Достижение культуры древнего востока презентация. Культурные достижения востока

Главная / Развод

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народы Древнего Востока и мировая культура Урок-путешествие

1. Знаменитые правители 5. Исторические понятия 3. Важные события 7. Культурные достижения 6. Древние названия 4. Отдых 2. Гости 8. Музей

Определите, какие правители древности могли написать о себе приведенные ниже слова! Какими государствами они управляли? Знаменитые правители

Я царь чью мудрость восхваляют по всему свету! Мне удалось заключить союз с фараоном Египта и женится на его дочери! Это обезопасило границы моего государства, и я с гордостью могу сказать: «Каждый жил спокойно под виноградником своим!» За то, что бог Яхве дал мне мудрое сердце воздвиг я в его честь храм и прославлял везде его имя!

Я – царь, превосходящий прочих царей, даровавший жизнь Уруку, проведший обильную воду его населению! По велению Шамаша, великого судьи небес и земли, да воссияет в стране моя справедливость! Пусть мои законы не имею нарушителя!

Я сын Неба, объединив Поднебесную, принял титул первого императора династии! Обрушил мощь империи против варваров, живущих на севере, чтобы они не нарушали спокойствие империи, построил стену в десять тысяч ли!

Я встал впереди моих победоносных воинов, указывая своими шагами путь каждому человеку! и лошадь шла за лошадью! Крепость покорилась моему величеству! Велика мая мощь, велика власть бога Амон-Ра над всеми чужеземными странами!

Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце! Я - царь великий, царь царей, царь этой земли! Мне достались 23 страны, они стали мне подвластны, приносили мне дань! Эти страны следовали моим законам!

Город Фивы захватили мои руки с помощью Ашшура! Награбил я добычу! Но не чуждо мне и прекрасное! Из всех военных походов везли по моему приказу в столицу книги и собирал я их в своем дворце!

Исторические понятия Отгадайте исторический кроссворд. В нем зашифрованы только исторические понятия, связанные с историей Древнего Востока

1 7 5 9 8 3 4 6 10 2

К И О Д З М Л Ж Р П У О Д С У А А М Н А Ф Н Ш З П И И Р Р И Г А Ц И Я Я А И Н Л Д Ы Р Б К К И У У С Ф С

Древние названия Жители Древнего Востока давали своим странам, городам, людям и т.д. очень красивые, интересные, и самое главное, правильные названия. Например, финикийцы свой город Сидон называли «местом для рыбной ловли», а город Тир – «скалой». Вам нужно отгадать три таких древних названия.

1 5 16 17 4 9 2 13 7 12 3 6 11 14 8 15 10 20 19 18

«Сын бога солнца Ра» 1

«Живой убитый» 2

«Угодный Атону» 3

«Священное письмо» 4

«Дар Нила» 5

«Черная земля» 6

«Река, текущая в обратном направлении » 7

Море «Среди земель» 8

«Небосклон Атона» 9

«Страна Ариев» 10

«Царь царей» 11

«Столпотворение народов» 12

«Пришла красивая женщина» 13

«Глаза и уши царя» 14

«Логовище львов и город крови» 15

«Красная земля» 16

«Царь четырех стран» 17

«Стремление добыть коров» 18

«Охранитель коров» 19

«Бич Китая, горе Китая» 20

В истории Древнего Востока было много событий. Самые важные из них мы изучили. Вы должны найти соответствие между событиями и датами. За каждое правильное соответствие вы получаете 1 балл. Важные события

Событие Дата 1. Начало железного века 1). 221 г. до н.э. 2. Разрушение Ниневии, столицы Ассирии 2) X век до н.э. 3. Строительство пирамиды Хеопса 3) 600 г. до н.э. 4. Объединение Китая Цинь Шихуаном 4) 1792-1750 гг. до н.э. 5. Правление вавилонского царя Хаммурапи 5) 1500 г. до н.э. 6. Объединение Индии царями из династии Маурьев 6) III век до н.э. 7. Финикийцы обогнули Африку 7) 2600 г. до н.э. 8. Расцвет Египетского царства 8) 612 г. до н.э.

Событие Дата 1. Начало железного века 1). X век до н.э. 2. Разрушение Ниневии, столицы Ассирии 2) 612 г. до н.э. 3. Строительство пирамиды Хеопса 3) 2600 г. до н.э. 4. Объединение Китая Цинь Шихуаном 4) 221 г. до н.э. 5. Правление вавилонского царя Хаммурапи 5) 1792-1750 гг. до н.э. 6. Объединение Индии царями из династии Маурьев 6) III век до н.э. 7. Финикийцы обогнули Африку 7) 600 г. до н.э. 8. Расцвет Египетского царства 8) 1500 г. до н.э.

Это конкурс капитанов – блиц - вопросы по культуре стран Древнего Востока. За каждый правильный ответ – 1 балл Культурные достижения

Музей стран Древнего Востока Сейчас перед вами откроется галерея изображений достижений Древнего востока.

Спасибо за участие в игре!!!



Шакья-Муни Будда У основателя буддизма не менее 30 имён. При рождении его назвали Сиддхартха, что означает «исполнение желаний». Имя его рода – Гаутама. Шакья-Муни – «отшельник народа шакья». Будда – «просветлённый». Его ждал путь Великого Правителя или Великого Учителя. Он выбрал путь Великого Учителя. ЗАДАНИЯ




































МИФИЧЕСКИЙ ДРАКОН Его облик представлялся в виде сочетания элементов разных животных, обычно головы (или нескольких) и туловища пресмыкающегося (змеи, ящера, крокодила) и крыльев птицы. Иногда в состав такого комбинированного образа входили части тела других животных (рыбы, пантеры, льва, козла, собаки, волка и др.) ЗАДАНИЯ










В произведении средневекового китайского писателя Вэй Гуан Фу «Новое продолжение Цзацзуань» говорится: «Не представляешь себе невесту, со слезами отправляющуюся в дом жениха, цветы – в волосах старушки…» А без чего, по мнению автора, не представляешь себе кабинет учёного? КИТАЙ - 10










ПАГОДА Это буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Пагоды имеют вид павильона или башни (часто многоярусной). Возникли они в начале нашей эры в Китае, известны также в Корее, Японии, Вьетнаме. Сооружая высокие пагоды, зодчие стремились выразить величие буддизма и его духовную силу. ЗАДАНИЯ




Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты Маленькие ноги, обутые в крохотные туфельки, считались критерием женской красоты. Девочкам 4-5 лет стягивали бинтом стопу, подворачивая пальцы. Примерно через год такого бинтования стопа деформировалась и переставала расти. Идеалом считалась ножка в 3 дюйма (около 10 см) ЗАДАНИЯ






У средневекового китайского писателя Гу Лу можно прочитать: «Не может быть, чтобы на праздничных торжествах обошлось без давки; чтобы сезонную рыбу продавали без костей; чтобы не кусали комары, когда летом спишь без полога; чтобы хозяин лавки никому не отпускал в долг». А без кого не может быть зрелищ? КИТАЙ - 25




Древнейший трактат о военном искусстве в Китае приписывается полководцу Сунь Цзы (6 в. до н.э.). Согласно этом у трактату, на третьем месте в правилах ведения войны следует разбить войско противника, на втором – разбить его союзы, а на первом – разбить его … КИТАЙ - 25






ИКЕБАНА В икебану входят 3 основных компонента: природный материал (цветы, ветви деревьев, листья и др), ваза, металлическая наколка («кэндзан»). Главный эстетический принцип – изысканная простота, достигаемая выявлением естественной красоты материала. ЗАДАНИЯ










С древних времён жизнь этого японского воина была подчинена строгому кодексу. Вот выдержки из него: «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть». Как назывался этот японский воин? ЯПОНИЯ - 10





В нём нет ни гор, ни воды, ни деревьев, ни единого цветка. В нём нет ничего, что изменяется, растёт, увядает, подвергается воздействию времени. Но всё в нём создаёт атмосферу философского самоуглубления, сосредоточивает человека на главном – на переживании пространства. Он – это что? ЯПОНИЯ - 20




Список использованных источников htm htm podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/ podarkov.ru/subjects_interior/pictures_int/comment/3484/

Слайд 1

Своеобразие художественной культуры Древнего Востока

Слайд 2

Учебные цели и задачи: Познакомиться с религиозными представлениями человека Востока, определить направления и особенности восточного искусства, учиться видеть эстетику восточного искусства. Учебные вопросы: 1 .Характеристика культуры Древнего Востока. 2. Индия – религиозные взгляды, их культурное отражение. 3. Религиозные представления в Древнем Китае. 4. Научные и культурные достижения Древнего Китая.

Слайд 3

Древний Восток – эпоха первых памятников письменности, первых городов, первых металлургов, первых денег и первых реформ. Древний Восток – «детство человечества». Древний Восток – это тайны и загадки, множество удивительных людей с удивительной судьбой. Они смотрят на нас сквозь тьму веков и ждут. Ждут тех, с кем бы они могли поговорить.

Слайд 4

На полуострове Индостан в древнейшие времена жили люди разных рас, культур и религий. Арии образовали на территории Индии ряд государств. Язык ариев – санскрит, на нем записаны древние предания. Индия – родина мировой религии: буддизма. В религии огромное значение придается царству животных. Любовь к природе – основная тема индийского искусства.

Слайд 5

Ступа – мемориальное и погребальное сооружение. Ступа монолитная и цельная, форма погребального кургана, полусферическая. Полусфера – символ Неба И бесконечности. Ступа – место захоронения реликвий.

Слайд 6

Ступа в Санчи при Маурьях (около 250 лет до н.э.)

Слайд 8

Мавзолей Тадж-Махал в Агре (середина 17 века)

Слайд 9

Фрески пещер Аджанты

Слайд 10

Скальные храмы Кайласа 150 лет вырезали древние мастера этот храм в скале.

Слайд 11

Религиозные представления в Древнем Китае

Древнекитайская цивилизация развивалась так изолированно, как будто находилась на другой планете. Устойчивость цивилизации придавало однородное население, народ хань. Помыслы людей были устремлены в прошлое, а не в будущее. Ханьцы считали, что в мире существует порядок, и чтобы его не нарушать, нужно придерживаться строгих правил и жить по законам природы. Согласно учению Конфуция, каждый должен стремиться улучшить свою жизнь и найти свое счастье. В этом человеку помогали духи усопших предков. В семье хранили таблички с их именами, и выставляли перед табличками угощение.

Слайд 12

Гармония в мире ИНЬ и ЯН

Ханьцы верили, что образование и воспитание делают человека человеком, а силы ИНЬ и ЯН создают гармонию в мире. ИНЬ – женское начало (тень, сумрак, холод, влага). ЯН – мужское начало (свет, солнце, тепло, сухость). Все вокруг – сочетание пяти начал: дерева, огня, земли, металла и воды. Дерево порождает огонь, огонь – землю (зола после сгорания), земля – металл (добываемый из горных пород), металл – воду (плавясь, металл становится жидким), вода – дерево (полив влияет на рост растений). Эти начала одолевают друг друга: дерево побеждает землю (вскапывает), металл рубит дерево, огонь плавит металл, вода гасит огонь, земля побеждает (дамба останавливает) воду.

Слайд 13

Научные и культурные достижения Древнего Китая

Потребности повседневной жизни привели к накоплению знаний в области математики и астрономии, истории и географии. Китайцы достигли высот в каллиграфии и живописи, архитектуре, театре, литературе, парковом искусстве, китайской кухне, медицине и боевых искусствах. Китайцы изобрели шелковые ткани и лак, бумагу и компас, порох, сейсмограф.

1 слайд

2 слайд

Задачи урока: Познакомится с культурой и искусством Древнего Востока: Индия Япония Китай

3 слайд

4 слайд

Культура и искусство Древней Индии – это нечто загадочное, манящее, необыкновенно интересное. Складывалась она на протяжении тысячелетий, вырастая на основе нескольких религиозных направлений. Продукт этого синтеза культур и называется сегодня индийским искусством, весьма глубоким, красочным и привлекающим уже на протяжении многих лет пристальное внимание исследователей. По словам известного писателя Марка Твена, Индия – «Единственная страна под солнцем, которая бесконечно интересна... образованному и неграмотному, мудрому и глупому, богатому и бедному».

5 слайд

Особенности архитектуры Древней Индии заключаются также в сакральном смысле, заложенном в каждой детали постройки. Величественные храмы строились по единому плану, описанному в религиозной литературе. Но даже несмотря на это, каждое строение наполнено индивидуальностью. Где-то внешние внутренние поверхности стен содержат чувственные барельефные изображения, а где-то основным мотивом становится своеобразный рассказ о повседневной жизни крестьян, царей или даже богов. Архитектура

6 слайд

Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

7 слайд

Доминирующее свойство искусства Греции - красота, а Египта - религия. Для наивысших форм, создающихся в Индийском искусстве, красота не является важной. Религия тоже не стоит превыше всего. Для искусства Индии характерны 2 аспекта: религиозный, мировой. В древнюю Индию часто врывались арийцы, персийцы, греки, арабы, монголы и другие завоеватели, которые оставили свои следы в Индийской истории культуры. Так вот, искусство Индии - это искусство теперешней Индии, Афганистана, Пакистана, Кашмира и Непала. Основу индийского искусства составляют религии индуизма и буддизма, дополненные культурами ислама и хелениста. Искусство

8 слайд

После внезапной и загадочной гибели протоиндийской цивилизации на полуостров Индостан пришли арии(XV в. до н.э., по мнению некоторых индийских учёных, -- XXV в. до н.э.). Они принесли с собой мифологию, фольклор, традиции и обычаи, которые легли в основу одной из величайших литератур мира – литературы Древней Индии. Литература

9 слайд

ВАЖНЕЙШИЙ ПАМЯТНИК ЛИТЕРАТУРЫ АРИЕВ – Веды (санскр. Veda – «знание»), возникновение и запись которых занимает не менее тысячелетия (с XII по II в. до н.э.). Они – основа Веданты, одного из наиболее распространённых религиозно – философских учений в Индии. Веды Шрути («услышанное»)- тексты, рассматриваемые как священные. Входят 4 самхиты: Ригведа(знание гимна) Самоведа(знание песни) Яджурведа(знание жертвоприношений) Атхарваведа(знание заклинаний) Смрити («запоминаемое»)- не носит священного характера; относятся к «веданги»(части вед), состоящие из сутр («сутра»- нить, краткое правило * Сутра – популярный афористический жанр древнеиндийской литературы; в сутрах излагаются вопросы ритуала, а также других областей знания (фонетики, грамматики и т. д.) *

10 слайд

11 слайд

Культура Японии сформировалась вследствие исторического процесса, который начался с миграции прародителей японцев на японские острова с континента и основания культуры эпохи Дзёмон. В нынешней культуре Японии прослеживается воздействие стран Азии (в частности Кореи и Китая), Северной Америки и Европы.

12 слайд

На культуру и мировосприятие японского населения сильно повлияло расположение страны, климатические особенности и особенности рельефа, и кроме того постоянные природные катаклизмы (землетрясения и цунами), что нашло отражение в особенном почитании японцев окружающей природы как живого существа. Способность восторгаться мгновенным очарованием природы является характерной чертой японского менталитета, и отразилась в японском творчестве.

13 слайд

Японский язык и письменность. Японский язык во все времена являлся важной частью культуры Японии. Японский представляет собой агглютинативный язык и отличается трудной концепцией письма, которое образовано из трёх разных видов иероглифов - китайские знаки кандзи, азбука слогов катакана и хирагана. Кандзи

14 слайд

Литература В течение длительного времени литература Японии испытывала воздействие Китайской империи, произведения литературы также были написаны на китайском языке. Первыми образцами японской литературы являются сборник японских сказаний и мифов «Кодзики» («Письмена о деяниях старины») и исторические записи «Нихон сёки» («Написанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» - «Анналы Японии»), которые были созданы в эпоху Нара (VII - VIII века). В это же время были написаны стихотворные антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759 г) и «Кайфусо». Популярны и за чертой Японии типы поэтических стилей хайку, вака и танка. Хайку знаменитого японского поэта Басё: Цветы увяли. Сыплются, падают семена, Как будто слёзы…

15 слайд

Одежда В Японии существует два вида одежды - национальная - вафуку, и обычная европейская, которую носят в повседневной жизни. Кимоно (в переводе «одежда, наряд») - общее название любой одежды в широком смысле, а в узком - форма вафуку. Юката - лёгкий халат; хакама - штаны; гэта, варадзи - сандалии; оби - пояс.

16 слайд

Архитектура На становление и развитие архитектуры в первую очередь повлиял буддизм, проникнувший в страну из Китая. Дворцы, храмы, монастыри строились преимущественно в китайском стиле, который длительное время формировался изначально в самом Китае и соседствующей Корее. Разумеется, что для полного внедрения буддизма в страну были необходимы и некоторый материальный комплекс этой религии, поэтому начинают появляться первые изображения Будды, бодхисатв. Архитектура тех времен сочетала в себе иностранные ноты, органично смешенные с местной культурой. Храмы и дворцы расположены всегда посреди красивого сада. Роспись этих сооружений была достаточно лаконичной, но яркой.

17 слайд

В какой-то степени на стиль и особенности японской древней архитектуры повлияла и местная природа. Капризная, но прекрасная она уже тогда могла сокрушать и ломать, что отразилось в творениях местных архитекторов. Тут нет величественных древних построек, которые своими размерами или сложностью вводили в восхищение. Постройки были просты и понятны, в них нет ничего лишнего, однако они отличаются изяществом линий. Главным строительным материалом было дерево. Дома строились на каркасе, который позволял не пропускать влагу в дом, за счет воздушной подушки между землей и полом. Дома, храмы, дворцы всегда имели колонны, на которые «опирался» дом во время сейсмической активности. Вместо привычных окон были отверстия, с натянутой тонкой тканью или полотном, пропускающим в дом мягкий свет. Все стены, кроме несущих, могли раздвигаться, сниматься, заменяться. Это позволяло менять планировку. Комната могла быть одна, две или более, в зависимости от нужного количества и доступного пространства. Крыша всегда была широкой и прочной, для предохранения дома от влаги, дождей, ветра и холода, а также летнего палящего солнца.

18 слайд

Скульптура Первые фигурки воинов, животных, слуг, жрецов, найденные в японских царских курганах, восходят к 3-5 векам нашей эры. С 8 века увеличивается количество статуй, которые часто украшали дворцовые храмы. Для их изготовления использовали глину, бронзу, дерево, лак. В связи с развитием страны создается намного больше статуй божеств. Примерно в этот период также появляется скульптурный портрет. С 9-го века также меняются образы божеств, которые отныне изображаются многоликими и многорукими. Эта перемена связана с развитие религии, а вернее ее ответвлений в виде небольших сект. Для скульптуры этого времени характерна особый способ их разработки. Использовались дерево и лак. Из дерева вырезали нужную форму, которую покрывали слоем лака. Когда последний застывал, дерево вынимали, и оставалась лишь тонкая лаковая оболочка. Ее раскрашивали и с легкостью переносили в любое место.

19 слайд

Живопись Живопись в древней стране появилась достаточно поздно, аж в 11-12 веках. Речь идет о школе живописи Ямато-э. В качестве полотна использовались керамические сосуды, ширмы, кимоно, свитки, книги, веера, стены дворцов. Живописцы часто изображали иллюстрации к древним мифам, сказаниям, романам. При этом изображалось не само действие, а настроение героев. Мастера черпали вдохновение из самой природы, пронизывающей искусство того времени. Письменность Как и другие виды искусств, наука и главное письменность заимствовались изначально у китайцев и корейцев. Китай имел сильное влияние, сюда и в Корею японцы отправляли своих детей на учебу. В 3-м веке Япония начинает заимствовать китайские иероглифы. При этом читались они иначе, по-японски. Со временем они упрощались, становились менее сложными для письма. И уже в 8-м веке появились первые японские письменные памятники, записанные по-китайски.

22 слайд

Письменность Развитие письменности как части культуры древнего Китая, кратко можно напрямую связать с изобретениями, сделанными в начале времен. Дело в том, что первые приборы для письма представляли собой бамбуковую дощечку и заостренную палочку. Но изобретение шелка, кисточки и туши, сделали процесс письма более удобным и комфортным, следующим импульсом было изобретение бумаги. В XV века до нашей эры в Поднебесной для закрепления мыслей письменным способом применялось порядка 2000 иероглифов. Эти иероглифы до нашего времени составляют основу письменности современного Китая.

24 слайд

Архитектура, живопись, прикладные искусства Китайцы, уже в I тыс. до н.э., умели строить здания в несколько этажей. Схема была проста: опора из деревянных столбов, крыша покрытая черепицей из обожженной глины. Особенность таких крыш проявлялась в загнутых вверх краях, такой стиль называется пагода. До наших времен дошли пагода Сун-юэ-сы и «Большая пагода диких гусей». Об уровне развития архитектуры и строительства говорит то, что к III веку до нашей эры было отстроено более 700 дворцов для императора и его приближенных. В одном из дворцов был выстроен зал, в котором одновременно могло собраться 10 000 человек. Синхронно с развитием архитектуры, развивались и, живопись, прикладные искусства. Особенностью развития живописи, было применение туши для рисования на бумаге, шелке. Не могут не вызывать восхищение, дошедшие до нашего времени резные фигурки из нефрита и слоновой кости. Развитие художественной керамики, стало предтечей появления фарфора.

«Искусство индийского танца» - Манипури. Традиции индийского танца. Религиозные танцы. Бхарата-Натьям. Народные танцы. Правила позиций ступней. Четыре стиля индийского танца считаются классическими. Танец со свечами. Катхакали. Национальный танец. Танец тесно связан с проявлением эмоций. Индийцы. Страна. Танцевальное искусство.

«Культура Древнего Востока» - Гармония человека и природы. Пещеры Аджанты. Религиозные представления в Древнем Китае. Буддийский храм в Индии. Фигурка в головном уборе. Индийцы поклонялись священным животным и растениям. Природа и человек. Храм на вершине. Научные и культурные достижения. Своеобразие художественной культуры Древнего Востока.

«Культура стран Арабского халифата» - Своеобразие культуры халифата. Особенности арабского искусства. Научные представления. Научные представления арабов. Арабская литература. Коран. Развитие образования. Культура стран Халифата. Медресе. Влияние культуры халифата. Карта Аравийского полуострова. Ислам. Культура.

«Философия Древнего Востока» - Философия Древнего Востока. Конфуцианство. Праведное отношение. Астика. В центре буддизма – учение о «четырёх благородных истинах». Веды. Инь и ян. Праведное усилие. Каждая школа предлагает свой путь избавления от страданий. Праведное занятие. Джайнизм. Основные идеи конфуцианства. Закон ахимсы. Тех, чьё поведение праведно, дорога приведёт в благословенное тело.

«Древнеиндийская культура» - Математика. Культура Древней Индии. Эпос. Стенные росписи. Архитектура. Лингвистика. Буддизм содержал в себе идею о спасении. Медицина. Математика и Астрономия. Литература. Несколько школ скульптуры. Живопись. Философия. Скульптура. Ведизм. Индо-буддийская философия. Индуизм. Бог - творец. Буддизм. Атомистическое учение школы вайнишика.

«Особенности древнеиндийской культуры» - Древнеиндийское искусство. Особенности индийской культуры. Развитие древнеиндийской архитектуры. Религии древней Индии. Скульптуры. Буддизм. Рельеф. Джайнизм. Культура Древней Индии. Религия. Бюст жреца. Касты.

Всего в теме 19 презентаций

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры