Характеристика ролевых отношений. Основные характеристики социальной роли

Главная / Ссоры

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.


Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Правильное понимание поведения личности в группе, взаимоотношений индивида и группы требует учета как свойств личности, которая имеет определенные социальный статус, позицию и роль в группе, так и состав, характер деятельности, уровень организации группы и групповых процессов. Статусно-ролевые характеристики, особенности поведения личности в группе и в более широких социальных спільностях выражают понятие "статус", "позиция", "роль", "ранг" и проч.

Статус (лат. status - состояние, положение) - место индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.

Каждый человек охвачено различными социальными связями и различными социальными функциями, поэтому одновременно может быть много статусов. Находясь во взаимосвязях различного уровня, индивид может иметь статусы человека, гражданина, студента, члена семьи, неформального объединения и тому подобное. Учитывая естественность - обретение статуса, выделяют предлагаемые (национальность, социальное происхождение, место рождения) и достигнутые (образование, профессия и проч.) статусы. Существенными также являются экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный статус человека. Иногда речь идет о заданном и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы. В более обобщенном виде можно утверждать о психологический и социальный статус.

Статус является единством объективного и субъективного, свидетельством признания значимости личности группой или обществом. В нем реализуются групповые нормы и ценности. Определяется статус позицией, социальным рангом (официальный статус), а также отношением к личности группы лиц, степени их уважения, симпатии, авторитета, престижности индивида в сообществе (неофициальный статус). Зависит он от социальных ролей личности в общности. Между официальным и неофициальным статусом существует тесная взаимосвязь: авторитетная личность имеет больше шансов занять высокий ранг, в то же время повышение официального статуса поднимает рейтинг человека, его оценку другими. Авторитет и престиж личности являются главными составляющими статуса.

В социальной психологии это понятие соотносится с представлением о власти (в широком социально-философском трактовке власть рассматривается как способность и возможность осуществлять влияние на деятельность, поведение людей с помощью различных средств - воли, права, авторитета, насилия), хотя авторитет может и не совпадать с властью (авторитетом может обладать человек, не наделенный полномочиями власти, которая является образцом для членов группы, а значит, имеет высокую степень референтности для окружающих). Основой авторитета являются свойства, черты человека, которые по уровню своего развития существенно преобладают те же качества других людей. Авторитет характеризуют: широта (количественный признак - сфера влияния, количество членов группы, привлеченных к отношениям), глубина (качественный признак - авторитет должности, авторитет личности, виды деятельности, на которые он распространяется), стабильность (временная характеристика авторитета).

Власть и авторитет проявляются настолько, насколько сторона, мобилизуя свои возможности, старается изменить поведение другой стороны средствами влияния. Часть порожденных психологическим воздействием изменений исчезает, как только человек или группа людей оказываются вне сферы влияния, другие продолжают существовать, воздействуя на человека, превращаясь при определенных обстоятельствах на черты характера. Источником авторитета и власти является влияние одной части явления на другую.

Авторитет человека в группе может быть реальным и формальным. Власти реального авторитета прочнее, чем формального. В иерархии социальных статусов обладает реальным авторитетом лицо воспринимается группой без малейшего сомнения, ее рекомендации, указания имеют большую убедительную силу, она вселяет уверенность в действиях. Типичным явлением является и формальный авторитет, то есть подкреплена правом власти лица. В обоих случаях применения власти является эффективным, если источник ее признается законным (легитимным) и приемлемым. Следовательно, эффективность власти лица зависит от ее авторитета, а также моральных и материальных возможностей.

Престиж (франц. prestige - авторитет, влияние, уважение) - мера признания обществом заслуг Індивіде (социальной общности), общественная оценка его общественной значимости; результат соотношения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившейся в данной группе.

Престиж личности может определяться как маркой автомобиля, счетом в банке и прочее, так и ее высокими моральными качествами, активностью в деятельности. Престижными бывают профессии, должности, образ жизни, внешние поведенческие проявления (стиль поведения) и др. Показатели престижа зависят от общественных условий жизнедеятельности индивида, группы и социально признанных норм поведения, характеристик личности.

Социальная мобильность человека в обществе является предпосылкой изменения ее социального статуса, что способствует всестороннему развитию, наиболее полной реализации ее способностей. На межличностном уровне общения статус определяется ее местом в системе связей с другими людьми. То есть он является показателем социально-психологических свойств личности в структуре коммуникативного процесса.

Место личности в системе общения, отражение межличностных отношений в ее внутренней структуре выражает такой социально-психологический феномен, как позиция.

Позиция (лат. positio - размещаю, ставлю) - устойчивая система отношений человека с определенными аспектами действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; обобщенная характеристика взглядов, представлений, установок человека, группы в статусно-ролевой структуре.

Социологический подход рассматривает этот феномен как нечто внешнее к личности, то есть ее место в системе отношений, условия, при которых человек действует как личность. Для психологического подхода позиция является внутренним компонентом, который входит в структуру личности.

Позиция отражает взгляды, представления, установки человека относительно условий собственной жизнедеятельности, то есть она является субъективным отношением к окружающей действительности, субъективной оценкой социума, выбором оптимального поведения. Позиция не возникает ситуативно, она связана с устойчивыми характеристиками личности, что является основанием для утверждений о устойчивую и неустойчивую позицию, характеризующих степень личностной зрелости. Различают позицию и по степени активности. Активная жизненная позиция выражает деятельное отношение человека к событиям и поступкам, связана с попыткой воздействовать на социальные отношения и события в социуме. Важное свойство позиции - стремление завоевывать для себя право на определенное поведение.

Динамический аспект социального статуса личности реализуется через ее роль в системе социальных отношений.

Роль (франц. rôle - список) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения человека в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Роль является поведенческой характеристикой человека.

Психология классифицирует социальные роли по разным критериям. Например, концепция символического интеракционизма (Дж.-Г. Мид и др.), принимая за основу степень заданности, разделяет их на конвенциональные (формализованные - закрепленные в обществе и определены позицией индивида в социальном взаимодействии) и межличностные (их определяют участники социальных отношений). Концепция социализации (Т. Парсонс) классифицирует роли заданы на включение человека в социальные структуры и группы (определяются рождением, полом, социальным происхождением индивида и тому подобное) и достигнутые благодаря личным усилиям (связанные с образованием, карьерой и проч.).

Значительное количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. Однако ни одна из них полностью не исчерпывает личность, которая в течение своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению. Относительно личности ее окружения имеет определенные ролевые ожидания - систему представлений о том, как она должна вести себя в конкретной ситуации, каких поступков от него ожидать. Среди многих ролей особый интерес представляют социальные роли, которые отличаются высокой степенью нормирования, и психологические роли, которые характеризуются стереотипністю поведения человека, хоть и могут быть разнообразными.

С социально-психологической точки зрения роль реализуется как поведение, то есть она возникает только в контексте социальных отношений личности. Характер роли определяется особенностями группы, в которой происходит взаимодействие, к которой принадлежит или в которой представляет себя человек. Сообщество настолько влияет на ролевое поведение индивида, насколько он придерживается общественных и групповых норм и стереотипов. Так формируются ролевые ожидания (експектації) относительно индивида - участника взаимодействия.

Если роль принята личностью, то она есть и личностной характеристикой индивида, который, ощущая ролевую идентичность, осознает себя субъектом роли. В социальной психологии в основном речь идет о такие формы ролевой идентичности:

Половая (заключается в отождествлении себя с той или иной статью);

Этническая (определяется национальным сознанием, языком, этнопсихологическими и социокультурными особенностями);

Групповая (зависит от участия в различных социальных группах);

Политическая (связана с социальными и политическими ценностями);

Профессиональная (обусловлена определенной профессии). Длительное исполнение роли можно сравнить с маской, которая будто прирастает к лицу и становится им.

В сообществе существует соответствующая иерархия, благодаря чему каждый индивид может знать свой социальный ранг, который является важной социально-психологической характеристикой личности.

Ранг(нем. Rang - чин и франц. rang-ряд) - чин, звание, категория людей, явлений действительности; степень социального признания человека в группе.

Определяют ранг с учетом многих факторов: производительность труда, отношение к работе, коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения, профессиональные способности и тому подобное. Высокий уровень самореализации по этим критериям обеспечивает авторитет личности, определяет ее вклад в формирование репутации группы.

Статусно-ролевые характеристики личности охватывают уровень ее включения в социальную среду, структуру социальных связей, определяющих меру ее вхождения в систему социальных норм, правил, ожиданий и обязанностей, которые существуют в структуре групповых отношений. В одном случае они являются инструментом приспособления к социуму, элементом вхождения в него, в другом - средством самоутверждения личности, раскрытия ее коммуникативного, профессионального, творческого потенциала. В этом контексте важно соотношение личностных свойств не только между собой, но и с иерархией социальных ситуаций, в которых действует индивид. В общем статусно-ролевая характеристика личности интегрирует и регулирует в динамике всю личностную структуру, обеспечивает определенный уровень включения ее в социальные связи, самоопределения как субъекта этих связей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Личность - это автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе.

Актуальность выбранной для исследования в рамках контрольно-курсовой работы темы обуславливается тем, что в течение жизни каждый человек имеет множество социальных ролей. Причем социальная роль - это необходимость и закономерность жизни.

Следовательно, изучая основные формы и виды социальных ролей можно определить какое место в обществе занимает человек, т.е. тема, выбранная для предмета контрольно-курсовой работы, актуальна.

Объектом исследования работы является социум и его структура. Предмет исследования- социальная роль личности.

Целью работы является анализ понятия социальной роли, их форм, видов.

Следовательно, задачами контрольно-курсовой работы являются:

1. Дать понятие личности, социального статуса и ее социальной роли.

2. Определить основные формы и виды социальных ролей.

3. Определить понятие ролевых конфликтов и их предотвращение.

1. Понятие личности и социального статуса

1.1 Представление о личности

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Отчуждение тех или иных присущих человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную и навязанную извне. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности.

Помимо общественных личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т.е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта.

В психологии «личность» Кон И. С. Социология личности / Кон И. С. - М.: Гелиос АРВ, 2007. - 267 с. - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данный субъекта от другого. Для психолога потенции субъектов различны, поскольку как врожденные, так и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности.

Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и конкретных социально-обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к индентификации с нею) и вместе с тем - к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.

личность социальный ролевой конфликт

1. 2 Социальный статус личности

В социологии - личность - это совокупность статусно-ролевых характеристик.

Социальный статус - показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. Наряду с категорией социальный статус используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т.п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальный позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (например, пол, возраст образование, профессия, национальность и т.д.).

Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т.д.

С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с этими статусами. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный, или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор).

Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Различают предписанные и приобретенные статусы Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2- е изд., перераб. и доп. / Фролов С. С. - М.: Издательская корпорация " Логос ", 2006. - 278 с. . Предписанный статус - это статус, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, генеральный секретарь, директор и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статус. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной статус - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

2. Понятие социальной роли

2.1 Социальная роль личности

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли.

Предложил понятие социальной роли Мид в конце XIX-XX вв. Человек становится личностью, когда умеет входить в роль другого человека.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли Психология. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2004. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»). :

· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

· общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т.д.);

· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;

· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Таким образом, социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль то две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль - действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит из:

1. Ролевого ожидания;

2. Исполнения этой роли.

Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются, прежде всего, тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность.

Разновидности ролей:

· психологические или межличностные (в системе субъективных межличностных отношений). Категории: лидеры, предпочитаемые, не принятые, аутсайдеры;

· социальные (в системе объективных общественных отношений). Категории: профессиональные, демографические;

· активные или актуальные - исполняемые в данный момент;

· латентные (скрытые) - человек потенциально является носителем, но не в данный момент;

· конвенциональные (официальные);

· стихийные, спонтанные - возникают в конкретной ситуации, не обусловленные требованиями.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция - социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через ее поведение (например, презрение), или юридическими, политическими и т.д., реализуемыми через деятельность конкретных социальных институтов. Смысл социальных санкций состоит в том, чтобы побудить человека к определенному типу поведения.

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

2.2 Характеристика социальных ролей

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2005. - 244 с. . Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

· по масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

· по способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

· по степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

· по видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т.д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций, с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения, другие, напротив, только неформальных, третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.

2.3 Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам - вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям. Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т.е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Этот пример показывают неудачное приспособление к возрастному статусу, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имиджетерапия (имидж - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли. Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования достаточно высока, поскольку субъекту дается возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры.

3. Рол евое поведение и конфликты

3.1 Ролевое поведение

Роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое же поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов.

В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным. При таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного Я. Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию.

3.2 Ролевые конфликты и пути их пре одоления

Было бы идеально, если бы каждая личность могла достигать желаемых статусов в группе или обществе с одинаковой легкостью и непринужденностью. Однако лишь немногие индивиды способны на это.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой, или ролевым конфликтом, или неудачами, возникающими при исполнении данной роли.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более ролей (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, женатый студент должен примерять требования, предъявляемые к нему как мужу, с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной.

Во многих исполняемых индивидами ролях - от сантехника до преподавателя высшего учебного заведения - существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, к внутреннему стрессу.

Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена и человеческое Я защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей Немировский В. Г. Социология личности. / Немировский В. Г. - М.: Эксмо, 2007. - 320 с. . Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей - один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики и грубияны. Рационализация, таким образом, скрывает реальность ролевого конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены. Торговый работник, который нарушает законы днем, а вечером с трибуны ратует за их ужесточение, не обязательно должен быть лицемером. Он просто переключает свои роли, избавляясь от неприятного несоответствия.

Ролевые конфликты и несовместимости, вероятно, можно найти в каждом обществе. В хорошо интегрированной культуре (т.е. имеющей единые, традиционные, разделяемые подавляющим большинством культурные комплексы) эти несовместимости так рационализированы, разделены и блокированы одна от другой, что индивид их вовсе не ощущает. Например, члены некоторых индейских племен относятся друг к другу с величайшей терпимостью и мягкостью. Но их человечность распространяется только на членов племени, всех же остальных людей они считают животными и могут спокойно убивать, не испытывая никаких угрызений совести. Однако сложные общества, как правило, не имеют высокоинтегрированной традиционной культуры, и потому ролевые конфликты и ролевая напряженность в них представляют серьезную социальную и психологическую проблему.

Регулирование ролей отличается от защитных механизмов рационализации и разделения ролей, прежде всего тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей - формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли. Это означает, что организации и общественные ассоциации берут на себя большую часть ответственности за негативно воспринимаемые или социально неодобряемые роли. Например, муж оправдывается перед женой за длительное отсутствие, говоря, что этого требовала его работа. Как только у индивида появляется напряженность или ролевой конфликт, он немедленно начинает искать оправдание в организации или ассоциации, в которой он выполняет конфликтную роль.

Каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности, играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако имеются также и механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

Заключение

Таким образом, необходимо сделать следующие выводы:

1. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. В психологии «личность» - это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данный субъекта от другого.

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т.д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные требования.

2. Социальный статус - показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов. Различают предписанные и приобретенные статусы, также естественный и профессионально-должностной.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Таким образом, социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Различают: психологические или межличностные, социальные, активные или актуальные, латентные (скрытые), конвенциональные (официальные), стихийные или спонтанные социальные роли.

3. Роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое же поведение является фактическим поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково.

В процессе достижения определенного статуса и исполнения соответствующей социальной роли может возникнуть ролевое напряжение - трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности требованиям роли. Ролевое напряжение может повышаться в связи с неадекватной ролевой подготовкой или ролевым конфликтом.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Существует несколько видов действий, с помощью которых ролевая напряженность может быть снижена. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Список используем ой литературы

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 264 с.

Безрукова О.Н. Социология молодёжи: Учебно-методическое пособие. / Безрукова О.Н. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. - 35 с.

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. - М.: Гардарика, 2005. - 244 с.

Кон И.С. Социология личности / Кон И.С. - М.: Гелиос АРВ, 2007. - 267 с.

Немировский В.Г. Социология личности. / Немировский В.Г. - М.: Эксмо, 2007. - 320 с.

Психология. Учебник для вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2004. - 656 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

Тощенко Ж.Т. Психология. Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. - М.: «Проспект», 2005. - 584 с.

Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений. 2- е изд., перераб. и доп. / Фролов С.С. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2006. - 278 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Ролевая теория личности как подход к ее изучению. Стадии освоения ролевых функций. Понятие социальных ролей и их разновидности. Ролевое ожидание и ролевое исполнение в формировании социальной роли. Ролевой конфликт как столкновение ролевых требований.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Понятие самооценки личности. Оценка социального статуса человека в обществе. Взаимосвязь самооценки и социального статуса личности на различных этапах возрастного развития. Эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса личности.

    курсовая работа , добавлен 06.10.2011

    Понимание личности в психологии. Ролевое поведение как действие индивида в соответствии с ожиданиями окружающих. Зависимость качества исполнения роли от состояния психических параметров личности, подверженных влиянию социальной и производственной среды.

    контрольная работа , добавлен 14.12.2010

    Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    Процесс формирования личности в определенных социальных условиях, стадии социализации. Освоение социальных ролей. Социальный статус человека. Конфликт ролей и внутриличностные конфликты. Различия между социализацией детей и взрослых, ресоциализация.

    реферат , добавлен 10.12.2011

    Проблематика социальной психологии личности. Понятие о социализации. Сферы, этапы и институты социализации. Ролевое поведение как механизм социализации, а также взаимозависимость качеств личности и групп. Идентичность личности: социальная и личностная.

    реферат , добавлен 03.02.2009

    Понятие личности в психологии, поведение личности в обществе. Черты девиантной личности. Роль самовоспитания в развитии личности. Формирование личности на определенных этапах развития человека, особенности поведения людей разных возрастных групп.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2012

    Характеристика и основные положения теорий игры: К. Грооса, Бойтендайка, Е. Аркина, П. Рудика, А. Усова. История ролевого движения. Ролевое поведение личности как предмет изучения психологии. Исследование личности ролевика, анализ и оценка результатов.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2010

    Особенности юношеского возраста. Понятие роли в психологии. Взаимовлияние личности и социальной роли. Классификация социальных ролей, формирование эго-идентичности. Влияние статуса идентичности юноши на особенности принятия роли в групповой работе.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Сущность личности, как социо-культурного образования. Понятия статуса и роли. Социальная среда и личность. Формирование конвенционных значений. Социальная активность личности, природа деятельности личности, ориентации и установки. Социальные роли.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов – с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды. Ролевые отношения – это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками:

  • 1. Безличность. Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.
  • 2. Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль – это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы.
  • 3. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, – все может в широких пределах отличаться.
  • 4. Вживаемость в социальную роль субъекта. Роли быстро выучиваются и могут значительно влиять на поведение субъекта.

Ролевые отношения обычно представлены следующими параметрами. Во-первых, ролевым эпизодом, который определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Во-вторых, ролевым набором, представляющим собой совокупность ролей, соответствующих данному статусу. Это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеет более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

В-третьих, важным параметром роли выступает ролевая дифференциация, которую можно определить как степень различия типов функций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения. Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека – это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

  • 1) нормативными требованиями – "Я" в предлагаемой обстоятельствами роли;
  • 2) личными притязаниями – "Я" как таковой.

Первый план поведения – социальная форма ролевых действий, второй план – психологический способ ролевой самореализации. Здесь и возникает та существенная проблема – трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле "настоящая" данная роль, как правило, приводят к внутриролевым и межролевым конфликтам.

  • Фролова Светлана Маратовна

Ключевые слова

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна,

  • Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам

    2012 / Мартышева Светлана Маратовна
  • Характеристика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью

    2014 / Асатрян Хачатур Ашотович, Христюк Анна Александровна
  • Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, освобождаемых от наказания

    2015 / Терентьева Валерия Александровна, Наумова Елена Григорьевна
  • Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях

    2011 / Датий Алексей Васильевич, Данилин Евгений Михайлович, Федосеев Алексей Августович
  • Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией

    2009 / Леус Эльвира Викторовна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Сидоров Павел Иванович

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works is considered in this article. It assumes research of social positions and roles of persons, their social and role fields. The social position represents a set of relations in the social system. The considered characteristic allows seeing the criminal"s personality in reality, which follows from this person"s performance of certain social roles. Analysis of the behaviour of the minor, condemned to corrective works, from the moment of commission of crime is necessary as a mechanism, allowing to characterize the personality of most of the condemned. The minor, condemned to corrective works, simultaneously occupies a set of social positions: in a family s/he is a son (daughter), at his/her workplace a worker, in an educational institution a pupil. Only 53.6% of minors, condemned to corrective works in Tomsk, Kemerovo and Novosibirsk (2005-2010), studied in various educational institutions at the moment of commission of crime. In the poll among the minors condemned to corrective works, almost all of them (about 90%) have specified that they do not have a desire to study, which explains their skipping classes and poor study results. Teachers notice that, as a rule, this age category of the condemned has controversial relations with contemporaries, are often rude with teachers. The majority of the minors (75.5%) have negative characteristics from workplace in many respects caused by infringement of labour discipline: negligent relation to labour functions performance, in particular, poor-quality performance of the duties, and being regularly late for work. 24.5% of the minors are positively characterized minors in the organization, at the enterprise; encouragement measures are applied to them according to the labour legislation. Among the measures of encouragements specified in Article 191 of the Labour Code of the Russian Federation employers basically make gratitude announcements. 98% of employers specified announcing gratitude as a way of encouragement of the worker; one employer mentioned "sending a letter of gratitude to the family of the minor" as an encouragement measure. Encouragement appears in the order of the employer. Not a single employer specified a simultaneous application of several kinds of encouragement concerning the minor worker. The poll of the minors has shown that the majority of them (75.47%) have peculiar negative attitude to the duties in the family, namely, helping parents with the house, stating they do not have to do it.

Текст научной работы на тему «Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам»

С.М. Фролова

СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ОСУЖДЕННОГО К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей. Ключевые слова: несовершеннолетние; социально-ролевая характеристика; социальная роль; социальная позиция личности несовершеннолетнего.

А.И. Долгова выделяет несколько подходов к определению социальных ролей. Первый подход раскрывает нормативное понимание социальной роли, а именно: социальная роль раскрывается через поведение человека, которое зависит от позиций, занимаемых им в обществе. В действительности с этим следует согласиться, так как человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание. Сама социальная позиция - это совокупность связей в социальных отношениях, а роль - это содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию. Роль определяется как свободное поведение человека, обусловленное его индивидуальными особенностями. Человек проживает роль как свободный художник. Следующий подход характеризует роль как содержание ожидания других людей и социальных групп в отношении поведения человека. В научной литературе роль определяется как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека . В нашем исследовании мы будем исходить из нормативного понимания роли, в соответствии с которым социальная позиция предполагает совокупность отношений в социальной системе.

Итак, социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности.

Анализ поведения несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, до момента совершения преступления необходим как механизм, позволяющий охарактеризовать личность самого осужденного. Несовершеннолетний, осужденный к исправительным работам, занимает одновременно множество социальных позиций: в семье он сын (дочь), в трудовом коллективе - работник, в образовательном учреждении - учащийся.

Только 53,6% несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях за период с 2005 по 2010 г., на момент совершения преступления учились в различных образовательных учреждениях. В отношении этой группы несовершеннолетних имеются характеристики с места учебы, в соответствии с которыми около 70% из них характеризуются отрицательно, остальная часть (30%) - положительно.

При опросе несовершеннолетних, осужденных к изучаемому виду наказания, практически все они (около 90%) указали на то, что у них отсутствует желание учиться, вследствие чего они часто пропускают учебные занятия без уважительных причин, учатся удовле-

творительно, имеют задолженности по учебе. Преподаватели отмечают, что несовершеннолетние имеют конфликтные отношения со сверстниками и учителями.

Отсутствие интереса к учебе у несовершеннолетних отмечает и М.А. Сутурин, исследующий применение уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних: «Несовершеннолетние, осужденные к обязательным работам, которые на момент совершения преступления учились в образовательных учреждениях среднего и учреждениях начального профессионального образования, характеризуются (в основной своей массе) отсутствием интереса к учебе, что формально выражено в низкой успеваемости, в большом количестве пропусков занятий, нарушениях дисциплины и т.д.». .

Что касается условно осужденных несовершеннолетних, то по месту учебы положительную характеристику имели 36,8%, нейтральную - 26,5%, а отрицательную - 30,6%. «В большинстве характеристик указывалось на оказание осужденным помощи членам семьи и соседям, отсутствие нарушений общественного порядка, неупотребление алкоголя, его вежливость и приветливость» .

Рассмотрим социальную роль, которую выполняет несовершеннолетний осужденный на работе. Под работой в данном случае мы понимаем отбывание исследуемого нами наказания в организации, на предприятии. Социальная роль рассматривалась посредством изучения характеристик с места работы осужденного.

На момент изучения материалов личных дел в уголовно-исполнительных инспекциях в отношении несовершеннолетних, осужденных к исследуемому виду наказания, характеристики с места работы отсутствовали в отношении 21% несовершеннолетних. Как пояснили сотрудники уголовно-исполнительной системы, после постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции не все несовершеннолетние после 30-дневного срока со дня поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) направляются инспекторами уголовно-исполнительной системы для отбывания назначенного вида наказания. Это объясняется тем, что либо отсутствуют предприятия, организации, включенные в перечень мест для отбывания исправительных работ, либо при наличии указанных предприятий, организаций, включенных в перечень, отсутствуют вакантные места для несовершеннолетнего осужденного, т.е. условия труда не относятся к категории «вредные». В этой связи в отношении указанной группы несовершеннолетних отсутствуют и характеристики с места работы.

В характеристиках с места работы несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, отмечалось: «характеризуется с удовлетворительной стороны», «не курит», «имеет некоторые знания в области выполнения труда, старается справляться с возложенными трудовыми функциями», «добросовестно относится к выполнению своих трудовых обязанностей». В то же время даже в таких характеристиках (положительных по форме) ничего не говорилось об отношении этих людей к выполняемой работе, о взаимоотношениях несовершеннолетнего с трудовым коллективом.

Отрицательные характеристики с места работы в отношении несовершеннолетних, осужденных к рассматриваемому виду наказания, отмечались в 75,5% случаев.

Сравнивая с условно осужденными изучаемую нами категорию несовершеннолетних, следует обратить внимание на расхождение некоторых характеристик. Так, К.Н. Тараленко, проводя изучение материалов уголовных дел в отношении условно осужденных несовершеннолетних, пришел к выводу о том, что практически все из рассматриваемой категории (93,0%) характеризовались положительно («в большинстве характеристик отмечаются качества трудолюбия, уважения со стороны трудового коллектива, а также указывается на отсутствие взысканий дисциплинарного характера» ); отрицательные характеристики были отмечены у 3,5% несовершеннолетних; такой же процент присутствовал и в отношении лиц, имевших нейтральные характеристики.

Аналогичное обстоятельство отмечает и М. А. Суту-рин при исследовании уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении рассматриваемой возрастной категории осужденных. Так, «...из числа работающих осужденных чуть большая часть несовершеннолетних характеризовалась по основному месту работы как не очень дисциплинированные сотрудники, не проявляющие уважения к труду. Наблюдается отсутствие заинтересованности в результате этого труда, сугубо прагматичное и утилитарное отношение к своей профессии и деятельности (желание максимально извлечь материальную или иную потребительскую выгоду). Присутствуют определенные сложности с установлением и поддержанием позитивных контактов с трудовым коллективом» . Что касается отрицательных характеристик в отношении несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, то во многом они обусловлены наличием нарушений трудовой дисциплины, в том числе прогулами, опозданиями на работу, а также небрежным отношением к выполнению возложенных на них трудовых функций, обязанностей. Среди нарушений трудовой дисциплины, совершенных несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, преобладает небрежное отношение к выполнению трудовых функций, в частности, некачественное выполнение своих обязанностей, а также систематические опоздания на работу.

Данные нашего исследования в определенной степени совпали с данными, полученными М.А. Сутури-ным при исследовании другого вида наказания, также соединенного с выполнением трудовых функций не-

совершеннолетним осужденным, - обязательными работами.

Что же касается положительно характеризующихся несовершеннолетних в организации, на предприятии (их 24,5%), то в отношении них администрация организации, где они отбывают назначенный вид наказания, применяла меры поощрения в соответствии с трудовым законодательством. Среди указанных в ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации мер поощрений работодатели в основном используют в отношении несовершеннолетних, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, объявления благодарности. Так, при опросе работодателей о мерах поощрения несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, 98% работодателей указали на объявление благодарности как форму поощрения работника; один работодатель указал на «направление благодарственного письма семье несовершеннолетнего» как на меру поощрения. Поощрение объявляется в приказе (распоряжении) работодателя. При опросе работодателей ни один из них не указал на одновременное применение нескольких видов поощрений в отношении несовершеннолетнего работника.

Также интерес представляет рассмотрение выполнения социальной роли несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, в семье.

Проведенный опрос несовершеннолетних показал, что для большинства из них (почти 75,47%) свойственно негативное отношение к своим обязанностям в семье, они считают, что у них отсутствует такая обязанность. В большинстве характеристик по месту жительства в отношении несовершеннолетних отмечалось также наличие конфликтных отношений с соседями, что, безусловно, формирует «потрет» несовершеннолетнего по месту его жительства.

В характеристиках, данных несовершеннолетним осужденным, отмечалось: «за время проживания зарекомендовал себя с положительной стороны», «с соседями никогда не конфликтовал и не конфликтует», «всегда доброжелателен, отзывчив, всем помогает, кто о чем ни попросит, в случае необходимости». Это положительные данные, характеризующие несовершеннолетних. Также имеются и отрицательные характеристики: «постоянно выпивает в подъезде», «курит», «постоянно конфликтует соседями» и т.д.

В большинстве изученных нами материалов уголовных дел несовершеннолетние, осужденные к исправительным работам, характеризовались по месту жительства отрицательно (80%).

Анализ характеристик с места жительства показал, что большинство несовершеннолетних лиц имели сложные, конфликтные отношения, «холодные отношения» с членами семьи, родители не интересовались ни несовершеннолетним, ни его окружением. При этом в основе конфликтных отношений в семье лежит образ жизни либо родителей (как правило, аморальное поведение, распитие спиртных напитков, драки между отчимом и матерью), либо самого несовершеннолетнего (непосещение образовательного учреждения, систематические пропуски учебных занятий, курение). Здесь речь идет о формально полных семьях, т.е. таких, где присутствует один роди-

тель и, как правило, отчим, а также о неполных семьях, где воспитанием несовершеннолетнего занимается только один родитель, как правило, мать.

В подтверждение вышеизложенного можно привести ответы опрошенных несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, на следующие вопросы. Так, на первый вопрос «Интересуются ли Ваши родители вашими делами?» из опрошенных несовершеннолетних большая часть (64,15%) дала отрицательный ответ, остальные (35,85%) ответили положительно.

На второй вопрос «Интересуются ли Ваши родители Вашим окружением?» ответы распределились следующим образом:

Да, полностью контролируют его (11,32%);

Да, но постоянный контроль отсутствует (28,3%);

Нет, вообще не интересуются (49,06%);

Родители вообще не знакомы с моим окружением (11,32%).

Некоторые из осужденных к исправительным работам несовершеннолетние прошли обучение и успешно завершили специальные курсы (например, курсы продавцов, компьютерные курсы, курсы алгебры, информатики).

Так, несовершеннолетний Б., обучаясь в школе № 25 г. Томска, помимо учебных занятий, посещал спецкурсы по алгебре и информатике .

Отметим, что 62,3% условно осужденных несовершеннолетних по месту жительства характеризовались положительно, 12,3% имели нейтральные характеристики, 12,3% получили отрицательную характеристику от своих родителей.

Таким образом, при проведении сравнительного анализа социально-ролевых характеристик несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, условно-осужденных и осужденных к обязательным работам, наблюдаются несущественные различия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.

2. СутуринМ.А. Обязательные работы в отношении несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук.Томск, 2011. 203 с.

3. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук.

Томск, 2003. 204 с.

4. Архив Октябрьского районного суда г. Томска. Д. 1-485/10.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры