Социально-демографическая характеристика личности преступника. Социально-психологическая характеристика личности

Главная / Развод
  • Фролова Светлана Маратовна

Ключевые слова

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы - Фролова Светлана Маратовна,

  • Социально-типологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам

    2012 / Мартышева Светлана Маратовна
  • Характеристика личности преступника, занимающегося организованной преступной деятельностью

    2014 / Асатрян Хачатур Ашотович, Христюк Анна Александровна
  • Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних, освобождаемых от наказания

    2015 / Терентьева Валерия Александровна, Наумова Елена Григорьевна
  • Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях

    2011 / Датий Алексей Васильевич, Данилин Евгений Михайлович, Федосеев Алексей Августович
  • Особенности личности несовершеннолетних преступников с корыстной и насильственной мотивацией

    2009 / Леус Эльвира Викторовна, Соловьев Андрей Горгоньевич, Сидоров Павел Иванович

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works

Social and role personality characteristic of minor criminal condemned to corrective works is considered in this article. It assumes research of social positions and roles of persons, their social and role fields. The social position represents a set of relations in the social system. The considered characteristic allows seeing the criminal"s personality in reality, which follows from this person"s performance of certain social roles. Analysis of the behaviour of the minor, condemned to corrective works, from the moment of commission of crime is necessary as a mechanism, allowing to characterize the personality of most of the condemned. The minor, condemned to corrective works, simultaneously occupies a set of social positions: in a family s/he is a son (daughter), at his/her workplace a worker, in an educational institution a pupil. Only 53.6% of minors, condemned to corrective works in Tomsk, Kemerovo and Novosibirsk (2005-2010), studied in various educational institutions at the moment of commission of crime. In the poll among the minors condemned to corrective works, almost all of them (about 90%) have specified that they do not have a desire to study, which explains their skipping classes and poor study results. Teachers notice that, as a rule, this age category of the condemned has controversial relations with contemporaries, are often rude with teachers. The majority of the minors (75.5%) have negative characteristics from workplace in many respects caused by infringement of labour discipline: negligent relation to labour functions performance, in particular, poor-quality performance of the duties, and being regularly late for work. 24.5% of the minors are positively characterized minors in the organization, at the enterprise; encouragement measures are applied to them according to the labour legislation. Among the measures of encouragements specified in Article 191 of the Labour Code of the Russian Federation employers basically make gratitude announcements. 98% of employers specified announcing gratitude as a way of encouragement of the worker; one employer mentioned "sending a letter of gratitude to the family of the minor" as an encouragement measure. Encouragement appears in the order of the employer. Not a single employer specified a simultaneous application of several kinds of encouragement concerning the minor worker. The poll of the minors has shown that the majority of them (75.47%) have peculiar negative attitude to the duties in the family, namely, helping parents with the house, stating they do not have to do it.

Текст научной работы на тему «Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам»

С.М. Фролова

СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРЕСТУПНИКА, ОСУЖДЕННОГО К ИСПРАВИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ

Рассматривается социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, осужденного к исправительным работам. Социально-ролевая характеристика личности несовершеннолетнего преступника предполагает исследование социальных позиций и ролей личности. Рассматриваемая характеристика личности позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности, которая обусловлена выполнением этой личностью определенных социальных ролей. Ключевые слова: несовершеннолетние; социально-ролевая характеристика; социальная роль; социальная позиция личности несовершеннолетнего.

А.И. Долгова выделяет несколько подходов к определению социальных ролей. Первый подход раскрывает нормативное понимание социальной роли, а именно: социальная роль раскрывается через поведение человека, которое зависит от позиций, занимаемых им в обществе. В действительности с этим следует согласиться, так как человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание. Сама социальная позиция - это совокупность связей в социальных отношениях, а роль - это содержание требований, предъявляемых к лицу, занимающему данную позицию. Роль определяется как свободное поведение человека, обусловленное его индивидуальными особенностями. Человек проживает роль как свободный художник. Следующий подход характеризует роль как содержание ожидания других людей и социальных групп в отношении поведения человека. В научной литературе роль определяется как продукт взаимодействия социальных факторов и внутреннего мира человека . В нашем исследовании мы будем исходить из нормативного понимания роли, в соответствии с которым социальная позиция предполагает совокупность отношений в социальной системе.

Итак, социально-ролевая характеристика позволяет увидеть личность преступника в реальной действительности.

Анализ поведения несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, до момента совершения преступления необходим как механизм, позволяющий охарактеризовать личность самого осужденного. Несовершеннолетний, осужденный к исправительным работам, занимает одновременно множество социальных позиций: в семье он сын (дочь), в трудовом коллективе - работник, в образовательном учреждении - учащийся.

Только 53,6% несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам в Томской, Кемеровской и Новосибирской областях за период с 2005 по 2010 г., на момент совершения преступления учились в различных образовательных учреждениях. В отношении этой группы несовершеннолетних имеются характеристики с места учебы, в соответствии с которыми около 70% из них характеризуются отрицательно, остальная часть (30%) - положительно.

При опросе несовершеннолетних, осужденных к изучаемому виду наказания, практически все они (около 90%) указали на то, что у них отсутствует желание учиться, вследствие чего они часто пропускают учебные занятия без уважительных причин, учатся удовле-

творительно, имеют задолженности по учебе. Преподаватели отмечают, что несовершеннолетние имеют конфликтные отношения со сверстниками и учителями.

Отсутствие интереса к учебе у несовершеннолетних отмечает и М.А. Сутурин, исследующий применение уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении несовершеннолетних: «Несовершеннолетние, осужденные к обязательным работам, которые на момент совершения преступления учились в образовательных учреждениях среднего и учреждениях начального профессионального образования, характеризуются (в основной своей массе) отсутствием интереса к учебе, что формально выражено в низкой успеваемости, в большом количестве пропусков занятий, нарушениях дисциплины и т.д.». .

Что касается условно осужденных несовершеннолетних, то по месту учебы положительную характеристику имели 36,8%, нейтральную - 26,5%, а отрицательную - 30,6%. «В большинстве характеристик указывалось на оказание осужденным помощи членам семьи и соседям, отсутствие нарушений общественного порядка, неупотребление алкоголя, его вежливость и приветливость» .

Рассмотрим социальную роль, которую выполняет несовершеннолетний осужденный на работе. Под работой в данном случае мы понимаем отбывание исследуемого нами наказания в организации, на предприятии. Социальная роль рассматривалась посредством изучения характеристик с места работы осужденного.

На момент изучения материалов личных дел в уголовно-исполнительных инспекциях в отношении несовершеннолетних, осужденных к исследуемому виду наказания, характеристики с места работы отсутствовали в отношении 21% несовершеннолетних. Как пояснили сотрудники уголовно-исполнительной системы, после постановки на учет в уголовно-исполнительной инспекции не все несовершеннолетние после 30-дневного срока со дня поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) направляются инспекторами уголовно-исполнительной системы для отбывания назначенного вида наказания. Это объясняется тем, что либо отсутствуют предприятия, организации, включенные в перечень мест для отбывания исправительных работ, либо при наличии указанных предприятий, организаций, включенных в перечень, отсутствуют вакантные места для несовершеннолетнего осужденного, т.е. условия труда не относятся к категории «вредные». В этой связи в отношении указанной группы несовершеннолетних отсутствуют и характеристики с места работы.

В характеристиках с места работы несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, отмечалось: «характеризуется с удовлетворительной стороны», «не курит», «имеет некоторые знания в области выполнения труда, старается справляться с возложенными трудовыми функциями», «добросовестно относится к выполнению своих трудовых обязанностей». В то же время даже в таких характеристиках (положительных по форме) ничего не говорилось об отношении этих людей к выполняемой работе, о взаимоотношениях несовершеннолетнего с трудовым коллективом.

Отрицательные характеристики с места работы в отношении несовершеннолетних, осужденных к рассматриваемому виду наказания, отмечались в 75,5% случаев.

Сравнивая с условно осужденными изучаемую нами категорию несовершеннолетних, следует обратить внимание на расхождение некоторых характеристик. Так, К.Н. Тараленко, проводя изучение материалов уголовных дел в отношении условно осужденных несовершеннолетних, пришел к выводу о том, что практически все из рассматриваемой категории (93,0%) характеризовались положительно («в большинстве характеристик отмечаются качества трудолюбия, уважения со стороны трудового коллектива, а также указывается на отсутствие взысканий дисциплинарного характера» ); отрицательные характеристики были отмечены у 3,5% несовершеннолетних; такой же процент присутствовал и в отношении лиц, имевших нейтральные характеристики.

Аналогичное обстоятельство отмечает и М. А. Суту-рин при исследовании уголовного наказания в виде обязательных работ в отношении рассматриваемой возрастной категории осужденных. Так, «...из числа работающих осужденных чуть большая часть несовершеннолетних характеризовалась по основному месту работы как не очень дисциплинированные сотрудники, не проявляющие уважения к труду. Наблюдается отсутствие заинтересованности в результате этого труда, сугубо прагматичное и утилитарное отношение к своей профессии и деятельности (желание максимально извлечь материальную или иную потребительскую выгоду). Присутствуют определенные сложности с установлением и поддержанием позитивных контактов с трудовым коллективом» . Что касается отрицательных характеристик в отношении несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, то во многом они обусловлены наличием нарушений трудовой дисциплины, в том числе прогулами, опозданиями на работу, а также небрежным отношением к выполнению возложенных на них трудовых функций, обязанностей. Среди нарушений трудовой дисциплины, совершенных несовершеннолетними, осужденными к исправительным работам, преобладает небрежное отношение к выполнению трудовых функций, в частности, некачественное выполнение своих обязанностей, а также систематические опоздания на работу.

Данные нашего исследования в определенной степени совпали с данными, полученными М.А. Сутури-ным при исследовании другого вида наказания, также соединенного с выполнением трудовых функций не-

совершеннолетним осужденным, - обязательными работами.

Что же касается положительно характеризующихся несовершеннолетних в организации, на предприятии (их 24,5%), то в отношении них администрация организации, где они отбывают назначенный вид наказания, применяла меры поощрения в соответствии с трудовым законодательством. Среди указанных в ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации мер поощрений работодатели в основном используют в отношении несовершеннолетних, добросовестно исполняющих свои трудовые обязанности, объявления благодарности. Так, при опросе работодателей о мерах поощрения несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, 98% работодателей указали на объявление благодарности как форму поощрения работника; один работодатель указал на «направление благодарственного письма семье несовершеннолетнего» как на меру поощрения. Поощрение объявляется в приказе (распоряжении) работодателя. При опросе работодателей ни один из них не указал на одновременное применение нескольких видов поощрений в отношении несовершеннолетнего работника.

Также интерес представляет рассмотрение выполнения социальной роли несовершеннолетнего, осужденного к исправительным работам, в семье.

Проведенный опрос несовершеннолетних показал, что для большинства из них (почти 75,47%) свойственно негативное отношение к своим обязанностям в семье, они считают, что у них отсутствует такая обязанность. В большинстве характеристик по месту жительства в отношении несовершеннолетних отмечалось также наличие конфликтных отношений с соседями, что, безусловно, формирует «потрет» несовершеннолетнего по месту его жительства.

В характеристиках, данных несовершеннолетним осужденным, отмечалось: «за время проживания зарекомендовал себя с положительной стороны», «с соседями никогда не конфликтовал и не конфликтует», «всегда доброжелателен, отзывчив, всем помогает, кто о чем ни попросит, в случае необходимости». Это положительные данные, характеризующие несовершеннолетних. Также имеются и отрицательные характеристики: «постоянно выпивает в подъезде», «курит», «постоянно конфликтует соседями» и т.д.

В большинстве изученных нами материалов уголовных дел несовершеннолетние, осужденные к исправительным работам, характеризовались по месту жительства отрицательно (80%).

Анализ характеристик с места жительства показал, что большинство несовершеннолетних лиц имели сложные, конфликтные отношения, «холодные отношения» с членами семьи, родители не интересовались ни несовершеннолетним, ни его окружением. При этом в основе конфликтных отношений в семье лежит образ жизни либо родителей (как правило, аморальное поведение, распитие спиртных напитков, драки между отчимом и матерью), либо самого несовершеннолетнего (непосещение образовательного учреждения, систематические пропуски учебных занятий, курение). Здесь речь идет о формально полных семьях, т.е. таких, где присутствует один роди-

тель и, как правило, отчим, а также о неполных семьях, где воспитанием несовершеннолетнего занимается только один родитель, как правило, мать.

В подтверждение вышеизложенного можно привести ответы опрошенных несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, на следующие вопросы. Так, на первый вопрос «Интересуются ли Ваши родители вашими делами?» из опрошенных несовершеннолетних большая часть (64,15%) дала отрицательный ответ, остальные (35,85%) ответили положительно.

На второй вопрос «Интересуются ли Ваши родители Вашим окружением?» ответы распределились следующим образом:

Да, полностью контролируют его (11,32%);

Да, но постоянный контроль отсутствует (28,3%);

Нет, вообще не интересуются (49,06%);

Родители вообще не знакомы с моим окружением (11,32%).

Некоторые из осужденных к исправительным работам несовершеннолетние прошли обучение и успешно завершили специальные курсы (например, курсы продавцов, компьютерные курсы, курсы алгебры, информатики).

Так, несовершеннолетний Б., обучаясь в школе № 25 г. Томска, помимо учебных занятий, посещал спецкурсы по алгебре и информатике .

Отметим, что 62,3% условно осужденных несовершеннолетних по месту жительства характеризовались положительно, 12,3% имели нейтральные характеристики, 12,3% получили отрицательную характеристику от своих родителей.

Таким образом, при проведении сравнительного анализа социально-ролевых характеристик несовершеннолетних, осужденных к исправительным работам, условно-осужденных и осужденных к обязательным работам, наблюдаются несущественные различия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Криминология / под ред. А.И. Долговой. 4-е изд., перераб. и доп. М. : НОРМА, 2010. 1070 с.

2. СутуринМ.А. Обязательные работы в отношении несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук.Томск, 2011. 203 с.

3. Тараленко К.Н. Рецидивная преступность несовершеннолетних, осужденных условно, и ее предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук.

Томск, 2003. 204 с.

4. Архив Октябрьского районного суда г. Томска. Д. 1-485/10.

Вернуться назад на Социальный человек

Для социального поведения характерен особый акт, а именно обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую мы назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. Все духовные акты, имеющие отношение к прагматике, целиком исключаются, так как в них определяющим является не социальный момент, а какие-то другие, например, экономические или политические. Социальная направленность в своем высшем проявлении - это любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни.

4. Социальный человек

Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины или красоты, или святости.

Особая жизненная форма, которую назвали социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью.

Социальная направленность в высшем проявлении - любовь. Она может быть основополагающим чувством, обращенным ко всей жизни. Но она может быть направлена и на отдельный предмет или круг предметов и при этом не терять характера ведущей потребности, определяющей все индивидуальное бытие. Отдельный человек становится предметом любви как средоточие ценностей. Можно любить другого человека, потому что в нем открываются ценность истины, или красоты, или святости. Сродни такой любви страстное стремление обрести ценности жизни, нам уже известные. Но суть самой любви еще глубже: она остается чем-то в себе, обращенным к другой жизни ради ценностей, заключенных в этой жизни. Понятийно определяя то, что, в конечном счете, не поддается формулировке, можно сказать, что любовь открывает в другом человеке - в одном, нескольких или многих - потенциальных носителей определенных ценностей и находит смысл своей собственной жизни в преданности этим людям.

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной среде - социальный тип характера человека. При определении типа характера мы выделяем то существенное и сходное в характерах отдельных людей, что определяет общий стиль их жизнедеятельности.

На этой основе нами выделяются следующие типы характеров.

Гармонически целостный тип отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к окружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систему собственных ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособленчество, а изменение реальности сообразно своим идеалам - таков способ адаптации этих людей. Тип внутренне конфликтный, но внешне гармонически согласованный со средой характеризуется противоречивостью между внутренними побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

Человек с таким типом характера склонен к импульсивным действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми усилиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты.

Люди такого типа имеют сложную систему соотнесения своей ценностной ориентации с условиями реальной действительности. Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внутренних тактических перестроек, психологической зашиты, обесценивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности личности, но не стремясь активно изменить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повседневной борьбы мудрого созерцателя.

Конфликтный тип с пониженной адаптацией отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких людей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворяться без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существование. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отличаются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей. Основной механизм их жизнедеятельности - получения удовольствия (гедонизм). Люди такого типа все трудные ситуации воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психологической псевдозащите - искаженному отражению действительности (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечтаний). Вариативный тип свидетельствует о внешней приспособленности к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности, о низком уровне развития личности, об отсутствии у нее устойчивого общего способа поведения.

Бесхарактерность, постоянное приспособленчество - суррогат пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства для достижения основных целей, не отступая при этом от социальных норм и требований. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего мира; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявляют сомнений в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий - внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера - как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Это тип «реалистов»: свои потребности они пытаются максимально полно удовлетворить в пределах реально существующих возможностей. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам - таков общий способ адаптации этих людей.

Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтономи, Дж. Мидом .

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.

Сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного ее носителя в деталях: все зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль.

Акт интернализации определяется индивидуально психологическими особенностями каждого конкретного носителя данной роли.

Социальная роль оставляет «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно назвать «стилем исполнения роли» .

Т. Парсонсом .

Это масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.

Масштаб роли

Способ получения

Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности . Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.

Формализация социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.

Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.

Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности.

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.

Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли.

В межличностных отношениях каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли . Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.

По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные , которые субъект усваивает в процессе социализации.

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом : масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений.

Чем больше диапазон, тем больше масштаб.

Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой – отношения регулируются также и нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями, взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу.

Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека.

Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий.

Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности .

Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.

Экспектации окружающих, социальные нормы, обычаи, мода могут определять те или иные особенности эмоционального проявления человека в определенной ситуации.

Даже различие исторических эпох может предопределить разнообразие эмоциональных проявлений людей, обусловленное их социальными ролями.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли.

Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Формальные отношения часто сопровождаются не формальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию.

Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Так, коллеги, работающие вместе и связанные формальными отношениями, скорее всего испытывают по отношению друг к другу какие-то чувства, хотя работа предполагает согласованность действий прежде всего на конвенциональном уровне.

Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий эффект.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами.

Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

При различных подходах к интерпретации социальные роли определяются как:

1) фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;

2) функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;

3) общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, который несет печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);

4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом; обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия в зависимости от их статуса в обществе, и системе межличностных отношений;

5) существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение в его взаимодействии с другими индивидами;

6) система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;

7) открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;

8) представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;

9) предписанные действия , характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;

10) набор норм , определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.

Социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция.

Многообразие представлений о социальной роли свидетельствует о том, что в психологии идея Дж. Мида оказалась весьма удобной для описания поведения личности в ее различных социальных функциях.

Т. Шибутани полагал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных способов поведения в определенных обстоятельствах, выработанных человечеством на протяжении длительного времени.

Упорядоченность повседневной жизни обусловливается последовательностью выполнения человеком тех или иных социальных ролей, которые связаны с правами и обязанностями.

Обязанность – это то, что человек вынужден делать исходя из социальной роли, вне зависимости от того, нравится ему это или нет.

Выполняя свои обязанности в соответствии с социальной ролью, каждый человек имеет право предъявить и свои требования к другому.

Обязанности всегда сопровождаются правами.

Гармония прав и обязанностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, любой дисбаланс в этом соотношении может свидетельствовать о том, что социальная роль не совсем усвоена.

Социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение .

Влияние социальной роли на развитие личности велико.

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре.

Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является.

Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Освоение новой роли может кардинально повлиять на человека.

В психотерапии существует соответствующий метод коррекции поведения – имаготерапия.

Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль. В основе имаготерапии лежит метод психодрамы Д. Морено .

Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполнить в жизни.

Развивающаяся личность вносит в «исполнение» социальной роли индивидуальное своеобразие.

Это происходит не только за счет специфики характера, темперамента, личностных особенностей.

Ролевое самопроявление всегда определяется и внутренней структурой психики экстериоризацией , сложившейся под влиянием интериоризации внешней социальной деятельности человека.

В жизни человека освоение социальной роли – явление сложное и противоречивое.

Д. А. Леонтьев выделил два аспекта освоения социальной роли: технический и смысловой .

Технический аспект включает в себя восприятие сущности роли субъектом и овладение ее содержанием.

Смысловой аспект связан с отношением человека к собственной роли.

Прежде всего, индивид должен овладеть содержанием роли, т. е. освоить ее технически.

Чаще всего такое освоение идет через механизм подражания.

Многие социальные роли усваиваются легко, некоторые требуют особых усилий и способностей.

Смысловая сторона социальной роли заключается в принятии человеком роли для себя.

Иногда складывается ситуация, когда содержание роли вполне усвоено, но есть внутренние препятствия для ее принятия.

Человек стремится доказать себе и другим, что он нечто большее, чем роль.

С другой стороны, роль может настолько сильно увлечь, что индивид полностью подчиняет себя ей.

Возникают три проблемы усвоения социальной роли: проблема трудности усвоения роли, проблема неприятия роли, проблема нарушения меры в ее усвоении .

Всю жизнь человек занимается освоением новых ролей, поскольку меняются его возраст, позиция в семье, профессиональный статус, межличностные отношения и т. д.

Освоение может быть простым и легким, а может сопровождаться значительными трудностями.

Уровень принятия человеком социальной роли для себя тоже может быть разным.

Роль может быть использована как средство достижения определенной цели, так же она может и сама стать целью, конечным результатом, к которому субъект стремится на протяжении длительного времени.

В этом случае роль может «покорить «личность: за ролью личность уже не будет видна.

Овладение широким спектром социальных ролей является наиболее адаптивным для человека, поскольку способствует его раз-витию.

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые .

К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому, что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования.

В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности».

Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает теорию, суть которой сводится к выявлению способов снятия этой напряженности.

Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида, положительных и отрицательных санкций, которые может вызвать невыполнение определенных ролей; реакции окружающих на отказ от определенных ролей.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской , которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей.

Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты являются частым явлением.

Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.

Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса , У. Мэйсона .

Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

Исходя из анализа этих факторов, можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения

Основные характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта.

2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.

4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.


Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми - чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Правильное понимание поведения личности в группе, взаимоотношений индивида и группы требует учета как свойств личности, которая имеет определенные социальный статус, позицию и роль в группе, так и состав, характер деятельности, уровень организации группы и групповых процессов. Статусно-ролевые характеристики, особенности поведения личности в группе и в более широких социальных спільностях выражают понятие "статус", "позиция", "роль", "ранг" и проч.

Статус (лат. status - состояние, положение) - место индивида в системе межличностных отношений в группе, обществе, его права, обязанности и привилегии.

Каждый человек охвачено различными социальными связями и различными социальными функциями, поэтому одновременно может быть много статусов. Находясь во взаимосвязях различного уровня, индивид может иметь статусы человека, гражданина, студента, члена семьи, неформального объединения и тому подобное. Учитывая естественность - обретение статуса, выделяют предлагаемые (национальность, социальное происхождение, место рождения) и достигнутые (образование, профессия и проч.) статусы. Существенными также являются экономический, правовой, профессиональный, политический, личностный статус человека. Иногда речь идет о заданном и достигнут, формальный и неформальный, субъективный и объективный статусы. В более обобщенном виде можно утверждать о психологический и социальный статус.

Статус является единством объективного и субъективного, свидетельством признания значимости личности группой или обществом. В нем реализуются групповые нормы и ценности. Определяется статус позицией, социальным рангом (официальный статус), а также отношением к личности группы лиц, степени их уважения, симпатии, авторитета, престижности индивида в сообществе (неофициальный статус). Зависит он от социальных ролей личности в общности. Между официальным и неофициальным статусом существует тесная взаимосвязь: авторитетная личность имеет больше шансов занять высокий ранг, в то же время повышение официального статуса поднимает рейтинг человека, его оценку другими. Авторитет и престиж личности являются главными составляющими статуса.

В социальной психологии это понятие соотносится с представлением о власти (в широком социально-философском трактовке власть рассматривается как способность и возможность осуществлять влияние на деятельность, поведение людей с помощью различных средств - воли, права, авторитета, насилия), хотя авторитет может и не совпадать с властью (авторитетом может обладать человек, не наделенный полномочиями власти, которая является образцом для членов группы, а значит, имеет высокую степень референтности для окружающих). Основой авторитета являются свойства, черты человека, которые по уровню своего развития существенно преобладают те же качества других людей. Авторитет характеризуют: широта (количественный признак - сфера влияния, количество членов группы, привлеченных к отношениям), глубина (качественный признак - авторитет должности, авторитет личности, виды деятельности, на которые он распространяется), стабильность (временная характеристика авторитета).

Власть и авторитет проявляются настолько, насколько сторона, мобилизуя свои возможности, старается изменить поведение другой стороны средствами влияния. Часть порожденных психологическим воздействием изменений исчезает, как только человек или группа людей оказываются вне сферы влияния, другие продолжают существовать, воздействуя на человека, превращаясь при определенных обстоятельствах на черты характера. Источником авторитета и власти является влияние одной части явления на другую.

Авторитет человека в группе может быть реальным и формальным. Власти реального авторитета прочнее, чем формального. В иерархии социальных статусов обладает реальным авторитетом лицо воспринимается группой без малейшего сомнения, ее рекомендации, указания имеют большую убедительную силу, она вселяет уверенность в действиях. Типичным явлением является и формальный авторитет, то есть подкреплена правом власти лица. В обоих случаях применения власти является эффективным, если источник ее признается законным (легитимным) и приемлемым. Следовательно, эффективность власти лица зависит от ее авторитета, а также моральных и материальных возможностей.

Престиж (франц. prestige - авторитет, влияние, уважение) - мера признания обществом заслуг Індивіде (социальной общности), общественная оценка его общественной значимости; результат соотношения социально значимых характеристик личности со шкалой ценностей, сложившейся в данной группе.

Престиж личности может определяться как маркой автомобиля, счетом в банке и прочее, так и ее высокими моральными качествами, активностью в деятельности. Престижными бывают профессии, должности, образ жизни, внешние поведенческие проявления (стиль поведения) и др. Показатели престижа зависят от общественных условий жизнедеятельности индивида, группы и социально признанных норм поведения, характеристик личности.

Социальная мобильность человека в обществе является предпосылкой изменения ее социального статуса, что способствует всестороннему развитию, наиболее полной реализации ее способностей. На межличностном уровне общения статус определяется ее местом в системе связей с другими людьми. То есть он является показателем социально-психологических свойств личности в структуре коммуникативного процесса.

Место личности в системе общения, отражение межличностных отношений в ее внутренней структуре выражает такой социально-психологический феномен, как позиция.

Позиция (лат. positio - размещаю, ставлю) - устойчивая система отношений человека с определенными аспектами действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках; обобщенная характеристика взглядов, представлений, установок человека, группы в статусно-ролевой структуре.

Социологический подход рассматривает этот феномен как нечто внешнее к личности, то есть ее место в системе отношений, условия, при которых человек действует как личность. Для психологического подхода позиция является внутренним компонентом, который входит в структуру личности.

Позиция отражает взгляды, представления, установки человека относительно условий собственной жизнедеятельности, то есть она является субъективным отношением к окружающей действительности, субъективной оценкой социума, выбором оптимального поведения. Позиция не возникает ситуативно, она связана с устойчивыми характеристиками личности, что является основанием для утверждений о устойчивую и неустойчивую позицию, характеризующих степень личностной зрелости. Различают позицию и по степени активности. Активная жизненная позиция выражает деятельное отношение человека к событиям и поступкам, связана с попыткой воздействовать на социальные отношения и события в социуме. Важное свойство позиции - стремление завоевывать для себя право на определенное поведение.

Динамический аспект социального статуса личности реализуется через ее роль в системе социальных отношений.

Роль (франц. rôle - список) - определенная социальная, психологическая характеристика личности, способ поведения человека в зависимости от ее статуса и позиции в группе, обществе, в системе межличностных, общественных отношений.

Роль является поведенческой характеристикой человека.

Психология классифицирует социальные роли по разным критериям. Например, концепция символического интеракционизма (Дж.-Г. Мид и др.), принимая за основу степень заданности, разделяет их на конвенциональные (формализованные - закрепленные в обществе и определены позицией индивида в социальном взаимодействии) и межличностные (их определяют участники социальных отношений). Концепция социализации (Т. Парсонс) классифицирует роли заданы на включение человека в социальные структуры и группы (определяются рождением, полом, социальным происхождением индивида и тому подобное) и достигнутые благодаря личным усилиям (связанные с образованием, карьерой и проч.).

Значительное количество ролей определяется многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. Однако ни одна из них полностью не исчерпывает личность, которая в течение своей жизни выполняет множество ролей. Постоянное выполнение одной или нескольких ролей способствует их закреплению. Относительно личности ее окружения имеет определенные ролевые ожидания - систему представлений о том, как она должна вести себя в конкретной ситуации, каких поступков от него ожидать. Среди многих ролей особый интерес представляют социальные роли, которые отличаются высокой степенью нормирования, и психологические роли, которые характеризуются стереотипністю поведения человека, хоть и могут быть разнообразными.

С социально-психологической точки зрения роль реализуется как поведение, то есть она возникает только в контексте социальных отношений личности. Характер роли определяется особенностями группы, в которой происходит взаимодействие, к которой принадлежит или в которой представляет себя человек. Сообщество настолько влияет на ролевое поведение индивида, насколько он придерживается общественных и групповых норм и стереотипов. Так формируются ролевые ожидания (експектації) относительно индивида - участника взаимодействия.

Если роль принята личностью, то она есть и личностной характеристикой индивида, который, ощущая ролевую идентичность, осознает себя субъектом роли. В социальной психологии в основном речь идет о такие формы ролевой идентичности:

Половая (заключается в отождествлении себя с той или иной статью);

Этническая (определяется национальным сознанием, языком, этнопсихологическими и социокультурными особенностями);

Групповая (зависит от участия в различных социальных группах);

Политическая (связана с социальными и политическими ценностями);

Профессиональная (обусловлена определенной профессии). Длительное исполнение роли можно сравнить с маской, которая будто прирастает к лицу и становится им.

В сообществе существует соответствующая иерархия, благодаря чему каждый индивид может знать свой социальный ранг, который является важной социально-психологической характеристикой личности.

Ранг(нем. Rang - чин и франц. rang-ряд) - чин, звание, категория людей, явлений действительности; степень социального признания человека в группе.

Определяют ранг с учетом многих факторов: производительность труда, отношение к работе, коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения, профессиональные способности и тому подобное. Высокий уровень самореализации по этим критериям обеспечивает авторитет личности, определяет ее вклад в формирование репутации группы.

Статусно-ролевые характеристики личности охватывают уровень ее включения в социальную среду, структуру социальных связей, определяющих меру ее вхождения в систему социальных норм, правил, ожиданий и обязанностей, которые существуют в структуре групповых отношений. В одном случае они являются инструментом приспособления к социуму, элементом вхождения в него, в другом - средством самоутверждения личности, раскрытия ее коммуникативного, профессионального, творческого потенциала. В этом контексте важно соотношение личностных свойств не только между собой, но и с иерархией социальных ситуаций, в которых действует индивид. В общем статусно-ролевая характеристика личности интегрирует и регулирует в динамике всю личностную структуру, обеспечивает определенный уровень включения ее в социальные связи, самоопределения как субъекта этих связей.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры