Где мцыри встретил грузинку. Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова)

Главная / Развод

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме "Мцыри" рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его - так велика мечта вновь увидеть Родину.

В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: "Крутом меня цвел божий сад". Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые "как - будто речь свою вели о тайнах неба и земли". Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее - красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри "цель одну - пройти в родимую страну - имел в душе". И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.

А там еще одно испытание - встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его "зажегся жаждою борьбы и крови...". Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, "что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов". Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму - монастырь, где рос и был несчастлив.

Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из...

    Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма «Мцыри» – плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим...

    Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек...

    В произведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказывается история короткой жизни юноши, воспитанного в монастырских стенах и осмелившегося бросить вызов царящим вокруг деспотизму и несправедливости. Поэма ставит перед читателем вопросы о смысле...

  1. Новое!

    Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы - свобода личности - характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества - свободолюбие,...

В первую очередь, произведение «Мцыри» отображает мужество и стремление к свободе. Любовный мотив присутствует в поэме только в единственном эпизоде - встреча молодой грузинки и Мцыри около горного потока. Однако, несмотря на сердечный порыв, герой отказывается от собственного счастья ради свободы и родины. Любовь к отчизне и жажды воли становятся для Мцыри главнее других жизненных событий. Лермонтов отобразил образ монастыря в поэме как образ тюрьмы. Главный герой воспринимает монастырские стены, душные кельи и стражей-монахов как огромное препятствие на пути к желанной свободе. Его постоянно гложет мысль: «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы?». И только дни побега наполнены для Мцыри смыслом. Несмотря на глубокий патриотизм Мцыри, Лермонтов не отображает это чувство в виде мечтательной любви к родине. Патриотизм главного героя сильный, наполненный желанием сражаться. Воинственный юношеские мотивы воспеты Лермонтовом с явной симпатией.Даже своего отца и друзей, Мцыри, в первую очередь, вспоминает как о мужественных воинах. В своих снах он часто видит сражения, которые приносят победу. Мцыри уверен, что он сможет быть хорошим защитником своего края. Об этом можно судить из его слов: «в краю отцов не из последних удальцов». Но, несмотря на все стремления юноши, ему так и не суждено было изведать, что такое упоение битвой. Однако, в своей душе Мцыри остается настоящим воином. Лишь единственный раз, в день своего побега, Мцыри бал краткосрочную волю слезам.Кажется, что монастырское одиночество закалило волю юноши. Именно поэтому, он совершает побег из своей тюрьмы в страшную, грозовую ночь. Стихия устрашила монахов, а Мцыри чувствует с ней родство. О мужестве и стойкости можно судить по эпизоду, в котором описывается его битва с барсом. Смерть не пугает Мцыри, он понимает, что вернувшись в монастырь, он испытает прежние страдания. Финал картины говорит о том, что приближающаяся смерть не ослабевает мужества героя. Повествование монаха не заставляют Мцыри раскается в совершенных грехах.Даже в столь трагическом моменте, он готов «рай и вечность променять» на несколько минут свободы, проведенной вместе со своими близкими. Главный герой побежден физически, но только не духовно. Лермонтов наделил его характер мужеством и героизмом, возможно, этого так не хватала современникам поэта. Можно смело сказать, что Кавказ в поэме представлен в виде героя. Пейзаж этого места - средство раскрытия образа Мцыри. Поскольку главный герой не находит единства с окружением, его отдушиной становится природа. Находясь в монастыре, герой ассоциирует себя с тепличным листком, который заключен в темницу из серых плит.Оказавшись на воле, он первым делом, припадает к земле. В полной мере романтизм Мцыри раскрывается именно в отношении к родной природе. Мцыри - это сумрачный и одинокий герой, который наделен пламенными страстями. В рассказе-исповеди он в полной мере раскрывает свою душу. Понять переживания и мысли главного героя помогают строки о несчастливом детстве и юношестве. Поэт постарался сделать акцент именно на психологической стороне Мцыри.Он поставил своего героя в центр поэмы, как незаурядного, сильного и свободолюбивого человека.

встреча мцыри с грузинкой

Ответы:

Держа кувшин над головой, Грузинка узкою тропой Сходила к берегу. Порой Она скользила меж камней, Смеясь неловкости своей. И беден был ее наряд; И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув. Летние жары Покрыли тенью золотой Лицо и грудь ее; и зной Дышал от уст ее и щек. И мрак очей был так глубок, Так полон тайнами любви, Что думы пылкие мои Смутились. Помню только я Кувшина звон, - когда струя Вливалась медленно в него, И шорох.. . больше ничего. Когда же я очнулся вновь И отлила от сердца кровь, Она была уж далеко; И шла, хоть тише, - но легко, Стройна под ношею своей, Как тополь, царь ее полей! Недалеко, в прохладной мгле, Казалось, приросли к скале Две сакли дружною четой; Над плоской кровлею одной Дымок струился голубой. Я вижу будто бы теперь, Как отперлась тихонько дверь.. . И затворилася опять! .. Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль; И если б мог, - мне было б жаль: Воспоминанья тех минут Во мне, со мной пускай умрут.

Побег Мцыри из монастыря и три чудесных дня «на воле» (по одноименной поэме Лермонтова)

Романтическая поэма «Мцыри» была создана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. Она написана в форме исповеди главного героя – кавказского юноши Мцыри, попавшего в плен к русским, а оттуда – в монастырь.

Поэме предшествует эпиграф из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю», который раскрывается в сюжете произведения: герой убегает из монастыря и проживает три чудесных дня «на воле». Но, слабый и немощный, он вновь попадает в свою «тюрьму» и там умирает.

За те три дня, что Мцыри был на воле, он осознал себя другим человеком. Герой смог почувствовать себя хозяином своей судьбы, своей жизни, он наконец-то ощутил себя свободным.

Первым неизгладимым впечатлением стала для Мцыри встреча с природой во всем ее величестве и могуществе:

В то утро был небесный свод

Так чист, что ангела полет

Прилежный взор следить бы мог;

…………………………………….

Я в нем глазами и душой

Природа дала герою то, чего не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены – чувство собственной силы, единства со всем миром, чувство счастья. Пусть природа, окружающий мир наполнены опасностями и преградами, но это естественные опасности и преграды, преодолевая которые человек становится сильнее и увереннее. А монастырь – это тюрьма, в которой человек постепенно умирает.

Важной для Мцыри, на мой взгляд, стала и встреча с грузинской девушкой, которую он встретил у ручья. Девушка показалась герою прекрасной. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».

Кульминационной в поэме является сцена битвы героя с барсом. Это кульминация не только в развитии действия, но и в развитии характера героя. Это, на мой взгляд, самый важный момент в его трехдневном скитании. Здесь Мцыри проявил все свои способности и реализовал все возможности:

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

Мцыри мобилизовал не только свою физическую силу, ловкость, реакцию, но и лучшие моральные качества - силу воли, стремление к победе, находчивость.

Победив царя леса – барса, Мцыри понял, что прожил лучшие минуты своей жизни. Но тут же в его словах проскальзывает горечь:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Эта горечь разлита по всему произведению. Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире.

Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю.

К этому моменту изнемогающий от голода и слабости герой начинает бредить. Ему чудится, будто рыбка в реке поет ему песнь. Она призывает Мцыри остаться с ней и ее сестрами на дне реки. Здесь прохладно и спокойно, никто не тронет и обидит:

Усни, постель твоя мягка,

Прозрачен твой покров.

Пройдут года, пройдут века

Под говор чудных снов.

Мне кажется, что песня рыбки – это внутренний голос героя, который призывал его образумиться, остаться в стороне от бурь и потрясений, то есть остаться в монастыре. Здесь его жизнь пройдет спокойно и незаметно, «под говор чудных снов». Пусть Мцыри не раскроет себя, заглушит свои душевные порывы, но он всегда будет спокоен, сыт, защищен.

В финале поэмы мы видим, что Мцыри выбирает себе другую участь. В своем завещании старику монаху герой просит, чтобы его положили умирать во дворе монастыря, откуда видны горы его родины. Пусть он умрет, но умрет с ощущением поддержки родных, с воспоминаниями о чудесных трех днях, перевернувших всю жизнь героя.

8Г класс. ДЗ по литературе (Лермонтов «Мцыри»)

1) Прочитайте:

1. статью учебника о Лермонтове (с.247 – 249);

2. поэму Лермонтова «Мцыри» (с.250 – 268)

3. опорный материал (ниже)

. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы.

Романтический герой и романтический конфликт.

Над поэмой «Мцыри» поэт начал работать в 1837 году.

Лермонтов был сослан царём на Кавказ. Из курса истории вам известно, что царское правительство вело длительную войну с горцами. Лермонтов воевал в самом отдалённом и опасном пункте Кавказской линии. Но не только воевал, он любовался горными пейзажами Кавказа, историей гордого горского народа.

При созерцании прекрасных горных видов Кавказа, его соборов и монастырей прошлое оживало в воображении Лермонтова. Впечатления от мцхетского собора отразились в поэме «Мцыри».

Прежде всего, обращает на себя внимание необычность названия поэмы. «Мцыри» в переводе с грузинского – неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак .

Мцыри – «естественный человек», живущий не по надуманным законам государства, подавляющим свободу человека, а по естественным законам природы, позволяющим человеку раскрыться, реализовать свои стремления. Но герой вынужден жить в неволе, в стенах чуждого ему монастыря.

В основе сюжета – реальная история о горском мальчике, привезённом в монастырь русским офицером и остававшемся в нём до конца своих дней. Лермонтов изменил концовку рассказа о судьбе монаха.

Главным героем поэмы Лермонтова делает умирающего юношу, который «мало жил, и жил в плену» . Всю жизнь (короткую, непродолжительную) он был охвачен тоской по воле, стремлением к свободе, которое было тем неудержимее, что он томился не просто в плену, а в монастыре – оплоте духовной несвободы (монахи (иноки) добровольно отреклись от всех радостей жизни). И хотя монахи жалели его, заботились о нём, существование в «хранительных стенах» монастыря оказалось для него невыносимым.

Сюжет и композиция

Поэма «Мцыри» - романтическое произведение. Сюжет ее прост: это история короткой жизни молодого юноши, послушника в грузинском монастыре. Привезенный тяжелобольным пленником в этот монастырь, он был оставлен на попечение монахам русским генералом. Выздоровев через некоторое время, постепенно «к плену он привык», «был окрещен святым отцом» и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет», как вдруг решился на побег в одну из ненастных осенних ночей. Пытаясь вернуться в родную страну, из которой был вырван совсем ребенком, Мцыри скитается в лесу три дня. Убив в битве барса, тяжело раненный, Мцыри был найден монахами «в степи без чувств» и возвращен в монастырь. Но сюжет поэмы составляют не эти внешние факты жизни главного героя, а его переживания.

Композиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.

Повествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря.

В небольшой 2-й главе рассказывается о прошлом Мцыри: как попал в монастырь, о том, что совершил побег и вскоре был найден умирающим.

Остальные 24 главы представляют собой монолог-исповедь героя. Мцыри рассказывает о тех «трех блаженных днях», которые он провел на воле, чернецу.

Форма исповеди позволяет автору раскрыть внутренний мир своего героя, ведь основная задача писателя не столько показать события жизни героя, сколько раскрыть его внутренний мир . Старик безмолвно слушает беглеца, и это позволяет читателю увидеть все происходящее с героем исключительно глазами самого героя.

В центре поэмы - образ несчастного юноши, попавшего в незнакомый и чуждый ему мир. Он не предназначен для монастырской жизни. В 3-й, 4-й и 5-й главах юноша говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: оказывается, смирение с неволей было кажущимся, а на самом деле он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь», в нем жила, «Изгрызла душу и сожгла. Она мечты» его «звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах пря­чутся скалы, Где люди вольны, как орлы». Единственное его желание - быть свободным, познать жизнь со всеми ее радостями и печалями, любить, страдать.

В 6-й и 7-й главах беглец рассказывает о том, что он увидел «на воле». Мир величественной кавказской природы, открывшийся перед юношей, резко контрастирует с видом мрачного монастыря. Здесь герой настолько погружается в воспоминания, что забывает о себе, ничего не говорит о своих чувствах. То, какими словами он рисует картины природы, характеризует его как цельную, пламенную натуру:

С 8-й главы начинается повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий уже не нарушается, читатель шаг за шагом двигается вместе с героем, переживает вместе с ним. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом.

Главы 25-я и 26-я - прощание Мцыри и его завещание. Поняв во время скитаний, что «на родину следа не проложить уж никогда», послушник готов умереть. Те три дня, которые он провел на воле, стали самым ярким воспоминанием в жизни юноши. Смерть для него - избавление от монастыря-тюрьмы. Един­ственное, о чем сожалеет герой, что его «труп холодный и немой Не будет тлеть в земле родной, Й повесть горьких мук» его «не призовет меж стен глухих Вни­манье скорбное ничье на имя темное» его. Поэтому он просит старца похоронить его в саду, откуда виден Кавказ. Его мысли даже перед смертью,- о Родине.

Все особенности сюжета и композиции поэмы «Мцыри» позволяют сосредоточить внимание читателя на характере главного героя.

Роль лирического монолога.

Монолог Мцыри носит характер исповеди . И это даже не монолог, а диалог-спор (хотя слов собеседника Мцыри мы не слышим ни разу).

О чём спорит юноша со своим духовником? Что отвергает? Что утверждает?

Этот спор – столкновение противоположных взглядов на жизнь, столкновение мировоззрений .

С одной стороны смирение, пассивность, боязнь потрясений, отказ от земных радостей и жалкие упования на рай небесный .

С другой стороны жажда бури, тревог, битвы, борьбы, страсть к свободе, глубоко поэтическое восприятие природы и красоты, протест против рабства духовного .

Что значит для Мцыри жить?

Что увидел Мцыри на воле?

Монолог, исповедь Мцыри не носит характер покаяния , меньше герой склонен говорить о греховности своих помыслов и дел, вымаливать за них прощение Всевышнего. Монолог Мцыри – это не исповедь в церковном смысле, а скорее всего проповедь свободы .

Защищая свои права на волю и счастье, он отрицает самые основы религиозной морали и монастырского существования . Не «кельи душные и молитвы» , а «чудный мир тревог и битв» , не одиночество в «сумрачных стенах» , а «отчизна, дом, друзья, родные» , общение с близкими и милыми людьми.

Помыслы Мцыри рвутся в страну отцов, край изобилия, роскошной, свободной природы, мудрых, гордых, воинственных людей , соединённых дружбой и боевым братством. Мысли и желания героя высоки и бескорыстны .

Атмосфера рабского смирения, самоуничижения и покорности чужда его пламенной, мятежной, пытливой натуре. Он хочет проникнуть в самую суть бытия .

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Пейзаж и его функции.

- Какой видит Мцыри природу на воле?

Мцыри в своём рассказе выбирает самые впечатляющие картины кавказской природы, помогающие понять его чувства и переживания в тот момент .

Юноша столкнулся не только с красотой окружающего мира, но и с ужасным и безобразным в нём, природа была не только благосклонна, но и безжалостна к нем у.

В начале поэмы природа изображается в ярких красках (глава 6 ). Природа (перед встречей с грузинкой – глава 11 ) напоена негой и предчувствием счастья, любви .

В конце его рассказа долина предстаёт как выжженная пустыня (глава 22 ) .

И всё же Мцыри утвердился в мысли, что мир прекрасен . Мощь и величие кавказской природы отвечали духовной силе героя, его свободолюбию и пламенному чувству.

Анализ эпизода «Встреча с барсом».

Каким мы видим Мцыри в этом бою?

Эпизод встречи с барсом – гимн силе, мужеству, сопротивлению враждебным обстоятельствам .

…с торжествующим врагом

он встретил смерть лицом к лицу,

как в битве следует бойцу?..

И эти строки не только о погибшем барсе. Ведь также гордо, «собрав остаток сил» , смело глядя смерти в лицо, умирает и сам Мцыри.

Чем эпизод «Бой с барсом» мог привлечь разных художников?

Рассматривание иллюстраций Константинова и Фаворского?

- Почему Белинский назвал Мцыри «любимым идеалом Лермонтова»?

Белинский говорил, что Мцыри – это любимый идеал Лермонтова , что это «отражение в поэзии тени его собственной личности» .

Тяжело юноше прощаться с жизнью. Горько обвиняет он себя в неспособности добиться желанной свободы . Болью отзываются в сердце читателей заключительные скорбные строки поэмы.

Но, физически сломленный («на мне печать свою тюрьма оставила…»), герой обнаруживает огромную силу духа, до последних мгновений остаётся он верен своему идеалу. Ему чужда всякая мысль о небесной гармонии:

Увы – за несколько минут

Между крутых и тёмных скал,

Где я в ребячестве играл,

Я б рай и вечность променял…

Умирающий, но не покорённый , он является символом мужества и воли .

Поэма «Мцыри» воспевает красоту подвига во имя свободы, силу, которую придаёт личности целеустремлённость .

Смысл эпиграфа – восстание против судьбы, непокорность, защита естественных прав человека, который достоин свободы и счастья.

- Так о чём же эта поэма?

Значение поэмы более широкое (не только против религиозной морали, догмы).

Передовые люди, современники поэта, да и сам поэт, чувствовали себя в николаевской России, как в тюрьме, темнице. Отсюда мотивы узничества, которые слиты с мотивами тоски по воле, стремления к борьбе, свободе.

Смысл поэмы Лермонтова - в том, чтобы прославить могущество воли, мужество, мятеж и борьбу , к каким бы трагическим результатам они ни вели.

Какое чувство остаётся после чтения поэмы?

Ответьте на вопросы учебника (с. 268-269).

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры