Кто является автором картины явление христа народу. Трудами братии Валаамского монастыря: "Тайны великих картин: "Явление Христа народу"

Главная / Чувства

Александр Иванов. Явление Христа народу

Перед вами оригинал знаменитой картины Александра Иванова и зеркальная копия. Не кажется ли вам, что должно произойти что-то ужасное?


Явление Христа народу. Зеркальный вариант

Несколько слов о картине. Взят тот момент евангельского повествования, когда пророк Иоанн, совершая обряд крещения жителей Иудеи, видит Христа, идущего к нему. И возглашает народу: "…вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира". И все обращают взоры к идущему, все, каждый на свой лад потрясены и взволнованы: ведь иудейские пророки за много веков предрекали приход Мессии-Спасителя.
Наступила минута, в которую верили и не верили, надеялись и сомневались; надежда на избавление от зла и грядущее царство гармонии вспыхнула с новой силой. В толпе, собравшейся на берегу Иордана, Иванов изобразил разных людей: здесь богатые и бедные, юные и старые, невинные и грешные; и те, что сразу отозвались сердцем на появление искупителя, и те, что продолжают сомневаться;здесь будущие ученики Христа — апостолы и его будущие гонители.
Фигура Иоанна-Крестителя или Предтечи с крестом в руках — самая крупная в картине. Слева от него — ученики, будущие апостолы. Еще левее — старик и мальчик, уже принявшие крещение.
В ногах у Иоанна — обнаженный седой старик и его раб в серо-голубой одежде. Над ним — два юноши: в темно-синем плаще и обнаженный (смотрящие). Рядом с ними — две другие обнаженные фигуры, отец и сын. С холма спускаются странники, замыкают шествие два римских всадника. В толпе странников выделяются две фигуры: мужчина с длинными волосами в красноватом плаще и левый из двух всадников. Оба они обернулись и смотрят на Христа.

Глаз входит в картину слева. Первый и главный композиционный центр на картине — это фигура Иоанна-Крестителя. Апостолы слева от Иоанна не играют большой роли в композиции. Собственно, самые важные изобразительные события происходят в правой части картины. От Иоанна мы переходим к фигуре Христа.

Наиболее сильные Весы на картине — это выходящие из воды юноша и старик слева и две обнаженные фигуры справа. Весы выделяют центр. Это — опять фигура Иоанна, указывающая на Христа.

Еще одни Весы — Иоанн и обнаженные мужчина с мальчиком справа ("дрожащие"). Центр — юноша в синем плаще. Он больше других связан с Христом: цвет плаща, близость на плоскости холста, направление взгляда.

На картине множество цветовых связей. Все они работают таким образом, что на какой бы из крупных фигур переднего плана мы ни остановились, от нее глаз непременно переходит к фигуре Иоанна или Христа.



От фигуры Христа глаз обязательно перейдет к юноше в синем под ним. Отметим, что для этой композиционной связи важна не фигура юноши целиком, а только синий плащ.

Теперь перейдем к менее крупным фигурам и цветовым пятнам. Связи между ними направляют глаз к двум принципиально важным персонажам в правой части картины — мужчине с длинными волосами (Н. Гоголь) и левому всаднику. Оба смотрят на Христа. Оба отчасти заслонены, и потому зрительно уменьшены.





Отметим, что треугольник пустыни, по которой идет Христос, своими границами выделяет фигуры Иоанна, юноши в плаще, обнаженного рыжеволосого юноши (он ведет глаз к Гоголю в плаще такого же цвета), самого Гоголя и всадника на лошади того же цвета. На этом настаивает художник.

Переходя от одной фигуры на картине к другой, глаз сравнивает их размеры, и таким образом, определяет расстояние между ними в картинном пространстве. При этом, крупные фигуры на переднем плане остаются в картинной плоскости. Такое зрительное или композиционное сравнение происходит неосознанно. Поэтому, например, Христос в синем плаще сравнивается с плащом юноши под ним, но не с целой его фигурой. Это сравнение подобных по цвету геометрических фигур, но не реальных людей.
Итак, при восприятии картины Иванова существенны несколько принципиальных моментов.
По порядку восприятия, который задан композицией.
1. Иоанн-Креститель и Христос. Фигура Христа значительно меньше и гораздо дальше.

2. Юноша в синем плаще (часть юноши) и Христос. Разница видимых размеров и расстояние между ними в картинном пространстве гораздо меньше.

3. Гоголь (часть Гоголя) и Христос. Расстояние еще меньше.

4. И, наконец, всадник (часть всадника) и Христос. Они одинаковы по размеру и находятся на одном расстоянии от переднего плана.

Иначе говоря, расстояние до Христа на наших глазах постепенно уменьшается. На картине как бы изображены разные фазы его движения вперед, к людям. Пока мы переходим в порядке, заданном художником, от одной фигуры к следующей, время зрителя идет, и поэтому движение Мессии ощущается совершенно реально.
По формуле глубины картинного пространства, приведенной в книге, можно приблизительно, конечно, определить расстояние от каждого из персонажей до Мессии. Пусть зритель рассматривает картину с 10 метров. Получается следующее: от Иоанна-Крестителя до Христа — 24 метра; от юноши в плаще — 10 метров; от Гоголя — 2 метра; от всадника — 0 метров. Вместе с тем, фарисей у правой рамки, замыкающий композицию, далек от Христа — 18 метров. При этом его тяжелая фигура, а также фигура его собеседника, указывающего рукой на Христа, значительно преувеличены художником. Не значит ли это, что они далеки от Мессии?
Теперь понятно, почему в зеркальном варианте Мессия на картине Иванова вместо того, чтобы идти спасать людей, уходит от них.

Примечания

1. Весы — это симметричная композиция из трех элементов. Два элемента слева и справа от центрального должны быть в меру подобны по форме, цвету, размеру и т.д. Поэтому они изобразительно связаны, глаз зрителя переходит от одного такого элемента к другому, сравнивает, исследует их. Периферийные элементы выделяют центр. Центр задает симметрию.
2. Что значит "зрительно уменьшенная фигура"? Ведь юноша в синем плаще не становится меньше оттого, что накинутый на плечи плащ не достает до земли. Мы прекрасно понимаем, что он такого же роста, как и другие фигуры на переднем плане.
Но в этом случае зрительное, композиционное восприятие побеждает логическое. Композиция вообще не знает названий объектов, изображенных на картине. Для нее это — только геометрические фигуры и цветовые пятна. Поэтому глаз сравнивает не истинные размеры юноши и Мессии, а только величину синих пятен.
Чтобы доказать это, можно предложить следующую иллюстрацию.

Человечки одинаковы, но левый кажется более близким.

И самое любопытное. Большой человечек с черной головой опять-таки воспринимается дальше в пространстве, чем меньшего размера черный.

Александр Лапин

Александра Иванова, выдающегося творца, академика трудно назвать художником одной картины. Тем не менее, наиболее известным его трудом стало «Явление Христа народу» - полотно, законченное в 1857 году.

В день рождения знаменитого русского художника сайт вспоминает интересные факты из истории создания масштабнейшего произведения русской живописи.

Факт 1. Не только «Явление…»

Александр Андреевич Иванов родился 28 июля 1806 года в Санкт-Петербурге. Талант художника в юном мальчике заметил его отец - художник и преподаватель Императорской Академии художеств Андрей Иванов. С 11 лет будущий академик стал посещать занятия, которые вёл его отец.

Во время обучения Александр Иванов был на хорошем счету, за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824 год) был награждён малой золотой медалью. За картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1827 год) живописец получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса.

За картину «Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару» Иванов получил большую золотую медаль. Фото: Commons.wikimedia.org

Ещё одной известной картиной, написанной в России, стало полотно «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». А в 1830 году Александр Иванов сам отправляется в поход - совершенствовать свой талант в Европу: в Германию и Италию. И остаётся жить в Риме практически до своей смерти.

Факт 2. Роковое полотно

Хотя Александра Иванова называют историческим живописцем, в его творчестве центральное место занимают мифы и библейские мотивы. В Риме своё обучение он начинает с копирования фресок Сикстинской капеллы, которые поразили его масштабом и мастерством исполнения.

Он всё больше увлекается религиозными сюжетами, в 1834 году создаёт картину «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», в 1836-м принимается за «Явление Христа народу». На эту картину он потратит в Италии 20 лет своей жизни! Только в 1857 году Иванов решился привезти своё полотно в Санкт-Петербург и представить его публике. Но эта поездка стала роковой для художника.

Во-первых, картину приняли неоднозначно. Во-вторых, академик Иванов не прожил и года по возращении в Россию - 15 июля 1858 года он скончался от холеры. Сейчас его могила находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Факт 3. Одна из крупнейших картин мира

«Явление Христа народу» - великая картина, и велика она не только замыслом, но и размерами. Полотно выставлено в специально выстроенном для неё павильоне Третьяковской галереи. Высота его составляет 5,4 метра, ширина 7,5 метра.

Она больше таких картин, как «Девятый вал» Ивана Айвазовского (2,21 на 3,32 м), «Последний день Помпеи» Карла Брюллова (2,73 на 2,33 м) и «Богатыри» Виктора Васнецова (2,95 на 4,46 м). Картина является одной из самых больших в мире.

Факт 4. Бездельник или гений?

От масштабного замысла Александра Иванова отговаривали многие, в том числе и его отец. Тем не менее, художник взялся за «неудобоисполнимую» идею. С 1833 года он пишет «Явление Христа народу» на обычном холсте. Через три года, завершив «малую» картину, совершенно меняет композицию и начинает переписывать «Явление», взяв холст в семь раз больше прежнего. Создаётся впечатление, что он хочет повторить то, что его так впечатлило во время знакомства с Италией - фрески Сикстинской капеллы.

На работу, как уже сказано выше, у художника ушло 20 лет. Всё это время его бранили те, кто не видел полотна, за лень. «Восемь лет сидел над картиной, и до сих пор картине нет конца!» - говорили злопыхатели. И все эти годы им восхищались те, кто побывал в мастерской художника.

За время работы над «Явлением Христа народу» Александр Иванов создал около 600 эскизов, набросков, портретов и пейзажей, которые нашли своё отражение в финальной картине. Это были 20 лет напряжённой работы и непрекращающихся исканий.

Факт 5. Палестину срисовал с Италии

На полотне нет ни одной «правдивой» детали. Весь пейзаж - это итальянские сады, пригороды, равнины, горы. Александр Иванов не был в Палестине, не был на берегу Иордана. Ему выдали «командировку» на заграничное обучение лишь на четыре года, а он растянул её на десятилетия.

Александр Иванов. Работа С. П. Постникова. Фото: Commons.wikimedia.org

Конечно, художник не имел средств на путешествия, на моделей. Финансирование картины шло с трудом. Художнику пришлось приложить много сил, чтобы создать образы, достоверные не только с художественной точки зрения, но и с психологической, философской. Он много наблюдал не только за природой, но и за людьми разных сословий, разного достатка, за молящимися, за гуляющими. И каждый образ на картине - это синтез того, что Александр Иванов видел вокруг. Все действующие люди - это все люди мира. И мир, изображённый берегом Иордана - это весь мир. Если принять это во внимание, так ли важно, где и с чего художник писал ветки деревьев?

Факт 6. Два бога в одной картине

Иисус Христос изображён на полотне в академической манере. Но Александр Иванов не прислушался к советам отца и не стал изображать Спасителя с нимбом и голубкой. Тем не менее, всем ясно, кто идёт к реке, на кого показывает Иоанн Креститель, возвышающийся над остальными людьми.

Кстати, самого Иоанна Крестителя Александр Иванов наделил чертами Зевса Отриколийского, списанного с античного бюста. В то же время в нём есть и черты женского лица с одного из этюдов «Женская голова в повороте Иоанна Крестителя», написанного к картине.

Факт 7. Гоголя здесь нет!

Многие исследователи утверждают, что «ближайшего ко Христу» Александр Иванов писал со своего друга и писателя Николая Гоголя, с которым тесно общался, живя в Риме.

Мужчина в хламиде похож на Гоголя. Фото: Commons.wikimedia.org

«Ближайший ко Христу» - это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой. Он оглядывается на Христа, который идёт сзади. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». Но доктор искусствоведения Светлана Степанова в своём исследовании, посвящённом картине, утверждает, что ни сам Иванов, ни его современники, видевшие процесс создания полотна, ни брат художник Сергей ни прямо, ни косвенно об этом не свидетельствовали. Также, по её словам, фигура в буром есть на всех эскизах картины, даже на тех, которые Иванов написал до знакомства с Николаем Васильевичем.

Кстати

После смерти Александра Иванова картину «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. рублей - доход художника средней руки за несколько лет.

Александр Иванов. Явление Христа народу. 1837-1857. Третьяковская галерея, Москва.

В Третьяковской галерее сложно пройти мимо «Явления Христа народу» Александра Иванова. Огромное полотно длиной 7,5 м. В отдельном зале.

Но что зрители чувствуют, когда стоят перед этой картиной? Изумление? Да, однозначно. Особенно если видят ее впервые. Как же не удивиться живописным 40 квадратным метрам.

Еще наверняка зритель поражается тому, с каким мастерством художник проработал детали. Насколько реалистичны позы и жесты персонажей.

Эрик Булатов. Картина и зрители. 2011-2013. , Москва.

Но он вряд ли почувствует то, на что рассчитывал Иванов. 20 лет работы привели не совсем к тому, чего ожидал художник.

Но об этом позже. Сначала о том, что ещё, помимо размеров, делает уникальной.

В чем уникальность «Явления Христа народу»?

Иоанн Креститель указывает людям на приближающегося Христа.

Иванов не просто так выбрал этот фрагмент из Библии для главной картины своей жизни.

Это невероятно важное событие, которое разделило историю христианского мира на «до» и «после».

Отсюда такое желание проработать каждое лицо, каждую эмоцию. Иванов жаждал показать нам реакцию людей в такой момент.

Кто-то испытывает радость и надежду на лучшую жизнь. Ведь иудеи ждали прихода Мессии несколько столетий!

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Дрожащие»).

Кто-то тут же засомневался: а Мессия ли это. И даже если Мессия, сулит ли это им что-то хорошее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (деталь «Апостолы»).

А для некоторых слова Иоанна - удар по самолюбию. Для священников этот Мессия - ненужный конкурент.

Александ Иванов. Явление Христа народу. Деталь (фарисеи).

Каждое лицо выражает конкретные эмоции. В этом, конечно, Иванов превзошёл себя и опередил своё время.

Ведь не этого ожидали от художника. В первой половине XIX века балом правил академизм. Это приглушённые цвета и герои с чётко прописанными ролями. Они испытывают одну, максимум две эмоции. Остальные же персонажи идут фоном, чаще с равнодушными лицами.

А тут целая симфония цвета и эмоций. Что-то от импрессионизма. Когда каждый испытывает свою эмоцию, как будто вне воли художника. И все это подчеркивается невероятным разноцветьем.

Чтобы Вы понимали, насколько Иванов противоречит сам себе в технике, посмотрите на его раннюю работу «Явление Христа Марии Магдалине».

Александр Иванов. Явление Христа Марии Магдалине после воскрешения. 1834. , Санкт-Петербург.

В этом и состоит уникальность работы. Она олицетворяет эволюцию в русской живописи, которую в одиночку совершил Иванов.

Необычные детали «Явления Христа народу»

В картине за счёт масштаба и многочисленности героев набралось немало загадок. Поделюсь самыми захватывающими.

1. Зеленое лицо раба

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (раб).

Я долгое время пребывала в заблуждении. Как-то один искусствовед рассказал, что Иванов привез свое «Явление» незаконченным. И зеленое лицо раба в самом центре толпы - это результат этой незавершенности. И я искренне верила в эту версию.

Но сейчас у меня критическое мышление более развито. И мне как-то расхотелось верить в эту версию.

Сами подумайте: Иванов решился везти свою картину из Рима в Петербург с уверенностью, что ее приобретёт император. Даже цену назначил в 15000 рублей.

Разве мог он себе в таком случае позволить не дописать одну из центральных деталей картины?

Кто был в Третьяковке, поймёт, о чем я говорю. Когда Вы стоите перед картиной, взглядом упираетесь прямо в лицо раба.

«Явление Христа народу» А. Иванова в Третьяковской галерее (зал 10). Фото В. Журавлева, 2015.

Так вот я решила поискать, какие ещё версии существуют. И наиболее правдоподобной мне кажется только одна из них.

Во времена Христа лица рабов красили плохо смываемой краской. Это затрудняло их попытки побега.

Либо несчастный терял время, чтобы смыть предательскую краску и его успевали поймать, либо он был легко узнаваем среди свободных граждан.

2. Ошибка в цветах

Все же некоторая незавершенность в картине Иванова есть. Детали, которые не бросались в глаза зрителю, художник и в самом деле не доделал.

Посмотрите на старика слева. Ткань на его бёдрах серого цвета. При этом в воде отражаются красные одежды.

Александр Иванов. Деталь «Явления Христа народу» (старик).

Такому несоответствию легко найти объяснение. Прежде чем начать писать это огромное полотно, Иванов создал версию гораздо меньших размеров. Она хранится в Русском музее.

Александр Иванов. Явление Христа народу (малый вариант). 1838. Русский музей, Санкт-Петербург.

На картине мы как раз видим на старике ткань красного цвета. Видимо, такого же цвета ткань была перенесена и на большой холст.

3. Необычные верующие в гуще деревьев

Одну любопытную деталь Вы вряд ли увидите, если не знаете о ее существовании.

Александр Иванов. Явление Христа народу (с указателем).

Посмотрите повнимательнее на очень мелкие фигуры в гуще листвы. Они ведут себя несколько иначе, чем люди на переднем плане.

Александр Иванов. Верующие в гуще деревьев (деталь «Явления Христа народу»).

Главные герои картины испытывают разные чувства, но, скорее, удивление, радость или недоверие. А эти люди простерли руки: они полны веры и жажды приблизиться к Христу.

Такое ощущение, что они ещё (или уже) далеко от Христа. Потому что родятся они через 100, 500, 1000 лет после изображённых событий. У них уже нет сомнений в значительности фигуры Христа. Они уже знают, что он сделал ради них.

Почему «Явление Христа народу» не оправдало надежд Иванова?

Иванов был мечтателем. При этом его мечты были грандиозны. Он очень хотел, чтобы живопись влияла на людей и делала их духовно богаче.

Эту миссию он и возлагал на «Явление Христа народу».

Когда-то иудеи встретились с Мессией. И их жизнь изменилась навсегда. Художник очень хотел, чтобы зритель прочувствовал все величие момента. Чтобы картина преобразила его духовный мир.

Поэтому он так всецело и так надолго отдался работе. Мечтая, что когда-нибудь полотно будет висеть в огромном храме и поражать прихожан.

Но что же в результате получилось?

Мы видим набор невероятно интересных деталей. Но в совокупности они не создают того впечатления, на которое рассчитывал Иванов.

Может, потому что он шёл от деталей к общему, а не наоборот?

Где-то через 15 лет работы Иванов это уже понял. Этим объясняется его охлаждение к работе. Он увлекся другим проектом, создав множество акварелей с библейскими сюжетами.

Александр Иванов. Акварельный эскиз «Богоматерь, ученики Христа и женщины, следовавшие за ним, смотрят на распятье». Конец 40-х - начало 50-х XIX века. Третьяковская галерея, Москва.

Эти эскизы - уже даже не импрессионизм. Они ближе к экспрессионизму и говорят об эволюции Иванова.

В какой-то момент ему захотелось двигаться дальше. Он планирует поездку на Восток. Нужны были деньги. И он наконец решается продать картину.

Но его планам не суждено было сбыться. Вернувшись в Россию вместе с картиной, Иванов неожиданно заболел холерой и умер. Даже не дождавшись продажи.

Картину купил Александр II за 13000 рублей, отправив деньги семье художника.

«Явление Христа народу» осталось бы незавершенным в любом случае. Вовсе не смерть художника помешала окончанию работы. Несмотря на то что результат не соответствовал ожиданиям самого Иванова, картина заняла очень важное место в музее и в сердцах людей.

Вконтакте


1. В центре композиции — одетый в верблюжью шкуру Иоанн Предтеча, указующий в сторону Христа. Иванов изображает здесь, вероятно, описанный в Евангелии от Матфея эпизод, когда Иоанн Креститель произносит: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матфей 3:11).
2. Слева за Иоанном — будущие апостолы: Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Петр и Нафанаил (Варфоломей) в бирюзовых одеждах, известный высказыванием: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46).
3. Фигура старика, выходящего слева из воды, — аллегория Древнего Израиля. Любопытно, что на картине набедренная повязка этого старика серо-белого цвета, а в воде отражается красная. Почему — неясно. Пейзаж картины — окрестности итальянского города Субиако, которые Иванов выдал за Палестину.

4. Юноша, взбирающийся на берег, — аллегория Израиля после пришествия Иисуса.
5. Группа сидящих странников не видит Иисуса из-за большого камня, они в напряжении поворачивают головы по направлению движения рук Иоанна Крестителя. Судя по головным уборам, перед нами не израильтяне, а путешественники. На них вифинские шапочки (фасон по названию области Вифиния), какие носили эллинизированные (испытавшие влияние греческой культуры) жители из внутренних областей Малой Азии. Крайний слева в дорожной шляпе — это автопортрет Иванова.
6. Разбирая сверток одежд своего хозяина, раб слушает проповедь Иоанна Крестителя. По словам Иванова, речь так тронула невольника, зародив надежду на освобождение (Иванов сделал акцент на этом моменте в контексте споров об отмене крепостного права), что слезы покатились из его красных глаз. При возгласе «Вот Агнец Божий!» он оставил одежды и оглянулся назад. Его господин, обеспокоенный такой реакцией, движением правой руки велит рабу вернуться к своим обязанностям. Лицо раба зеленоватого цвета: невольников специально мазали плохо смываемой краской, чтобы помешать их побегу.
7. Немощный знатный (судя по голубой тоге) иудей, тронутый проповедью Иоанна, пораженный последними его словами «Вот Агнец Божий!», спешит при помощи товарища встать и взглянуть на Мессию. Но его помощник и сам с любопытством разворачивается назад, в сторону Иисуса, тем самым тормозя движение престарелого патрона, на лице которого прочитывается досада.
8. Этот молодой человек так энергично обернулся под действием слов Иоанна в сторону Христа, как будто только и ждал этого. Судя по цвету кожи, он эллин, а не иудей. На это косвенно могут указывать и его ярко-белые одежды без коричневых прожилок. Вероятно, он принадлежит к мистической религиозной секте, ожидающей прибытия божьего посланника. Такие секты в то время были популярны среди малоазийских греков.
9. Профессор Иван Астафьев (в эссе 1916 года) так комментирует следующую сцену: «Две другие фигуры, они, как видно, едва вышли из воды и готовились одеваться, но в эту самую минуту проповедь Иоанна коснулась их слуха, и они, боясь проронить хоть одно слово, остановились. Дрожание слез в глазах, полных умиления, выражается в трепетном дрожании всего тела. Что этот человек тронут до глубины души, что в словах Пророка видит он спасительные надежды, что он добр и мягок сердцем, это узнаем мы тотчас. Юноша же, не понимая глубокого смысла проповеди, слушает внимательно под влиянием какого-то страха, смешанного с любопытством, свойственном его возрасту».
10. Справа спускаются книжники и фарисеи с письменами Закона на своих белых одеждах. Они отворачиваются от Христа, как бы отвечая на слова Иоанна Предтечи: «И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1:34). «Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19:7).
11. На заднем плане Иванов изобразил путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь. Они просто оборачиваются, следуя за общим движением тех, кому были слышны слова Иоанна Предтечи. Крайнего слева персонажа в коричневом хитоне художник писал с Николая Гоголя. Он тесно общался с Ивановым в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Как отмечал Гоголь в одном из писем, Иванов «не только не ищет профессорского жеста и житейских выгод, но даже просто ничего не ищет, потому что уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».

В 1831 году Академия художеств отправила молодого живописца Александра Иванова на стажировку в Италию. Обычно студентам ставилась задача написать картину на античный сюжет, но в этот раз дело обстояло по-другому. Профессора решили заказать ему картину из евангельской истории — «Явление Христа народу». Библейские сюжеты считались более трудными для выполнения, и студентам их обычно не поручали.

Поездка растянулась почти на 30 лет, так что художника стали забывать на родине. Все это время Иванов упорно работал. Он вознамерился изобразить берег Иордана, с которого Иоанн Предтеча указывает собравшимся иудеям на фигуру Христа, появившуюся на дороге, — момент встречи ветхозаветного и новозаветного миров, начало новой эры. Художник не жалел сил на работу с натурой. Десятки эскизов, сотни набросков, работа с натурщиками — Иванов кропотливо реконструировал в Италии Палестину новозаветных времен. На холсте амфитеатром расположились самые разные исторические персонажи, которых можно было встретить только на дорогах Иудеи: будущие апостолы, фарисеи, саддукеи, богатые иудеи, римские легионеры. У каждого особое выражение лица — каждый по-своему реагирует на слова Иоанна Предтечи.

Законченная в 1857 году, картина не вызвала большого интереса у публики: это было время бурных споров об отмене крепостного права, и религиозные темы отошли на второй план. В июле 1858 года Иванов умер от холеры. И почти сразу после этого император Александр II купил работу за 15 000 рублей и преподнес ее в дар Румянцевскому музею.

http ://www .vokrugsveta .ru /authors /362/

«Явление Христа народу» - картина русского художника Александра Андреевича Ива́нова. Сюжет картины основывается на первой главе Евангелия от Иоанна и третьей главе Евангелия от Матфея.

Александр Ива́нов. «Явление Христа народу». 1837-1857 холст, масло. 540×750 см. Третьяковская галерея, Москва

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».
На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло свыше 600 отдельных этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна. Художник называл сюжет картины «всемирным», он стремился показать всё человечество в решающий, определяющий его судьбу момент.
В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.
Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.
Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии - христианства.

Иоан Креститель. Центральная фигура полотна - Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю. На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Апостолы. Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Мальчик и старик. Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины - молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они - уже уверовавшие в Христа Спасителя.


Верующие. По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других - недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии.

Раб. Отдельно скажем о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ - чуть ли не самый колоритный во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Иисус Христос. Центральное звено этой цепочки различных людских характеров и настроений - сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Ива́нов (1806-1858)

Русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней.

Художником проделал колоссальную работу, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.
Огромная заслуга автора и в глубоком понимании человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета.

Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.
Иванов скончался от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Судьба картины

В мае 1858 года Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Средства на перевозку картины пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Демонстрация полотна, эскизов и этюдов к ней была организована в одном из залов Академии Художеств, выставка произвела сильное впечатление на общественность.
Александр Иванов скончался 3 (15) июня 1858 года. Через несколько часов после его смерти «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Император принёс полотно в дар Румянцевскому музею, который вскоре переехал из Санкт-Петербурга в Москву (в дом Пашкова). Для картины был построен специальный павильон.
При расформировании музея в 1925 году работа была передана в Государственную Третьяковскую галерею. Там, однако, не оказалось зала для размещения такого полотна. Встал вопрос о помещении для полотна. В проект здания на Крымском Валу был, в частности, заложен зал для картины Иванова. Но всё же было решено пристроить зал к основному зданию в Лаврушинском переулке. В 1932 году полотно заняло то место, где находится и сейчас.
Эскизы и этюды к картине хранятся в Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры