Цветотерапия: влияние цвета на психику человека. История цветотерапии

Главная / Развод

«Mens sana in corpore sano» (в здоровом теле здоровый дух) – гласит античная поговорка. Но величайший мастер парадокса Бернард Шоу утверждает обратное: «"В здоровом теле здоровый дух" – бессмысленное изречение. Здоровое тело есть продукт здорового духа». Утверждения эти противоположны, но не противоречивы. Они оба верны, они отражают две стороны одного и того же – единство тела и духа.

Первое из этих утверждений кажется более очевидным. Влияние тела на психику всем хорошо известно. Вероятно, каждый даже на своем личном опыте знает, как трудно сохранить «бодрый дух», когда болят зубы. К отчетливым изменениям характера могут приводить длительно протекающие хронические заболевания внутренних органов (недаром говорят о «желчном характере»).

Но верно и то, что пишет Бернард Шоу: «Здоровое тело есть продукт здорового духа». И это было замечено уже много веков назад. Со времен средневековья сохранился стихотворный «Салернский регламент здоровья», выдержавший затем очень много печатных изданий и переведенный на ряд языков. Его вводные стихи гласят: «Салернская школа стремится этими строками сообщить здоровье английскому королю и указать на необходимость держать голову свободной от заботы, а сердце – от сокрушения; не пить много вина, ужинать легко, вставать рано, после еды не сидеть долго, пользоваться только тремя врачами: первым врачом – покоем, вторым врачом – весельем и третьим врачом – диетой». Итак, не сокрушаться и быть веселым – одна из основных рекомендаций для сохранения здоровья...

В XIX веке открытие микробов как причины заразных болезней и развитие патологической анатомии на какое-то время уменьшили уважение врачей к подобным советам.

И все же врачи замечали, что иногда первые признаки болезни относятся ко времени серьезных жизненных неудач и тяжелых переживаний; что у больного, утратившего веру в выздоровление и интерес к жизни, течение болезни нередко принимает катастрофический характер; что обрадовать, ободрить больного, вселить в него уверенность в выздоровление иногда бывает полезнее, чем дать ему лекарство. Вольтер говорил, что «надежда выздороветь – половина выздоровления».

Замечательный русский клиницист начала XIX века М.Я. Мудров говорил: «При повальном заболевании солдат следует не допускать больных до “страха", ибо неприятное чувство располагает тело к принятию заразы».

В рассказе О. Тенри «Последний лист» девушка, больная пневмонией и утратившая волю к жизни, решила, что умрет, когда упадет последний лист с плюща за окном. Ветер срывает лист за листом, и состояние девушки становится все хуже и хуже. «Я устала ждать. Я устала думать», – говорит она. «Когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств», – замечает лечащий ее врач. Спасает больную девушку художник, нарисовавший на стене перед ее окном лист, который не могли сорвать порывы осеннего ветра.

Ученые специально исследовали влияние психики на внутренние органы. Оказалось, что в состоянии гипноза можно изменять количество и химический состав желудочного сока, внушая человеку, что он ест бульон, хлеб или молоко. При рентгеновском исследовании желудка видели, как под влиянием внушения возникает резко выраженная картина спастических явлений желудка и кишок, картина атонии и опущения желудка. Удавалось наблюдать, как опущенный желудок под влиянием внушения становится на нормальное место. Когда исследуемому внушали, что он ест невкусную, противную пищу, желудок на рентгеновском экране принимал форму вялого мешка без всяких перистальтических движений. Когда же внушали представление о вкусной, любимой пище, желудок резко сокращался и живо перистальтировал. Если человеку внушали, что он выпил много воды (при этом ему давали пустой стакан), то это приводило к увеличению количества выделяемой мочи и таким изменениям состава крови, какие наступают обычно после обильного питья.

Широко известно влияние эмоций на состояние кровеносных сосудов и кровяное давление. При страхе кровяное давление повышается, а под влиянием огорчений и психической депрессии повышение давления может стать стойким. И наоборот, благоприятные влияния на психику способствуют снижению кровяного давления.

Крупный терапевт-клиницист Р.А. Лурия наблюдал ряд случаев желтухи, возникшей под влиянием психической травмы. Он объясняет возникновение в таких случаях желтухи тем, что нарушается иннервация сфинктеров (мышечных жомов), регулирующих желчевыделение.

Р.А. Лурия различает внешнюю и внутреннюю картины болезни. Внешняя картина болезни – это все то, что врачу удается получить доступными ему методами исследования, все то, что можно описать и так или иначе зафиксировать. Внутренняя картина болезни – все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, его представления о своей болезни и о ее причинах – весь внутренний мир больного.

В общем течении болезни ее внутренняя картина занимает очень большое, иногда доминирующее место. Порой бывает гораздо легче ликвидировать реального микроба в организме больного, чем выселить воображаемого микроба из его психики. В таких случаях воздействие на психику больного, психотерапия, может оказаться важнейшим методом лечения.

Известны и такие случаи, когда только психотерапия в состоянии гипноза освобождает больного от «внушенного» недуга и возвращает ему трудоспособность. Иногда же причиной болезни (или ее обострения) может быть неосторожно сказанное кем-то и неверно понятое человеком слово.

Всякая болезнь – сложный процесс, захватывающий многие системы организма. Деятельность различных органов в борьбе с болезнью координирует нервная система. Ее влияние на течение болезни подтверждается многими наблюдениями и исследованиями.

А.Д. Сперанский считал, что заболевание возникает в месте встречи болезнетворного начала с чувствительным к этому началу нервным окончанием. Место воздействия яда предопределяет развертывание, а порой и судьбу процесса. Исследования, проведенные в лаборатории А.Д. Сперанского, подтверждают его предположения. Оказалось, например, что смертельная доза стрептококка различна в зависимости от того, в какую вену кролика вводится культура этого микроба: яд неодинаково действует на различные нервные окончания.

Опыты показали, что если до заражения животного туберкулезом подействовать висмутом на нервные окончания, находящиеся в грудной полости, то туберкулезный процесс протекает значительно доброкачественнее. С помощью подобных методов А.Д. Сперанскому удавалось улучшать состояние больных при некоторых заболеваниях: инфекция продолжала гнездиться в их организме, но измененная нервная система пациента становилась нечувствительной к ней.

В исследовании М.К. Петровой у собак при длительном перенапряжении нервной системы часто возникали различные дистрофические болезни (экземы, хронические, язвы, фурункулез), причем появлению этих заболеваний всегда предшествовали нервные срывы. При отсутствии такого перенапряжения дистрофические процессы возникали у собак значительно реже. У некоторых собак нервное перенапряжение приводило к возникновению доброкачественных и злокачественных опухолей.

Весьма показательны опыты А.И. Долина. Собаке под кожу вводили морфий, всегда сопровождая эту процедуру бульканьем воды. После многократного повторения этой процедуры у собаки образовался условный рефлекс: введение воды (вместо морфия), сопровождаемое бульканьем, вызывало у нее картину отравления морфием. Затем стали часто повторять введение воды, сопровождавшееся бульканьем и звонком. В этом случае картина отравления не наступала: звонок стал дифференцировочным раздражителем, он тормозил реакцию отравления (наступавшую при отсутствии звонка). Подготовленной таким образом собаке однажды ввели морфий, сопровождая введение бульканьем и звонком. Результат был поразительным: отравления не возникло! Действующее через нервную систему торможение симптомов отравления (звонок) оказалось более сильным, чем действие сильного яда – морфия.

Пользуясь аналогичным методом (методом условных рефлексов), удалось получить условно-рефлекторный лейкоцитоз – очень важный механизм борьбы с инфекцией.

Высшая функция нервной системы – психическая деятельность – тоже сильно влияет на течение болезненных процессов. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.

Если в состоянии гипноза прикоснуться к коже и внушить, что прикоснулись раскаленным железом, то через некоторое время на этом месте возникает волдырь, как при ожоге. Организм реагирует так, как будто ожог действительно имел место.

Вера в то или иное лечебное средство часто значительно улучшает действие этого средства. Этим, в частности, объясняются случаи «чудесных» исцелений на мощах святых, случаи исцелений у знахарей, у «заговаривающих» болезни бабок.

У офицеров побеждающей армии раны заживают быстрее, чем в армии, терпящей поражение. Это объясняется, конечно, не только лучшим уходом, но и лучшим моральным состоянием раненых.

Воздействие на психику – мощный фактор. Однако в неумелых руках он может оказать и вредное действие. Как уже упоминалось, неудачно сказанное врачом слово может вселить в пациента ненужную тревогу; у него даже могут появиться признаки предполагаемой болезни. Внушенные болезни не такое уж редкое явление. Известны даже случаи внушенной беременности, где были налицо все внешние признаки беременности и на девятом месяце наступали родовые схватки.

Влияние психики накладывает свой отпечаток на течение болезни у человека. Врач не может ограничиваться рамками биологии. Психологические и социальные факторы болезни всегда должны быть в поле его внимания.

Психические процессы влияют па работу внутренних органов и на течение болезненных процессов в них. И наоборот – болезненные процессы в различных органах влияют на психику. Одним из сильных факторов такого влияния является чувство боли. Болевые сигналы занимают особое место среди сигналов, которые мозг получает от различных органов и использует для управления. Они могут приходить почти от любой части тела и несут мало информации о физических свойствах раздражителя. И откуда бы они ни пришли, они всегда неприятны.

Зачем же они? Есть ли организму польза от того, что существует чувство боли? На первый взгляд даже сам вопрос кажется странным. В самом деле, боль доставляет нам столько страданий. Может показаться, что человек стал бы счастливее, если бы потерял способность ощущать боль...

Если вы захотите поискать таких «счастливцев», то найдете их в неврологических клиниках. У этих людей болезнь сирингомиэлия разрушила в спинном мозге нервные пути, по которым в головной мозг идут сигналы о боли. У больного на определенном участке тела теряется болевая чувствительность, в то время как тактильная чувствительность – способность ощущать прикосновение – сохранена. Одним из симптомов сирингомиэлии являются рубцы от ожогов, возникновение которых не вызвало чувства боли и потому не было своевременно замечено больным. В ожоговом отделении хирургической клиники бросается в глаза большое число больных, получивших ожоги в состоянии алкогольного опьянения, когда чувствительность к боли понижена.

Таким образом, способность ощущать боль полезна. Она предохраняет организм, заставляет его принять меры защиты, как только начнется повреждающее воздействие.

Боль – сигнал угрозы благополучию организма. Она ценнейшее приобретение живых организмов в процессе эволюции. Если бы какой-нибудь вид животных оказался лишенным способности воспринимать боль, то он был бы обречен на вымирание.

Боль очень неприятное чувство. И это полезно. Ведь боль требует незамедлительной реакции организма. Не случайно люди выбрали в качестве сигнала пожарной опасности тревожный и заглушающий другие звуки вой сирены, а не какой-нибудь приятный, мелодичный звук.

Но боль полезна лишь до поры до времени. Она становится вредной, когда, уже выполнив роль сигнала опасности, она продолжает «звучать» в организме, дезорганизуя его работу. Дезорганизующее влияние длительной боли очень велико. Она может вызвать сердцебиение, сужение кровеносных сосудов, нарушения функций нервной системы, пищеварения, дыхания. При боли может измениться содержание различных веществ в крови, повышается свертываемость крови, боль может вызвать анурию – задержку выделения мочи.

Затянувшаяся боль отрицательно влияет и на психику человека. Каждый знает, как трудно сосредоточиться на чем-либо во время боли. Боль может вызвать чувство страха. В некоторых случаях (например, при болях в сердце, вызванных спазмом кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу) страх и тревога могут становиться чрезвычайно сильными. Очень сильная боль может вызвать болевой шок – резкое снижение кровяного давления, потерю сознания. Она может даже привести к смертельному исходу.

Значит, надо уметь управлять болью, уметь снимать ее, когда она не несет полезной для организма службы сигнала тревоги. Без умения управлять болью была бы невозможна современная хирургия. Для устранения болезненного очага (например, опухоли) хирургу приходится нарушать целостность живой ткани. А во всей истории живых существ, предшествующей появлению цивилизованного человека, повреждение живой ткани являлось сигналом опасности. Поэтому в процессе эволюции и выработался болевой сигнал в ответ на такое повреждение. В условиях же современной хирургии операционная "рана не несет опасности, и боль от нее лишь вредна организму.

Изучение боли имеет свою историю, своих героев.

Одним из пионеров в изучении боли был в прошлом веке английский невропатолог Хэд. Необходимые для изучения боли эксперименты не могут быть безболезненными, и поэтому Хэд решил проводить их на самом себе. Так, по его просьбе один из коллег сделал ему операцию – перерезал ветвь лучевого нерва у основания большого пальца. Эта операция позволила Хэду изучить, как восстанавливается чувствительность в пальце по мере регенерации (восстановления) поврежденного нерва. Изучение заняло пять лет. В результате Хэд установил, что чувствительность восстанавливается в два этапа – сначала болевая, потом тактильная. Волокна, проводящие чувство боли, восстанавливаются быстрее, чем волокна тактильной чувствительности.

Представление о том, что болевая чувствительность – это особый вид чувствительности, подтвердилось и в наблюдениях других ученых. При исследовании кожи под микроскопом было обнаружено несколько типов рецепторов – образований на концах нервных волокон, воспринимающих различные раздражения. Наряду с рецепторами холода, тепла, прикосновения, давления были обнаружены и свободные нервные окончания, которые воспринимают раздражения, вызывающие боль.

Сигналы о боли идут в мозг по своим путям, отдельным от путей тактильной чувствительности. Чтобы человек почувствовал боль, нервные импульсы, идущие по проводникам болевой чувствительности, должны прийти в соответствующие центры головного мозга. Если эти пути нарушены (как это бывает при сирингомиэлии), болевого ощущения не наступает, хотя раздраженные болевые рецепторы посылают соответствующие импульсы.

Болевые ощущения играют большую роль в диагностике многих заболеваний. Недаром первым вопросом врача часто бывает вопрос: «Где у вас болит?» Болевые сигналы могут идти в мозг не только от кожи, но и от внутренних органов, в которых имеются свои рецепторы (их называют интерорецепторами). Возбуждение интерорецепторов возникает под влиянием изменений состояния внутренних органов или состава внутренней среды организма. Импульсы от внутренних органов поступают в те же участки спинного мозга, в которые поступают импульсы от определенных участков кожи. Поэтому при заболеваниях внутренних органов болезненность может локализоваться в определенных участках поверхности тела. Тот факт, что определенным внутренним органам соответствуют (в этом отношении) определенные зоны кожной поверхности, имеет большое значение для диагностики. Известно ведь, что сердечные больные часто обращаются к врачу с жалобой на боли в левом плече.

Мы уже говорили, что если пути болевой чувствительности где-либо нарушены и не пропускают импульсов в мозг, то повреждающие воздействия на соответствующий участок тела не будут вызывать болевых ощущений. Но бывает и иначе. Проводник боли может быть раздражен не у своего начала, а на каком-либо другом участке. От места раздражения в нервные центры идут импульсы. А приход импульсов в эти центры воспринимается как боль в том органе, где начинаются соответствующие (идущие в этот центр) нервные волокна. И человек локализует боль не там, где действительно находится очаг раздражения, а там, где расположены рецепторы, на пути от которых возникло раздражение.

Типичный пример этого явления – так называемые фантомные боли (от французского fantome – призрак), т.е. боли в отсутствующем органе. Например, после ампутации ноги рубец в культе начинает раздражать обрезанный нерв, волокна которого несли чувствительность от ампутированного органа. Приходящие в мозг сигналы воспринимаются как боль в стопе, которая ампутирована.

Болевые сигналы, пришедшие в центральную нервную систему, воспринимаются не изолированно, а во взаимодействии с сигналами других видов чувствительности. Обострение болевых ощущений после операций, связанных с перерезкой нервных стволов, в период, когда еще не восстановилась тактильная чувствительность, Л.А. Орбели объяснял именно тем, что нормально тактильная чувствительность ослабляет болевую.

Взаимодействие болевой чувствительности с тактильной проявляется и в способности точно локализовать место болевого раздражения. Орбели очень остроумно исследовал это в опытах на кошке. Если здоровой кошке надеть на хвост зажим, то она изгибает голову и хвост так, чтобы достать зубами зажим, и сбрасывает его. Такой же опыт Л.А. Орбели и М.А. Панкратов провели на кошке, у которой задние столбы спинного мозга, по которым передаются в головной мозг сигналы тактильной чувствительности, были перерезаны, боковые же столбы, по которым передаются сигналы болевой чувствительности, были сохранены. Если такой кошке надеть зажим на хвост или заднюю лапу, то ее реакция на боль проявляется более бурно, чем до операции, – кошка царапается, визжит. Но ее попытки снять зубами зажим остаются безрезультатными: кошка, лишенная тактильной чувствительности, не может локализовать место болевого раздражения.

Локализация болевого раздражения возможна только при условии, что одновременно с болевыми рецепторами возбуждаются и тактильные рецепторы. Боли, возникающие при раздражении внутренних органов без сопутствующего тактильного раздражения, часто воспринимаются как разлитые, не строго локализованные.

Взаимодействие болевой чувствительности с другими видами чувствительности отчетливо проявляется и при каузалгии – мучительных болях жгучего характера, возникающих иногда после повреждения нервов. Длительное раздражение поврежденного нерва приводит к тому, что в нервной системе возникает стойкий очаг возбуждения, которое воспринимается как боль. Свет, звук, запах, вкусовое раздражение резко усиливают боль. Эти раздражения как бы суммируются со стойким болевым раздражением.

Мы уже говорили о том, что боль может влиять на различные процессы, протекающие в организме, в том числе и на психическое состояние человека. Но и психические процессы могут влиять на чувство боли. В состоянии страха, тревоги ощущение боли может возникать под влиянием таких раздражителей, которые обычно боли не вызывают. Увлеченность каким-нибудь делом может ослабить или даже на время устранить чувство боли. При засыпании слабые сигналы от внутренних органов могут доходить до сознания. Поэтому иногда в начальной стадии заболевания какого-либо органа первым симптомом, который замечает больной, является сон о болезни этого органа.

В состоянии гипноза человеку можно внушить отсутствие боли, в то время как на кожу наносятся болевые раздражения (уколы, ожоги). Человек, которому в гипнозе внушили аналгезию (безболезненность) определенного участка кожи, перестает чувствовать боль. Об этом можно судить по тому, что он никак не реагирует на укол (при уколе других участков кожи он отдергивает руку). Однако в момент болевого раздражения «нечувствительного» участка кожи биотоки мозга отчетливо изменяются. Значит, сигналы от рецепторов этого участка продолжают поступать в мозг.

Объяснить изменение биотоков мозга при отсутствии субъективного ощущения боли можно исходя из современного представления о путях сигналов от рецепторов к коре головного мозга. Как упоминалось в очерке «О мозге», сигналы от различных рецепторов направляются к различным участкам коры головного мозга: от зрительных рецепторов – к затылочным долям, от слуховых – к височным, от кожных рецепторов – к теменным. Поступление сигналов в эти зоны коры и вызывает соответствующее ощущение. Но, кроме того, от каждого специфического пути отходят ответвления к сетевидной, или ретикулярной, формации – скоплению нервных клеток, расположенному в продолговатом и среднем мозге. От сетевидной же формации сигналы поступают во все области коры (от каких бы рецепторов – зрительных, слуховых или кожных – эти сигналы ни начали свой путь). Приход в кору мозга сигналов по этому неспецифическому пути и вызывает изменение биотоков мозга – депрессию альфа-ритма.

Таким образом, если чувствительный путь блокирован ниже (т.е. ближе к рецепторам), чем место ответвления к сетевидной формации, то раздражение рецепторов не вызовет ни ощущения, ни депрессии альфа-ритма. Если же блокирована центральная часть специфического пути, выше места ответвления к ретикулярной формации, то ощущения не возникает, но депрессия альфа-ритма наступает (так как неспецифический путь сохранен). Опыты с болевым раздражением в состоянии гипноза показывают, что при гипнотическом внушении безболезненности блокируется центральный участок специфического пути.

Современная медицина располагает большим арсеналом эффективных средств борьбы с болью. Разработаны надежные методы местного обезболивания и общего наркоза. Анестезиология настолько развилась, что выделилась из хирургии в самостоятельную специальность. Но чтобы успешно пользоваться болеутоляющими средствами (прекращающими или ослабляющими болевые ощущения) и обезболивающими (предупреждающими болевые ощущения), необходимо хорошо знать природу боли: знать, от чего она происходит в каждом случае, когда она наш враг, а когда друг.

Боль вызывает не только «внутренние» изменения в организме – сердцебиение, сужение кровеносных сосудов и т.п., она вызывает и «внешние» изменения – в движениях, в мимике, в тембре голоса, в крике. Эти внешние выражения боли есть и у человека и у животных. И они выполняют важную роль – информируют других особей этого вида, что одной из них грозит опасность, что надо ему помочь, что надо самому принять меры против грозящей опасности.

Внешние выражения боли адресованы окружающим, в них надежда на помощь от грозящей опасности. А в надежде – и капелька облегчения. Боль менее мучительна", если рядом друзья, готовые помочь. Именно об этом стихи, которыми хочется закончить очерк:

Когда человеку больно И он закричит от боли и кто-то его услышит И руку сожмет в кулак, Легче тогда человеку, Легче бороться с болью, Легче – ведь кто-то рядом Жизнь устроена так...

Фейгенберг И.М. МОЗГ ПСИХИКА ЗДОРОВЬЕ АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Серия «Проблемы современной науки и научно-технического прогресса».
– М.: «НАУКА», 1972

Кинокомпания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова совместно с «ВКонтакте» и RuTube запустила . Вот уже две недели 8 человек полностью заменяют реальную жизнь виртуальной: они живут в замкнутом пространстве с минимальным набором одежды, еды и воды - и без денег. Зарабатывают они, выполняя задания зрителей. «Афиша» обратилась к врачу и психологу, наблюдающими за героями, которые заперты в комнатах, за ответами на самые насущные вопросы.

Мария Затуловская, продюсер : «Идея «На экране» родилась у Тимура Бекмамбетова еще до выхода в прокат фильма , который также был снят в формате screen share. Мы стали разрабатывать эту задумку, докрутили формат вместе с режиссером Алексеем Репниковым и креативными продюсерами Натальей Капустиной и Викторией Репниковой. Сделали упор на чат-форум как на привычный формат для зрителей онлайн-трансляций. Двигались постепенно. Многое поменялось, когда мы добавили интерактивность сайту, сделали его игровым, прибавили задания.

Проект абсолютно непредсказуемый. По-моему, это первое реалити-шоу, в котором реальность формируют зрители в прямом эфире. Они не только дают задания и голосуют за них, формируя таким образом контент, но и общаются постоянно напрямую с участниками - рассказывают им, что происходит на экранах других ребят, подсказывают, как выполнять задания. У нас каждый день какие-то неожиданности - на самом деле все меняется прямо сейчас. Мы постоянно находим какие-то новые решения того, как должен быть настроен диалог со зрителями. Как должен быть построен день героев. Какой контент они должны создавать. Это очень живой организм».

Влияние интернета на личность

Ольга Кузнецова, психолог проекта «На экране» : С точки зрения психологии полный уход в виртуальную реальность ведет к потере эмоциональной эмпатии, эмоциональному выхолащиванию. Если есть правильный баланс между онлайн- и офлайн-общением, то это, скорее всего, никак не отражается на психике. Но это идеальная ситуация. Мир становится виртуальным, а интернет теперь наша новая реальность.

Современный человек зачастую теряет способность к диалогу. В интернете нам не нужно сразу же реагировать на остроумные или обидные комментарии собеседника. Мы можем подумать, взвесить все, а затем ответить или вовсе проигнорировать сообщение. Это значительно снижает тревогу, которая присутствует в живом общении, ведь от неприятного разговора можно уйти. Это делает общение в интернете менее честным и более ограниченным. Мы можем узнать что-то объективное: политические и религиозные взгляды собеседника, например. Но в остальном нас легко обмануть каким-нибудь, например, забавным смайлом. Ведь мы не слышим интонации, не видим мимику. Пожалуй, только с очень близким человеком мы можем относительно точно предположить ход мыслей, реакций и действий. Но и в этом случае общение остается в рамках мира наших фантазий.

Как соцсети, чаты и мессенджеры влияют на общение офлайн

Ольга Кузнецова : Вряд ли интернет-общение сильно отразится на взрослом человеке со сформировавшейся моделью поведения, чего нельзя сказать о подростках и людях с подвижной психикой, на которых такая манера общения вполне может повлиять. Как правило, последствия могут быть печальными: вплоть до потери чувства ответственности за свои слова.

Тут получается замкнутый круг. Человек уходит в интернет, он наблюдает за кошкой какого-нибудь блогера, а не интересуется делами друзей и близких. Это такой спасительный побег от реальности, от невыносимых ощущений от контактов с другими людьми, которым постоянно что-то должен. Люди сидят в соцсетях, рубятся в онлайн-игры, отключают мозг и бегут в мир своих фантазий.

Насколько сильно влияние общественного мнения в сети

Ольга Кузнецова : На негативные комментарии реагируют все, но все переживают по-разному. Кто-то избегает определенных ресурсов, кто-то хамит и ругается. Неприятные эмоции задевают любого человека. Даже, к примеру, Сергей Шнуров , который говорит, что ему плевать на реакцию в сети, вряд ли бы выступал с подобными заявлениями, если бы его клипы не собирали по 2 миллиона просмотров за день. Если в интернете нет моментальной обратной связи, то это печалит иногда даже еще сильнее.

Как влияет на психику специфический интернет-юмор

Ольга Кузнецова : Интернет не учит морали. Представления о том, что хорошо, а что плохо, человек получает из семьи, и интернет на это повлиять не сможет. Поэтому для взрослого очень важно не конфликтовать с интересами ребенка, а интегрироваться в его увлечения, быть с ним рядом и делиться ценностями, учить доводить начатое до конца, а не кидаться к разным задачам (это очень, кстати, характерно для клипового мышления).

Формирование клипового мышления и снижение способностей запоминать

Ольга Кузнецова : Клиповое мышление стало нашей реальностью благодаря соцсетям и интернету. Мозг привыкает быстро получать информацию маленькими порциями. Современные подростки в своем большинстве читают и интересуются тем, что они видят в своих лентах соцсетей. Это удобно, быстро, спонтанно и очень доступно. Процент прочитанных статей, найденных через поисковики, гораздо меньше, чем тех, что найдены в «ВКонтакте» или фейсбуке.
Однако если мы говорим уже о сформированном типе мышления, то новые технологии влияют в гораздо меньшей степени и не изменят его сути.

Кроме того, пристрастие к поисковикам снижает способность запоминать. Чтобы формировалась и телесная память, необходимы физические нагрузки. Если мы не тренируем память, то она не развивается. Особенно сильно это отражается на людях с клиповым мышлением, которые вместо запоминания чего-то быстро находят нужное в сети. Также клиповое мышление предполагает, что человек получает информацию дозированно, а это не укрепляет память. Вспомните школу: вы могли прочитать абзац текста, выучить, рассказать на уроке и сразу его забыть; но если вы прочли целую главу, то, как правило, вы все-таки что-то да выносили из нее, а значит, вряд ли забывали это быстро.

Что, если полностью отказаться от реальной жизни ради виртуальной

Ольга Кузнецова : Слишком активная вовлеченность в социальные сети может привести к потере навыков живого общения. Эти навыки в основном отрабатываются только в реальной жизни, а активная виртуальная жизнь атрофирует их. Следствием могут стать проблемы социализации: неумение общаться, отсутствие реальных друзей. Также может снизиться эмпатия и эмоциональные реакции: ведь в интернете не нужно краснеть и быстро отвечать на вопросы. Поскольку действия в сети почти не имеют необратимых последствий, человек не сможет оценивать степень риска от своих поступков для себя и окружающих. Это значит, что он не сможет адекватно оценивать и свое поведение.

Работа в интернете из дома с точки зрения психологии

Ольга Кузнецова : Работа фрилансера подходит далеко не всем. Кто-то хорошо справляется, для кого-то наступает день сурка - в четырех стенах за компьютером в халате и без особой радости по этому поводу. Для многих людей важна ритуальность: утром встать, выпить кофе, одеться и пойти на работу, где есть общение с коллегами, перекуры, планерки, не всегда нужные встречи и обеды по расписанию. Отсутствие ритуалов и смены обстановки приводит часто к развитию депрессии. Не так давно было модно бросать работу «на дядю», уходить из офиса, чтобы реализовывать собственные проекты. Но затем поднялась целая волна людей, которые мечтали вернуться к размеренной и стабильной офисной жизни.

Как формируется интернет-зависимость

Ольга Кузнецова : Есть разные варианты формирования интернет-зависимости. Скажу про два основных. Во-первых, соцсети раздражают наши центры удовольствия. Мы радуемся, когда кто-то комментирует наши умные посты или лайкает наши снимки. Поэтому мы, как собака Павлова, приходим в интернет все снова и снова за тем, чтобы получить внимание, которого нам недостает в нашем реальном мире.

Во-вторых, интернет и соцсети - это как своего рода жевательная резинка для нашего мозга, который привыкает к постоянному информационному потоку. Нам сложно остановиться: мы нуждаемся в меняющейся информации. Нам нужно все время крутить и пережевывать что-то новое. Иначе наш мозг нервничает. Мы не думаем о своих проблемах, а заполняем получающийся вакуум пустыми новостями. Это такой способ снятия тревоги и побега от реальности. Кто-то грызет семечки, кто-то бесцельно листает ленту инстаграма, кто-то лопает мыльные пузырьки в игре про лягушку и сортирует фрукты на айфоне.

Один из участников шоу «На экране» до проекта почти не сидел в интернете и не общался в соцсетях. Теперь же он счастлив, потому что перед ним открылись новые возможности. Интернет все-таки дает огромное количество бонусов. Мы можем общаться с людьми в Нью-Йорке, Париже или Праге, не покидая комнаты в Теплом Стане. Нам легче отказывать или говорить что-то неприятное, когда мы не видим другого человека. Отправляем сообщение - и дело сделано.

Физиологические изменения при чрезмерном увлечении интернетом

Роман Фишкин, врач, сосудистый хирург : Вы сидите за компьютером и, возможно, проведете у экрана еще не один час. Вот уже слезятся и краснеют глаза, строчки плывут, а спина ноет. От долгого сидения за компьютером накапливается усталость и боль в плечах, но это не самая большая неприятность, которая может вас ожидать. Усталость можно сбросить, встав и размявшись. Длительное сидение за компьютером может грозить развитием достаточно серьезных патологий со стороны опорно-двигательного аппарата, органов зрения. Кроме того, сидячий образ жизни грозит избыточным весом и деликатными болезнями - такими, как геморрой. Я бы разделил то зло, которое приносит компьютер нашему здоровью, на несколько групп.

Глаза

От постоянного просиживания перед монитором может снижаться зрение и формироваться так называемая ложная близорукость. Мелкая вибрация текста и мерцание экрана перегружает мышцы глаз, а это приводит к постепенному снижению остроты зрения. При работе за компьютером частота моргания глазами снижается примерно втрое, из-за чего возникает частичное высыхание пленки слезной жидкости, являющееся причиной развития так называемого синдрома сухого глаза - это наиболее часто встречающееся заболевание людей, работающих за компьютером. Усталость, светобоязнь, резь, ощущение соринки в глазу, сопровождающееся зудом, жжением, раздражением и покраснением глаз, - все это симптомы синдрома сухого глаза.

Спина

Работая за компьютером, вы длительное время сидите в одной позе. Это приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и к постоянному отсутствию ее же на других группах мышц. Отсутствие нагрузки на мышцы спины приводит к их деградации, а поскольку обмен веществ в позвоночнике происходит с их помощью, соответственно, он тоже нарушается, в итоге происходит деградация (разрушение) межпозвонковых дисков - остеохондроз. Стоит также заметить, что в положении сидя нагрузка на межпозвонковые диски намного больше, чем в положении стоя или лежа. Таким образом, все эти негативные факторы могут вызвать появление грыжи межпозвонкового диска, а она может вызывать боли в голове, конечностях и внутренних органах в зависимости от ее локализации.

Малый таз

Одной из проблем у людей, которые любят именно посидеть у компьютера, является застой крови в области малого таза - это половые органы, прямая кишка и мочевыводящая система. Это может приводить к развитию таких неприятных и деликатных проблем, как геморрой, простатит, цистит и половое бессилие у мужчин, а у женщин - развитие нарушений менструального цикла, нарушение полового влечения и бесплодие.

Все это не так страшно, как кажется, и многих проблем можно избежать, если делать гимнастику для тела и глаз один раз в час, а также следить за физическим и психическим здоровьем.

Ольга Кузнецова : Сейчас у людей есть возможность не сидеть постоянно за компьютером, а выходить в сеть с мобильных устройств - планшетов и телефонов. Это снимает ряд проблем со спиной, например. Но то, что мы не можем оторваться от интернета в принципе благодаря этим гаджетам, влияет на нашу утомляемость. Мозг страшно перегружается, устает и испытывает стресс. Мы в постоянном потоке информации и не можем выйти из него и отдохнуть даже в отпуске.

Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует - становится навязчивой. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект. Для того чтобы лучше понять, как музыка исцеляет, нам необходимо понять, что именно она совершает.

Когда мы будем это знать, мы сможем - вне зависимости от уровня нашей музыкальности - изменять нагрузку на свои «звуковые каналы» столь же быстро и результативно, как переключаем...

Психоделические вещества в целом, и в частности ЛСД, могут глубоко влиять на работу человеческой психики. Их действие может быть как исключительно полезным, так и разрушительным, в зависимости от того, какой человек их принимает, в какой компании и в какой обстановке.

По этой причине с самого начала экспериментов с психоделиками исследователи пытаются найти способы предсказать, как могут эти вещества повлиять на человека, который их принимает.

Попытка обнаружить метод прогнозирования...

Психика – это Бессознательное, управляющее тремя своими ипостасями: Транссознанием, Подсознанием и Сознанием. При этом Транссознание управляет Подсознанием, а Подсознание – Сознанием.

Подсознание – это Мистика, Энергия, Целостность, Процесс, управляющий структурой или результатом. Это чувственное восприятие мира.

Сознание – это Логика, Материя, Дуальность, Многообразие, Структура или Результат подчиняющаяся мистическому противоречивому процессу развития. Это разумное восприятие мира...

Как нам порой несладко с нашими близкими! Как часто нам кажется, что они слишком многого от нас требуют! Внимания, заботы, еще внимания, денег, чтобы мы ничего не говорили, чтобы мы хоть что-нибудь сказали… и так до бесконечности!

В этой мы рассмотрим важность семейный и родовых отношений, их влияние на нашу жизнь с точки зрения системных расстановок.

Семейные отношения - необходимое условие жизни

Мы строим отношения, мы избегаем отношений, мы бросаем отношения, мы держимся за отношения...

Возможно, так бывает не только со мной, когда создается ощущение, что вся информация, которая окружает тебя в жизни прямо или косвенно относится к какой-то одной теме. Так случилось и в этот месяц, который оказался подчиненным одному явлению – влиянию исследований в области психофизиологии мозга на психотерапию.

Связка оказалась примерно такой, традиционными в научной психологии являются представления, что психика есть результат работы мозга, материалистическое воззрение. Ученые, находящиеся...

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества.

Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она...

Во всех подходах телесно-ориентированной психотерапии происходит акцентирование преимущества релаксированных состояний напряженным и стремление уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы.

Наиболее важно - отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела. Здесь тело рассматривается не как дом пребывания...

Мы уже говорили, что игры наитеснейшим образом связаны с фантазией. Отнесение фантазии к эмоциональной сфере еще раз обращает наше внимание на то, что игры так же развивается под эгидой этого элемента нашей психики. Игры в их внутреннем течении.

Независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, – и служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих задач и вопросов. Фабула в игре составляет не случайный...

«Все наши верхи,- рассказывает мне высокопоставленный пациент,- сейчас думают только об одном - как украсть побольше денег и как их потратить с удовольствием».

Вот это самое «с удовольствием» все чаще и чаще обозначает: на социальном уровне пониже - с водкой; на социальном уровне повыше - с кокаином.

«Вон мой знакомый - крупный чиновник в...,- продолжает тот же пациент, - в...

Тяжелый рок - музыка для угрюмых подростков, которые агрессивны и не слишком образованны. Классическую музыку предпочитают люди спокойные и утонченные, а попсу и R"n"B слушают тусовщики, любители повеселиться.

Вы думаете, это правда? Ученые уже много лет исследуют влияние музыкальных предпочтений на интеллект. Результаты их изысканий многих удивляют. На самом деле, поклонники поп-музыки трудолюбивы, а у рокеров самый высокий IQ.

В не столь далекие восьмидесятые годы рокеров в нашей стране приравнивали чуть ли не к сатанистам. Мрачные парни и девушки в кожаных куртках с заклепками наводили страх на окрестных бабушек и молодых матерей.

Из-за атрибутики и присущего рокерам бунтарского духа в сознании обывателей укрепился стереотип: поклонники этой музыки опасные, практически асоциальные личности. Людям культурным и образованным предписывалось слушать классическую музыку, в крайнем случае — блюз или джаз.

К поклонникам танцевальной музыки относились чуть более снисходительно, однако считали их бездельниками, которые только и могут, что развлекаться. Еще одно расхожее мнение гласило, что веселая музыка поднимает настроение, а печальные и мрачные мелодии, напротив, вгоняют в депрессию.

В какой-то момент вопросом заинтересовались ученые. Они решили проверить, действительно ли существует связь между музыкой и настроением, характером и даже уровнем интеллекта ее слушателей. Результаты их исследований оказались большим сюрпризом.

Во-первых, далеко не всем людям в плохом настроении рекомендуется слушать бодрящую попсу или мажорные классические произведения. Диссонанс между настроением исполнителя и его собственным способен вогнать человека в еще большую депрессию.

А вот надрывные песни дают ощущение сопереживания. Так что если ваш друг не в духе и слушает печальные баллады, не вините его в том, что он хочет растравить свою рану. Возможно, это его личный способ терапии.

Ранее ученые из университета Хэриот-Уотт в Эдинбурге во главе с профессором Адрианом Нортом, главой кафедры прикладной психологии, решили проверить также связь музыкальных предпочтений с интеллектом и характером слушателей.

В ходе исследования ученые опросили 36 тысяч человек из разных стран мира. Для определения уровня интеллекта добровольцев ученые использовали классические тесты на IQ, а также перечень вопросов по программе общеобразовательной школы.

Возможно, ученые задавались целью доказать подросткам, что слушать тяжелую музыку и рэп небезопасно для их мозга. Но результаты удивили самих исследователей.

"Один из фактов, который изумил нас больше всего, — это то, что поклонники классической музыки и тяжелого рока очень похожи", — признался Адриан Норт. На радость подросткам и к огорчению родителей, наиболее высокий интеллект продемонстрировали поклонники классической музыки… и рока!

"В обществе бытует стереотип поклонника тяжелого рока как человека, находящегося в глубокой депрессии со склонностью к суициду, принято считать, что рокеры — опасные элементы общества. На самом деле, они безобидны, и даже полезны для социума в целом. Это очень тонкие натуры", — подчеркивает ученый.

Впрочем, как показывает жизнь, во взрослом возрасте многие рокеры приобщаются к классическим произведениям, притом не отказываясь и от любимого металла. Неудивительно, что характеристики поклонников обоих жанров оказались схожи. "И те, и другие — личности творческие, непринужденные, но не очень общительные", — говорит Норт.

Самыми недалекими были признаны поклонники рэпа, хип-хопа и r"n"b — они показали самые низкие результаты IQ-тестов. Зато они, как и поклонники рэгги, демонстрируют завидно высокую самооценку и коммуникабельность. Не страдают самоедством поклонники джаза и блюза — их самооценка тоже высока.

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

научная работа

1.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику

Чтобы определить какое же влияние оказывают на человека просмотр фильмов ужасов, необходимо рассмотреть различные взгляды на эту проблему. Мнения ученых разделяются на два ожидаемых типа: отрицательное и положительное. В качестве примера о положительном воздействии фильмов ужасов предлагается следующая статья: «…качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг при этом адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. Профессор Радд также утверждает, что неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает у мозга определенную «привычку», и он перестает реагировать на него как на угрозу. По мнению техасского ученого, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств».

Но есть и другие факты, подтверждающие отрицательное воздействие от просмотра фильмов ужасов на физиологическом уровне. К примеру, рассмотрим следующую статью: «Биохимики из Вашингтонского университета обнаружили, что просмотр боевиков и фильмов ужасов со сценами насилия запускает программу самоуничтожения организма. По мнению ученых, такие картины оказывают пагубное влияние не только на психику, но и физиологию человека. В процессе эксперимента группе добровольцев предложили посмотреть несколько фильмов - мелодраму, документальную ленту и жестокий боевик. После каждого из киносеансов у участников был взят анализ крови. Согласно его результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияли на состав крови, тогда как боевик заставил кровь испытуемых «вскипеть». У испытуемых была зафиксирована повышенная выработка антител. Эти клетки обычно вырабатываются в ответ на проникновение в организм вируса или инфекции. Однако иногда антитела могут атаковать здоровые клетки организма, что в дальнейшем приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей.

Ученые объясняют такое деструктивное поведение организма тем, что сильный страх и внутреннее напряжение человека при просмотре насыщенного жестокостью фильма являются для организма сигналом об опасности. Но так как человек не пытается прекратить этот стресс и прореагировать в соответствии с естественной программой самосохранения, то организм считает, что стрессовый фактор находится внутри. На поиск внутреннего врага направляются антитела, которые начинают уничтожать здоровые клетки организма».

Рассмотрим также статью из «Российской газеты», в которой директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского рассказывает нам об истинном влиянии фильмов ужасов: «…К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе.

Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль. Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них - лидер - больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных - ведомых - заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи - это специфика подросткового возраста».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что фильмы ужасов влияют на человека на физиологическом и психологическом уровне, при этом носит как отрицательный, так и положительный характер. А именно, из-за просмотров фильмов идут неуправляемые реакции, влияющие на психическое состояние человека, на его поведение, на его действия. Кроме того переживая вместе с героями фильма эмоции страха, ужаса, тревоги, он имеет возможность преодолевать их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом. Другими словами ситуация просмотра фильма создает комфортные условия для зрителя: события на экране не могут причинить реального вреда, создать реальной угрозы, какими бы пугающими они ни были. Зритель находится в ситуации полной безопасности.

Комфортные условия при просмотре фильма, абсолютная защищенность от опасности - вершина айсберга. В реальности, наш организм реагирует на нереальную опасность максимально реально, пагубно сказывается на нашем здоровье. Но все, же со временем возникает «привыкание» к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживание страданию другого существа и становится довольно легко переступить запрет на агрессивное поведение.

В связи с этим следует ввести термин «агрессия».

Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

· физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (человек ломает, швыряет предметы и т.п.)

· вербальную - выражающуюся в словесной форме (человек кричит, угрожает, оскорбляет других)

· косвенную - непрямая агрессия (человек сплетничает, ябедничает, провоцирует и т.п.).

Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.

Таким образом, потребность в безопасности у людей из так называемой «группы поклонников фильмов ужасов» проявляется в повышенном интересе и стремлении пережить пугающие их моменты в достаточно безопасной обстановке, что дает им возможность совладать» с угрозой хотя бы в воображении и более успешно адаптироваться к такой мнимо или реально угрожающей ситуации. Эти устремления остаются, как правило, неосознаваемыми, осознается же только интерес к фильмам этого жанра.

фильм ужас психика подросток

Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

2.1 Выбор и обоснование методов исследования Существуют различные методы исследования, такие как тесты, опросники, фокус - группы, анкетирование и другие. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации...

Возрастная психология

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания...

Киберсоциализация личности

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах...

Особенности внутренней картины болезни в молодом, зрелом и пожилом возрасте

Наибольшее значение для практической деятельности врача представляет патогенное влияние соматического состояния на психику, под которым подразумевается не что иное...

Особенности подростков, воспитываемых в опекунских малообеспеченных семьях

«Плохие социальные условия, безусловно, влияют на психику и мозг человека, - заявила директор научно-исследовательского центра «Детская нейропсихология» Анастасия Сунцова...

Проблема застенчивости в подростковом возрасте

Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности }

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры