Никколо Паганини: биография. Интересные факты из жизни никколо паганини Начало концертной деятельности

Главная / Развод

Фильм «Никколо Паганини» - 4серии
Когда-то давно смотрела по ТВ, но отрываясь туда-сюда, а сейчас посмотрела нормально. Сильно.
«О фильме»
Партию скрипки в фильме исполняют Леонид Коган и (после смерти Когана) Михаил Гантварг.

И нашла потрясающий, это даже не пост, а рассказ-жизнеописание Паганини с портретами, рисунками, музыкой, и самим фильмом собственно. Источник здесь, «Никколо Паганини (27.10.1782 - 27.05.1840)»
Но я передеру под кат, чтобы не пропало вдруг, бывает.

________________________________________ ______

Ференц Лист еще полтора столетия назад в своем некрологе по поводу смерти Паганини выразил это в словах, оказавшихся пророческими:

«Ничьей славе не сравниться с его славой, не сравниться и чьему-нибудь имени с его именем… Никогда ничьим следам не совпасть с его гигантскими следами… И я решительно утверждаю: второго Паганини не будет. Такое сочетание колоссального таланта и особых обстоятельств жизни, которые вознесли его на самую вершину славы, - это единственный случай в истории искусства… Он был велик…»

Никколо Паганини родился 27 октября 1789 года в Генуе (Италия). Переулок, в котором жили его родители, назывался Черная кошка. Отец Никколо, Антонио Паганини, был когда-то портовым грузчиком, после чего стал мелким лавочником. Его хобби была игра на мандолине, неимоверно раздражавшая и жену, и соседей. Мать Никколо звали Тереза Боччардо. Николо был ее вторым ребенком. Он родился очень маленьким и в детстве много болел. Однажды во сне Тереза увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом.
С малолетства отец заставляет Никколо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирает ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. Антонио Паганини, не сомневаясь в правдивости сна своей жены, мечтает сделать из младшего сына великого скрипача, тем более, что старший сын не радует отца успехами на этом поприще. В итоге постоянные занятия окончательно подрывают и без того неважное здоровье Никколо, и периоды неустанной игры на скрипке чередуются теперь с болезнями. Многочасовые занятия доводят ребенка до каталепсии - состояния между жизнью и смертью. Никколо не подает признаков жизни, и родители собираются его похоронить, но внезапно мальчик пошевелился в гробу.
Как только Никколо подрос, к нему начинают приглашать учителей. Первым становится генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко.
Слава о необычайно одаренном мальчике разносится по городу. Заниматься с Никколо раз в неделю начинает первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.


(Ghost at Palazzo Ducale - Genoa)

Свой первый концерт Никколо Паганини дает1794 год. Мальчик попадает в круг профессиональных музыкантов, он восхищается ими, а они им. Аристократ, маркиз Джанкарло ди Негро, берет на себя заботы о мальчике и его образовании.
Восьмилетний Никколо Паганини сочиняет свое первое музыкальное произведение - скрипичную сонату в1797 году. Сразу за ней последовали еще несколько вариаций.
Благодаря маркизу ди Негро Никколо продолжает образование. Теперь он занимается с виолончелистом Гаспаро Гиретти. Новый учитель заставляет своего воспитанника сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь внутренним слухом. На небольшой период Паганини сочиняет 24 фуги для фортепьяно в четыре руки, два скрипичных концерта и несколько пьес. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.

Начало 1800-х годов - первые гастроли. Сначала Никколо выступает в Парме, и выступления проходят с огромным триумфом. После Пармы молодой человек получает приглашение выступить при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Николо понимает, что наконец-то пришла пора зарабатывать на таланте сына деньги и берет на себя организацию гастролей по всей Северной Италии. Паганини с большим успехом выступает во Флоренции, в Пизе, Болонье, Ливорно, Милане. Но активная гастрольная деятельность не отменяет учебы и продолжения занятий, и Николо под руководством отца продолжает обучение игре на скрипке.
В этот период Никколо Паганини сочиняет 24 каприса.
Зависимость от сурового отца начинает все более тяготить подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же соглашается.

В Лукке Паганини вскоре поручают руководство городским оркестром. При этом не запрещают вести концертную деятельность, и Никколо выступает в соседних городах.
Первая любовь. В течение трех лет Паганини не гастролирует, он, по его собственному выражению, лишь «с удовольствием щиплет струны гитары». Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Паганини пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.
Паганини возвращается в Геную, где снова занимается только сочинением и не выступает.
В 1805году Никколо возвращается в Лукку. Он служит камерным пианистом и дирижером оркестра.

В Лукке Никколо влюбляется в Элизу, сестру Наполеона и жену правителя герцогства Феличе Бачокки. Элизе посвящается «Любовная сцена», написанная для струн «Ми» и «Ля». В ответ капризная княгиня требует сочинения для одной струны. Паганини «принимает вызов» и через несколько недель появляется соната «Наполеон» для струны «Соль». И в первом, и во втором случае остальные струны со скрипки во время исполнения снимаются.
В 25 августа 1805 года - соната «Наполеон» с огромным успехом исполнена Паганини на придворном концерте. Этот же период - Паганини завершает «Большой скрипичный концерт» ми-минор.
Никколо устает от отношений с Элизой, герцогским двором, светом. Он активно гастролирует, стараясь пореже возвращаться в Лукку.
Элиза становится владелицей Тосканского герцогства со столицей во Флоренции. Она дает бал за балом, и здесь уже никак нельзя обойтись без ее возлюбленного музыканта.

Никколо Паганини 1808 – 1812 года работает во Флоренции. С 1812 год фактически сбежав из Флоренции, Паганини переезжает в Милан и регулярно посещает театр «Ла Скала». Лето 1813 года – в «Ла Скале» Никколо смотрит балет Зюсмайера «Свадьба Беневенто». Особое впечатление на музыканта производит танец ведьм. В тот же вечер Паганини принимается за работу, и через несколько месяцев в той же «Ла Скале» представляет свои Вариации для скрипки с оркестром на тему этого танца. Так как композитор задействовал в своей музыке никем не используемые ранее выразительные скрипичные средства, успех был феерическим.
Конец 1814 года – Паганини приезжает в Геную с концертами. На родине он знакомится с дочерью местного портного Анджелиной Каванной. Между ними вспыхивает сильное чувство, и Никколо продолжает свои концертные путешествия уже не один. Вскоре выясняется, что Анджелина беременна. Паганини, опасаясь скандала, отправляет девушку к своим родственникам, живущим недалеко от Генуи.
Происходит скандал. Анджелину находит отец и тут же подает на музыканта в суд за похищение и изнасилование его дочери. Дочь рожает ребенка, но тот вскоре умирает. Дело получает широкую огласку, и общество отворачивается от Паганини. Суд приговаривает его к штрафу в размере трех тысяч лир в пользу Анджелины.
Судебный процесс срывает гастроли Никколо Паганини в Европе, для которых уже написан новый концерт Ре-мажор (известный нам как Первый концерт).

Конец 1816 года – Паганини едет выступать в Венецию. Здесь он знакомится с певицей хора Антонией Бьянки. Композитор берется обучать девушку пению и в результате увозит ее с собой. Паганини работает в Риме и Неаполе.
Конец 1810-х годов – Паганини собирает для издания свои 24 каприса. 11 октября 1821 года – последнее выступление в Неаполе. Конец 1821 года – состояние здоровья Никколо резко ухудшается. У него ревматизм, кашель, туберкулез, лихорадка…

Музыкант вызывает к себе мать и вместе они переезжают в Павию, к одному из лучших докторов того времени Сиро Борда. По Италии ходят слухи, что композитор скончался. Более или менее обретя здоровье, Паганини не играет – у него слабы руки. Музыкант преподает игру на скрипке маленькому сыну одного из купцов Генуи. С апрель 1824 года – снова концерты, сначала в Милане, после чего в Павии и в Генуе. Паганини почти здоров, но от мучительного кашля ему не удастся избавиться на протяжении всей жизни. Этот же период – связь Паганини и Антонии Бьянки (ставшей к тому времени известной певицей) возобновляется. У них рождается сын Ахилл.
Никколо Паганини сочиняет «Военную сонату», «Польские вариации» и три скрипичных концерта. 1828 – 1836 годы – последний концертный тур Паганини. Сначала он отправляется в Вену вместе с Антонией и сыном. В Вене Никколо сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает «Венецианский карнавал».

Август 1829 – февраль 1831 года – Германия. Весна 1830 года – в Вестфалии Паганини покупает себе титул барона. Никколо делает это ради сына, так как титул перейдет ему по наследству. После этого события Паганини отдыхает от концертов в течение полугода. Он завершает Четвертый концерт, почти заканчивает Пятый, сочиняет «Любовную галантную сонату».
Выступления Никколо Паганини во Франции проходят с ошеломляющим успехом. Все чаще на своих концертах музыкант играет с гитарным сопровождением.
Декабрь 1836 года – Ницца, где Паганини выступает с тремя концертами. Состояние его здоровья резко ухудшается.
Паганини в последний раз в октябре 1839 года посещает Геную.


Могила Паганини в Парме.

Останки, не нашедшие покоя.

Неоднократно перезахоранивали гроб с останками.
Официальная версия гласит, что Паганини скончался в Ницце, в мае 1840 г. Его останки забальзамировали, но епископ Ниццы, преподобный Доменико Гальвано, запретил хоронить музыканта на местном кладбище, так как при жизни музыканта обвиняли в связях с нечистой силой, и церковь объявила его еретиком. Тогда друзья решили доставить гроб с телом в родной город маэстро Геную. Но генуэзский губернатор Филиппе Паолуччи отказался впускать судно с останками «еретика» в гавань. Шхуне пришлось три месяца простоять на рейде. При этом суеверные матросы корабля утверждали, что по ночам из орехового гроба доносятся вздохи и звуки скрипки…
Наконец, было получено разрешение перенести гроб в подвал замка графа Чессоле, при жизни бывшего другом Паганини. Но через некоторое время слуги стали жаловаться, что из гроба в темноте исходит дьявольский свет. Останки великого скрипача отвезли в морг лазарета в Виллафранке. Вскоре служащие морга также стали жаловаться на то, что мертвец ведет себя беспокойно – стонет, вздыхает и играет на своей скрипке…

Андреа дель Кастаньо «Петрарка». Фреска виллы Кардуччо. 1450-1451 гг.Что же приключилось с мертвым скрипачом дальше? Ги де Мопассан в одном из своих романов излагает версию, согласно которой многострадальные останки Паганини более 5 лет покоились на пустынном скалистом острове Сент-Онора. Все это время сын музыканта добивался от римского папы разрешения предать тело отца земле…
Однако граф Чессоле в своих мемуарах излагает совсем другие факты. В частности, он сообщает, что в 1842 г. Паганини захоронили у подножия башни на мысе Сент-Оспис. В апреле 1844 г. останки выкопали и перевезли в Ниццу, а оттуда в мае 1845-го – на виллу Чессоле.
Церковь никак не давала разрешения похоронить музыкального гения по христианскому обряду. Это произошло только в 1876 г., спустя 36 лет после смерти Паганини.
Тем не менее, в 1893 г. гроб откопали снова, так как пошли слухи, что из могилы доносятся странные звуки.

Когда уже сгнивший ящик из орехового дерева был вскрыт в присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, то оказалось, что тело практически истлело, но голова очень хорошо сохранилась… Опять пошли слухи о связи музыканта с дьяволом.

В 1897 г. останки снова были перезахоронены.

Секрет техники Паганини

Имя Николо Паганини известно даже тем, кто ни разу не был на скрипичном концерте. Фигура этого знаменитого итальянского скрипача-виртуоза, гитариста, композитора была окружена легендами еще при его жизни. Впечатляла прежде всего сама внешность Паганини, описание которой оставили его великие современники Гете и Бальзак: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и - самое главное - тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. При этом Паганини имел очень своеобразный характер, совершал непонятные, плутовские поступки. В толпе, слушавшей его импровизации на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие - что его искусство - музыка небес, ангельские голоса. Многие вплоть до XX века верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук.
Скрипичные произведения Паганини - одни из труднейших для исполнения. Далеко не каждый виртуоз в состоянии точно следовать указаниям автора. Сам же он без видимых усилий извлекал из скрипки невероятные трели, исполнял сложнейшие вариации на одной струне. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Другого Паганини человечество до сих пор не получило.
Секрет невероятной скрипичной техники Паганини объяснил американский врач Майрон Шенфельд. В статье, которая была опубликована в "Журнале Американской медицинской ассоциации", он доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью, так называемым синдромом Марфана. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А.Марфаном. Она вызвана наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Причины ее недостаточно изучены. У больных синдромом Марфана характерная внешность: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, "паучьи" пальцы. Это абсолютно совпадает с описанием облика Паганини.
В конце жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее свидетельство в пользу того, что у Паганини был синдром Марфана. Нередкое осложнение этой болезни - сильная хрипота, афония, вызываемая периодическим параличом верхнего гортанного нерва. Сохранился дневник врача, лечившего Паганини. То, что он пишет о заболевании своего пациента, во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана: астеническое сложение, резко выраженные кифоз и сколиоз, "птичье" выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими "паукообразными" пальцами. Вот откуда демоническая внешность Паганини. Шенфельд пишет: "Маловероятно, чтобы талантливый музыкант на заре успешно начатой карьеры стал бы так рисковать своими руками, особенно учитывая примитивное состояние тогдашней хирургии". Да Паганини и не было необходимости прибегать к операции, чтобы добиться большей длины и гибкости пальцев. Вместо хирурга это сделала болезнь.
Но сам по себе синдром Марфана вовсе не располагает к музыкальной одаренности. За исключением Паганини, среди больных им не было выдающихся музыкантов. Что же касается Паганини, то болезнь лишь придала ему большие технические возможности, а великим музыкантом, оставившим огромное творческое наследие, включающее, кроме произведений для скрипки с другими инструментами и оркестром, также более 200 пьес для гитары, он стал благодаря своему великому таланту.
__________________
Фильм Никколо Паганини

Факты:

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».
При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары Никколо Паганини написал около 200 пьес.


______________
читать книги

МУЗЫ МУЗЫКАНТА НИККОЛО ПАГАНИНИ

Один из наиболее ярких личностей музыкальной истории , несмотря на довольно демонический внешний вид, никогда не испытывал недостатка в поклонницах. Ему не было и 20, когда появилась богатая и знатная любовница, увозившая юного виртуоза в поместье «отдохнуть» после концертов. До 40 лет он подбирал себе женщин по трем критериям: большая грудь, тонкая талия и длинные ноги… Именно благодаря таким женщинам есть большое музыкальное наследие.

Радости свободы Никколо Паганини

Во всех столицах Европы начала XIX века появились портреты странного человека. Бледное, словно восковое, лицо, спутанные черные волосы, большой крючковатый нос, горящие как угли глаза и огромный шарф, укутывающий всю верхнюю половину тела. При взгляде на портрет люди шептали: «На черта похож». Таков был маэстро Паганини – композитор и скрипач, равного которому не было, нет и едва ли будет. Журналисты обвиняли музыканта во всех смертных грехах, подливала масла в огонь и церковь. Шлейф несуразных «разоблачений» сопровождал Никколо по всей Европе. Ну, а маэстро более интересовало собственное творчество.

Великий скрипач появился на свет 1782 года. Отец был музыкантом-любителем. Именно он привил сыну любовь к музыке и скрипке. Мальчик научился виртуозной игре еще в раннем детстве, и вскоре в Генуе уже не могли найти учителя, который обучил бы юного исполнителя чему-нибудь новому.

В шестнадцать лет закончился нелегкий этап его жизни – он перестал зависеть от воли отца. Вырвавшись на свободу, Паганини предался ранее недоступным «радостям жизни». Он как будто наверстывал упущенное. Никколо стал вести беспутную жизнь и играть не только на скрипке и гитаре, но и в карты. Жизнь великого маэстро состояла из концертов, поездок, болезней и всевозможных сексуальных приключений.

Любовь творит чудеса!

В связи с первой любовью Паганини не гастролировал в течение трех лет. Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Композитор пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.

В 1805 году Элиза Бонапарт Бачокки, вступила во владение маленьким герцогством Лукка, подаренным ей Наполеоном. Она скучала по блестящему двору, оставленному в Париже, и желала иметь нечто подобное здесь, в Италии. С практичностью, достойной семейства Бонапарт, принцесса Элиза в короткий срок собрала придворный оркестр и пригласила на должность капельмейстера-дирижера «первую скрипку Республики Лукка». Это звание молодой Паганини завоевал в 1801 году, соревнуясь за право играть в соборе во время религиозных празднеств. Одновременно Никколо должен был обучать игре на скрипке принца Феличе Бачокки, мужа Элизы.

Вскоре, открыв безграничные возможности Никколо как непревзойденного композитора и желая блеснуть в глазах придворной публики, Элиза попросила Паганини приготовить для нее на очередном концерте сюрприз – маленькую музыкальную шутку с намеком на их отношения. И Паганини сочинил знаменитый «Любовный дуэт» («Любовную сцену») для двух струн, имитирующий диалог гитары и скрипки. Новинку приняли с восторгом, и августейшая покровительница уже не просила, а требовала: свою очередную миниатюру маэстро должен сыграть на одной струне!

Никколо Паганини – неистощимый виртуоз

Идея понравилась Никколо , и спустя неделю на придворном концерте прозвучала военная соната «Наполеон». Успех превзошел все ожидания и еще больше подогрел фантазию Паганини – мелодии одна красивее другой выпархивали из-под чутких пальцев композитора чуть ли не каждый день. Апофеозом непростых отношений принцессы Элизы и ее придворного музыканта стали 24 каприса, написанные в 1807 году на одном дыхании! И до сих пор это уникальное сочинение остается вершиной творческого наследия Паганини .

Этот романтический плен мог продолжаться и дальше, но придворная жизнь изрядно тяготила Никколо . Он жаждал свободы действий… Их последний разговор произошел в 1808 году. Он объяснил Элизе, что хочет сохранить свою индивидуальность. Хоть их связь и длилась 4 года, ей ничего не оставалось, как мирно расстаться с Никколо

Снова гастроли и …

Музыкант вернулся к выступлениям по городам Италии. 20 лет продолжалась на родине его триумфальная концертная деятельность. Причем он выступал иногда и в качестве дирижера. Его игра часто вызывала истерики у прекрасной половины зала, но дамы слетались на концерты, как мотыльки на огонь. Один из романов великого музыканта закончился скандалом. Никколо познакомился с некоей Анджелиной Каванна. Дочь портного собрала последние деньги, чтобы попасть на концерт и посмотреть на таинственного виртуоза. Дабы убедиться, что перед публикой действительно выступает сам Сатана, девушка проникла за кулисы. Ей казалось, что вблизи она сумеет разглядеть какие-то признаки нечистой силы, окружающей музыканта.

Страсть вспыхнула внезапно, и, закончив выступления, Паганини пригласил девушку поехать с ним на гастроли в Парму. Вскоре стало ясно, что у Анджелины будет ребенок, и Паганини тайком отправил ее к друзьям. Отец разыскал дочь и подал на Никколо в суд за похищение и насилие над ней. Скрипача арестовали и посадили в тюрьму. Через 9 дней выпустили, заставив заплатить денежную компенсацию. Начался утомительный судебный процесс. За то время, что тянулись судебные слушания, ребенок успел родиться и умереть, но в конце концов Паганини отделался лишь очередной денежной компенсацией и пятном на репутации.

Где счастье? Близко?

Скандал, связанный с дочерью портного, ничему не научил влюбчивого музыканта. 34-летний Никколо увлекся 22-летней Антонией Бьянки – молодой, но талантливой певицей, которой Паганини помогал с подготовкой сольного выступления. Их отношения нельзя было назвать простыми: Антония, с одной стороны, поклонялась Никколо , с другой – слегка побаивалась, но при этом без зазрения совести изменяла ему с певцами из хора, молодыми аристократами и простыми лавочниками. Однако Антония умела быть нежной. Она трогательно ухаживала за Никколо , когда он болел, следила за тем, чтобы он не простужался и хорошо питался. С ней музыкант чувствовал себя уютно и старался не думать о изменах. Правда, ее неверность была столь очевидной, что не заметить этого не мог даже слепой. Паганини то пытался мстить Антонии, заводя интрижку за интрижкой, то выгонял из дома, но за очередной ссорой всегда следовало примирение.

Одиночество отступает

В 1825 году Антония родила сына Ахилла. Никколо души не чаял в своем наследнике, ему доставляло удовольствие купать ребенка, менять ему пеленки. Если малыш долго плакал, отец брал в руки скрипку и, вспоминая собственное детство, извлекал из инструмента пение птиц, скрип телеги или голос Антонии – после этого мальчик тотчас успокаивался. После рождения ребенка отношения Никколо и Антонии вроде бы наладились, но оказалось, что это было лишь затишье перед бурей. Однажды музыкант услышал, как Антония объясняет маленькому Ахиллу, что его отец не обычный человек, связан с добрыми, а может, и не совсем добрыми духами. Этого Паганини стерпеть не смог, и в 1828 году навсегда расстался с Антонией Бьянки, добившись единоличной опеки над сыном.

Скоротечность счастья Никколо Паганини

Паганини работает как одержимый. Дает один концерт за другим и просит за выступления немыслимые гонорары: Никколо старался обеспечить сыну достойное будущее. Бесконечные гастроли, тяжелая работа и слишком частые концерты постепенно подрывали здоровье музыканта. Однако публике казалось, что волшебная музыка льется из его скрипки как бы сама собой.

скрипка

В 1840 году болезнь отняла у Паганини последние силы. Умирая от туберкулеза, музыкант не мог даже поднять смычок и лишь перебирал пальцами струны своей скрипки. 1840 года в 57 лет виртуоз скончался. Церковники запретили предавать его земле, потому что он не исповедался. По одной версии, тайно похоронили в местечке Валь-Польчевера, рядом с загородным домом его отца. Лишь спустя 19 лет сын великого скрипача Ахилл добился того, чтобы останки Паганини были перенесены на кладбище в Парме. По другой версии, прах музыканта долгие годы хранила Элеонора де Лука – единственная женщина, истинная любовь. Только к ней он время от времени возвращался. Она же была единственным, не считая родственников, человеком, упомянутым в завещании великого скрипача.

Паганини часто говаривал, что хочет жениться, но ему так и не удалось зажить тихой семейной жизнью, несмотря на все усилия. Но, тем не менее, каждая встреченная в его жизни женщина оставляла неизгладимый след, отраженный в нотах, написанных музыкантом.

ФАКТЫ

Россини сказал: «В своей жизни мне пришлось плакать трижды: когда провалилась постановка моей оперы, когда на пикнике в реку упала жареная индейка и когда я услышал игру Паганини».

«Ты сделала меня несчастным, – шептал он, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слезы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Паганини никогда не ложился спать, не бросив прощальный взгляд на чародейку-скрипку, что владела им безраздельно.

При жизни Паганини почти не печатал своих сочинений, опасаясь, что будет раскрыта тайна его исполнения. Написал же он 24 этюда для скрипки соло, 12 сонат для скрипки и гитары, 6 концертов и несколько квартетов для скрипки, альта, гитары и виолончели. Отдельно для гитары написал около 200 пьес.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

В письмах к друзьям он жаловался: "Грудной кашель, который мучает меня, очень огорчает, но я держусь больше, чем могу, и хорошо ем то, что мне готовит "великолепный повар"... Я разваливаюсь на куски, и мне бесконечно жаль, что я не могу снова увидеться с нашим добрым другом Джордано..." Именно к Джордано обращено последнее письмо Паганини от 12 мая: "Мой дорогой друг, и вое же возможно не отвечать на сердечные письма друга. Обвини в этом упрямые и бесконечные болезни... Причина всему этому судьба, которой угодно, чтобы я был несчастлив...

Доктор Бине считается в Ницце самым лучшим врачом, и только он лечит меня сейчас. Он говорит, что, если мне удастся на треть уменьшить катар, я смогу еще немного протянуть; а если удастся на две трети, то я смогу питаться, но от лекарств, которые я начал принимать четыре дня тому назад, нет никакой пользы".

И все же прежде, чем умереть, он еще раз играл на скрипке... Однажды вечером, на закате, он сидел у окна в своей спальне. Заходящее солнце озарило облака золотыми и пурпурными отблесками; легкий нежный ветерок доносил опьяняющие ароматы цветов; множество птиц щебетало на деревьях. Нарядные молодые люди и женщины прогуливались по бульвару. Понаблюдав некоторое время за оживленной публикой, Паганини перевел взгляд на прекрасный портрет лорда Байрона, висевший у его кровати. Он воспламенился и, думая о великом поэте, его гениальности, славе и несчастьях, стал сочинять самую прекрасную музыкальную поэму, какая когда-либо была создана его воображением.

"Он как бы проследил за всеми событиями бурной жизни Байрона. Сначала это были сомнения, ирония, отчаяние - они видны на каждой странице "Манфреда", "Лары", "Гяуры", затем великий поэт бросил клич свободы, призывая Грецию сбросить оковы, и наконец смерть поэта среди эллинов". Музыкант едва закончил последнюю мелодическую фразу этой удивительной драмы, как вдруг смычок внезапно замер в его леденеющих пальцах... Этот последний всплеск вдохновения уничтожил его мозг...

Трудно сказать, насколько достоверно это свидетельство, но остался также рассказ графа Чессоле, который утверждает, что байроновская импровизация Паганини на пороге смерти была поразительна.

Пророчество поэта, к сожалению, оправдалось: Паганини, как и Байрон, познал всю глубину страдания, и перед концом жизнь предстала перед ним во всей своей жестокой реальности. Слава, богатство, любовь - все это у него было, и всем этим он был пресыщен до отвращения. Теперь душа его была совершенно опустошена, в ней остались лишь бесконечное одиночество и великая усталость. Успех оставил ему дашь горечь. И его умирающее тело конвульсивно вздрагивало, прежде чем застыло в ледяной неподвижности смерти.

Неописуемые мучения пережил Паганини в последние дни жизни - с 15 по 27 мая. Долгими часами он упрямо пытался проглотить хоть крохотнейшие кусочки пищи, и, уже совершенно потеряв голос, он не мог объясниться даже с сыном и писал свои просьбы на листках бумаги... Юлиус Капп в своей книге дал факсимильное воспроизведение последнего листка, на котором Паганини написал: "Красные розы... Красные розы... Они темно-красные и кажутся дамаском... 18, понедельник".

Начиная с этого дня он уже не брал больше в руки пера. О последнем часе великого музыканта написано немало фантастического. Один поэтический рассказ рисует такую картину: Паганини умирает в лунную ночь, протянув руку к своей скрипке. На самом деле все было не так поэтично. Один из друзей скрипача, не покидавший его в последние дни, Тито Рубаудо, рассказывал, что ни он сам, ни кто-либо другой из тех, кто бывал в эти дни рядом, не думали, "что так близок его конец, как вдруг Паганини, согласившийся пообедать, начал мучительно кашлять. Этот приступ и оборвал мгновения его жизни."

Это подтверждает и другой очевидец - Эскюдье. По его свидетельству, когда Паганини садился за обеденный стол, у него внезапно начался сильный приступ кашля. Он захаркал кровью и тотчас захлебнулся ею. Произошло это 27 мая 1840 года, в 5 часов дня.

В завещании Паганини было написано: "Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца".


Могила Паганини в Парме

Б олее десяти раз гроб с останками великого музыканта предавали земле и откапывали вновь. При жизни, возможно, он не проделывал без остановок столь долгий путь, какой совершило это уже бездыханное тело.

«Паганини продал душу дьяволу, -гласила людская молва. — И после смерти ему не найти успокоения!» Трудно сказать, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения. Но то, что тело умершего маэстро действительно долгое время не знало покоя, - абсолютная истина.

Знаменитый скрипач умер в Ницце от чахотки в мае 1840 года. Ею останки были забальзамированы по всем правилам того времени и выставлены в зале. Толпы людей приходили взглянуть на музыканта, столь виртуозно владевшего своим инструментом, что его заподозрили н связях с нечистой силой. Между тем сына Паганини Акилле.и без того убитого горем, ожидал новый удар судьбы. Епископ Ниццы преподобный Доменико Гальвано запретил хоронить еретика Паганини на местном кладбище.

Красивый ореховый гроб тайно перевезли на корабль. Друзья маэстро решили доставить его в родной город музыканта - Геную, которому он завещал свою скрипку. Но трусливый губернатор города Филипп Паолуччи отказался даже впускать судно в гавань.

Три месяца простояла шхуна на рейде. Матросы пили горькую, утверждая, что по ночам из тяжелого орехового ящика доносятся горестные вздохи и звуки скрипки. Наконец в результате длительных переговоров с самыми высокопоставленными лицами останки Паганини было разрешено перенести в подвал замка графа Чессоле - друга великого скрипача.


Но и там они, увы, пролежали недолго. Слуги стали жаловаться, что гроб мерцает в темноте дьявольским светом. Вновь ореховый ящик погрузили на повозку и повезли в морг лазарета в Виллафранке. Однако там взбунтовались местные служащие, которые, казалось бы, должны были быть привычны к мертвецам. Но и на них тело Паганини наводило непередаваемый ужас. Людям регулярно слышались стоны и вздохи призрака, сопровождаемые звуками страстной музыки.

И вновь друзья Паганини были вынуждены пуститься в дорогу вместе с печальным грузом…

Ги де Мопассан, воодушевленный этой невероятной эпопеей, написал в одном из своих романов, «что гроб из орехового дерева с телом музыканта более пяти лет покоился на пустынном скалистом острове Сент-Онора, пока сын Пагапини добивался в Риме высочайшего разрешения предать его земле». Но граф Чессоле в своих воспоминаниях приводит совсем другую версию. Вот основные ее этапы:

В 1842 году скрипача захоронили на мысе Сент-Оспис, у подножия старинной башни.

В апреле 1844 года останки вновь откопали и перевезли в Ниццу.

В мае 1845 года гроб перевезли на виллу графа Чессоле.

Но и это еще не все. Друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Усилия эти увенчались успехом лишь в 1876 году — спустя тридцать лет после его смерти!


Но в 1893-м гроб вновь откопали, так как пошли слухи, что из-под земли доносятся странные звуки, словно там находится живое существо. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший ореховый ящик был вскрыт. Тело музыканта практически истлело, но голова, особенно лицо, загадочным образом великолепно сохранились, Это дало пищу для новой волны самых невероятных слухов и сплетен.

В 1897 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перевезли на новое кладбище…

Личность Никколо Паганини всегда приковывала внимание публики, одни видели в нем настоящего гения, другие же мошенника, отказываясь верить в такой необычайный талант. Даже сегодня никто не может отрицать тот факт, что он был настоящим Маэстро и хоть виртуозный скрипач ушёл в вечность, но его произведения, а также воспоминания о его феноменальном таланте остались. Вся жизнь великого музыканта окутана тайнами и недомолвками, сопровождавшими его повсюду.

Краткую биографию Никколо Паганини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Паганини

Родился будущий музыкант в Генуе 27 октября 1782 года. Его отец был мелким торговцем, но вместе с тем, Антонио Паганини очень увлекался музыкой и мечтал, чтобы его сын стал великим музыкантом. Практически все детство Никколо посвятил занятиям на инструменте. От природы ему достался необычайно острый слух, и с каждым днем его отец осознавал, что Никколо ждет слава настоящего виртуоза, поэтому было решено нанять ему профессионального учителя.


Так его первым наставником, не считая отца, стал Франческе Ньекко, который был композитором и скрипачом. Эти занятия помогли еще больше раскрыть талант маленького музыканта и уже в возрасте восьми лет он создает свою первую сонату.

Слух о маленьком гении постепенно разлетелся по всему небольшому городу и на Никколо обратил пристальное внимание скрипач Джакомо Коста, который теперь каждую неделю стал заниматься с мальчиком. Эти уроки принесли большую пользу начинающему музыканту и он,благодаря этому,смог начать концертную деятельность. Так, первый концерт будущего виртуоза состоялся в 12 лет, в 1794 году.


После этого на Никколо обратили внимание многие влиятельные люди. Например, Джанкарло ди Негро, известный аристократ, стал покровителем и настоящим другом талантливого музыканта, помогающий ему с дальнейшим обучением. Благодаря его поддержке, новым педагогом Паганини стал Гаспаро Гиретти, который обучал его композиции. В частности, он приучал музыканта пользоваться внутренним слухом во время сочинения мелодий. Под руководством учителя, за несколько месяцев Паганини смог сочинить 24 фуги, пьесы и даже концерты для скрипки.

Вдохновившись успехом своего талантливого сына, Антонио Паганини поспешил взять на себя обязанности импресарио и принялся готовить турне по стране. Выступление столь одаренного ребенка производило настоящий фурор. Именно в этот период из под его пера выходят знаменитые каприччио, совершившие самый настоящий переворот в мире скрипичной музыки.

Вскоре Никколо решает начать независимую от своих родителей жизнь и карьеру, тем более он получает заманчивое предложение – место первой скрипки в Лукке. Он становится не только управляющим городского оркестра, но и продолжает успешно выступать по всей стране. Концерты музыканта по-прежнему проходят блестяще и вызывают бурный восторг у публики.

Известно, что Паганини был очень влюбчив и именно в этот период времени, виртуозный скрипач встречает первую любовь. Он даже на три года прекратил гастролировать и всерьез увлекается композицией. Свои произведения, сочиненные в этот промежуток времени, Никколо посвящает «синьоре Диде». Не секрет, что Паганини приписывают множество романов, даже с августейшими особами. Речь идет о сестре Наполеона Элизе, которая была замужем за Феличе Бачокки (правителем в Лукке). Композитор даже посвятил ей «Любовную сцену», которую написал всего для двух струн. Это произведение очень понравилось публике, а сама княгиня предложила маэстро сочинить пьесу уже для одной струны. В биографии Пагании есть такой факт, что через некоторое время маэстро представил сонату «Наполеон» для струны «Соль». Известно также, что через несколько лет сам скрипач принял решение прекратить общение с Элизой.

Спустя время, вернувшись в родной город, Никколо уже увлекся дочерью портного – Анджелиной Каванной, которую даже взял с собой в Парму. Однако вскоре выяснилось, что девушка в положении, и поэтому она вынуждена была отправиться назад в Геную. Сохранились сведения, что отец Анджелины подал на музыканта в трибунал и суд, длившийся два года, который постановил выплатить пострадавшей значительную денежную сумму.


В 1821 году здоровье Паганини сильно пошатнулось, ведь он уделял много времени музыке и совсем не заботился о себе. Музыкант пытался облегчить приступы кашля и боли различными мазями, поездками на морские курорты, однако ничего не помогало. Из-за этого Николо был вынужден на время прекратить концертную деятельность.

Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.

В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.



Интересные факты

  • До сих пор неизвестно, посещал ли вообще известный музыкант когда-либо школу. Исследователи отмечают, что в его рукописях очень много грубых ошибок, причем даже в тех, которые написаны в зрелом возрасте.
  • Не секрет, что родился Паганини в семье мелкого торговца, хотя изначально его отец трудился даже грузчиком. Однако, как позже стало известно, при переписи населения Наполеон приказал указать в документах, что отец Паганини был "держателем мандолин".
  • Сохранилась история о том, что мать будущего виртуоза как-то во сне увидела ангела, который сообщил ей, что их сына Никколо ждет карьера великого музыканта. Отец Паганини, услышав это очень воодушевился и обрадовался, ведь он мечтал именно об этом.
  • Уже с 5 летнего возраста маленький Никколо начал заниматься на мандолине , а через год на скрипке . Отец часто запирал его на чердаке, чтобы он больше проводил время за инструментом, что впоследствии отразилось на здоровье музыканта.
  • Впервые на сцене Паганини выступил 31 июля 1795 года в театре Сант-Агостино, родного города. На вырученные от концерта средства, 12-летний Никколо смог поехать в Парму, чтобы продолжить обучение у Алессандро Ролла.
  • Когда Антонио Паганини вместе с сыном приехали к Алессандро Ролла, тот не смог их принять из-за плохого самочувствия. Рядом с комнатой музыканта лежал его инструмент и ноты сочиненного им же произведения. Маленький Никколо взял эту скрипку и исполнил то, что было записано на нотной бумаге. Услышав его игру, Алессандро Ролла вышел к гостям и сообщил, что не может ничему большему научить этого исполнителя, так как он и так уже все знает.
  • Концерты Паганини всегда производили настоящий фурор, а особо впечатлительные дамы даже теряли сознание. Он продумывал все до мельчайших мелочей, даже «внезапно лопнувшая струна» или расстроенный инструмент, все было частью его гениальной программы.
  • Из-за умения Паганини подражать на скрипке пению птиц, человеческому разговору, игре на гитаре и других инструментах, его называли «Южным колдуном».


  • Музыкант наотрез отказывался сочинять псалмы для католиков, навлекая на себя этим самым гнев церковнослужителей с которыми впоследствии долго конфликтовал.
  • Известно, что Паганини был масоном и даже сочинил масонский гимн.
  • Среди все слухов, ходивших вокруг персоны скрипача, выделяется легенда о том, что он специально обращался к хирургу для проведения тайной операции, позволившей ему значительно повысить гибкость рук.
  • Никколо был очень рассеянным, он с трудом мог запомнить даже дату своего рождения. Зачастую в документах он указывал неверный год, причем каждый раз это были разные даты.


  • В биографии Паганини есть история о том, как маэстро однажды, отказал самому английскому королю. Получив приглашение от него выступить при дворе за довольно скромный гонорар, Паганини пригласил короля на свой концерт в театре, чтобы тот смог еще более сэкономить на этом.
  • У Паганини было очень сильное увлечение азартными играми, из-за этого известный музыкант очень часто оставался без средств. Ему даже приходилось несколько раз закладывать свой инструмент и просить денег в долг у товарищей. Лишь после рождения наследника, он завязал с картами.
  • Он был весьма востребованным исполнителем, и за выступления Никколо получал огромные по тем меркам гонорары. После своей смерти он оставил наследство в несколько миллионов франков.
  • Удивительно, но музыкант не очень любил записывать свои сочинения на бумаге, так как хотел быть единственным их исполнителем. Однако, один скрипач смог его очень удивить, речь идет о композиторе Генрихе Эрнсте, который исполнил вариации Паганини на своем концерте.


  • Еще при жизни вокруг маэстро ходило множество слухов, даже его родителям «доброжелатели» посылали письма, в которых пытались запятнать имя музыканта. Чего только стоит легенда о том, что свою искусную игру он оттачивал в тюрьме. Даже в романе Стендаля упоминается об этой странной выдумке.
  • Пресса довольно часто в последние годы жизни музыканта сообщала ошибочно о его смерти, позднее им приходилось писать опровержение, а популярность Паганини только возрастала в связи с этим. Когда композитор умер в Ницце, печатные издания снова опубликовали некролог и даже сделали небольшую заметку, что надеются на то, что скоро опять напечатают опровержение.
  • В коллекции маэстро было несколько скрипок, среди них работы Страдивари, Амати, но свою самую любимую – Гварнери, он завещал городку, в котором родился. Один из его инструментов сейчас хранится в России. Речь идет о скрипке работы Карло Бергонци, которую приобрел Максим Викторов в 2005 году за 1.1 млн долларов.

История скрипки Паганини

Сам композитор дал весьма необычное название своему любимому инструменту – «Пушка». Связано это было с событиями, которые происходили в его стране в первой половине XIX века. Изготовил скрипку Бартоломео Джузеппе Гварнери в 1743 году. Исследователи указывают, что подарил 17-летнему музыканту инструмент один парижский купец. Скрипка сразу же привлекла внимание Никколо силой звучания и стала его любимой. Он очень трепетно к ней относился и однажды даже обратился к скрипичному мастеру, потому что инструмент потерял голос. Приехав через несколько дней к нему, Маэстро с облегчением услышал знакомое звучание скрипки и в награду отдал мастеру Вильому ценную шкатулку, усыпанную самоцветами. Свой щедрый дар он объяснил тем, что в свое время у него было две такие шкатулочки. Одну из них он презентовал своему врачу, за то, что тот вылечил его тело. Теперь же он подарил вторую мастеру, так как тот исцелил его «Пушку».

В своем завещании Паганини указал, чтобы вся его коллекция инструментов должна быть передана Генуе, где он родился и впредь не покидала города. Это касалось и «Пушки», которая впоследствии получила название «Вдова Паганини». Связано это было с тем, что никто больше не смог извлечь из нее подобное звучание, какое получалось у Маэстро.

Скрипка Паганини в настоящее время находится под пристальным наблюдением в музее Палаццо Дориа-Турси, там же есть и некоторые другие личные вещи музыканта. Несмотря на то, что инструмент хранится постоянно в музее, иногда его все же можно услышать в концертном зале. Правда играть на нем разрешается лишь победителю музыкального конкурса имени Паганини .

Секрет необычайного таланта Паганини

Вокруг необычайного таланта Паганини всегда ходили легенды, и какие только истории не выдумывали современники, чтобы попытаться объяснить его гениальную игру на скрипке. Сговор с потусторонними силами, специальная операция, мошенничество - все эти слухи, лишь малая часть из множества других, окружавших музыканта. Американский врач Майрон Шенфельд попытался тоже объяснит секрет скрипичной техники маэстро. По его мнению, все дело в наследственном заболевании, от которого страдал Паганини.

  • Николо Паганини родился 27 октября 1789 года в Генуе (Италия). Переулок, в котором жили его родители, назывался Черная кошка.
  • Отец Николо, Антонио Паганини, был когда-то портовым грузчиком, после чего стал мелким лавочником. Его хобби была игра на мандолине, неимоверно раздражавшая и жену, и соседей.
  • Мать Николо звали Тереза Боччардо. Николо был ее вторым ребенком. Он родился очень маленьким и в детстве много болел. Однажды во сне Тереза увидела ангела, который сообщил ей, что ее сына ждет великое будущее, что он станет известнейшим музыкантом.
  • С малолетства отец заставляет Николо по много часов подряд играть на скрипке. Он даже запирает ребенка в темном сарае, чтобы тот не сбежал от занятий. Антонио Паганини, не сомневаясь в правдивости сна своей жены, мечтает сделать из младшего сына великого скрипача, тем более, что старший сын не радует отца успехами на этом поприще. В итоге постоянные занятия окончательно подрывают и без того неважное здоровье Николо, и периоды неустанной игры на скрипке чередуются теперь с болезнями. Многочасовые занятия доводят ребенка до каталепсии – состояния между жизнью и смертью. Николо не подает признаков жизни, и родители собираются его похоронить, но внезапно мальчик пошевелился в гробу.
  • Как только Николо подрос, к нему начинают приглашать учителей. Первым становится генуэзский скрипач и композитор Франческо Ньекко.
  • Слава о необычайно одаренном мальчике разносится по городу. Заниматься с Николо раз в неделю начинает первый скрипач капеллы собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста.
  • 1794 год – первый концерт Николо Паганини. Мальчик попадает в круг профессиональных музыкантов, он восхищается ими, а они им. Аристократ, маркиз Джанкарло ди Негро, берет на себя заботы о мальчике и его образовании.
  • 1797 год – восьмилетний Николо Паганини сочиняет свое первое музыкальное произведение – скрипичную сонату. Сразу за ней последовали еще несколько вариаций.
  • Благодаря маркизу ди Негро Николо продолжает образование. Теперь он занимается с виолончелистом Гаспаро Гиретти. Новый учитель заставляет своего воспитанника сочинять музыку без инструмента, руководствуясь лишь внутренним слухом. На небольшой период Паганини сочиняет 24 фуги для фортепьяно в четыре руки, два скрипичных концерта и несколько пьес. Ни одно из этих произведений не дошло до нашего времени.
  • Начало 1800-х годов – первые гастроли. Сначала Николо выступает в Парме, и выступления проходят с огромным триумфом. После Пармы молодой человек получает приглашение выступить при дворе герцога Фердинанда Бурбонского. Отец Николо понимает, что наконец-то пришла пора зарабатывать на таланте сына деньги и берет на себя организацию гастролей по всей Северной Италии. Паганини с большим успехом выступает во Флоренции, в Пизе, Болонье, Ливорно, Милане. Но активная гастрольная деятельность не отменяет учебы и продолжения занятий, и Николо под руководством отца продолжает обучение игре на скрипке.
  • В этот период Николо Паганини сочиняет 24 каприса.
  • Зависимость от сурового отца начинает все более тяготить подросшего сына, и он использует первую же возможность, чтобы избавиться от нее. В городе Лукке ему предлагают место первого скрипача, и он тут же соглашается.
  • В Лукке Паганини вскоре поручают руководство городским оркестром. При этом не запрещают вести концертную деятельность, и Николо выступает в соседних городах.
  • Первая любовь. В течение трех лет Паганини не гастролирует, он, по его собственному выражению, лишь «с удовольствием щиплет струны гитары». Музой музыканта становится некая «синьора Диде». Паганини пишет музыку, и за этот период на свет появляются 12 сонат для скрипки и гитары.
  • 1804 год – Паганини возвращается в Геную, где снова занимается только сочинением и не выступает.
  • 1805 – 1808 годы – Николо снова в Лукке. Он служит камерным пианистом и дирижером оркестра.
  • В Лукке Николо влюбляется в Элизу, сестру Наполеона и жену правителя герцогства Феличе Бачокки. Элизе посвящается «Любовная сцена», написанная для струн «Ми» и «Ля». В ответ капризная княгиня требует сочинения для одной струны. Паганини «принимает вызов» и через несколько недель появляется соната «Наполеон» для струны «Соль». И в первом, и во втором случае остальные струны со скрипки во время исполнения снимаются.
  • 25 августа 1805 года – соната «Наполеон» с огромным успехом исполнена Паганини на придворном концерте.
  • Этот же период – Паганини завершает «Большой скрипичный концерт» ми-минор.
  • 1805 – 1808 годы – Николо устает от отношений с Элизой, герцогским двором, светом. Он активно гастролирует, стараясь пореже возвращаться в Лукку.
  • 1808 год – Элиза становится владелицей Тосканского герцогства со столицей во Флоренции. Она дает бал за балом, и здесь уже никак нельзя обойтись без ее возлюбленного музыканта.
  • 1808 – 1812 годы – Николо Паганини служит во Флоренции.
  • 1812 год – фактически сбежав из Флоренции, Паганини переезжает в Милан и регулярно посещает театр «Ла Скала».
  • Лето 1813 года – в «Ла Скале» Николо смотрит балет Зюсмайера «Свадьба Беневенто». Особое впечатление на музыканта производит танец ведьм. В тот же вечер Паганини принимается за работу, и через несколько месяцев в той же «Ла Скале» представляет свои Вариации для скрипки с оркестром на тему этого танца. Так как композитор задействовал в своей музыке никем не используемые ранее выразительные скрипичные средства, успех был феерическим.
  • Конец 1814 года – Паганини приезжает в Геную с концертами. На родине он знакомится с дочерью местного портного Анджелиной Каванной. Между ними вспыхивает сильное чувство, и Николо продолжает свои концертные путешествия уже не один. Вскоре выясняется, что Анджелина беременна. Паганини, опасаясь скандала, отправляет девушку к своим родственникам, живущим недалеко от Генуи.
  • 1815 год – скандал все же происходит. Анджелину находит отец и тут же подает на музыканта в суд за похищение и изнасилование его дочери. Дочь рожает ребенка, но тот вскоре умирает. Дело получает широкую огласку, и общество отворачивается от Паганини. Суд приговаривает его к штрафу в размере трех тысяч лир в пользу Анджелины.
  • Судебный процесс срывает гастроли Николо Паганини в Европе, для которых уже написан новый концерт Ре-мажор (известный нам как Первый концерт).
  • Конец 1816 года – Паганини едет выступать в Венецию. Здесь он знакомится с певицей хора Антонией Бьянки. Композитор берется обучать девушку пению и в результате увозит ее с собой.
  • 1818 год – Паганини в Риме и Неаполе.
  • Конец 1810-х годов – Паганини собирает для издания свои 24 каприса.
  • 11 октября 1821 года – последнее выступление в Неаполе.
  • Конец 1821 года – состояние здоровья Николо резко ухудшается. У него ревматизм, кашель, туберкулез, лихорадка… Музыкант вызывает к себе мать и вместе они переезжают в Павию, к одному из лучших докторов того времени Сиро Борда. По Италии ходят слухи, что композитор скончался. Более или менее обретя здоровье, Паганини не играет – у него слабы руки. Музыкант преподает игру на скрипке маленькому сыну одного из купцов Генуи.
  • Апрель 1824 года – снова концерты, сначала в Милане, после чего в Павии и в Генуе. Паганини почти здоров, но от мучительного кашля ему не удастся избавиться на протяжении всей жизни.
  • Этот же период – связь Паганини и Антонии Бьянки (ставшей к тому времени известной певицей) возобновляется. У них рождается сын Ахилл.
  • 1824 – 1828 годы – в это время Николо Паганини сочиняет «Военную сонату», «Польские вариации» и три скрипичных концерта.
  • 1828 – 1836 годы – последний концертный тур Паганини. Сначала он отправляется в Вену вместе с Антонией и сыном. В Вене Николо сочиняет «Вариации на австрийский гимн» и задумывает «Венецианский карнавал».
  • Август 1829 – февраль 1831 года – Германия.
  • Весна 1830 года – в Вестфалии Паганини покупает себе титул барона. Николо делает это ради сына, так как титул перейдет ему по наследству. После этого события Паганини отдыхает от концертов в течение полугода. Он завершает Четвертый концерт, почти заканчивает Пятый, сочиняет «Любовную галантную сонату».
  • Февраль 1831 года – Франция. Как и везде, выступления Николо Паганини проходят с ошеломляющим успехом. Все чаще на своих концертах музыкант играет с гитарным сопровождением.
  • Декабрь 1836 года – Ницца, где Паганини выступает с тремя концертами. Состояние его здоровья резко ухудшается.
  • Октябрь 1839 года – Паганини в последний раз посещает Геную. Он очень слаб.
  • 27 мая 1840 года – Николо Паганини умирает в Ницце.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры