Эстонцы сету. Народ Сету: между Россией и Эстонией

Главная / Развод

Сету называет свой край самым лучшим на земле. Народ сету относится к малочисленным финно-угорским племенам. Они вобрали особенности русской и эстонской культуры, что повлияло на жизнь и стало причиной внесения традиций сету в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Где живут (территория), численность

Расселение сету неравномерно. В Эстонии их насчитывается около 10 тысяч, а в Российской Федерации - всего 200–300 человек. Многие называют своим родным краем Псковскую область, хотя и предпочитают жить в другой стране.

История

Многие ученые спорят насчет происхождения народа сету. Одни полагают, что сету являются потомками эстов, которые сбежали от ливонцев на Псковскую землю. Другие же выдвигают версию о формировании народа как потомков чуди, к которым примкнули в 19 веке переселенцы эсты, принявшие православие. Третьи выдвигают версию о формировании сету, как исключительно самостоятельного этноса, который в дальнейшем подвергся частичной ассимиляции. Наиболее распространенной версией остается происхождение от древней чуди, что подтверждается языческими элементами, характерными для этого народа. Одновременно какие-либо элементы лютеранства до сих пор обнаружены не были. Изучение сету началось в 19 веке. Тогда в результате переписи сумели насчитать 9000 человек, большая часть проживала в Псковской губернии. Когда в 1897 году провели официальную перепись населения во всей Российской империи, оказалось, что численность сету выросла до 16,5 тысяч человек. Русский народ и сету хорошо ладили друг с другом благодаря деятельности Свято-Успенского монастыря. Православие принималось с любовью, хотя многие из сету не знали русского языка. Тесные контакты с русскими привели к постепенной ассимиляции. Многие из русских людей могли говорить на сетуском говоре, хотя сами сету считали, что на русском изъясняться друг с другом проще. При этом отмечали ограниченность лексикона.
Историкам известно, что сету не были крепостными людьми, а жили скромно, но всегда были свободными.
Во время Советской власти тысячи сету отправлялись в Эстонскую ССР, у многих там были родственники, а некоторые стремились к более высокому уровню жизни. Играл роль и эстонский язык, который был более близок. Получение образования на эстонском способствовало скорой ассимиляции, а сами советские власти указывали в переписи сету как эстонцев.
На территории Эстонии большинство сету отождествляют себя со своим народом, также поступают и жители Российский части сетума - так народ называет свои родные края. Сейчас российские власти активно способствуют сохранению культурного наследия сету. Варваринская церковь ведет службу на русской и сетуском языках. Пока что народ сету официально является малочисленным. Эстонцы приравнивают язык сету к вырускому диалекту. Выру - народ, проживающий в Эстонии. Их язык схож с языком сету, поэтому последние изучают его в школе чаще. Язык считается частью культурного наследия и включен в атлас исчезающих языков ЮНЕСКО.

Традиции

Одной из главных традиций сету является исполнение песен. Считается, что исполнять их должны обладательницы «серебряных» голосов. Таких девушек называют матерями песни. Их труд можно назвать довольно тяжелым, ведь учить приходится тысячи стихов, а импровизировать нужно на ходу. Матерь песни исполняет заученную и выдает новую песню в зависимости от происходящих событий. Пение может быть и хоровым, причем в процессе вокалист солирует, а после него в действие вступает хор. Голоса в хоре распределяются на верхние и нижние. Первые отличаются звонкостью и называются «килло», а вторые - протяжные - «торро». Сами песнопения называются лело - это не просто народное творчество, а целый язык. Сету не воспринимают пение как нечто, что присуще только талантливому человеку. Даже без вокальных данных можно петь песни. Во время исполнения лело девушки и взрослые женщины чаще всего рассказывают эпические истории. Их песни нужны для демонстрации духовного мира и сравниваются с переливами серебра.
Свадьбы у сетов принято праздновать в течение 3 дней. Во время проведения венчания принято устраивать ритуал, символизирующий уход невесты из родной семьи и переход в дом мужа. В этом ритуале прослеживается явное сходство с похоронами, ведь он олицетворяет смерть девичества. Девушку сажают на стул и переносят, демонстрируя переход в иной мир. Родственники и гости должны подходить к девушке, пить за ее здоровье и класть деньги в помощь будущей семье на специальное блюдо, которое ставят рядом с ней.


Тем временем на обряд приезжает муж с друзьями. Один из друзей должен вывести из дома невесту, держа в руках кнут и посох, а сама девушка должна быть укрыта простыней. Затем ее сопровождали до самой церкви, везя на санях или телеге. Невеста могла ехать вместе с родителями, но после венчания должна была отправляться в дорогу только с мужем. Сету обычно отмечают свадьбу в воскресенье, а обряд венчания проводят в пятницу. Невесте тоже надлежит дарить родственникам жениха подарки, чтобы подтвердить вступление в права жены. По завершении свадебной церемонии гости провожали молодоженов на особое ложе, которое располагалось в клети. С утра молодых будят, невесте укладывают волосы особым образом - как это полагается для замужней. Ей полагалось надеть головной убор и получить предметы, подчеркивающие ее новый статус. Затем наступало время омовения в бане, и только после этого начинались праздничные гулянья. На свадьбу непременно готовились песенные коллективы, которые рассказывали в своих песнях о празднике, молодоженах и желали им счастливой совместной жизни.
Отношение к похоронному обряду с годами у сету не изменилось. Традиции приравнивают физическую смерть к важному событию, символизирующему переход в иной мир. После погребения на месте могилы усопшего положено расстелить скатерть, на которую выкладываются все ритуальные блюда. Провожающие усопшего готовят еду сами, принося ее из дома. Еще много лет назад главным ритуальным блюдом стала кутья - это горох, который смешивают с медом. К нему на скатерть кладут вареные яйца. С кладбища нужно уходить как можно быстрее, ища окольные пути. Такое бегство символизирует стремление избежать смерти, которая стремится настигнуть каждого человека. Поминки проводят в доме, где жил усопший. Ритуальная трапеза скромная и включает жареную рыбу или мясо, сыр, кутью, кисель.

Культура


В культуре сету важную роль играют сказки и предания. Они сохранились и до наших дней. Большинство историй рассказывает про священные места, например, часовни, могильники, а также Псково-Печерский монастырь и его многочисленное собрание икон. Популярность сказок связана не только с их содержанием, но и умением ораторов красиво их читать.
Музеев, посвященных культуре сету, совсем немного. Единственным государственным является музей, расположенный в Сигово. Там же расположен частный музей, который был создан учительницей музыки из Санкт-Петербурга. В авторском музее собрано множество вещей, так или иначе связанных с народом сету за 20 лет. Сохранению культуры в советские годы препятствовала депортация, затронувшая всю Прибалтику.

Внешность

У сету обыкновенно круглые лица с ясными глазами. Их легко можно принять за славян. Волосы обычно светлые или рыжие, с возрастом начинают темнеть. Женщины любят заплетать волосы в косы, девочки делают по две косички. Мужчины носят бороды, которые в зрелом возрасте часто перестают сбривать вовсе.

Одежда


Мы упомянули о матерях песни, слова которых переливаются будто серебро. Такое сравнение неслучайно, ведь серебряные монеты являются главными украшениями у женщин сету. Серебряные монеты, связанные в единые цепочки, являются не обычными элементами гардероба, а целыми символами. Первую цепочку с серебряными монетами женщины получают при рождении. Она останется с ней до конца ее дней. Когда она выйдет замуж, ей вручают брошь из серебра, символизирующую статус замужней женщины. Кроме того, такой подарок служит талисманом и защищает от злых духов. В праздничные дни девушки надевают все серебряные украшения, которые могут весить примерно 6 кг. Тяжело, но зато смотрится дорого. Украшения могут быть различными - от маленьких монеток до крупных бляшек, нанизанных на тонкие цепочки. Взрослые женщины надевают целые нагрудники, отлитые из серебра.
Традиционные наряды тоже включают множество украшений из серебра. Основными цветами одежды являются белый, красный разных оттенков и черный. Характерным элементом одежды, причем как для мужчин, так и для женщин, являются рубахи, украшенные тонкой вышивкой из красных нитей. Техника вышивки весьма сложная, доступна она далеко не каждому. Многие считают, что одежду сету позаимствовали у русских, однако, в отличие от них, женщины сету пользуются платьями без рукавов с передником, в то время как русские девушки традиционно носили юбку или сарафан.
Сету шили платья и остальную одежду из тонкой ткани. В основном это была шерсть. Рубахи носили льняные. Головным убором женщин является платок, который подвязывается под подбородок или головная повязка. Мужчины пользуются войлочными шляпами. Сейчас мало кто из сету делает одежду сам, традиционные наряды уже не в ходу, хотя умельцы, изготавливающие их, еще занимаются ремеслом. Отличительная особенность гардероба - ношение пояса-кушака. Такой пояс обязательно должен быть красным, а техника его изготовления может разниться. Основная обувь сету - лапти. По праздникам надевают сапоги.

Религия


Для сету привычно проживание с представителями других народов. От них они принимали верования, но свою религию всегда сохраняли. Сейчас сету остаются верны христианству, большинство их них - православные. Одновременно в религии сету сочетаются христианские обычаи и древнеязыческие ритуалы, характерные только для этой народности.
Сету соблюдают все необходимые обряды, в том числе посещение церквей, почитание святых, крещение, но одновременно веруют в бога Пеко, который символизирует плодородие. В Иванов день полагается отправиться в церковь, а затем посетить священный камень, которому нужно поклониться и принести в дар хлеб. Когда наступают важные православные праздники, сету отправляются в церковь святой Варвары. В будние дни служение проходит в маленьких часовнях, причем у каждой деревни есть своя такая часовенка.

Жизнь

Сету очень трудолюбивый народ. Его люди никогда не чурались любого труда, однако избегали рыболовства. Они считают, что это занятие крайне опасное, поэтому с давних времен повелось всякому, кто отправляется рыбачить, брать одеяние для погребального обряда. Провожающие заранее оплакивали отбывающих. Другое дело, если речь шла о пахоте. Каждого, кто отправлялся в поле, провожали песнями. Все это обусловило развитие земледелия и животноводства. Сету научились выращивать зерновые культуры у русских, выращивали много льна, разводили овец, домашнюю птицу и крупный рогатый скот. Во время кормления домашнего скота женщины поют песни, с ними они и готовят, отправляются за водой, собирают урожай в поле. У сету даже есть примета, в которой определяют хорошую хозяйку. Если она знает более 100 песен, значит, в хозяйстве хороша.

Жилище

Сету раньше жили в деревнях, которые строились рядом с пахотными участками. Такие поселения принимаются за хуторские, при этом дома выстроены таким образом, что формируют 2 ряда. В каждом таком доме есть по 2 помещения, предусмотрены 2 двора: один для людей, в другом держат скот. Дворы огораживали высоким забором и ставили ворота.

Еда


Особенности приготовления пищи сохранились еще с 19 века. Главными в кухне сету являются:

  • сырье;
  • технология;
  • композиционные приемы.

Раньше готовить учились только девушки, теперь этим занимаются и мужчины. Учат готовить с детства как родители, так и мастера, которые преподают в специально отведенных для этого мастерских. Основные ингредиенты у сету простые:

  1. Брюква.
  2. Молоко.
  3. Мясо.
  4. Сметана и сливки.

Наиболее велико в их кухне число постных блюд.

Видео

-------
| сайт collection
|-------
| Ю. Алексеев
| А. Манаков
| Народ Сету: между Россией и Эстонией
-------

Близкородственный эстонцам народ сету обосновался на Псковской земле, в области, называемой самим этим народом Сетумаа, задолго до появления в этих местах первых славянских племен. Российские ученые относят возникновение первых поселений народов финно-угорской группы в ареале Псково-Чудского водоема к первому тысячелетию до новой эры. Возникновение первых славянских поселений датируется здесь V веком нашей эры. К моменту возникновения русской государственности поселения славян и финно-угров в этом регионе перемежались друг с другом. Характерной чертой славянского расселения на Псковщине явилось не выдавливание коренного финно-угорского населения, а совместное проживание людей различных племен на одной территории, с многочисленными контактами, экономическими связями и взаимным проникновением различных культур. Можно с полной уверенностью сказать, что на протяжении всего последнего тысячелетия русские и сету совместно проживали на территории Псковского края.
До середины XVI века сету были язычниками. Миссионерская деятельность Псково-Печерского монастыря привела к тому, что сету приняли православие, хотя языческий элемент в культуре сету сохранился вплоть до наших дней.
Не зря общепринятым названием сету на Псковской земле стало «полуверцы». Наибольший расцвет хозяйство и культура сету приобрели в начале XX века. Основным видом деятельности стала качественная переработка льна, который пользовался большим спросом в Скандинавских странах. Численность народа, согласно переписи 1903 года, достигла максимального значения за всю историю и составила около 22 тысяч человек. Стали появляться предпосылки для создания культурной автономии.
Судьба народа сету резко изменилась после 1917 года. Во вновь образованном государстве – Эстонской республике вопросу сету придавалось большое значение. При заключении в 1920 году Тартуского мирного договора земли, на которых проживал народ, впервые за всю историю отошли к Эстонии. По мнению специалистов, цели заключения договора у сторон были различными. Если Эстония хотела закрепить свой статус новообразованного государства, то большевистский режим стремился при помощи эстонцев покончить с Северо-Западной армией генерала Юденича, которая представляла непосредственную угрозу их власти в России. Так что можно с полным правом заявить, что международные авантюристы Адольф Иоффе и Исидор Гуковский, подписавшие от имени большевистского правительства Тартуский мирный договор, расплатились землями народа сету за уничтожение этого крупного воинского формирования.
Надо сказать, что эстонцы никогда не относились к сету как к самостоятельному народу.

До сих пор в эстонской науке бытует мнение, что сету произошли от эстонцев, которые бежали в XVI веке на территорию России от насильственного крещения в лютеранскую веру. Поэтому уже в 20-х годах прошлого столетия началась массовая эстонизация сету. До этого на протяжении нескольких веков сету носили православные имена. Фамилии, как и на территории остальной России, образовывались по имени деда. С приходом эстонцев сету начали принуждать брать эстонские имена и фамилии. Начальное и среднее школьное обучение для народа сету стало вестись на эстонском языке. Надо отметить, что язык народа сету имеет очень много общего с эстонским языком. Но все же это два отдельных языка.
Особенно явной политика эстонизации сету стала в Эстонии после 1991 года. Для выполнения условий вступления в Европейский союз эстонскому правительству было необходимо показать, что у него нет проблем с национальными меньшинствами. Для этого с 1995 по 2000 год проводилась специальная программа переселения сету на территорию Эстонии. В это время и произошло массовое переселение народа сету из России в Эстонию. Всем сету, прибывшим туда на постоянное место жительства, выплачивались значительные денежные средства, оказывалась помощь в строительстве домов. Эти действия рекламировались как достижения национальной политики Эстонии, на фоне политической и национальной дискриминации русскоговорящего населения страны. Но вместе с тем в Эстонии не было признано право на существование народа сету как самостоятельного этноса. При переписи населения, проводившейся в Эстонии в 2002 году, народ сету не исчислялся как самостоятельный, а сами сету были записаны как эстонцы.
Для правящей элиты Эстонии проблема сету удобна еще и тем, что позволяет выдвигать к России территориальные претензии. США создали из Польши, Латвии, Литвы и Эстонии своеобразного «троянского коня» для Евросоюза и инструмент постоянного давления на Россию. К сожалению, народ сету стал заложником в большой политической игре против России.
Разрешить проблемы народа сету по отдельности ни Россия, ни Эстония не смогут. Тут нужны продуманные и совместные действия, а главное – желание вести переговорный процесс. Сам народ сету стремится в первую очередь к сохранению своей культуры и идентичности, но ему приходится выбирать между нынешними условиями жизни в России и «благополучной» ассимиляцией в Эстонии.
Положение между Россией и Эстонией влияет и на внутренние процессы, происходящие в среде сету. Так, в 90-е годы были созданы две параллельные организации: Конгресс сету (его заседания проходили в Эстонии) и Этнокультурное общество сету ЭКОС (съезды проходят в псковских Печорах). Как видно из документов этих организаций, публикуемых в настоящем издании, взаимоотношения между ними отнюдь не безоблачны.
//-- * * * --//
Книга представляет собой первый опыт сборника материалов по истории и современному состоянию народа сету. В первой части, написанной профессором Псковского государственного педагогического университета А.Г. Манаковым, рассматривается вопрос о происхождении народа сету, а также изложены результаты двух экспедиций, в ходе которых обследовались текущие этнодемографические процессы в среде этого народа. Экспедиции проводились в 1999 и 2005 годах (в 2005 году – при поддержке информационного агентства REGNUM). Вторая часть, подготовленная корреспондентом агентства REGNUM по Псковской области Ю.В. Алексеевым, состоит из интервью с наиболее видными представителями сету, а также материалов конгрессов народа сету, проходивших в 90-е годы. В приложении содержатся выдержки из Тартуского мира, имеющие непосредственное отношение к территории расселения сету.

Впервые о жителях восточного побережья Балтийского моря сообщил римский историк Тацит в I веке нашей эры, назвав их эстиями (Aestii), независимо от племенной принадлежности: финно-угорской или балтийской. Спустя 500 лет готский историк Иордан вновь упоминает этот народ, назвав его Hestii. В конце IX века английский король Альфред Великий в примечаниях к своему переводу сочинений Орозия указал положение страны эстиев – Estland (Eastland) возле страны венедов – Weonodland .
В средневековых скандинавских источниках земля под названием Eistland локализуется между Вирландом (т. е. Вирумаа на северо-востоке современной Эстонии) и Ливландом (т. е. Ливонией – землей ливов, расположенной на северо-западе современной Латвии). Другими словами, Эстланд в скандинавских источниках уже вполне соответствует современной Эстонии, а эстии – финно-угорскому населению этой земли. И хотя не исключено, что первоначально «эстами» германские народы называли балтские племена, но со временем данный этноним был перенесен на часть прибалтийских финнов и послужил основой для современного наименования Эстонии .
В русских летописях финно-угорские племена, живущие к югу от Финского залива, именовались «чудью», но благодаря скандинавам название «Эстония» (например, норвежское «Эстланн» (Østlann) означает «восточная земля») постепенно распространилось на все земли между Рижским заливом и Чудским озером, дав имя местному финно-угорскому населению – «эсты» (до начала ХХ века), эстонцы. Сами эстонцы называют себя eestlased, а свою страну – Eesti.
Эстонский этнос сформировался к началу II тысячелетия нашей эры в результате смешения древнего аборигенного населения и финно-угорских племен, пришедших с востока в III тысячелетии до нашей эры . В первых веках нашей эры на всей современной территории Эстонии, как и на севере Латвии, был распространен тип погребальных памятников эстоливских племен – каменные могильники с оградками.
В середине I тысячелетия на юго-восток современной Эстонии проник еще один тип погребальных памятников – длинные курганы псковского типа. Считается, что еще долго здесь проживало население, происходящее от славян-кривичей. На северо-востоке страны в то время встречалось население водского происхождения . В народной культуре населения северо-востока Эстонии прослеживаются элементы, заимствованные у финнов (на побережье Финского залива), води, ижорцев и русских (в Причудье) .

Сету ныне проживают в Печорском районе Псковской области (где называют себя «сето») и на восточных окраинах соседних уездов Эстонии, до революции 1917 года входивших в состав Псковской губернии.
Эстонские археологи и этнографы Х.А. Моора, Е.В. Рихтер и П.С. Хагу считают, что сету являются этнической (этнографической) группой эстонского народа, которая сформировалась к середине XIX века на основе чудского субстрата и более поздних эстонских переселенцев, принявших православную религию . Однако более убедительными выглядят доказательства ученых, полагающих, что сету – остаток самостоятельного этноса (автохтона), подобно води, ижорцам, вепсам и ливам . Для подтверждения этой позиции необходимо рассмотреть динамику этнических, политических и конфессиональных границ к югу от Псковско-Чудского водоема начиная со второй половины первого тысячелетия н. э., разбив предварительно этот временной интервал на семь исторических периодов .
I период (до Х века н. э.). До появления славян пограничье современной Эстонии и Псковской земли заселяли финно-угорские и балтийские племена. Провести точную границу между районами расселения финно-угорских и балтийских племен достаточно трудно. Археологические находки свидетельствуют о существовании балтийских (в частности, латгальских) элементов к югу от Псковского озера вплоть до Х–ХI веков, когда на этой территории уже жили славянские племена кривичей .
Заселение славянами южного и восточного побережий Псковского озера началось предположительно в VI веке. На рубеже VII–VIII веков они основали городище Изборск в 15 км к югу от Псковского озера. Изборск стал одним из десяти древнейших русских городов, первое упоминание которого относится к 862 году. К юго-западу от Псковского озера, где проходила граница колонизированных славянами земель, ассимиляция почти не затронула местное прибалтийско-финское население. Славянский Изборск оказался как бы вклиненным в земли, заселенные прибалтийской чудью, став самым западным городом псковско-изборских кривичей.
Политическая граница, обязанная своим становлением созданию Древнерусского государстваКиевской Руси, прошла несколько западнее этнической границы. Граница между Древнерусским государством и чудью-эстами, сложившаяся при Святославе к 972 году, в дальнейшем стала очень стабильной, просуществовав с небольшими изменениями вплоть до начала Северной войны (1700 год). Однако в конце Х – начале ХI века границы Древнерусского государства временно отодвинулись далеко на запад. По древним источникам известно, что Владимир Великий, а затем Ярослав Владимирович брали дань со всей «лифляндской чуди» .
II период (Х – начало XIII века). Это был начальный период славянско-чудского взаимодействия при наличии политических, этнических и конфессиональных границ (христианство на Руси, язычество у чуди). Часть чуди, оказавшаяся на территории Древнерусского государства, а затем Новгородской республики, начала воспринимать элементы материальной культуры соседей – псковских кривичей. Но местная чудь оставалась частью чуди-эстов, противопоставление псковской чуди собственно эстам (эстонцам) проявляется позднее. В этот период можно говорить скорее об анклаве чуди на русской территории.
Отсутствие в этот период четкого этноконфессионального и политического барьеров позволяет сделать предположение, что уже тогда существовала русско-чудская этно-контактная зона к юго-западу от Псковского озера. О наличии контактов чуди с псковичами свидетельствуют сохранившиеся отдельные элементы раннерусской культуры в религиозных обрядах сету – потомков псковской чуди .
III период (XIII век – 1550-е годы). Политическими событиями этого периода стали образование в Прибалтике в 1202 году немецкого Ордена меченосцев, а в 1237 году – Ливонского ордена и захват орденами всех эстонских и латышских земель. Почти весь данный период существовала Псковская вечевая республика, которая уже в XIII веке вела независимую от Новгорода внешнюю политику и только в 1510 году была присоединена к Московскому государству. В XIII веке на юге современной Эстонии началась экспансия Ордена меченосцев, а на севере – датчан. Псковичи и новгородцы вместе с эстами пытались противостоять агрессии немецких рыцарей еще в начале XIII века на территории современной Эстонии, но с потерей последнего оплота эстов – Юрьева в 1224 году русские войска оставили их территорию.
К 1227 году земли эстонских племен были включены в состав Ордена меченосцев. В 1237 году Орден меченосцев был ликвидирован, а его земли вошли в состав Тевтонского ордена, став филиалом последнего под именем «Ливонский орден». Эсты были обращены в католичество. В городах Эстонии стали оседать группы немецких переселенцев . В 1238 году северные земли Эстонии перешли к Дании, но в 1346 году были проданы датским королем Тевтонскому ордену, который передал эти владения в 1347 году в залог Ливонскому ордену.
Политическая граница между Ливонским орденом и Псковской землей превратилась в конфессиональный барьер. На землях эстов немецкие рыцари насаждали католичество, западным форпостом православной веры являлся город-крепость Изборск.
Особенностью государственной и одновременно конфессиональной границы являлась ее односторонняя проницаемость. С территории Ливонского ордена на Псковскую землю переселялись эсты, стремящиеся избежать религиозного и политического гнета немецких рыцарей. Были и переселения больших групп эстов на русские земли, например после восстания 1343 года в Эстонии. Поэтому отдельные элементы католической религии, в частности религиозные праздники, проникли на территорию, заселенную псковской чудью. Существовало одновременно три пути такого проникновения: 1) через контакты с родственным эстонским населением; 2) через новопоселенцев с запада; 3) через посредство католических миссионеров, действовавших на этих землях вплоть до конца XVI века . Северная часть псковской чуди, проживавшая к западу от Псковского озера, некоторое время находилась под властью ордена и была причислена к католической церкви .
Большая часть псковской чуди все же сохранила языческую веру. Многие дохристианские элементы культуры сохранились у сету и в наше время. Этноконфессиональная граница между псковской чудью и русскими не была непреодолимым барьером: между ними происходил интенсивный культурный обмен.
IV период (1550-е – 1700-е годы). Наибольшее значение имели первые десятилетия периода, особенно 1558–1583 годы (Ливонская война). В это время псковская чудь окончательно приняла православие, тем самым обособившись в культурном отношении от эстов.
В результате Ливонской войны 1558–1583 годов территория Эстонии была поделена между Швецией (северная часть), Данией (Сааремаа) и Речью Посполитой (южная часть). После поражения Речи Посполитой в войне 1600–1629 годов вся материковая часть Эстонии отошла Швеции, а в 1645 году от Дании к Швеции перешел также остров Сааремаа. На территорию Эстонии, преимущественно на острова и побережье Балтийского моря (особенно в Ляэнемаа), стали переселяться шведы. Население Эстонии приняло лютеранскую веру.
Еще в 70-е годы XV века вблизи русско-ливонской границы был основан Псково-Печерский (Свято-Успенский) монастырь. В середине XVI века, во время Ливонской войны, монастырь становится крепостью – западным форпостом православия Российского государства. В начале Ливонской войны, до 1577 года удачной для русской армии, монастырь распространял православие в занятых русскими войсками областях Ливонии.
Государство придавало большое значение укреплению мощи Псково-Печерского монастыря, предоставив ему «пустопорожние земли», которые, по сообщению летописей, монастырь заселил пришлым людом – «беглыми эстонцами» . Нет сомнения в том, что христианство по греческому обряду приняло и коренное население – псковская чудь. К тому же, беглых было явно недостаточно, чтобы ими можно было заселить все монастырские земли.
Однако псковская чудь, по причине непонимания русского языка, долгое время не знала Священного писания и за внешним обликом православия фактически скрывала язычество. Русские сомневались в истинности православной веры у «псковских эстов» и не случайно издавна называли сету «полуверцами» . Только в XIX веке, под нажимом церковных властей, исчезли древние общинные ритуалы. На индивидуальном уровне языческие обряды стали исчезать лишь в начале ХХ века, с распространением школьного образования.
Таким образом, главным признаком, отделившим сету от эстонцев, стала религия. И хотя вопрос о предках сету неоднократно дискутировался, большинство исследователей сошлось на том, что сету – коренное население, а не пришлые эстонцы из Вырумаа, бежавшие от гнета немецких рыцарей . Впрочем, признавалось, что часть «полуверцев» все-таки ведет свое происхождение от переселенцев из Ливонии XV–XVI веков .
По окончании Ливонской войны в 1583 году южная часть Ливонии отошла к Речи Посполитой. Государственная граница вновь восстановила конфессиональный барьер, размытый в годы войны. Между предками сету и русскими активизировался обмен элементами материальной культуры (жилые постройки, одежда, вышивка и др.).
В первой трети XVII века значительная часть Ливонии (Лифляндия) перешла к Швеции, и здесь вместо католичества было введено лютеранство. Эстонцы, приняв лютеранскую веру, утратили почти все католические обряды, чего нельзя сказать о сету, сохранивших в обрядности более значительный католический элемент. С этого времени протестантскую и православную религию разграничивал фактически непроницаемый барьер: исследователи отмечали отсутствие у сету элементов лютеранской духовной культуры .
В пределах этноконтактной зоны начиная с XVI века, и особенно в XVII веке, появились новые этнические компоненты – первыми были русские переселенцы из центральных областей России (о чем свидетельствовал акающий говор), бежавшие в пограничные районы и даже в Лифляндию, спасаясь от солдатчины и крепостной зависимости. Они поселялись на западном побережье Псковско-Чудского водоема и занимались рыболовством. Хотя первые поселения славян появились здесь еще в XIII веке, вплоть до XVI века эти земли так и не были колонизированы русскими .

Сету (сето) проживают в Эстонии и России (Псковской области и Красноярском крае).

Сетомаа (эстонское - Setumaa, сето - Setomaa) — историческая область обитания народа сето, в буквальном переводе "земля сето". Разделена административно на две части: одна часть находится на юго-востоке Эстонии (в уездах Пылвамаа и Вырумаа), другая находится в Печорском районе Псковской области России.

В Эстонии Сетомаа состоит из четырёх волостей: Меремяэ, Вярска, Микитамяэ и Миссо. Волости Сетомаа образовали уникальное объединение самоуправлений, находящееся вне уездных границ - Союз волостей Сетомаа.

Печорский район - один из пограничных районов Псковской области. Его территория начинается на двадцать втором километре от Пскова и граничит с Эстонией и Латвией.

Площадь района составляет 1300 кв. километров. Численность населения - 26 тысяч человек, среди жителей района почти 1000 человек эстонской национальности, более 300 - принадлежат к народности сето. В Печорском районе представители сето проживают в 48 населённых пунктах и в городе Печоры.

Чтобы сохранить язык и культуру народа сето, в районе уже около 15 лет работает ЭКОС - этно-культурное общество сето. При поддержке Администрации Печорского района общество занимается организацией и проведением народных праздников. Уже 37 лет существует в районе фольклорный ансамбль сетоской песни деревни Кошельки, в Митковицкой библиотеке работает любительский клуб "Лээло", члены которого занимаются сбором старых народных песен, изучением традиций, организацией выставок народного творчества.

В Красноярском крае между реками Мана и Кан сето расселились в начале ХХ века. Сибирским центром "земли" сето является деревня Хайдак Партизанского района. Здесь до настоящего времени сохранились самобытные элементы культуры, языка, фольклора и самосознания сибирских сето, значительно отличающихся от аналогичных групп сето из других регионов, в том числе и Псковской области. Всё это привлекает в д. Хайдак российских и зарубежных ученых.

В 2001 г. при местной школе стараниями учительницы Г.А. Евсеевой был организован национальный музей. А летом 2005 года при поддержке краевой грантовой программы в д. Хайдак впервые состоялся праздник "Сибирские сету".

Местные сету считают себя православными. В 1915 году здесь была построена Троицкая церковь.

Сето - потомки чуди-эстов. Отделение сето от эстонцев началось ещё в XIII веке. После завоевания Ливонии крестоносцами и после падения русского Юрьева (Дерпт, Тарту) часть сето бежала на восток, на псковские земли, где они долгое время сохраняли язычество. 3десь, находясь в зоне влияния православного Псковского государства, с одной стороны, и католического Ливонского ордена, с другой, на протяжении Средних веков финно-угорское население этноконтактной зоны эпизодически обращалось в христианство, но основная масса населения оставались язычниками.

Искоренение язычества у чуди, ижоры и води нужно относить в XVI веку, когда по приказу Ивана Грозного инок новгородский Илья исполнил эту миссию в 1534-1535 годах. Интенсивное же обращение в христианство чуди-эстов, живших на границе Ливонского ордена и бывшей Псковской феодальной республики, имело место лишь в ходе Ливонской войны во второй половине XVI века. Обращение их в православие укрепило основу формирования этноса сето.

Деятельность мощного религиозного центра - Псково-Печорского монастыря закрепило одно из основных отличий сето от эстонцев - принадлежность православному христианству.

Сето представляют собой сплав двух культур, в результате которого образовалась самобытная сетоская культура, достигшая своего расцвета в период Российской империи. В те времена сето обладали культурной автономией в границах Псковской губернии.

Русские иногда называли место проживания сето Сетукезией. Эстонское название этих земель - Сетомаа (Setomaa), или "земля сето".

После Тартуского мирного договора земли нынешнего Печорского района отошли к Эстонии. Таким образом, вся Сетукезия оказалась частью территории Эстонской республики. В 1944 году Печорский район вошёл во вновь созданную Псковскую область.

Граница между РСФСР И ЭССР рассекла территорию расселения сето на две части. Ощутимых последствий для этнокультурных контактов это не повлекло, так как граница имела статус административной. Население без труда могло её пересекать во всех направлениях. В то же время расколотая на две части Сетумаа так и не получила культурной автономии, поскольку чётких этнических границ, как это бывает в этнокультурных зонах, не было.

С обретением Эстонией независимости сообщество сето оказалось впервые в истории реально расколото на две части в связи с государственным статусом границы и введением визового режима между Эстонской республикой и Российской Федерацией.

Численность сето росла до начала XX века. С середины XIX века до начала XX века их численность выросла с 9 тысяч до 21 тысячи (своего максимума). После этого численность этого народа стала сокращаться. В 1945 году в псковской части Сетумаа численность сето составляла менее 6 тысяч человек.

Всероссийская перепись населения 2002 года зафиксировала лишь 170 сето, среди которых 139 человек проживают в сельской местности и 31 человек - в г. Печоры. Однако согласно итогам той же переписи, в Печорском районе проживает 494 эстонца, из них 317- в сельской местности.

Следует принять во внимание то обстоятельство, что перепись населения России 2002 года - первая и пока единственная в мире после II Мировой войны перепись, фиксировавшая сето как самостоятельный этнос. Очевидно, что часть сето по традиции, идущей с советских времен, причислила себя к эстонцам. Поэтому реальная численность сето в Печорском районе несколько больше, чем показала перепись населения, и её можно оценить примерно в 300-400 человек.

По переписи 2010 года сето в Российской Федерации проживает 214 человек.

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской обл. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

Этнографическая группа эстонцев на юго востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской области. Верующие православные. * * * СЕТУ СЕТУ, этническая группа эстонцев (см. ЭСТОНЦЫ), живут в Печорском районе Псковской области России и в юго восточных… … Энциклопедический словарь

Этническая группа эстонцев (См. Эстонцы), живущая на Ю. В. Эстонской ССР и в Печорском районе Псковской области РСФСР. Язык С. особое наречие выруского южноэстонского диалекта. Верующие православные. В материальной и духовной культуре С … Большая советская энциклопедия

сету - туес … Краткий словарь анаграмм

сету - ет. Түйенің не жылқының танауына белгі салу, жыру … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

- (санскр. R â ma setu = мост Рамы) воздушный мост, построенный для Рамы его полководцем Налем, сыном Вишвакармы, для переправы его армии в остров Ланку (Цейлон). Это название придается ряду скал в проливе между материком и Цейлоном, который… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

көсету - (Монғ.) көрсету. Ол көзіне к ө с е тп е й і н ш е сенбейтұғын адам (Монғ.) …

мүсету - (Түрікм.: Красн., Жеб., Ашх., Тедж.) қанағат ету, қанағаттану. Бұған да м үс е й т п е й с і ң бе? (Түрікм., Ашх.). Ол алдына отырғанды да м ү с е т п е й, нөмірлі орын табың деді («Қарабұғаз.», 7.06.1937) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі

- (Setubal), город и порт в Португалии, на Атлантическом побережье, административный центр округа Сетубал. Свыше 80 тыс. жителей. Рыбоконсервная, химическая, машиностроительная, пробкообрабатывающая промышленность; виноделие. * * * СЕТУБАЛ СЕТУБАЛ… … Энциклопедический словарь

- (Setúbal), город в Португалии, в 41 км к ЮВ. от Лиссабона, на сев. берегу глубокого эстуария с выходом в Атлантический океан. 91 тыс. жителей (2001). На холмах левого берега находятся руины римского г. Сетобрига, который был разрушен в 412 г. н.… … Географическая энциклопедия

Книги

  • Больше чем это , Несс П.. Сету Уэрингу остается жить считанные минуты - ледяной океан безжалостно бросает его о скалы. Обжигающий холод тянет юношу на дно... Он умирает. И все же просыпается, раздетый и в синяках, с…
  • Народ Сету. между Россией и Эстонией , Ю. В. Алексеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. «Исчезающие народы» – обычно так говорят о племенах, затерянных в лесах Амазонииили в долинах Новой…

Музей народности Сето

Народность Сето имеет древнюю прибалтийско-финскую этническую основу. Более пятисот лет они оседло проживали на юго-востоке Эстонии и на землях Псково-Печерского монастыря. Землю свою они называли Сетомаа. Приняв православие, они молились с русскими в одних церквях, вместе отмечали церковные праздники, но это не мешало им хранить свои древние языческие традиции, почитать бога Пеко, приносить ему дары, верить в обереги. Сето вели натуральное хозяйство и жили обособленно. Музей расположен в сарае-амбаре на усадьбе сетусского крестьянина, где собраны фрагменты быта сето. Каждая вещь там напоминает о создателях и владельцах: домашняя утварь, предметы обихода, национальная одежда.

Оригинальность данного музея заключается в том, что он хранит память о конкретных людях и расположен в своей исконной исторической и природной среде. Побывав в музее, Вы познакомитесь с историей и бытом народности сето, Вас пригласят попить чая с травами и послушать удивительные песни сето; увидите ткацкий станок в действии (есть возможность и купить самотканые дорожки).

Первое упоминание о его представителях в исторических документах
относится к 1675 году. По одной из версий, они «осколок» древней чуди,
с которой встретились славяне, когда заселяли северо-запад Восточно-
Европейской равнины. Другая версия - они потомки эстов, бежавших
в Средние века от насильственной католизации… Их называют полувер-
цами за православную веру и мощный пласт языческих элементов, а
также язык, не понятный ни русскому, ни эстонцу, но до недавнего вре-
мени считали эстонцами. Единая религия с местным русским населением
позволила сето перенять у русских ряд элементов материальной культуры,
удачно вписав их в свою собственную, совершенно уникальную.
На сегодняшний день по данным Печорской районной общественной
организации «Этнокультурное общество народа сето» численность мало-
численного народа сето в Печорском районе составляет около 337 чело-
век, а максимальная численность сето за все время их существования -
свыше 20 тысяч.

Особенности культуры сето являются пря-
мым отражением культурной ситуации эстонско-
российского пограничья. Вместе с тем, сето
являются совершенно уникальным народом, со-
хранившим, в отличие от соседей (эстонцев и рус-
ских), много элементов традиционной культуры
вековой давности.
Языческая составляющая культуры сето нашла свое отражение пре-
жде всего, в одежде - на рубахах, на верхней суконной одежде ряпик
- традиционная красная кайма, оберегающая от злых духов, от сглаза.
Предметы одежды сето украшались отличительным орнаментом. По
женской линии у сето передается семейное богатство - серебряные
украшения. Фибулу (большая брошка 29 см. диаметром), что носят на
груди замужние женщины, мать потом передаст самой юной матери в
роду - дочери или невестке. Фибула у женщин закрывает грудь. Се-
ребряные цепи ударяют по брошке, звенят, отгоняя злых духов.
Интересный сетоский обряд в ночь на Рождество: мать кладёт под
подушку дочерям серебряные украшения, а с утра, когда все просыпа-
ются, она кладет фибулу в таз, наполняет водой, и дочери умываются.
В этот день девочкам до вечера запрещалось выходить из дома и идти
в гости к подружкам. Традиционно в этот день первым в дом должен
был войти мужчина - как Бог, а если вошла женщина, то могла при-
нести несчастье…

Существует и чисто мужская традиция. На Покров мужчины всегда от-
мечали сбор урожая, и у них был идол бога Пеко. Мужчины собирались
вечером, брали с собой шпик, яйца, традиционный самогон на хлебе,
вместе молились, чтобы хватило урожая и на еду, и чтобы посеять на
следующий год. Далее идола бога Пеко передавали мужчине, у кото-
рого оказался самый скудный урожай - идола помещали в амбар, и он
должен был принести удачу.
На праздниках гости сначала собирались в домах, трапезничали, потом
собирали всё со стола и шли на улицу, куда выходили со всех домов.
И гордился тот, у кого было больше гостей.
Одной из отличительных характеристик быта сето являются домотканые
шерстяные полотенца, которыми украшали только иконы. В сетоском доме
у окна стоял ткацкий станок, на котором ткали все - от тончайших зана-
весок до толстых половиков. Огромные деревянные сундуки были запол-
нены домашней одеждой, а, выходя замуж, невеста брала с собой специ-
альный свадебный сундучок.
До наших дней дожило богатейшее, поразительное по красоте и раз-
нообразию народнопоэтическое творчество сето: песни, музыка, танцы,
сказки, предания, пословицы, загадки, игры. Все календарные и семей-
ные обряды, все этапы трудовой деятельности, повседневная жизнь сето
запечатлены в песне, каждое ритуальное действие закреплено звуком
и образом.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры