Георгий первозванный. Особое почитание и прошения верующих

Главная / Развод

Пройдя невероятное количество земель, от Византии до Скифии, Фессалии, Эллады, Фракии и Македонии, Апостол Андрей Первозванный всем этим народам нес Благую Весть, проповедуя о явлении Мессии, сошедшего на землю ради спасения рода человеческого. А получил Святой Андрей свое прозвище Первозванный в честь того, что первым был принят в ученики Иисусом. Христово слово нес Апостол Андрей людям, дабы прозрели, за это и принял смерть мученическую, познав Царствие Небесное.

Акафист, или хвалебная молитва Андрею Первозванному, – это путеводитель по его подвигам на ниве проповедования Благой Вести о Сыне Божьем. Весь путь Апостола и его истовая отдача Небесному Учителю описаны благодарными словами христианских мудрецов, елейными одами славящих благословенный путь первого из учеников Христовых.

Конечно, давно всем известна история Галилейских рыбаков Андрея и Симона. Родившиеся в Вифсаиде братья ушли в поисках лучшей доли в Капернаум, где и стали продолжать то дело, которым привыкли себя кормить. Так бы и прожили свою жизнь оба брата, будучи неизвестными рыбаками, но встретился им Христос.

С юношества Андрей выбрал непорочную жизнь и, отказавшись от брака, хотел посвятить себя служению Всевышнему. Услышав от людей, что некий Иоанн по прозвищу Предтеча глаголет благую весть о приходе Мессии, будущий Апостол отправился к нему. Там же на Иордане, где Креститель проповедовал, Андрею посчастливилось обрести начало своего великого пути – стать его учеником.

  • Кондак 2 – величает встречу Андрея и Крестителя, которая стала тем поворотным моментом, давшим людям верного ученика и Апостола Господу нашему Иисусу.

Андрей и Симон встретили того, кто дал им смысл существования. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обратился Христос к рыбакам на берегу. Что им оставалось делать, как ни следовать Его зову, не смели они ослушаться Сына Божьего. С тех пор житие братьев Андрея и Симона посвятилось Иисусу, шли они по стопам его, внимая каждому слову мудрости. Симон впоследствии принял имя Петр, что на арамейском означало твердыню или камень – это свидетельствовало о крепости его веры учению Иисуса. Андрею же суждено было обратить в Святую Веру Христову северные земли.

По истечении пятидесяти дней от Вознесения Сына Божьего, на Апостолов снизошли неопалимые огненные языки Святого Духа. Получили они с Небес дар врачевания плоти и исцеления духа, возможность прозрения и знание разных языков, дабы разойтись по земным пределам и нести людям Благую Весть. Петр стоял у истока Христовой Церкви на землях Римской империи, а биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство.

  • Кондак 3 – в нем воспевается событие, названное сошествием Святого Духа на Апостолов. Это стало для них и для нас доказательством великого чуда – Воскресения Христова.

Путь Апостола в северные земли

Апостол Андрей Первозванный – тот, кому выпал жребий идти и проповедовать в земли Скифские и Фракийские. Согласно изученному наследию средневековых философов и тем артефактам, которые нашлись впоследствии, Святой Апостол дошел до земель современной Абхазии, Грузии, Причерноморья и даже далее. В давних трудах упомянуты Босфор, Херсонес, Феодосия, как те места, которые отмечены святостью посещения Христовым Учеником. В этом описании земель несложно угадать, к каким народам дошел с Благой Вестью Апостол Андрей, – это Русь в новом, современном понимании.

  • Кондак 1 – в нем поется хвала тому, кто водрузил святой крест веры истинной в землях Скифии и во всей северной стороне от Иудейского царства.

Но по какой-то странной причине эти факты замалчиваются, что вызывает, как минимум, удивление. Почему широко известны Евангелия всего четырех Апостолов, ведь несомненно, что свои воспоминания о Христе оставляли все Его ученики. Странно, что Евангелие от Андрея Первозванного попало в апокрифы и причислено к сомнительному учению, волею догматов от западных церквей. Наверняка неудобная тема сокрыта за этой волной обесценивания деятельности того, кто может претендовать на основание Святой Апостольской Церкви в землях Руси. Ведь тогда будет утрачено первенство Рима в этом вопросе.

  • Кондак 8 – благодарственная песнь тому, кто благословил милостью Божией и наполнил Святым Духом Русь Православную.

Совершенно справедливо Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской. После его визита в город, который со временем получил название Константинополь, там образовалась христианская община. В епископы константинопольской общины был рукоположен некий Стахий. Современники того события упоминали множества чудес, сотворенных руками, – воскрешения, исцеления и других дивных поступков. Также в «Повести временных лет» упоминается путешествие Апостола от Причерноморья до Ладоги, и то, как проповедовал в этих землях ученик Иисуса.

Андрей Первозванный нес им учение, что молитва – это важный разговор с Богом. Стоит осмысленно произносить молитвы, вчитываясь в их смысл и пропуская сквозь свою душу. Крайне необходимо доверять Всевышнему и быть искренним, уметь прощать врагов и отвечать добром на всякое зло. Господь узрит вашу доброту и сторицей ответит, дабы развеять печаль и даровать Царствие Небесное.

Подвиг и смерть Апостола Андрея Первозванного

После трудов праведных и долгого путешествия по Скифским и Причерноморским краям, Апостол стремился встретиться с братом Петром. В то время Римом правил Нерон – жестокий и непримиримый к первохристианам император, который узрел опасность своей власти от верующих во Христа. Нерон был инициатором страшнейших гонений и казней, в которых тысячами гибли носители истинной веры. Та же участь постигнет и братьев.

На острове Пелопоннес, где наместником императора был Эгеат, Андрей попал ему в немилость, когда заступился за своих последователей и попытался вразумить властелина. Благую Весть о сотворении мироздания и людском грехопадении Эгеат не воспринял, ибо языческие верования глубоко укоренились в нем. Повествование о Мессии, погибшем на кресте, будучи распятым, вообще заставило рассвирепеть императорского наместника. Ведь в то время казнь подобным образом применялась исключительно к тем, кого хотели унизить и опозорить.

Понимая, что угрожает за дерзость его, Андрей не отказался от своей миссии нести Божье Слово, поэтому очутился в темнице. Вердикт о казни был практически готов, когда последователи Апостола решились освободить его, устроив бунт у стен тюрьмы. Но Апостол остановил их, дав твердый отказ – он сам выбрал свою судьбу и путь следования за Сыном Бога, поэтому и смерть свою принял с радостью.

  • Для казни мучителями был выбран крест в форме Х. Чтобы смерть не была скорой и доставила наибольшие страдания, его привязали, а не прибили гвоздями.
  • Два дня страдал Христов Апостол, но не прекратил нести людям Слово истинного Бога. Многие прозрели и уверовали, впечатленные его искренностью и стойкостью.
  • Максимилла, жена городского правителя Патры, исцеленная волею Святого Духа и стараниями Апостола, проявила к казненному свою чуткость. Она сняла его тело с креста и погребла в городе, соблюдая уважение и почести.

Впоследствии крест в форме Х назвали Андреевским. Он стал символом верности своему делу, храбрости и стойкости. С тех пор многие государства из уважения к верности вере христовой, впечатленные подвигом Апостола и силой его духа, внесли на свой флаг символ Андреевского креста.

Молитва о помощи свершает чудеса

День памяти Апостола, когда ему воздают хвалу, в Православной Церкви назначен на 13 декабря (по новому стилю). Но молитва Апостолу Андрею Первозванному не только в эту дату несет в себе невероятную силу исполнения желаний, стоит лишь склониться к нему в должном почтении, чтобы получить помощь и заступничество. Вера в сердце православном – залог получения благодатей и даров Небесных.

Покровитель моряков и рыбаков

В древней легенде упоминается, что Андрей воскресил утопленников. В Патры, где проповедовал Андрей, плыли паломники, дабы услышать его благословенные речи. Однако буря и шторм перевернули корабль и разбили о скалы, все плывшие на нем утонули. Волной вынесло их тела на берег, где волею божественного проведения оказался Апостол.

Помолился Андрей над телами погибших и вернул в них жизнь. За этот поступок Апостол впредь считается покровителем мореплавателей и рыбаков. Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса.

  • Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде.
  • Благословенный флаг с крестом Андрея первозванного обязательно реет на мачте корабля, являя собой гордость флота русского. Этот флаг для каждого матроса является напоминанием того подвига крепости веры и смелости, которые не утратил Апостол, покровительствующий им в нелегкой службе.
  • Рыбаки в обязательном порядке перед выходом в море читают молитву своему заступнику и покровителю в бедах, чтобы улов был щедрым, а волны милостивы к ним.
  • Икона, на которой изображен Андрей Первозванный, обязательно хранится в капитанской рубке. В случае опасности ей воздают мольбы о помощи, дабы Божьим промыслом утихомирить волну морскую да избежать гибели.

Текст молитвы Андрею Первозванному.

«Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь».

О замужестве и достойном женихе

Апостолу Андрею возносят свои мольбы молодые девушки и их матери о том, чтобы судьба была милостива и послала достойную партию девице. Обычно Андрею Первозванному о замужестве принято молить перед Светлым праздником Воскресения Христова или на Рождество. Считается, что в эти дни Небеса наиболее благосклонны к желаниям людей вступить в брак.

  • Молитва читается вместе с полным акафистом Первозванному Ученику Христову Андрею.
  • Перед ликом Апостола нужно зажечь лампаду или свечу – это символ вашей искренней веры.
  • После того, как прочтете кондак 13 акафиста, вместо канонической читается молитва о хороших женихах.
  • Затем читается заключительный тропарь и величание.
  • Девице, перекрестившись, следует идти опочивать.
  • Если мать читает за счастье дочери, то молебен завершают Псалмом 90, который считается дивным средством для достижения целей и исполнения заветных желаний.

Чаще такие молебны проводят на ночь. Испокон повелась примета, что ночью невесте приснится ее суженый, Божьей волей посланный. Обычно после молитв Первозванного Апостола девица встречает желанного мужа, а в течение года обязательно будет свадьба. Одно условие тому предшествует – истовая вера Небесным Покровителям.

Молитва о замужестве Апостолу Андрею Первозванному.

«О, Всеблагий Господи и Апостоле Его Первозванный Андрее, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я возлюбила вас всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Всевышнего. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, Андрее Апостоле Первозванный, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя и милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Мольбы о здравии и помощи больным

Апостолу Андрею, как и другим Апостолам, дана была сила не только выполнять желания, одаривать верных христиан благодатями, но совершать настоящие чудеса – воскрешать и лечить. Если возопить молитвой к Андрею и просить его о выздоровлении близкого человека, то он обязательно смилостивится и дарует вам радость.

Обращаться в молитве о выздоровлении или успешном лечении можно в любое время дня и ночи. Этот особый случай никогда не регламентируется каноническим церковным уставом. Здоровье и жизнь человека всегда приоритетны для милостивого Создателя. Если есть необходимость, молите и обрящете помощь в беде.

  • Вместе с молитвой Апостолу читают краткий вариант акафиста, начиная с икоса 10, где рассказывается о способности апостольской врачевать и воскрешать.
  • Также молят об исцелении одержимых и душевнобольных, дабы Господь освободил их разум от бесовского наваждения.

Икос 10 – исцеление болящим и одержимым.

«Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».

Апостол Андрей Первозванный - первый из двенадцати апостолов, ставший учеником . На иконах изображается как мужчина с небольшой бородой в красной или зеленой одежде, держит в руках прямой или косой крест, а также свиток или книгу. С его именем связано название «андреевский крест», который встречается на флагах и других знаках. Его имя носит учрежденная высшая российская награда - Орден Святого Андрея Первозванного.

Считается покровителем рыбаков и мореходов. Андреевский флаг (косой синий крест на белом фоне) является знаменем ВМФ Российской Федерации. Православная церковь отмечает день памяти апостола 13 декабря. В храмах, посвященных Андрею Первозванному, в этот день проводится праздничное богослужение. В народе Андреев день отмечали 30 ноября, это один из первых праздников зимнего цикла.

Детство и юность

Зафиксированная в Библии биография апостола рассказывает, что братья Андрей и Симон родились и выросли в Вифсаиде на берегу Галилейского моря, отец их был рыбаком по имени Иона. Молодые рыбаки переехали в соседний с родным городом Капернаум, откуда отплывали в море (которое на самом деле - большое пресноводное озеро) на промысел.


С юных лет Андрей искал путь к Богу. Он отказался жениться и вел целомудренный образ жизни. Когда начал пророчествовать о скором приходе Мессии, юноша оставил дом и пришел к святому. Приняв крещение в Иордане, Андрей остался с Иоанном и занял место в кругу его близких учеников, слушал проповеди и ждал появления Спасителя.

По версии, изложенной в Евангелии от Иоанна, встреча Андрея с Иисусом произошла на Иордане. Спаситель пришел к Иоанну Предтече, который во всеуслышание назвал того Агнцем Божьим. После этого Андрей покинул Крестителя и стал первым учеником Христа. Позже вернулся в Капернаум и убедил брата присоединиться к апостолам.


В Евангелии от Матфея написано, что Учитель сам нашел будущих учеников, когда те забрасывали сети для рыбной ловли. Иисус позвал братьев за собой, пообещав превратить их в «ловцов человеков». Андрей и Симон вняли призыву и ушли с Иисусом, от которого Симон получил новое имя , а Андрей стал именоваться Первозванным.

В отличие от Петра Андрей не выделялся из апостольского круга громкими словами и резкими поступками, но вошел в Писание как внимательный человек. Перед Пасхой, когда нужно было накормить толпу, именно Андрей увидел мальчика с пятью хлебами и двумя рыбами, которые и были чудесным образом размножены и насытили голодных людей. Он же ответил на вопрос язычников, искавших в Иерусалиме настоящего Бога.


Евангелие от Марка повествует, что святой Андрей был с Учителем на горе Елеонской и узнал от него судьбы мира. Преданный ученик присутствовал при распятии Христа, его Воскресении и Вознесении. Через 50 дней после воскресения на апостолов снизошел Святой Дух и они обрели сверхчеловеческие способности. Теперь они могли исцелять людей от смертельных болезней и проповедовать на разных языках.

Христианское служение

Апостолы бросили жребий, выбрав направление дальнейшего пути. Святому Андрею выпала дорога в земли, лежащие на черноморском побережье. Почти везде, куда проповедник приносил благую весть, его встречали неприветливо. Власти изгоняли святого из городов, население оскорбляло и не пускало на ночлег. В Синопе язычники подвергли настойчивого христианина жестоким пыткам, но покалеченное тело Андрея исцелилось по воле Божьей.


Наконец, во фракийском городе Византии рассказы и чудеса святого произвели впечатление на народ. В будущем центре восточного христианства апостол нашел 70 учеников и основал Церковь, которую возглавил рукоположенный Андреем Первозванным епископ Стахий. Андрей назначил пресвитеров церкви, поручил им совершать таинства и наставлять народ, а сам отправился дальше.

Проповедник не только исцелял собственное тело, но и воскрешал мертвых. В житие святого упоминаются четыре безымянных мальчика и двое мужчин, умерших от разных причин. Чудо воскрешения неизменно приводило к крещению свидетелей этого события. В Фессалониках апостола пытались затравить дикими зверями, но леопард вместо святого задушил сына проконсула Вирина. Долгая молитва Андрея вернула ребенка к жизни.


В Патрах апостол воскресил сорок утопленников, которые направлялись к нему из Македонии. Корабль с будущими учениками Андрея перевернулся во время шторма, но море вынесло все тела на берег и благодаря силе молитвы святого все закончилось благополучно. Эта легенда объясняет почитание святого Андрея как покровителя моряков. В грузинском городе Ацкури всего одного воскрешения хватило для обращения горожан в христианство.

Христианские историки дополнили евангельское повествование своими версиями дальнейшего путешествия проповедника. Евсевий Кесарийский писал о служении Андрея в Скифии. В 1116 году монах Сильвестр по приказу включил в «Повесть временных лет» легенду о миссии Андрея Первозванного на Руси.


Позже житие дополнилось подробным рассказом о путешествии святого из Крыма в Рим через Ладогу. По этой версии Андрей поднялся вверх по Днепру и, заночевав на живописных холмах, увидел во сне большой город с церквями. Наутро рассказал об этом сне своим спутникам, предсказав основание в том месте Киева, благословил холмы и водрузил на одном из них крест.

Далее уставший в пути апостол попарился в банях Новгорода, о которых впоследствии рассказал друзьям в Риме. В средневековье легенда обросла деталями: о воздвижении деревянного креста вблизи села Грузино на берегу Волхова и каменного на острове Валаам, об уничтожении капищ Велеса и Перуна и обращении бывших жрецов в христианство. Как бы то ни было, жители Украины и России почитают святого Андрея Первозванного своим покровителем.

Смерть

Апостол принял мученическую кончину в греческом городе Патры примерно в 67 году первого века. В этом городе святой Андрей прожил несколько лет, проповедуя и руководя христианской общиной. Градоправитель Эгеат посчитал, что деятельность христиан подрывает его власть, и приказал казнить навязчивого проповедника на кресте. С учетом пожеланий святого, считавшего себя недостойным подражать смерти Иисуса, орудием выбрали косой крест, впоследствии названный андреевским.


Андрея Первозванного не прибили к кресту, а привязали руки и ноги к перекладинам. Два дня апостол проповедовал своим ученикам с креста. Слушатели потребовали прекратить пытку, угрожая бунтом, и Эгеат приказал страже отвязать мученика. Однако святой уже настроился умереть и узлы не поддались усилиям солдат. Когда душа святого апостола покинула тело, крест ярко засиял, а потом на этом месте забил источник.

Мощи святого Андрея и крест, на котором он умер, сначала хранились в Патрах, но в 357 году по приказу Римского императора Констанция II их перевезли в Константинополь и положили в церкви Святых Апостолов. В IX веке голову и остатки креста отделили от мощей и вернули в Патры. После захвата Патры османами в 1460 году Фома Палеолог спас голову святого и частицы креста от осквернения и передал святыню римскому папе Пию II.


В 1964 году святыня вернулась в Патры благодаря договоренности между папой Павлом VI и представителями Элладской православной церкви. Голова святого хранится в Соборе Андрея Первозванного, построенном в 1974 году недалеко от источника. В самом большом православном храме Греции установлен также косой крест-реликварий, в который вложены частички того самого креста, который послужил орудием смерти святого.

В старом храме апостола Андрея, расположенном рядом с собором, хранится часть перста апостола. Святыню подарил Патрам в 1847 году российский дворянин Андрей Муравьев, получивший ее у монахов на горе Афон. Остальные мощи разрознены и хранятся с почетом в разных европейских городах.


По легенде греческий монах Регул по указанию ангела увез мощи святого Андрея в Шотландию. Деревня, где причалил корабль монаха, превратилась в город Сент-Андрус, ставший церковной столицей королевства. Мощи хранятся в кафедральном соборе города, а апостол Андрей почитается как покровитель Шотландии.

Другая легенда рассказывает, что в 1208 году крестоносцы вывезли мощи в итальянский город Амальфи, где они хранятся в местном соборе Святого Андрея, построенном в редчайшем нормано-византийском стиле. В Германии в Трирском соборе хранятся сандалия и гвоздь от креста святого. Часть мощей Святого Андрея оказалась в кафедральном соборе итальянского города Мантуя.


В России существует Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного - общественная организация, которая занимается доставкой прихожанам Русской православной церкви главных христианских реликвий. Фонд ежегодно доставляет из Иерусалима Благодатный огонь, сходящий с неба во время пасхальной службы. В 2011 году организация привозила в Россию Пояс Пресвятой Богородицы.

Память

  • 1698 – Петром I учрежден Орден Святого Андрея Первозванного
  • 1754 – построена Андреевская церковь в Киеве
  • 1865-1940 – церковь св. Андрея Первозванного и св. в деревне Палкеала
  • 1899 – спущен на воду пароход «Андрей Первозванный», первое специально построенное научно-исследовательское судно Российской империи
  • 1906 – открыт футбольный стадион «Сент-Эндрюс» в Бирмингеме
  • 1906 – спущен на воду броненосец «Андрей Первозванный»
  • 1974 – построен Собор Андрея Первозванного в городе Патры на полуострове Пелопоннес
  • 1991 – записана песня «Прогулки по воде» группы Nautilus Pompilius
  • 1992 – основан Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного
  • 2003 – открыт памятник в Батайске
  • 2006 – открыт памятник в Москве
  • 2007 – освящена Андреевская церковь в Калининграде
  • 2008 – рейд благотворительного медико-просветительского православного корабля-церкви «Андрей Первозванный» по отдаленным селам Новосибирской области

Рыбный промысел требует усердия, терпения и… смирения. Если сегодня результата нет, то кто же виноват? Надо прийти завтра, спокойно и уверенно двигаться к своей цели. Закидывающие сети рыболовы составили большинство из тех, кого позвал за Собой Христос, чтобы они разносили по миру Благую Весть. Галилейского рыбака Андрея Учитель позвал первым.

Воды Писания

Библейская история полна воды. Уже второй стих Бытия гласит: «Дух Божий носился над водою». Позже были воды потопа, покрывшие всю землю. Воды моря, расступившиеся перед Моисеем и поглотившие египтян. Долгожданный дождь по молитвам пророка Илии. География и символика Нового Завета во многом строится вокруг воды. В водах Иордана на Христа сошел Святой Дух в виде голубя. Большинство из 12 апостолов были рыбаками. По водам бушующего озера Господь шел к Своим ученикам. А слова Христа о воде, способной утолить жажду навек, изменившие жизнь простой самарянки, призваны изменить и жизнь каждого из нас.

Море Киннереф (Чис. 34: 11; Втор. 3: 17) или Хиннароф (Нав. 11: 2), Хиннерефское (Нав. 12: 3; 13: 27) или Тивериадское (Ин. 21: 1) море, Геннисаретское озеро (Лк. 5: 1) - это сегодня озеро Кинерет. Но для нас самое знакомое его название - Галилейское море. Оно служит проточным бассейном для реки Иордан на ее пути к Мертвому морю. Древние полагали, что Иордан рассекает озеро пополам и проходит насквозь, не смешиваясь с его водами. С лодки на Галилейском море Христос проповедовал собравшемуся на берегу народу, на нем он укротил внезапно разразившуюся бурю, ходил по его водам (см.: Мф. 4: 13-17; 8: 24-26; Мк. 4: 37-41; Лк. 8: 23-25 и др.). Размеры озера невелики: всего около 20 км в длину и 13 в ширину. Поэтому морем оно называлось исключительно по своему историческому значению.

Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников - рыбаков

Во время земной жизни Христа здесь был промышленный центр Палестины; берега озера были застроены городами, а воды заполнены многочисленными судами: военными кораблями римлян, золочеными галерами из дворца Иродова, лодками вифсаидских рыбаков… Озеро славилось обилием рыбы, поэтому многие местные жители занимались рыболовством. Их и без того нелегкий труд осложнялся еще и климатическими особенностями местности: летом в низине, где находилось озеро (а его побережье является одним из самых низких участков суши на Земле), стояла невыносимая, удушливая жара, а зимой налетали свирепые штормы, грозящие гибелью рыбакам.

«Ловцы человеков»

На берегах Галилейского моря и в прибрежных городах Иисус Христос провел большую часть Своего земного служения. Галилейское море упоминается во всех четырех Евангелиях.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4: 18-20).

Святитель Николай Сербский (Велимирович) размышляет, почему Господь призвал именно рыбаков: «Если бы Христос поступал по-человечески, Он избрал бы апостолами не двенадцать рыбаков, но двенадцать царей земных. Если бы Он только захотел сразу увидеть успех Своего дела и пожать плоды Своих трудов, Он мог бы Своею неодолимою силой крестить двенадцать наиболее могущественных царей на земле и сделать их Своими последователями и апостолами. Только представьте, как имя Христово мгновенно было бы разглашено по всему миру!» Но Господь выбрал Себе весьма «неожиданных», по нашему - человеческому - разумению, учеников. Рыбаки были одними из самых бедных и необразованных людей. Ежедневный тяжелый труд не приносил избытка, а давал лишь самое необходимое. Все, что у них было, - это только сети и лодки, которые постоянно нуждались в починке.

«Они привыкли не руководить и приказывать, но работать и слушаться. Они ничем не гордятся, сердца их полны смирения перед волей Божией. Но, хотя они и простые рыбаки, души их жаждут как можно большей истины и правды», - писал святитель Николай Сербский.

И кому, как не им, были более всего понятны слова Христа о неводе, заброшенном в море: «Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Мф. 13: 47-48).

«Как премудро, что Он начал построение Своего Царства не с царей, а с рыбаков! Благо и спасительно для нас, живущих спустя две тысячи лет после Его дела на земле, что во время Своей земной жизни Он не пожал плодов Своего труда! Он не хотел, как великан, сразу пересадить в землю огромное дерево, но хотел, как простой земледелец, закопать семя дерева в подземную тьму и пойти домой. Так Он и поступил. Не только во тьму простых галилейских рыбаков, но во тьму до самого Адама закопал Господь семя Древа Жизни и ушел» (святитель Николай Сербский).

Древо росло медленно. Часто Христос сталкивался с непониманием не только «внешних» людей, но и своих ближайших учеников. Вспомните их спор о том, кто будет первым в Царствии Небесном (см.: Мк. 10: 35-45). Или слова Христа, обращенные к апостолам: «Как же не разумеете?» (Мк. 8: 21) и «Неужели и вы так непонятливы?» (Мк. 7: 18). Но услышав призыв Христа, Андрей и Петр тот же час, не раздумывая, оставили сети и пошли за Ним. Сердца двух братьев уже настолько определились в выборе добра, что они, словно дети, простодушно и доверчиво последовали за Учителем, словно всю жизнь только и ждали этого призыва: «Я сделаю вас ловцами человеков».

«Господь знает сердца их: как дети, эти рыболовы веруют в Бога и покоряются законам Божиим» (святитель Николай Сербский).

«Гонимы, но не оставлены»

О земной жизни Первозванного апостола известно на удивление немного. Апостол Андрей носил греческое имя, значащее «мужественный». Он родился на берегу Генисаретского озера, в Вифсаиде. Был братом Симона, нареченного позже Петром и ставшего Первоверховным апостолом. Андрей однажды уже оставил свои сети и последовал за пророком, проповедовавшим на Иордане. Но как только Иоанн Предтеча указал на Христа как на сильнейшего себя, Андрей оставил Иоанна и последовал за Христом. Так Господь призвал на служение первого своего апостола. Встреча у Галилейского моря была несколько позже.

Святитель Иоанн Златоуст в «Похвальном слове святому апостолу Андрею Первозванному» говорил: «Воспоминаемый ныне Андрей, когда нашел Господа всех как некоторое сокровище света, восклицал, обращаясь к своему брату Петру: “Мы нашли Мессию”. О, превосходство братней любви! О, противообращение порядка! Андрей после Петра родился в жизнь и первый привел Петра к Евангелию - и как уловил его: “Мы нашли, - сказал, - Мессию”. От радости это было сказано, это было соединенное с веселием благовестие о найденном предмете».

Крайне мало сведений об апостоле Андрее можно почерпнуть из Евангелия: известно, что именно он указал Христу на мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками, которые потом были чудесным образом умножены, чтобы накормить слушателей нового учения. А еще он с Филиппом привел ко Христу некоторых эллинов, а вместе с тремя избранными учениками Христа - Петром, Иаковом и Иоанном - был участником беседы Спасителя на Масличной горе о грядущем конце мира (см.: Мк. 13: 3). Андрей Первозванный в числе 12 апостолов присутствовал на Тайной вечере и при явлениях Христа ученикам после Воскресения, а также при Вознесении Спасителя (см.: Деян. 1: 13). Он вместе со всеми участвовал в выборе двенадцатого апостола вместо Иуды Искариота и присутствовал при схождении Святого Духа на праздник Пятидесятницы (см.: Деян. 2: 1).

По древнехристианскому преданию, после Пятидесятницы апостолы бросили жребий, в соответствии с которым и отправились проповедовать Евангелие в разные страны. Апостолу Андрею достались обширные земли Вифинии и Пропонтиды, Фракии и Македонии, простирающиеся до Черного моря и Дуная, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи.

Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть?

Первым поприщем его апостольского служения стало побережье Понта Эвксинского («Гостеприимного моря»), то есть Черного моря. Как далеко на север зашел в своих странствиях апостол Андрей, неся язычникам евангельскую весть, точно сказать практически невозможно. Ориген, живший в первой половине III века, ясно утверждал, что Скифия входила в апостольский удел святого Андрея. Вся последующая византийская традиция (от «Церковной истории» Евсевия Кесарийского вплоть до Месяцеслова Василия II) также разделяла это мнение. «Скифией» назывались земли к северу от северного побережья Черного, Азовского и Каспийского морей, то есть это территория современных Крыма, Украины, черноморского побережья России - Кубани, Ростовской области, Калмыкии, частично земель Кавказа и Казахстана.

Существует и другая, древнехристианская, традиция, которая иначе очерчивает территорию апостольского служения Андрея Первозванного. Согласно тексту апокрифических «Андрея деяний», восходящему ко II веку и восстановленному на основании «Книги о чудесах» Григория Турского, апостол начал проповедь Евангелия на южном берегу Черного моря, двигаясь через Понт и Вифинию на запад. Согласно этой традиции, Андрей Первозванный посетил Амасию, Синопу, Никею и Никомидию, переправился в Византий (будущий Константинополь) и попал во Фракию, а оттуда - в Македонию, где посетил города Филиппы и Фессалонику. Затем он отправился в Ахайю, где посетил города Патры, Коринф и Мегару.

Практически всюду апостол Андрей подвергался гонениям от язычников, претерпевал скорби и страдания. Такая участь выпала каждому из двенадцати. Апостол Павел в Послании к Коринфянам писал: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем» (2 Кор. 4: 8-10).

Все бедствия Первозванный апостол переносил «с услаждением», трудясь во славу Христа: «Племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию, неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси» и «богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу».

Апостольское служение Андрея Первозванного сопровождалось многочисленными чудесами, исцелениями и воскрешениями из мертвых.

Ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей

В городе Патры на полуострове Пелопоннес апостол Андрей обратил в христианство жену проконсула Эгеата Максимиллу и его брата, собрав вокруг себя большую христианскую общину. Здесь же, в городе Патры, апостол принял мученическую кончину. Увидев орудие своей казни, Первозванный апостол, согласно житию, воскликнул: «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса! Ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» Для казни был выбран крест в виде буквы Х, который называется теперь Андреевским.

Согласно преданию, правитель Эгеат, чтобы продлить мучения апостола, распорядился не прибивать его к кресту, а привязать за руки и ноги. Когда апостол в мучениях пробыл на кресте уже два дня, неустанно проповедуя, в народе, слушавшем его, начались волнения. Люди потребовали помиловать апостола и снять его с креста. Правитель, опасаясь смуты, решил выполнить требования. Но решимость Андрея Первозванного принять мученическую кончину была непоколебима. Житие сообщает, что, когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием.

Сегодня на месте распятия Первозванного апостола, рядом с источником, забившим после его кончины, возвышается величественный собор Андрея Первозванного - самый большой православный храм Греции.

«Апостол Русский»

Земной путь апостола Андрея закончился примерно в 70-х годах I века. Но семя Древа Жизни продолжало расти. Спустя девять веков оно проросло и на берегах Днепра. «Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь», вошедшее в «Повесть временных лет», повествует о том, что апостол Андрей поднялся вверх по Днепру и осветил место, на котором позднее был построен город Киев, и даже (что, впрочем, ставится под еще большее сомнение) добрался до Новгородской земли.

«А Днепр втечет в Понетьское море жерелом; еже море словет Руское, по немуже учил святый Оньдрей, брат Петров».

Указывая на место, где впоследствии будет основан Киев, апостол Андрей, по преданию, сказал: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, имать град великий быти и церкви многи Бог въздвигнути имать».

Петр Великий в основание Петропавловской крепости заложил ковчег с частицей мощей апостола Андрея

Согласно летописной легенде, апостол поднялся на эти горы, благословил их и водрузил крест. По преданию, в XIII веке на этом месте была сооружена церковь во имя Воздвижения Честного Креста. А в 1749-1754 годах по приказу императрицы Елизаветы Петровны на этом легендарном месте был построен храм во имя самого Первозванного апостола. Удивительная по красоте Андреевская церковь неизменно привлекает к себе всех гостей Киева. Она расположена на правом берегу Днепра, над исторической частью города - Подолом, на Андреевском спуске, соединяя верхний город с нижним.

Ни доказать, ни опровергнуть легенды о «хождении» апостола Андрея по русским землям невозможно. Многие историки, как светские, так и церковные, достаточно скептически к ним относятся. Так, А.В. Карташев в «Очерках по истории Русской Церкви» писал: «Не имея прямых данных к тому, чтобы без остатка отклонять предание об ап. Андрее, идущее от такой глубокой древности, и толкуя его в географическом отношении пока согласно с господствующим в науке мнением, мы без насилия ученой совести можем допускать, что Первозванный апостол если и не был в странах на север от Черного моря, то мог быть в Грузии и Абхазии, а может быть, и в Крыму…» Но с точностью мы можем сказать одно: образ Первозванного апостола, ступали или нет его ноги по землям нашего Отечества, стал тем фундаментом, на котором и поныне стоит Русь Православная.

Дерзнем сказать, что ни один из 12 апостолов так ощутимо не присутствует в истории России на всем ее протяжении, как апостол Андрей.

Уже в XI веке на Руси глубоко почитали Первозванного апостола. Это подтверждает и тот факт, что в 1030 году младший сын князя Ярослава Мудрого Всеволод Ярославич был крещен с именем Андрей, а в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь, который является первым упомянутым в летописных источниках женским монастырем Руси.

Особо почитали апостола в Новгородской земле. В конце XI века в Новгороде был построен первый храм во имя святого Андрея Первозванного. В предисловии к житию новгородского святого преподобного Михаила Клопского, составленному по благословению архиепископа Макария в 1537 году, говорится о жезле святого Андрея Первозванного: после Крещения Руси «на том месте, идеже святый апостол жезл свой водрузил, храм во имя святаго апостола Андрея поставляется и в нем безценное и честное оно сокровище - многоцелебный жезл - полагается, о немже многа и неисповедимая сказуются чудеса иже и до ныне всеми видим есть».

Во второй половине XVI века было составлено «Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валааме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их», где говорится о посещении апостолом Андреем Валаама.

Киевский Собор 1621 года даже засвидетельствовал: «Святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх Вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благоволили».

Апостол Андрей, брат Первоверховного апостола Петра, небесного покровителя Санкт-Петербурга, также является заступником этого города: в день основания северной столицы - праздник Пресвятой Троицы 16/27 мая 1703 года - Петр Великий заложил в основание крепости ковчег с частицей мощей апостола Андрея.

Орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства. Это первый и самый знаменитый русский орден. До 1917 года - высшая награда Российской империи, а с 1998 года - и Российской Федерации. Орден был учрежден Петром I в 1698 или 1699 году. Согласно проекту статута ордена, составленному в 1720 году Петром I, он должен вручаться «в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям, ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние».

Большинство из 12 апостолов были рыбаками. Но покровителем военного флота России стал именно Первозванный апостол. Учреждая русский военно-морской флот, Петр I для его знамени выбрал изображение голубого косого Андреевского креста. Он лично разрабатывал проект флага, и, согласно преданию, «Петр Первый, заснувший ночью за рабочим столом, был разбужен утренним солнцем, лучи которого, переломившиеся через промерзшую слюду окна, упали на белый лист бумаги синеватым диагональным крестом. Свет солнца и цвет моря - вот что символизирует Андреевский флаг».

В 1718 году в храме святого апостола Андрея в Кронштадте впервые был совершен чин освящения Андреевского флага, который стал развеваться над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орел».

Флаг с Андреевским крестом сегодня снова, после десятилетий атеистических притеснений, реет над военными кораблями России.

«Лодка Иисуса»

Зимой 1986 года, после продолжительной летней засухи, уровень воды в Галилейском озере резко опустился. Обнажился юго-восточный берег. Двое молодых людей - местные рыбаки - заметили в иле вещи явно древнего происхождения - куски дощатой обшивки судна. В этот момент на небе засияла двойная радуга. Юноши сообщили о находке в археологические службы. Начались работы по извлечению лодки из ила.

Этот артефакт стали называть «лодкой Иисуса»

Судно оказалось достаточно большим: его длина составляет 8 метров, а ширина - 2,3 метра. Такая лодка могла вместить 13 человек. Исследования показали, что при строительстве было использовано 12 пород дерева: кедр, сосна, кипарис и др. Изготовили ее простые люди, которые пустили в ход каждую доску, что была в их распоряжении.

Сегодня ученые единодушны в определении времени постройки и крушения лодки - начало I века н.э. Именно на таких лодках плавали рыбаки, промышлявшие добычей рыбы на Галилейском озере.

Найденная лодка - уникальное и единственное судно той эпохи и культуры - хранится в специальном музее на берегу Галилейского моря. Артефакт стали называть «лодкой Иисуса». Одни - имея в виду ее возраст. Другие - предполагая ее прямое отношение к Новозаветной истории.

Первое чудо Спасителя - претворение воды в вино. Последнее чудо, ознаменовавшее конец земного служения Христа, тоже связано с водой - из Его пронзенного ребра излилась кровь и вода. Иоанн Златоуст отмечал: «Не без значения и не случайно истекли эти источники, но - потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются». А блаженный Феофилакт Болгарский продолжал: «Кровь показывает, что Распятый - человек, а вода, что Он выше человека, именно - Бог».

Апостол Иоанн возвещал: «И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном» (1 Ин. 5: 8).

Будем же молитвенно надеяться, что Господь, предстательством Своего Первозванного апостола, не лишит и нас места в Своей лодке и «источника воды, текущей в жизнь вечную».

Апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была насыщенна духовными подвигами и путешествиями. Читайте молитву и житие апостола

Икона святого апостола Андрея Первозванного и помощь от его честных мощей

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так и святой апостол Андрей Первозванный имеет благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями.


Святой апостол Андрей назван Первозванным потому, что он стал первым учеником Христа. Его Господь первым из людей пригласил идти за Собой, узнавая Его учение. А после Воскресения и Вознесения Господа на Небо вместе с другими апостолами святой Андрей трудился и проповедовал учение Христа. Путь его был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостол Андрей принес христианство на земли будущей России. Но не среди варваров он скончался, а мученически закончил жизнь невдалеке от родины, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.


Как узнать икону апостола Андрея Первозванного по особенностям?

В церковных книгах - «писаниях мужей апостольских», то есть записях непосредственных учеников апостолов, осталось описание внешности апостола Андрея Первозванного: рассказывается, что он был высокого роста и несколько сутулым, имел нос орлиной формы, неширокие брови, густые волосы и бороду, глаза его были добрыми, взгляд - благочестивым.


Образ святого апостола Андрея - это изображение пожилого человека с густой седой бородой, завивающейся и сужающейся книзу. Церковные историки утверждают, что он родился в 6 году после Рождества Христова, то есть был младше Господа Иисуса всего на 6 лет. Известно, что он принял мученическую смерть в 65 лет, поэтому и изображается в этом возрасте на иконе.


Иногда на образе показана смерть апостола Андрея или орудие его казни: крест, на котором он был, как и Христос, распят, имеющий необычную для тех времен форму: это две скошенные доски равной длины. По указанию Петра I он стал основой знамени Российского флота - Андреевского флага. Он также иногда изображается на иконе - это белое полотнище, перечеркнутое двумя скошенными голубыми линиями.


Иногда апостол Андрей изображен на иконе во всех рост, стоящим возле своего креста. Тогда в одной руке он будет держать свиток, а другой благословлять молящихся перед иконой. Есть и оплечные изображения апостола, тогда голова его будет склонена как бы в знак смирения перед Господом, а руки не видны. Кроме того, руки святого бывают крест-накрест сложены на груди, глаза при этом подняты вверх - это молитвенные жесты. Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он покаялся в своем предательстве Господа. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг - а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких - оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти - апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.


В VIII-IX веках византийский инок Епифаний систематизировал все сведения об апостоле Андрее. Им упомянут также изображаемый на иконах апостола Андрея железный жезл с изображением Креста Господня. В своих долгих странствиях святой всегда опирался на него.


Чтимые иконы Первозванного апостола находятся в следующих храмах России и СНГ:


  • Андреевская церковь на Ваганьковском кладбище столицы России.

  • Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» на Ордынке - здесь в икону вмонтирован маленький мощевик.

  • Успенская церковь «Сиони» в Грузии, где образ святого апостола Андрея источает миро - благоуханную чудесную жидкость из эфирных масел неизвестных растений.

  • Свято-Троицкий патриарший кафедральный собор Тбилиси - здесь находится необычный деревянный резной образ апостола.

  • Храм святителя Николая в Пыжах.

  • Церковь в честь Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках.

  • Зосимо-Савватиевская церковь в Гольяново.

  • Андреевская церковь в Дивеевском женском монастыре, основанном преподобным Серафимом Саровским.

  • Андреевский собор Петербурга - здесь был певчим муж Ксении Блаженной.


Житие апостола Андрея Первозванного

Будущий святой родился в селении Вифсаида, неподалеку от Иерусалима. Он был старшим братом будущего первоверховного апостола Петра, названного при рождении Симоном. Еще юношей он всей душой любил Бога и хотел посвятить свою жизнь Ему. Он много молился, не вступал в брак и трудился на лодках своего отца Ионы, вместе с братом Симоном добывая рыбу на продажу и пропитание. Узнав, что в Израиле явился новый пророк, проповедующий и крестящий на берегах Иордана, Андрей не медля присоединился к ученикам Предтечи Господня Иоанна, став его близким соратником. Евангелисты Матфей и Иоанн рассказывают, но с небольшими отличиями, не противоречащими друг другу, о встрече Андрея с Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна читаем, что сам Иоанн Предтеча указал на идущего Иисуса Христа, сказав, что идет Агнец (жертвенный ягненок) Божий, Который берет на себя грехи всего человечества. Тогда-то рядом с ним и находился будущий апостол Андрей, тогда он и увидел Господа Иисуса впервые. Но апостол Матфей пишет, что Сам Христос позвал Андрея следовать за собой: увидев его с братьями, причаливающего после трудного рабочего дня в лодке к берегу, Господь обратился к ним, позвав следовать за Собой и обещав сделать ловцами людей, а не рыбы, проповедуя Жизнь вечную.


Возможно, апостол Андрей, стоя рядом Иоанном Крестителем не решился уйти от своего учителя и друга, но затем Иоанн Предтеча благословил его быть учеником Иисуса Христа. Итак, апостол Андрей верит Христу, берет на себя миссию проповеди людям и решительно оставляет дом, семью и имущество, следуя за Господом в первые странствия, которыми будет наполнена вся его жизнь. Он стал первым апостолом, первым спутником Господа Иисуса.


Вскоре Андрей возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого - Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа - по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад.
Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.


По слову Евангелия, Андрей Первозванный непосредственно участвовал в нескольких известных эпизодах земной жизни Христа: он привел ко Господу мальчика, имеющего с собой пять хлебов и пару рыбок, которые Христос, благословив, чудесным образом умножил и накормил толпу людей, которые были голодны после целого дня проповеди. В другой раз с апостолом Филиппом они подвели ко Господу греков - эллинов, которые хотели отойти от язычества и принять учение Христа. Андрей Первозванный был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества.


Апостол Андрей сопровождал Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Андрей с другими получил от Господа благословление идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа, и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостола Андрея, вместе с Богоматерью и другими апостолами пребывавшего в Сионской горнице - месте Тайной Вечери - в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.



Проповедь Андрея Первозванного в России и славянских странах

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их. По книге Деяний апостолов, святому Андрею Первозванному досталось побережье Черного моря и Причерноморье.


Путешествия, а тем более странствия, в которые пускались апостолы, в ту эпоху были делом непростым и опасным для жизни вследствие соответствующего транспорта. Много приходилось ходить пешком, долго и страшно было плавать на кораблях, а обращать в новую веру людей, для которых кровавые жертвы, убийство за называние местных богов бесами было нормальным. Подумать только, если даже сегодняшние атеисты доходят до оскорблений, что было в древние века. В Римской империи даже существовал закон, по которому казнили за богохульство, за проповедь иной религии - ведь даже император считался здесь непогрешимым и всесильным богом в сонме других божеств. Ко времени заката Римской империи в первые века христианства многие понимали, что боги римского пантеона или не существуют, или представляют собой злых, завистливых, порочных существ. Апостолы отправлялись в опасный путь.


После Пятидесятницы Андрей Первозванный сначала обошел с проповедью Евангелия ряд восточных стран. Он шел по Малой Азии, Фракии и Македонии: города Неокесарию, Самосаты, страну Аланы, а также обошел земли племен баски и зиги. Эти язычники настолько воспротивились Слову Божию, что среди них нашлись люди, желавшие убить апостола как хулителя их богов. Но смирение, спокойствие, доброта и подвижническая жизнь его вдохновили многих из них, и апостол был спасен. Он прошел царство Боспора на Черноморском побережье и на отплыл на корабле в город Фракийской страны Византий - будущий центр Византийской империи и оплот Православия. Именно Андрей Первозванный первым проповедовал здесь слово Божие, основал Церковь и рукоположил в сан епископа Стахия, одного из 70 апостолов Христа, которых еще при жизни Он Сам отправил проповедовать Евангелие. Стахия и рукоположенных в сан священников византийцев он обучил совершению Таинств и духовной помощи людям.


Это важное для Православия события было глубоко изучено историками и богословами Византийской империи. С помощью осмысления и изучения проповеди апостола Андрея Восточная христианская Церковь утверждалась как Церковь самостоятельная и равнозначная Римской. Позже, после отделения Католической Церкви в ходе Великой схизмы XI века, именно она стала единственной Православной Церковью. Византия подчеркивала, что апостол Андрей - старший брат апостола Петра, и способствовала почитанию апостола Андрея в тех странах, где он проповедовал Христа и где позднее византийские священники как опытные пастыри крестили и просвещали людей: это Армения, Грузия, Моравия и Россия. Византийский император Михаил Дука призывал русских князей к тесному союзу и братской любви великих православных государств, объединенных не только верой, но и одним ее источником: оба будущих царства просветил Евангельским светом «один самовидец Таинства и вестник его» апостол Андрей. Свою независимость от Римско-католической церкви на основании проповеди апостола Андрея со временем стала утверждать и Русская Православная Церковь.


Действительно, Андрей Первозванный дошел до Дуная, а пройдя Крымский полуостров и побережье Черного моря двинулся дальше и поднялся по Днепру до будущего Киева. По преданию, здесь, у подножия гор, он ночевал со своими спутниками и учениками, которым пророчески сказал, обратив их внимание на горы, что здесь просияет Божия благодать, раскинется великий город со множеством Божиих церквей. На Киевских горах Первозванный апостол поставил крест и благословил их благодатью Божией.


Но, по мнению летописцев, он не остановился здесь, а достиг в своих странствиях истоков Волхова. У нынешнего села Грузино на реке Волхов он погрузил (откуда и название) в воду реки крест - возможно, это был тот самый жезл с крестом, на который опирался апостол.


Еще одним местом, освященным проповедью апостола Андрея и просиявшим затем Божией благодатью, стал остров Валаам в Ладожском озере. Сейчас здесь - Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь, духовная жемчужина Северо-Западного региона. По преданию, раньше здесь было языческое капище, которое разрушил Андрей Первозванный и водрузил на его месте крест. На Валааме по сей день неподалеку от Воскресенского скита, где престол главного скитского храма освящен в честь апостола Андрея, стоит каменный крест на месте апостольского.


К сожалению, точные данные о том, как далеко прошел по будущей Русской земле Первозванный апостол, у историков нет. Церковное предание зачастую пополняло и Евангельское слово, и исторические документы своими сведениями. Однако ряд ученых предполагает, что святой апостол прошел не только Крым, освятив существующий уже тогда город Херсонес (там, вероятно, находился в ссылке известный римский поэт Овидий), но побывал и на Кавказе, и на Кубани. В одном уверены все православные русские люди: именно Первозванный апостол является и первым миссионером в славянских землях. Его имя связывает Константинопольскую Церковь-Мать с Русской Церковью-Дочерью, которая была крещена от византийского духовенства. Он оберегает Россию в течение ряда эпох.



Страдания и смерть апостола Андрея Первозванного

В странствиях апостол терпел не только лишения, но даже истязания. В некоторых городах его изгоняли, побивали камнями. Так, в городе Синопе его подвергли пыткам и избиениям, но по Божьему промыслу он остался жив и невредим, продолжив свой путь. Его молитвами Бог творил чудеса, а его трудами появлялись и росли Церкви под руководством мудрых священников.


По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. В городе Патры, по возвращении из своих долгих странствий, он принял мученическую кончину.


В этом месте он также проповедовал Христа, исцелял и воскрешал людей. Почти все население города обратилось в христианство. Увы, глава города - Эгеат остался язычником. Его сердце было ожесточенным. После длительного диспута с апостолом он в гневе приказал казнить его той же крестной смертью, что и проповедуемого им Христа.


Проповедь апостола не была тщетной. Народ встал на его защиту и хотел даже убить Энеата. Но сам апостол из темницы остановил бунтующих, просив не превращать в мятеж, угодный лишь дьяволу, город и мир - ведь и Сам Господь, ведомый на казнь, не кричал и не противился злу. Он призвал их пребывать в спокойствии и молчании.


На крест святого апостола не прибили, а привязали, чтобы продлить его мучения. По свидетельству Священного предания, на площади два дня находились 20 тысяч человек, возмущавшихся несправедливостью казни праведника. Апостол же и в страданиях проповедовал с креста, призывая все трудности земной жизни, даже страшную смерть терпеть с покорностью воле Божией и ожиданием награды в Царствии Небесном.


Через день люди все же пошли к правителю и требовали освободить святого - так, что правитель испугался и сам со слугами пошел отвязать апостола. Но Андрей Первозванный стал молиться, чтобы не быть снятым со креста и принять мученический венец. Даже руки пытавшихся его отвязать воинов и горожан деревенели. Распятый апостол прославил Бога и просил Его принять душу - при кончине апостола с Неба около получаса действительно сиял яркий свет. Сам Господь спустился за душой своего первого ученика, искупившего кровью и засвидетельствовавшего муками свою верность Христу.



Чудеса апостола Андрея

Как и Господь Иисус Христос, чтобы помочь людям, страдающим от своих грехов, и убедить их в силе Слова Божиего, апостол Андрей помогал людям, исцеляя их и помогая разрешению их жизненных трудностей, даже воскрешая умерших. Так, больных он исцелял возложением рук, парализованных и больных кропил святой водой, прикосновением пальцев возвращал людям зрение. По словам писаний учеников апостола, люди удивлялись не только чудесам, но святости и кротости самого Андрея Первозванного.


Апостол Андрей прославился тем, что воскресил многих людей именем Божиим. Церковно-исторические источники приводят следующие сведения о его прижизненных чудесах, сохраняющие даже имена воскрешенных и отражающие отношение жителей разных городов к христианству:


    В городе Синопе - откуда язычники изгнали его, подвергнув мукам - апостол по просьбе новой христианки воскресил ее убитого мужа. Он не держал зла на горожан.


    В Ацкури на территории современной Грузии апостол воскресил приготовленного к погребению человека, и благодаря этому чуду все жители города крестились - в отличие от синопцев.


    В Амасееве Первозванный апостол воскресил скончавшегося в лихорадке мальчика Египтия по молитве его отца.


    Во время похоронной процессии по улицам Никомидии апостол подошел ко гробу ребенка и воскресил мальчика, погибшего от звериных зубов.


    При проповеди на городских улицах в Солуни (Фессалониках) апостол воскресил ребенка, внезапно скончавшегося из-за остановке дыхания, и малыша, погибшего от змеиного укуса.


    В одном из городов римский проконсул с помощью солдат схватил апостола. Один из солдат, обнаживший меч на святого, упал мертвым, но тут же по молитве апостола воскрес. Это не убедило жестокого правителя по имени Вирин в силе Божией, и он бросил апостола в амфитеатр к хищным зверям. По преданию, ни дикие бык и кабан, ни леопард не тронули святого Андрея, но пятнистый хищник внезапно бросился на сына самого Вирина. Задушенного леопардом мальчика также воскресил сам добрый апостол, готовый помочь горю даже собственных мучителей.


    Множество чудес совершил апостол Андрей в последнем городе своего земного странствия - Патрах. Не зря все жители города обратились в христианство. Так, апостол воскресил утопленника, выброшенного море на берег во время проповеди. Воскресший поведал, что его зовут Филопатр и он плыл из Македонии ради знакомства с апостолом и принятия нового учения Христа. Его вера была вознаграждена: по молитве апостола море выбросило 40 человек, плывших на корабле с Филопатром. Все они были воскрешены Андреем Первозванным. Именно это чудо дало начало почитания апостола Андрея как покровители и спасителя всех моряков и рыбаков.


Сохранились свидетельства и иных патрских чудес: исцеление тяжело больного вельможи Сосия, исцеление самой жены правителя Энеата Максимиллы и его брата Стратоклия. Вот почему, когда этот жестокосердный человек отправил на казнь помощника и учителя его близких и подчиненных, люди взбунтовались.


Сама Максимилла, жена правителя, и предала погребению честные мощи святого. На месте мученической кончины апостола Андрея в Патрах теперь стоит огромный собор в его честь - самый большой храм в Греции, хранящий мощи праведника и его крест.



Мощи Андрея Первозванного и его почитание в России

Спустя несколько веков, при торжестве христианства в Византийской империи, в 357 году император Константин Великий повелел перенести мощи первого просветителя Византийских земель апостола Андрея в Константинополь - бывшее селение Византия, где проповедовал святой. Здесь их торжественно положили для поклонения в храме Собора Апостолов вместе с мощами апостола и евангелиста Луки и апостола Тимофея, сподвижника апостола Павла.


Здесь они почивали до 1208 года, когда город захватили крестоносцы и кардинал Петр Капуанский перенес часть мощей в итальянский город Амальфи. С 1458 года глава святого апостола пребывает вместе с мощами его брата, первоверховного апостола Петра, в Риме. А десница - то есть правая рука, которой воздается особая честь, - была перенесена в Россию.


Русская Православная Церковь, почитая себя преемницей апостольского служения Андрея Первозванного, с начала обращения в христианство Руси считает его своим покровителем и помощником.


Первая церковь в его честь, вокруг которой сразу возник первый женский монастырь на Руси, была создана уже в 1086 г. в Киеве великим князем Всеволодом Ярославичем. Он был крещен с именем Андрей.


В те же годы и в Новгороде был основан Андреевский храм.


Петр I Великий в XVII веке учредил главный, высший орден Российской Империи, названный Андреевским в честь Первозванного апостола. Он давался в награду только высшим лицам государства и оберегал цариц. В современной России он был возрожден в 1998 году


Также со время императора Петра Первого Российский флот имеет своим стягом Андреевский флаг. По сей день боевой флот выходит в море под Андреевским флагом. Многие моряки и мужчины России носят славное имя Первозванного апостола.


27 мая 1703 года, создавая Северную столицу Империи - Петербург, Петр Великий положил в основание Петропавловской крепости, названной также в честь святых апостолов, частицу мощей апостола Андрея в ковчеге, вручая его заступничеству новый город.


В России почитаемые частицы мощей находятся в некоторых храмах.


В главном храме страны - храме Христа Спасителя города Москвы пребывает ковчег с мощами.


А величайшая святыня - десница, рука до локтя апостола, пребывает в Богоявленском Елоховском соборе. Она была передана Патриархом Константинопольским Парфением еще в 1644 году в дар царю Михаилу Феодоровичу Романову как благодарность за помощь: царь выкупил у турецкого султана православный монастырь в греческих Фессалониках, предназначенный к разорению. Рука апостола пребывала в Московском Кремле, в соборе Успения Богородицы, а после превращения его в музей при советской власти, в честь тысячелетия Крещения Руси, передана Церкви и оставлена в Елоховском соборе.


Десница находится в серебряном ковчеге, которым сам по себе ценность - ему более двухсот лет. Ее редко, но перевозят для поклонения в православные храмы России. Интересно, что ранее святыню возили только священники, прижимая к груди ковчег. С 2000-х годов мощевик для сохранности помещают в дополнительный тяжелый ковчег.



О чем молятся Андрею Первозванному?

Помните, что молиться перед иконой святого Андрея, как и любому святому, можно обо всем. Обращайтесь к иконе не как к оберегу, а как к окну в Небесный мир.


Святой Андрей Первозванный почитает как покровитель людей всех специальностей, связанных с морем, ведь до апостольства он был простым рыбаком, да и став учеником Христа часто добывал себе и другим рыбу для пропитания. Кроме того, перед выходом в море военнослужащих флота и их родные зачастую собираются на молебен святому апостолу Андрею и святителю Николаю Чудотворцу о помощи в походе - эта традиция строго соблюдалась Российской Империи, специально для таких молебнов был отстроен Никольский Морской собор в Кронштадте, базе Балтийского флота.


Апостол Андрей также покровительствует девушкам и женщинам, ищущим счастливого замужества; родители молятся святому о целомудрии дочери и правильном выборе ею жениха.


Еще помогает икона апостола Андрея Первозванного по молитве к святому:


  • О понимании Православной веры и обращении ваши близких к Церкви;

  • Об охране на воде, в круизе, морском путешествии;

  • О защите страны и города от нападений врагов;

  • О помощи в переводческой деятельности и преподавании языков - ведь апостол по благодати Святого Духа говорил на всех языках мира.


Праздник Андрея Первозванного

Дни памяти апостола Андрея Первозванного - 13 декабря, 13 июля в день Собора всех двенадцати апостолов и 20 июня - в день обретения мощей. В эти дни за Литургией читаются особые молитвы апостолу, совершаются молебны.



Первозванный апостол Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкви последователь, прославляемый всеми Андрей! Прославляем и возвеличиваем апостольские труды твои, радостно вспоминаем благословенное твое путешествие к нам, в Россию, славим честные страдания твои, которые ты вытерпел ради Христа, целуем твои святые мощи, почитаем память твою святую, верим, что Господь жив, жива с Ним и душа твоя, ведь ты с ним во все века находился и будешь с ним на Небесах, где любишь ты нас всех той же любовью, когда по благодати Духа Святого ты услышишь наше обращение к тебе и ко Господу, и не только любишь ты всех людей, но и молишься за нас к Богу, видя в свете Его благодати все наши нужды.
Веруем твоей помощи, и веру нашу исповедуем и в храме, и перед иконой твоей святой, и перед почивающими в России святыми мощами; веря, молимся и просим Господа Бога Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы по твоим молитвам, которые всегда Он слушает и которые исполняет, подал нам все нужное для спасения нас, грешных. Пусть также, как и ты сразу по зову Господа оставил сети свои и пошел за ним, не уходя с Его пути, так и каждый из нас не заботится о своем, но думает о помощи ближнему своему и о жизни в Царствии Небесном.
Имея же тебя как ходатая и молитвенника о нас, верим, что твоя молитва много может помочь нам перед Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом, Который да прославляется и чествуется всегда во Святой Троице с Отцом и Духом Святым вечно. Аминь.


Величание - то есть прославление апостола в благодарность за помощь:


Возвеличиваем тебя, апостол Христов Андрей, и почитаем болезни и труды твоя, которыми ты трудился ради несения благой вести учения Христова людям.


Да хранит вас Господь молитвами святого апостола Андрея!


Святой апостол Андрей Первозванный первым из апостолов последовал за Христом, а затем привел к нему своего родного брата (). С юности будущий апостол, который был родом из Вифсаиды, всей душой обратился к Богу. Он не вступил в брак и вместе со своим братом занимался рыболовством. Когда над Израилем прогремел глас святого пророка, святой Андрей стал его ближайшим учеником. Святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и , ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. После Сошествия Святого Духа на апостолов, святой Андрей отправился с проповедью Слова Божия в восточные страны. Прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, дошел до Дуная, прошел побережье Черного моря, Крым, Причерноморье и по Днепру поднялся до места, где стоит теперь город Киев. Здесь он останавливался у Киевских гор на ночлег. Встав утром, он сказал бывшим с ним ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей". Апостол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Помолившись, он поднялся еще выше по Днепру и дошел до поселений славян, где был основан Новгород. Отсюда апостол прошел через земли варягов в Рим, для проповеди, и вновь вернулся во Фракию, где в небольшом селении Византии, будущем могучем Константинополе, основал христианскую Церковь. Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. На своем пути Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. В Синопе его побили камнями, но, оставшись невредимым, верный ученик Христов неустанно нес людям проповедь о Спасителе. По молитвам апостола, Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство. Последним городом, куда пришел Первозванный апостол и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры.

Многие чудеса Господь явил через ученика Своего в городе Патры. Недужные исцелились, слепые прозревали. По молитве апостола, выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин; наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского, и его брат Стратоклий. Совершенные апостолом чудеса и его пламенное слово просветили истинной верой почти всех граждан города Патры. Немного оставалось язычников в Патрах, среди них был правитель города Эгеат. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Но даже чудеса апостола не вразумляли Эгеата. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. Язычник думал опорочить проповедь святого Андрея, если предаст его смерти на кресте, который прославлял апостол. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и с молитвой ко Господу сам взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать руки и ноги святого, а привязать их ко кресту. Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душой сострадали ему и потребовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу, произнес: "Господи, Иисусе Христе, приими дух мой". Тогда яркое сияние Божественного света осветило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою святую душу Господу († 62). Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его.

Несколько столетий спустя, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами и ученика апостола Павла - .

Иконописный подлинник

Русь. XVII.

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 30 ноября (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову.

Рим. 705-707.

Ап. Андрей. Фреска. Санта Мария Антиква. Рим. 705 - 707 годы.

Сицилия. 1148.

Ап. Андрей. Мозаика в апсиде. Собор в Чефалу. 1148.

Афон. XV.

Ап. Андрей. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры