Группа Аэросмит (Aerosmith). Биографии, истории, факты, фотографии Аэросмит участники группы

Главная / Развод

Одна из наиболее популярных хард-рок-групп в США, «Aerosmith», несмотря на свое тридцатилетнее существование, похоже так же не имеет возраста, как и ее полный жизни и энергии солист Стив Тайлер. Возможно, поэтому среди ее преданных поклонников немалую часть составляют зрители, которые подчас моложе тех песен, что поют участники группы.
История «Aerosmith» началась в 1970 году. Именно тогда встретились ударник и вокалист Стив Тайлер и гитарист Джо Перри. К этому моменту Стив Тайлер, который играл в различных группах, уже выпустил два сингла: «When I Needed You», записанный с его собственной группой «Chain Reaction», и «You Should Heve Been Here Yesterday», исполненный вместе с Уильямом Праудом и группой «The Strangeurs». Джо Перри работал тогда в кафе-мороженое и играл в «Jam Band». Его товарищем по «Jam Band» был бас-гитарист Том Гамильтон. Создавая свою команду, Тайлер и Перри пригласили Гамильтона, а также еще двоих: ударника Джоя Крамера и гитариста Рея Табано. В новой группе Тайлер должен был играть роль, для которой он был рожден - роль вокалиста.
Рей Табано оставался в группе недолго. Вместо него к команде присоединился гитарист Брэд Уитфорд (Brad Whitford, 23.02.1952. Уинчестер, Массачусетс, США), начавший выступать с 16 лет и имевший в послужном списке группы «Justin Time», «Earth Inc.», «Teaport Dome» и «Cymbals Of Resistance».
Первое выступление квинтета состоялось в региональной средней школе Nipmuc, а вскоре после этого появилось название «Aerosmith». Говорят, что это имя предложил Джой Крамер, и оно было единственным, которое не вызвало возражений у остальных музыкантов (хотя других вариантов было достаточно, например, «The Hookers»).
В конце 1970 года «Aerosmith» перебрался в Бостон (Массачусетс) и провел ближайшие два года, выступая в барах, клубах и на школьных вечеринках как в Бостоне, так и в других городах. В 1972 году на концерте группы в Канзас-Сити оказался Клайв Дэвис (Clive Davis), менеджер Columbia/CBS Records. Последовал аванс в 125 тыс.долларов, и осенью 1973 года увидел свет первый альбом группы под названием «The Aerosmith». Успех альбома был скромным, а классическая ныне баллада «Dream On» заняла в Billboard всего лишь 59 место.
«Aerosmith» продолжал концертные турне, и число его поклонников росло. В это время поступил в продажу второй альбом группы «Get Your Wings» (продюсер Джек Дуглас (Jack Douglas)).
В 1975 году вышел «Toys In The Attic», справедливо считающийся одним из самых лучших альбомов группы (количество проданных на сегодня копий превышает 6 млн.экз.). Сингл «Sweet Emotion» получил 11 место в Billboard, а возросшая популярность группы привлекла внимание к их старым работам, и «Dream On» попала в первую десятку лучших песен. Следующий альбом, «Rock», обрел платиновый статус в течение нескольких месяцев.
Несмотря на успех у зрителей, «Aerosmith» не нашел одобрения у критиков. Музыкальные обозреватели и позже не баловали команду похвалами, а в то время вообще именовали ее «производной» от других групп, в частности от «Led Zeppelin» и «Rolling Stones». Последнему способствовало и внешнее сходство Тайлера с Миком Джаггером (Mick Jagger).
Группа попала в центр внимания публики и извлекла из этого все самые негативные возможности. Турне, приглашения сопровождались попойками и наркотиками. Нельзя сказать, что «Aerosmith» утратил стиль. «Draw The Line» (1977) и мощный «Live! Bootleg» (1978) принесли им всеобщее признание. И тем не менее команда теряла силу.
В 1978 году «Aerosmith» предпринял концертное турне по США, а в конце года квинтет записал саундтрек фильма «Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Их киногерои, группа «Future Villian Band», пели кавер-версию песни «Beatles» «Come Together» . Эта композиция вошла в USA Top30.
Тем временем внутри группы росли разногласия. Конфликт между Тайлером и Перри достиг высшей точки, и после релиза в 1979 году «Night In The Ruts» гитарист покинул группу. Перри начал работать с «Joe Perry Project», а на его место пришел Джимми Креспо (Jimmy Crespo). В следующем году ушел Брэд Уитфорд. Вместе с бывшим гитаристом «Ted Nugent» Дереком Сен-Холмсом он создал группу «Whitford - St.Holmes Band». Заменил Уитфорда Рик Дюфей (Rick Dufay). С двумя новыми гитаристами «Aerosmith» выпустил в 1982 году последний успешный альбом «Rock In A Hard Place», уже не имевший того вдохновения, которым отличались классические записи группы.
Сольные проекты Перри и Уитфорда не оправдали их надежд. «Aerosmith» без старых гитаристов не стал лучше. В Валентинов день 1984 года во время шоу в бостонском Orpheum Theatre за кулисами произошла встреча Перри и Уитфорда с бывшими коллегами. На радость поклонникам группа воссоединилась. Состоялось турне «Back In The Saddle», а в 1985 году на Geffen Records был записан «Done With Mirrors» (продюсер Тед Темплман (Ted Templeman)). Его продажи были не очень велики, но альбом показал, что группа вернулась. После релиза Тайлер и Перри успешно прошли реабилитационную программу для алкоголиков и наркоманов, и квинтет продолжил свой путь наверх.
В 1986 году «Aerosmith» выступил вместе с группой «Run-DMC», аккомпанируя им для своей композиции «Walk This Way». Сотрудничество со Старой школой рэпперов привело к созданию международного хита, и бывший сингл из USA Top10 вновь попал в лучшую десятку.
Выпущенный в 1987 году «Permanent Vacation» стал альбомом-бестселлером (5 млн.экз.) и первым альбомом «Aerosmith», завоевавшим чарты Великобритании. Сингл «Dude (Looks Like A Lady)» получил 14 место в чартах США. Альбом «Pump» (1989) был продан в количестве 6 млн.экз., а сингл «Love In An Elevator» вошел в USA Top10. Альбом «Get A Grip» 1993 года (композиции «Cryin» , «Crazy» «Amazing» получил №1 в Billboard и стал платиновым. Немалую роль в феноменальном успехе этих трех альбомов (продюсер Брюс Фейрбэйрн (Bruce Fairbairn)) сыграло Music video. Клипы «Aerosmith» постоянно повторялись на MTV, что позволило познакомиться с творчеством группы подрастающему поколению, и квинтет резко увеличил число своих поклонников.
Далее последовал «Big Ones» (1996), альбом, записанный на Geffen Records. А затем «Aerosmith» триумфально вернулся в Columbia Records, где начинались их первые шаги, подписав мультимиллионную сделку с Sony Music. Ее результатом был альбом «Nine Lives» (март 1997) и гастроли «Aerosmith» в Европе, а затем по США. Турне «Pollstar» принесло 22,3 млн.долларов и вошло в десятку самых успешных туров года. А в сентябре группа была удостоена награды MTV в категории «Лучшее рок-видео» за композицию «Falling In Love (Is Hard On The Knees)».
В этом же месяце вышла автобиография группы «Walk This Way», написанная совместно со Стефеном Дэвисом (Stephen Davis) (автором книги о «Led Zeppelin»). Искренняя, открытая книга стала бестселлером.
1998 год принес группе новую славу, но сопровождался жизненными невзгодами. Во время концерта, по-видимому, сорвалась подставка микрофона, и Тайлер повредил ногу настолько серьезно, что потребовалось хирургическое вмешательство. Джой Крамер попал в аварию. Сам он не пострадал, но машина, в которой находилась ударная аппаратура, сгорела полностью. Вследствие этого ожидаемое турне по Северной Америке несколько раз откладывалось.
Но группа продолжала работать. В это время была записана композиция «I Don’t Want To Miss A Thing» для фильма «Армагеддон» («Armageddon»). Саундтрек фильма о космической катастрофе принес своим создателям славу, которая и измерялась в космических масштабах: «Aerosmith» получил от MTV награду «Best Video from a Film», композиция завоевала №4 в UK Top10, а автор мелодии Дайана Уоррен (Diane Warren) получила две номинации Grammy: «Лучшая песня в кинофильме» и «Лучшая песня года».
Этот год вообще был отмечен успешным выступлением музыкантов в кино. Перри сыграл в телесериале «Homicide: Life On The Street», а в экранизации новеллы Элмора Леонарда (Elmore Leonard) «Be Cool» приняла участие группа в полном составе, распределив между собой главные роли. Впрочем, музыканты привычны к киноэкрану. Фильмография одного только Стива Тайлера насчитывает почти два десятка кинолент.
В октябре группа выпустила «A Little South Of Sanity», двойной CD, записанный во время гастролей, последний альбом студии Geffen Records.
Весной 2000 года «Aerosmith» приступил к работе над новым диском. В роли продюсеров выступили Стив Тайлер и Джо Перри, для пластинки музыканты подготовили больше 20 песен, и лучшие из них вошли в альбом «Just Push Play». Осенью Джо Перри исполнилось пятьдесят лет, тридцать из которых он отдал группе. И самый замечательный подарок он получил от бывшего участника «Guns N’ Roses» Слэша (Slash). В далекие и трудные 70-е Джо заложил свою гитару. Неоднократно он пытался ее вернуть, но безрезультатно. Слэш владел ею последние 10 лет, но ради такого случая расстался с легендарным раритетом.
Начало нового тысячелетия неувядаемый «Aerosmith» отметил выходом альбома «Just Push Play» и большим всемирным турне. В марте 2001 года группа была включена в Зал Славы рок-н-ролла. Но на достигнутом музыканты останавливаться не намерены. «В нашем деле главное - не жить вчерашним днем. Мы были бы просто дураками, если бы сказали своим фанатам: «Вы знаете, мы свое дело уже сделали, лучше наших старых песен и быть ничего не может, и поэтому мы прекращаем писать что–либо новое». Мы не хотим сдаваться» - сказал Джо Перри. Да и как может быть иначе. Ведь, как давно утверждает Стив Тайлер: «Рок-н-ролл - это склад ума. Это свобода выражения себя. Это значит быть живым.»

Группа Аerosmith – легенда, икона рока. Музыканты на сцене уже полвека, часть поклонников в разы моложе исполняемых ими песен. Их творчество отмечено 4 «Грэмми», 10 MTV Video Music Award и 4-й за всю историю вручения премией International Artist Award. Кроме этого, Аerosmith – лидер среди американских коллективов как по объему тиражей альбомов - свыше 150 млн, так и по числу пластинок с «драгоценными» золотым и платиновым статусами. Музыкальный телеканал VH1 включил группу в число 100 великих музыкантов всех времен.

История группы и состав

Биография группы Аerosmith началась в 1970 году в Бостоне, потому коллектив иногда именуют "The Bad Boys from Boston". По некоторым данным, будущие участники Стивен Талларико, известный как , и Джо Перри познакомились в Сьюнапи задолго до этого. Первый уже выступал с собранной им командой Chain Reaction и выпустил пару синглов. Второй играл в Jam Band вместе с другом – бас-гитаристом Томом Хэмилтоном.

Поскольку исполнители совпали в жанровых предпочтениях – хард- и глэм-рок, блюз и рок-н-ролл, Перри предложил Тайлеру собрать новую команду. К друзьям присоединились барабанщик Джоуи Крамер из TURNPIKES и гитарист Рэй Табано, который примерно через год уступил место Брэду Уитфорду. Помимо гитары, Брэд умел играть на трубе.

Первый концерт нового коллектива состоялся в Nipmuc Regional High School, еще под названием The Hookers. Слово "aerosmith" пришло в голову Крамеру, по слухам, это вообще было его прозвище. Поначалу группа выступала по барам и школам, зарабатывая по $ 200 за вечер, затем перебралась в Бостон, но по-прежнему копировала , и . Только со временем и с опытом Аerosmith обрела собственное узнаваемое лицо.

В 1971 году на выступлении в клубе Max" Kansas City парней из Бостона услышал президент компании Columbia Records Клайв Дэвис. Менеджер пообещал сделать музыкантов звездами и сдержал слово. Вот только исполнители не выдержали груза славы и богатства.

Спутниками Аerosmith на гастролях и дома стали наркотики и алкоголь, но при этом в геометрической прогрессии росло число фанатов. А в 1978-м парни умудрились сняться в постановке "Sgt. Pepper"s Lonely Night Club Band" у Роберта Стигвуда, продюсера картин «Иисус Христос – суперзвезда», «Остаться в живых» и «Бриолин».

В 1979-м на смену Перри пришел Джимми Креспо, а Джо занялся проектом "Joe Perry Project". Через год ушел Брэд Уитфорд. Вместе с Дереком Сен-Холмсом из Ted Nugent он создал группу Whitford - St.Holmes Band. Заменил его Рик Дюфей.

В этом составе Aerosmith выпустила альбом "Rock In A Hard Place". Однако вскоре стало ясно, что от изменений не выиграл никто. Новым витком успеха группа обязана менеджеру Тиму Коллинзу, который сопровождал проект Перри, а в феврале 1984 года свел вместе бывших коллег на шоу в Бостоне. По инициативе Коллинза музыканты прошли курс реабилитации от наркотической зависимости и подписали контракт с лейблом Geffen Records и продюсером Джоном Калоднером. Этот человек стоял у истоков успеха и .


Калоднер заставил группу полностью перезаписать альбом «Get a Grip», в 1993 году занявший первое место в хит-параде «Биллборд» и ставший 6-кратно платиновым. Кроме того, он снялся в клипах на песни "The Other Side", "Let the Music Do the Talking", "Blind Man". В ролике "Dude (Looks Like a Lady)" продюсер облачен в костюм невесты из-за его пристрастия к белому цвету в одежде.

Впоследствии пост продюсера Аerosmith будут занимать Тэд Тэмплмен, любитель гитарного драйва, Брюс Фэйрбэйрн, благодаря которому в репертуаре группы прибавится много баллад, Глен Бэллард, из-за которого команда наполовину переделает альбом "Nine Lives". В видео начнет сниматься дочь Стива – .


Сами музыканты соберут россыпь наград и титулов, попробуют силы в актерском ремесле и вляпаются в небезобидные истории: Стив перенесет операции на связках и на ноге после падения микрофонной стойки, Крамер едва не погибнет в аварии, Хэмилтон излечится от рака горла, а Перри заработает сотрясение мозга, когда в него на концерте врежется операторский кран.

В 2000-м Перри на 50-летний юбилей получил в подарок от участника Guns"n"Roses Слэша собственную гитару, которую в 70-е заложил, чтобы выручить денег, а Хадсон выкупил инструмент в 1990-м. В марте 2001 года группа введена в Зал Славы рок-н-ролла.

Песня «I Don’t Want to Miss a Thing» группы «Аerosmith»

Музыка Аerosmith, считающаяся новаторской и концептуальной, используется в компьютерных играх и звучит в кинофильмах, как, например, композиция «I Don’t Want to Miss a Thing» из блокбастера «Армагеддон». В клипе на этот хит использованы самые дорогие за всю историю съемок музыкальных роликов костюмы – 52 скафандра стоимостью $ 2,5 млн каждый.

Музыка

В дискографии Аerosmith 15 полноценных студийных альбомов, с десяток сборников и записей концертных выступлений. Дебютный студийник группа назвала собственным именем, он включает визитную карточку коллектива – песню «Dream On». Отрывок из данного трека использовал в своем творчестве . "Mama Kin" в 1988 году перепели Guns"n"Roses в альбоме "G N"R Lies".

Песня «Dream On» группы «Аerosmith»

После выхода альбома "Get Your Wings" исполнителей, наконец-то, начали отличать от команды , а Тайлер обрел славу вокального акробата благодаря луженому горлу и змееподобным выкрутасам на сцене.

Одной из лучших считается пластинка "Toys in the Attic", сейчас называемая классикой хард-рока и попавшая в лидирующую десятку Billboard 200. Композиция с нее "Sweet Emotion" вышла отдельным синглом и разошлась 6-миллионным тиражом, заняв 11 место в хит-параде «Биллборда».

Песня «Sweet Emotion» группы «Аerosmith»

Альбом "Rocks", увидевший свет в 1976 году, также стал платиновым, а в последовавших затем "Live! Bootleg" и "Draw the Line", хотя успешно продававшихся, сказался, по мнению критиков, наркотический дурман, овладевший исполнителями. Гастроли в Великобритании провалились, и музыкантов опять начали обвинять в заимствованиях у «роллингов» и «цеппелинов».

"Done With Mirrors" 1985 года выпуска стал сигналом о том, что команда справилась с прежними проблемами и готова вернуться в мейнстрим. В клубах постоянно крутился ремикс "Walk This Way», записанный в коллаборации с рэперами из Run-D.M.C., что обеспечило Аerosmith возвращение на вершины хит-парадов.

Песня «Cryin’» группы «Аerosmith»

Вышедший следом альбом "Permanent Vacation" с кавер-версией битловской песни «I"m Down» пополнил коллекции 5 млн человек, а британское издание Classic Rock включило его в сотню лучших рок-альбомов всех времен. В этот же список попал и 10-й студийник «Pump», выпущенный 6 млн копий.

Песнями "Angel" и "Rag Doll" Стив Тайлер доказал, что в состоянии составить конкуренцию в исполнении баллад. В хитах "Love In An Elevator" и "Janie"s Got A Gun" зазвучали оркестровки и элементы поп-музыки.

Песня «Crazy» группы «Аerosmith»

С 7-кратно платинового альбома "Get A Grip", а точнее с клипов "Cryin"","Crazy" и "Amazing" началась кинематографическая карьера Лив Тайлер. В записи песен участвовали и Десмон Чайлд. Пластинку "Just Push Play" Джо Перри и Стив Тайлер спродюсировали сами.

Аerosmith сейчас

Еще в 2017-м Джо Перри заявил, что Аerosmith планирует выступать по крайней мере до 2020 года, его поддержал Том Хэмилтон, сказав, что группе есть что предъявить поклонникам. Джоуи Крамер сомневался, мол, здоровье уже не то. В итоге Брэд Уитфорд сказал, что «пора вывешивать финальные ярлыки».


Прощальный тур получил название «Aero-viderci, Baby». Маршрут, по которому проедут музыканты с завершающими концертами, публикуется на официальном сайте группы. Его главную страницу украшает фирменный логотип. Считается, что «крылышки» придумал Рэй Табано, но Тайлер приписывает авторство себе. На странице Аerosmith в «Инстаграме» периодически появляются фото поклонников, набивших себе тату с этим изображением.


Легенды рока предупредили, что не сразу порвут со сценой, а растянут это «удовольствие» не на один год. Группа побывала в Европе, Южной Америке, Израиле, впервые посетила Грузию. В 2018-м Аerosmith выступили на New Orleans Jazz & Heritage Festival и на MTV Video Music Awards. Весной 2019 года планируют устроить грандиозное шоу Deuces Are Wild в Лас-Вегасе из 18 выступлений.

Дискография

  • 1973 - «Aerosmith»
  • 1974 - «Get Your Wings»
  • 1975 - «Toys in the Attic»
  • 1976 - «Rocks»
  • 1977 - «Draw the Line»
  • 1979 - «Night in the Ruts»
  • 1982 - «Rock in a Hard Place»
  • 1985 - «Done with Mirrors»
  • 1987 - «Permanent Vacation»
  • 1989 - «Pump»
  • 1993 - «Get a Grip»
  • 1997 - «Nine Lives»
  • 2001 - «Just Push Play»
  • 2004 - «Honkin" on Bobo»
  • 2012 - «Music from Another Dimension»
  • 2015 - «Up in Smoke»

Клипы

  • Chip Away the Stone
  • Lightning Strikes
  • Let the Music Do the Talking
  • Dude (Looks Like a Lady)
  • Love in an Elevator
  • The Other Side
  • Eat the Rich
  • Crazy
  • Falling in Love (Is Hard on the Knees)
  • Jaded
  • Girls of Summer
  • Legendary Child

Плохие парни из группы с отвратительной репутацией, скандальным поведением и страстью ко всему запрещенному взлетали и опускались до самого дна, а потом снова выкарабкивались. И таких «негодяев» публика почему-то всегда любит больше.

Что же в них особенного и столь притягательного, если они больше 40 лет держатся в музыкальной струе. Эта американская рок-группа регулярно попадала в скандальные хроники таблоидов, неоднократно ее участники подвергались арестам за учиненные на концертах беспорядки и употребление наркотиков. Но это лишь подогревало интерес к участникам .

Живее всех живых

Трудно даже сказать, что это – природное естество музыкантов или кем-то удачно спланированный пиар ход. Давно известно, что прилежные парни рокерами не становятся и тем более ничем не вызывают интерес у зрителей. Не зря говорят: если о тебе не пишут, значит, ты уже умер. А эти дебоширы живее всех живых, несмотря на разгульный образ жизни. Такое удается лишь единицам. Многие их коллеги давно отправились в мир иной из-за пагубного влияния наркотиков и алкоголя, смертельных болезней или самоубийств.

Такое бурное прошлое не мешает группе успешно гастролировать и показывать грандиозные шоу. В рамках самого масштабного тура в истории музыки «The Global Warming World Tour» музыканты впервые выступили в столице Украины – Киеве. Этого события украинские фанаты хард-рокеров ждали десятки лет. Сам тур прошел в поддержку альбома «Music from Another Dimension!» и охватил все континенты. Такого меломаны еще не видели! Параллельно с выступлением артистов на огромном светодиодном экране транслировался документальный фильм об истории развития группы. Как же все началось?

Зарождение Aerosmith

Их творческая биография началась в конце 1960-х годов в американском штате Нью-Хэмпшир. Там в маленьком городке Сьюнапи встретились Стивен Талларико (это настоящая фамилия Тайлера) и Джо Перри. Оба парня уже имели за плечами кое-какой опыт – один пел и играл на ударных в разных нью-йоркских коллективах, а у другого даже была своя группа. Следующую дату музыканты запомнили более конкретно. Это был сентябрь 1970 года. Тогда гитарист Перри с коллегой по бывшей группе – бас-гитаристом Томом Хэмилтоном отправились в Бостон и нашли там себе подмогу в виде барабанщика Джоя Крамера, который ради участия в группе даже бросил музыкальный колледж. В Бостоне они и утвердили Стивена Тайлера на роль фронтмена и вокалиста , а тот привел с собой в команду еще и одноклассника. Правда, через какое-то время его заменили более профессиональным гитаристом Брэдом Уитфордом. С тех пор их состав оставался практически неизменен, если не считать периода с 1979 по 1984 год, когда некоторые участники группы на время ее покидали.

Первый рок-блин

Два года молодые ребята боролись за право быть настоящей группой, завоевали популярность среди бостонских студентов и в 1972 году уже имели контракт со старейшей и самой авторитетной звукозаписывающей компанией Columbia Records. То ли лейбл был настолько прозорливым, то ли музыканты и вправду показали себя с лучшей стороны, но как бы там ни было, договор был заключен. Подписи музыкантов на документе стоили 125 тысяч долларов.

Вскоре вышел и дебютный альбом с одноименным названием «Aerosmith», который, как и многие первые блины, получился не совсем ровным. Вернее таковым он показался строгим критикам. Они, как известно, могут в Америке испортить карьеру любому – от новичка до мэтра. Коллектив обвинили в недоработке материала, да еще и подражании уже популярной группе The Rolling Stones. Возможно, внешняя схожесть Стива Тайлера и Мика Джаггера больше резала глаза, чем сама музыка чувствительные уши критиков. К счастью, телезрители, радиослушатели и публика на концертах на этот раз пропустила мимо ушей упреки критиков и с удовольствием подпевала «смитам» песни, которые теперь уже стали классикой рока.

Молчание – золото, а пение Aerosmith – платина

Следующий альбом «Get Your Wings» стал первым в перечне мультиплатиновых пластинок группы . А все благодаря стараниям продюсера Джека Дугласа. 1975 год стал для группы знаковым. Эта была своеобразная веха их творчества и очередная ступень, поднявшись на которую музыканты стали достойными соперниками все тех же The Rolling Stones и Led Zeppelin. В тот год вышел их новый альбом «Toys in the Attic», сделав коллектив одним из самых популярных и любимых в Штатах.

А дальше пошло-поехало. Первый серьезный успех так вскружил голову участникам , что поддерживать это состояние приходилось алкоголем и наркотиками, дурацкими выходками, срывами концертов и внутриколлективными скандалами. Постоянные гастрольные разъезды только накаляли ситуацию. В общей сложности участники группы подвергались арестам 45 раз!

Накал страстей

После записи шестого сборника «Night in the Ruts» Стив Тайлер и Джо Перри так поругались, что Джо бросил все и пошел своей дорогой. Тайлер не отчаялся после провала альбома и смог записать еще один – «Greatest Hits». После него из группы ушел и Брэд Уитфорд. Такие потрясения выдерживают далеко не все коллективы, но смогла остаться на плаву.

Благодаря своему менеджеру Тиму Коллинзу спустя пять лет группе удалось воссоединиться – в коллектив вернулись Перри и Уитфорд. Менеджер же заставил музыкантов взяться за ум и излечиться от наркотической зависимости. На это, конечно, ушел не один год, но результат того стоил. Он пообещал сделать из них самую известную группу десятилетия и не обманул. Альбомы «Permanent Vacation» и «Pump» стали мега-популярными и попали в национальные чарты. К тому времени их музыка стала более зрелой, почти не похожей на раннее творчество. О них стали писать авторитетные издания и приглашать на телепрограммы.

И снова проблемы

Легендарным стал альбом начала 1990-х годов «Get a Grip». На песни «Crazy» и «Cryin’» были сняты клипы с участием дочери Стива Тайлера Лив и актрисы Алисии Сильверстоун. Две такие соблазнительные девушки добавили композициям популярности.

Это десятилетие запомнилось также выходом их нового диска «Nine Lives», который дважды достигал платинового статуса в Соединенных Штатах Америки. Но масштабный гастрольный тур в его поддержку изначально не заладился. Сначала Тайлер так размахнулся стойкой микрофона, что сильно поранил себе ногу и даже не мог ходить пару месяцев. А Крамер чуть не сгорел во время аварии на АЗС. Концерты пришлось отменять один за другим. К счастью, и это они пережили, сумев выпустить самую известную песню 1990-х годов «I Don’t Want to Miss a Thing», которая стала синглом к фильму «Армагеддон». Только изначально продюсеры фильма планировали, что ее исполнит группа U2. А когда выяснилось, что в киноленте сыграет дочь Стива Тайлера – Лив – выбор был сделан в пользу группы .

Музыканты группы стали пионерами в освоении Интернет-пространства. Они первыми среди прочих групп в 1994 году выложили для продажи в сеть песню «Head First». Теперь этот сингл считают самым первым музыкальным продуктом, который полностью реализовали через Интернет.

При всех выходках на гастролях и срывах концертов группе удалось стать самой финансово успешной в мире. За годы их творческой деятельности по всему миру было продано более 150 миллионов копий сборников. Больше пока только у группы AC/DC. увековечили в «Зале славы рок-н-ролла», награждали музыкальными премиями Grammy, о них снимали передачи и документальные фильмы, делали героями комиксов, мультфильмов и компьютерных игр. Это было доказательством настоящей славы и самодостаточности группы , которая за все эти годы не изменила своему принципу совмещения в творчестве блюза, глэм-рока, попсы и хэви-метала.

Непотопляемые

В новое тысячелетие группа вошла с новым альбомом «Just Push Play» и продолжила концертную деятельность. И снова на участников группы как из рога изобилия посыпались проблемы – то у Стива Тайлера начались проблемы с голосовыми связками, то у Тома Хэмилтона диагностировали рак горла, то Джо Перри ударил операторский кран во время съемок. В прессе уже стали появляться заметки о развале группы, но музыканты снова выплыли на поверхность, подтвердив свою успешность.

И «смиты» пока не собираются останавливаться, они полны энергии и вдохновения. За 10 лет они выпустили блюзовые кавер-версии своих ранних хитов и сборник концертных записей. Как ни старались они сотворить из «запасов» полноценный студийный альбом – ничего не вышло. Поэтому дружно взялись за работу над диском из свежего материала. Последний альбом увидел свет в 2012 году и до сих пор продолжается тур поддержки.

Группа сейчас является одной из самым популярных и ярких в мире. Музыкантов любят за бешеный драйв, супер-экстравагантность и неуемную энергию, которую они излучают и несут с помощью своих песен. Не зря они стали лидерами по количеству платиновых и мультиплатиновых пластинок, вошли в сотню величайших музыкантов в истории, а больше двух десятков их композиций держались в Топ-40 американского хит-парада, возглавить же его удалось 9-ти песням.

ФАКТЫ

В 1994 году группа решила закрепить устоявшийся имидж экстраординарной команды и выпустила оригинальный сборник из 13-ти компакт-дисков «Box of fire» с редкими концертными записями. Сейчас это находка для коллекционеров.

Как известно, музыканты несколько лет пытались вылечиться от нарко- и алкогольной зависимости. Для этого менеджеры группы всеми способами старались избавить «смитов» от соблазнов. Во время гастрольных туров они убирали в отелях все спиртное из мини-баров и запрещали другим членам коллектива пить в присутствии музыкантов. Они даже носили футболки с названиями реабилитационных клиник, где они проходили лечение.

Обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

Когда говорят "плохие парни из Бостона" или "величайшая американская рок-н-ролльная банда", то в обоих случаях имеется в виду "Aerosmith". За свою более чем сорокалетнюю карьеру группа переживала взлеты и падения, но все это время придерживалась замешанного на блюзе харда, добавляя в него по мере надобности такие ингредиенты как глэм, поп, хэви или ритм-энд-блюз. Предыстория "Aerosmith" началась со знакомства тогда еще ударника "Chain Reaction" Стивена Тайлера (Стивен Виктор Талларико, р. 26 марта 1948) с гитаристом Джо Перри (Энтони Джозеф Перейра; р. 10 сентября 1950), который выступал вместе с басистом Томом Гамильтоном (р. 31 декабря 1951) в составе "Jam Band". Между музыкантами проскочила творческая искра, и они решили объединить свои силы в новом проекте. Первоначальная идея насчет пауэр-трио типа "Cream " была отложена ввиду того, что Стивен наотрез отказался и далее стучать в барабаны и потребовал себе главный микрофон. Остальные, в принципе, против его лидерства не возражали, тем более что Тайлер привел за установку своего давнего знакомца Джоуи Крамера (Джозеф Майкл Крамер, р. 21 июня 1950). Последний, кстати, ради группы бросил престижный музыкальный колледж Беркли, и он же придумал для нее название "Aerosmith". Приняв на борт еще одного тайлеровского приятеля, ритм-гитариста Рэя Табано, коллектив занялся проведением небольших местных концертов, а после смены новичка Брэдом Уитфордом (р. 23 февраля 1952) команда обрела свой классический состав.

Пару лет "Aerosmith" набирали обороты за счет живых выступлений, а когда менеджеры группы пригласили на ее выступление Клайва Дэвиса, то президент "Columbia Records" не задумываясь отвалил 125 тысяч баксов за подписи музыкантов на контракте с его фирмой. Виниловый старт получился не особо впечатляющим, и прямолинейный блюз-рок дебютника, украшенный балладой "Dream On", вывел команду только на 166-ю строчку списка "Billboard 200". Альбому досталось скромное золотишко, но когда после серьезного гастрольного променада за дело взялся продюсер Джек Дуглас, "Aerosmith" вышли на платиновые рубежи. Пластинка "Get Your Wings" дала коллективу пару радиохитов ("Same Old Song", "Dance And Train Kept A Rollin") и несколько концертных фаворитов ("Lord Of The Thighs", "Seasons Of Wither", "S.O.S. (Too Bad)"), однако это были еще цветочки по сравнению с появлением "Toys In The Attic".

Третий альбом вывел команду из тени "Rolling Stones " и "Led Zeppelin " и превратил ее в крупнокалиберный рок-акт. Мало того что сам лонгплей разошелся восьмимиллионным тиражом, так на волне успеха увеличились продажи вернувшихся в чарты двух его предшественников, а переизданный сингл "Dream On" со своей невзрачной стартовой позиции (№59) скакнул в горячую десятку (№6). Следующий диск-гигант не мог конкурировать с общей раскупаемостью "Toys In The Attic", однако подкрепленный FM-фаворитами "Last Child" и "Back In The Saddle", "Rocks" обставил его в чартах (№3 против №11) и быстрее завоевал платиновый сертификат. Хотя продажи "Draw The Line" также измерялись семизначными числами, помимо заглавного трека критики не усмотрели в нем ничего стоящего. И действительно, творческая энергия группы началась угасать: сказывалась гастрольная усталость и влияние вредных субстанций, которые "Aerosmith" потребляли все больше и больше, и за которые Тайлер и Перри получили прозвище "toxic twins". Под занавес 70-х команда снялась в фильме "Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band", а битло хит "Come Together" в ее исполнении стал последним попаданием в Топ 40 перед "застойным периодом". Сразу же после записи относительно успешного диска "Night In The Ruts" из-за ссоры со Стивеном ушел Джо , а на его месте материализовался Ричард Сьюпа, быстренько спихнувший гитару Джимми Креспо.

Продолжающееся падение популярности "аэросмитам" удалось приостановить сборником-бестселлером "Greatest Hits", однако это была лишь временная мера. Тайлер то попадал в аварию, то просто выпадал в осадок на сцене, из-за чего проведение концертов становилось проблематичным. В 1981-м от группы откололся Уитфорд, и на сессии "Rock In A Hard Place" вместо него отправился Рик Дюфэй. Альбом едва дотянул до золота, что по меркам "Aerosmith" было все-таки маловато, и во спасение ситуации в 1984-м в команду вернулись Перри и Уитфорд. По поводу реюниона коллектив провел тур "Back In The Saddle", окончившийся выпуском "Classics Live". Концертник вышел под "колумбийским" флагом, а вот новую студийную работу музыканты готовили уже под контрактом от "Geffen". Хотя "Done With Mirrors" по продажам остался на уровне "Rock In A Hard Place", на сопутствующие гастроли народ валил валом. Подогрел интерес к камбэку и кавер "Walk This Way" в исполнении рэпперов "Run D.M.C.", однако в коллективе оставались проблемы с наркотиками, и с 1986 года "аэросмиты" зачастили в реабилитационки.

Подчистившись, "Aerosmith" вернулись с мультиплатиновым альбомом "Permanent Vacation", пополнившим копилку хитов таким треками как "Dude Looks Like A Lady", "Rag Doll" и "Angel". Частичную ответственность за вновь обретенный успех нес продюсер Брюс Фэйрбэйрн, который остался с музыкантам на "Pump" и "Get A Grip". Он облагородил грубый аэросмитовский хард-блюз-рок попсовым лоском, и в результате команда превзошла саму себя. Так, "Pump" сопровождали целых три попадания в горячую десятку "(Janie"s Got A Gun", "What It Takes", "Love In An Elevator"), а за первый из этих треков коллектив заработал первую "Grammy". В случае с "Get A Grip" основная ставка была сделана на пауэр-баллады, и "Cryin"", "Crazy" и "Amazing" буквально заполонили мировой эфир. Добравшись до пика своей карьеры, группа подвела черту сотрудничества с "Geffen" выпуском мультиплатинового сборника "Big Ones". Соблазненные многомиллионными посулами от прежних хозяев, музыканты вернулись на "Columbia", где в 1997-м выпустили диск "Nine Lives". Альбом долгое время жил в чартах, побывал и на первой строчке, принес очередную "Grammy", однако вызвал смешанные отклики и продавался уже не так шустро как предыдущие работы. Несмотря на некоторое снижение популярности, "Aerosmith" продолжали держать хвост пистолетом и в 2001-м выдали очередной платиновый опус "Just Push Play" с хитами в виде одноименного трека и "Jaded".

Почти что сразу после релиза команда оказалась введенной в "Зал Славы Рок-н-Ролла", причем это был первый случай, когда во время церемонии песня новоприбывших (в данном случае "Jaded") находилась в чартах. В 2004 году коллектив решил обратиться к корням и, сбросив с себя коммерческий лоск, записал диск первобытно-блюзовых каверов "Honkin" On Bobo". Следом вышли зальник "Rockin The Joint" и компиляция "Devil"s Got A New Disguise", а вот попытки сотворить студийный альбом из завалявшегося на полках материала неоднократно глохли. Свежак, отмеченный возвращением Дугласа, появился на свет только осенью 2012-го, и хотя на "Music From Another Dimension!" "аэросмиты" оставались верны собственному стилю, кое-какие новшества здесь все же были (например, открывашка "LUV XXX" напоминала творчество покойного Леннона , в "Beautiful" использовался хип-хоп-вокал, а в кантри-балладе "Can"t Stop Lovin" You" спела гостья Кэрри Андервуд).

Last update 03.11.12


История «Aerosmith» началась в 1970 году. Именно тогда встретились … Читать всё

Одна из наиболее популярных хард-рок-групп в США, «Aerosmith», несмотря на свое тридцатилетнее существование, похоже так же не имеет возраста, как и ее полный жизни и энергии солист Стив Тайлер. Возможно, поэтому среди ее преданных поклонников немалую часть составляют зрители, которые подчас моложе тех песен, что поют участники группы.
История «Aerosmith» началась в 1970 году. Именно тогда встретились ударник и вокалист Стив Тайлер и гитарист Джо Перри. К этому моменту Стив Тайлер, который играл в различных группах, уже выпустил два сингла: «When I Needed You», записанный с его собственной группой «Chain Reaction», и «You Should Heve Been Here Yesterday», исполненный вместе с Уильямом Праудом и группой «The Strangeurs». Джо Перри работал тогда в кафе-мороженое и играл в «Jam Band». Его товарищем по «Jam Band» был бас-гитарист Том Гамильтон. Создавая свою команду, Тайлер и Перри пригласили Гамильтона, а также еще двоих: ударника Джоя Крамера и гитариста Рея Табано. В новой группе Тайлер должен был играть роль, для которой он был рожден - роль вокалиста.
Рей Табано оставался в группе недолго. Вместо него к команде присоединился гитарист Брэд Уитфорд (Brad Whitford, 23.02.1952. Уинчестер, Массачусетс, США), начавший выступать с 16 лет и имевший в послужном списке группы «Justin Time», «Earth Inc.», «Teaport Dome» и «Cymbals Of Resistance».
Первое выступление квинтета состоялось в региональной средней школе Nipmuc, а вскоре после этого появилось название «Aerosmith». Говорят, что это имя предложил Джой Крамер, и оно было единственным, которое не вызвало возражений у остальных музыкантов (хотя других вариантов было достаточно, например, «The Hookers»).
В конце 1970 года «Aerosmith» перебрался в Бостон (Массачусетс) и провел ближайшие два года, выступая в барах, клубах и на школьных вечеринках как в Бостоне, так и в других городах. В 1972 году на концерте группы в Канзас-Сити оказался Клайв Дэвис (Clive Davis), менеджер Columbia/CBS Records. Последовал аванс в 125 тыс.долларов, и осенью 1973 года увидел свет первый альбом группы под названием «The Aerosmith». Успех альбома был скромным, а классическая ныне баллада «Dream On» заняла в Billboard всего лишь 59 место.
«Aerosmith» продолжал концертные турне, и число его поклонников росло. В это время поступил в продажу второй альбом группы «Get Your Wings» (продюсер Джек Дуглас (Jack Douglas)).
В 1975 году вышел «Toys In The Attic», справедливо считающийся одним из самых лучших альбомов группы (количество проданных на сегодня копий превышает 6 млн.экз.). Сингл «Sweet Emotion» получил 11 место в Billboard, а возросшая популярность группы привлекла внимание к их старым работам, и «Dream On» попала в первую десятку лучших песен. Следующий альбом, «Rock», обрел платиновый статус в течение нескольких месяцев.
Несмотря на успех у зрителей, «Aerosmith» не нашел одобрения у критиков. Музыкальные обозреватели и позже не баловали команду похвалами, а в то время вообще именовали ее «производной» от других групп, в частности от «Led Zeppelin» и «Rolling Stones». Последнему способствовало и внешнее сходство Тайлера с Миком Джаггером (Mick Jagger).
Группа попала в центр внимания публики и извлекла из этого все самые негативные возможности. Турне, приглашения сопровождались попойками и наркотиками. Нельзя сказать, что «Aerosmith» утратил стиль. «Draw The Line» (1977) и мощный «Live! Bootleg» (1978) принесли им всеобщее признание. И тем не менее команда теряла силу.
В 1978 году «Aerosmith» предпринял концертное турне по США, а в конце года квинтет записал саундтрек фильма «Sgt Pepper’s Lonely Hearts Club Band». Их киногерои, группа «Future Villian Band», пели кавер-версию песни «Beatles» «Come Together» . Эта композиция вошла в USA Top30.
Тем временем внутри группы росли разногласия. Конфликт между Тайлером и Перри достиг высшей точки, и после релиза в 1979 году «Night In The Ruts» гитарист покинул группу. Перри начал работать с «Joe Perry Project», а на его место пришел Джимми Креспо (Jimmy Crespo). В следующем году ушел Брэд Уитфорд. Вместе с бывшим гитаристом «Ted Nugent» Дереком Сен-Холмсом он создал группу «Whitford - St.Holmes Band». Заменил Уитфорда Рик Дюфей (Rick Dufay). С двумя новыми гитаристами «Aerosmith» выпустил в 1982 году последний успешный альбом «Rock In A Hard Place», уже не имевший того вдохновения, которым отличались классические записи группы.
Сольные проекты Перри и Уитфорда не оправдали их надежд. «Aerosmith» без старых гитаристов не стал лучше. В Валентинов день 1984 года во время шоу в бостонском Orpheum Theatre за кулисами произошла встреча Перри и Уитфорда с бывшими коллегами. На радость поклонникам группа воссоединилась. Состоялось турне «Back In The Saddle», а в 1985 году на Geffen Records был записан «Done With Mirrors» (продюсер Тед Темплман (Ted Templeman)). Его продажи были не очень велики, но альбом показал, что группа вернулась. После релиза Тайлер и Перри успешно прошли реабилитационную программу для алкоголиков и наркоманов, и квинтет продолжил свой путь наверх.
В 1986 году «Aerosmith» выступил вместе с группой «Run-DMC», аккомпанируя им для своей композиции «Walk This Way». Сотрудничество со Старой школой рэпперов привело к созданию международного хита, и бывший сингл из USA Top10 вновь попал в лучшую десятку.
Выпущенный в 1987 году «Permanent Vacation» стал альбомом-бестселлером (5 млн.экз.) и первым альбомом «Aerosmith», завоевавшим чарты Великобритании. Сингл «Dude (Looks Like A Lady)» получил 14 место в чартах США. Альбом «Pump» (1989) был продан в количестве 6 млн.экз., а сингл «Love In An Elevator» вошел в USA Top10. Альбом «Get A Grip» 1993 года (композиции «Cryin» , «Crazy» «Amazing» получил №1 в Billboard и стал платиновым. Немалую роль в феноменальном успехе этих трех альбомов (продюсер Брюс Фейрбэйрн (Bruce Fairbairn)) сыграло Music video. Клипы «Aerosmith» постоянно повторялись на MTV, что позволило познакомиться с творчеством группы подрастающему поколению, и квинтет резко увеличил число своих поклонников.
Далее последовал «Big Ones» (1996), альбом, записанный на Geffen Records. А затем «Aerosmith» триумфально вернулся в Columbia Records, где начинались их первые шаги, подписав мультимиллионную сделку с Sony Music. Ее результатом был альбом «Nine Lives» (март 1997) и гастроли «Aerosmith» в Европе, а затем по США. Турне «Pollstar» принесло 22,3 млн.долларов и вошло в десятку самых успешных туров года. А в сентябре группа была удостоена награды MTV в категории «Лучшее рок-видео» за композицию «Falling In Love (Is Hard On The Knees)».
В этом же месяце вышла автобиография группы «Walk This Way», написанная совместно со Стефеном Дэвисом (Stephen Davis) (автором книги о «Led Zeppelin»). Искренняя, открытая книга стала бестселлером.
1998 год принес группе новую славу, но сопровождался жизненными невзгодами. Во время концерта, по-видимому, сорвалась подставка микрофона, и Тайлер повредил ногу настолько серьезно, что потребовалось хирургическое вмешательство. Джой Крамер попал в аварию. Сам он не пострадал, но машина, в которой находилась ударная аппаратура, сгорела полностью. Вследствие этого ожидаемое турне по Северной Америке несколько раз откладывалось.
Но группа продолжала работать. В это время была записана композиция «I Don’t Want To Miss A Thing» для фильма «Армагеддон» («Armageddon»). Саундтрек фильма о космической катастрофе принес своим создателям славу, которая и измерялась в космических масштабах: «Aerosmith» получил от MTV награду «Best Video from a Film», композиция завоевала №4 в UK Top10, а автор мелодии Дайана Уоррен (Diane Warren) получила две номинации Grammy: «Лучшая песня в кинофильме» и «Лучшая песня года».
Этот год вообще был отмечен успешным выступлением музыкантов в кино. Перри сыграл в телесериале «Homicide: Life On The Street», а в экранизации новеллы Элмора Леонарда (Elmore Leonard) «Be Cool» приняла участие группа в полном составе, распределив между собой главные роли. Впрочем, музыканты привычны к киноэкрану. Фильмография одного только Стива Тайлера насчитывает почти два десятка кинолент.
В октябре группа выпустила «A Little South Of Sanity», двойной CD, записанный во время гастролей, последний альбом студии Geffen Records.
Весной 2000 года «Aerosmith» приступил к работе над новым диском. В роли продюсеров выступили Стив Тайлер и Джо Перри, для пластинки музыканты подготовили больше 20 песен, и лучшие из них вошли в альбом «Just Push Play». Осенью Джо Перри исполнилось пятьдесят лет, тридцать из которых он отдал группе. И самый замечательный подарок он получил от бывшего участника «Guns N’ Roses» Слэша (Slash). В далекие и трудные 70-е Джо заложил свою гитару. Неоднократно он пытался ее вернуть, но безрезультатно. Слэш владел ею последние 10 лет, но ради такого случая расстался с легендарным раритетом.
Начало нового тысячелетия неувядаемый «Aerosmith» отметил выходом альбома «Just Push Play» и большим всемирным турне. В марте 2001 года группа была включена в Зал Славы рок-н-ролла. Но на достигнутом музыканты останавливаться не намерены. «В нашем деле главное - не жить вчерашним днем. Мы были бы просто дураками, если бы сказали своим фанатам: «Вы знаете, мы свое дело уже сделали, лучше наших старых песен и быть ничего не может, и поэтому мы прекращаем писать что–либо новое». Мы не хотим сдаваться» - сказал Джо Перри. Да и как может быть иначе. Ведь, как давно утверждает Стив Тайлер: «Рок-н-ролл - это склад ума. Это свобода выражения себя. Это значит быть живым.»

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры