРТБЧМЕООБС ОБРТБЧП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ТБЪНЩЫМЕОЙС ЮЕМПЧЕЛБ П ВХДХЭЕН.

рЮЕМЙОЩЕ УПФЩ

тЙУХОПЛ ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ УФТЕНЙФУС ХРПТСДПЮЙФШ ЦЙЪОШ Й УХЭЕУФЧПЧБФШ ВПМЕЕ УРПЛПКОП, ТБЪНЕТЕООП. дТХЗЙНЙ УМПЧБНЙ, ПО УФТЕНЙФУС Л ЗБТНПОЙЙ. пДОБЛП ЬФП НПЦЕФ ПЪОБЮБФШ Й ФП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ИПЮЕФ ПВТЕУФЙ УЕНША, ОП ОЕ ИПЮЕФ РТЙЪОБЧБФШУС Ч ЬФПН ДБЦЕ УБНПНХ УЕВЕ.
рТЙ БОБМЙЪЕ ЙЪПВТБЦЕОЙС ЧБЦОП ПВТБФЙФШ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФЕИОЙЛХ ЙУРПМОЕОЙС ТЙУХОЛБ. пВЩЮОП ЮЕФЛП ОБТЙУПЧБООЩЕ ТЙУХОЛЙ, ОЕ ЙНЕАЭЙЕ МЙЫОЙИ ЫФТЙИПЧ Й ДЕФБМЕК, ХЛБЪЩЧБАФ ОБ ХЧЕТЕООПЗП Ч УЕВЕ ЮЕМПЧЕЛБ. уМБВЩЕ ЛПОФХТЩ ЙЪПВТБЦЕОЙС НПЗХФ ХЛБЪЩЧБФШ ОБ ВЩУФТХА ХФПНМСЕНПУФШ БЧФПТБ Й ПФУХФУФЧЙЕ Х ОЕЗП ЙОЙГЙБФЙЧЩ, Б ОБМЙЮЙЕ ЫФТЙИПЧЛЙ ЮБУФП УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕТЧОПН ЙМЙ ОЕХТБЧОПЧЕЫЕООПН УПУФПСОЙЙ.
тЙУХОЛЙ, ЙЪПВТБЦЕООЩЕ ОБ РПМСИ, НПЗХФ НОПЗПЕ ТБУУЛБЪБФШ МАДСИ, ЛПФПТЩЕ ЧБУ ПЛТХЦБАФ. пДОБЛП, ОЕ УФПЙФ ЪБВЩЧБФШ — ЮФП ЬФП ЧУЕЗП МЙЫШ ТЙУХОПЛ.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры