Хип хоп танцы история возникновения. Что такое хип-хоп-культура

Главная / Развод

Rap
Термин "To Rap" - «рэп », или «рэпп », что значит «разговор, болтать, трепаться », впервые появился на сленге джазистов, игравших би-боп в сороковых годах, а в конце шестидесятых окончательно закрепился в разговорной речи жителей черных гетто.

Хип-хоп
Хип-хоп (англ. Hip-hop ) - молодёжная субкультура, появившаяся в конце 1970-х в среде афроамериканцев.
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре.

История рэп музыки
1970-е
Хип-хоп зародился в афроамериканской среде Бронкса, района Нью-Йорка, во второй половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращённо «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции.

Битбокс
Битбоксинг связан с искусством создания битов, ритмов и мелодий при помощи человеческого рта. Однако он также может включать пение, вокальный скретчинг, имитацию работы с вертушками, звуков духовых инструментов, струн и многих других.
Битбоксинг появился в Нью-Йорке и распространился по всему миру. Сегодня битбоксинг переживает второе рождение. Первенцами битбоксинга были Doug E. Fresh, Biz Markie и Buffy из «Fat Boys».

Брейк данс
Брейк данс или бибоинг (англ. breakdance) - уличный танец, один из элементов хип-хопа.
Активных сторонников и популизаторов хип-хопа и брейк данса называют B.Boy (Би Бой).
Девушек, увлекающихся хип-хопом и брейк дансом называют Fly Girl (Флай Герл).
Поскольку би-бои неохотно принимают в свои ряды флай герлз, те обычно формируют свои, девичьи группы.
Между танцорами брейк данса проводятся постоянные соревнования, этакие битвы - батлы. Сегодня брейк данс невероятно популярен и батлы проходят на мировом уровне между командами разных стран.

Ди-джей в рэп музыке
Ди-джей (англ. DJ от disc-jockey - диск-жокей) - артист и музыкант, играющий для публики записанные на звуковые носители (компакт диски или пластинки, а теперь и пользующиеся софтом) музыкальные произведения.
Это человек, который в совершенстве владеет искусством сведения и скретча (от англ. Scratch - стружка. То есть scratch подразумевает поворот пластинки рукой для получения определённого звука).
Ди-джеи в современном понимании этого слова появились в первой половине 70-х. Дело даже не в том, какую именно музыку они тогда заводили (на Ямайке - регги, в шикарных нью-йоркских танцзалах - диско, в Бронксе - хип-хоп), весь фокус диджейства состоял и до сих пор состоит в том, что в руках ди-джея всем известные грампластинки начинают звучать по-новому и производить на публику совсем иной эффект.

Рэп музыка: образование при помощи уличного бита
Слова "рэп" и "хип-хоп" часто взаимозаменяемы. Слово "хип-хоп" обозначает ритм музыки, а "рэп"- читку под музыку. Рэп имеет три классификации:
- "быстрый рэп" (один рэппер разговаривает с другим);
- "жизненный" или "хардкоровый" рэп (часто содержит матерные выражения);
- "коммерческий рэп" (хип-хоп и танцевальный рэп).
Появившись в Нью Йорке в конце 70-х, рэп - одна из форм популярной музыки, которая состоит из произношения фраз или "начитывания" текста на ритмическую музыкальную основу - доказал, что имеет право на существование по всему миру с нарастающей силой.

Граффити
Граффити (итал. graffiti, от греч. писать) - надписи или рисунки на стенах зданий и переходов, вагонах поездов, а также заборах и прочих вертикальных поверхностях. Иногда - форма фольклора.
Считается одним из видов самовыражения молодёжи. Самоназвание современных художников граффити - райтеры (англ. writers).
Нанесение граффити на здания и сооружения без разрешения владельцев этих объектов трактуется в уголовном праве многих стран как вандализм. В некоторых странах Европы, чтобы рисовать граффити, нужно получить лицензию.
Современное граффити - родилось году в 70-м, когда 16-летний негритос Деметривс из Вашингтон Хайтс стал метить стены нью-йоркского даунтауна своей кличкой - Taki 183.

Хип хоп мода
Возросшую роль молодежных субкультур в современном обществе можно объяснить, поняв какую роль, играет субкультура. Субкультура является своеобразным компенсаторным механизмом, который снижает давление массовой («глобальной») культуры на индивида.
Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Молодежные субкультуры можно определить как систему смыслов, средств выражения, стилей жизни. Создаваемые группами молодежи, субкультуры при этом отражают попытки разрешения противоречий, связанных с более широким социальным контекстом. Субкультуры не являются неким инородным образованием, наоборот, они глубоко ускорены, в общем, социально-культурном контексте.

Понятие молодежной субкультуры. Рэп-субкультура, как специфическая социальная группа
Субкультуры, как специфические группы потребителей модных продуктов - явление не новое, ведь именно субкультурными различиями общества на протяжении веков было обусловлено появление разных стилей в одежде и их постепенная эволюция. Однако современное общество, структура которого определяется не только общими «кастовыми» (групповыми), но и более мелкими, индивидуализированными характеристиками, демонстрирует разнообразие представленных в нем субкультур.

Сленг в хип-хопе
В настоящее время рэп и хип-хоп культура в целом становятся всё более популярными и рэперский сленг оказывает значительное влияние на сленг молодёжи.
Сленг рэперов очень разнообразен и очень насыщен словами из других видов сленга. Так, например, можно встретить очень много “блатных” выражений (бык – напряженная личность. Прогон – заведомо неискреннее заявление.) и т.д.
Так как хип-хоп культура является уличной культурой, то люди увлекающееся ей попадают на улицу, слышат разговоры таких же не очень образованных людей.
Рэпера это люди не из высшего общества. В основном это люди которые проводят большую часть жизни на улице. Они разговаривают исполюзуя очень много ненормативной лексики и других простых “народных” выражений.

Бифф: войны рэперов
По логике вещей, биф и рэп должны праздновать свои дни рождения в один и тот же день. Не могу сказать в какой – кому под силу выяснить, когда же впервые один МС во всеуслышание объявил, что его конкурент – урод и бездарь? Однако, можно уверенно констатировать следующее.

Русский рэп - История возникновения рэпа в России
К сожалению, история современного российского рэпа хоть и насчитывает свыше 20 лет, но она небольшая и ей мало чем гордится. Однако исторические предпосылки, как раз сформировали ту современную российскую рэп-культуру, которая завладела умами нашей молодежи.
Первое событие, связанное с появлением рэпа в СССР, произошло как это ни странно в городе Куйбышев (ныне г. Самара). В 1984 году ди-джей студенческой дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час Пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп».

Рэп терминология
Рэп словарь не претендующий на оригинальность. Даны расшифровки основных рэп понятий, терминов, определений и слов, которые используются в разговорной речи и в лирике рэп исполнителей.

Граффити, как способ самовыражения
Граффити на самом деле относиться к художественным работам, созданным в общественных местах. Этим оно отличается от художественных работ, которые созданы под эгидой городских властей.
Эти произведения искусства выполнены при помощи различных материалов и каждое имеет свой уникальный стиль, который был развит уличными художниками - райтерами.

Новейшая история хип-хопа. Часть 1
Первая часть рассказа о становлении и развитии хип-хоп культуры.

Хип-хоп мода. История развития хип-хоп моды. Часть-1. 80-е годы.
Первоначально все модные тенденции в хип-хопе внедрялись непосредственно самими хип-хоп музыкантами, а не дизайнерами. Поэтому изначально не было ни одной единой униформы или набора элементов и аксессуаров, которым отдавалось бы предпочтение. Как и не было ни каких единых правил по отношению к одежде.

Осторожно - рэп!
Рэп - в основном жестокая музыка, и не удивительно, что она сопровождается насилием. Полиция Колорадо-Спрингс выдала предупреждение, что гангста-рэп способствует росту насилия и количеству убийств в их городе.

Лучшие фильмы о жизни в гетто
Обзор самых интересных фильмов о жестокой жизни в гетто.

Микстейп-о-мания
Микстэйп (mixtape) – изначально: замиксованная (ди-джеем) кассета (тэйп) содержащая музыкальные композиции и/или короткие истории прозой (скиты). Сейчас форматы аудио-носителей меняются, но по старой привычке микстэйпами называют и компакт-диски (mix-CD) и mp3-релизы.

Hip Hop Girl
Обаятельные и привлекательные афроамериканские девушки

Роль музыки в социальной жизни молодежи
Пожалуй, в современной культуре, нет более быстро развивающегося и видоизменяющегося явления, чем музыка. Современна музыкальная индустрия включает в себя множество направлений и стилей (от разнообразной клубной музыки до death metal). Часто эти направления не имеют ничего общего между собой и развиваются по обособленному пути.

Новая жизнь хип-хопа!
На поставленный однажды вопрос "Что нужно сделать, чтобы выжить?", хип-хоп ответил так: "Развиваться, находиться в постоянном поиске новых перспектив!". И как только люди, занимавшиеся раскрашиванием повседневной жизни, осознали это, хип-хоп вышел из тени переулков...

Русский рэп - начало
В момент, когда местный хип-хоп сделался в России безальтернативным жанром номер один, а рэперы стали героями политических новостей, мы решили отмотать пленку на 30 с лишним лет назад и выразить респект пионерам – тем, кто первым еще в СССР начал нарезать биты и читать под них ритмичные тексты на родном языке.

В наши дни часто появляются совершенно новые, оригинальные, соответствующие модным течениям стили танца, однако актуальность хип-хопа, как культурного направления, не проходит до сих пор.

Основными элементами являются разнообразные прыжки, трюки, падения, а также просто сложные движения, которые невозможно выполнить с первого раза. Все это сливается в единый, гармоничный ансамбль под ритмичные ненавязчивые мелодии.

Хип-хоп считается одним из самых естественных стилей танца, потому как такт музыкальных битов напоминает биение человеческого сердца, а сами движения, не смотря на сложность исполнения, являются довольно простыми, можно сказать повседневными. Мы выполняем их сотни раз в день, но в простой форме, а не «утрированной», которая свойственна танцевальному направлению «хип-хоп».

История появления хип-хопа как культурной особенности «плохих» районов

Местом зарождения хип-хопа было США, а первыми танцорами стали афроамериканцы. В Южный Бронкс - самый опасный и неблагополучный район Нью-Йорка в 67-м году минувшего века прибыл Кул-Херк, который и стал основателем этой культуры. Его главной заслугой является то, что на организованных им же вечеринках он пробовал «выдавать» речитатив под звуки, доносящиеся из пластинок. Спустя какое-то время данное явление получило свое название - «Rap». Иногда, исполнитель делал в музыке небольшие перерывы «брейки», благодаря которым, танцоры могли показать всем свои умения и сделать несколько движений из которых, впоследствии и получилось направление хип-хоп.

Уже в 70-х годах прошлого столетия танец стал по-настоящему популярным, и благодаря ди-джею Бамбааттее Африке получил название, которое сразу же прижилось, и теперь известно в любом уголке земного шара - «Хип-Хоп».

В 80-90 годы этот стиль активно «набирал обороты», а 21 век ознаменовался новым витком популярности, который не утихает до сегодняшнего дня.

Таким образом, можно сделать вывод, что последние 40 лет были периодом развития, во время которого хип-хоп эволюционировал из обычной субкультуры «плохих» районов Америки, во всемирно известный стиль музыки и танца, у которого есть миллионы ценителей и преданных поклонников по всему миру.

Основы техники

Ведущими движениями в хип-хопе являются:

* прыжки;
* «кач» тела;
* вращения;
* падения;
* прыжки;
* акробатические выпады.

Стиль очень активный, энергичный и динамичный. Он подразумевает акцентирование внимания на какой-либо определенной части тела (ногах, руках, голове). Одним из самых известных разновидностей хип-хопа является Trip-Hop. Изначально, это понятия применяли к стилю электронной музыки, который, казалось бы, абсолютно не годится для танцев. Однако в 1994 году появилось направление, которое стали называть «танцем на стуле». Медленная, слегка депрессивная музыка, мрачные тексты, ломаный ритм, - согласитесь, не совсем подходящий аккомпанемент для танцев, однако, в наши дни этот стиль очень популярен в Америке.

Хип-хоп является одним из наиболее доступных, известных и ярких стилей современного танца. Он стал поистине культовым и вышел из «подворотни» в большой мир, образовав собственный пласт культуры, который включает в себя не только сам танец, но еще и музыку, стиль одежды, яркие граффити и многое другое. Если следовать правилам, то танцевать хип-хоп нужно на 8 ноте с характерным баунсом, а строить сюжет, в самом начале, из разнообразных прыжков и поворотов. Обычно, он исполняется под музыку в стиле «рэп», и содержит все самые лучшие элементы другого, не менее известного и популярного стиля - брейк данса, а если точнее, «верхней» его части - локинга, попинга и пр.

Из года в год движения становятся все сложнее - увеличивается скорость, усложняется хореография и сегодня хип-хоп уже нельзя назвать просто хулиганским танцем, его любят не только представители молодого поколения, но и активные деловые люди.

Хип-хоп - одна из центральных, ведущих культур поколения, способная проникнуть в сердце каждого. Она подразделяется на несколько самостоятельных стилей, и человеку нужно лишь определиться, какая из «ветвей» ему больше импонирует.

Сценический вариант, успевший за долгие годы слиться с поп-культурой, относят к стилю старой школы (Old School), а вот все трансформации, которые были проведены самими танцорами, создающими собственные движения, придумывавшими новые сюжеты уже относят к новой школе, так называемому хип-хопу New Style. Для того чтобы понять о чем идет речь, достаточно просто посмотреть один из клипов популярных американских исполнителей - практически каждый из них несет в себе элементы хип-хоп танца, ведь в наши дни это направление популярно как никогда.

Ему удалось перенестись с улиц в элитные мировые клубы, телевизионные шоу, фитнес-центры, студии танцев, кино и даже театр. И с каждым годом все большее количество людей хотят освоить это искусство, научиться танцевать так же ритмично и гармонично, чтобы блистать на танцполе и ловить восхищенные взгляды всех присутствующих.

Существует еще одно яркое ответвление, в котором обязательно стоит рассказать - Girl Hip-Hop. Это очень модное в наше время направление, которые помимо «стандартных» движений хип-хопа вмещает в себя элементы арабских, африканских, египетских и даже клубных танцев.

«Женский» хип-хоп отличается потрясающей пластикой, динамичными, грациозными завораживающими движениями.

Хип-хоп также стал неотъемлемой частью международных танцевальных мастер-классов и фитнес-конвенций. Современное течение содержит в себе гораздо больше хореографических элементов, чем тот же брейк данс. Ведь брейк является уже вполне сложившимся стилем, который не меняется долгие годы, а хип-хоп можно сравнить с губкой - он впитывает в себя все самые лучшие элементы джаза, регги, латины, поп, сальсы, фанка и многих других направлений, чтобы поддерживать репутацию самостоятельного, но в то же время очень «гибкого» и готового к развитию «организма».

На протяжении 60-70–х годов в кварталах стали появляться ребята, которые вместо разборок посредством брейк-данса выясняли взаимоотношения; рэп-музыка давала выражать свое отношение к какому-либо явлению, например, к социальным и политическим проблемам, посредством чего передавали окружающим свои мысли; благодаря граффити разрисовывали скучные и серые стены зданий; а ди-джеи создавали музыку не только для дискотек и тусовок, но и для брейкеров и рэперов.

В первое время своего становления это движение не имело своего собственного названия, пока Африка Бамбаатаа не начал называть его "хип-хоп". Сам термин на самом деле в оригинале был изобретен человеком по прозвищу Lovebug Starski еще в 70-х, за десять лет до того, как это название получило всемирную известность.

Хип хоп, до своего появления как единой культуры, прошла через большую эволюцию, через перемены и изменения. Предпосылки для его появления были еще в 60-х годах прошлого века.

Хип хоп культура – это процесс человеческой деятельности, один из видов интеллектуальной деятельности, который состоит из пяти основных элементов: искусство-граффити, брейкинг или по другому брейк-данс, эм`синг или по другому рэп-искусство, ди-джеинг и пятый элемент «знание».

В первую очередь хип хоп культура – это способ самовыражения посредством его составляющих элементов. «Хип хоп культура выступает изначально как просто объединяющий момент для людей, которые склонны к активной творческой самореализации и адаптации к современному ритму и стилю жизни. Так можно выделить несколько стадий вхождения в хип хоп сообщество - от увлечения стилем: музыкой, модой, изобразительным искусством, танцем и т.п., далее к активному участию в такой деятельности, заканчивая переходом к смысловому наполнению и ценностям культуры». Исходя из этого мы можем рассматривать хип хоп как 1) образ жизни, 2) созидательную (творческую) категорию и 3) философскую категорию.

Хип-хоп культура определяется как движение, выражающее себя посредством артистических средств, которые называются элементами. Исходя из этого, можно определить его как творчество.

Очевидно, что хип хоп зародился давно в Соединенных Штатах Америки. Истинной родиной этого явления исследователи обычно считают Южный Бронкс, один из беднейших и заброшенных кварталов Нью-Йорка. И он перелетел весь мир и сейчас мы видим как много людей дают предпочтение хип хоп культуре.

Хип хоп для человека становится образом жизни тогда, когда он, пройдя многие годы, определенный этап жизни, не просто занимается этим делом, а понимает его сущность, его ценности и строит свою жизнь, отталкиваясь от него. Хип хоп культура как образ жизни формирует особый взгляд на мир, на развитие человека и его стремления.


Хип-хоп деятели и активисты видят кроме творческой деятельности, осуществляют деятельность, направленную на расширение и донесение сути настоящего хип-хопа и его истинных ценностей. Занимаются повышением философской, этической составляющей хип-хоп культуры.

Хип хоп культура – это молодежная субкультура, появившаяся на улицах и кварталах Америки в конце 1970-х годов в среде афроамериканцев. Оно состоит из пяти элементов:

· ди-джеинг (turntablizm) – это создание битов, скрэтчей, миксов. Ди-джей создает атмосферу и энергетику, посредством музыки;

· брейк-данс (break-dance) – это танец, в котором используются различные силовые и акробатические элементы, которые нужно исполнять под музыку, так как каждое движение под музыку и делает его настоящим и неординарным танцем;

· рэп-музыка (MC`ing) – это речитатив, где рэпер посредством музыки и слов выражает свои мысли и взгляды. Профессор Jurgen Streeck пишет о рэперах: «Также они фактически передают часть музыкального наследия и истории, в том числе «борьбы за гражданские права» новым поколениям, выступая в роли неформальных историков». Это говорит о наличии конкретного механизма передачи формальной информации, но через неформальные каналы.

· искусство-граффити (graffiti) – это искусство, надписи и рисунки на стенах зданий, гаражей, вагонов и др. Для создания рисунков используются аэрозольные краски и специальные маркеры;

· знание (knowledge) – это один из основных элементов хип-хопа, благодаря которому человек хип-хопа понимает его суть и назначение, историю и философию, корни и истоки, тем самым получает правильное направление в развитии как представителя культуры, которым он занимается и как части общества, в котором он живет.

Важно знать историю происхождения и философскую часть хип-хоп культуры, а также принципы на которых она держится на самом деле. Расширение кругозора молодого человека, проявление его сознательности (обществознание, мировая история, социология, психология). Понимание того, что без образования, в этом мире не стать человеком. Пожалуй, это самый главный инструмент хип-хопа для воспитания жизненных принципов подрастающего поколения.

Благодаря этому элементу, официально введенному Африкой Бамбаатой в 2006, человек, находящийся в хип-хопе осознает и понимает его суть и предназначение, историю возникновения и его развитие, корни и истоки, идеи и философские начала, личности и события, традиции и ценности, связь его элементов (dj`ing, breaking, mc`ing, writing). И тем самым получает правильное направление в развитии как человека, живущего и занимающего этой культурой.

Хип-хоп - это средство, дающее бессчетное число уроков, которое открывает большие горизонты для плодотворной жизнедеятельности. Африка Бамбаатаа считает, что хип хоп головы не должны ограничиваться только знаниями в области хип-хопа. Он пытается доказать и всячески способствовать тому, что хип-хоп может быть использован как катализатор, позволяющий овладеть такими качествами как: информированность, знание, мудрость, понимание, свобода, справедливость, равноправие, мир, общность, любовь, уважение, ответственность и возрождение, преодоление трудностей, экономика, математика, наука, жизнь, правда, факты и вера.

Хип хоп культура воспринимается как искусство и идея свободы. Людей, живущих хип-хопом объединяет не только стиль одежды и музыка, которую они слушают, но и отношение к жизни, умение превращать свою жизнь в искусство, которое свободно от ограничений.

Исходя из вышеизложенного, независимо от того, как человек определяет для себя хип хоп культуру, хип хоп есть социально-полезное явление.

На начальном этапе его развития, хип-хоп представлял из себя как позитивный феномен. В основе его принципов была позитивная настроенность на жизнь. Так, существует 4 постулата:

· Peace (мир);

· Love (любовь);

· Unity (единство);

· Having Fun (получение радости).

Эти четыре постулата «Peace, Love, Unity and Having fun» воспринимаются как девиз хип-хопа. «Peace – мир во всем мире, без физических войн, все войны на батлах, покажи свой реальный стиль и выиграешь или удостоишься уважения. Love – любовь, любовь в себе, любовь к самому себе и кто дорог тебе и входит с тобой в одну систему (хип-хоп). Unity – единство, сплоченное сообщество хипхоперов. Having fun – радость от акта творения и бытия».

Суть хип-хоп культуры и его значение состоит в том, что хип-хоп культура – есть позитивный и полезный феномен, который может оградить молодежь от негативных и уличных явлений как преступность, наркомания, курение и употребление спиртных напитков.

Декларация Бамбааты звучала так: "Когда мы создавали хип-хоп, мы рассчитывали, что он станет аккумулятором мира, любви, единства и умения радоваться в противовес негативу, захлестнувшему улицы (бандитские разборки, распространение наркотиков, самоуничижение, насилие среди носителей африканских и латинских корней). И даже, несмотря на то, что этот негатив проявляется то там, то здесь, мы играем значительную роль в разрешении конфликтов и продвижении позитива, что является культурным прогрессом".

Социальная польза хип хоп культуры заключается в том, что оно играет огромную роль на формирование самоидентификации молодежи коренных малочисленных народов, проживающих на территории Российской Федерации, на привитие культурных ценностей, традиций, повышение знаний населения страны о культуре коренных народов, посредством изучения философских начал хип хоп культуры.

Один из российских хип хоп деятелей Bobish, изучающий хип хоп культуру передает его содержание так «…мы в хип-хопе преодолели то, над чем ломали голову великие идеологи и политические партии, а именно: разрыв между богатыми и бедными, предрассудки полов, расовые и национальные различия».

По утверждению Zephyr, одного из людей, стоявших у истоков новой культуры: «…хип-хоп является методом интерпретации, системой мышления, направлением жизни. В своей основе совместными компонентами его являются не просто брейк-данс, диджеинг, граффити и эмсиинг, а соучастие, социальный активизм и мультикультурность».

Здравствуйте .
Сегодня я бы хотел рассказать вам о танцевальных стилях хип хоп культуры.
Хип Хоп — культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974.
Диджей Afrika Bambaataa первым упомянул о пяти подразделов хип-хоп культуры: эмсиинг (MCing), ДиДжеинг (DJing), брейкинг (breaking), граффити (graffiti writing) и knowledge (определённая философия вещей).
Другие элементы включают: битбоксинг, сленг и хип-хоп моду.

Возникнув в Южных частях Бронкса, в 1980-х годах, хип-хоп стал частью молодёжной культуры,развивающий себя во многих странах мира. В конце 1990-х из уличной культуры, имеющее прямое остро-социальное направление, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия 21 века субкультура стала «модной».Появилось место бизнесу и,конечно, распространение в массы. Однако, несмотря на весь пафос и порчу которая нависла вокруг хип-хопа, осталось немало деятелей которые всё ещё продолжают его основную линию — протест против неравенства и несправедливости, обращение к власти и к обществу...
Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений.
Но мы поговорим о танцевальных направлениях, таких как Брейк-данс, Хип-хоп (New Style, Old School, La и др.), Locking и Паппинг, Крамп, C-Walk . Все они входят в многочисленную хип-хоп культуру. Так же в каждом стиле имеется уйма подразделов и своя субкультура.

Брейк-данс — танец переросший в целую культуру, в которую входят множество собственных подстилей и элементов.

Брейк начали впервые танцевать на улицах западных районах Нью Йорка, в начале семидесятых годов. Есть теория, что

Джеймс Браун подтолкнул молодых людей из гетто, на создание нового стиля танца. Он же считается основателем фанка. На бибоинг очень сильно повлиял

Uprock, представляющий из себя танцевальную борьбу, в которой танцоры не касаются друг друга, инсценируя борьбу. Его использовали обычно уличные банды в батлах (сражениях) на решение вопроса- кто круче и лучше.

Первое время брейк считался уличной даже можно сказать подпольной культурой. Их не во что не ставили, считали просто отбросами, но эти дети из гетто доказали,что они нечто большее чем бунтари и преступники, как их считала общественность.. Место в истории брейкинга заняла команда Rock Steady Crew. Они подняли брейк на новый уровень. Именно Crazy Legs из Rock Steady изобрел такие популярные движения как backspin и windmill (он же гелик). Также большой вклад в развитие бибоинга внесли пуэрториканцы со своими фишками из капоэйры, в том числе и многими фризами/триксами.

Хип-хоп и фанк всегда шли рядом, в том числе благодаря Джеймсу Брауну.
Танцевальные направления этих культур не менее тесно связаны как и сама музыкальная индустрия. Если современные рэперы отошли от фанкового стиля, то брейкинг и локинг по-прежнему связаны. Многие считают локинг частью брейкинга, хотя это далеко не так.
Для того чтобы понять, что и как, поговорим с вами о самом основном стиле семейства Funk Styles, локинг.

Локинг - один из немногих направлений танца, родоначальника которого можно определить.

Им является Дон Кэмпбелл.
Родился он в Сент-Луисе, а детство провёл в Лос-Анджелесе.
Однажды получив от своего друга несколько полезных уроков в разных танцевальных стилях, Дон попытался проявить свои умения на дискотеке. Там он стал выплясывать, демонстрируя элементы различных танцев, которым учил его друг. Но все смешалось в голове,и он время от времени застывал, решая, что делать дальше. На удивления Дона людям это нравилось, и все аплодировали ему. Вплоть до того, что один из лучших танцоров колледжа Сэм Вильямс дал ему кличку «кэмпбелл-замок» (lock), за его непревзойденный стиль. Дон решил экспериментировать и развивать танец с «замками». В итоге, достигнув определённого уровня, он получил от того же Сэма приглашение на танцевальный конкурс, где занял 5 место из 15 участников.

Он не пытался убрать свои недостатки. Наоборот, представлял недостатки как достоинства, а главной целью своего танца провозгласил- позитив и улыбку. Так к замкам добавились различные комические позы, что давали свою изюминку на фоне других многочисленных стилей танцев,что нравилось зрителям.
Продвижению помогало шоу Дона Корнелиуса - Соул Трэйн.Это было центральное танцевальное шоу на телевидении США. Как раз одну из передач выиграл Дон Кэмпбелл! С этого и началось настоящее движение локинга.
Многие уличные команды переняли локинг себе в арсенал.70-е годы- это те годы в котором шла борьба стилей танца. Создавались все больше и больше стилей о которых сейчас уже не помнят. Локинг вошел в арсенал би боев,с целью поразить и выигрывать соперников, и его начали танцевать в качестве "верхнего брэйка" .
Совсем забыл сказать о "Funk Styles" Точно стоит усвоить то, что направление Funk Styles появилось во второй половине 70-х годов в Лос-Анжелесе (штат Калифорния).
Изначально в Funk Styles входят 2 стиля. Это Popping и Locking. После, с развитием танцевальных стилей стали входить: электрик-буги, он же Electric Boogaloo (вейвинг), робот, кинг-тат, аnimation.
На самом деле очень трудно говорить, что есть что, и из чего пошло. Некоторые говорят, что Робот — самостоятельный стиль, другие, что это подстиль Поппинга. Одни говорят, что вейвинг — это тоже подстиль поппинга, другие, что это то же самое, что и электрик буги который, кстати, правильно называть Electrc Boogaloo который в свою очередь появился как псевдо-стиль, случайно изобретённый людьми, желающие танцевать Поппинг, но не знающие, что это такое.Другие вообще все подряд кидают в хип хоп. Танцевальное сообщество словно спорит- кто громче дышит.Многочисленные споры ни к чему не привели,но не мне об этом тут судить,что есть что.Но все же остается бесмертная благодарность тем людям кто все же дал нам все это, и до сих пор в 21 веке многие практикуют эти стили и их философию.

Хип-хоп - основан в черных кварталах Америки. Техника танца и его эмоциональный настрой выражали их протест против социального неравенства, и носила название старая школа Хип-хопа (Old school). Но со временем меняется все и общественное положение чернокожих в том числе. Полюбившийся многим танец приобретает новые черты, данный стиль входит в эпоху Новой школы (New school). Так развивается новое направление Хип-хоп танцы - New Style.

New Style. он же Freestyle.
Он отличался от старой школы тем, что в него входили многие движения других стилей танцев. Он легко уживается с такими стилями как: Break-Dance ,Вэйвинг и многими другими, заимствуя у них все новые танцевальные движения. Многочисленные повороты, невысокие прыжки,кач и даже верхний брэйк.Все это предоставляет исполнителю широчайший выбор действий, поэтому главное оружие танцора New Style - умение импровизировать. Обучение хип-хоп танцам часто начинается именно с New Style, он легко и приятно усваиваться, весь танец зависит от фантазии, от умения находить новые элементы и сочетать несочетаемое. Это чистой воды Freestyle.

LA Style .
Его не следует путать с New Style, есть большая разница. LA Style появился в Лос-Анджелесе и представляет собой своеобразный "hip-hop", но с большим упором на перфоманс по сравнению с New Style. Самым главным отличием LA Style стало не индивидуальность танцора, которая проявляется в его видении и чувстве музыки, и импровизации, а проявление в этом виде танца чистой хореографии.Такая особенность стала причиной того, что LA Style нередко применяют в клипах, при постановках шоу, на эстрадных площадках. Если почти все виды клубных и уличных танцев сильны своей импровизацией, то LA Style, наоборот, предполагает точность и красоту движений.Связки, четкие заученные схемки и.т.д. В наше время практически не один музыкальный клип не обходится без этого стиля.

Крамп (Krump) — танец основан на свободных, энергичных и даже агрессивных движениях руками, ногами, головой, грудью...

Зародился он в южных районах Лос Анжелеса.
Крамп на самом деле аббревиатура. Она расшифровывается как Kingdom Radically Uplifted Might Praise .

Kingdom - королевство. Это наш внутренний мир в танце. Наши чувства, наши эмоции, наши мысли - все в этом «царстве».

Radically - коренной. Это то, что присутствует в человеке с рождения. Когда обычные люди смотрят на танцоров, зачастую они ошибочно думают, что не смогут так же. Каждый человек может освободить свой дух и почувствовать его силу. Просто надо прислушиваться к себе и поверить в себя.

Uplifted - подъем. Это то, что дает тебе танец. Когда мы танцуем, мы накручиваем свое эмоциональное состояние, поднимая силу своего духа и веру в себя.

Might - сила во всех ее проявлениях. Это может быть сила воина, бьющегося в сражении, и сила монаха находящегося в покое или даже сила животной агрессии, находящейся у нас внутри, любая сила веры в себя, выраженная через танец. Кстати это и есть своего рода, подстили крампа.

Praise - хвалить, восхвалять. Внутри все кричит: «Даааа! Я сделал это!
Главное показать всю эту мощь и волю в танце.
На самом деле в этом стиле есть много движений апрока, С волка, даже тиктоника.он очень экспресивен и энергичен. Батлы про Крампу можно с легкостью перпутать с дракой ведь сам танец это агрессия это борьба не редко физическая.

Брейк данс, конечно на прямую относится к хип-хоп культуре, но рэпперы брейк данс редко танцуют. Брейк сложно научиться лишь для яркого и крутого имиджа..
И вот в далекие 70-е в пригороде Лос Анжелеса Комптоне,рэпперы впервые стали танцевать C-walk.

C-Walk представлял из себя виртуозную, импровизированную работу стоп,резкую и быструю.
В начале 80 C-Walk использовался как символический танец рэпперской банды Crips. Собственно именно тогда Crip Walk получил свое название. Крипсы использовали эти оригинальные движения ног, для того чтобы изображать свое имя или подавать бандитские знаки итп.
Они писали ногами имя противоборствующей банды Bloods и зачеркивали его, тем самым демонстрируя свое превосходство. В ответ на это главная банда-противник — Bloods придумали себе похожий танец. Основное отличие B-Walk лишь в участии рук.В конце 90-х движения Crip Walking"a вошли в состав базовых элементов хип-хопа. Сегодня этот танец известен как Crip Walk и имеет две разновидности: Clown Walk — более быстрый стиль с добавлением развлекательной манеры исполнения, и Crown Walk — это синтез Crip Walk и движений Clown Walk.
Постепенно С волк изначально возникшего как набор гангстерских, клановых элементов и символов эволюцеонировал в очень обширный и интересный танец хип хоп культуры.

... Боюсь никакие статьи не могут показать всю суть философии мышления этой культуры. Надо понимать в какие годы появился сам хип-хоп.Это было тяжелое время,особенно в районах гетто.Уличные банды устали от крови и шли на мировую, дабы избежать кровопролития. Появились сами танцы и развитие, в последующем ее эволюция. Общество не принимало ничего от чернокожих. Их презирали и унижали.Люди с детства привыкшие к агрессии в их сторону, конечно же, проявляли ее в ответ. С-walk был вне закона (да, и такое было), уличных танцоров прогоняли. Их забирали полицейские и отводили в участки, бог его знает каким отношением и побоями. Черный подросток, живущий в гетто, видя это все не будет тихим гражданином этой страны. Они Выходили... Выходили на улицы! Были беспорядки,была кровь, были и банды и преступность, но были и простые невиновные люди которые выросли в районе "гетто" и который любили.

Они доказали,что улица их дом и заслужили уважение.Показали, что чернокожие это не бандиты, как все их нарекали. Джеймс Браун, Мартин Лютер Кинг и другие известные личности боролись за права чернокожих и победили.
Прошла Эпоха. Многие не понимают чего стоила вся эта эволюция танца. Современный танцор должен знать историю, должен осозновать через что прошли все эти люди что бы он танцевал в хип хоп культуре, слушал рэп, рисовал граффити,исполнял бит бокс и просто жил свободно от всех предрассудках.
Прежде чем выбрать стиль танца надо понять суть этого танца.
Танец... Именно вы в него вкладываете душу, иначе это просто набор элементов и движений. Без души нет танца.Без уважения нет прогресса.Без истории нет будущего......

Я написал вкратце о танцевальных стилях хип хоп культуры.Это для того чтобы читатель обобщенно ознакомился с культурой танца и общими понятиями. В последующих статьях я углублюсь и расскажу историю каждого танца. Прошлое, настоящее и будущее. Современные проблемы танцевальной культуры и способы развития в танце...

Получить купон на скидку

Хип-хоп – это не просто музыкальное или танцевальное направление. Это стиль жизни и способ самовыражения молодого поколения

Хип-хоп - танцевальное и музыкальное направление молодежной культуры. В начале 20 века хип-хоп имел ярко выраженную социальную ориентацию в творчестве: выражал протест против несправедливости, господства денег, коррупции. Затем, постепенно, стал модным, а значит, и коммерческим течением. Тем не менее, в среде хип-хопа и сейчас есть много исполнителей, придерживающихся первоначальной, оппозиционной к власти линии в творчестве.

История возникновения танца

Слово «хип» пришло из афроамериканского диалекта и служило для обозначения подвижных частей человеческого тела. Кроме этого, слово «хип» употреблялось в значении «приобретение знаний, усовершенствование». Слово «хоп» означает «прыжок, скачок». Таким образом, объединившись, два слова выражают идею всего направления хип-хоп - движение вперед, развитие, осмысление современной жизни, острая критика негативных моментов.

Пять основных элементов хип-хопа сформулировал диджей Afrika Bambaataa в 1974 году. В 1978 году рэпер Keith «Cowboy» Wiggins, вместе с с Grandmaster Flash способствовали дальнейшему развитию нового течения. А началось все с шутки. Молодые люди, провожая своего друга в армию, напевали в джазовой манере слова хип-хоп, хип-хоп, имитируя при этом, чеканный шаг марширующих солдат. Так и родился ритм нового музыкального направления. Коллеги молодых экспериментаторов, артисты диско, насмешливо называли их «хип-хоперами», не подозревая, что именно благодаря им рождается новая молодежная культура, которая найдет поклонников во всем мире.

Что такое хип-хоп?

Основу хип-хоп культуры составляют пять столпов: ди-джеинг, эм-синг, брейкинг, граффити и knowledge. Афроамериканские ди-джеи стремились разнообразить монотонность диско-композиций и стали экспериментировать с пластинками, перекраивая композиции на свой лад. Музыкальная область хип-хопа обширна, но его суть для всех течений одна: начитывание рэпа - ритмичного речитатива - на мелодическую и ритмическую основу. Грендмастер Флеш (Grandmaster Flash) создал техническую основу хип-хопа, которая сейчас используется многими ди-джеями. Она состоит из сдвоенного комплекта проигрывателей, соединенных так, что можно звук одной пластинки накладывать на звук другой.

В 80-ые годы техника ди-джеев обогатилась новыми приемами: широко использоваться стал «скретч» - «поскребывание». Эта техника предполагает умение ди-джея двигать пластинку взад-вперед таким образом, чтобы не нарушался ритмический рисунок. Именно эта музыка и стала основой развития танцев в стиле хип-хоп.

Виды

Как отмечалось выше, хип-хоп это не просто музыка или танец, а молодежная субкультура в целом, позволяющая ее адептам проявить свою индивидуальность. Поэтому и танцевальные и музыкальные композиции в стиле хип-хоп могут существенно отличаться друг от друга. В культуре хип-хопа можно выделить следующие направления:

1. Музыка - рэп

3. Изобразительное искусство - граффити, рисунок на стенах

4. Спорт - баскетбол и стритбол

В 80-90 годах возник такой феномен хип-хопа как гангстерский рэп. Тексты этого стиля были пронизаны агрессией, жестокостью и пропагандировали ценности криминальной среды.

Особенности хип-хопа

Хип-хоп возник как средство самовыражения афроамериканского населения Америки. Это течение впервые затронуло острые социальные, политические и расовые проблемы. Культура хип-хопа подразумевает и особый стиль одежды. Атрибутами одежды в стиле хип-хоп считаются широкие штаны, кроссовки, бейсболки, толстовки с капюшонами. Дополняют образ различные аксессуары - массивные цепи, бляхи, напульсники, широкие шнурки и т. д.

Сейчас хип-хоп одно из самых успешных, с коммерческой точки зрения, направлений современной культуры, а соответственно, и танцев.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры