Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Суффиксы “ек, ик” в существительных
Можно выделаить следующие правила для правильного написания суффиксов имён существительных
:
1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.
Правописание гласных в суффиксах существительных .
Суффиксы "чик", "ик" пишутся только тогда, когда гласная при склонении существительных не изменяется во всех формах:
кристаллик (кристаллика), шалашик (шалашика);
если же при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс "ек":
звоночек, ножичек, мешочек, подарочек, рожочек, сучочек, горошек (горошка), дружочек (дружочка).
Чередование согласных происходит в корне существительных типа барашек, рожочек х - ш, к - ч, ц - ч, поэтому в них выделяется суффикс "ек", "ик", а не "чек" "чик" (Напимер: Танк - танчик).
У существительных мужского рода пишется суффикс "ец", при этом при склонении исчезает гласная "е" в суффиксе, а суффикс "иц" у существительных женского рода (гласная "и" всегда сохраняется).
Приведем пример: книжица (книжицы), красавица (красавицы), владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец, рассказец.
У существительных среднего рода пишется суффикс "ец", если ударение падает на окончание, а суффикс "иц" - если ударение предшествует суффиксу.
Приведем пример: креслице, платьице, пальтецо, письмецо, ружьецо.
У существительных женского рода пишется суффикс "ичк", если оно образованно от основ на "иц".
Приведем пример: умничка (умница), лестничка (лестница). В всех остальных случаях пишется суффикс "еч".
Приведем пример: ситечко (сито), пешечка (пешка), а также в образованиях от слов на "мя".
Приведем пример: племечко, темечко, значечко, племечко;
в именах собственных: Зоечка, Леночка, Колечка, Катечка, Фенечка, Юлечка.
Примечания :
1. Тоже самое правило можно применять и для сложного суффикса "ничк": вафельничка (вафельница), сахарничка (сахарница).
2. Написание имен собственных с суффиксом "ичк" типа Юличка, Феничка в современном языке ненормативно.
3. В русском языке безударного суффикса "ячк" нет.
Суффикс "оньк" пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: березонька, головонька, девонька, кухонька, Лизонька, лисонька, косонька; но: Марфа - Марфенька. Суффикс "еньк" пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Валенька, дороженька, доченька, ноченька, подруженька, Сашенька.
Исключение: баиньки, заинька, паинька.
Примечания :
1. Формы с суффиксом "еньк" образуются только от слов мама, папа: маменька, папенька. Формы маманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная.
2. Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и подобные, встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов "аньк", "ыньк", "иньк" в современном языке нет.
В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на "ня" с помощью суффикса "к", ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: милостынька (милостынь), нянька (нянь), пустынька (пустынь), яблонька (яблонь), барышенька (барышень), деревенька (деревень), дынька (дынь), кухонька (кухонь),
Если в родительном падеже множественного числа "ь" не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом "к": басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен).
Сочетание инк (суффиксы "ин" и "к") пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а): бисеринка (бисерина), бусинка (бусина), горошинка (горошина), жемчужинка (жемчужина), изюминка, миндалинка, прогалинка, ссадинка; по аналогии образованы слова снежинка (здесь суффикс "инк", так как нет слова снежина) , горлинка, пушинка. В немногочисленных словах пишется суффикс "енк": беженка, монашенка, неженка, нищенка, француженка, черкешенка.
Правописание согласных в суффиксах существительных.
Суффикс "чик" пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж: разведчик, автоматчик, буфетчик, счётчик, смазчик, подписчик.
Примечание. Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т: добытчик (добыча), кабатчик (кабак). Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж): атом-щик, гардероб-щик, дрессиров-щик, камен-щик, фонар-щик, халтур-щик.
Примечание. Перед суффиксом "щик" ь пишется только после л: кровель-щик, пильщик, прогульщик, текстильщик.
У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся следующие суффиксы:
"изн": белизна, голубизна, кривизна, новизна;
"ин": быстрина, глубина, старина, седина, толщина;
"от": краснота, мелкота, дремота, прямота, слепота;
"ость": ветхость, дикость, домовитость, мелковатость, угловатость; а также от основ причастий: возбужденность, воспитанность, изолированность.
Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом "ность" : будущность (будущий), всеобщность, горячность, готовность, общность.
У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:
-енств-: нищенство, первенство (от нищенствовать, первенствовать);
-отн-: беготня (от бегать), пачкотня, руготня, стукотня.
-ств- (-овств-): воровство, колдовство, мотовство, сватовство, хвастовство, шутовство, явство (устар. от явиться);
-еств-: жульничество (от жульничать), кустарничество, лодырничество, мошенничество, привередничество; также от основ прилагательных: излишество, могущество.
Примечание. Написание слов типа варево, месиво, образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев-, рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарево, кружево, курево, топливо.
Урок в 5 в,Г классе Дата________
Тема урока: Правописание ЕК,ИК имен существительных.
Цель урока:
создание условий для усвоения правописания суффиксов имен существительных -ик-, -ек- Задачи: Сформировать умение правильно выбирать гласную в суффиксах существительных – ек и – ик;Развивать орфографическую зоркость у учащихся;умение выделения суффиксов в словах.
Ожидаемые результаты: Смогут определять правописание данных суффиксов в именах существительных;Будут находить суффиксы в словах, выполнять разбор слова по составу
Ход урока
Здравствуйте! Сядьте на свои места. Мы начинаем урок.
Настрой учеников на работу
2. Языковая разминка.
Ребята, отгадав загадку, вы сможете сказать, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
За корнем мне
Нашлось местечко,
Заняв его, конечно,
Натворил я дел.
(Суффикс).
Итак,ребята,действительно,сегодня мы с вами на уроке будем говорить о суффиксе.
Определяют часть слова, о которой будут говориться на уроке
Блиц-опрос . Что такое морфема?
Что такое морфемика?
Какие морфемы вы знаете?
Что такое суффикс?
Какие значения суффиксов вы знаете? Приведите свои примеры.
Отвечают на вопросы учителя
Выполнение словарного диктанта у доски, разбор слова по частям
Выполняют у доски:
почувствовать,пережить,водяной,подводный
сберечь,красивый, переход, ученик,домашний, котенок, обдумывать, решать, стоял,подоконник.
Работа в парах
Самостоятельное изучение и формулирование правила
Итак, мы сами изобретаем правило. "Мозговой штурм"- работаем в группах. Попробуйте выяснить, как определить когда в слове пишется - ик-, а когда пишется -ек-.
(Группы созданы по уровням обсуждают проблему, делают вывод).
Карточка № 1 (1 уровень)
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 2 (2 уровень)
Соедините пары слов и сравните их.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3 (3 уровень)
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
Работа по алгоритму
“Как нужно действовать, чтобы правильно написать суффиксы – ек -, -ик - у существительных” (коллективно)
Измени слово по падежам (просклоняй);
Посмотри, выпадает ли гласный в суффиксе;
Если выпадает, пиши – ек-.
Если сохраняется, пиши – ик -.
Выполняют по алгоритму у доски индивидуально
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор.
6. Подведение итогов.
Определите ключевые слова урока?
- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании суффиксов -ек-, -ик- у существительных.
Выставление оценок .
7. Домашнее задание _______________
8. Рефлексия
Я оцениваю свою работу на уроке как…
Карточка № 1
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 2
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
замочек –
сыночек–
Карточка № 1
Сравните пары слов и сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
Есть арбузик – нет арбузика
Есть бантик – нет бантика
Есть барашек – нет барашка
Есть горошек – нет горошка.
Карточка № 2
Соедините пары слов и сравните их. Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
билетик (нет) кармашка
садик (нет) пенёчка
кармашек (нет) садика
пенёчек (нет) билетика
Карточка № 3
Измените форму данных слов, подставляя к ним слова нет, много.
Сделайте вывод, когда в слове пишется суффикс –ик– , а когда суффикс – ек–.
ключик –
кораблик –
замочек –
сыночек–
замочек –
сыночек–
Самостоятельная работа – работа по карточкам
.
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа – работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа – работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа – работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа – работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Самостоятельная работа – работа по карточкам
Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните свой выбор .
Маленький мальч….к (мамин сыноч…к) взял пальч…ком ключ…к, открыл ларч…к, достал свой кошелеч….к, пош…л в ларёч….к и купил карандаш….к. Красавч…к-молодч….к сел на пенеч…к, развел огонеч….к, открыл ножич….к, развязал мешоч…к и достал ореш….к. Птенч…к сел на конч…к веточки. Мяч…к закатился в шалаш….к.
Урок русского языка в 6 классе по теме
"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"
Цели урока:
познавательный аспект: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик; различать суффиксы – чик, щик, -ек, -ик;
развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
воспитательный аспект: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint, фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Приветствие
2. Актуализация знаний по теме «Имя существительное»
2.1. Фронтальный опрос по теме «Имя существительное» /слайды 2-5/
Отметить верные утверждения:
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные изменяются по родам
Все имена существительные изменяются по падежам и числам
К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на –мя и существительное мужского рода путь
Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму слова, а склоняемые - 6 форм.
Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
Не с существительным пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с Не слитно.
Буква Ч в суффиксе –чик (-щик) со значением лица пишется после букв д-т, з-с, ж
Код ответов: 2, 5, 7, 9, 10
2.2. Анализ ошибок
2.3. Компьютерное тестирование по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»
Цель: проверить умение применять орфографическое правило, изученное на предыдущем уроке.
Тест по теме «Суффиксы –ЧИК- и -ЩИК в именах существительных»
В каком слове пишется Щ: 1) буфет…ица, 2) груз…ик, 3) прессов…ик, 4) объезд…ик
В каком слове пишется Ч: 1) развед…ик, 2) бакен…ик, 3) камен…ик, 4) спор…ик
В каком слове пишется Щ? 1) перебеж…ик, 2) вертолёт…чик, 3) рассказ…ица, 4) надсмотр…ик
В каком слове пишется Ч? 1) компьютер…ик, 2) экскаватор…ик, 3) автомат…ик, 4) обман…ик
В каком слове перед суффиксом пишется Ь? 1) стекол…щик, 2) бетон…щик, 3) домен…щик, 4) смен…щик
В каком слове перед суффиксом не пишется Ь? 1) пил…щик, 2) кровел…щик. 3) барабан…щик, 4) бурил…щик
В каком слове пропущена буква С? 1) разно…чик, 2) сма…чик, 3) изво…чик, 4) прика…чик
В каком слове пропущена буква Д? 1) наво…чик, 2) аппара…чик, 3) прока…чик, 4) лё…чица
В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет значения лица? 1) учётчик; 2) трактирчик; 3) подписчик, 4)обидчик
В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения? 1) баллончик, 2) медальончик, 3) захватчик, 4) магазинчик
3. Формулирование цели урока /слайд 6/.
Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …
4. Изучение нового материала
4.1. Проблемные задачи /слайды 7-8/
Почему в слове КЛЮЧИК в суффиксе пишется И, а не Е?
4.2. Эксперимент /слайд 9/.
Запись вывода и обозначения орфограммы в тетради
И.п. лучик, орешек
Р.п. лучика, орешка
Д.п. лучику, орешку
В.п. лучик, орешек
Т.п. лучиком, орешком,
П.п о лучике, об орешке
4.3. Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков» о правописании гласных в суффиксах –ек и –
Справедливы ли наши наблюдения? Как разрешил проблему Виктор Перестукин?
5.Закрепление
5.1. Упражнение 251. Работа в парах.
Вставьте пропущенные буквы:
Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.
5.2. Фотодиктант /слайды 13-22/
Назови животных, изображённых на фотографиях, ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:-чик -ик -ек или -ик
Сравни свою таблицу с образцом: /слайд 23/-чик -ик -ек или -ик
жирафчик бегемотик львёночек
попугайчики котик тигрёночек
пингвинчик зайчик котёночек
крокодильчик слоник зайчоночек
Слонёночек
В состав каких существительных входят два суффикса?
5.3. Развитие речи.
Составить 2-3 предложения с прямой речью со словами из таблицы
5.4. Тренировочное упражнение. Работа в парах. /слайд 24/
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах существительных.
Много загадок т…ит в себе обыкновенный ёж…к. Этот к…лючий клубоч…к выдерживает чудов…щные дозы ядов.
Х…дячий комоч…к защищён мощнее, чем зримым своим заборч…ком из иголоч…к.
В пр…роде ещё много тайн секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. (1 уч-ся при проверке вставляет буквы на интерактивной доске)
6. Обобщение. Подведение итогов урока. Первичный контроль.
6.1. Вопросы самоконтроля /слайд 25/.
Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?
Какое значение придают существительным суффиксы – чик, -щик, -ек, -ик?
От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?
6.2. Интерактивный самоконтроль по теме «Гласные Е и И в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК-»
У существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д , т , з , с , ж пишется суффикс -чик , после других согласных — суффикс -щик , например: докладчик, летчик, грузчик, подписчик, перебежчик, каменщик .
Буква ь пишется перед суффиксом -щик только после л , например: точильщик .
Некоторые суффиксы существительных служат для выражения оттенков уменьшительности, ласкательности, увеличительности и т. п.:
Суффиксы ЕК, ИК, ЧИК
Следует писать -ек , если гласный при склонении выпадает, если не выпадает — -ик и -чик , например: ореше к (орешка), ковши к (ковшика), ящиче к (ящичка), ключи к (ключика), диванчи к, узорчи к ;
Суффиксы ЕЦ, ИЦ-а
В словах мужского рода пишется -ец , в словах женского рода -иц -а , например: хлебец , метелиц а ;
Суффиксы ЕЦ-о, ИЦ-е.
Если ударение падает на окончание, пишется -ец -о́ , если ударение на основе — пишется -иц -е , например: письмецо́ , зданьице ;
Суффиксы ОНЬК, ЕНЬК
Пишутся с буквой ь
(они имеют ласкательное значение), например: березоньк
а, Лизоньк
а, реченьк
а, Володеньк
а
(исключения: заинька, паинька
).
Слова с суффиксом -онь
к, -еньк
надо отличать:
- от слов на -инк -а -к- от существительных на -ин -а , например: трещинк а (трещин а), телятинк а (телятин а), соломинк а (соломин а) ;
- от слов на -енк -а , образованных при помощи суффикса -к- от форм родительного падежа множественного числа существительных на -ня , например: пашенк а (пашня , пашен ), песенк а (песен , песня ) ;
Суффикс ЕЧК
Пишется после мягких согласных и шипящих, например: семечк о, чашечк а . Слова с суффиксом -ечк надо отличать от слов с -ичк , образованных от существительных с -иц с помощью суффикса -к- , например: уличк а (улиц а), ресничк а (ресниц а) ;
Суффиксы УШК, ЮШК, ЫШК, ИШК
В словах среднего рода пишется -ышк- , в словах мужского и женского рода — -ушк- , например: зернышк о, но: кумушк а, соседушк а . Суффиксы -юшк- и -ишк- употребляются в существительных всех трех родов, например: дядюшк а, волюшк а, полюшк о; шалунишк а, шинелишк а, пальтишк о .
После этих суффиксов в окончании именительного падежа единственного числа пишется о :
- в существительных среднего рода
- в существительных мужского рода неодушевленных (стеклышко , городишко );
Пишется а :
- в существительных женского рода;
- в существительных мужского рода одушевленных (зимушка , хозяюшка ; дедушка , дядюшка , сынишка ).
Суффикс ИЩ
Употребляется в существительных всех трех родов. После этого суффикса в форме именительного единственного числа пишется -е в существительных мужского и среднего рода, пишется -а — в существительных женского рода, например: басище , человечище , чудовище ; ручища .
(1
оценок, среднее: 5,00
из 5
)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.