Сочинить детективную историю с участием персонажей. Двадцать правил для написания детективов

Главная / Ссоры

Инструкция

Коллекционируйте впечатления. Личный опыт – главный источник вдохновения. Даже если ваша родом из другой галактики, логика событий и поступков должна быть понятна вашим будущим читателям.

Записывайте все идеи и мысли в специальную тетрадь. Старайтесь каждую мысль на новом листе, лучше приблизительно в том порядке, в каком оформите события и . Не замахивайтесь сразу на крупную форму. Начните с сюжетов, которые могут развернуться максимум на десяти печатных страницах.

Каждый день пишите по одной печатной странице (около 4000 знаков без пробелов). Если есть желание больше, не ограничивайте себя. Если хочется писать меньше, пересиливайте себя и пишите. На следующий день перечитывайте все написанное и нещадно вырезайте то, что кажется лишним. Добавляйте необходимое, меняйте фразы и .

У счастливчиков, обладающих литературным даром, подготовительный этап может занимать до полугода, а собственно запись произведения около . Первый опыт может существенно отличаться по срокам. Будьте готовы трудиться в течение долгого времени.

Во время работы над детективом читайте свеженаписанные главы друзьям, которым доверяете. Слушайте их мнение, исправляйте недочеты, которые они подмечают. Вообще старайтесь чаще смотреть на свою работу глазами читателя.

Источники:

  • детектив написать

Классический детектив - это Шерлок Холмс, Ниро Вульф и Эркюль Пуаро, неспешно распутывающие интригу. Оружие на страницах романа появляется не часто, а кровь и того реже. Ну, а современный российский детектив - это дитя американского «черного» детектив а. Крутой герой, реки крови, миллионные сделки и роковые красотки обязательны к применению. Чейз, Спиллейн и Чандлер – вот его родители. Cо времен Великой американской депрессии все подобные произведения по одному принципу. И вы тоже справитесь.

Инструкция

Придумайте героя. Книги пишутся для людей и о людях, поэтому без главного героя вам не обойтись. Как правило, автор всегда вкладывает в свои персонажи часть себя. Может быть, идеального себя, каким автор хотел бы стать, но никогда не станет. Создайте герою прошлое, и пусть оно отразится в его характере. Неудавшийся брак, служба в армии, несчастная любовь – выбирайте. Включите воспоминания о суровом прошлом в повествование, это модно.

Профессия главного героя должна быть вам близка и понятна. Если вы не отличаете сальдо от бульдо, а ЕБИТДА звучит для вас как страшное ругательство, не пишите экономические ы и не делайте главного героя бухгалтером, случайно обнаружившим многомиллионные махинации. Лучший вариант – журналист. Он по роду своей деятельности обязан везде совать нос и ни в чем не разбираться.

Найдите преступление. Используйте для этого прессу и интернет. СМИ заполнены информацией об ужасающей коррупции, вскрытых аферах и жульничестве в верхних эшелонах власти. Выберите самую интересную аферу с вашей точки зрения, приспособьте к книжной реальности и подумайте, как ваш герой может в это вляпаться.

Отталкиваясь от характера преступления, продумайте остальных персонажей. Поскольку ваш герой слабо разбирается в вопросе и влез в историю случайно, нужен консультант: вор в законе, полковник милиции , подпольный финансовый , отошедший от дел. Потом консультанта убейте. Обязательно введите в действие злодея, который окажется хорошим, и лучшего друга, который окажется предателем. Не забудьте о юморе. Забавный персонаж, регулярно попадающий впросак, украсит страницы вашего романа и сделает их живыми.

Поскольку большая часть читающей аудитории в нашей стране – , нужна любовная линия. Смешайте в одну кучу историю о Золушке, Синей Бороде, Ромео и Джульетте и Снегурочке, у вас получится отличная история . Добавьте две - три постельных сцены и счастливый финал.

Создайте структуру всего действия. Все современные детектив ы строятся по очень простому принципу:
- главный герой случайно попадает в неприятности,
- затем он начинает разбираться с неприятностями и попадает в еще большие неприятности,
- теряет жену (друга, напарника, родителей, ),
- скрывается в лесах (в Париже, в Грузии, среди бомжей),
- случайно находит союзника,
- получает в руки оружие (убойный компромат, заложника),
- влюбляется и страдает,
- наносит решающий удар,
- теряет любовь (друга, родителей, собаку) или думает, что теряет,
- узнает, кто стоит за его мучениями (лучший друг, коллега, бывшая жена, злой начальник),
- наконец-то понимает все,
- находит любовь,
- Happy End.

Сюжет - это скелет будущего детектив а, теперь нужно «мясо». Добавьте конфликты, ссоры, больше подробностей и описаний. Придумайте несколько событий, способных перевернуть ход действия с ног на голову. Местный колорит и самобытная речь персонажей обязательна.

Убедитесь, что все, что вы наворотили, логично связано, действия персонажей вытекают из их характеров, а события плавно переходят одно в другое. Завершите все сюжетные линии, любое слово, произнесенное в романе, должно иметь завершение. Конечно, если вы не планируете писать продолжение. В этом случае оставьте сюжетный хвостик, уцепившись за который, вы сможете развернуть новый роман.

Подумайте, кто из персонажей не нужен для счастливого финала, и убейте его. Если нельзя убить, отправьте в леса (в Париж, в Грузию, на помойку к бомжам). Никогда не убивайте . Это не смешно, не увлекательно и не способствует легкости чтения. Большинство читателей проецирует события романа на себя, и ребенка может оттолкнуть от дальнейшего чтения.

Не увлекайтесь долгим драк. Даже если вы специалист по восточным единоборствам, держите себя в руках. Детектив - это быстро разворачивающееся действие, а динамизм роману придают диалоги. Вкладывайте в уста героев свои мысли, но не давайте им философствовать по две-три страницы.

Сделайте речь героев понятной и простой, диалектные словечки и немного мата приветствуется. Не злоупотребляйте научными терминами и сложными словами. Учтите, что большинство читателей этих слов не знает. Главному герою придумайте некую словесную фишку, которую он будет употреблять к месту и не к месту.

Не затягивайте действие. Все должно происходить быстро. Действие, растянувшееся на года, это не детектив . Максимум, что вы можете себе позволить, это описать события, происходящие через несколько лет, и сделать из них финал. На две страницы – не больше.

Ваш читатель должен «проглотить» книгу, а уже потом подумать, зачем он это, собственно, сделал.

Видео по теме

Источники:

  • написание детектива в 2018

Детективные произведения дарят читателям остроту ощущений и новизну неожиданной разгадки. Современность породила множество авторов детективных произведений, но наиболее популярной остается классика.

Артур Конан-Дойл - создатель метода дедукции

Сэр Артур Конан-Дойл был врачом по образованию. Он много путешествовал, сталкивался с интересными врачебными случаями и оказывался втянутым в авантюры. Впоследствии, все это нашло отражение в его творчестве. Первые рассказы Конан-Дойла были написаны под влиянием Эдгара По, Чарльза Диккенса и Брета Гарта. Но впоследствии писатель выработал собственный стиль, выведя на литературную арену загадочного сыщика Шерлока Холмса, храброго офицера Жерара и ученого-энциклопедиста профессора Челленджера. Наибольшую известность Конан-Дойлу принес Холмс, использующий для разгадки новейший метод дедукции. Циничный сыщик с тонким английским чувством юмора принес автору заслуженную славу и популярен до сих пор.
Шерлоку Холмсу посвящено несколько кинофильмов и сериалов, а в Лондоне открыт музей его имени.

Эдгар По - создатель современного детектива

Этот писатель оставил после себя богатейшее литературное наследие. Он публиковал рассказы в готическом, фантастическом и юмористическом жанре, сочинял стихи. Также По известен как создатель канонов современного детектива. Его «Убийство на Морг» и «Золотой жук» вошли в классический фонд детективной прозы. По несколько классических детективных приемов, встречающихся в рассказах более поздних - появление ложного следа, шантаж сыщика или жертвы, убийства, свершенные маньяком, ложные улики. В произведениях писателя прослеживается главная идея всех - разгадка преступления ценна сама по себе, а его второстепенны.

Агата Кристи - женский взгляд на детектив

Королева детективного подарила читателю нескольких запоминающихся персонажей - неловкого, но удивительно проницательного толстячка Пуаро и скромной, но очень любопытной старушки мисс Марпл. Писательство было для Кристи настоящей страстью. По ее признанию, она придумывала свои произведения, просто убираясь в доме или общаясь с друзьями. В итоге, писательница садилась за стол, ей оставалось только занести на придуманный .
Агата Кристи всю жизнь испытывала проблемы с грамотностью и, даже будучи широко известной, была вынуждена пользоваться услугами корректора.

Герои были для нее настоящими личностями, и, по признанию Кристи, часто жили своей собственной жизнью. Агата Кристи писала не только об отвлеченных преступлениях. Она затрагивала и социальную тему, нередко критикуя британскую систему правосудия.

Инструкция

Прежде всего, для написания своей нужна идея. В произведении должна быть мысль, а не беспорядочное сюжета и героев. Определите основную идею, которую вы хотите донести. Может быть, это будет любовный , или захватывающее приключение, остросюжетный детектив, или волшебный мир . Как вы уже поняли, идея тесно перекликается с жанром, но не является им. Например, в жанре детектива, вы пишете о жизни и приключениях знаменитого детектива. В этом и будет идея.

После этого приступаем к построению сюжетной линии. В упрощенном виде сюжет можно разбить на следующие части: экспозиция, завязка, кульминация, завязка. Это классический вариант построения сюжета, но вы можете использовать свой. В любом случае необходима завязка и развязка, чтобы читатель видел осмысленное начало и конец. Продумайте заранее сюжет в общих чертах. Так называемые сюжетные повороты могут придти по ходу написания книги.

Определите основных героев. Нужно придумать их , привычки, . Описание внешности зачастую должно быть детальным. В разных ситуациях необходимо описывать одежду персонажей в тот или иной момент книги. При описании внешности старайтесь не использовать общие слова. Например, словосочетание красивая мало, что может сказать читателю. Но если будет полное описание черт лица и фигуры, то читатель сам определит ее красоту.

Кульминационные моменты нужно ставить так, чтобы читатель сразу понял, что это за событие. Используйте эпитеты и диалоги, которые могут определить эмоциональность и состояние героев в этот момент. Если вы ведете рассказ от первого лица, то нужно помнить, что дальше мыслей героя не нужно идти. Персонаж не может знать, что чувствует тот или иной человек. Он может лишь предполагать. Даже если вы планируете, продолжение книги, то обязательно подведите к финалу . Читатель должен узнать на интересующие его вопросы, которые будут возникать в ходе чтения. Поэтому дочитав до конца, и не найдя ответов на них, читатель разочаруется. Следуя инструкции и проявляя фантазию, вы сможете написать хорошую книгу.

Видео по теме

Источники:

Каждый из нас точно хотел бы стать знаменитым писателем. Но в наши дни, не обязательно иметь писательский талант. он, безусловно, важен, однако для написания бестселлера вам больше пригодятся другие навыки.

Вам понадобится

  • Прежде всего вам необходим ноутбук, желательно с качественной клавиатурой с подсветкой. Почему именно ноутбук? Да потому, что вы не должны сидеть дома в одной и той же обстановке - вы можете писать книгу на природе, в кафе или в любом другом месте. Подсветка же необходима для работы в ночное время, ведь вдохновение может прийти в любой момент!

Инструкция

Прежде всего, для своей продуктивной деятельности, советую вам овладеть навыками "слепой" печати. Так вы сможете работать быстрее, не выискивая нужную букву, и сможете запечатлить каждый полет мысли.

Выберите свой жанр написания. Возможно, вам гораздо легче будет писать романы, нежели, например, фантастику, или наоборот. Постарайтесь оценить свои способности по каждому жанру, и, возможно, совместить несколько в своем произведении. Например: фантастический роман с элементами детектива.

После выбора жанра задумайтесь над сюжетом своей книги. Возьмите блокнот, и точно опишите: каждого своего персонажа (черты лица, характер), места, где происходят действия, и окружающий мир героев (общество, природа, прошлое).

После всего этого вы можете приступить к написанию. В произведении следите за сюжетной линией, чтобы не было различных недоразумений. Например: в одной сцене персонаж любит , а в другой - фрукты. Мелочь, но при этом и очень важная деталь.

Видео по теме

Обратите внимание

Однако, для написания чего-то, по-настоящему стоящего, вам необходим и талант писателя. Если же вы не уверены в своих способностях, вы всегда можете почитать различные обучающие статьи, сходить на семинары по выбранной тематике и многое другое.

У человека всегда есть непреодолимое желание высказаться. Но не всегда получается это сделать при людях, к тому же, если твое высказывание – фантазия. Поэтому многие обращаются к бумаге. Изложить свои мысли на листе сможет не каждый, тем более написать книгу. Но даже если нет таланта, но есть упорное желание творить, тогда приступим к процессу создания произведения.

Инструкция

Прежде всего, для написания своей книги нужна идея. В произведении должна быть мысль, а не беспорядочное сюжета и жизни героев. Определите основную идею, которую вы хотите донести. Может быть, это будет , или захватывающее приключение, остросюжетный , или волшебный мир . Как вы уже поняли, идея тесно перекликается с жанром, но не является им. Например, в жанре

Детективный роман - это своего рода интеллектуальная игра. Больше того, это спортивное соревнование. И создаются детективные романы по строго определенным законам - пускай неписаным, но тем не менее обязательным. Каждый уважаемый, и уважающий себя сочинитель детективов неукоснительно соблюдает их. Итак, ниже сформулировано своего рода кредо детективщика, основанное отчасти на практическом опыте всех больших мастеров детективного жанра, а отчасти на подсказках голоса совести честного писателя. Вот оно:

1. Читатель должен иметь равные с сыщиком возможности для разгадки тайны преступления. Все ключи к разгадке должны быть ясно обозначены и описаны.

2. Читателя нельзя умышленно обманывать или вводить в заблуждение, кроме как в тех случаях, когда его вместе с сыщиком по всем правилам честной игры обманывает преступник.

3. В романе не должно быть любовной линии. Речь ведь идет о том, чтобы отдать преступника в руки правосудия, а не о том, чтобы соединить узами Гименея тоскующих влюбленных.

4. Ни сам сыщик, ни кто-либо из официальных расследователей не должен оказаться преступником. Это равносильно откровенному обману - все равно как если бы нам подсунули блестящую медяшку вместо золотой монеты. Мошенничество есть мошенничество.

5. Преступник должен быть обнаружен дедуктивным путем - с помощью логических умозаключений, а не благодаря случайности, совпадению или немотивированному признанию. Ведь, избирая этот последний способ разгадки тайны преступления, автор вполне сознательно направляет читателя по заведомо ложному следу, а когда тот возвращается с пустыми руками, преспокойно сообщает ему, что разгадка все время лежала у него, автора, в кармане. Такой автор ничем не лучше любителя примитивных розыгрышей.

6. В детективном романе должен быть детектив, а детектив только тогда детектив, когда он выслеживает и расследует. Его задача состоит в том, чтобы собрать улики, которые послужат ключом к разгадке и в конечном счете укажут на того, кто совершил это низкое преступление в первой главе. Детектив строит цепь своих умозаключений на основе анализа собранных улик, а иначе он уподобляется нерадивому школьнику, который, не решив задачу, списывает ответ из конца задачника.

7. Без трупа в детективном романе просто не обойтись, и чем натуралистичней этот труп, тем лучше. Только убийство делает роман достаточно интересным. Кто бы стал с волнением читать три сотни страниц, если бы речь шла о преступлении менее серьезном! В конце концов, читатель должен быть вознагражден за беспокойство и потраченную энергию.

8. Тайна преступления должна быть раскрыта сугубо материалистическим путем. Совершенно недопустимы такие способы установления истины, как ворожба, спиритические сеансы, чтение чужих мыслей, гадание с помощью магического кристалла и т. д. и т. п. У читателя есть какой-то шанс не уступить в сообразительности детективу, рассуждающему рационалистически, но, если он вынужден состязаться с духами потустороннего мира и гоняться за преступником в четвертом измерении, он обречен на поражение ab initio [с самого начала (лат.)] .

9. Должен быть только один детектив, то бишь только один главный герой дедукции, лишь один deus ex machina [Бог из машины (лат.), то есть неожиданно появляющееся (как боги в античных трагедиях) лицо, которое своим вмешательством распутывает положение, казавшееся безнадежным]. Мобилизовать для разгадки тайны преступления умы троих, четверых, а то и целого отряда сыщиков - значит не только рассеять читательское внимание и порвать прямую логическую нить, но и несправедливо поставить читателя в невыгодное положение. При наличии более чем одного детектива читатель не знает, с которым из них он состязается по части дедуктивных умозаключений. Это все равно что заставить читателя бежать наперегонки с эстафетной командой.

10. Преступником должен оказаться персонаж, игравший в романе более или менее заметную роль, то есть такой персонаж, который знаком и интересен читателю.

11. Автор не должен делать убийцей слугу. Это слишком легкое решение, избрать его - значит уклониться от трудностей. Преступник должен быть человеком с определенным достоинством - таким, который обычно не навлекает на себя подозрений.

12. Сколько бы ни совершалось в романе убийств, преступник должен быть только один. Конечно, преступник может иметь помощника или соучастника, оказывающего ему кое-какие услуги, но все бремя вины должно лежать на плечах одного человека. Надо предоставить читателю возможность сосредоточить весь пыл своего негодования на одной-единственной черной натуре.

13. В детективном романе неуместны тайные бандитские общества, всякие там каморры и мафии. Ведь захватывающее и по-настоящему красивое убийство будет непоправимо испорчено, если окажется, что вина ложится на целую преступную компанию. Разумеется, убийце в детективном романе следует дать надежду на спасение, но позволить ему прибегнуть к помощи тайного общества - это уже слишком. Ни один первоклассный, уважающий себя убийца не нуждается в подобном преимуществе.

14. Способ убийства и средства раскрытия преступления должны отвечать критериям рациональности и научности. Иначе говоря, в roman policier недопустимо вводить псевдонаучные, гипотетические и чисто фантастические приспособления. Как только автор воспаряет на манер Жюля Верна в фантастические выси, он оказывается за пределами детективного жанра и резвится на неизведанных просторах жанра приключенческого.

15. В любой момент разгадка должна быть очевидной - при условии, что читателю хватит проницательности разгадать ее. Под этим я подразумеваю следующее: если читатель, добравшись до объяснения того, как было совершено преступление, перечитает книгу, он увидит, что разгадка, так сказать, лежала на поверхности, то есть все улики в действительности указывали на виновника, и, будь он, читатель, так же сообразителен, как детектив, он сумел бы раскрыть тайну самостоятельно задолго до последней главы. Нечего и говорить, что сообразительный читатель частенько именно так и раскрывает ее.

16. В детективном романе неуместны длинные описания, литературные отступления на побочные темы, изощренно тонкий анализ характеров и воссоздание атмосферы . Все эти вещи несущественны для повествования о преступлении и логическом его раскрытии. Они лишь задерживают действие и привносят элементы, не имеющие никакого отношения к главной цели, которая состоит в том, чтобы изложить задачу, проанализировать ее и довести до успешного решения. Разумеется, в роман следует ввести достаточно описаний и четко очерченных характеров, чтобы придать ему достоверность.

17. Вина за совершение преступления никогда не должна взваливаться в детективном романе на преступника-профессионала. Преступления, совершенные взломщиками или бандитами, расследуются управлениями полиции, а не писателями-детективщиками и блестящими сыщиками-любителями. По-настоящему захватывающее преступление - это преступление, совершенное столпом церкви или старой девой, известной благотворительницей.

18. Преступление в детективном романе не должно оказаться на поверку несчастным случаем или самоубийством. Завершить одиссею выслеживания подобным спадом напряжения - значит одурачить доверчивого и доброго читателя.

19. Все преступления в детективных романах должны совершаться по личным мотивам. Международные заговоры и военная политика являются достоянием совершенно другого литературного жанра - скажем, романов о секретных разведывательных службах. А детективный роман про убийство должен оставаться, как бы это выразиться, в уютных, домашних рамках. Он должен отражать повседневные переживания читателя и в известном смысле давать выход его собственным подавленным желаниям и эмоциям.

20. И наконец, еще один пункт для ровного счета: перечень некоторых приемов, которыми теперь не воспользуется ни один уважающий себя автор детективных романов. Они использовались слишком часто и хорошо известны всем истинным любителям литературных преступлений. Прибегнуть к ним - значит расписаться в своей писательской несостоятельности и в отсутствии оригинальности.

а) Опознание преступника по окурку, оставленному на месте преступления.
б) Устройство мнимого спиритического сеанса с целью напугать преступника и заставить его выдать себя.
в) Подделка отпечатков пальцев.
г) Мнимое алиби, обеспечиваемое при помощи манекена.
д) Собака, которая не лает и позволяет сделать в силу этого вывод, что вторгшийся человек не был незнакомцем.
е) Возложение под занавес вины за преступление на брата-близнеца или другого родственника, как две капли воды похожего на подозреваемого, но ни в чем не повинного человека.
ж) Шприц для подкожных инъекций и наркотик, подмешанный в вино.
з) Совершение убийства в запертой комнате уже после того, как в нее вломились полицейские.
и) Установление вины с помощью психологического теста на называние слов по свободной ассоциации.
к) Тайна кода или зашифрованного письма, в конце концов разгаданная сыщиком.

Ван Дайн С. С.

Перевод В.Воронина
Из сборника Как сделать детектив

Несмотря на свою относительную молодость как самостоятельного литературного направления, сегодня детектив является одним из самых популярных жанров. Секрет такого успеха прост - тайна увлекает. Читатель не пассивно следит за происходящим, а принимает в нем активное участие. Предугадывает события и строит свои версии. Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), автор знаменитой серии романов о сыщике Эрасте Фандорине, в своем интервью однажды рассказал, как написать детектив. По мнению писателя, основным фактором для создания захватывающего сюжета является игра с читателем, которую нужно наполнить неожиданными ходами и ловушками.

Вдохновиться примером

Многие авторы популярных детективов не скрывают факт, что получили вдохновение, читая произведения выдающихся мастеров этого жанра. Например, американская писательница Элизабет Джордж всегда восхищалась творчеством Агаты Кристи. Не устоял перед шарадами великого автора детективной прозы и Борис Акунин. Писатель вообще признался в том, что обожает детективы в английском стиле и часто использует характерные для них приемы в своих произведениях. О том, какой вклад в детективный жанр внес Артур Конан Дойл со свои знаменитым персонажем, вероятно, не стоит много говорить. Поскольку создать героя, подобного Шерлоку Холмсу, - мечта любого писателя.

Стать преступником

Чтобы написать настоящий детектив, необходимо придумать преступление, поскольку тайна, связанная с ним, всегда стоит в основе сюжета. А значит, автору придется примерять на себя роль злоумышленника. Для начала стоит определиться, каким будет характер этого преступления. Большинство известных детективных историй построены на расследовании убийств, краж, ограблений, похищений и шантажа. Однако также есть множество примеров, когда автор увлекает читателя невинным происшествием, которое ведет к разгадке большой тайны.

Повернуть время вспять

После выбора преступления автору предстоит тщательно его продумать, поскольку настоящий детектив таит все детали, которые и приведут к развязке. Мастера жанра советуют воспользоваться приемом обратного хода времени. Для начала следует решить, кто совершил преступление, как он это сделал и почему. Затем нужно представить, каким образом злоумышленник попытается скрыть содеянное. Не стоит забывать о соучастниках, оставленных уликах и свидетелях. Эти зацепки выстраивают захватывающий сюжет, который дает читателю возможность вести собственное расследование. Например, известная британская писательница Пи Ди Джеймс говорит, что прежде чем приступить к созданию захватывающей истории, она всегда придумывает разгадку тайны. Поэтому, когда ее спрашивают о том, как написать хороший детектив, она отвечает, что надо мыслить, как преступник. Роман не должен быть похожим на скучный допрос. Интрига и напряжение - вот, что важно.

Построение сюжета

Детективный жанр, как любое другое литературное направление, имеет свои поджанры. Поэтому отвечая на вопрос о том, как написать детектив, профессионалы советуют для начала определиться с выбором способа построения сюжетной линии.

  • Классический детективный сюжет подается в линейной форме. Читатель ведет расследование совершенного преступления вместе с главным героем. Использует он при этом ключи к загадкам, оставленные автором.
  • В перевернутой детективной истории читатель в самом начале становится свидетелем преступления. А весь последующий сюжет крутится вокруг процесса и способов расследования.
  • Часто писатели детективов используют комбинированную сюжетную линию. Когда читателю на одно и то же преступление предлагают посмотреть с разных сторон. Такой подход основан на эффекте неожиданности. Ведь сложившаяся и стройная версия ломается в один момент.

Заинтересовать читателя

Ввести читателя в курс дела и заинтриговать, представив преступление, - один из основных этапов создания детектива. Не имеет значения, каким образом станут известны факты. Читатель может сам быть свидетелем преступления, узнать о нем из рассказа персонажа или очутиться на месте его совершения. Главное, чтобы появились зацепки и версии для расследования. Описание должно иметь достаточное количество правдоподобных деталей - это один из факторов, которые следует учитывать, разбираясь в вопросе о том, как написать детектив.

Держать интригу

Следующей немаловажной задачей начинающего автора будет удержать интерес читателя. История не должна быть слишком простой, когда уже вначале становится понятно, что всех убил «аквалангист». Надуманный сюжет также быстро надоест и разочарует, поскольку сказка и детектив - разные жанры. Но даже если предполагается создать лихо закрученный сюжет, следует припрятать некоторые ключи к разгадкам в ворохе маловажных, на первый взгляд, деталей. Это один из приемов классического английского детектива. Ярким подтверждением вышесказанного может послужить высказывание популярного Микки Спиллейна. На вопрос о том, как написать книгу (детектив), он ответил: «Никто не станет читать загадочную историю, чтобы добраться до середины. Все намерены дочитать ее до конца. Если она окажется разочарованием, вы потеряете читателя. Первая страница продает эту книгу, а последняя - все, которые будут написаны в будущем».

Ловушки

Поскольку работа детектива опирается на разум и дедукцию, сюжет будет более захватывающим и правдоподобным, если информация, представленная в нем, заставит читателя приходить к неверным выводам. Даже могут заблуждаться и следовать за ложной линией рассуждений. Таким приемом часто пользуются авторы, создающие детективы про серийных убийц. Это позволяет запутать читателя и создать интригующий виток событий. Когда уже все вроде бы ясно и нечего бояться, именно в такой момент главный герой становится наиболее уязвимым перед надвигающейся чередой опасностей. Неожиданный поворот всегда делает историю более интересной.

Мотивация

Герои детективов должны иметь интересные мотивы. Совет писателя о том, что в хорошей истории каждый персонаж должен чего-то хотеть, относится к детективному жанру более, чем к другим. Поскольку последующие действия героя напрямую зависят от мотивации. А значит, влияют на сюжетную линию. Необходимо проследить, а затем прописать все причины и следствия, чтобы крепко держать читателя в созданной ситуации. Чем больше персонажей со своими скрытыми интересами, тем запутаннее, а, следовательно, увлекательнее получается история. Детективы про шпионов в большинстве своем изобилуют подобными героями. Наглядным примером может послужить детективный триллер «Миссия невыполнима» по сценарию Дэвида Кеппа и Стивена Заилляна.

Создать личность преступника

Поскольку о том, кто, как и почему совершил преступление, автор знает с самого начала, дело остается за малым - решить, будет ли этот персонаж одним из главных.

Если пользоваться распространенным приемом, когда злоумышленник постоянно находится в поле зрения читателя, то необходимо детально проработать его личность и внешность. Как правило, такого героя автор делает весьма симпатичным, чтобы вызвать доверие у читателя и отвести подозрения. А в итоге - ошарашить неожиданной развязкой. Ярким и наглядным примером является персонаж Виталий Егорович Кречетов из детективного сериала «Ликвидация».

В случае, когда принято решение сделать преступника наименее заметным персонажем, в большей степени понадобится детальная прорисовка личных мотивов, чем внешности, для того чтобы вывести его в итоге на главную сцену. Именно таких персонажей создают авторы, пишущие детективы про серийных убийц. Пример - шериф из детективного сериала «Менталист».

Создать личность героя, расследующего преступление

Персонаж, противостоящий злу, может быть кем угодно. И совершенно необязательно профессиональным следователем или частным сыщиком. Внимательная старушка мисс Марпл у Агаты Кристи и профессор Ленгдон у Дэна Брауна не менее качественно справляются со своими обязанностями. Основная задача ведущего персонажа заключается в том, чтобы заинтересовать читателя и вызвать у него эмпатию. Следовательно, его личность должна быть живой. А также авторы детективного жанра дают совет по поводу описания внешности и поведения главного героя. Неординарным поможет его сделать какая-нибудь особенность, вроде седых висков и заикания Фандорина. Но профессионалы предостерегают начинающих авторов от чрезмерной увлеченности в описании внутреннего мира главного героя, а также от создания слишком красивой внешности с образными сравнениями, поскольку такие приемы более характерны для любовных романов.

Навыки сыщика

Возможно, богатая фантазия, природное чутье и логика помогут начинающему автору в создании интересного детективного сюжета, а также увлекут читателя составлением общей картины дела из маленьких кусочков предложенной информации. Однако история должна быть правдоподобной. Поэтому корифеи жанра, объясняя, как написать детектив, делают акцент на изучении тонкостей работы профессиональных сыщиков. Ведь далеко не у всех есть навыки криминальных следователей. А значит, для достоверности сюжета необходимо вникнуть в особенности профессии.

Одни пользуются консультациями специалистов. Другие проводят долгие часы и дни, разбирая материалы старых судебных дел. Причем чтобы создать качественный детектив, потребуются не только знания криминалистов. Будет необходимо хотя бы общее представление о психологии поведения преступников. А для авторов, решивших закрутить сюжет вокруг убийства, понадобятся также знания в области судебной антропологии. Не стоит также забывать о деталях, характерных для времени и места действия, поскольку они потребуют дополнительных знаний. Если по сюжету расследование преступления происходит в XIX веке, окружающая обстановка, исторические события, технологии и поведение персонажей должны ему соответствовать. В разы задача усложняется, когда сыщик по совместительству является профессионалом в какой-то другой области. Например, странный математик, психолог или биолог. Соответственно, автору придется поднатореть и в науках, которые делают его персонаж особенным.

Завершение

Важнейшей задачей автора является также создание интересного и логичного финала. Поскольку каким бы закрученным ни получился сюжет, все представленные в нем загадки должны быть разгаданы. Все накопившиеся по ходу действия вопросы должны получить ответы. Причем путем детально прописанных выводов, которые будут понятны читателю, поскольку недосказанность в детективном жанре не приветствуется. Раздумья и построение различных вариантов завершения истории характерно для романов с философской составляющей. А детективный жанр является коммерческим. К тому же читателю будет очень интересно узнать, в чем он был прав и где ошибался.

Обращают профессионалы внимание на опасность, кроющуюся в смешивании жанров. Работая в подобном стиле, очень важно помнить, что если история имеет детективное начало, ее завершение должно быть написано в том же жанре. Нельзя оставлять читателя разочарованным, объясняя преступление мистическими силами или несчастным случаем. Даже если первые имеют место, в романе их присутствие должно вписываться в сюжет и ход расследования. А сам по себе несчастный случай не является предметом детективного сюжета. Поэтому если он произошел, кто-то к этому причастен. Одним словом, детектив может иметь неожиданный конец, но не может вызывать недоумение и разочарование. Лучше, если завершение будет рассчитано на дедуктивные способности читателя, и он разгадает загадку немного раньше главного героя.

Детективы являются, пожалуй, самыми популярными книгами художественной литературы. Они следуют законам жанра, что значит, что все истории действуют по одному и тому же принципу. Например, в них всегда присутствует преступление и кто-то, кто его раскрывает. Существует определенная формула детективных сюжетов. И если ты знаешь ее, ты можешь следовать ей каждый раз, когда захочешь написать детективный рассказ (Агата Кристи смогла!). Прочитай пару детективов, и ты увидишь, что в каждый из них включены описанные ниже элементы. И тогда ты сможешь написать свой собственный детектив!

Как написать детектив самостоятельно?

  1. Преступление

Происходит преступление (чаще всего убийство). Оно было совершено злодеем, которого пока не обнаружили.

Артур Бинкс, миллионер, был убит инкрустированным ножом во время празднования своего шестидесятилетия. Он был обнаружен мертвым, в одиночестве, в библиотеке. Вечеринка проходила в его летнем доме, и среди гостей были его две дочери, Лили и Нина, его молодая жена Хелен (мачеха девочек), его партнер по гольфу Пьер Х и жена Пьера, Роберта Х.

  1. Детектив

Детектив приезжает, чтобы раскрыть преступление. Детектив может быть мужчиной или женщиной, он может быть юристом, или полицейским, или крутым частным детективом, или любителем с проницательным умом (например, любопытная пожилая дама).

Хелен Бинкс наняла частного детектива, Майкла Борлотти. Борлотти весьма сообразителен, и имеет привычку подбрасывать монетку. Он не вписывается в общество этих богатеньких и не боится задавать неприятные вопросы – он здесь для того, чтобы выполнять свою работу.

  1. Расследование

Детектив проводит расследование, распутывая и интерпретируя клубок улик. Детектив должен быть умным и сообразительным и уметь расшифровывать улики с помощью веских оснований, а иногда с помощью интуиции.

Борлотти начинает обнаруживать улики – оказывается, Бинкса недолюбливали. Даже его партнер по гольфу Пьер говорит о нем как о «скользком типе». Все считают, что Хелен вышла за него из-за денег. Лили и Нина ненавидят мачеху и обвиняют ее в смерти отца. Но Барлотти интересует загадочная Роберта, сдержанная и привлекательная жена Пьера Х, друга Бинкса.

  1. Место действия

В детективных романах большое значение имеет место действия, и оно всегда описывается в деталях. Часто мы представляем себе темный дождливый город, полный теней и преступлений. Иногда мы находимся в огромных старинных особняках, где за закрытыми дверями происходит преступление.

У Бинкса старинный красивейший особняк, но он таит множество секретов. Сад кажется особенно устрашающим – заросший, дикий и неестественно тихий. Бонни, любимая кошка Артура Бинкса, прячется в темных углах, зловеще мяукая и шипя.

  1. Подозрение

В детективах всегда присутствует чувство опасности, и у читателей, без сомнений, возникают подозрения, когда они следуют за проводящим расследование детективом. Детектив внимательно изучает таинственные места, где могли бы притаиться вооруженные преступники. В течение всего рассказа детектив собирает улики в таких местах, куда остальные даже не догадались заглянуть. Детектив может обнаружить какой-нибудь неуместный предмет, который в будущем окажется неоценимой помощью.

Похоже, Борлотти не продвигается в своем расследовании. Все улики, которые он до сих пор находил, оказались погоней за несуществующими тенями. Кажется, все в доме подозревают Хелен Бинкс, которая день ото дня становится все мрачнее. Что-то заставляет Борлотти выйти в . Он понимает, что кто-то прячется в тени. И, когда мы уже думаем, что его песенка спета, из кустов выскакивает кошка Бонни и как дикая убегает. Болотти пристально смотрит туда, откуда выпрыгнула кошка, и находит ключ к тайне.

  1. Развязка

Детективный заканчивается, как только детектив собрал достаточно улик, поговорил с достаточным числом людей и смог правильно истолковать улики. Часто, в то время как детектив раскрывает тайну убийства, подозреваемых собирают всех вместе, преступник выдает себя и сдается в руки правосудия.

Борлотти собирает всех подозреваемых на месте преступления, в библиотеке. Он медленно раскрывает улики. Он показывает предмет, найденный в саду, – это гребень с головы Роберты Х! Мы узнаем, что Роберта убила Бинкса, потому что он ее шантажировал, угрожая раскрыть ее шпионское прошлое. К всеобщему изумлению, Роберта не выдерживает и признает свою вину, и ее арестовывает местная полиция.

Как научится друзей. Учимся . Как можно научиться самостоятельно. Учимся , хиромантия для детей. Как составить свою первую . в домашних условиях.

Сейчас детективы пользуются огромной популярностью. Некоторые авторы пишут их в большом количестве, очень быстро. Есть произведения для лёгкого чтения, скорее развлекательной направленности, но среди классических образцов вы сумеете найти действительно содержательные, продуманные, наполненные глубоким смыслом и жизненными реалиями детективы. Вы сами вполне можете попробовать свои силы на писательском поприще и написать детектив. Возможно, вы любите этот жанр, или хотите создать произведение, у которого больше шансов на коммерческий успех. В любом случае, детектив – это хороший выбор. Данный жанр востребован у читателей, в издательствах. Вам потребуется учесть некоторые нюансы, запомнить советы и следовать алгоритму, чтобы упростить задачу.


Как написать детектив? Несколько нюансов и полезных советов
  1. Перед тем, как вплотную приступать к работе, очень важно определить вашу основную цель. Современные авторы зачастую сталкиваются с не очень приятной тенденцией: произведения содержательные, написанные в классическом стиле, поднимающие острые вопросы, к сожалению, далеко не так популярны и востребованы, как хотелось бы их создателям. Сложился своеобразный «поджанр» актуального детектива. Книга должна интриговать, увлекать, но не погружать в излишние размышления, не нести «негатив», не заставлять читателей слишком много думать и расстраиваться. Привлекательный детектив и пугает не всерьёз, а заканчивается непременно хорошо. Герои обычно немного искусственные, поэтому, даже если с ними случается нечто неприятное, это не вызывает беспокойства у читателя. Рассмотрев все эти нюансы, прочитав два-три современных популярных детектива, вы можете принять решение, по какому пути вы пойдёте, создавая свою книгу:
    • напишете коммерческий текст, соответствующий заданному формату, лёгкий и востребованный, для которого будет проще найти издателя;
    • реализуете собственные идеи, подойдёте к процессу творчески, создадите содержательную и глубокую книгу в жанре детектива.
    Оба пути по-своему хороши. Первый тоже имеет право на существование. Вы вполне можете поставить себя на место читателя, проанализировать его стремление отдохнуть, расслабиться, получить больше позитивных, а не отрицательных эмоций. Возможно, вы и сами любите именно такую литературу – тогда вам ещё лучше удастся написать что-то подобное. Идя более сложной дорогой, вы тоже имеете хорошую перспективу. Если писать действительно тщательно, вдумчиво, подходить к делу со всей ответственностью, у произведения есть шанс на успех, как у любой талантливой книги.
  2. Старайтесь учитывать те достижения, которые уже имеются в литературе на данный момент в жанре детектива. Даже если вам больше по душе лёгкое чтение, обязательно выделите время на изучение хотя бы одного произведения Артура Хейли, А.К. Дойля. Наверняка вам и в этих произведениях что-то понравится, вы почерпнёте для себя полезное и новое. Не просто читайте книги, а именно изучайте их по следующей схеме:
    • обращайте внимание на развитие сюжета;
    • выстраивайте логическую цепочку событий (это хорошо делать в виде блок-схемы);
    • анализируйте образы главных героев, второстепенных действующих лиц: обозначьте для себя их основные черты, взаимосвязь, роль в раскрытии идеи, развитии сюжета;
    • соотносите заглавие с темой и идеей произведения;
    • подумайте, легко ли предугадать ход событий, скрытые качества героев;
    • проследите, как раскрывается идея детектива через его содержание, сюжет.
    Все эти наблюдения очень полезны. Безусловно, это не значит, что вы должны подражать известным писателям. Важно ощутить ткань произведения, процесс его создания, логическую последовательность и целостность повествования, увидеть все причинно-следственные связи. Это нужно для вашего опыта, овладения навыком письма, а не подражания или стилизации.
  3. Следите за событиями в современном мире, смотрите новости, читайте газеты. Не забывайте свои личные впечатления, наблюдения, выводы и воспоминания о каких-то интересных ситуациях, участником или свидетелем которых вы оказались. Из всего этого жизненного опыта можно почерпнуть массу важного для создания своего произведения. Чтобы написать книгу детектив, стоит уделять время криминальным новостям, можно иногда смотреть большие документальные фильмы о громких преступлениях, преступниках и их жертвах. Таким образом вы больше узнаете о мире преступников, психологическом портрете убийцы, всевозможных тонкостях и особенностях расследований, распутывании цепочки доказательств, случайных и определяющих сведений, свидетельств. Приобретя такой опыт, пусть и заочный, вы сумеете внести в ваш детектив реалистические детали, приблизить его к жизни.
  4. В процессе чтения, просмотра телевизионных передач вам обязательно будут приходить в голову различные идеи, вопросы. Всё это нужно записывать в отдельную тетрадь, а также кратко отражать там все ваши наблюдения, мнения об увиденном и прочитанном, выводы. В дальнейшей работе эти записи станут для вас прекрасным материалом.
  5. Когда у вас уже сформируются основные идеи, которые вы пожелаете воплотить в вашем детективе, приступите к выбору места действия. События должны развиваться в условиях, с которыми вы сами хорошо знакомы. Не стоит писать о бизнесе или экономических преступлениях, если вы не владеете достаточной информацией в этой сфере. Иначе любой более или менее сведущий читатель увидит вашу некомпетентность, ошибки и несообразности. Когда у вас есть план, интригующий сюжет, но вы никак не можете поменять малоизвестную для вас область, где развиваются события, на другую, следует вплотную заняться её изучением. На это у вас уйдёт больше времени, зато вы напишете действительно интересный и правдоподобный детектив.
  6. Пишите подробный план вашего детектива. Рисуйте схемы, по пунктам планируйте события, их последовательность и взаимосвязь. Особенно тщательно продумывайте сюжетные ходы, повороты, неожиданные и предсказуемые. Используйте приём недосказанности, интригуйте читателя. Вы можете выбрать: сразу раскрыть перед читателем загадку произведения, оставляя в неведении героев, или же заставить читателя вместе с действующими лицами распутывать сложный клубок. Во втором случае будет достигнут хороший «эффект присутствия»: читатель как бы ощутит себя одним из персонажей. Но и приём раскрытия загадки тоже используется, правда, для этого нужно уже овладеть писательским мастерством слова, иначе читателя будет трудно удержать за книгой.
  7. Уделяйте внимание системе действующих лиц. Они должны быть разными, обладать индивидуальными чертами характера. Каждый герой в хорошем детективе несёт свою нагрузку, играет важную роль. Наделите персонажей особенностями речи, внешности, внутреннего мира. В продуманной системе персонажей все герои на своих местах, ни одного нельзя убрать.
  8. Вырабатывайте собственный стиль, не подражайте великим авторам. Пусть ваше произведение не будет столь идеальным, но его самобытность непременно привлечёт читателей.
  9. Много работайте с текстом. Перечитывайте несколько раз каждый фрагмент, исправляйте, вырезайте лишнее и дополняйте новыми деталями. Обращайте внимание на мелкие подробности, описывайте нюансы, увлекайте читателя.
  10. Не забывайте о динамизме повествования. Концентрируйте события, добавляйте диалоги, не увлекайтесь обширными отступлениями и авторскими комментариями.
Пишем детектив. Алгоритм
Как написать детектив, который будет правдоподобным, увлекательным и содержательным? Следуйте советам, работайте по алгоритму и не жалейте времени на редактирование текста.
  1. Учитывайте сложившуюся традицию в жанре детектива, достижения известных авторов.
  2. Набирайтесь опыта: наблюдайте, читайте, смотрите новости и документальные фильмы.
  3. Записывайте все интересные факты, свои впечатления и выводы.
  4. Продумывайте не только сюжет, но и место действия, условия.
  5. Тщательно формируйте систему персонажей, их связи, взаимоотношения, индивидуальные черты.
  6. Следите за динамизмом повествования.
  7. Детектив должен быть логичным, но не предсказуемым.
  8. Увлекайте, интригуйте читателя: насыщайте произведение недосказанностью, загадками.
  9. Много работайте над текстом: шлифуйте, исправляйте, сокращайте, дополняйте новыми деталями.
  10. Обязательно на некоторое время оставляйте работу, а затем возвращайтесь к ней вновь: так вы сможете объективно взглянуть на текст.
  11. Постарайтесь внести в детектив нечто, что поможет вашим читателям в сложной ситуации, станет полезным.
Пишите с удовольствием, искренним увлечением, но и не забывайте о чёткости, динамизме, логичности.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры