Гуманист из роттердама презентация. Презентация к уроку великие гуманисты европы

Главная / Развод

Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний. Опора на достижения культуры Античности.




Культура – дело рук человека, в ней он ищет своё отражение, в ней узнаёт себя Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем) написан в 1485 году. Из тёмного фона выступает фигура женщины с символическим зверьком на руках. Поворот лица, освещённое плечо и положение тела грациозного маленького хищника придаёт живость картине. Мы замечаем психологическую параллель – сравнение животной грации, мнимой прирученности и скрытого неповиновения, общих для женщины в её руках. Дама с горностаем


Эразм Роттердамский ().Богослов и филолог. Самые знаменитые творения «Разговоры запросто» и «Похвала Глупости».


Томас Мор (). Политик и первый министр короля Англии. В начале 16 века написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».


Франсуа Рабле (). Писатель. Наиболее известное произведение – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».





Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «Поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романтическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходет с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удевительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».


Образ Дона Кихота был воспринят многочисленными исследователями как архетип человеческой природы, истолкован как психологическая категория, породев даже философское понятие «донкихотство». Библиография исследований образа Дона Кихота литературоведами (например, Пелисер, Тикнор, Хуан Валера, Стороженко), философами (в том числе (Шедлинг, Гегель) и другими специалистами весьма обширна


Микеланджело роделся 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе к северу от Ареццо в семье обедневшего флорентийского дворянина Лодовико Буонарроти, городского советника. В некоторых биографических книгах говорится, что предком Микеланджело являлся некий мессер Симоне, происходевший из семейства графов де Каносса


Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Ренессанса, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами Флоренцией и Римом. По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор. Это ощущается и в живописных работах мастера, необычайно богатых пластичностью движений, сложных поз, отчётливой и мощной лепкой объёмов. Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения статую «Давид» (), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме скульптурную композицию «Пьета́» (), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Однако наиболее грандеозные свои замыслы художник смог реализовать именно в живописи, где он выступил подлинным новатором цвета и формы


Мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площаде Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находется в Академии изящных искусств во Флоренции. Давид




Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24- летним мастером из мрамора по заказу французского карденала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны. В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор. руки Мадонны от Мексики до Кореи.

К 500-летию первого издания книги

В 2011 году под эгидой ЮНЕСКО отмечается 500-летие первого издания книги Эразма Роттердамского "Похвала глупости".

Это хороший повод провести классный час, посвященный Всемирному дню книг и авторского права, отмечаемому 23 апреля или, например приурочить мероприятие к Дню смеха 1 апреля , называемого во многих странах еще и Днем дурака (April Fools" Day или All Fool"s Day).

Похвала глупости (либо Похвальное слово Глупости, лат. Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus) - сатира Эразма Роттердамского. Одно из центральных его произведений. Написана в 1509 году.

Самое известное из сатирических произведений Эразма Роттердамского, благодаря которым научно-литературная деятельность его получила широкое общественное значение и обусловила его выдающееся место не только в истории литературы, но и во всеобщей истории. Это небольшое сочинение по словам автора было написано от нечего делать - во время продолжительного, при тогдашних путях сообщения, переезда его из Италии в Англию в 1509 году.

Сатира написана в жанре иронического панегирика, что было обусловлено сочетанием двух тенденций, характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик) и дух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический).

Евросоюз значимость "Похвалы глупости" отметил выпуском юбилейных монет в 2009 и в 2011 годах, приурочив к 500-летию написания книги (1509) и ее издания (1511).

500-летие первого издания книги отмечается в мире под эгидой ЮНЕСКО.

Сам Эразм смотрел на это своё произведение, как на литературную безделку, - но своей литературной знаменитостью и своим местом в истории он обязан этой безделке во всяком случае не в меньшей степени, чем своим многотомным учёным трудам. Большая часть последних, сослужив в своё время службу, давным-давно опочили в книгохранилищах, под толстым слоем вековой пыли, в то время как «Похвала Глупости» продолжает до сих пор читаться, сравнительно немногими в латинском подлиннике, но, можно сказать, всеми в переводах, имеющихся в настоящую пору на всех европейских языках (в том числе и на русском), и тысячи образованных людей продолжают зачитываться этой гениальной шуткой остроумнейшего из учёных и учёнейшего из остроумных людей.

Со времени появления печатного станка это был первый случай поистине колоссального успеха печатного произведения. Изданная в первый раз в 1511 году, сатира Эразма Роттердамского выдержал в несколько месяцев до семи изданий; всего при жизни автора она была переиздана в разных местах не менее 40 раз . Изданный в 1898 году дирекцией университетской библиотеки в Генте (Бельгия) предварительный и, следовательно, подлежащий дополнению список изданий сочинений Эразма Роттердамского насчитывает для «Похвалы Глупости» более двухсот изданий (включая переводы).

Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus), Дезидерий (Desiderius) (28.10.1469, Роттердам, - 12.7.1536, Базель), нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения.

(В различных источниках можно встретить и другие варианты года его рождения - 1467 или 1465).

Образование получил в Парижском университете (1495-99). Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни, универсальном языке образованной Европы того времени.

Решающими для формирования творческой личности Эразма были нидерландский мистицизм и гуманистическая образованность, а также влияние кружка т. н. оксфордских реформаторов (Дж. Колет и др.), призывавших к новому, углублённому, научно-обоснованному прочтению священных текстов христианства. Э.Роттердамский осуществил первопечатное издание греческого оригинала Нового завета со своими обширными комментариями (1517) и собственный латинский перевод (в изд. 1519). Он создал стройную систему нового богословия, которое называл "философией Христа". В этой системе главное внимание сосредоточивается на человеке в его отношении к богу, на нравственных обязательствах человека перед богом; проблемы спекулятивного богословия (сотворение мира, первородный грех, троичность божества и др.) обходятся Эразмом как не имеющие жизненно важного значения и принципиально не разрешимые.

Из огромного наследия Эразма Роттердамкого наиболее известны "Похвала Глупости" (1509, русский перевод 1960) и "Разговоры запросто" (1519-35, русский перевод 1969). Первое сочинение - сатира философская, второе - по преимуществу бытовая, но оба построены на общем фундаменте: убеждённости в противоречивости всего сущего и зыбкости рубежа между противоположностями. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность - тупой низостью, безграничная власть - худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв "ничего сверх меры!" . В этой убеждённости - суть идейной позиции Эразма, обнаруживающейся и в других его произведениях.

Публицистична большая часть педагогических, нравственно-поучительных, богословских сочинений Эразма Роттердамского.: антилютеровский трактат "О свободе воли" (1524), "О достойном воспитании детей с первых лет жизни" (1529) и др.

Сохранившаяся обширная переписка Эразма блещет афоризмами.

  • Вежливость порождает и вызывает вежливость
  • Иметь много друзей - значит не иметь ни одного
  • Лишь немногие, чье подлое благополучие зависит от народного горя, делают войны
  • Любовь - это единственный способ, которым мы можем помочь другому человеку
  • Людьми не рождаются, а воспитываются
  • Привычку может победить только другая привычка
  • Победа достается тому, кого не принимают всерьез
  • В стране слепых одноглазый - уже король

С книгой "Похвала глупости" связаны имена еще двух известнейших людей своего времени - Томаса Мора и Ганса Гольбейна Младшего.

Английский гуманист и политический деятель, 1478-1535. С 1504 член оппозиции в парламенте, 1529 лорд-канцлер, после разрыва Генриха VIII с Римом 1532 сложил свое звание. В 1535 году за отказ признать церковное главенство короля обезглавлен. В своем знаменитом политическом романе “Утопия” (1516) пишет резкую сатиру на Англию времен Генриха VIII, намечает план реформы общественного строя и воспитания в духе гуманных идей Возрождения.

Святой Католической церкви.

Эразм Роттердамский "Похвалу глупости" посвятил своему другу Томасу Мору

(Holbein, Hans der Jungere)

Родился зимой 1497-1498, Аугсбург - скончался 1543, Лондон.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Учился у отца - живописца Ганса Гольбейна Старшего. В 1515-1517 вместе с братом Амброзиусом - подмастерье у живописца Г.Гербстера в Базеле. В 1518-1519, по-видимому, совершил поездку в Северную Италию (Ломбардия, Милан). С 1519 вступает в гильдию живописцев и заводит собственную мастерскую в Базеле, где остается до 1526. В конце 1523 - начале 1524 поездка по ряду городов Франции (Лион, Авиньон, Амбуаз и др.). В 1526-1528 и с 1532 до конца жизни работал в Лондоне. С 1536 - придворный художник английского короля Генриха VIII.

Блистательный портретист и рисовальщик Гольбейн начал свой творческий путь серией выполненных в свободной, несколько гротескной манере рисунков пером на полях печатного экземпляра трактата Эразма Роттердамского Похвала Глупости (1515, Базель, Кабинет гравюр)

"Похвала глупости"

Глупость говорит:

«Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредет».

«Нет во мне никакого притворства, и я не стараюсь изобразить на лбу своем то, чего нет у меня в сердце. Всегда и всюду я неизменна, так что не могут скрыть меня даже те, кто изо всех сил старается присвоить себе личину и титул мудрости…»

«Согласно определению стоиков, быть мудрым – это не что иное, как следовать велению разума, а глупым – внушению чувств, и, дабы существование людей не было в конец унылым и печальным, Юпитер в гораздо большей мере одарил их чувством, нежели разумом… Сверх того, он заточил разум в тесном закутке черепа, а все остальное тело обрек волнению страстей…»

О дружбе и любви:

«Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, - что может быть ближе к глупости? Когда влюбленный целует родимое пятнышко своей подруги, когда Бальбин восхищается бородавкой своей Агны, когда отец говорит про косоглазого сына, будто у того плутоватые глазки, - что это такое, как не чистейшей воды глупость? Да, конечно, трижды, четырежды глупость! – но она одна

соединяет друзей и дружбу хранит неизменно.»

«.. сколько было бы повсеместно разводов или чего другого похуже, если б мужья и жены не скрашивали и не облегчали домашнюю жизнь при помощи лести, шуток, легкомыслия, заблуждения, притворства и прочих моих спутников».

Глупость цитирует Софокла: «Блаженна жизнь, пока живешь без дум».

Спутницы и наперсницы Глупости:

Опьянение – Метэ

Невоспитанность – Апедия

Лесть – Колакия

Забвение – Лета

Лень – Мисопония

Наслаждение – Гедонэ

Безумие – Анойя

Чревоугодие – Трифэ

Боги, замешавшиеся в девичий хоровод:

Разгул – Комос

Непробудный сон – Негретос Гипнос

«С помощью этих верных слуг я подчиняю своей власти весь род людской, отдаю повеления самим императорам» - говорит Глупость.

Андрей Кончаловский «Стоит вспомнить»

«Один сомневающийся иногда приносит больше пользы, чем сотня верующих догматиков»



Начнем с определения понятия

Гуманизм – это система взглядов, в основе которой лежит убеждение о самоценности человеческой личности.

Гуманисты ставили в центр внимания человека , который интересовался науками, литературой, искусством, умел правильно общаться. Это был, в первую очередь, образованный человек. Следовательно, человек стал ценностью, и именно он мог изменить окружающий мир

Гуманизм – это…

Гуманизм – это…

Гуманизм – это…

Гуманизм – это…


Возрождение

Время, когда зародился гуманизм, называется эпохой

V век до н.э.



Важную роль в эпоху гуманизма играло воспитание и образование детей. Одним из первых это понял

который основал в XV веке гуманистическую школу

Витторино де Фельтре

«Дом радости»


Школа была окружена природой, дети в процессе обучения не находились в темных помещениях, они были на воздухе.

Занятия проходили в окружении природы

Не применялись физические наказания

Могли учиться дети простых людей

Разностороннее развитие человека

Витторино де Фельтре


О приличии

детских

нравов

написал трактат

в котором через вопросы и ответы предлагал детям изучить правила поведения.

Эразм Роттердамский


Так, во время беседы с человеком Эразм Роттердамский невежливым считал поднимать брови, морщить нос, зевать, трясти головой, ковыряться в ушах. Согласитесь, эти правила вполне действуют до сих пор.

Давайте познакомимся с Эразмом Роттердамским и его произведениями более подробно.


1469 года

Дезидерий Эразм Роттердамский







Им было совершено множество путешествий по всей Европе, и везде его ждали признание и успех.

Умер он в Базеле


Одним из самых знаменитых произведений Эразма Роттердамского является « Похвала Глупости », написанная в 1509 году.

«Похвала Глупости»



Следующий гуманист, с которым мы познакомимся

1478 года

Томас Мор



Через несколько лет он вошел в состав Тайного совета и получил рыцарское звание.

В 1525 году стал Лордом-канцлером


Разногласия с королем начались из-за развода Генриха VIII и непринятия Мором англиканской церкви.


Величайшим произведением Томаса Мора стала

Основная ее идея состоит в критике современного ему общества и построении модели идеального общества в идеальном государстве.

«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия»


Одинаковые

города

язык,

нравы и

законы


З часа работы до полудня

Обед

2 часа отдыха

З часа работы

Ужин




Томас Мор вообразил абсолютно идеальное государство , построить которое представляется невозможным. А слово «утопия» до сих пор является синонимом

чего-то несбыточного, фантастического.


Еще один гуманист, который оказал влияние на развитие общественного сознания

1494 год

Франсуа Рабле




На протяжении всей жизни он занимался литературой и считал, что вылечить все болезни способен только смех. Все произведения Рабле были сатирическими. Он высмеивал пороки общества и королей.

В центре сюжета книги – добрые великаны.

Гаргантюа

Пантагрюэль

«Гаргантюа и Пантагрюэль»



Люди не рождаются, а формируются.

Эразм Роттердамский

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Жизненный путь Эразма, реформационные идеи в его трудах. Засилье католической церкви в германских землях. Взаимоотношения Эразма с видными деятелями Реформации, оценка места и значения данной исторической фигуры во времена Северного Возрождения.

    дипломная работа , добавлен 14.12.2012

    Римско-католическая церковь в Германии. Положение католицизма в начале XVI века. Влияние трудов Эразма Роттердамского на развитие реформационного движения в Западной Европе: "Похвала Глупости", "Разговоры запросто" и греческий текст "Нового завета".

    дипломная работа , добавлен 21.11.2012

    Понятие "возрождение" в контексте исторической концепции средневековья. Специфика Северного Возрождения и начало Реформации. Христианский гуманизм Эразма Роттердамского. Принцип социальной гармонии и справедливости на базе общественной собственности.

    реферат , добавлен 26.11.2012

    В середине XVI в. вопросы социально-экономического и политического характера занимают все более значительное место в литературе. Грандиозная программа перестройки всего общества в целях установления справедливости на земле.

    реферат , добавлен 07.05.2003

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности П.Б. Струве - выдающегося русского мыслителя и политического деятеля. Идеи П. Струве в области политики и общества России. Примирение между властью и народом как национальная идея современной России.

    реферат , добавлен 11.12.2016

    Исследование жизненного и творческого пути знаменитых людей Великобритании: Чарльза Дарвина, Артура Чарльза Кларка, Теодора Шанина, Джозефа Аддисона, Эразма Роттердамского, Артура Конан Дойла, Уильяма Олафа Стэплдона, Гертруды Джекилл и Грэма Грина.

    презентация , добавлен 11.10.2011

    Краткие сведения о жизненном пути и деятельности Леонардо да Винчи - одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения. Обзор основных работ Леонардо да Винчи в области живописи. Его исследования и важные открытия в сфере инженерии.

    1968 - в журналах появилось несколько рецензий на «Звезду полей». Николай Михайлович Рубцов. 1950-1952 - Николай Рубцов кончил семилетку. 1962 - 24 января Николай Рубцов выступает с чтением стихов. 1964-1965 - в конце июня Николай Рубцов вновь отчислен из Литературного института. Детские годы. 1956-1959 - действительная служба на Северном флоте. 1963 - июлем этого года датирован первый вариант стихотворения «В горнице».

    «Александр Радищев» - Ему пришлось участвовать в разрешении одного дела. Система преподавания и воспитания юношества. Род Радищевых. Произведения А.Н. Радищева. Участь крестьянина страшна. Радищев Александр Николаевич. Цель работы. Образование А.Н. Радищего. Смерть А.Н. Радищева. “Путешествие из Петербурга в Москву”. Ряд официальных документов. Литературная деятельность А.Н. Радищева. Занятия А.Н. Радищева. Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву”.

    «Рылеев» - Стихотворение «Гражданин» - вершинное произведение декабристской лирики. Вышел в отставку в 1818 в чине подпоручика. Приговорен к смертной казни и повешен 13 июля 1826. Кондратий Федорович Рылеев 1795-1826. Они знаменуют окончательное преодоление поэтом конституционно-монархических иллюзий. Л. Михайловым. [Гражданин]. Последние дни жизни. Биография Кондратия Рылеева. Рылеев переходит на позиции республиканизма.

    «Биография Радищева» - «Путешествие из Петербурга в Москву». Шешковский. «Радищев, рабства враг» А.С.Пушкин. Илимский острог. Радищев - истинное воплощение совести России. Сцены беззакония. Лейпцигский университет. Топоры молчат до поры. Радищев был погребён на Волковом кладбище Петербурга. В Илимске, на краю Российской империи, Радищев был учёным Приилимья. Вещий дар. «Отчего же повсюду рабство?». Екатерина не ограничилась приказанием начать следствие.

    «Рождественский» - Умирает в Москве от инфаркта. Творчество. Роберт Иванович Рождественский. Новые приключения неуловимых. Публицистика. Биография Роберта Рождественского. Свойство поэзии Рождественского. Герой. Рождественские переезжают в Ленинград. Семья. Книга молодого поэта «Флаги весны».

    «Роттердамский» - Отправился в Италию. Был незаконнорожденным сыном священника. Для еды и питья вы более, чем люди. Адагии. Блестящие интеллектуальные способности. Голландский ученый. Адагий. Ученый уехал на два года в Германию. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры