Джордж баланчин биография личная жизнь. Джордж баланчин и его крамольные балеты

Главная / Ссоры

Джордж Баланчин (англ. George Balanchine) (настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-1983) - американский хореограф и балетмейстер. Знак зодиака - Водолей.

Сын грузинского композитора Мелитона Антоновича Баланчивадзе. В 1921-1924 годах в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 года жил и работал за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»). Создатель нового направления в классическом балете 20 века, во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина

Джордж Баланчин родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1904 года в Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер появился в семье музыкантов: его отец - Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был грузинским композитором, народным артистом Грузии (1933). Одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная» (1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) - композитор, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986).

В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.


В труппе С. П. Дягилева

В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода - спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» французского композитора Анри Соге (1927) и др.

В поставленном им балете «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры Игоря Федоровича Стравинского.

Жизнь Баланчина в Америке


После смерти Дягилева (1929) Д.М. Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 году он возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок - «Семь смертных грехов» (текст Бертольта Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка австрийского композитора Франца Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна он переехал в Америку.

В 1934 году Джордж Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе - труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка Петра Ильича Чайковского; в редакции 1940 - один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара - «Кончерто барокко» на музыку Иоганна Себастьяна Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений.

К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.


Новаторство Джорджа Баланчина

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Феликса Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» российского композитора Александра Константиновича Глазунова (1961), «Коппелия» Лео Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Д. Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок было осуществлено Джорджем Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого были поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка немецкого композитора Пауля Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Чарлза Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка австрийского композитора и дирижера Антона фон Веберна, 1959).

Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Джорджа Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки, 1962 и 1969).

Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 века, не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 годах.

Джордж Баланчин скончался 30 апреля 1983 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Окленд, в Нью-Йорке.

Источник - Сочинение Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Перевод с английского - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 494 с. - 6000 экз. - ISBN 5-23201119-7.

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ

Настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе

(род. в 1904 г. – ум. в 1983 г.)

Выдающийся балетмейстер XX века, искусство которого способствовало формированию нового направления в хореографии. Вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. Создатель американской национальной балетной школы.

Георгий Мелитонович Баланчивадзе родился 9 (22) января 1904 г. в Санкт-Петербурге в музыкальной семье. Его отец – Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862–1937) – один из создателей грузинской композиторской школы, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Опера «Коварная Тамара», написанная им в 1897 г., стала одной из первых грузинских опер, а ее автора по праву называли «грузинским Глинкой».

Младший брат Георгия, Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906–1992), также стал композитором. Его перу принадлежат несколько опер и балетов, 4 симфонии, концерты для фортепиано с оркестром, музыка к многочисленным драматическим спектаклям и кинофильмам. Его музыкальные заслуги были высоко оценены в Советском Союзе: Андрей Баланчивадзе стал дважды лауреатом Государственной премии СССР, Народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда.

Совсем по-иному сложилась жизнь Георгия Баланчивадзе… В 1914–1921 гг. он обучался в Петроградском театральном училище при Мариинском театре, в 1920–1923 гг. – в консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании он был принят в труппу Петроградского Театра оперы и балета. В 1922–1924 гг. ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет», в 1923 г. поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре.

В 1924 г. Георгий Баланчивадзе выезжает на гастроли в Германию в составе группы артистов балета, которые в этом же году были приняты в труппу «Русский балет С. П. Дягилева». Во Франции с легкой руки знаменитого антрепренера Сергея Павловича Дягилева Георгий Баланчивадзе превращается в более привычного для европейского уха Жоржа Баланчина. А позже, уже в США, в Джорджа Баланчина. Под этим именем он и вошел в историю искусства как один из крупнейших балетмейстеров XX века.

Но вернемся во Францию. Здесь Баланчин становится главным хореографом труппы «Русского балета». В 1925–1929 гг. он осуществил десять балетных постановок и поставил танцы во многих операх. «Русские сезоны», проходившие под руководством Баланчина, четыре года потрясали Европу. В постановках молодого балетмейстера ощущалось влияние выдающегося режиссера В. Э. Мейерхольда. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» – синтеза классики и современности – проявились в балете «Аполлон Мусагет» (1928), в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия музыки И. Ф. Стравинского. С этого времени началась многолетняя дружба и сотрудничество Баланчина и Стравинского.

После смерти Сергея Павловича Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском балете в Копенгагене, в основанной в 1932 г. труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 г. он возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок этого периода – «Семь смертных грехов» и «Странница». В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Линкольна Керстайна он переехал в Америку.

В 1934 г. Баланчин совместно с Л. Керстайном организовал в Нью-Йорке «Школу американского балета» и на ее основе труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 г. один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба – 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений.

К 1960 годам стало очевидно, что благодаря Джорджу Баланчину США обладают собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался национальный стиль исполнения.

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчика» (1954) П. И. Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах, фильмах и оперных спектаклях: «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Руслан и Людмила» М. И. Глинки.

Отношение к Джорджу Баланчину в Советском Союзе было двойственным. С одной стороны, как будто свой, воспитанник Петербургской балетной школы. С другой – его часто критиковали за «абстрактные балеты, которые носят изощренно-эстетский и эротический характер… Стремясь к внешне эффектным хореографическим построениям, Баланчин порой преднамеренно искажает линии и движения классического танца… Так, в своих постановках для труппы “Нью-Йорк Сити Балле” отрывка из балета “Лебединое озеро” (1951) и балета “Щелкунчик” (1954) Баланчин сочинил новую хореографию, исказив сущность произведений Чайковского…». И вообще, что это за новость – американская балетная школа? Ведь известно, «что в области балета мы впереди планеты всей»…

Тем не менее, Джордж Баланчин неоднократно бывал в Советском Союзе. В 1962 г. состоялась первая гастрольная поездка возглавляемого им «Нью-Йорк Сити Балле» в СССР. Помимо Москвы и Ленинграда, Джордж Баланчин посетил также Тбилиси, где встретился со своим братом Андреем, с которым не виделся почти 40 лет. Их встреча была теплой и трогательной, но когда после тостов и возлияний Андрей стал «угощать» брата своей музыкой – а длилось это около двух часов, – произошел конфуз: Баланчин подпер голову руками и не произнес ни единого слова похвалы. «Я просто не мог, Андрей хочет, чтобы я поставил балет на его музыку. Но это выше моих сил», – признавался он позже.

В этот же свой приезд Баланчин побывал и в Кутаиси, на могиле отца – Мелитона Баланчивадзе. Смерть отца была страшной и символической. У него развилась гангрена ноги. Врачи сказали композитору, что без ампутации его ждет неминуемая смерть. Старик отказался: «Чтобы я, Мелитон Баланчивадзе, ковылял на одной ноге? Никогда!» Врачи и родные продолжали настаивать, но тщетно. «Смерть мне не страшна, – говорил он, пожимая плечами. – Смерть – это прекрасная девушка, которая придет и заключит меня в свои объятия. Я с нетерпением жду этого». Через два дня он скончался. Эту историю Джордж узнал от брата. Она буквально потрясла его. «Я поступил бы, как отец», – все повторял он.

В Тбилиси Джордж Баланчин знакомится с молодым грузинским журналистом Мэлором Стуруа. Так сложилось, что позже, в конце 60-х годов Стуруа, уже известный в СССР журналист, был направлен в Нью-Йорк в качестве собственного корреспондента «Известий». Там их знакомство возобновилось, а затем переросло в дружбу, которая продолжалась до самой смерти выдающегося хореографа. Благодаря свидетельству Мэлора Стуруа стали известны многие факты из жизни Баланчина, позволившие нам лучше понять этого незаурядного человека.

Джордж Баланчин унаследовал от отца мужскую красоту, любовь к музыке и эпикурейский характер. Он был прекрасным тамадой, знал толк в вине и мог дать фору любому первоклассному шеф-повару Тбилиси или Нью-Йорка. «Любовь к прекрасному и ощущение прекрасного в любви у меня от отца, – говорил он. – А что может быть прекраснее женщин и музыки и соединяющего их танца!»

В жизни он был удивительно мягким, добрым, деликатным. Он даже любил называть себя, цитируя Маяковского, «облаком в штанах». Но когда дело касалось его ремесла, Баланчин становился жестким и мог обидеть даже самых дорогих ему людей. Его бескомпромиссность в искусстве была беспредельной. Баланчин и сам был каторжным тружеником в искусстве. «Сначала выступает пот, много пота, – любил говорить он. – А затем приходит красота. Да и то лишь, если тебе повезло и Бог услышал твои молитвы».

Когда в начале 1980-х годов здоровье Баланчина сильно пошатнулось, близкие стали настаивать на том, чтобы он зафиксировал на бумаге свои балеты и назвал своего преемника в «Нью-Йорк Сити Балле». Но разговоры о будущем, впрочем, как и о прошлом, раздражали Баланчина. Он считал, что существует лишь одно время – настоящее, и призывал наслаждаться им.

Баланчин говорил: «Когда меня не будет, моих танцоров будут учить другие мастера. Потом уйдут и мои танцоры. Придет иное племя. Все они будут клясться моим именем и ставить и танцевать “балеты Баланчина”, но они уже не будут моими. Есть вещи, которые умирают вместе с тобой, с этим ничего не поделаешь. Но и ничего трагического в этом нет».

Джордж Баланчин умер 30 апреля 1983 г. «Нью-Йорк Сити Балле» не отменил назначенный на тот вечер спектакль. Только перед открытием занавеса на авансцену вышел Линкольн Керстайн, когда-то привезший Баланчина в Америку, чтобы тот научил Новый Свет классическому танцу, и сообщил, что Баланчин «уже не с нами. Он с Моцартом, Чайковским и Стравинским»…

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

5. Джордж Джордж Харрисон - единственный из «Битлз», выросший в большой и дружной семье. Он самый младший из четырех «Битлз» и самый младший из четырех детей Харолда и Луизы Харрисон. Джордж родился 25 февраля 1943 года в доме № 12, Арнолд-Гроув, Уэйвертри, Ливерпуль.Миссис

Из книги Джон, Пол, Джордж, Ринго и я (Реальная история ‘Битлз’) автора Бэрроу Тони

33. Джордж Джордж поселился в длинном одноэтажном, окрашенном в яркие цвета «бунгало» в Эшере. «Бунгало» стоит на частной территории, принадлежащей компании «Нэйшенел Траст», в поместье, как две капли воды похожем на угодья, окружающие дома Джона и Ринго. Через ворота,

Из книги Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным автора Волков Соломон Моисеевич

Джордж Я нашёл Джорджа самым беззаботным и дружелюбным из битлов. Когда мы встретились впервые, он много улыбался и был хорошим слушателем, наименее потакающим своим желаниям из четверых, демонстрирующим неподдельный интерес ко всему, что было сказать другим людям. В

Из книги Не только Бродский автора Довлатов Сергей

Вступление. Говорит Баланчин Баланчин: Я не люблю ничего описывать словами. Мне легче показать. Нашим танцовщикам я показываю, и они меня довольно хорошо понимают. Конечно, время от времени я могу сказать что-то удачное, что-нибудь, что мне самому нравится. Но если надо

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Чайковский и Баланчин: краткая летопись жизни и творчества Цель этих кратких летописей жизни и творчества Чайковского и Баланчина - помочь читателю поместить важнейшие события их жизни в более широкий культурный и общественный контекст.Петр Ильич Чайковский (1840–1893)25

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Джордж БАЛАНЧИН и Соломон ВОЛКОВ Баланчин жил и умер в Америке. Брат его, Андрей, оставался на родине, в Грузии. И вот Баланчин состарился. Надо было подумать о завещании. Однако Баланчину не хотелось писать завещание. Он твердил:- Я грузин. Буду жить до ста лет!..Знакомый

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

Джордж Кьюкор «Сегодня вечером никаких дел, Джоанна, я иду к Джорджу. Ты знаешь: Джордж Кьюкор, кинорежиссер».Он был моим другом. Я появилась в Голливуде всего через несколько лет после него. Он же приехал в 1929 году. И взял меня сниматься в «Билле о разводе»: в роли Сидни,

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

Балетмейстер Джордж Баланчин Нас на ужин пригласил Джордж Баланчин, он жил тогда на 56-й улице прямо напротив Карнеги-холла, с нами был Лева Волков, наш бывший советский летчик. По дороге к Баланчину Лева рассказывал нам свои впечатления о встрече в домашних условиях с

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

ДЖОРДЖ Джорджу Вашингтону одиннадцать лет. Это угловатый долговязый мальчик с белой веснушчатой кожей и рыжеватыми волосами. В детстве его заставляли носить корсет, чтобы плечи были вывернуты назад, а грудь выпячена вперед, придавая ему благородную осанку.Смерть отца

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ВАШИНГТОН ДЖОРДЖ (род. в 1732 г. – ум. в 1799 г.) Первый президент США. Главнокомандующий армией колонистов в борьбе за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг. Председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Джордж Вашингтон стоял у истоков национальной

Из книги Русский след Коко Шанель автора Оболенский Игорь Викторович

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Композитор. Одним из первых использовал в своем творчестве элементы джаза и афроамериканского музыкального фольклора. Среди сочинений «Рапсодия в стиле блюз» (1924), концерт для фортепиано с оркестром(1925), опера «Порги и Бесс» (1935),

Из книги Прикосновение к идолам автора Катанян Василий Васильевич

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Выдающийся американский композитор и пианист, крупнейший представитель симфонического джаза. На долю этого композитора выпала великая честь сделать в американской музыке то, что еще в XIX в. осуществили Глинка в России, Монюшко

Из книги автора

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Американский финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за

Из книги автора

Из книги автора

Жорж Баланчин Вскоре Шанель предстояло познакомиться с еще одним Жоржем. Он покорил Париж в 1929 году, поставив балет «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева. Оформлением балета занимался художник Александр Шарвашидзе.Настоящими именем и фамилией произведшего фурор

Из книги автора

Джордж Баланчин и его крамольные балеты В 1962 году в Москву приехал «Нью-Йорк-сити-балле» под руководством Джорджа Баланчина. Это были идиллические времена, когда об американском балете можно было снять документальный фильм. Что я и затеял.Премьера состоялась в Большом.

Джордж Баланчин (англ. George Balanchine) (настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-1983) - американский хореограф и балетмейстер. Знак зодиака - Водолей.

Сын грузинского композитора Мелитона Антоновича Баланчивадзе. В 1921-1924 годах в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 года жил и работал за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»). Создатель нового направления в классическом балете 20 века, во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина

Джордж Баланчин родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1904 года в Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер появился в семье музыкантов: его отец - Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был грузинским композитором, народным артистом Грузии (1933). Одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная» (1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) - композитор, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1986).

В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.


В труппе С. П. Дягилева

В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода - спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» французского композитора Анри Соге (1927) и др.

В поставленном им балете «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры Игоря Федоровича Стравинского.

Жизнь Баланчина в Америке


После смерти Дягилева (1929) Д.М. Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 году он возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок - «Семь смертных грехов» (текст Бертольта Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка австрийского композитора Франца Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна он переехал в Америку.

В 1934 году Джордж Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе - труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка Петра Ильича Чайковского; в редакции 1940 - один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара - «Кончерто барокко» на музыку Иоганна Себастьяна Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений.

К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.


Новаторство Джорджа Баланчина

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Феликса Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» российского композитора Александра Константиновича Глазунова (1961), «Коппелия» Лео Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Д. Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок было осуществлено Джорджем Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого были поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка немецкого композитора Пауля Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Чарлза Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка австрийского композитора и дирижера Антона фон Веберна, 1959).

Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Джорджа Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки, 1962 и 1969).

Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 века, не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 годах.

Джордж Баланчин скончался 30 апреля 1983 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Окленд, в Нью-Йорке.

Источник - Сочинение Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Перевод с английского - М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. - 494 с. - 6000 экз. - ISBN 5-23201119-7.

Джордж Баланчин — выдающийся балетмейcтер грузинского происхождения, положил начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом.

"Вы знакомы с Джорджем Баланчиным? Если нет, то скажу вам, что он — грузин и его грузинское имя — Георгий Баланчивадзе. Он обладает личным шармом, он брюнет, гибкий отменный танцор и самый гениальный мастер балетной техники из тех, кого я знаю. Будущее за нами. И, ради Бога, не позволяйте нам потерять его!" — это отрывок из письма американского искусствоведа и импресарио Линкольна Кирстайна своему коллеге в Америке. Именно у него в голове родилась безумная идея о создании американского балета под руководством не кого иного, как Джорджа Баланчина.

Но до этой авантюрной на тот момент задумки Кирстайна путь Баланчина был нелегок и извилист. Родился Джордж Баланчиин (при рождении Георгий Мелитонович Баланчивадзе) 22 января 1904 года в Санкт-Петербурге, в семье известного грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе, одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе — Мария Васильева — была русской. Именно она привила Георгию любовь к искусству и, в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в балетную школу при Мариинском театре, где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова. "У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль", — говорил Баланчивадзе.

Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став еще в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива "Молодой балет", Баланчивадзе уже тогда начал ставить свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось им нелегко — приходилось и голодать.

"1923 год подходил к концу. Из петербургского Мариинского театра мы поехали на гастроли в Германию. Я просрочил дату возвращения. В один дождливый день я получил телеграмму: "Немедленно возвращайтесь домой, не то ваши дела будут плохи". Телеграмму подписывал комендант Мариинского театра. Вот я и испугался, раз он пишет, что мои дела плохи. Испугался и остался", — пишет в своих воспоминаниях Баланчивадзе.

Вскоре в Париже величайший импресарио Сергей Дягилев, открывший миру не только русское искусство, но и много великих имен, приглашает Баланчивадзе и других артистов группы в свою знаменитую труппу "Русский балет". Именно по настоятельной рекомендации Дягилева Георгий адаптировал свое имя на западный манер и стал Джорджем Баланчиным.

Вскоре Баланчин становится балетмейстером "Русского балета". Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе "Аполлон Мусагет" на музыку Игоря Стравинского (1928), который, вместе с "Блудным сыном" на музыку Сергея Прокофьева до сих пор считается шедевром неоклассической хореографии. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: "Видеть музыку, слышать танец".

© photo: Sputnik / Галина Кмит

Но после смерти Дягилева "Русский балет" начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал приглашенным балетмейстером в Лондоне и Копенгагене, затем ненадолго вновь вернулся в новый "Русский балет", который обосновался в Монте-Карло, но вскоре опять ушел из него, решив организовать собственную труппу — "Балет-1933" (Les Ballets 1933). Труппа просуществовала лишь несколько месяцев, но за это время осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вайля и Анри Соге. Именно на одном из этих представлений Баланчина увидел известный американский меценат Линкольн Кирстайн.

Бостонский миллионер был одержим балетом. У него была мечта: создать американскую балетную школу, и на ее базе — американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн увидел человека, способного воплотить его мечту в жизнь. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США.

Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом, который Баланчин поставил со студентами, была "Серенада" на музыку Чайковского.

Затем была создана небольшая профессиональная труппа "Американский балет". Она танцевала сначала в "Метрополитен-опера" — с 1935 по 1938 год, затем гастролировала как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет "Убийство на Десятой авеню". Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым. Он твердо верил в успех. Успех пришел после десятилетий напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала "Тайм". И главное — переполненные залы на представлениях его балетной труппы. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.

В своих танцах Баланчин стремился к классической завершенности формы, к безупречной чистоте стиля. Во многих его произведениях практически отсутствует какой-либо сюжет. Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: "Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки". Поэтому для этого Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики".

Интересный факт: Джордж Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать свое мнение. Любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов. Более того, Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью, а его первым заседанием было дело против универмага "Блумингдей". А еще говорили, что Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.

© photo: Sputnik / Alexander Makarov

В 1946 году Баланчин и тот же Кирстайн основали труппу "Балетное общество", а в 1948-ом Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. "Балетное общество" стало Нью-Йоркским городским балетом. В 1950-1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — "Щелкунчик" Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

Но с конца 1970-х у хореографа впервые начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба, прогрессирующего дистрофического заболевания коры большого мозга и спинного мозга. Смерть при этом заболевании наступает в 85% случаев, при легкой форме, а при тяжелой излечение невозможно. Умер Джордж Баланчин в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан "Фонд Джорджа Баланчина".

Сегодня балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии ХХ века, не порывая с традициями, но смело обновляя их.

© photo: Sputnik / РИА Новости

О своих творческих принципах Баланчин говорил: "Балет — настолько богатое искусство, что он не должен быть иллюстратором даже самых интересных, даже самых содержательных литературных первоисточников… Пятнадцать лет танцовщики вырабатывают каждую клетку своего тела, и все клетки должны петь на сцене. И если красота этого выработанного и вытренированного тела, его движения, его пластика, его выразительность доставят эстетическое удовольствие сидящим в зрительном зале, то балет, на мой взгляд, своей цели достиг".

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты — это четыреста двадцать пять сочинений. Цифра, не поддающаяся осмыслению.

Баланчин (Balanchine ) Джордж (наст. имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-83), американский балетмейстер. Сын М. А. Баланчивадзе. В 1921-24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»).

Баланчин Джордж (наст. имя и фам. Георгий Мелитонович Баланчивадзе) , американский хореограф, создатель нового направления в классическом балете 20 в., во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба, первые постановки

Из семьи музыкантов, сын М. А. Баланчивадзе, брат А. М. Баланчивадзе. В 1914-21 обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-23 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании принят в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-24 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Я. Сибелиуса, «Ориенталия» Ц. А. Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы А. А. Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 поставил танцы в опере «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Э. Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу.

В труппе С. П. Дягилева

В 1924 Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет С. П. Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-29 гг. десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода - спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» А. Соге (1927) и др. В поставленном им балете «Блудный сын» С. С. Прокофьева (1929) ощущалось влияние В. Э. Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, К. Я. Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры И. Ф. Стравинского.

В Америке

После смерти Дягилева (1929) Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 возглавил труппу «Балле 1933»,в числе постановок - «Семь смертных грехов» (текст Б. Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка Ф. Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна переехал в Америку.

В 1934 Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе - труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка П. И. Чайковского; в редакции 1940 - один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара - «Кончерто барокко» на музыку И. С. Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений. К 1960-м гг. стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.

Новаторство Баланчина

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Ф. Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» А. К. Глазунова (1961), «Коппелия» Л. Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок осуществлено Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х гг. на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка П. Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Ч. Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка А. Веберна, 1959). Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Дж. Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-50-х гг. (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, 1962 и 1969 гг.).

Балеты Баланчина идут во всех странах мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 в., не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 гг.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры