Герман вирт происхождение человечества на русском. А.Г.Дугин

Главная / Развод

Есть несколько точек зрения на то

что представляют собой руны…

Теория рун, предложенная немецким ученым - профессором Германом Виртом. Сразу оговоримся, что эта теория не признается широкими научными кругами. При этом причина такого пренебрежения Виртом заключается не столько в его собственно палеоэпиграфических и рунологических трудах, сколько в его оценке текста, известного под названием "Хроники Ура-Линда", история которого, как две капли воды, похожа на историю "Велесовой книги". "Ура-Линда" была обнаружена в начале XIX века и представляла собой якобы древнейшую историю германцев (фризов), уходящую вглубь веков на много тысячелетий. Написана она была особым квази-руническим шрифтом и содержала сюжеты дохристианской мифологии и священной истории германцев. "Велесова книга" (обнаруженная, однако, лишь в начале XX века) представляет собой точный аналог "Ура-Линды", только применительно не к германцам, а к славянам.

Ученые сразу же расценили "Ура-Линду" как откровенную подделку, восходящую к эпохе голландского ренессанса, когда какой-то энциклопедист перенес мифологические и географические знания своей эпохи на далекие времена и воссоздал псевдомифологическую картину. Сторонники же аутентичности "Ура-Линды" были признаны маргиналами, шарлатанами и подвергались насмешкам. (И в этом аспекте параллель с историей "Велесовой книги" очевидна.)

Однако и сам Герман Вирт не утверждал, что мы имеем дело с подлинником. Он полагал лишь, что речь идет об очень древней версии мифологического дохристианского предания, обработанной и стилизованной гораздо позднее голландским гуманистом. Вирт, знаток сотни древних и современных языков, археолог, лингвист и историк, проделал колоссальный труд по контент-анализу всего памятника и отделил в нем разновременные пласты - самые древние, более поздние и совсем поздние. Результатом его реконструкции явилась публикация "Ура-Линды" с подробнейшими комментариями. Она-то и сделала Вирта изгоем в среде официальных историков, которые считали, что само сомнение в полной фальшивости "Ура-Линды" автоматически дискредитирует автора.

По этой причине другие и самые основные труды Германа Вирта, - "Происхождение человечества" и "Священный праязык человечества", - где содержится его рунологическая теория и об "Ура-Линде", вообще не упоминается, остались без внимания широкой научной общественности. В этих трудах содержится потрясающий палеоэпиграфический материал, который вполне заслуживает того, чтобы стать сенсацией в истории человеческой протокультуры. Многие интуиции Вирта предвосхищают те лингвистические теории, которые называют "ностратическими" и которые появились намного позже, нежели первые работы немецкого профессора. Но это лишь одна сторона его фантастических открытий. Самое важное осталось в стороне.

Итак, Вирт предложил следующее объяснение рунических знаков. С его точки зрения, скандинавские и древне-германские руны и рунические круги представляют собой следы древнейшей знаково-символической модели, которая лежит в основе всех типов языков, мифологий, культур, ритуалов, сакральных доктрин, календарных систем, астрологических наблюдений и т.д. Некогда рунические круги были известны всем народам земли, вышедшим из единой прародины - северной страны Гиперборея.

Вирт, являвшийся сторонником археологической теории "культурных кругов", назвал эту изначальную протокультуру "Thulekulturkreise", т.е. "культурным кругом Туле".

Изначально рунические круги ритуально наносились только на древесную поверхность, так как дерево в "культурном круге Туле" считалось сакральным элементом, вещественным воплощением Оси Мира. По этой причине проследить хронологию развития полноценного рунического письма в древних эпохах полноценно невозможно. Лишь фрагментарные надписи на стенах пещер, керамике, камнях, а позже, бронзе и железе, являющиеся, скорее, аномалиями, нежели нормой древнейшей культуры, позволяют судить о шагах эволюции (или, точнее, инволюции) рунического письма. Исторические руны, какими они достоверно появляются в V-VI вв. - это лишь инерциальные следы древней забытой системы, которую (чтобы не путать понятия) можно назвать проторунической.

Проторуническая система, согласно Вирту, лежит в основе всех систем письма - финикийской, индийской, шумерской, китайской, египетской и т.д. Более того, проторуны и их система представляют собой ключ к расшифровке абсолютно всех мифологических сюжетов и сакральных доктрин - как монотеистических и развитых, так и примитивных и языческих. Рунический круг безошибочно прослеживается в фонемах, знаках, мифологических сюжетах, обычаях, ритуалах, приметах, ассоциациях, обрядах всех народов земли. Надо знать лишь код, и расшифровать любую систему символов не представляет труда.

В своих трудах Герман Вирт проделал колоссальную работу по вычленению серии сюжетов и знаков, составляющих изначальные ансамбли символов "культуры Туле", которые можно проследить от пещерных рисунков до самых развитых современных теологических конструкций. Каждый том работ Вирта содержит около 1 000 страниц, включая атласы и альбомы, каталогизирующие его открытия в сфере археологии (он сам активно участвовал в раскопках), палеоэпиграфии, сравнительной лингвистики, истории религий. На нескольких страницах, естественно, невозможно, даже кратко дать представление об этих уникальных исследованиях, которые, при этом, настолько редки, что их подчас нет даже в самых полных европейских библиотеках. Это обстоятельство объясняется и политическими соображениями. Дело в том, что Герман Вирт был основателем научно-исследовательской организации "Наследие Предков" ("Аненэрбе") во время "Третьего Райха", и хотя он был признан совершенно невиновным в преступлениях гитлеровского режима, определенная тень легла на него так же, как и на некоторых других знаменитых германских ученых и мыслителей патриотической ориентации -Мартина Хайдеггера, Эрнста Юнгера, Артура Мюллера ван ден Брука, Карла Хаусхофера и т.д. Однако, даже среди них Вирту не повезло гораздо больше - темы, которые он рассматривал не вызвали интереса у европейских ученых (в отличие от Юнгера и Хайдеггера, которых отстояли их французские поклонники, безупречно чистые с точки зрения "антифашизма"). А вместе с тем, быть может, открытия Вирта не сравнимо важнее для нашего понимания истоков человеческого духа, нежели работы многих других авторов...

Вирт прожил до 1982 года, но все это время его и его труды окружало настолько полное молчание, что создается впечатление, будто во всем этом наличествует какая-то зловещая тайна, какой-то "заговор". Очень странным является и такой эпизод. Последняя книга Германа Вирта, т.н. "Palestinabuch", в которой он собрал все результаты исследований касательно "гиперборейских" истоков ветхозаветной традиции - на основании систематизации и исследования архаических пластов ближневосточной культуры, была таинственным образом похищена у него из дома накануне отправки в типографию. Если бы исследования Вирта были простым шарлатанством, вряд ли кому-то пришло в голову красть многотысячностраничную рукопись.

Но эта тайна пока не получила разгадки.

Славянская руника

Здесь нас интересует не просто история немецкого профессора, но то, каким образом его концепция может помочь нам в исследовании славянских древностей, объяснить многие загадки древней дохристианской культуры наших далеких предков. А эта тема сейчас волнует все большее количество людей. Отсюда, кстати, и интерес к "Велесовой книге", к реконструкции докириллической письменности и т.д.

Если принять точку зрения Вирта, что северные народы Евразии, жившие в непосредственной близости к изначальной арктической прародине - Гиперборее, дольше других сохранили проторунические системы, хотя их полноценное значение, культовое использование и алфавитно-календарное осмысление были искажены и забыты. Поэтому руника встречается у них в фрагментарном виде, как наследие древнего знания, ключ от которого утерян безвозвратно. Но тем не менее, начиная с 5 века эта поздняя руника синхронно появляется на севере Евразии. Вирт особенно пристально изучал германо-скандинавские области. Но он указывал также на точное соответствие руническим знакам (огласованных, однако, совершенно иначе) орхонских надписей древних тюрков. Причем тюркская руника появилась почти синхронно с германской, при том что трудно предположить прямое заимствование. С точки зрения простой географической симметрии, бросается в глаза, что между ареалом расселения германо-скандинавских племен и тюрками Сибири располагались как раз древние славяне, перемешанные с угрскими племенами. И об этих славянах черноризец Храбр писал, что они "пишут чертами и резами". Позднеруническое письмо характеризуется как раз тем, что оно вырезывалось на дереве или камнях, тогда как, по мнению Вирта, знаки изначальной проторуники были округлы. Таким образом, вполне вероятно, что "черты и резы" были символической системой "славянской руники", являющейся как бы промежуточным слоем между германской и тюркской системами. Указание Храбра на то, что древние славяне "гадают" по резам, указывает на то, что славяне использовали свои руны так же, как германцы - они служили им одновременно и азбукой и методом сакральных ритуалов (в низшей своей форме - предсказаний).

Поразительно, насколько схожи знаки "Гимна Бояна" и "Велесовой книги" и германские руны. Хотя нельзя исключить и того, что по своим масонским каналам Сулакадзев, к которому сходятся все нити истории с "Велесовой книгой", мог быть в курсе "Хроники Ура-Линды", также стилизованной под руническое письмо. В таком случае (чего нельзя полностью исключить) ценность его документов теряется. При этом не исключено, что, как и в случае с "Ура-Линдой", речь идет о позднейшей переработке какого-то действительно древнего документа. Важно лишь подойти к этому вопросу объективно и беспристрастно, не впадая в преждевременный энтузиазм, но и без заведомых предрассудков.

Подлинны ли фрагменты сулакадзевской коллекции или нет, у славян должны были быть системы рунического типа, фрагменты которых мы безошибочно встречаем в традиционных славянских вышивках, мифологических сюжетах, орнаментах, обрядах и поверьях. Следовательно, вопрос стоит только в том, чтобы приступить к полноценной и масштабной дешифровке древнего славянского наследия, не ожидая, что история подарит нам достоверный материал текстового характера. Это было бы слишком просто. Хотя и нельзя полностью исключить, что рано или поздно обнаружится и такое свидетельство.

Уже сейчас мы можем приступить к глобальной дешифровке славянских древностей, так как имеем возможность использовать для этого бесценный научный аппарат, разработанный гениальным немецким профессором.

Если мы выясним систему славянского рунического круга, задача будет решена. И нам останется только провести сравнение этой модели с германской руникой и системой письма и календарных знаков у древних тюрков. Так, постепенно, мы выйдем на следующий уровень и приблизимся к расшифровке древнейшей загадки Евразии, к постижению ее пракультуры, ее тайного, забытого языка, являющегося не просто средством передачи информации (как сегодня ошибочно понимают язык технократы и прагматики), но уже самой информацией, причем важнейшей и значительнейшей, священной.

Таинство яблока - таинство Севера

Прежде, чем сделать первые шаги в нашем исследовании славянской руники, обозначим в самых общих чертах суть концепции Германа Вирта относительно смысла рунического или проторунического письма.

Вирт утверждает, что изначальной культурной моделью, на основе которой развились и письмо, и фонемы, и календари, и ритуалы, и юридические институты, и искусства, и занятия, - т.е. вся человеческая культура в ее истоковом, зародышевом состоянии, - было наблюдение природных годовых явлений арктического Севера. Многие традиции говорят, что именно с Севера предки людей спустились в средние и южные широты, где и возникли древнейшие цивилизации - как образы древней прародины, как ее отражения, реконструкции, имитации. Это утверждает иранская традиция, которая говорит об Арьяна-вадже, родине предков древних иранцев. То же самое предание содержится в Ведах, где говорится, что первые люди жили в том месте, где день и ночь длятся целый год - т.е. в Арктике. Греки знали о северной стране Гиперборее, родине

солнечного Аполлона.

Индусы обладают традиционной теорией космических циклов, которые они связывают с динамикой континентов. Каждому циклу соответствует свой континент, dvipa. Нашему циклу соответствует т.н. "Jambudvipa", "земля яблонь", причем Рене Генон показал, что речь идет не о самой Индии, но о всех актуально существующих континентах и особенно об их синтезе - Северной Земле, Арктогее, Гиперборее. Этот символический момент показателен. Яблоня, яблоко во многих мифах связываются именно с раем или с райским садом, с тем местом, где человечество пребывало в изначальные времена. Сам корень слова "яблоко", - этимологический связанный и с индусским "jambu", и с германским "Appfel", англ. "apple" и т.д., - Вирт считает родственным и имени Аполлона, гиперборейского бога Солнца и Света. Если учесть этот "арктический", полярный момент, то многие сюжеты, связанные с яблоками, станут понятными: молодильные яблоки скандинавских саг, яблоки Гесперид, запретное яблоко с древа познания, послужившее причиной оставления праотцами рая и т.д. Кроме того, есть и еще одна выразительная деталь: если разрезать яблоко поперек, мы получим в сердцевине пятиконечную звезду, а этот символ также изначально являлся образом полюса, Севера, рая.

Вирт объясняет полярный символизм звезды следующим образом. - Древнейший календарь представлял собой шестиконечную звезду, отмечающую шесть основных положений солнца: летнее солнце (верхняя черта), зимнее солнце (нижняя черта), точка восхода и заката зимой (зимнее солнцестояние - две наклонных косых черты вверху) или же летом (летнее солнцестояние - две наклонных косых черты внизу). Иногда отмечалась и горизонтальная линия, соответствующая точкам равноденствий, что давало восьмиконечную звезду. В Арктике шестая, нижняя черта отсутствует, так как зимой солнце там вообще не поднимается, а следовательно, шестиконечная звезда становится пятиконечной. Арктогея - страна яблок и яблонь. Отсюда легко вывести роль яблок в русском и славянском фольклоре.

Основные руны

Вернемся к проторуническому кругу. Наблюдение за годовыми событиями за чертой северного полярного круга делает наглядными следующие знаки, являющиееся основой проторуники.

Круг, который описывает солнце за сутки над головой наблюдателя, как бы расширяя округлость самого солнца до космических масштабов. Возможно, древнейшей фонемой этого знака был согласный звук R (вариант L, так как "жидкие" согласные часто взаимозаменяемы при переходе от языка к языку). Иногда круг снабжается вертикальной чертой внизу. От этого произошла греческая "ro" - r .

Этот замкнутый круг разрывается в осенние и весенние арктические периоды, когда солнце делает над точкой Юга короткие дуги. Эти дуги - древнейший проторунический знак, UR в скандинавских кругах. Огласовка - гласный "u", единственный звук, который можно издавать с закрытым ртом. Символически это соответствует спуску солнца в темноту ночи, исходя из символического отождествления рта и голоса с космосом. (Сравните русское слово "небо", верхняя полость рта, и "небо", небосвод).

В начале года тот же знак UR вероятно озвучивается как "а", так как гласный "а" издается полностью открытым ртом, символ нового начала. Солнце выходит из-под земли, из мрака, пещеры. Начинается Новый День, Новый Год.

Далее сектор связан со знаком KA , представляющим собой символ подъема, воздетых рук, рогов и т.д. Этим звуком обозначалось все, имеющее отношение к движению вверх, поэтому часто этот знак означает дух или огонь. Над KA восходит R (или RE или RI, так как огласовка согласных по мере перехода от посленовогоднего A движется к промежуточному E и далее к I, который является гласным летнего солнцестояния, высшей точки года).

После летнего солнцестояния, которое огласуется как I и изображается вертикальной чертой - высший знак, дух, царственное достоинство, солнце начинает клониться вниз, к зиме, к арктической ночи. От верхней точки к нижней. Связь между ними осталась в иероглифе S и проторуне SOL, представляющей собой опускающийся огонь, солнце, закат, но вместе с тем молнию. Это также яблоко, тяготеющее осенью к Земле.

Далее следует иероглиф TU или TO - . Осенний спуск, опущенные руки, ветви (ивы, ели, сосны, тиса и т.д.). Гласный O средний между I (издаваемым с полузакрытым ртом, растянутые губы) и U (издаваемым с закрытым ртом).

Кроме того есть две носовые согласные N и M, которые, по Вирту, обозначают горизонталь, воду, Землю, материнскую утробу, камень, дно, ночь, мрак и т.д. Это такой согласный, который как бы еще не обрел четкой формы. Поэтому первый крик ребенка - MA - выражает древнейшую гиперборейскую культовую формулу: из недр ночи рождается новая жизнь, новый свет, новый космос.

Исторические руны имеют еще несколько промежуточных знаков:

THURS, знак топора (или колючки), которым отделяется пуповина Нового Года от Старого. (Топор и колючка, а также глагол колоть, связаны через слово "кайло", т.е. топор; поэтому не исключено, что эта руна у славян называлась "коло" или как-то похоже).

AS и FEOH - две части Мирового Древа, Ели, Березы, Яблони и т.д. Из FEOH произошло русское БОГ. Из AS - русское "азъ", местоимение первого лица, "я".

Согласный N, изначально изображавшийся горизонтальной чертой (см. рис. 14) позднее сочетался с NYT (см. рис. 18), откуда русское "не", "нет", отсюда же "ночь".

Озвончение весеннего KA (KEN - в поздних кругах) дало GYFU, руну, сходную с KA, поднятая рука, перекладина.

Вариацией I стала руна IEH, указывающая на изменение траектории пути солнца в момент летнего солнцеворота.

В точке осеннего равноденствия закрепилась составная руна BEORG, т.е. "две горы", перешедшая сюда из зимнего солнцестояния в более древних версиях. От этой фонемы образовано и русское слово "береза"- сакральное дерево славян. Все остальные руны принадлежат предновогоднему периоду - осенне-зимнему сезону.

Далее идет LAGU, крюк, означающий также "воду", "озеро". Русское слово "луг" несет в себе оба протосмысла - нечто кривое, лук, излучина (внешний вид идеограммы, крюка, рукояти посоха) и пространство, заливаемое по весне водой; близкое германским корням, обозначающим "озеро" - lake. Остюда же и русское "лужа".

Руна MADR попала в осень из весны, где она изображала M (и звучала также) волнующуюся водную гладь, контрастирующую со стоячей водой осени - N.

Руна EOH напоминает идеограмму коня, и отсюда все мифологические сюжеты о "водных конях" или "морских жеребцах".

Руна ING представляет собой брачную руну, союз неба (верхний треугольник) и земли (нижний треугольник), мужского и женского начала. Это также две переплетенные змеи.Фонетически огласуется дифтонгом NG (иногда с носовым N). В древнерусском языке "n" было носовым, и постепенно отпало. Такие современные русские слова, как "угол", "угрь", "крюк", "рука", "лягушка" и т.д. имели некогда носовое "n" перед "g" или "k". Возможно, славянским названием руны ING было "угол" или "крюк".

ODIL представляет собой узел, петлю, каплю. Означает "дух", "семя", иногда также "рыбу" в силу иероглифического сходства и того обстоятельства, что рыбы живут в воде, а предновогодние сектора священного года соотносятся с водой. На древнерусском подлинное имя рыбы "зва" было табуировано. Не исключено, что русский ODIL назывался именно так - "зва".

Важная руна DAG означает "день", "свет", "двойной топор", а также "чашу", "сосуд", "котел для ритуальных празднеств". Руна дала имя кельтскому богу Дагда, который в ирландских мифах связан с волшебным котлом, пища в котором не иссякает. Это новогодняя руна. От этого корня развились индоевропейские имена небесного бога - индусское Dyaus, латинское Deos, греческое Theos. К этой же основе восходят немецкое "Tag" ("день") и само русское "день".

Теперь остается попытаться найти соответствия этому набору священных идеограмм и славянским корням, узорам, сказаниям, мифологическим сюжетам и т.д. Таким образом мы приблизимся к восстановлению священной картины мира наших предков и к выяснению священной модели, лежащей в основе нашей древнейшей культуры, нашего языка, наших обрядов, нашей психологии и т.д.

…Я вспомнил об этом малоизвестном мыслителе случайно, благодаря знакомым. Дескать, существует у нас в городе неофициальный кружок любителей творчества Германа Вирта. Впрочем, кто такой Герман Вирт, я и до того знал лишь в самых общих чертах: историософ, археолог, энциклопедист, полиглот. Вроде бы был замечен в сотрудничестве с гитлеровцами — почему его имя в наше время и оказалось предано забвению. В любом случае, личность занимательная.

Вроде был замечен в сотрудничестве с гитлеровцами, поэтому его имя в наше время оказалось предано забвению. В любом случае, личность занимательная.

Таинственная Гиперборея

Придя домой, залез в интернет. Что очень удивило - про Германа Вирта смог выудить лишь скудную информацию. Даже англоязычный сектор сети оказался весьма скуп. Однако удалось-таки найти несколько любопытных фактов.

Оказывается, Вирт - автор нескольких нашумевших в свое время книг - создал экзотическую теорию о древнейшей истории людского рода… Естественно, я загорелся узнать побольше и о нем, и о даугавпилсских поклонниках его учения, и вскоре уже договаривался по телефону о встрече с загадочными городскими «виртолюбами»…

…Скромная квартира в невзрачной «хрущобе», небольшая комнатка, главным украшением которой служит настенный ковер с ведическими узорами. Хозяин квартиры - уже немолодой человек по имени Глеб, историк по образованию, а по нынешнему роду занятий - средней руки бизнесмен. Его супруга Ольга - филолог, переводчица. Их друзья - художница Евгения и компьютерщик Илья. Всех их уже давно объединил общий интерес к эзотерике, истории и древним культурам.

Нет, мы никакие не сектанты, - предваряя мой невысказанный вопрос, начинает разговор Глеб, - а наши регулярные чаепития служат единственной цели: обмену интересной информацией. Герман Феликс Вирт является для нас почитаемой фигурой, поскольку это самый замалчиваемый из всех гениев нашей эпохи. Это ученый, увеличивший человеческую историю на двенадцать тысяч лет! Мы с большим трудом разыскиваем все, что было когда-либо им написано.

Рассказ о жизни Вирта (хотя он и умер, по историческим меркам, совсем недавно) звучит какой-то невероятной сказкой. Родился в 1885-ом году в нидерландском Утрехте. Наследник древнего рода, с юных лет увлекся собирательством старинных народных песен, историей германских языков и теорией музыки. В Первую мировую ушел добровольцем в немецкую армию. В 1916-ом году стал профессором филологии в Берлинском университете. Именно здесь он и обратился к теме праистории человечества. Ее он исследует через толкование календарного символизма, изучает практически все известные к тому времени «мертвые языки». Вскоре его мысли получают известность.

Основная идея Вирта, - рассказывает Ольга, - сводилась к тому, что человечество на заре своей истории жило в районе нынешнего Северного полюса, где в ту пору существовал обширный континент с теплым климатом (Арктогея, или Гиперборея). Социально-политическим устройством гиперборейцев был матриархат (культ Белой Богини), а письменность развилась из календарных знаков, которые, в свою очередь, есть метафизические и геометрические формы, наблюдаемые в течение всего полярного года. Главный же вывод состоял в том, что символизм всех современных религий и традиций сводим к единой гиперборейской первооснове.

Огромное значение в своих изысканиях, - подхватывает Евгения, - Вирт придавал рунам.
Руны - это древний алфавит из двадцати четырех знаков. Согласно древней саге, они были переданы скандинавам воинственным богом Одином. Раненый Один висел на Мировом Древе, мучаясь от голода и холода, пока не увидел руны на его стволе. Перед тем, как упасть, он собрал их и затем принес на Землю. У людей руны стали набором магических символов. Их использовали в самых разных ритуальных целях, для гадания и поэтического творчества.

В 1928-ом году Вирт издал книгу «Происхождение человечества». В ней он доказывал, что у истоков людского рода стоят две расы: нордическая, духовная, раса Севера и гондваническая, охваченная низменными инстинктами, раса Юга. Вирт утверждал: потомки этих двух древних рас рассеяны между всеми современными народами. По его мнению, первые люди возникли на юге древнего континента Гондваны - страны ночи, хаоса, необузданных инстинктов и диких верований. В то же время на Крайнем Севере существовала Арктогея, страна солнца, разума и порядка. Ее обитатели жили по законам веры, полученной ими от Сына Божьего, проявления истинного Бога.

Наследие предков

Вирт установил, что Арктогея сначала оледенела, а потом погрузилась в океан, - продолжил Глеб, - поэтому ее жители были вынуждены двигаться на юг, постепенно заселив Северную Америку, Европу, Иран и весь Восток, вплоть до Китая и Японии. В процессе расселения их некогда снежно-белая кожа из-за климатических воздействий и оттого, что они смешивались с гондванцами, пожелтела. К таким выводам он пришел на основе изучения «Хроник Ура Линда». Эта найденная в XVII веке книга повествует об истории древних северных племен. Некоторые специалисты называли ее подделкой. Вирт же считал, что, написанная по-древнеголландски, она являет собой перевод неизмеримо более древней рукописи. В обоснование ее правдивости он приводил обширнейшие данные мировой лингвистики, мифологии, культурологии и генетики.

В 1933-ем году в Мюнхене Вирт организовал грандиозную историческую выставку Ahnenerbe, или «Наследие предков». Ее экспонатами стали сотни им собранных древних артефактов, в том числе - рунические письмена, давность которых оценивалась в 12 тысяч лет. Их собирали в Палестине, пещерах Лабрадора, в Альпах - по всему свету. Интерес к выставке проявило руководство набиравшей силу СС. На тот момент эта организация стала перерастать функцию простого охранного отряда нацистской партии и начала претендовать на роль некоего мистического эзотерического ордена, взявшего на себя защиту нордической расы в генетическом, духовном и мистическом плане. Сам Генрих Гиммлер пожелал познакомиться с Виртом. Он предложил ему сотрудничество - так была создана организация «Аненербе». В ее рамках Вирт получил возможность значительно расширить свои исследования - вплоть до Тибета и пустыни Гоби. Одна из снаряженных им экспедиций занималась поиском остатков поселений древних гиперборейцев на территории, ставшей ныне дном Северного моря. Экспедиция вернулась с ошеломляющими находками, полностью подтвердившими правоту Вирта.

Однако вскоре ученый нарвался на конфликт с главным гитлеровским идеологом Альфредом Розенбергом. Тот отстаивал догмат о расовом превосходстве германского народа и ненавидел Вирта, утверждавшего, что никакого превосходства одного народа над другим быть не может, поскольку потомки древних гиперборейцев встречаются абсолютно среди всех народов, а не одного-единственного. Лишь заступничество влиятельных знакомых спасло Вирта от отправки в концлагерь, но вплоть до падения нацистского режима он жил под строгим надзором гестапо. Большинство принадлежавших ему ценных экспонатов было изъято и сгинуло в спецхранах.

Вечный ритм Божьего года

После гибели 3-го Рейха Вирт попал под проверку его сотрудничества с нацистами и был выпущен только через два года. Затем он уехал в Швецию, где получил финансовую поддержку своих исследований, а потом вернулся в Германию, где занялся частным преподаванием. Вирт по-прежнему много путешествовал, проводил археологические раскопки. Он собирался подвести итог работы всей своей жизни в гигантской по объему книге Palestinabuch. Но кому-то очень не хотелось, чтобы сия книга увидела свет, и накануне отправки в типографию неизвестные выкрали у Вирта готовую рукопись. Это подкосило исследователя, и в 1981-м году он умер - в уже очень преклонном возрасте. - Вирт считал, - говорит Ольга, - что древнее человечество жило в «вечном ритме природного Года жизни». Год является воплощением божественного закона, согласно которому всякое изменение происходит бесконечно и в режиме Вечного возвращения. Чем дню является утро, полдень, вечер и ночь, тем же весна, лето, осень и зима являются Году, в котором вся жизнь просыпается заново, движется и развивается, достигает полного раскрытия летом, в точке космического Полдня, чтобы затем пройти через Ночь, через зимнее нисхождение в Смерть, за которым, разумеется, последует Возрождение. Поэтому движение по кругу и обращение вокруг себя является великим космическим законом Бога, нравственным основанием Универсума и всего Бытия. А главная причина всех бед современных людей - в их отпадении от вечного жизненного ритма Божьего года. Потому сейчас люди смолоду гниют телом и душой и стареют уже в юности. Для того, чтобы вернуться к Божьему году, современный человек должен излечиться от безумной погони за наживой и удовольствиями, отказаться от невежественного материализма, отпечатавшего всю их слабость и ничтожество.

Так говорил Герман Вирт, непонятый миром немецкий профессор.

No related links found

 Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Ранние годы

Деятельность в нацистской Германии

Теория Германа Вирта

В 1920-е гг. Герман Вирт тесно общается с представителями пронацистских кругов немецкой Веймарской республики. В 1925 г. вступил в НСДАП (партийный билет № 20.151), однако уже в следующем году вышел из неё, несколько позднее присоединился к марксистским партийным обществам, однако потом, в 1926 году , возвращается в ряды национал-социалистов .

В эти годы Вирт издал несколько работ, некоторые из них не были признаны научными кругами (в частности, он стремился обосновать подлинность фризской хроники, в которой говорилось о гибели Атлантиды , - так называемой «Хроники Ура-Линда »). При этом, как отмечает политик, политолог и исследователь творчества Вирта Александр Дугин ,

Теория Германа Вирта представляла собой предположение о полярном, нордическом происхождении человечества. На севере Земли в древние времена находился континент Арктогея, который населяли сверхлюди-гиперборейцы. Здесь появилась цивилизация, некая монотеистическая прарелигия , праязык и другие истоки мировой культуры, впоследствии подвергшиеся десакрализации, извращению и искажению. Согласно теории Вирта, причиной этих деструктивных процессов, явилось расовое смешение гиперборейцев со звероподобными, слаборазвитыми представителями низшей южной расы, населявшими другой континент - Гондвану . Из-за похолодания и ухудшения климата северная сверхраса начала движение на юг, где и произошло её смешение. Те представители сверхрасы, которые оставались в Арктогее наибольшее количество времени, дали в период мезолита и неолита начало нордической расе в понимании современников Вирта .

Работы Вирта получили живой отклик в фёлькиш-кругах, и в 1932 г. правительство Мекленбурга организовало для Вирта «Исследовательский институт по праистории духа» (Forschungsinstitut für Geistesurgeschichte) в Бад-Доберане . В 1934 г. Вирт восстанавливается в НСДАП и вступает в СС (членский номер 258.776). Гитлер одобрительно отзывался о ряде работ Вирта, в частности «Признаки и душа свастики» 1933 года, однако также заявлял :

Период «Аненербе»

В 1935 г. стал одним из основателей и первым директором общества Аненербе (возглавлял его до 1937 года) . В 1938 г. по идеологическим разногласиям с Гиммлером, который, в частности, не разделял теорий Вирта относительно матриархата в германском обществе (Das Mutterrecht), был уволен из Аненербе , при этом оставался добровольным помощником общества вплоть до 1945 г . После Вирта Аненербе возглавил Вальтер Вюст (нем. Walter Wüst ).

После войны

В 1945-1947 гг. был интернирован американскими войсками, после этого уехал в Швецию, но в 1954 г. вернулся в Марбург, где вёл приватную жизнь учёного. Идеи Вирта относительно происхождения автохтонного населения Америки в 1970-е годы приобрели неожиданный резонанс[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] у североамериканских индейцев . В 1979 г. Вирта посетил Вилли Брандт , а правительство земли Рейнланд-Пфальц предложило учёному создать музей для его этнографической коллекции .

FINIS MUNDI № 7

ГЕРМАН ВИРТ - ВЕЛИКИЙ ЮЛ

"Не существует более великой тайны в бытии человека, чем тайна жизни и смерти, умирания и становления. Год для человека есть высшее Откровение божественного действия во Вселенной. Он есть выражение данного Богом космического закона, в согласии с которым происходит в бесконечном и непреходящем возвращении становление мира. Волшебный, глубочайший образ является нам в природе - это Год Божий. Много дней составляет Год, и в каждом из дней снова открывается образ Года: рождение Света, из которого происходит вся жизнь, его подъем на высшую вершину, и его спуск, смерть, нисхождение, чтобы снова восстать. То, чем являются утро, полдень, вечер и ночь в сутках, соответствует в Году весне, лету, осени и зиме.

Весной "Свет Мира" снова пробуждает всю жизнь, выпрямляется, развивается, пока не достигнет полного развертывания и предела роста в полуденно-летнем времени, чтобы снова начать путь к ночи и зиме, готовясь к смерти, за которой неминуемо последует новое рождение. Нордический человек созерцал образ своего существования ежегодно и ежедневно: раннее утро - детство, позднее - юность, полдень и лето - взросление, полное созревание, потом увядание жизни, старость, ведущая к зимней смерти, а через нее к новой жизни, к возрождению и новому становлению, воплощенному в потомстве. Круговращение дня развивает в своем постоянном непрерывном повторении круговращение Года, а Год - круг человеческой жизни. Круговращение, движение по кругу, вращение само по себе является высшим космическим законом Бога, этическим Основанием Вселенной всего бытия. На этом принципе основывается всякое Богопереживание и всякое правосознание. Закон вечного вращения, чьим откровением является пространство и время, и особенно в Годе, был осознан атланто-нордической расой в символе Годового и Мирового Древа, Древа Жизни."

Это слова из книги великого голландского ученого Германа Вирта. Его имя мало что скажет современному человеку, даже весьма образованному. Его трудов нет в современных университетских библиотеках. Причина этого будет понятна позже. И тем не менее, Герман Вирт - один из тех людей, кто в нашем столетии, в этот мрачнейший период Железного Века, Кали-юги, сделал удивительно много для восстановления Великой Традиции, той, что пришла в Золотом веке из таинственных регионов Гипербореи, волшебной аполлонической земли, лежащей на крайнем Севере. Рене Генон и Юлиус Эвола поведали о Примордиальной Традиции и полярном рае. Их имена известны всем традиционалистам.

О Германе Вирте знают уже совсем немногие. И тем не менее именно он - этот высокий худой профессор, скромный и страстный, как всякий подлинный ученый - открыл тайну тайн этой Изначальной Традиции, восстановил ее язык, открыл секреты древних рун, расшифровал послание Золотого Века…

Это кажется невероятным, но это факт. Герман Вирт воссоздал ни больше, ни меньше как "Священный Изначальный Праязык человечества" - "Heilige Urschrift der Menschheit". "Heilige Urschrift der Menschheit" - так и называется одна из его толстых, поражающих воображение фундаментальных книг.

Герман Вирт родился в 1885 году в Утрехте в Нидерландах. Он происходит из рода древних фризов, жителей северных областей Голландии, отличающихся до сих пор ненормально высоким ростом и классическими индоевропейскими чертами лица. С детства Вирт интересовался историей своей страны и своего народа. Собирал предания и легенды, внимательно изучал знаки и символы, украшающие дома простых голландских крестьян.

Практически всю свою страну он исходил вдоль и поперек. В 1910 году он защищает диссертацию под названием "деградация голландских фольклорных песен". Уже в этом первом труде поражает невероятная эрудиция автора, который привлекает к сравнительному анализу практически весь материал, касающийся голландского фольклора. Более того, он пытается выстроить общую модель, некую протомифологию, которая стоит за народным творчеством, чтобы лучше понять общее миросозерцание древних предков. Отталкиваясь от символов и элементов голландской старины Вирт расширяет круг своих этнографических культурно-символических поисков вначале на все германские земли, потом шире на Европу, потом - территорию Евразии и, наконец, на самые отдаленные от Европы области - Америку, Океанию, Африку и т. д. В поисках формулы, обобщающей мировоззрение древних арийских предков, Вирт движется по спирали, уточняя, корректируя, расширяя или пересматривая все данные, собранные лингвистами, археологами, историками религий, искусствоведами. антропологами и т. д. Это труд невероятной интенсивности.

Герман Вирт осваивает несколько сотен - только задумайтесь, сотен! - древних языков, стремясь найти в них некие общие закономерности, восходящие к незапамятным временам. В этом Вирт предвосхищает создание "ностратической теории" Свитич-Иллича, которая появилась гораздо позже и согласно которой, на заре человечества все люди говорили на одном языке. Но Герман Вирт отличается не только поражающим воображение интеллектуализмом. В отличие от научного сообщества он категорически не согласен ограничиваться малыми пространствами, вся жизнь уточнять и перепроверять незначительные детали, как это модно в научных средах «критического» пессимистического века. Вирт - подобно ученым Средневековья - стремится охватить одновременно огромную область знаний. Его подход не аналитичен, но синтетичен. Поэтому в качестве основной исторической гипотезы он обращается не к хаотическим и разрозненным фрагментам исследований современных антропологов, преклоняющихся перед фактом, но к древним мифам, к Традиции, к сакральным источникам. Подобно Генону, Вирт понимает, что современный мир представляет собой аномалию, регресс, дегенерацию. И что истину надо искать в мифах, символах, преданиях, религиях, культах, обрядах, фольклоре.

"Йима - Первый человек - поступил по совету Ахура Мазда и построил на далеком Севере город ВАРА, окруженный стеной, и собрал туда семена всего лучшего от людей, зверей и растений, чтобы сохранить их от роковой зимы, пришедшей как наказание духа зла Ангро-манью на священную землю счастья. И поместил Йима город золотой стрелой и сделал врата, светящиеся и иные светильники.

И спросил Спитама Заратустра Ахура Мазду: "О, творец материального мира, достойный законодатель ариев и установитель аша! Что это за светильники, в городе, который построил Йима?" И ответил Ахура Мазда: "Светильники эти и вечные, и преходящие. Только раз в году заходят и восходят там в этом городе ВАРА Звезды, и Луна, и Солнце. И жители его считают весь год за один День."

Этот фрагмент из Бундахишна, священной книги зороастрицйев, можно трактовать по-разному, как и все другие многочисленные указания традиции на то, что на далеком Севере в незапамятные времена существовала удивительная райская страна Гиперборея, Туле, Варахи, где жили счастливые предки золотокудрых голубоглазых арийцев, божественная раса королей и героев. Герман Вирт воспринял это буквально. И это позволило ему создать уникальную теорию происхождения человечества - "Aufgang der Menschheit", расшифровать древнейшие знаки, объяснить тайные непостижимые стороны архаических символов, культов, ритуалов, постичь смысл сакральных обрядов, восстановить давно утраченный алфавит райского человечества. Это кажется невозможным. Почему такое фантастическое открытие осталось без внимания широкой общественности? Как можно пройти мимо столь потрясающих. головокружительных откровений? Почему имя такого ученого ничего не говорит не только простым людям, но и научному сообществу? Увы, снова политическая некорректность. Герман Вирт имел неосторожность примкнуть с самого юного возраста к патриотическому национальному движению Голландии, а позже Германии.

Он был вдохновителем голландского молодежного течения Dietske Trekvogels, аналога германских «Вандерфогель». Это было широкая молодежная организация, члены которой путешествовали по сельским местностям, собирали национальный фольклор, облекали обычную юношескую революционность в парадоксальный интерес к архаике. Они ненавидели современный мир, торгашеский дух городов и бирж, циничный настрой продажного космополитического ада, в который неуклонно превращалась Европа начала нашего столетия. Анархизм «Вандерфогель» сочетался с любовью к своему народу, к обычаям предков, к традиции. К 30-м годам все это направление не могло не стать составной частью другого политического движения, даже имя которого вызывает сегодня у благонамеренных граждан чувство ужаса. Идеи и труды Германа Вирта, великого реставратора и открывателя древнейшего праязыка человечества имели несчастье ассоциироваться с крайне непопулярным после середины 40-х годов политическим режимом. Ведь Север и его свет, его народ, его Традиция, его символы стали отныне политически некорректны.

В 1928 году Герман Вирт в книге "Происхождение человечества" формулирует основу своей теории. Он считает, что все упоминания о древнем континенте, лежавшем на Северном полюсе не мифы и не фантазии, а исторический факт. В качестве подтверждения такой гипотезы он ссылается на труды современных геологов в частности Вигенера, согласно которым континенты не пребывают в постоянном покое. но все время скользят по шельфу, а значит за довольно большие промежутки времени они перемещаются по территории земного шара. Некогда на северном полюсе существовал материк и там царили иные атмосферические условия. Память об этом сохранилась в древнейших преданиях, в мифах, в легендах и т. д. Именно из этого материка стала распространяться духовная культура человечества, единая в своей общей формуле.

Основой этой культуры, этого гиперборейского культа был ГОД, но Год созерцаемый в полярных условиях. Когда 6 месяцев стоит День, а шесть месяцев Ночь. Описание этого Полярного Года, согласно Герману Вирту, лежит в основе всех сакральных текстов и культов, символов и знаков от пещерных изображений и первознаков на костях мамонтов до самых изысканных и изощренных теологических и мистических конструкций. Тот факт, что до этого не додумались иные историки религии и антропологи, объясняется очень просто. Если применять календарно-культовые круги к природным условиям тех земель, на которых мы встречаемся с остатками древних культур - Шумер, Индия, Евразия, Пиренеи, Средиземноморье, Ближний Восток и т. д. - истинных соответствий проследить невозможно, так как часть иероглифов остается неизменной от гиперборейских полярных времен, а часть подстраивается под новые - не полярные и не арктические условия. Истинные ключи к интерпретации древнейшей символики может дать только принятие гипотезы о полярном, нордическом происхождении цивилизации, а эта гипотеза никем всерьез не рассматривалась. "День Богов равен году людей" - Это утверждение можно встретить и в Ригведе, и в Авесте, и в древнегреческих мифах, и в германских сагах. и в шумерском эпосе, и в архаических фрагментах Библии. Немецкий профессор Герман Вирт воспринял это буквально и… совершил невероятное, неслыханное открытие.

Первые люди были не неандертальскими идиотами, рассованными по пещерам и дубасящими друг друга палками как утверждают дарвинисты, марксисты и прочие профаны. Они были совершенными людьми с изысканным, простым, но предельно духовным мировоззрением, носителями Высшей Религии - Света, Чистоты, Духа. Они не знали отвлеченного бога-творца, выступающего по отношению к человечеству и природе как нечто внешнее. Весь мира был пропитан божественными энергиями, и сами люди виделись как дети Солнца, как потомки Божеств, как ангелические высшие существа, исповедывавшие особое мировоззрение - Бого-миро-воззрение, Gottesweltanschauung. Они не нуждались в морали и законах, нравственный и религиозный закон был в них самих. Это были высокие белокурые голубоглазые существа, чуждые дурных помыслов, духа наживы, властолюбия и прочих недочеловеческих пороков. Любопытно, что Вирт некоторое время был близок с голландскими коммунистами, в планах которых он видел возврат к изначальному высокому нордическому строю. Конечно, нордический арийский коммунизм профессора Вирта несколько отличался от марксистских утопий. Вирт выдвинул теорию о существовании полярного «Прамонотеизма», «Праединобожия». Все элементы этого древнейшего ритуала находились в строгом соответствии с гармонией космической Среды. Между человеческим, природным, социальным, религиозным и временным не существовало никаких строгих барьеров.

Дуализм был неизвестен - мысль и материя, дух и вещество, частное и общее, природное и социальное, божественное и небожественное - все это существовало в общей гармонии и определялось единой формулой, знание которой позволяло расшифровать не только языковые и символические фигуры - продукты искусственного человеческого происхождения, но и язык природы - голоса зверей, растений, камней и гор. Здесь Вирт окончательно выходит за грань общепринятого в научных средах скептического материализма. Он считает, что великая сакральная формула, лежавшая в основе полярной цивилизации была не просто описанием внешнего мира, но самой магической мыслью, обретшей плоть. "БОГ ТВОРИТ, МЫСЛЯ", - приводит Вирт знаменитую фразу из исландской рунической песни. Знание есть Бытие - и то, и другое совпадают, ничто не имеет права первородства. Поэтому понять и создать - это одно и то же. Традиция - не совокупность простого описания исторических фактов. Это абсолютно живая вещь. Она выше времени и пространства. Тот, кто сумеет открыть ее секреты, изменится не просто в смысле расширения информации, но преобразится внутренне. Такой подход к проблеме может быть понятен верующим, но не высоколобым и чванливым профессорам, с кривыми ртами, короткими мозгами, привыкших считать научной нормой ядовитое сомнение и себялюбивый скепсис. На Германа Вирта ополчается научное сообщество Германии. Его идеи признаются экстравагантными и слишком радикальными. По существо возражений практически не выдвигается - для того чтобы серьезно дискутировать с этим величайшим эрудитом, необходимо обладать качествами, которых оппоненты просто не имеют. Основные упреки касаются «идеалистического» подхода, излишнего доверия, которое Вирт якобы оказывает сакральным источникам.

Кстати, на сегодняшний день, после исследований Дюмезиля, Элиаде, Леви-Стросса, Крения, Юнга и т. д., тогдашние сомнения академических ученых кажутся совершенно необоснованными. Но в то время позитивистский подход еще доминировал. Вирт, впрочем, мало внимания обращает на завистливые нападки коллег и продолжает исследовать Нордическую Традицию, выяснять тайную формулу, знание которой, по его мнению, как рычаг Архимеда способно перевернуть мир.

В исследовании праязыка человечества Герман Вирт приходит к удивительному заключению. Рунические письмена и особенно рунические календарные круги, которые были обнаружены в Северной Европе, являются останками гиперборейской протописьменности. Это не искаженная латиница и не выродившийся вариант средиземноморского финикийского алфавита. Это, напротив, след того великого символического круга, из которого гораздо позже развились иные исторические алфавиты - в том числе и финикийский, не обладающий никаким первенством среди иных типов письма. Но руны и их значение можно понять, только приняв гипотезу о существовании Полярного Континента, Гипербореи, так как их значение, их название, их расположение на календарных кругах открывают свой смысл только применительно к природным явлениям, имеющих место в Заполярье. Поэтому исследователи и не могли сложить части исторической головоломки, соединить воедино разные детали археологической и антропологической картины. Конечно, изначальные руны значительно отличались от известных сегодня. Но восстановить их можно. Герман Вирт на тысячах страниц, написанных им, разбирал тысячи иллюстраций им приводимых - древнейшие символы. наскальные рисунки, узоры древних предметов быта, керамика, орудия и т. д. Bсе это в совокупности подводит вплотную к искомой тайне, к изначальному руническому кругу.

Центр этого круга - зимнее солнцестояние, Великий Юл, главнейший праздник Гиперборейского Года.

В нем секрет рун и Изначальной Традиции. Но вы знаете, что в Гиперборее Юл праздновали именно сегодня? Что сегодня в полночь, - истинный Новый Год, мгновение рождения рун, миг Вечного Возвращения, секунда Гипербореи вне времени и пространства, вырванная из силков темного века, южного смешения, ложных теория и жалкого забвения о Высшей Волшебной Чистоте… Вара, Варахи, Ultima Thule… Герман Вирт утверждает, что секреты рун хранили изначально не жрецы-мужчины, но жрицы, Белые Дамы. Weise Frau - Weisse Frau. Слова Мудрость и Женщина, а также Белизна, во многих языках являются близкими. Паллада - Богиня Мудрости. София гностиков также воплощение знания и женского начала в Божестве. Русское слово мудрость сходно с немецким Made - Maedchen, Дева, Девушка. Отсюда древнейший культ Весталок, хранительниц священного огня в Риме. Сюда же следует отнести и практику женского священства в ранне христианской Церкви, а также старообрядческую теорию "спасения черех жену"… Герман Вирт вслед за Бахофеном утверждает, что Изначальная Традиция была именно матриархальной. Это было царство Белой Дамы, Чистой Девы. Изначальный нордический пантеон возглавлялся Богиней, причем не женщиной в нашем, патриархальном понимании - этим капризным, глуповатым, жестоким и требовательным существом - но особым Чистейшим Созданием, своего рода Андрогином, стоящим по ту сторону дуализма, своей духовной интуицией проницающей суть вещей. Полярный рай, арийская раса, изначальная Традиция и доминация Белой Дамы, хранительницы рунических культов и жрицы дольменов и менгиров - это для Вирта синонимы. Вирт настаивает на изначальном матриархате полярной Традиции.

На практике это проявляется в том, что он проповедует особый вид "германского арийского феминизма". У Вирта складывается такая картина сакральных архетипов истории: Изначальный матриархат свойственен именно северным народам, изначальным носителям культуры. От них остальные племена земли получили основы культа, языка, ритуала, мифа. Но в результате смешения с народами Юга посланцы Севера постепенно теряют пропорции Традиции, забывают смысл рун, подстраивают религиозно-календарные обряды под новые природные условия. Вместе с этим возникает новый жреческий институт, в котором главную роль отныне играют мужчины. Германцы и особенно предки голландцев, фризы, были последними продолжателями арийского матриархата. Хотя к этой же категории относились и иные индоевропейские народы, у которых было принято определять свою принадлежность по линии матери - таковы легендарные Туата де Даннан - "племена богини Дану" из ирландских саг, фризы - "дети Фрейи" и т. д. Постепенно смешенные культурные формы породили патриархат, доведенный до совершенства в ближневосточных этносах, особенно у семитских народов. Но и сами индоевропейские цивилизации подверглись влиянию новых культов. Древние гиперборейские институты женского жречества были упразднены, демонизированы или сведены к рудиментарным формам. Эти идеи стоили Герману Вирту очень многого. Дело в том, уже тогда в 20-е годы, когда он стал излагать и широко пропагандировать свои арийско-феминистические взгляды, он нажил себе непримиримого врага в лице выходца из России, некоего Альфреда Розенберга, который, напротив, считал патриархат исконно арийским институтом. В отличие от Вирта, Розенберг был начетчиком, посредственностью и агрессивным плагиатором.

Дело даже не в идеях… Герман Вирт - архетип страстного ученого, визионера, провидца. Розенберг - жалкий доктринер, понахватавшийся отовсюду непереваренных фрагментов знания и претенциозно обобщивший обрывки в наглой и малоосмысленной книге "Миф двадцатого столетия". Но, к сожалению, именно этому замешанному на ressentiment балтийскому чиновнику довелось определять культурную политику победивших в 1933 национал-социалистов. Неудивительно после этого, что лучшие интеллектуальные и духовные силы немецкой Консервативной Революции - такие люди как Юнгер, Хайдеггер, Хильшер и сам Вирт, наконец, были вытеснены в оппозиционный лагерь.

В 1932 году Герман Вирт основывает общество исследования древнейших культур под кодовым название "Наследие Предков", «Ahnenerbe». В 1933 году эта организация становится под контроль Генриха Гиммлера, который является среди нацистского руководства главным противником и конкурентом Розенберга. Все это время Герман Вирт продолжает свои интенсивные исследования по выяснению тайн происхождения человечества, языка, древнейших культур, изначальных культов. «Аненэрбе» организует уникальные экспедиции в Северном море, где по предположению Вирта должны остаться следы древней цивилизации гипербореев. Отмель Дагерра. Дэггер Банк. Земли, затопление относительно недавно всего каких-то 12 тысяч лет назад. Это по реконструкции Вирта - земля Полсети или Форсети, Forsetiland, остаток еще более древнего континента Мо-Уру.

Примерно там, где разошлись между собой Канада и Скандинавия.

Следы древнейшей цивилизации Вирт находил в Норвегии и Швеции, в Ирландии, в Нижней Саксонии, особенно - в торфяных болотах по нижнему течению реки Везер и вокруг Бремена.

Наследник древнего фризского рода, Вирт занимался иследованием фризской филологии, историей германских языков и теорией музыки. В Первую мировую войну ушел добровольцем в немецкую армию. В 1916 году становится профессором филологии в Берлинском Университете.

Здесь и обращается к теме праистории человечества, которую исследует через многоплановое толкование календарного символизма, для чего изучил практически все известные к тому времени «мертвые языки».

Его необычные и глубокие исследования широко и живо обсуждаются как в среде специалистов, так и в кругах германского «народнического движения» (Volkische Bewegung).

В символической цепи отождествлений между пентаграммой (пятиконечной звездой), полюсом (свастикой), Арктикой, индоевропейскими народами, символизмом поднятой руки, основополагающей сакральностью середины зимы (Нового Года) и женским божеством Вирт воплотил свою основную идею: человечество на заре своей истории пребывало на полюсе, его социально-политическим устройством был матриархат (культ Белой Богини), а письменность развилась из календарных знаков, которые, в свою очередь, есть метафизические и геометрические формы, наблюдаемые в течение всего полярного года. Главный же вывод состоял в том, что символизм всех религий и традиций сводим к единой первооснове.

В 1928 году Вирт познакомился с богатейшим бременским торговцем кофе и меценатом Людвигом Розелиусом. Вместе они задумали возвести дворец «Хаус Атлантис» для размещения в нем археологических коллекций музея «Аненербе».

Здание, постройка которого закончилась в 1931 году, было выдержано в ультрасовременных формах стальной каркасной архитектуры, но с фасада его украшал гигантский тотем - вырезанное из дерева изображение Древа жизни, солнечного колеса и наложенного на него креста с распятым богом-шаманом Одином; тотем был покрыт руническими знаками.

Руны это древний алфавит из двадцати четырех знаков, двадцать пятый - пустышка. Их изучение непременно входило в обучение эсовцев, независимо от степени их посвещения в «тайную доктрину» Гитлера. Нацисты приписывали им мифическое происхождение. Согласно саге, они переданы скандинавцем воинственным богом Одиным. Раненый Один висел на Мировом древе, мучаясь от голода и холода, пока не увидел руны на стволе древа.

Перед тем как упасть, он собрал их и затем принес на Землю. У людей руны стали оракулом, набором магических символов. Их использовали в ритуальных целях, для гадания и поэтического творчества. Две рунические S изображены на петличках эсовцев. Двойной знак должен подпитывать внутреннюю энергию, обозначать нереклонность их силы и воли. Мифологическое содержание рун черпалось из постулата «В начале было Слово». А раз слово было основой всего сотворенного, составная его часть, буква тоже должны обладать сакральной силой. Источниками рун становились древние саги, которые переосмысливались нацисткими рунаведами. Тексты копировались с надписей по всему ареалу их существования, от Гренландии до Югославии.

В 1928 году Вирт издает книгу «Происхождение человечества». Он доказал, что у его истоков стоят две проторасы. нордическая, духовная раса Севера, и годваническая, охваченная низменными инстинктами, раса Юга. Вирт утверждал: потомки этих древних рас рассеяны между современными народами.

Суть учения Германа Вирта заключалась в следующем. Первые люди якобы возникли на юге Годваны, стране ночи, хауса, диких инстинктов, необузданных эмоций и диких верований, не имеющего ничего общего с истинной религией. У жителей Годваны сплошь была «третья» группа крови. Их останки сохранились, и иногда находят современные археологи.

Но в то же время на Крайнем Севере существовала Арктогея, огромный остров и целый континент. Там тоже появился первобытный человек, в стране Солнца, разума, порядка, уравновешенных инстинктов и истинной Веры, которые он получил от Сына Божьего, проявление космического Бога. Группа крови у него была «первая».

Иллюстрация из Хроники Ура Линды

Вообще Вирт довольно ловко использовал научные открытия своего времени для подтверждения собственных гипотез. Он не ссылался на застывшие догмы и «окостенелую» христианскую религию. Год в Арктогее, четко делился на две равные части (Веды), что полностью соответствует духу нордического человека.

Здесь возник праязык и всеобъемлющая истинная вера, которая объясняла все - от микрокосмоса до бесконечных просторов Вселенной. Люди, населяющие Арктогею, были кроманьонцы, чьи останки не сохранились из за того, что они, возможно сжигали усопших, как это делают в Северной Индии, или отдавали их на съедение грифам, как это делается в Тибете, частично, в той же Индии.

Как описывает писатель и путешественник востоковед Михаил Демиденко -«Я видел такие башни смерти и сжигание трупов на Ганге в Варанасе, месте, где поблизости, по преданию, произошло просветление Будды. На мраморных белых ступеньках, спускающихся к Гангу, стоят тысячи паломников. Они входят в воды Священной реки, совершают омовения, многие чистят зубы специальными палочками.

Тут же, на специально отведенных ступеньках, мужчины - прачки (эту работу выполняют только мужчины) стирают бельё; выше по течению вдова поджигает бревна, на которых в белом полотенце лежит труп её мужа. Когда костер прогорит, пепел покойника пускают по Гангу, так что следов не остается.

А еще выше - башня смерти. На ней сидят грифы… Воды с Ганга текут с Гималаев, они протекают через горные породы, богатые сереброносными рудами. Может, поэтому Ганг лечит, а его вода, которые уносят паломники в специальных сосудах из бронзы, не протухает годами.

Герман Вирт за работой в библиотеки Аненербе

Согласно Вирту, Север имеет направление к Югу, от Света к Тьме. Арктогея вначале замерзла, а затем и затонула. Арии вынуждены были двигаться на Юг, часть из них задержалась в северных районах континента, который в свою очередь, в эпоху палеолита, разрывается на Антарктиду и на грандиозный массив Евразию.

Первая волна ариев пришла в Европу, Иран и дальше прокатилась на Восток, до Китая и Японии. Кожа из-за климатических воздействий и оттого, что они смешивались с местным населением, пожелтела. Тот факт, что кровь некоторых самураев относиться к «первой » группе, по мнению Вирта, доказывает их арийское происхождение.

Северяне, нордическая раса, пришли в районы, где обитали годваны, жители Юга, с «третьей» группой крови. Они перемешались с ними, и возникла «вторая» группа крови. Вообще-то, нордическая кровь «первой» группы расходиться с Севера затухающими лучами на Юг и Юго - Восток..

Вливание «первой» группы повторилось, когда затонула Атлантида и ее население хлынуло в Европу. Одновременно с Севера пришли те, кто задержался там. Свою теорию Вирт подтверждает тем, что индейцы Северной Америки не смешивались с неандертальцами Африки, поэтому у них сплошь «первая» группа.

«Четвертая» группа крови - самая загадочная по происхождению, её больше всего у цыган, венгров и украинцев.

В 1933 году в Мюнхене проходит историческая выставка под названием «Ahnenerbe » , что означает «Наследие предков». Её организатором являлся профессор Герман Вирт. Среди экспонатов были древнейшие рунические и проторунические письмена. Давность некоторых из них Вирт оценивал в 12 тысяч лет. Их собирали в Палестине, пещерах Лабрадора, в Альпах - по всему свету. Интерес к выставке проявили расист-почвенник Рихард Дарре и оккультист-язычник Фридрих Хильшер, о котором известно, что он пользовался огромным авторитетом в НСДАП, хотя никогда и не состоял членом этой партии.

Герман Вирт в экспедиции в Скандинавии в 1936 году

Внимание к выставке проявило руководство набиравшей силу СС. К тому времени эта организация из маленьких охранных отрядов партии, переросла в роль охранительницы вождей. Здесь уже пытались взять на себя функции защиты нордической расы в генетическом, духовном и мистическом плане.

Выставку Вирта посетил сам Генрих Гимлер. Он был поражен «наглядностью» выводов о превосходстве нордической расы. Они основывались, в частности, на анализе Вирта «Хроники Ура Линды». Эта найденная в XVII веке книга повествует об истории германских племен. Некоторые специалисты называли ее подделкой. Вирт считал, что, написанная по древнеголландски, она являет собой перевод неизмеримо более древней рукописи. Руководители рейха готовы были принять такой вывод на веру.

Рейхсфюрер предложил Вирту сотрудничество. Так была создана организация «Аненербе».

В 1937 г. Герман Вирт становится одним из основателей организации «Аненербе» (Ahnenerbe - Наследие предков), где возглавляет исследования письменности и картины мира (Pflegestatte fur Schrift- und Sinnbildkunde).

Ей предписывалось изучение наследия предков в широком смысле.Одно время Герман Вирт руководил этим отделом СС, пользовался у коллег авторитетом и оказал на доктрину Гитлера огромное влияние. Гитлер дополнил его изыскания теорией «Полой Земли», «Великими полубогами Тибета» и «Шарнирами времени». Об этих концепиях смотрите в других разделах.

Однако его труды не получают признания, и в 1938 г. он был изгнан с поста под давлением А. Розенберга, сторонника арийского патриархата.

Интересно, что Вирт симпатизировал коммунизму, считая, что эпоха патриархата как подавления изначальной нордической сакральности Белой Дамы закончилась в 1917 году, благодаря успешной большевистской революции.

После падения 3-го Рейха интернирован союзническими войсками и выпущен только через 2 года (в 1947 г.). Уезжает в Швецию, где получает финансовую поддержку своих исследований; получает также денежное содержание Университета г. Геттинген (Германия). В 1954 г. возвращается в Германию, в Марбург, где занимается частным преподаванием. С 1963 г. участвует в археологических раскопках в Экстернштайне (Externsteine). Незадолго до смерти лишается почти готовой рукописи гигантской по объему книги «Palestinabuch » (выкрадена при непонятных обстоятельствах), над которой работал все последние годы.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры