Интересные факты о квадрате малевича. Белый квадрат Малевича: особенности, история и интересные факты

Главная / Развод

Если вы хоть немного интересуетесь миром живописи или изобразительным искусством, то вы непременно должны были слышать про черный квадрат Малевича. Все как один недоумевают с того, насколько может быть бездарным современное искусство , якобы художники рисуют что попало, при этом становятся популярными и богатыми. Это не совсем верное представление об искусстве, я хотела бы развить эту тему, и рассказать вам историю и даже предысторию картины « .

Цитаты Малевича про « Черный Квадрат»

Если человечество нарисовало образ Божества по своему образу, то, может быть, Квадрат черный есть образ Бога как существа его совершенства

Что художник имел ввиду когда сказал эти слова? Попытаемся узнать об этом вместе, но сразу можно сказать, что смысл в этой картине явно имеется.

Стоить учитывать тот факт, что эта картина теряет всю свою ценность, если из неё убрать историю и тот огромный символизм в переплетении с манифестом, которым она заряжена. Поэтому начнем с самого начала, кто нарисовал черный квадрат?

Казимир Северинович Малевич

Малевич на фоне своих работ

Художник родился в Киеве в польской семье, учился рисовать в Киевской рисовальной школе у академика Николая Пимоненко. Спустя некоторое время переезжает в Москву, чтобы продолжить обучение живописи на более высоком уровне. Но уже тогда, в юные годы, он пытался вкладывать в свои картины идеи и глубинный смысл. В своих ранних работах смешивал такие стили как: кубизм, футуризм и экспрессионизм.

Идея создания черного квадрата

Малевич много экспериментировал, и дошел до того, что начал по своему трактовать алогизм (отрицать логику и привычную последовательность). То есть, он не отрицал того, что в его работах сложно найти отклики логики, но у отсутствия логики тоже есть закон, благодаря которому она может отсутствовать осмысленно. Если познать принципы работы алогизма, как он его еще называл «заумный реализм» - то тогда, работы будут восприниматься в абсолютно новом ключе и смысле высшего порядка. Супрематизм - это взгляд художника на предметы извне, а обычные формы к которым мы привыкли больше не используются вовсе. В основу супрематизма входят три главные формы - круг, крест и тот самый, наш любимый квадрат.

Чёрный квадрат на месте иконы, в углу. Выставка 0.10

Смысл черного квадрата

О чём черный квадрат, и что Малевич хотел донести до зрителя? Этой картиной, художник по своему скромному мнению, открыл новое измерение живописи. Где нет привычных форм, нет золотого сечения, сочетания цветов и прочих аспектов традиционной живописи. Все правила и устои искусства тех лет были нарушены, одним дерзким, идейным, оригинальным художником. Именно черный квадрат разделил собой окончательный разрыв с академизмом и стал на место иконы. Грубо говоря, это что-то на уровне матрицы с её научно-фантастическими предложениями. Художник нам рассказывает свою идею, что все совсем не так, как мы себе представляли. Эта картина - символ, после принятия которого все должны узнать новый язык в изобразительном искусстве. После написания этой картины, художник по его словам был в настоящем шоке, долго не мог ни есть, ни спать. По задумке выставки, он собирался свести всё к нулю, а потом зайти даже немного в минус, и ему это удалось. Ноль в названии символизирует форму, а десять - абсолютный смысл и количество участников, которые должны были выставлять свои супрематические работы.

Вот и вся история

История получилась коротенькой, ввиду того, что про чёрный квадрат существует больше вопросов чем самих ответов. Технически работа выполнена просто и банально, а идея её - укладывается в два предложения. Нет смысла называть точные даты или интересные факты - множество из них придуманы или очень неточные. Но есть одна интересная деталь, которую обойти стороной просто нельзя. Художник датировал 1913 годом все важные события из жизни и свои картины. Именно в этом году он придумал супрематизм, поэтому физическая и фактическая дата создания чёрного квадрата его вовсе не волновала. Но если верить искусствоведам и историкам, то реально он был нарисован в 1915 году.

Не первый «Ч ерный квадрат»

Не удивляйтесь, Малевич не был первопроходцем, самым оригинальным оказался англичанин Роберт Фладд, который еще в 1617 году создал картину «Великая тьма».

После него, еще ряд различных художников создавали свои шедевры:

  • «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» 1843 год ;
  • «Сумеречная история России» 1854 год.

Потом создаются две юмористические зарисовки:

  • «Ночная драка негров в подвале» 1882 год ;
  • «Битва негров в пещере глубокой ночью» 1893 год.

И только спустя 22 года, на выставке картин «0,10» состоялась презентация картины « Чёрный супрематический квадрат» ! Она была представлена как часть триптиха, в него еще входили «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как видите, квадрат Малевича это абсолютно понятная и обыденная картина, если на неё посмотреть под правильным углом. Один раз со мной случился забавный случай, как-то раз у меня хотели заказать копию картины, но при этом женщина не знала самой сути и замысла черного квадрата. После того как я ей рассказала, она была немного разочарована и передумала совершать такую сомнительную покупку. Ведь в плане художественном, черный квадрат - это просто темная фигура на полотне.

Стоимость Чёрного Квадрата

Как ни странно, это очень частый и тривиальный вопрос. Ответ на него очень простой - Черный квадрат не имеет цены, то есть, он является бесценным. Еще в 2002 году, один из самых богатых людей России перекупил его для Третьяковской галереи, за символическую сумму в один миллион долларов. В данный момент, никто не сможет заполучить его в свою частную коллекцию, ни за какие деньги. Черный квадрат входит в список тех шедевров, которые должны принадлежать только музеям и общественности.


Запись опубликована в . Закладка .

В отличие от «Черного квадрата», «Белый квадрат» Малевича является в России менее известной картиной. Однако она не менее загадочна и также вызывает множество споров среди специалистов в области живописного искусства. Второе название этого произведения Казимира Малевича - «Белое на белом». Оно написано в 1918 году и относится к такому направлению живописи, которое Малевич назвал супрематизмом.

Немного о супрематизме

Рассказ о картине Малевича «Белый квадрат» целесообразно начать с нескольких слов о супрематизме. Этот термин происходит от латинского supremus, что значит «наивысший». Это одно из направлений в авангардизме, возникновение которого относят к началу XX века.

Оно является разновидностью абстракционизма и выражается в изображении различных комбинаций разноцветных плоскостей, представляющих собой простейшие геометрические очертания. Это прямая линия, квадрат, круг, прямоугольник. С помощью их сочетания образуются уравновешенные асимметричные композиции, которые пронизаны внутренним движением. Они носят название супрематических.

На первом этапе термин «супрематизм» означал превосходство, доминирование цвета над остальными свойствами живописи. По мнению Малевича, краска в беспредметных полотнах впервые была освобождена от вспомогательной роли. Написанные в таком стиле картины явились первым шагом к «чистому творчеству», уравнивающему творческие силы человека и природы.

Три картины

Нужно отметить, что изучаемая нами картина имеет и еще одно, третье название - «Белый квадрат на белом фоне», Малевич написал ее в 1918 году. Уже после того, как были написаны два других квадрата - черный и красный. О них сам автор писал в своей книге «Супрематизм. 34 рисунка». Он говорил, что три квадрата связаны с установлением определенных мировоззрений и миростроений:

  • черный являет собой знак экономии;
  • красный обозначает сигнал к революции;
  • белый рассматривается как чистое действие.

По мнению художника, белый квадрат дал ему возможность исследования «чистого действия». Другие квадраты указывают путь, белый несет в себе белый мир. Он утверждает знак чистоты в творческой жизни человека.

По этим словам можно судить, что обозначает белый квадрат Малевича, по мнению самого автора. Далее будут рассмотрены точки зрения других специалистов.

Два оттенка белого

Перейдем к описанию картины Казимира Малевича «Белое на белом». При ее написании художником использованы два оттенка белого цвета, близких друг к другу. Фон имеет чуть теплый оттенок, с некоторой долей охры. В основе самого квадрата - холодный голубоватый оттенок. Квадрат несколько перевернут и располагается ближе к верхнему правому углу. Данным расположением создается иллюзия движения.

На самом деле четырехугольник, изображенный на картине, квадратом не является - это прямоугольник. Существуют данные о том, что в начале работы автор, нарисовав квадрат, упустил его из вида. А после этого, присмотревшись, решил очертить его границы, а также выделить и основной фон. С этой целью он прорисовал очертания сероватым цветом, а фоновую часть также выделил другим оттенком.

Супрематическая икона

По мнению исследователей, когда Малевич работал над картиной, которую позже признали шедевром, его преследовало ощущение «метафизической пустоты». Именно его он и попытался выразить с большой силой в «Белом квадрате». А цвет, локальный, блеклый, совсем не праздничный, лишь подчеркивает жутко-мистическое состояние автора.

Данная работа как бы вытекает, является производной из «Черного квадрата». И первая, не меньше чем вторая, претендует на «титул» иконы супрематизма. На «Белом квадрате» Малевича видны четкие и ровные линии, очерчивающие прямоугольник, которые, как считают некоторые исследователи, являются символом страха и бессмысленности существования.

Все свои духовные переживания художник излил на полотно в форме некоего геометрического абстрактного художества, которое на самом деле несет в себе глубокий смысл.

Интерпретация белизны

В русской поэзии интерпретация белого цвета приближается к видению буддистов. У них он обозначает пустоту, нирвану, непостижимость бытия. Живопись XX века, как никакого другого, мифологизирует именно белый.

Что касается супрематистов, то они видели в нем в первую очередь символ многомерного пространства, отличного от Эвклидова. Оно погружает наблюдателя в медитативный транс, который очищает душу человека подобно занятиям буддистской практикой.

Сам Казимир Малевич по этому поводу высказывался следующим образом. Он писал о том, что движение супрематизма уже идет навстречу беспредметной белой природе, к белой чистоте, к белому сознанию, к белым возбуждениям. А это, по его мнению, является высшей ступенью созерцательного состояния, будь то движение или покой.

Бегство от жизненных трудностей

«Белый квадрат» Малевича явился вершиной и окончанием его супрематической живописи. Сам он был в восторге от него. Мастер говорил, что ему удалось взломать лазурный заслон, диктуемый цветовыми ограничениями, и выйти в белизну. Он призывал своих товарищей, называя их штурманами, плыть за ним навстречу бездне, так как он воздвиг маяки супрематизма, а бесконечность - вольная белая бездна - лежит перед ними.

Однако, как считают исследователи, за поэтической красотой этих фраз проглядывается их трагическая суть. Белая бездна является метафорой небытия, то есть смерти. Высказывается догадка о том, что художник не может найти в себе силы победить трудности жизни и поэтому уходит от них в белое безмолвие. Две из последних своих выставок Малевич завершил белыми холстами. Тем самым он как бы подтверждал, что реальной действительности предпочитает уход в нирвану.

Где выставлялось полотно?

Как уже говорилось выше, «Белый квадрат» был написан в 1918 году. В первый раз он был показан весной 1919 года в Москве на выставке «Беспредметное творчество и супрематизм». В 1927 году картина показывалась в Берлине, после чего она осталась на Западе.

Она стала вершиной беспредметности, к которой стремился Малевич. Ведь ничто не может быть более беспредметным и бессюжетным, чем белый четырехугольник на таком же фоне. Художник признавался, что белый цвет манит его своей свободой и безграничностью. «Белый квадрат» Малевича нередко рассматривают в качестве первого из примеров монохромной живописи.

Это одно из немногочисленных полотен художника, которое оказалось в собраниях США и является доступным для широкой американской публики. Может быть, именно по этой причине эта картина превосходит другие его знаменитые работы, не исключая «Черный квадрат». Здесь она рассматривается в качестве вершины всего супрематического направления в живописи.

Зашифрованный смысл или бессмыслица?

Некоторые исследователи считают, что всякого рода истолкования о философско-психологическом значении картин Казимира Малевича, в том числе и его квадратов, являются надуманными. А на самом деле никакого высокого смысла в них нет. В качестве примера таких мнений можно привести историю о «Черном квадрате» Малевича и белых полосках на нем.

19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.

В это время в мастерской появился друг художника и, посмотрев на полотно, воскликнул: «Гениально!» И тогда Малевичу пришла мысль об уловке, которая могла быть выходом из создавшейся ситуации. Он решил придать получившемуся черному квадрату некий загадочный смысл.

Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.

При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.

Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.

Самая известная его картина «Черный квадрат» сегодня оценена в более чем 20 миллионов долларов. Сам автор называл это произведение вершиной своего творчества.

Квадрат, круг, крест

В 1913 году Казимир Малевич вместе с товарищами-супрематистами готовил постановку оперы «Победа над Солнцем». Все декорации к спектаклю делал сам художник. В этих работах он впервые набросал идею картины — в опере черный квадрат замещал солнечное светило, тем самым говоря зрителям, что супрематическое творчество освещает теперь дорогу идущим вперед.

Именно поэтому год появления самого «Черного квадрата» обозначен художником как 1913-й, хотя нарисовал он свой шедевр в 1915-м году.

Тогда все супрематисты готовились к выставке «0,10» в Петербурге. Для них в «Художественном бюро Н.Е. Добычиной» отводилось целых два зала, требовалось не менее 30 работ, но столько не набиралось. Говорят, что перед выставкой Малевич рисовал и днем, и ночью. Тогда-то в этой гонке за количеством супрематических картин и появился триптих — «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест».

Казалось бы, художник работал на количество. Но нет, как только «Черный квадрат» был закончен, Малевич вздохнул с облегчением. Он сказал, что создал свое главное произведение — и на выставке водрузил его в «красный угол» зала, место, куда сразу падал взгляд зрителя.

Чёрный квадрат в «красном углу» выставки «0,10», 1915 г. Источник: Public Domain

Битва негров

На протяжении уже более 100 лет все неравнодушные к «Черному квадрату» люди исследовали вдоль и поперек картину, пытаясь найти тайный смысл. Кто-то считал, что Малевич просто над всеми посмеялся. Кто-то видел грандиозный философский смысл, а кто-то — только способ заработка и вспоминал баснословную сумму, которую можно получить за эту картину. Но лишь в 2015 году исследователи с помощью рентгена обнаружили, что за черным квадратом скрываются еще два рисунка Казимира Малевича, кубофутуристический и протосупрематический. Также под черной краской музейщики обнаружили буквы. Из них им удалось сложить фразу: «Битва негров ночью».

Сам же Малевич про свой «Черный квадрат» говорил так: «Я не мог ни спать, ни есть. Всё пытался понять, что же я сделал. Но не мог».

Эксперты Третьяковской галереи обнаружили под красочным слоем картины цветное изображение. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

Четыре шедевра

«Черный квадрат» художника представлен в четырех экземплярах, но все они в чем-то — в цвете, в фактуре, в рисунке, в размере — отличаются друг от друга. Посмотреть и сравнить их можно, посетив российские музеи. Первый «Квадрат» обитает в Третьяковской галерее. Второй, который, по мнению многих экспертов, рисовали сподвижники художника под его руководством, находится в Русском музее. Третий Малевич изобразил уже в 1929 году специально для Третьяковской галереи, где он и хранится вместе с первым «Квадратом». А вот с четвертым воплощением главной фигуры супрематизма вышла детективная история. В 1990-е эту картину оставили в качестве залога в банке в Самаре, но владелец за ней так и не явился. Полотно выкупил Владимир Потанин , заплатив за него, по слухам, миллион долларов, и отдал творение Казимира Малевича в Эрмитаж.

Картина вместо иконы?

Похороны Казимира Малевича, как ни странно, тоже связаны с черным квадратом. Малевич сам настаивал на том, чтобы его похоронили по супрематическому обряду. Поэтому для церемонии изготовили специальный саркофаг, на крышке которого нарисовали черный квадрат. Желающие попрощаться с творцом могли не только увидеть Малевича в последний раз, но и посмотреть на картину «Черный квадрат», которая стояла рядом с гробом. После панихиды саркофаг водрузили на грузовик, на который предварительно тоже был нанесен черный квадрат. Поскольку Малевич умер в Ленинграде, а захоронить тело должны были в Московской области, саркофаг перевезли на поезде в столицу. Вторая панихида по Малевичу проходила уже в Донском монастыре. И там возле саркофага среди цветов стоял не портрет Малевича, а «Черный квадрат». Надо ли говорить, что памятник на могиле художника в Немчиновке был воплощением черного квадрата на белом кубе. Во время боев в Великую Отечественную войну памятник пропал, постепенно утратились сведения и о точном месте захоронения Казимира Малевича.

За свои 56 лет жизни Казимир Малевич успел изобрести новое направление в искусстве, отказаться от него, а главное — создать одну из самых революционных картин в истории живописи.

Чертежник

Первая профессия Казимира Малевича была связана с искусством очень отдаленно – он работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги. Несколько раз безуспешно пытался переехать в Москву и поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, пытался учиться живописи и участвовал в художественной жизни, но каждый раз возвращался в Курск. Перевезти семью в Москву удалось матери художника, которая устроилась на должность управляющей столовой и через некоторое время вызвала к себе сына с невесткой.

Ложки в петлице

В феврале 1914 года Малевич участвует в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой художники прогуливались по Кузнецкому мосту с деревянными хохломскими ложками в петлицах пальто. Сам Малевич впоследствии не раз еще красовался с подобным аксессуаром.

Триумф квадрата

Казимир Малевич изобретает новое направление в искусстве – супрематизм, которое характеризовалось отказом от фигуративной живописи. Теперь все важнейшие понятия могли быть выражены с помощью сочетаний простых фигур: квадрата, круга, креста, линии и точки. В 1915 году он показывает на выставке «0,10» свой знаменитый «Черный квадрат». Для работ художника выделили целый зал, в котором изображение квадрата занимало как раз «красный угол», место, где в домах традиционно висели иконы. Помимо «Черного квадрата» были представлены и два других его программных произведения: «Черный круг» и «Черный крест», вводившие основные элементы новой «азбуки супрематизма». Малевич еще не раз вернется к изображению простых фигур, создав «Красный квадрат» и «Белый квадрат», а также несколько авторских повторений знаменитого «Черного квадрата». Кроме того, это знаковое произведение было многократно воспроизведено его учениками и последователями и вскоре стало наглядным символом искусства авангарда.

«Кузница авангарда»

По приглашению Марка Шагала в 1919 году Малевич переезжает в Витебск, чтобы преподавать в Народном художественном училище, которое по интенсивности художественной жизни можно было сравнить разве что с немецким «Баухаузом». На базе училища Малевич создает новое авангардное объединение «УНОВИС» («Утвердители нового искусства»). Его символом стал черный квадрат, который носили нашитым на рукав. В Витебском училище не просто преподавали живопись и архитектуру, но и организовывали выставки, обсуждали философские вопросы, придумывали новые концепции и ставили авангардистские спектакли, в том числе уникальный супрематический балет, который можно называть первым в мире перфомансом.

Красный комиссар

Сразу после революции Малевич, как и многие художники-авангардисты, был обласкан советской властью. Его назначили комиссаром по охране памятников и членом Комиссии по охране художественных ценностей, затем он работал в Наркомпросе (Народный комиссариат просвещения), руководил художественными институтами, ездил с выставкой в Варшаву и Берлин. Но не бывает ничего вечного. К началу 1930-х художественный курс советской власти меняется, супрематизм устаревает, а Малевича арестовывают. С помощью влиятельных друзей ему удается оправдаться, но его авторитет в советской художественной среде безвозвратно подорван, творчество Малевича подвергают жесткой критике. На протяжении всего советского периода официальное искусствознание признавало всего одну абстрактную работу Малевича – картину из Русского музея «Скачет красная конница».

Возвращение к реализму

В последние годы жизни художник возвращается к реализму. Обычно это объясняется тем, что Малевич уступил требованиям власти, но, возможно, это было лишь закономерным продолжением его ранних идей. Теперь, чтобы проникнуть в суть вещей, не обязательно разрушать их форму. Квадраты, круги и человеческие фигуры в равной степени выразительны. Предельно реалистично написанная «Работница», в сущности, представляет собой условную геометрическую абстракцию. В этот период Малевич вплотную подходит к постмодернистской свободе в используемых выразительных средствах, адаптируя в зависимости от своих целей живописные манеры ренессансных художников или импрессионистов.

Супрематические похороны

Как завещал художник, его похороны были наполнены супрематической символикой. Малевич по-прежнему считал своим главным произведением «Черный квадрат», поэтому изображение квадрата было повсеместно – на гробу, в зале гражданской панихиды и даже на вагоне поезда, везшего тело художника в Москву. По замыслу Малевича, он должен был лежать в своем супрематическом гробу, раскинув руки, «распластавшись на земле и открываясь небу». Прах художника был захоронен в поселке Немчиновка под Москвой. После Великой Отечественной войны точное место было забыто и утеряно. Сейчас предполагаемое место погребения Малевича находится на территории элитного жилого комплекса.

15 мая 1935 года скончался один из самых известных в мире художников-авангардистов - Казимир Малевич. Мы вспоминаем его и предлагаем узнать 5 интересных фактов биографии художника.

Гениальный художник, один из самых непонятых (или непонятных?), бесконечно обсуждаемых (и осуждаемых), но безусловно признанных (особенно за границей), новаторов российского изобразительного искусства – Казимир Малевич, был первым из 14-ти детей шляхтича Северина Малевича, проживающего со своей женой Людвигой Галиновской в Винницкой губернии.

И до 26 лет своей жизни ничем не отличался от множества людей, совмещая работу чертежником с увлечением занятиями живописью в свободное время.

Но страсть к творчеству, в конце концов возобладала и, успевший к тому времени жениться Малевич, оставляет свою семью, едет в 1905 году, в Москву – поступать в училище живописи (куда его не принамают!).

Отсюда и начинается его путь на отечественный Олимп великих имен, который был прерван 15 мая 1935 года смертью Казимира Севериновича – философа, педагога, теоретика, прославленного советского художника, оставившего потомкам революционное наследие, оказавшее огромное влияние на современную архитектуру и искусство; основоположника целого направления в живописи – супрематизма (главенство одного основного цвета над остальными компонентами: например, на некоторых работах Малевича фигуры ярких цветов погружены в «белую бездну» - белый фон).

Давайте сегодня, вспоминая гениального художника-гиганта, взорвавшего когда-то своими работами и идеями мир, познакомимся с самыми интересными фактами из его трудной и яркой жизни.

Самое известное произведение Казимира Малевича. Всего четыре картины, созданных в разное время. Самая первая, написанная в 1915 году находится в Эрмитаже, куда ее передал миллиардер В. Потанин на бессрочное хранение, (приобретена за 1 млн долларов у Инкомбанка в 2002 году. Вызывает удивление столь низкая цена бессмертного, самого известного в мире российского полотна, трудно сопоставимая с ценами на другие работы Малевича, например, «Супрематическая композиция» продана 3 ноября 2008 года за 60 млн долларов).

Еще два варианта «Черного квадрата» находятся в Третьяковской галерее (Москва) и одно в Русском музее (Санкт-Петербург).
В дополнение к супрематическому «Черному квадрату» (впервые придуманному Малевичем в качестве декорации к опере М.В.

Матюшина «Победа над солнцем», 1913 г) были созданы «Черный круг» и «Черный крест».

Карьера

Так и не поступивший ни в какое учебное заведение великий самоучка Казимир Малевич, становится автором целого ряда научных работ, пропагандистом собственного направления в искусстве, создателем группы единомышленников художников-авангардистов «УНОВИС» и директором Ленинградского государственного института художественной культуры!

Жены

Женившись в юном возрасте (супруга носила одно с ним имя – Казимира Зглейц), Малевич после переезда в Москву был вынужден брак расторгнуть. Забрав двоих детей, жена его уехала в село Мещерское, устроившись на работу фельдшерицей в психиатрическую больницу, а затем, сбежала, спутавшись с местным доктором, подбросив малолетних детей одной из своих коллег – Софье Михайловне Рафалович.

Когда об этом узнал Казимир Малевич и приехал деток забрать, то увез в Москву и Софью Михайловну, ставшую через некоторое время его второй женой.

Тюрьма

В 1930 году была раскритикована выставка работ художника, после чего он был арестован и просидел много месяцев в тюрьме ОГПУ, обвиняемый в шпионаже.

Могила

Тело Малевича кремировали в гробу, изготовленному по его эскизу. Урну с пеплом опустили под дубом, рядом с деревней Немчиновка (Одинцовский р-н Московской обл.), установив над ней деревянный памятник: куб с черным квадратом (выполнен учеником Казимира Малевича – Николаем Суетиным).

Через несколько лет могила была утрачена – во время войны в дуб ударила молния и его спилили, а по могиле художника прошла дорога для тяжелой военной техники.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры