Чудеса надо делать своими руками! Сочинение на тему чудо своими руками в повести алые паруса, грин читать бесплатно.

Главная / Развод

Урок №3

Слайд 2

Тема урока:

Слайд 3

Цель:

Задачи :

1.обучать умению анализировать текст художественного произведения, по ключевым эпизодам и словам составлять характеристику главных героев произведения;

2. вызвать эмоциональные чувства от восприятия художественного слова;

3. развивать навыки работы с текстом, учить думать, обобщать, делать выводы и сопоставления;

4. подвести к выводу, что любой человек способен на высокие чувства и поступки;

Слайд 4

Эпиграф:

Оборудование:

Проектор

Иллюстрированный материал:

Компьютерная презентация

Ход урока.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная

Методы: исследование идискуссия, слово учителя, опрос.

I Организационный момент.

1 Приветствие.

2 Проверка готовности учащихся к уроку.

II Работа с классом.

1 Слово учителя.

Слайд 5

Начинается урок с чтения стихотворения Бориса Чичибабина «Памяти Грина»

(стихотворение читается под музыку Грига «Утро»):

Пришвин и – Александр Грин.

Подарен!

Пополам.

Сегодняшний наш урок называется так неслучайно. Мы продолжаем работать с произведением, которое не разрушает веру в человека, а поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни.

Давайте обратимся к нашему произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».

Итак, мудрый Эгль подарил девочке мечту, в которую она поверила всей душой. Она поделилась ею с отцом. Отныне она часто обращала свой взор в сторону моря – в надежде увидеть алые паруса.

Мы уже знаем, что в произведении есть родственная душа Ассоль. Это Грей.

Слайд 6

Что роднит их души?

(У него тоже есть мечта.)

Учитель:

Следующую нашу остановку мы сделаем в доме Грэя.

Какие чувства вы испытывали, когда читали книгу?

(Чувства: радость, удивление, огорчение, отвращение, жалость, восторг, гнев, грусть, нежность, веселье, надежда, разочарование, чувство ожидания, восхищение, ликование.)

Учитель:

Слайд 7

Если предыдущий урок был посвящен жизни Ассоль, то сейчас мы обратимся к образу Грэя. Сосредоточим внимание на главе II «Грэй».

Слайд 8

Хотелось бы вам дружить с таким человеком, каким был Грэй в детстве?

Какие поступки героя, совершенные в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника беззащитных?

Слайд 9

2) «-Я выпью его, - сказал однажды Грэй, топнув ногой.

Вот храбрый молодой человек! - заметил Польдишок. - Ты выпьешь его в раю?

Конечно. Вот рай!.. Он у меня, видишь? - Грэй тихо засмеялся, раскрыв свою маленькую руку. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак. - Вот он, здесь!.. То тут, то опять нет...»

3) «Грэй замер. В то время, как другие женщины хлопотали около Бетси, он пережил ощущение острого чужого страдания, которое не мог испытать сам.

Очень ли тебе больно? - спросил он.

Попробуй, так узнаешь, - ответила Бетси, накрывая руку передником.

Нахмурив брови, мальчик вскарабкался на табурет, зачерпнул длинной ложкой горячей жижи (сказать кстати, это был суп с бараниной) и плеснул на сгиб кисти. Впечатление оказалось не слабым, но слабость от сильной боли заставила его пошатнуться. Бледный как мука Грэй подошел к Бетси, заложив горящую руку в карман штанишек.

Мне кажется, что тебе очень больно, - сказал он, умалчивая о своем опыте. - Пойдем, Бетси, к врачу. Пойдем же!

Он усердно тянул ее за юбку, в то время как сторонники домашних средств наперерыв давали служанке спасительные рецепты. Но девушка, сильно мучаясь, пошла с Грэем. Врач смягчил боль, наложив перевязку. Лишь после того, как Бэтси ушла, мальчик показал свою руку».

4) «Однажды он узнал, что Бетси не может выйти замуж за конюха Джима, ибо у них нет денег обзавестись хозяйством. Грэй разбил каминными щипцами свою фарфоровую копилку и вытряхнул оттуда все, что составляло около ста фунтов. Встав рано, когда бесприданница удалилась на кухню, он прокрался в ее комнату и, засунув подарок в сундук девушки, прикрыл его короткой запиской: „Бетси, это твое. Предводитель шайки разбойников Робин Гуд“».

5) «Ему шел уже двенадцатый год, когда все намеки его души, все разрозненные черты духа и оттенки тайных порывов соединились в одном сильном моменте и, тем получив стройное выражение, стали неукротимым желанием. До этого он как бы находил лишь отдельные части своего сада - просвет, тень, цветок, дремучий и пышный ствол - во множестве садов иных, и вдруг увидел их ясно, все - в прекрасном, поражающем соответствии.

6) Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки? Что на картине особенно восхитило Грэя? Давайте зачитаем.

Это случилось в библиотеке.

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки.

Слайд 10

Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала».

Обернувшись к выходу, Грэй увидел над дверью огромную картину, сразу

изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены

стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль

шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт.

Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской

птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше

бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад,

чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно

к новым лавинам. Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый

свет обреченно боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее

была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она

выражала все положение, даже характер момента. Поза человека (он расставил

ноги, взмахнув руками) ничего собственно не говорила о том, чем он занят, но

заставляла предполагать крайнюю напряженность внимания, обращенного к

чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завернутые полы его кафтана трепались

ветром; белая коса и черная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство

костюма выказывало в нем капитана, танцующее положение тела -- взмах вала;

без шляпы, он был, видимо, поглощен опасным моментом и кричал -- но что?

Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой

галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей

выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что

слева подошел, став рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову,

как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не

погасил воображения, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько

отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих

обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал

внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную

паутину фантазии; связь с бурей исчезла.

Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него

тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В

маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море. Он сжился с ним,

Учитель:

Первые четыре события были такими событиями, в которых Грэй совершал какие-то действия, поступки во внешнем мире. Пятое событие - встреча с картиной - важнейшее событие внутреннего характера, которое направляет все движения души в одно русло. Грэй сумел установить «связь с бурей», своим воображением он словно бы оживил картину, очутился внутри ее.)

Текст Грина:

«Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину. Вдруг показалось ему, что подошел слева, встав рядом, неизвестный невидимый; стоило повернуть голову, как причудливое ощущение исчезло бы без следа. Грэй знал это. Но он не погасил воображение, а прислушался. Беззвучный голос выкрикнул несколько отрывистых фраз, непонятных, как малайский язык; раздался шум как бы долгих обвалов; эхо и мрачный ветер наполнили библиотеку. Все это Грэй слышал внутри себя. Он осмотрелся: мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии; связь с бурей исчезла».

Учитель:

(Подчеркнем: «Но он не погасил воображение, а прислушался». Мир может одарить человека приближением к чуду, но войти в него или остаться на твердом берегу рассудочности - решает сам человек. Это и есть важнейший внутренний поступок, тот душевный шаг, который сформировал сознание Грэя. Именно об этом он потом писал в письме к матери: «Я знаю. Но если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я - все в твоем письме я нашел бы, кроме любви и чека, - улыбку...».)

Учитель:

Почему именно фигура капитана, изображенного на картине, стала воплощением жизненного идеала Грэя?

«В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана. Он был судьбой, душой и разумом команды. Его характер определял досуги и работу команды. Сама команда подбиралась им лично и во многом отвечала его наклонностям. Он знал привычки и семейные дела каждого человека. Он обладал в глазах подчиненных магическим знанием...»

Учитель:

Слайд 11

Что можно сказать о характере мальчика? Почему он решает стать капитаном?

К чему привела в итоге встреча с картиной? Что случилось, когда Грэю шел пятнадцатый год?

(Первая история с картиной изображает главное в характере Грея – активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдания. Эпизод с картиной, висевшей в библиотеке, указывает на богатое воображение мальчика, умеющего услышать, почувствовать, пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление определило его судьбу: Грэй решил стать капитаном. И в 15 лет он уходит из дома, 5 лет плавает юнгой, а затем приобретает свой корабль.)

Учитель:

Как представлял он себе профессию капитана?

(«Никакая профессия, кроме этой, не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища жизни, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни…»

Учитель:

Какую речь приготовил для Грэя капитан «Ансельма»? Удалось ли ему произнести эту речь? Почему?

Какой представляла овдовевшая мать жизнь Грэя-капитана?

Учитель:

Слайд 12

- Какую характеристику своему капитану дает матрос Летика?

("Первый раз плаваю с таким капитаном: капитан дельный, но непохожий. Загвоздистый капитан. Впрочем, люблю его".)

Учитель:

Можно ли назвать Грэя романтическим героем?

(Да, можно. Он с детства живет в особенном, добром и прекрасном мире, который строит сам. Его активная позиция борца за чудеса, создаваемые своими руками, замечательна. Главная его черта – это доброжелательное отношение к людям, умение добиться их расположения, любви, желание понять других, сделать их счастливее. Это не герой одиночка, противопоставленный остальным. Наоборот, всему лучшему он научился у людей.)

Учитель:

Слайд 13

    Назовите основные черты характера Грея:

      сострадание, доброта;

      сам сделал свою судьбу.

Составление синквейна .

Давайте попробуем составить синквейны об Ассоль и Грее. Девочки напишут об Ассоль, а мальчики – о Грее.

Дети зачитывают составленные синквейны.

Учитель:

Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея. Чем близки эти герои? Что общего можно найти в героях, их жизни?

Слайд 14

Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.

В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец, оба они верят в мечту.

Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром:

«С изумлением видел он счастливый блеск утра, обрывы берега среди ярких ветвей и пылающую синюю даль…».

Учитель:

Что же ведет их друг к другу?

(Мечта, они могут мечтать, верят в мечту.)

Учитель:

Теперь мы сделаем остановку в Лиссе.

Как вы думаете, случайно ли произошла встреча Ассоль и Артура Грея?

(Нет. Сама судьба свела героев. Тревожное чувство теснило грудь Грэя, «его как бы позвал кто-то». Ассоль неожиданно услышала «нечто, подобное отдалённому зову», и это привело её на берег.)

Учитель:

Когда пересекаются судьбы героев?

(Ассоль 17 лет, Грею 24 года. Случилось как в сказке: шел и нашел свою принцессу.)

Учитель:

Слайд 15

Слайд 16

Какой увидел Грей спящую Ассоль?

Какие чувства испытывает герой?

(Проснулось сильное чувство – любовь с первого взгляда.)

Слайд 17

Какое-то влечёт очарованье

Слайд 18

Учитель:

Почему Грей дал о себе знать столь необычным образом?

(Романтическая натура, Грею свойственно стремление к прекрасному, чудесному, необычному.)

Учитель:

Что значит кольцо для девушки? Как Ассоль отреагировала на его неожиданное появление?

(Для нее кольцо – знак близкого счастья. Этот факт вселяет уверенность в скорое предсказание Эгля о сказочном принце и корабле с алыми парусами. Но теперь она не говорит о своем счастье даже отцу. Скажешь – улетит мечта, уйдет очарование. Она сбережет их в своем сердце.)

Учитель:

Где Грэй узнал историю про «Корабельную Ассоль»?

(В трактире Меннерса)

Учитель:

Почему Грэю захотелось воплотить в жизнь предсказание Эгля?

(Он видел Ассоль, любовался ею, понял ее одиночество и отверженность. Он чувствует душевное родство с этой девушкой.)

Учитель:

Каким образом Артур Грей претворяет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает?

(Он умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить поверить в это. Грей творит свою сказку, поэтому находит счастье и несет его другим.)

Учитель:

Давайте вспомним, как Грэй выбирает ткань для парусов. Какую ткань он выбрал?

Какие ассоциации вызывает у вас алый цвет? Назовите цветовой ряд, характеризующий все оттенки цветов ткани, предлагаемой Грею для парусов.

Слайд 19

(Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов. – синонимы.

Использование синонимов – еще один стилистический прием, ведущий к более глубокому осмыслению идеи произведения и особенностей творчества писателя.)

Учитель:

Какой же цвет выбрал Грэй для парусов любви и счастья? Найдите в тексте слова, которые наиболее точно могли бы выразить назначение алых парусов.

(“Совершенно чистый, полный благородного веселья и царственности цвет, гордый цвет» «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.”)

Учитель:

Как назывался трехмачтовый галиот, купленный Грэем? Случайно ли название шхуны «Секрет»? Какую «нехитрую истину» открыл для себя Артур Грэй и поделился ею со своим помощником Пантеном?

(Когда корабль с алыми парусами приближается к Каперне, Грэй рассказывает своим товарищам одну нехитрую истину – раскрывает главный секрет: Слайд 20

«...я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное - получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».)

Учитель:

Как вы понимаете слова Грэя?

Учитель:

Слайд 21

- И вот уже наяву видит Ассоль АЛЫЕ ПАРУСА.

(Вот и дождалась своего счастья Ассоль: на рассвете трогательная девочка, боясь, что ее не заметят, кричит: «Я здесь! Я здесь!» - и бежит навстречу шлюпке по воде.

«Никогда еще большой корабль не подходил к этому берегу; у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла».

Учитель:

Какие чувства испытывает девушка? Найдите подтверждение в тексте, зачитайте.

(«Она вздрогнула, откинулась, замерла», «Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю», «остановилась почти без сил» - потрясение.)

Учитель:

(Метафора.)

Учитель:

Что означает эта метафора?

(Сердце сжалось от счастья, затрепетало от радости.)

Учитель:

Заслуживает ли Ассоль то счастье, ту любовь, которые дарит ей Грин в лице капитана Грэя?

(Да, так как Ассоль всегда верила и никогда не пыталась предать свою мечту).

Учитель:

А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

(Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «Сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины».

«Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась совсем одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо».)

Слайд 22

Учитель:

Итак, герои встречаются. Грэй говорит девушке: «Вот я пришел. Узнала ли ты меня?»

Учитель:

А какие слова произносит Ассоль?

(Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?)

Учитель:

Слайд 23

После этих слов за героев можно быть спокойными. Они обязательно будут счастливы, потому что их мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь, добро и благодарность. Последняя сцена - это торжество Алых парусов над пошлостью, приземленностью, торжествует мечта над серостью, обыденностью, торжествует любовь над ненавистью, страхом.

Учитель:

Каким должен быть человек, который умеет делать чудеса? Вот что сказал Польдишок в винном погребе: «Нужно одной ногой стоять на земле, другой – на небе». Как вы понимаете это выражение?

(С одной стороны, уметь мечтать, иметь «летящую душу», с другой – уметь осуществить мечту, а для этого нужны решительность, сила воли, твердый характер, и целеустремленность, и знания, и опыт.)

Учитель:

Слайд 24

Ребята, а вам не показалось, что алые паруса вошли в жизнь не только девочки Ассоль, но и всех тех, кто прочитал эту повесть?

Такова сила искусства. Мы сопереживали героине, нам было больно за нее.

В финале повести вновь море, корабль с алыми парусами. Символом чего являются алые паруса?

(Алые паруса – символ сбывшейся мечты, чуда, созданного собственными руками.

Алый цвет – символ любви, сильного и прекрасного чувства.)

Учитель:

Ассоль говорит, что у каждого человека есть мечта (текст). А Грин своей повестью-сказкой говорит: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»

Нужно верить своей мечте, нужно делать чудеса своими руками. Нужно приносить счастье другим людям, потому что, “стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.” (Платон)

Учитель:

Вывод.

Как вы думаете, только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение А. Грин?

Нет, не только, наверное, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим, значит, владеть всем».

Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена?

(Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант.)

Звучит песня «Алые паруса» (исполняют все учащиеся)

Слайд 25

Ребята, надо верить в чудеса!


Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоёт над океаном.

Итог урока.

Учитель:

Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Скажите, как вы думаете, почему я взяла именно эти слова?

Завершаем урок мыслью К. Паустовского – воображение, мечта, надежда, помогает человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: Слайд 26

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить».

Мечтайте о высоком и недоступном! Питайте любовь в сердце, веруйте и не теряйте надежду на то, что ваша вера будет вознаграждена!

Слайд 27

«В чём сила этой книги?

Прежде всего – в…»

Слайд 28

Звучит стихотворение С.Д.Липатниковой

Душа моя! Не измельчай и не остынь,
Я так хочу, чтоб ты осталась юной,
Пусть замечательный писатель Грин
Уводит нас в мир сказочный и лунный.

Махнёт закат алеющим платком,
Шальные ветры силы мне прибавят,
И я пройду сквозь трудностей заслон,
Чтобы открыть свои морские дали.

Слайд 29

Творческое домашнее задание.

Мини-сочинение:

«Какие черты характера героев повести вас привлекли?

Чему меня научили «Алые паруса»?

Используемая литература.

1 Журнал «Литература в школе» № 1- 2002 года.

К.Паустовский – Сказочник. Стр.1-2.

Е.О.Галицких - Александр Грин. Стр. 3-7.

В.В.Лисовская – Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить. Стр. 8-11.

Л.С.Скепнер – А.С.Грин в школьном изучении. Стр. 12-13.

Б.А.Макарова – Нужна ли юности романтика. Стр. 14-16.

2 Журнал «Литература в школе» № 2 – 2004 г.

Н.Н.Осанова – Александр Грин «Алые паруса». Стр. 40-41.

3 Журнал «Литература в школе» № 4 - 2004 года.

Л.П.Шумилина – Два урока по Грину. Стр. 44-45.

4 Журнал «Литература в школе» № 10 2005 года.

К. Паустовский – Из книги «Золотая роза». Стр. 3-4.

Е.О.Галицких – А.Грин и К.Паустовский: диалог о поэзии жизни. Стр. 4-7.

5 Журнал «Литература в школе» № 2- 2006 года.

Е.А.Шишкина – В тени алых парусов. Стр. 30-32.

7 Н.В.Егорова - Поурочные разработки по литературе – Москва «ВАКО»

8 Б.И.Турьянская, Е.В.Комиссарова, Л.Н.Гороховская, Е.А.Виноградова Литература в 8 классе – Урок за уроком. Москва «Русское слово» 2001 г.

Просмотр содержимого презентации
«ГРЕЙ урок №3»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 8 классе выполнила учитель русского языка и литературы Никова Р. В.



Цель:

вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым.


Эпиграф:

Благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственно.


Стихотворение Бориса Чичибабина «Памяти Грина»

Шесть русских прозаиков, которых бы

Взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и – Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет

Подарен!

Кто хочешь, приходи - поделим

Пополам.

За верность детским снам о как я благодарен

Бегущей по волнам и Алым парусам…


Ассоль

мечта








  • умение сопереживать чужому горю; воля сильная, ставит цели – достигает их; сострадание, доброта; у него был свой мир, каков он; живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»; идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…; сам сделал свою судьбу.
  • умение сопереживать чужому горю;
  • воля сильная, ставит цели – достигает их;
  • сострадание, доброта;
  • у него был свой мир, каков он;
  • живет мечтой о море – и в 15 лет покидает дом и, переодевшись, становится юнгой на корабле «Ансельм»;
  • идет к цели стать капитаном – со стиснутыми зубами и побледневшим лицом…;
  • сам сделал свою судьбу.

Выводы о том, что же объединяет этих людей:

Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы.

Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны.

И, в- четвертых, самое главное, они трудолюбивы и оба верят в мечту.




Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,

Что говорит не с чувствами – с душой.

Есть что-то в ней над сердцем самовластней

Земной любви и прелести земной.

Как сладкое в душе воспоминанье,

Как милый свет родной звезды твоей,

Какое-то влечёт очарованье

К её ногам и под защиту к ней.



Работа со словом:

пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов.







Песня «Алые паруса»

Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном. Не три глаза, ведь это же не сон. И алый парус, правда, гордо реет В той бухте, где отважный Грей нашёл свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грея. С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, что нам досталась. А без друзей на свете было б очень трудно жить И серым стал бы даже алый парус. Ребята, надо верить в чудеса! Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном.


Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить.

К. Паустовского


Стихотворение С.Д.Липатниковой

Душа моя! Не измельчай и не остынь, Я так хочу, чтоб ты осталась юной, Пусть замечательный писатель Грин Уводит нас в мир сказочный и лунный. Махнёт закат алеющим платком, Шальные ветры силы мне прибавят, И я пройду сквозь трудностей заслон, Чтобы открыть свои морские дали.


«В чём сила этой книги?

Прежде всего – в…»

Том, что она говорит о необходимости добиваться своей мечты;

В названии, так как алые паруса – символ сбывшейся мечты;

В любви и мечтах, в которые надо верить.



До свидания! Спасибо за урок.


Калифорния. Солнечный Санта Круз. Небольшая территория то ли фермы, то ли конюшни, то ли ярмарки на три дня оказалась зоной волшебства. Где люди не люди, машины не машины, а представления не представления, и общая атмосфера праздника, сказки и радости с первых минут пребывания затягивает и накрывает с головой.

Где каждый волен быть тем, кем хочет. Где не важны ни статусы, ни толщина кошелька, ни степень привлекательности. Где меньше всего можно впечатлить кого-либо кубиками пресса, наращенными волосами или до мозолей узнаваемыми брендами.

А вот костюмом единорога или звездной планеты ты определенно порадуешь окружающих, особенно, если сделал его своими руками.

Это фестиваль UnsCruz или, как зовут его местные, Burning Man на траве. Это территория творчества и радости, самореализации, свободы быть собой и принимать других.

Это место, где принцессой может быть не только очаровательная девочка, но и восьмидесятилетняя бабушка, и еще вопрос, чье появление вызовет больше восторга и поддержки у окружающих.

Среди тут и там стоящих палаток, шатров, домов на колесах и прицепов ездят арт-машины. Догадаться, что это машины можно просто потому, что они ездят, но вообще-то, это паровозы, летающие тарелки, дирижабли, пироженки и драконы, акулы и зайчики.

По ночам они переливаются разноцветными огнями, преображаясь до неузнаваемости. Как и люди, которые светятся и сияют то ли диодами на одежде, то ли просто от радости.

Здесь с одинаковым восторгом качаются на качелях дети и бабушки, тетеньки и дяденьки, здесь в гамаке лежат огромные плюшевые медведи, а карусель, изнутри обшитая красным велюром, словно сошедшая с экрана декорация из Киндзадзы, сделана вообще-то папой для своих детей.

Чистый поток творчества, которым люди рады друг с другом делиться. Кто как захочет и кто во что горазд. Привезти огромные пазлы или детали для тетриса, чтобы все желающие могли поиграть – конечно! Расставить ведра с раствором, чтобы все могли запускать огромные пузыри – непременно! Кормить только что приготовленными сэндвичами – с радостью! Катать на арт-машинах, строительство которых – долгий труд – ради того же и затевалось! И не брать за это ни копейки. Своими руками создавать действительность, в которую так приятно погрузиться с головой.

Чего тут нет – запретов. Будь кем хочешь, делай что хочешь, пой, танцуй, валяйся на траве, крути огонь. Пока твоя деятельность не мешает другим людям и никому не угрожает – тебе рады. И ни при каких обстоятельствах не оставляй мусор. Его за тобой уберут, но гораздо приятнее это сделать самому.

По началу как-то все хочешь увидеть, где обман, где подвох. Секрет в том, что его нет. Так просто бывает. Когда людям хочется делиться друг с другом радостью, когда дарить друг другу подарки так же приятно, как и их получать.

Стоит ли брать на такой фестиваль с собой детей? Безусловно! Тем более, что это не пустыня, в которой тяжелые условия, а, по сути, большой пикник на лужайке.
Лучший урок, который дети могут вынести – как завещал Грин – делать чудеса своими руками!

Скептики, конечно же, скажут: да они там все просто упоротые! Но дело не в веществах, которые люди принимают внутрь, а в радости, что выпускают наружу. Так бывает, правда. Встречаются ли на таких мероприятиях нетрезвые люди – бывает. Но нет агрессивных, вот как-то совсем.

Можно ли увидеть голых людей – конечно, это их способ самовыражения и освобождения. Шокирует ли это детей? Если честно, они этого не замечают. Кого волнует голый дядька, когда можно залезть на дирижабль, оседлать паровоз, прокатиться на космическом корабле или выпускать огонь из пасти дракона!

И все это сделано людьми, простыми людьми, после работы, учебы, где-то между сдачей проектов, отчетностей и прочих ежедневных хлопот. Для чего? Да потому что

Размер и форма. Пересмотрев в сотый раз все подаренные мне добряшки, поняла, что в этом деле размер уж точно не важен. В моем багаже открытки, начиная с квадратов 4х4 и заканчивая ватманом! Круглые добряшки, овальные, квадратные, прямоугольные, с обрезанными, зубчатыми и подпаленными краями, свернутые вдоль и поперек – лишь малая часть всех разнообразных вариантов.
Цвет. Основное правило: чем ярче, тем лучше! Ваша добряшка может быть сделана на белом листе бумаги, цветном картоне или вообще самостоятельно разукрашена в яркие тона акварелью. Если вы рисуете, не забудьте оставить свое творение для будущего получателя. Ну, а если с этим делом совсем не ладится, а рисунок вы все-таки хотите, можете распечатать или вырезать любую подходящую картинку из журнала. Не стоит забывать и об открывающихся повсеместно магазинах с товарами для скрапбукинга, именно там можно увидеть разнообразие яркой бумаги, прикупить готовые штампы, шаблоны и наклейки.
Текст. Размеры могут быть абсолютно разными и колебаться от вашего желания и содержания. Если мы говорим, о письме, то это может быть рукописный текст, аккуратно выведенный черной гелевой ручкой. Для каждодневных открыток такой вариант, конечно, не подойдет, лучше писать мало и крупно, например: «Улыбнись!», «С добрым утром!», «Удачного дня!», «Хорошего настроения!», «Отличного отдыха!», «У тебя все получится!». Уверяю, что от такого, кажется, простого предложения, получатель получит не меньше удовольствия, чем от километрового текста.
Настроение. Если вы думаете, что настроение, с которым вы дарите добряшку, не играет никакой роли, то поспешу вас огорчить. Разве приятно получать подарки от человека с кислой миной на лице? То-то же. Так что, собираясь сделать приятное, не забудьте взять с собой улыбку и искрящиеся глаза, поделитесь не только открыткой, но и своим позитивным настроем.
Кому и когда дарить? Да кому угодно! Лишь бы человек хороший был и понимал, что добряшка – это не просто листок бумаги с парочкой предложений, а настоящее творение, в которое вложено много сил и эмоций. Недавно, я решила для себя, что счастья, у меня, к счастью, предостаточно, и им пора бы начать делиться. И это не тавтология, а всего лишь недавно открывшаяся правда. Теперь каждую неделю я стараюсь выбрать нового человека, который получит от меня теплую добряшку и, может быть, порадуется и широко улыбнется, – в искренних улыбках людей я вижу настоящий смысл жизни.

Если вы еще не решили делать или нет добряшку своему другу/товарищу/приятелю, то отбросьте все сомнения прочь, возьмите фломастеры, цветную бумагу и начинайте творить! Ведь даже такими руками, как у меня, выросшими не совсем из нужного места, можно сделать, пусть не произведение искусства, а настоящее чудо, по-детски милое и непосредственное.

Александр Грин писал почти все свои вещи в оправдание добрых идеалов жизни. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить», — так говорил К. Паустовский о своем любимом писателе Александре Грине.

Наследие Грина гораздо обширнее, чем кажется. Его ранние рассказы довольно мрачны, исполнены горькой иронии, и это неудивительно — жизнь часто оборачивалась к писателю мрачной, суровой стороной. И тем более удивительно, что Грину удалось сохранить в себе способность не только верить в Бога, но и сообщать эту веру другим.

Александр Степанович Гриневский родился 11/23 августа 1880 года в городе Слободской Вятской губернии. С самого детства его непреодолимо тянуло к поиску иной жизни. Действительность же, с которой приходилось сталкиваться, была весьма далека от того, к чему тяготела его душа. С ранних лет Грина манили морские путешествия. Навязчивой мыслью о море писатель впоследствии наделил одного из своих известнейших персонажей, капитана Грея из «Алых парусов». Так же, как сам Грин, его Грей запоем читал книги о мореплавателях, убежал из дому, чтобы стать матросом, а потом, попав на корабль, проходил через испытания, постигая основы морской жизни. Правда, Грей довел до конца дело, которое не удалось Грину в реальности — стал капитаном.

А у писателя все сложилось иначе. Он некоторое время пробыл матросом на судне, курсировавшем по маршруту Одесса-Батуми, но вскоре покинул корабль и стал искать себя в других видах деятельности.

Грин провел жизнь в непосильном труде, нищете и недоедании. Но взгляд его остался наивен и чист. Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она вызывала упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание было благородным и прекрасным. Этим Грин оправдал все, что написал.

Во многих гриновских рассказах поставлен в разных вариациях один и тот же психологический опыт — столкновение романтической, полной таинственных симптомов души человека, способного мечтать и томиться, и ограниченности, даже пошлости людей каждого дня, всем довольных и ко всему притерпевшихся… Романтика в творчестве Грина по существу своему должна быть воспринята не как «уход от жизни» в область мечтаний, но как приход к ней — со всем очарованием и волнением веры в добро и красоту людей.

1923 году вышла в свет повесть «Алые паруса», которая впоследствии стала визитной карточкой писателя. Считается, что прообразом главной героини повести с фантастическим именем Ассоль стала жена Грина, Нина Николаевна. В очередную годовщину их свадьбы писатель говорил ей: «Ты мне дала столько радости, нежности и даже поводов иначе относиться к жизни, чем было у меня раньше, что я стою, как в цветах и волнах, а над головой птичья стая. На сердце у меня весело и светло».

Не так прост, как может показаться, образ мечтательницы Ассоль. Некоторые считают, что Грин рисует нам инфантильную девушку, которая не может найти соприкосновение с реальностью и верит лишь в иллюзию. Однако Ассоль — необычный человек. Она зорко и проницательно видит то, что большинству не под силу разглядеть, сила ее веры настолько сильна, что все исполняется. Вот какое описание внутренней жизни героини встречается нам в повести: «Бессознательно, путем своеобразного вдохновения она делала на каждом шагу множество открытий, невыразимых, но важных, как чистота и тепло».

И то чудо, «обыкновенное», которое Грин показывает нам в «Алых парусах» — отнюдь не из ряда сказочных трюков. Может казаться несколько разочаровывающим, что за девушкой приходит не небожитель, не какой-нибудь Лоэнгрин, а самый что ни на есть земной Грей, который подслушал, подглядел и «сфабриковал» чудо. Но писатель с помощью самого персонажа поясняет нам свою мысль, и капитан Грей произносит: «Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров; я прихожу к той, которая ждет и может ждать только меня. Благодаря Ассоли я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя».

Священник Пафнутий Жуков из Сыктывкара увидел в романтической повести Грина глубоко религиозное содержание: «О том, что „Алые паруса “— пророческая книга, свидетельствует слишком многое. Вот ее символы: море — символ вечности, корабль — Церкви, жених — Спасителя, простирающего к нам руки с Креста, а описание цветущей розовой долины - символ вечного блаженства и общения с небесными ангелами. В те дни, когда изгоняли и убивали священников и сжигали Евангелие на уличных кострах, в советской России человек писал книги. Писал где попало — на камне, на ящике, на чужих столах в нетопленой квартире. И вот в душе Грина разверзлась такая пустота, что он едва не кричал от страха. Мы не знаем — думал ли он в этот момент о Боге, но знаем, что Бог помнил о нем и вложил в его измученное сердце пророческие слова, обращенные к тем, кто еще верил, что мир — это не только кровь, голод, предательство. И вот эта книга перед нами. Давайте прочтем ее пророчество: «Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом».

В своей книге А. Варламов приводит отрывок из письма Грина: «…Религия, вера, Бог -- эти явления, которые в чем-то искажаются, если обозначить их словами. Мы с Ниной верим, ничего не пытаясь понять, так как понять нельзя. Нам даны только знаки участия Высшей Воли в жизни. Не всегда их можно заметить, а если научиться замечать, многое, казавшееся непонятным в жизни, вдруг находит объяснение».

В этой же книге приведен любопытный факт: «Писателю Юрию Домбровскому, которого в 1930 году послали к Грину взять интервью от редакции журнала «Безбожник», Грин ответил: “Вот что, молодой человек, я верю в Бога” . Домбровский далее пишет о том, что он смешался и стал извиняться, на что Грин добродушно сказал: “Ну вот, это-то зачем? Лучше извинитесь перед собой за то, что вы неверующий. Хотя это пройдет, конечно. Скоро пройдет”».

Сейчас домик в Старом Крыму, где провел последние годы жизни писатель, стал мемориальным домом-музеем. Дом маленький, саманный, без электричества, с земляными полами. В одной из комнат полностью сохранена обстановка, скромный быт, который окружал писателя. И сердце сжимается, когда видишь, в каких аскетических условиях жил Грин: железная кровать у окна, кушетка, на которой спала Нина Николаевна, рабочий стол писателя, за которым были созданы и запечатлены около 50-ти сюжетов, часы и шкура барсука, служившая писателю прикроватным ковриком. Этот маленький белый домик Нина Николаевна, жена Грина, когда-то получила в обмен на свои золотые часики (подаренные Александром Степановичем). Поразительно, но это было их первое собственное жилище (до этого приходилось скитаться по съемным комнатам)! Писатель, уже тяжело больной, обрадовался новому жилищу: «Давно я не чувствовал такого светлого мира. Здесь дико, но в этой дикости — покой. И хозяев нет». Из раскрытого окна он любовался видом окрестных гор. В теплые ясные дни кровать выносили во двор, и писатель много времени проводил в саду, под любимым орехом.

Там же, в Старом Крыму Александр Степанович с супругой часто посещали церковь. Нина Николаевна вспоминала: «Идет служба. В церкви молящихся ни души, только священник и дьячок справляют всенощную. Лучи заходящего солнца косыми, розовыми полосами озаряют церковь. Задумчиво и грустно. Мы стоим у стены, близко прижавшись друг к другу. Церковь меня волнует всегда, обнажая душу, скорбящую и просящую о прощении. За что? — не знаю. Стою без слов, молюсь настроением души, прошу словами милости Божьей к нам, так уставшим от тяжелой жизни последних лет. Слезы струятся по лицу моему. Александр Степанович крепче прижимает мою руку к себе. Веки его опущены, и слезы льются из глаз. Рот скорбно и судорожно сжат. Мы выходим из церкви, садимся на одной из могильных плит и долго молча сидим, грустя об одном и разном».

От издательств один за другим поступали отказы. Ничего не изменила и поездка в Москву, а также ходатайство в Союз писателей о назначении пенсии. Здоровье с каждым днём ухудшалось. Врачи вынесли вердикт: воспаление, а затем туберкулёз легких. А оказалось — рак лёгких и желудка.

В последние недели угасающей жизни Грин попросил жену поставить кровать у окна . За стеклом буйствовало красками лето, синели далёкие крымские горы и сияло небо — как отблеск любимого и уже навсегда утраченного моря.

Измотанный жизнью и недугом, романтик уже не писал. Словно извиняясь перед женой, брал в руки карандаш и бессильно водил по заметкам. Но взгляд его был уже не здесь — он устремлялся далеко за горизонт, где на самом краю неба виднелся образ «бегущей по волнам», лёгким движением руки манившей его за собою.

За два дня до смерти Грин попросил, чтобы к нему пришел священник. В последнем письме к жене он говорил: «Он предложил мне забыть все злые чувства и в душе примириться с теми, кого я считаю своими врагами. Я понял о ком он говорит, и ответил, что нет у меня зла и ненависти ни к одному человеку на свете, я понимаю людей и не обижаюсь на них. Грехов же в моей жизни много и самый тяжкий из них — распутство, и я прошу Бога отпустить его мне». 8 июля 1932 году Александр Грин умер.

К. Паустовский, многое сделавший для сохранения памяти об Александре Грине, вспоминал о своем посещении последнего пристанища писателя: «Перед уходом из Старого Крыма мы прошли на могилу Грина. Камень, степные цветы и куст терновника с колючими иглами — это было все. Едва заметная тропинка вела к могиле. Я подумал, что через много лет, когда имя Грина будет произноситься с любовью, люди вспомнят об этой могиле, но им придется раздвигать миллионы густых веток и мять миллионы высоких цветов, чтобы найти ее серый и спокойный камень».

Чудо своими руками

В свою повесть-феерию Александр Грин вложил символический смысл. «Алые паруса» - это прекрасная детская, а со временем и юношеская мечта, которая непременно должна осуществиться. Способностью самозабвенно мечтать обладает далеко не каждый человек, а умением терпеливо ждать осуществления мечты и вовсе немногие. У сказки Грина счастливый конец, благодаря умению Ассоль мечтать и Артура Грея творить чудеса своими руками. Когда он украшал свой белый корабль алыми парусами, он уже знал, о чем мечтает Ассоль и хотел подарить ей это.

Главная героиня с самого детства ждала прекрасного юношу на белом корабле с алыми парусами и ни на минуту не сомневалась, что так оно и будет. Предсказал ей встречу с Греем старый Эгль - собиратель былин и сказок. Злобные люди, прознав про ее мечту, отпускали всяческие издевки и подтрунивали над бедной девушкой, но Ассоль не обращала на них внимания. Она понимала, что главное - это вера в мечту. К тому же любовь всегда оказывается выше всяких пересуд, злобы, ненависти и зависти. Повесть-феерия «Алые паруса» тому доказательство.

В то время как Ассоль росла в Каперне, помогая отцу продавать модели миниатюрных парусников и пароходов, где-то на другом конце моря рос и воспитывался Артур Грей. Он был выходцем из знатной семьи с известной фамилией. С детства Грей мечтал стать капитаном собственного судна и бороздить синие просторы моря. Он обладал неординарной смекалкой, выносливостью и целеустремленностью, поэтому всем его мечтам суждено было сбыться.

Узнав от жителей Каперны о мечте Ассоль, он решил, во что бы то ни стало воплотить ее в реальность, подарив кусочек счастья бедной девушке. В одной из лавок Лисса он купил алый шелк, чтобы украсить свой белый трехмачтовый галиот. Он также пригласил известного музыканта Циммера с оркестром. В душе Грей был таким же мечтателем, как и Ассоль. Он понимал, как это важно для человека, когда его мечты осуществляются. В миг, когда он приплыл в Каперну, девушка была потрясена зрелищем белого корабля с алыми парусами. Все было точь-в-точь, как ей предсказывал старый Эгль.

С палубы доносилась музыка; от судна отделилась маленькая лодка, в которой Грей поплыл на берег за своей суженной. В тот же день экипаж корабля под звуки музыки откупорил бочку столетнего вина, чтобы отпраздновать это событие. Так, Ассоль и Грей постигли одну нехитрую, но мудрую истину - творить чудо надо своими руками. Я думаю, что повесть учит читателя радоваться прекрасным вещам, видеть красоту окружающего мира и не переставать верить в чудеса.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры