Аргументы благодарность близким. Сыновняя благодарность и любовь к родителям

Главная / Развод

Текст. По З.И. Трипольской
(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги. (2)Она показывает мне фотографии: путешествия, друзья, дети, племянники. (3)«А вот, - она протягивает мне какую-то папку, - моя гордость». (4)Я перебираю стопку коротких писем, приглядываюсь к ним, вижу, что это благодарственные письма-ответы: моя подруга регулярно жертвует небольшие суммы - от десяти до двадцати долларов - в поддержку местной библиотеки, приюта для животных, картинной галереи, средней школы. (5)Суммы малые, необременительные, но ни один доллар не остается незамеченным. (б)Ответы приходят незамедлительно, причем это всегда теплые, добрые письма, буквально светящиеся благодарностью: мы получили Ваш дар, мы его заметили, он очень важен для нас! (7)Очень! (8)Спасибо! (9)Конечно, моя подруга отправляет деньги вовсе не ради «спасибо», но всякий такой отклик ее окрыляет, стимулирует к дальнейшим маленьким «подвигам». (Ю)Иными словами, человек, имея общественное одобрение и ободрение, совершенствуется, приобретает навык доброделания; при этом даже его человеческие недостатки смягчаются.
(И)Разумеется, наши российские проблемы отличаются жесткостью: деньги, как правило, нужны для спасения тяжелобольных людей. (12)Денег нужно много. (13)Денег не хватает. (14)Люди жертвуют. (15)Однако если ваше пожертвование не исчисляется уж очень крупной суммой, никакого ответа от благотворительной организации, которой вы передали вспоможение нуждающемуся, не ждите. (16)Да и писать такие письма у нас, скорее всего, некому. (17)Слишком много проблем, причем тяжелых; значит, если можете, делитесь! (18)Вот и весь сказ.
(19)Между тем заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного. (20)Ничего неестественного нет в том, что жертвователю хочется знать, достигла ли его помощь адресата, пришлась ли впору...
(21)3десь речь идет о воспитании культуры общения. (22)У нас ведь не только благотворительность еще слаба, но и культура благодарения не развита. (23)А ведь как рождается круговая порука добра, о которой писала одна безвестная монахиня Новодевичьего монастыря, чьи стихи Марина Цветаева считала «выше самой поэзии»? (24)Такая порука - это всегда взаимная выручка, взаимопомощь, солидарность. (25)Умение заметить и отметить чье-то доброе дело - это солидарность, позволяющая расцвести лучшим человеческим качествам. (26)Привычка откликаться не только на большой, но и на малый вклад в чью-то судьбу - проявление дорогого стоящей «простоты души», открытости. (27)Это послание, которое можно трактовать, например, так: «Мы теперь нечужие люди, мы - братья, сестры, мы едины».
(28)Смею предположить, что такая привычка - это еще и выход из внутреннего рабства, преодоление комплекса неполноценности. (29)Человек, открытый контактам, общению с миром, вряд ли способен рассуждать следующим образом: «Я беден - он богат, поэтому пусть раскошеливается, и не за что мне тут его благодарить, унижаться...» (ЗО)Так может сказать раб, свободный же человек всегда будет чувствовать себя равным тому, кто его поддержал, и потому будет искренне и чистосердечно признателен. (31)Итак, учиться. (32)Учиться общению. (ЗЗ)Учиться благотворить и благо-даритъ.
(По З.И. Трипольской)

Сочинение
В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему благодарности. З.И. Трипольская задается вопросом: нужно ли благодарить за проявленную благотворительность? Как должен вести себя получивший благодеяние?
Автор текста рассказывает, как важно человеку, совершающему пожертвования в поддержку библиотеки, музея или приюта для животных, получить ответное письмо с благодарностью. З.И. Трипольская считает, «что заметить и отметить благородный жест конкретного человека - черта общества цивилизованного, культурного». Она видит в такой внимательности проявление культуры общения, стимулирующей «круговую поруку добра» и помогающей людям почувствовать свое единство.
Авторское послание данного текста заключается в призыве быть открытыми в общении, быть благодарными и щедрыми.
Безусловно, автор прав: быть достойным человеком - это не только творить хорошие дела, но и видеть их у окружающих, уметь быть благодарным.
Подтвердим сказанное примерами из литературных произведений.
Обратимся к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев был благодарен Гриневу за оказанное благодеяние - подаренный ему заячий тулупчик. Он спас Петра Гринева от виселицы и таким образом проявил свое великодушие. Мы видим, что Пугачев, будучи разбойником и убийцей, - личность неоднозначная, способная на благородный поступок. Впоследствии «герой» - Петр Гринев (по замыслу Пушкина) напишет свои записки и увековечит в них образ Пугачева.
Благодарным был пан Тыбурцый - герой повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Этот человек обладал достоинством и гордостью, несмотря на свою нищету. Эти качества сближают его с судьей и его сыном Васей, принимавшим участие в судьбе умирающей Маруси. Пан Тыбур-цый приходит в дом к судье, подает ему руку и благодарит за доброту его сына. Так люди разных социальных слоев соединяются в любви и понимании главных основ жизни.
В заключение подчеркнем важную мысль: стремясь к совершенству, мы должны не только творить достойные дела, но и благодарить тех, кто их совершает.

Вариант 13. Разбор текста из сборника Цыбулько 2018. Аргументы. Текст


(1)Я все чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а еще более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4) На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.
(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6)Я имел твердое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей теще Екатерине, урожденной Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, - как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сестрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сестры принялись за мелкие работы; одна из сестер поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

-(14)Ты будешь, - говорилось, - чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.
(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20) А платье? (21) Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сестры работали; продавались кое-какие остатки, но как до этого доставало - не понимаю. (23) Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крестный отец, Семен Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чем сейчас сожалею.

(По Н.И.Пирогову*)

Примерный круг проблем:


1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

Авторская позиция: Близкие люди поддерживают нас с трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.


2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)


3. Проблема проявления неуважения. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?)


4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему поддержка близких людей так значима для человека?)

Авторская позиция: Умение поддержать близкого тебе человека, позаботиться о нем, помочь ему хоть в чем-нибудь дает человеку возможность выжить, выстоять, даже в самых трудных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности.


Когда хороший человек получает помощь от кого-либо, будь то близких людей, друзей, незнакомых, он не хочет оставаться в долгу и, в первую очередь, ищет возможность отблагодарить того, кто оказался неравнодушным. В данном тексте Н. И. Пирогов поднимает проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними.

Автор рассказывает нам о нескольких случаях из своей жизни, когда ему не удалось «быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом», хотя он говорит: «В душе я никогда не был неблагодарным». Пирогов был принят в семействе Мойера как родной, и он поневоле остался в долгу. Но больше всего автора волнует долг благодарности матери и сёстрам, которые помогли ему выжить во время студенчества. Николай Иванович жалеет о том, что он не смог вовремя выразить свою благодарность близким людям за добрые и бескорыстные поступки.

Но порой не так просто выполнить задуманное.

Я полностью согласен с автором и считаю, что человек, выражая свою благодарность, в первую очередь показывает своё уважение к заслугам людей, которые не отказались протянуть руку. Тот, кто сумел принять помощь, должен суметь сделать что-то в ответ.

Обсуждаемая проблема настолько важна, что многие писатели поднимали её в своих произведениях, например, К. Паустовский в «Телеграмме». Девушка Настя, закрутившись по своим делам, совсем забыла про маму, которая уже стара и вот-вот может умереть. Настя, безусловно, - хорошая и добрая девушка, но, к сожалению, обстоятельства не дали возможности увидеть в последний раз мать, так много сделавшую для неё. Катерина Петровна умерла, не услышав слов благодарности от своей дочери.

Эту проблему затрагивал и И. А. Гончаров в романе «Обломов». Илья Ильич Обломов – молодой человек, который потерял интерес к жизни: сидит дома, никуда не выходит, все заботы скидывает на прислугу. К счастью, у него есть друг Штольц, который пытается «растолкать» Илью Ильича, часто навещает его. Обломов из чувства большой благодарности встаёт с постели, вливается в жизнь и даже влюбляется.

И. А. Гончаров наглядно показал, что такое истинная дружба и благодарность.

Таким образом, умение поддержать близкого человека и помочь ему чем-либо даёт возможность пережить даже самые трудные ситуации, но при этом нужно не забыть поблагодарить за помощь.

Обновлено: 2017-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Работа ученика 11 класса ГБОУ «Школа № 345 имени А. С. Пушкина» ЦАО города Москвы Абдулханова Амирхана. Учитель Семёнова Ирина Валериановна, компания «Ваш репетитор» - «Профи.ру». 20 февраля 2017 года. Подготовка к ЕГЭ-2017. Литература. Ирина Цыбулько «Русский язык. 36 типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ-2017» -384 с.; см. с.125-128, вариант № 13.

БЛАГОДАРНОСТЬ К ЛЮДЯМ и ДОЛГ ПЕРЕД НИМИ.

Что заставляет человека испытывать чувство благодарности к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними - вот какую проблему поставил автор прочитанного мной текста, русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог Николай Иванович Пирогов. По-моему, благодарность – это чувство признательности за оказанное внимание, услугу, благодеяние и желание ответить добром на добро.

Используя метафору (4) «роясь в хламе сердца», Николай Пирогов настраивает читателя на то, что будет вспоминать факты о своей жизни , о колоссальной помощи, оказанной ему матерью и сёстрами. Автор осознаёт, ЧТО они для него сделали в трудные студенческие годы: это тёплая квартира дяди, содержание семьи на крохотный заработок матери и сестёр, редкая помощь крёстного отца Семёна Лукутина и старых знакомых. Испытываемое перед близкими людьми чувство долга он передаёт эпитетами (4, 10) «с в я щ е н н ы й долг», (6) «т в ё р д о е нам е́ рение отблагодарить». Рассказчик понимает, что оказанное семейством профессора Мойера и тремя родными женщинами (1) «истинное благодеяние» заслуживает благодарности; но выполнить задуманное не так просто. Николай Пирогов уверен, что благодетелей надо благодарить при их жизни.

Я согласен с автором текста. Актуальность поднятой им проблемы подтверждается литературными произведениями. Например, Катерина Петровна, героиня рассказа Константина Паустовского «Телеграмма», когда-то жила в Париже с отцом, известным художником, видела похороны французского писателя Викто́ра Гюго́ , а теперь одиноко проживает в селе Заборье с робкой надеждой на приезд ненаглядной дочери, временами тихонько плачет, холодными осенними ночами страдает бессонницей, не знает, как дожить до утра. Анастасия Семёновна, единственная дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников, последний раз приезжала три года назад. Девушка беззаботна, равнодушна, бессердечна: нераспечатанное письмо матери спрятала в сумочку; подумала: «Раз пишет – значит жива». Находясь на выставке работ скульптора Тимофеева, скомкала телеграмму с сообщением об умирающей матери; лишь вечером поездом выехала к брошенной всеми старушке: в ней проснулась совесть (чувство ответственности за своё поведение), она поняла, что никогда уже не увидит мать. Вместе с автором рассказа читатель жалеет о том, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мама для нас - самый дорогой человек в мире. В любом возрасте мы для неё остаёмся детьми. Её сердце, душа и мысли всегда с нами, где бы мы не находились. Всё это прекрасно отобразил в своём стихотворении «Сердце матери» киргизский поэт Аал ы́ Токомб а́ ев (1904 - 1988) :

(…) Заболела мать! И той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети! Срочно! Дети! Очень срочно!

Приезжайте – заболела мать»

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую серебряную прядь ….

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в бури, снегопады

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?

Неужели только телеграммы

Привели вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мама,

Приезжайте к ней без телеграмм!

Благодаря рассказу Н. Пирогова я понял, что повзрослев, мы должны заботиться о мамах, чаще говорить им о своей любви. Я убедился в том, что поддержка близких людей, их забота даёт человеку душевную силу в трудных жизненных ситуациях, и важно не забывать благодарить их за внимание и помощь .

ТЕКСТ. (1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но - увы! (4) На деле я не сумел или даже не захотел быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.
(5)Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.
(6)Я имел твёрдое намерение отблагодарить - и не однажды, - но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине, урождённой Буниной. (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.
(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным,- как бы мне теперь хотелось это сделать, - был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.
(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

-(14)Ты будешь, -говорилось,- чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с красным воротником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.
(17)Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20) А платье? (21) Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались кое-какие остатки, но как до этого доставало - не понимаю. (23) Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям? Почему мы ощущаем себя в долгу перед родными? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного русского хирурга девятнадцатого века Н. И. Пирогова.

Раскрывая проблему благодарности близким людям, чувства долга перед ними, автор опирается на собственные размышления. По его мнению, быть истинно благодарным – это значит принести пользу тому, кто оказал нам некогда благодеяние. Благодарность – это священный долг каждого. С сожалением автор пишет о том, что не один раз имел твёрдое намерение отблагодарить – но судьба помешала этому.

Он мечтал отблагодарить тёщу профессора Мойера, в семействе которого был принят как родной. Самым священным для рассказчика был долг по отношению к его матери и двум сёстрам, которые после смерти отца содержали его, чтобы он мог учиться в университете. Теперь он очень сожалеет о том, что не был благодарен этим трём самоотверженным женщинам, так много сделавшим для него.

Авторская позиция заключается в следующем: близкие люди поддерживают нас в трудную минуту, протягивают нам руку помощи, поэтому мы считаем своим долгом проявлять благодарность в ответ на оказанное нам благодеяние.

Пример благодарности мы можем найти в рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма». Сторож Тихон ещё мальчишкой узнал известного художника, приехавшего на постоянное проживание в Заборье. Помня добро, которое делал ему художник, он всю жизнь помогал его дочери Катерине Петровне, одиноко доживавшей свои дни в отцовском мемориальном доме. Быть благодарной учил он и соседскую девчонку Манюшку, советовал ей не быть «пустельгой» и за добро платить добром. Жаль только, что единственная дочь Катерины Петровны не поняла этой простой истины и не проявила благодарности к родной матери.

Приведём ещё один аргумент. В повести В. Быкова «Обелиск» Павел Миклашевич всю жизнь чувствовал благодарность к своему учителю Алесю Морозу. Педагог защитил своего воспитанника от рукоприкладства отца в мирное время, а во время войны спас его от казни, отвлёк на мгновение внимание конвоиров, и Павлик смог убежать от немцев и полицаев. После войны Миклашевич стал учителем, продолжая дело своего воспитателя. Он добился восстановления доброго имени Мороза, которого обвиняли в предательстве. Свой священный долг перед любимым учителем Павел выполнил.

Мы пришли к выводу, что благодарность – высокое нравственное качество. Оно проявляется тогда, когда мы помним добро, сделанное для нас, и отвечаем тем же, видя в этом свой долг.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры