Гендерная психология. История гендерной психологии

Главная / Развод

1.2 Проблемы гендерной психологии.

В последнее время гендерная проблематика все активнее стала заявлять о себе в различных отраслях научного знания. Эта тенденция коснулась и психологии, в психологических публикациях все чаще можно встретить такие понятия, как «гендер», «гендерный», «гендерные исследования». Какая реальность стоит за использованием этих терминов: дань моде или новые тенденции в развитии отечественной психологии? Все более остро актуализируется задача теоретического осмысления феномена гендерной психологии и разработки соответствующего гендерного подхода в ней. В рамках решения этих задач рассмотрим следующие вопросы: 1) предпосылки возникновения и развития гендерных исследований в психологии; 2) специфика гендерных исследований в западной психологии; 3) гендерная проблематика в отечественной психологии.

В отечественной научной литературе понятие «гендер» впервые появилось в 1992 году в сборнике статей под названием «Женщины и социальная политика». По замыслу авторов сборника введение этого термина должно было способствовать решению ряда стратегических задач: формированию новой научной парадигмы анализа социальных отношений и социально-культурных различий в жизни мужчин и женщин; привлекая к изменению социополовых отношений в условиях социальной трансформации; стимулированию проведения научных исследований, направленных на выявление гендерной асимметрии в общественной жизни. Кроме этого, активное использование исследователями понятия «гендер» должно создавать ситуацию, «когда людям будет интересно содержание нового слова» .

Само слово «гендер» не имеет однозначного перевода на русский язык, а написание его и произношение представляют собой кальку английского «gender». В Американском словаре наследия английского языка одно из значений слова «gendег» определяется как «классификация пола, пол», то есть «gender»- это категория, ссылающаяся на пол. Другое значение слова «gendег» - «представление», есть гендер понимается как представление отношений, показывающее принадлежность к классу, группе, категории. 36

Общепринятого определения термина «гендер» нет ни в зарубежной, ни в отечественной литературе, однако, попытки проанализировать и раскрыть содержание данного понятия предприняты многими исследователями . Так, например, психолог Н. И. Абубикирова пион (31). «Гендер - социальное отношение: не биологический пол, а представление (репрезентация) каждой индивидуальности в терминах специфических социальных отношений» . По мнению отечественных исследовательниц феминисток О. Ворониной и Т. Клименковой, термин «гендер» употребляется для обозначения пола «как социального понятия и явления в отличие от биологического понимания пола (sех) как определенной совокупности морфологических и физиологических особенностей. Иными словами, быть женщиной или мужчиной - вовсе не значит просто быть человеком с женской или мужской анатомией. Это значит следовать определенным содиокультурным экспектациям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых там правил пола» . С. Айвазова, анализируя понятие «гендер», отмечает, что поскольку в русском языке нет аналогичного термина, то это понятие можно переводить смысловой фразой «социальные отношения полов» или «социально организованное, социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские» .

Какие общие моменты можно обнаружить в приведенных вариантах раскрытия понятия «гендер»? Во-первых, всеми авторами подчеркивается отличие гендера от биологического пола, отмечается социальная природа его происхождения (гендер рассматривается как социальный конструкт). Во-вторых, социальная сущность гендера определена различными нормами для мужского и женского действия и взаимодействия, нормами, предписанными и воссоздаваемыми обществом. Однако вряд ли можно сейчас дать точное и конкретное определение этому феномену, ставшему предметом междисциплинарных исследований при отсутствии соотносимого общего единого и дифференцированного понятийного аппарата.

Развитию гендерных исследований, рассматриваемых как «междисциплинарная исследовательская практика, реализующая эвристические возможности гендерного подхода для анализа социальных трансформаций и систем доминирования» . Таким образом, в настоящее время гендерные исследования представлены в двух аспектах: первый аспект предполагает реализацию гендерного подхода как научной теории и исследовательской практики, второй - как образовательной практики, включающей разработку и преподавание гендерно- ориентированных учебных дисциплин.

Теоритические подходы в исследовании Маскулинности

В современной отечественной психологии молодежь является наиболее широко изучаемой социальной группой российского населения, а психология молодежи вполне может быть причислена к наиболее интенсивно развивающейся сфере современной социологической теории. Активное исследование молодежных проблем предпринималось на протяжении последних десятилетий. Однако на разных этапах исторического развития социология молодежи акцентировала свое внимание на различных качественных доминантах развития молодого поколения нашей страны. Так, в социалистическом обществе на фоне идеолого - практического стремления к социальному единству, молодое поколение советских людей было принято рассматривать как достаточно монолитное, синкретичное явление. Социалистическая общественная система многие годы своего существования обладала достаточно высокой социальной прочностью, практически тотальной обобщенностью стандартов образа жизни, стремилась к идеологической и культурной однородности. Генеральная линия в государственной политике заключалась в уравнении социокультурных различий между классами, слоями и группами. Поэтому естественно, что в социологических исследованиях отражались эти доминирующие тенденции, при этом внимание более акцентировалось на интегрирующие социальные признаки, а в русле данной традиции ученые обращали внимание на выявление общего в развитии различных групп советской молодежи.

Сегодняшнее российское общество объективно развивается более путем дифференциации (нежели чем интеграции) по различным социальным признакам и, естественно, те же процессы по преимуществу фиксируются исследователями молодежных проблем. С одной стороны, в работах по психологии молодежи последняя рассматривается как “стратегический ресурс” развития российского общества, отмечается, что молодежь - не только будущее, она - “живое настоящее”. С другой стороны обращается внимание на тот факт, что российская молодежь на современном историческом этапе оказалась в весьма специфическом положении, которое зафиксировал, в частности, В.Т. Лисовский. Современная молодежь оказалась в специфической исторической ситуации, в которой она переживает процесс социализации не на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, а вынуждена участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления “отцов”, их попыткам реставрировать прошлое. Социальные преобразования не только демонтировали экономический уклад общественной жизни российского общества, но и изменили ценностные ориентиры. Соответственно, в молодежной среде произошла утеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности (в дюркгеймовском смысле -аномия) вообще, поскольку общественно значимые нормативы, традиционно поддерживавшие социальное равновесие и обеспечивавшие условия социального становления молодого поколения, девальвированы, а рационально-прагматическая мораль, адекватная современному обществу, еще не сформировалась. В этих обстоятельствах в молодежной среде возникают различные формы девиантного поведения, выражающиеся как в социальных инновациях, так и в социальном протесте. Вообще для молодежи всегда характерно нестандартное поведение. В определенном приближении некоторые отклонения можно в достаточной степени уверенно характеризовать как позитивные, которые служат средством конструктивного развития общественной системы, повышения качества и уровня ее функционирования, организованности.

В соответствии с целью работы исследовательское внимание на возникшие в последнее время тенденции акцентированного формирования молодежной маскулинности, (чего не было раньше, что можно считать отклонением от обычного и привычного) чтобы описать и объяснить изменения, происходящие в репрезентации образцов мужской роли в обществе. Для социологической концептуализации маскулинности важно отметить, что дифференциация респондентов по полу является характерной чертой многих исследований. Нередко принимается во внимание чисто биологическое различие полов. В то же время специфика современных гендерных исследований предполагает рассмотрение половой дифференциации не столько в качестве биологически определенной, сколько в качестве социально сконструированной, когда гендерная идентичность непосредственно связана с конкретными особенностями социальной адаптированности индивидов и представляет собой культурную и социальную конструкцию.

В сегодняшнем обществе социально-ролевые функции мужчин и женщин в значительной своей части претерпевают серьезные изменения, когда часть традиционных ролей одного биологического пола усваивается и демонстрируется полом противоположным. В этой связи учеными признается, что психология изучает то, каким образом культура и социальная структура опосредует физические различия между мужчинами и женщинами. В современной российской социологии гендера научный дискурс в этой сфере развивается в дихотомии понятий “маскулинность -фемининность”.

Как и другие гендерные категории, "маскулинность" не имеет однозначного определения и имеет по крайней мере три разных значения.

1.Маскулинность как дескриптивная, описательная категория обозначает совокупность поведенческих и психических черт, свойств и особенностей, объективно присущих мужчинам, в отличие от женщин.

Р. Бреннон сформулировал четыре основные компоненты "мужской роли": 1) необходимость отличаться от женщин; 2) необходимость быть лучше других; 3) необходимость быть независимым и самодостаточным; 4) необходимость обладать властью над другими .

Этимологически термин “маскулинности” восходит к латинскому masculinus, что означает “мужской”. В современном словоупотреблении “маскулинностью” обычно обозначают комплекс характерологических особенностей (в поведении, возможностях, ожиданиях), которые традиционно принято приписывать мужскому полу и которые соответствующим образом детерминируют социальную практику конкретных индивидов. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

Концептуализация маскулинности в современной психологической теории разворачивается на фоне противостояния двух принципиально разных подходов к пониманию существа этого феномена. Так, эссенциалистский подход, который имеет более долгую по времени теоретическую традицию, основывается на том, что маскулинность является биологически обусловленным набором поведенческих, физических и психических качеств индивида мужского пола, что репрезентирует его самость и, в конечном счете, его природную сущность. Маскулинность здесь понимается как глубоко укорененный, неподвижный (в крайнем случае - очень инерционный), стабильный вариант гендерной идентичности, за что данный исследовательский подход и подвергается существенной критике с позиций получивших широкое распространение в последнее время теорий постмодернизма и социального конструктивизма, в рамках которых он снискал себе репутацию “вульгарного биологического детерминизма”. В феминистской интерпретации эссенциализм упрекается в “тоталитаризме”, в идеолого-теоретическом оправдании “существующего порядка вещей в патриархатном обществе”.

Противоположны позиции так называемых социальных конструктивистов, которые видят суть маскулинности в том, что она есть не что иное как “принятие некой объявленной позиции, формирование психического комплекса, примерка социального пола, дополнение исторической сексуальности, аппарат культурного различия” (Х. Бхабха), как “постоянно меняющийся набор значений, которые мы конструируем в общении с собой, друг с другом и окружающим нас миром” (М. Киммел), что “имеет смысл рассматривать маскулинность как гетерогенную, чувствительную к контексту и возникающую в процессе взаимодействия” (Р.Хоррокс).

В своем отрицании традиционного понимания маскулинности как глубоко укорененного и стабильного комплекса типичных свойств, присущих индивиду мужского пола от рождения, многие современные исследователи проблем психологии гендера иногда вообще не учитывают биологический фактор в прояснении сущности данного понятия.

Таким образом, социально-конструктивистский подход представляет маскулинности в контексте гендерных ожиданий, когда маскулинности конструируются в процессе социальных практик. Подразделяясь на гегемонные, подчиненные и маргинализированные маскулинности формируются определенными социальными группами и отдельными индивидами в ходе интерактивных взаимодействий и в зависимости от конкретных социальных реалий, конкретной социокультурной ситуации.

Особенно важно, что практически все современные психологические исследования проблем маскулинности описывают и анализируют статусы и проявления “мужественности” (“мужчинности”), особенности формирования и функционирования мужского самосознания не в “общем и целом”, а в вполне конкретной привязанности к определенной социальной общности, к специфической субкультурной среде. В этом контексте маскулинность можно представить как разнокачественную совокупность социокультурных характеристик, которыми должен обладать мужчина и при помощи которых он идентифицируется другими как мужчина в данной социальной среде в определенный период времени.

В прикладном значении изучение моделей маскулинности позволяет лучше понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти пути изменения существующего гендерного порядка. Анализ современной социальной ситуации в определенной мере подтверждает тезис о необходимости таких изменений.




И родителями. В рамках взаимодействия судьи проводят учебные занятия в системе служебной подготовки с сотрудниками ПДН, проводят профилактические беседы с подростками. 2.2 Социальный портрет подростка с девиантным типом поведения (по результатам исследования проведенном в подразделении по делам несовершеннолетних отделения милиции № 3 Свердловского района г. Иркутска) Проблемой выявления и...

В работах В.Сатир, С.Минухина, Р.Мак-Грегора, М.Боуена и других. Их подходы используются в практике социальной работы с семьей. Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения 2.1 Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних Основные нормативно-законодательные акты в области защиты прав ребенка и...

Гендерная психология - это абсолютно новое направление в системе социально-гуманитарных наук, оно только начинает свои первые шаги и заявляет о себе, как самостоятельной науке в области психологического познания. Гендерная психология отвечает за особенности поведения людей в зависимости от их принадлежности к мужскому или женскому полу. Она занимается изучением таких феноменов, как самоуважиение, социализация, предрассудки, дискриминация, самовосприятие и возникновение различных социальных норм и ролей. Основу гендерной психологии составляют психосоциальное развитие личности и психология пола, именно эти аспекты определяют структуру учения.

Гендерная социология занимается преимущественно половым развитием девочек и мальчиков, и адекватностью выполнения ими половых ролей. Основная масса научных работ по гендерной психологии не занимается изучением полов, природой половых различий и оценкой психологических разнообразий между полами.
Изначально понятие «пол» предназначалось для обозначения физиологических особенностей человека (мужчины или женщины), пол человека считался фундаментом и превалировал в определении социальных и психологических различий между мужчинами и женщинами.

Как правило, мужчины отличаются повышенной амбициозностью, рациональностью и независимостью, в то время как женщины считаются более чувственными, нежными, эмоциональными и общительными. Такие представления о женщинах и мужчинах являются весьма распространёнными в нашей культуре. Гендерная психология на основе новейших научных исследований утверждает, что между женщинами и мужчинами намного больше сходств, чем различий. Единственно чёткое разграничение между полами заключается в их роли воспроизведения потомства. На сегодняшний день физические различия между полами весьма расплывчаты, поскольку мускулистость и выносливость сейчас уже не является приоритетом мужского населения планеты. Например, мужчины с юго-востока Азии гораздо ниже ростом, чем европейские женщины.

Помимо физиологических разделений между людьми существует разделение их форм деятельности, социальных ролей, различий в поведении и темпераменте. Очень часто биологический пол не совсем соответствует эмоциональным характеристикам, а иногда и является тому полной противоположностью. Отсюда и возникает понятие «гендерная психология» - то есть наука изучающая совокупность культурных и социальных норм, которые считаются привилегией того или иного пола. В конечном итоге не биологический пол личности определяет его вид деятельности и модель поведения, а социокультурные нормы влияют на психологические характеристики мужчин и женщин. Быть в обществе женщиной или мужчиной - это не значит обладать некими анатомическими особенностями строения организма, это означает скрупулёзно выполнять предписанные обществом гендерные роли.

В отличие от психологии психология не просто изучает мужчин и женщин. В центре её внимания, прежде всего, результаты вызванные явлениями половой стратификации и дифференциации. Гендерная психология в первую очередь делает акцент на иерархичность статусов, ролей, позиций женщин и мужчин, при этом активно обсуждается проблема дискриминации и неравенства полов. Гендерная психология, как и гендерная лингвистика, в отличие от психологии пола характеризуется разными теоретико-методологическими основаниями. Например, для гендерной психологии основой является социально-конструктивистская парадигма, в то время как для психологии пола основой считается биодетерменистская парадигма.

Человечество меняется. Изменения затрагивают даже те вещи, которые, казалось бы, испокон веков были и так и останутся неизменными. Гендерная роль мужчины и женщины тоже претерпевает изменения. Если сказать еще точнее, в наше время границы между традиционно «мужским» и «женским» уже трудно различимы.

Гендерная роль и все что с ней связано, является относительно новым феноменом и для нашего общества остается довольно неоднозначной и не до конца понятной категорией. Поэтому, прежде чем углубиться в изучение этой темы, нужно определить основные понятия.

Биологический пол – совокупность генетически и гормонально обусловленных характеристик организма, обобщающая все его репродуктивные (половые) особенности, отличающие его от представителей другого биологического пола и определяющие его роль в процессе оплодотворения при половом размножении.

Принято говорить о существовании двух видов биологического пола: мужского и женского.

Гендер социальный пол человека; характеристика личности с точки зрения маскулинности (комплекса телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские) или феминности (совокупность качеств, традиционно приписываемых женщинам или ожидаемых от женщин).

В современном мире господствует бинарная гендерная система – разделение людей на две противоположные группы мужчин и женщин .

Интересно, что не во всех культурах гендер является значимой социальной категорией, как в нашей. Есть общества, где выделяется три и более гендера, а также множество гендерных ролей.

Гендерная роль – вид социальной роли , представляющий собой поведение , нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Это поведение , которое традиционно рассматривается как подобающее мужчинам и женщинам.

Социальная роль – социально нормированное поведение человека, занимающего определенное положение в обществе и имеющего в связи с этим определенные права и обязанности.

Таким образом, гендерная роль мужчины и женщины – это формы поведения, ожидаемые социумом от мужчин и женщин.

Но гендерные роли не только ожидаются, они еще и:

  • предписываются,
  • прививаются (путем воспитания и образования),
  • осваиваются,
  • исполняются,
  • нарушаются,
  • принимаются или отвергаются личностью.

Существует еще одно понятие, связанное с гендером – гендерная идентичность.

Гендерная идентичность - внутреннее самоощущение человеком себя представителем того или иного гендера, то есть мужчиной, женщиной или представителем другой категории.

Как формируется гендерная роль мужчины и женщины?

Человек рождается мужчиной или женщиной лишь в биологическом смысле, в социальном смысле он становится мужчиной или женщиной. В поведении младенцев-девочек и мальчиков нет различий. Нет существенной гендерной разницы между мужчиной и женщиной!

Изначально представители обоих полов просто люди. Набор человеческих характеристик и качеств един, разделение на мужские и женские качества условно принято в обществе.

Мальчик становится мужчиной, потому что его воспитывают как мужчину, развивают традиционно мужские черты, качества, прививают соответствующие принципы и цели, обучают мужским моделям поведения. Аналогично и девочка учится быть женщиной.

Мальчиков и девочек воспитывают по-разному , от них ожидают разные модели поведения, подкрепляют проявления разных черт характера, предъявляют разные требования.

Стоит ли после этого удивляться, что вырастая, мужчины и женщины смотрят друг на друга как на существ с разных планет? Как же им понять друг друга, если они разные и при этом никто не учил их взаимопониманию? Только путем самообразования и приобретения личного опыта общения.

Гендерные роли женщин и мужчин меняются по ходу истории, были и остаются различными в разных культурах и обществах, различаются в зависимости от экономики, политики, религии и прочих социальных факторов жизни конкретного общества. Но все-таки можно говорить о некоторой традиционности гендерных ролей, которая передавалась веками от поколения к поколению.

В нашем обществе гендерные роли мужчин традиционно принято обозначать как «Добытчик», «Хозяин», «Защитник». Они сохраняются, но ведь невозможно не заметить что уже пару десятков лет в моде «мягкая», даже женственная мужественность. Все более ценится в мужчинах не физическая сила, активность, смелость, умение рисковать, а интеллект, снисходительность, сдержанность, умение общаться, сопереживать и заботиться.

Традиционные гендерные роли женщин: «Хранительница домашнего очага», «Мать», «Жена». Общество ждет, что женщина будет доброй, терпеливой, скромной, мягкой, заботливой, понимающей, «домашней». Но как много женщин в наше время социально активны, деятельны, работают наравне с мужчинами, нередко зарабатывая больше мужчин?! Добытчик уже не Он, а Она. В женщине ценится не только красота, доброта и хозяйственность, но еще и умение зарабатывать, деловитость, целеустремленность, стрессоустойчивость, смелость.

Самая распространенная в нашем обществе гендерная роль женщины не имеет названия. Эта роль, характерная для женщин, являющихся представительницами рабочего класса, появилась в нашем обществе и закрепилась в нем в ХХ столетии. Можно назвать эту роль «Универсальный солдат» . От женщины требуется быть женой, матерью, хозяйкой, труженицей, добытчицей, защитницей – идеальной всегда и во всем и при этом везде преуспевающей!

Последствия борьбы за равные права

Борьба женщин за равноправие полов, начавшаяся в конце позапрошлого столетия, закончилась тем, что многие женщины теперь работают и за себя и за мужчин, а мужчины снимают с себя часть ответственности за добычу средств на содержание семьи, при этом не считая себя обязанными помогать женщинам по дому и в воспитании детей.

Современная женщина берет на себя слишком много и, «превращаясь» в мужчину, жалуется: «Нормальных мужиков уже просто не осталось!».

Гендерная роль мужчины также претерпевает существенные изменения в наши дни. Она становится ближе к традиционной гендерной роли женщины, точно также как гендерная роль женщины к мужской. Гендерные роли сливаются воедино.

Наблюдается и другая тенденция. Мужчины и женщины меняются ролями ! К примеру, сегодня все более популярным (особенно в странах Западной Европы) становится уход в декретный отпуск не женщин, а мужчин (причем делают они это добровольно, по собственному желанию).

Именно после того, как женщины получили равные права с мужчинами, начало наблюдаться не равенство, а смена ролей.

Мужчина и женщина юридически имеют равные права, но фактически остаются неравными. Современная женщина чаще и Хранительница домашнего очага (традиционная роль женщины), и Добытчик (традиционная роль мужчины), а мужчина чаще либо Добытчик, либо Хранитель домашнего очага. Вот к чему привело движение и борьба за равноправие полов – к новому неравенству .

Но дело в том, что мужчина и женщина и не могут быть равными, ведь природа сделала их разными ! Как бы ни был силен разум человека и насколько бы ни была развита его личность, он еще и биологическое существо, природа также обуславливает гендерную роль.

Даже если женщина выберет традиционно мужскую гендерную роль, а ее мужчина – женскую, наступит момент, когда их система собьется. Этим моментом будет появление ребенка. Каким бы женственным ни был мужчина, как бы ни умел он вести домашнее хозяйство и заботиться о детях, есть то, что никогда не позволит ему полностью реализоваться в женской роли – он не может забеременеть и родить ребенка.

Если оба супруга будут иметь одинаковые права и обязанности, будут полностью равны, не будет семьи! Кто будет заботиться о детях, если оба работают? Кто будет приносить в дом деньги, если оба безработные?

Женщины решают эту проблему, взваливая на свои плечи двойной груз ответственности, но по количеству несчастных женщин, несчастливых семей, разводов и детей, растущих без отца, не трудно догадаться, что такой подход к решению проблемы неэффективен .

Свобода быть собой

Казалось бы, почему в наше время, когда мужчина и женщина равны в правах, могут свободно, добровольно, без обязательного согласия родственников, выбрать друг друга и создать семью по любви, так много несчастливых пар? Не потому ли, что отступая от традиций и природы, люди просто не понимают как им дальше жить.

Когда люди не знают что делать со свободой, она становится для них бóльшим злом, нежели необходимость жить под чьим-то строгим руководством. А ведь свобода – это наивысшая ценность, это возможность быть собой! Человек в наши дни волен выбирать, кем ему быть и как жить. Он не обязан придерживаться той гендерной роли, которая навязывается и ожидается. Вне зависимости от пола, важно быть собой!

Если девочке нравится драться, почему бы ей не стать профессиональным боксером? Если мальчику нравится заботиться о младших детях, почему ему нельзя стать воспитателем или учителем? Но фразы «Ты же мальчик!» или «Ты же девочка!» отучают детей понимать себя . В итоге ребенок говорит, действует и чувствует как положено, а не как он действительно это переживает.

Проблема «Я не знаю, что мне делать со свободой выбора» вырастает из проблемы «Я не знаю себя».

Слишком традиционное и строгое, требующее четкого следования общественным нормам и стереотипному мышлению воспитание в детстве во взрослом возрасте приводит к тому, что называется гендерно-ролевой стресс.

Гендерно-ролевой стресс – это состояние психического напряжения, возникающее в случае неспособности придерживаться своей гендерной роли или, напротив, необходимости придерживаться поведения, характерного для противоположной гендерной роли.

Тенденции, наблюдаемые сегодня в развитых странах таковы, что подчеркивание гендерных различий признается некорректным, так как традиционная гендерная роль стала пониматься как навязывание потребностей общества индивиду без учета его личных желаний и целей. Общество, навязывая человеку определенные модели поведения, лишает его возможности быть собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, если все люди будут вести себя только так, как им хочется, не руководствуясь социальными нормами и требованиями к себе как к представителю определенного пола, мир рискует потерять такие важные для продолжения человеческого рода институты как брак и семья! Ведь именно возникновение традиционных гендерных ролей мужчины и женщины когда-то давно и породило моногамию, традиционную семью и обязанность заботится о своих детях, пока они не вырастут!

Опрос для женщин. Придерживаетесь ли Вы традиционных полоролевых норм поведения женщины?

Гендерные исследования зародились под влиянием феминистского движения второй волны (60-е годы ХХ в.), который обнаружил проблему неравенства возможностей по признаку пола при формальном юридическом равенстве полов. Борьба за социальное равенство в начале XXI века заключается, помимо прочего, в том, чтобы возможности человека как можно меньше определялись фактором пола. Когда на законодательном уровне эта проблема была решена, оказалось, что фактическое неравенство по признаку пола, однако, сохранилась во всех сферах жизни. Именно это и стало причиной появления второй волны феминистского движения.

Гендерные исследования привели к пониманию того, что проблема неравенства гораздо глубже, чем это представлялось; что оно упирается в воспроизводство неравенства возможностей. Была переосмыслена роль культуры, популярных стереотипов, предвзятости науки в формировании представлений о женском и мужском, о мужестве и женственность и их роль в создании барьеров перед женщинами и мужчинами. Гендерные исследования изучают динамику изменений мужских и женских ролей в обществе и культуре, разрабатывают перспективную стратегию достижения фактического равенства возможностей женщин и мужчин.

Гендерная психология - область психологического знания, изучающая характеристики гендерной идентичности, детерминирующие социальное поведение людей в зависимости от их половой принадлежности. Акцент в психологических исследованиях этой области знания сделан на сравнительном изучении личностных характеристик людей мужского и женского пола.

Гендерная психология - это область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. Основу гендерной психологии составили: раздел дифференциальной психологии - психология пола и раздел психологии развития -психосоциальное развитие личности (тот аспект, который обусловлен половой принадлежностью индивида). Данные разделы психологической науки определили основную структуру гендерной психологии, которая представлена двумя основными блоками информации: психология половых различий (основная тематика раздела психология пола) и гендерная социализация. В разделе психологии половых различий рассматривается весь спектр психологических различий представителей мужского и женского пола, это различия в когнитивной, мотивационной, эмоциональной, поведенческой и других сферах личности. При этом используется традиционный для психологии понятийный аппарат, используются те психологические понятия, при помощи которых раскрывается структура личности.

В отечественной психологии в 70-90-е годы XX века обусловленность развития личности половой принадлежностью и половой ролью исследовали А.Г. Асмолов, А.И. Белкин, Д.Н. Исаев, И.С. Кон, В.Е. Каган, И.И. Лунин, Т.И. Юферева и др. В их исследованиях различных аспектов становления личности отмечалось, что органическое развитие само по себе еще не делает человека мужчиной или женщиной в социально-психологическом и личностном смысле и должно для этого дополниться "психологическим полом", который "проявляется в разных особенностях социального поведения, связанных с половым диморфизмом". Однако разработка проблем психологического пола личности в отечественной психологии была представлена единичными исследованиями, не развившимися в концептуальное направление по разработке данного феномена.

В начале 90-х годов в отечественные гуманитарные науки пришел термин "гендер" как калька с англоязычного термина "gender", в связи с чем в последующие два десятилетия исследования гендерных проблем в России приобрели устойчивую популярность. В то же время введение нового термина в психологии личности привело к определенным проблемам, связанным с соотнесением уже существовавшей и новой, "гендерной", терминологии. Большинство отечественных исследователей в этой ситуации встали на позицию простой замены применяемых ранее по отношению к социальным и личностным проявлениям терминов "половое" и "полоролевое" более модным термином "гендерное".

Вместе с тем можно наблюдать попытки перенесения и переосмысления зарубежной гендерной терминологии в русле отечественных методологических подходов в психологии личности. В результате, на наш взгляд, происходит вытеснение и утрата методологически продуктивных конструктов в понимании системных механизмов личностного развития, каковым является понятие "психологический пол личности", не имеющее точного аналога в зарубежной гендерной психологии. В связи с обозначенной ситуацией представляется немаловажным проанализировать и обобщить представления о сущности, механизмах и функциях отдельных составляющих психологического пола в развитии личности, соотнести понимание психологического пола личности с зарубежными теориями гендерных конструктов личности и определить его позиции в системе современных гендерных исследований.

Классиками гендерной психологии (С. Бем, М. Киммел, К. Уест и Д. Зимерман и мн. др.) "гендер" рассматривается как одно из базовых измерений социальной структуры общества, которое вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему, отражаясь на характере развития личности. Таким образом, "gender" может трактоваться как очень широко, обозначая разделение по признаку пола и культурных символов, социальных институтов, рынка труда, идентификационных моделей личности, так и узко, подчеркивая разницу между социальным и биологическим полом личности. В этом смысле психологический пол, если его определять как характеристику "...личности и поведения человека с точки зрения маскулинности-фемининности - совокупности признаков, отличающих мужчин и женщин, филогенетически заданных свойств психики, формирующихся под влиянием социальных факторов", является одним из компонентов более широкого понятия "гендер".

Однако на наш взгляд, существенной особенностью отечественных исследований являлась тенденция рассматривать психологический пол в свете системного подхода, подразумевая при этом взаимодействие биологических и социальных влияний на его развитие. В традициях отечественной психологии пол развивающейся личности рассматривают как "...сложную многоуровневую структуру, включающую генетический пол, гонадный пол, гормональный пол, морфологический (соматический) пол, гражданский пол, пол воспитания и психологический пол". В данном комплексе компонентов, разноуровневых составляющих пола, которые формируются на разных стадиях индивидуального развития и детерминированы иерархической системой механизмов, психологический пол представляет одну из составляющих. Он сам представляет собой сложную, иерархически организованную систему компонентов, взаимосвязанную как с составляющими системы пола, так и с системной организацией личности. В этой связи А.В. Алексеева выражает мнение, что для эффективного изучения психологический пол личности как сложного качества необходимо выработать единый подход к пониманию условий его формирования, который бы учитывал всю систему факторов - как биологических, так и социальных - их взаимовлияния в многоплановом процессе становления личности.

Понимание психологического пола личности отличается от понимания гендерной личности в теории гендерной схематизации С. Бем. Его также нельзя свести напрямую к пониманию маскулинности и фемининности как двух взаимодополняющих или независимых структур личности в концепциях андрогинии.

Согласно теории гендерной схемы, "гендерная личность" формируется как результат усвоения гендерной поляризации в культуре, так называемых "гендерных линз", и, "... как только эти линзы усвоены, они предрасполагают ребенка, а позднее взрослого, формировать свою идентичность в соответствии с линзами". Гендерная личность - это результат преобразования "культурного в естественное", "ендерного в природное", которое "...происходит благодаря неосознаваемому переносу линз культуры в психику личности, в ее сознание". При том, что "...гендерная личность - это нечто большее, чем индивидуальная совокупность фемининных или маскулинных черт; это одновременно и способ воспринимать реальность, которая снова и снова воспроизводит эти черты на протяжении всего цикла существования "я" конструкции", источником ее образования выступают исключительно социальные, культурные конструкты.

В свою очередь, психологический пол понимается как система иерархически организованных элементов (образований), детерминированных в разной степени биологическими, социально-культурными и психологическими (личностными) факторами. Абстрактное выделение этих разноуровневых элементов основывается на выявленных случаях нарушений психологического пола разной этиологии и глубины. При этом четко проявляется закономерность, что специфические нарушения более высоких иерархических уровней психологического пола предполагают нормальное развитие предыдущих уровней.

Гендер - довольно сложное понятие, поскольку раскрывает многообразное содержание явления. В научной литературе оно употребляется в нескольких значениях: гендер как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологической; гендер как обретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женского или мужского пола; гендер как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации. Во всех этих значениях гендер изучается в системе научных "гендерных исследований".

Гендерные исследования - направление научной деятельности и ее социальной организации, направленное на изучение места, роли, активности, волеизъявления и самореализации мужчин и женщин в переменных исторических условиях социального бытия определенной эпохи.

Результатом гендерных исследований стало создание современной гендерной теории, т.е. системы научных взглядов на отношения и статус женщины и мужчины, их социальную жизнь и жизненный опыт, приобретение и реализацию ими социально-ролевых характеристик и особенностей.

Понятие "гендерные исследования" часто отождествляются в научной практике с "феминистскими" или "женскими" исследованиями. Часто используется и понятие "исследование женских проблем". На самом же деле, объект гендерных исследований - не женщина, а весь спектр социальных взаимодействий между полами, основанных на межполовой стратификации социума. Центральное место в сфере гендерных исследований занимает изучение различий и сходства в социальном поведении статей. Предметом гендерного анализа являются оба пола, их отношения между собой, их взаимосвязи и взаемодетерминации с социальными системами разных уровней. Исходя из этого, гендерный подход можно использовать в изучении как женских, так и мужских моделей половой идентификации и самореализации.

В истории развития проблематики половых психологических различий выделяется ряд этапов. Например, И. Кон, ссылаясь на периодизацию Кэрол Джеклин, выделяет четыре этапа:

1. Первая четверть ХХ в. Немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводятся под рубрику "психология пола", причем пол часто отождествляется с сексуальностью.

2. Вторая четверть ХХ в. "Психологию пола" сменила "психология половых различий", которые уже не сводились к сексуальности, а большей частью считались заданными природой.

3. Третья четверть ХХ в. Этот термин меняется на более мягкий - "различия, связанные с полом". Круг изучаемых психических явлений расширился, а влияние биологического детерминизма ослабело.

4. Конец ХХ в. - начало XIII в. Их стали называть "гендерными различиями", которые могут вообще не иметь биологической основы.

Сам гендерный подход при наличии смысловой вариативности понятия "гендер" может включать в себя определенные специфические особенности теоретического ракурса, что свидетельствует о дискуссионности и многоплановость гендерных исследований, приводящие к неоднозначности решений. Так, гендерно-чувствительный подход (Гирдман, 1991) концентрирует внимание на индивидуальных различиях и на различии взглядов мужчин и женщин, при определении статусного равенства между ними. Гендерно-нейтральный подход настаивает на признании равенства полов при том, что различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений. При гендерно-стереотипизированном подходе признаются различия, но отрицается равенство между полами. Женщины и мужчины должны культивировать половые различия, причем, в этой системе отношений женщина всегда должна требовать защиты и поддержки со стороны мужа.

Гендерная наука относительно молодая, поэтому и толкование самого понятия "гендер" до сих пор является проблематичным. Прежде всего, гендер выступает как система, содержащая:

Систему знаний;

Гендерную систему общества;

Гендерные практики.

Как система знаний гендер является комплексом социально-философских, социологических, политологических, психологических, культурологических и других теорий, анализирующих развитие мужской и женской идентичности и субъективности, положение женщины и мужчины в обществе, систему мужского доминирования, формирования нормативных связей "мужского"и "женского" в определенной культуре.

Гендерная система общества - совокупность взаимосвязанных институтов и организаций, с помощью которых социально, идеологически и организационно строятся взаимоотношения между женщиной и мужчиной, отношение общества к проблемам пола, формируется реальная половая неравенство или равенство, осуществляются завоевания, реальное утверждение и гарантии прав, свобод и обязанностей женщин и мужчин, обеспечиваются реальные возможности их самореализации в соответствии с достигнутым уровнем гендерной культуры.

Гендер как система практики охватывает все формы практической деятельности по гендерным преобразованиям. К ним относятся практика эмансипационализма как вхождение в среду мужско-доминантного системы, участие обоих полов как равных в принятии решений, в формировании гендерных стратегий и соответствующих им политик, создании гендерного права. Такая практика развилась в национальных и международных масштабах.

В рамках данной работы мы будем придерживаться определения, предложенного И.С. Клециной, которая понимает гендер как "специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин, их взаимоотношения между собой. Гендер, таким образом, относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, и к способу социального конструирования этих отношений, то есть к тому, как общество "выстраивает" эти отношения и взаимодействие полов в социуме". Далее мы должны обратиться к рассмотрению основный понятий гендерной психологии: половое самосознание, половая идентичность, психологический пол и пр.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры