Как написать обоснование. Технико-экономическое обоснование проекта

Главная / Развод

Важным этапом при реализации бизнес-проекта является расчет соотношения рисков и планируемой доходности. В экономической науке существуют методы для такого расчета, которые позволяют определить целесообразность вложения в проект денег.

Для нового бизнес-проекта разрабатывается , он необходим как для самих владельцев, так и для привлечения денежных средств от (банки, инвестиционные компании, частные инвесторы). В состав бизнес-плана включается технико-экономическое обоснование (далее ТЭО). В действующем бизнесе ТЭО также используется при модернизации производства или внедрении его нового направления.

ТЭО является официальным документом, в котором содержатся технико-экономические исследования, позволяющие определить степень целесообразности реализации намеченного бизнес-проекта.

В нем приводиться расчет и анализ экономических показателей, подбираются варианты наиболее эффективных экономических и технических решений, предлагаются организационные методы для их внедрения на предприятии.

Назначение и основные задачи документа. Правила его использования

Основным назначением технико-экономического обоснования является наглядность дохода от вложения средств в реализацию нового проекта или модернизацию действующего бизнеса.

Составление ТЭО позволяет проанализировать внешние и внутренние факторы, которые будут воздействовать на проект в ходе существования. На практике ТЭО составляется в виде документа при подаче заявки на банковское кредитование.

ТЭО может содержать несколько вариантов развития событий в ходе осуществления проекта, и, следовательно, руководители наглядно могут увидеть эффект от вложения денежных средств.

Технико-экономическое обоснование позволяет управленцам предприятия решать следующие задачи:

  1. Выбор более эффективного проекта;
  2. Привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционного проекта;
  3. Повышение производительности (если ТЭО составлен для действующего бизнеса), и как следствие увеличение доходности.

Структура и содержание

Структура технико-экономического обоснования инвестиционного проекта не предполагает строго установленного содержания. Разделы, которые будут включены в ТЭО будут зависть от масштаба намеченного проекта, определенных целей проекта, от желания руководителей, либо требований кредиторов или инвесторов. Таким образом, структура и содержание технико-экономического содержания носят рекомендательный характер, выделим те разделы, которые могут быть включены в ТЭО .

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Резюме

В нем указывается название, участники, цели, общая стоимость, источники привлечения средств, основные показатели финансовой обоснованности реализации инвестиционного проекта. Данная часть является ключевой, так как в ней излагается основная суть проекта. Представленная в резюме информация должна быть изложена кратко и емко.

Подробная расшифровка представленных пунктов дается в последующих разделах ТЭО.

Описание деятельности предприятия

В этом пункте указывается: отрасль, принципы структуры управления, перспективы данного направления на рынке. Приводятся возможные или уже действующие партнерские связи.

Описание идеи проекта

Данный раздел освещает актуальность и инновационность внедрения данного проекта, и те проблемы, которые позволит решить его реализация.

Если в рамках проекта предлагается производство конкретного товара, то освещаются его характеристики: наименование, области применения, конкурентоспособность на рынке. Также может указываться информация о экологичности и возможности его утилизации после окончания эксплуатации.

Приводится производственная программа, где указывается:

  • объем выпуска товара;
  • стоимость с обоснованием;
  • рынок сбыта произведенного товара.

Финансовая составляющая реализации проекта

В этой части ТЭО приводится описание источников привлеченных средств, указываются кредиторы или инвесторы (при их наличии), этапы использования и погашения полученных денег.

Такая информация представляется в виде расчетов экономических коэффициентов.

Экономический эффект от реализации

В заключительном разделе приводятся сведения о проекта, о , количестве созданных рабочих мест и иные данные.

Правила и пошаговая инструкция оформления

Несмотря на то, что ТЭО составляется для каждого проекта индивидуально и не существует единых правил его оформления, эксперты все же рекомендуют придерживаться определенных рекомендаций. Это облегчит работу для новичков в этой области и не позволит отойди от главной задачи – максимально полно отразить целесообразность реализации проекта.

Представим ряд рекомендованных пошаговых действий при оформлении ТЭО:

  • раскрыть основные характеристики и достижения предприятия (при наличии действующего), сведения о руководителях, представить идею проекта;
  • дать характеристику отрасли, ее состояния в настоящие время, перспективы развития в целом в стране, так и определенном регионе. Это может быть спрос на тот продукт, который будет выведен на рынок в рамках проекта, анализ деятельности конкурентов и характеристика их продукции;
  • осветить данные о затратах и доходах при реализации ТЭО. Важно разделить затраты на временные и постоянные, доходы рассчитать при разных уровнях спроса;
  • дать общую оценку реализации проекта. Для этого составляется план движения денежных средств и прогнозный баланс, который содержит и форма №1.

Обязательные данные, которые должным быть указаны в ТЭО

Технико-экономическое обоснование составляется для различных отраслевых направлений бизнеса, в связи с чем и его разделы могут заменяться или добавляться.

Но неизменными пунктами в ТЭО являются:

  1. Описание проекта, его роль в развитие предприятия, также может указываться влияние на экономику в целом страны или отдельного региона;
  2. Анализ рыночных условий;
  3. Анализ трудозатрат;
  4. Финансовый анализ нового проекта;
  5. Планирование периода окупаемости;
  6. Проведение экономической оценки инвестиционного проекта.

Отличительные особенности документа

Для того, чтобы разобраться в отличительных чертах ТЭО от бизнес-плана, необходимо привести их понятие.

Бизнес-план – это документ, характеризующий реализацию бизнес-проекта со всех сторон деятельности бизнеса.

ТЭО представляет собой описание реализации проекта с позиции экономических показателей и характеристики необходимого оборудования для запуска проекта.

Бизнес-план более объемное представление материала о проекте, содержит много теоретической информации. ТЭО более наглядно показывает эффективность вложения средств. Таким образом, в составе бизнес-плана находится технико-экономическое обоснование.

Более наглядно представим основные параметры, которые отличают ТЭО от бизнес-плана в таблице.

Параметр сравнения ТЭО Бизнес-план
Цели составления Обоснование доходности и эффективности проекта только с экономической и технической стороны Оценка всех факторов оказывающих влияние на проект
Потребители - управленческий персонал;
- акционеры;
- партнеры;
- реже банки и инвесторы.
- инвестиционные компании;
- венчурные фонды;
- крупные банки.
Структура документа - общие параметры проекта;
- статьи расходов и доходов, анализ коэффициентов;
- обоснование потребности в денежных ресурсах.
- параметры проекта, а также сведения о предприятии, учредителях;
- анализ рынка, в том числе маркетинговые исследования;
- организационный план;
- воздействие нормативной базы на реализацию проекта;
- риски, в том числе экономические;
- финансовый анализ;
- расчет экономического эффекта от реализации проекта.
Случаи, при которых составляется документ - поиск средств на внедрение нового оборудования;
- запуск новой линии на производстве;
- иные проекты, связанные с модернизацией.
- запуск инновационного проекта;
- запуск стартапа;
- привлечение полной суммы необходимой для реализации проекта.

Особенности ТЭО для различных типов проектов

ТЭО разрабатывается, как отмечалось выше, для различных целей предприятия. В связи с чем в теории выделяют несколько видов технико-экономического обоснования реализации проектов.

Представим их более подробнее.

ТЭО для инвестиционного проекта составляется наглядного отображения доходности проекта. В его рамках реализуется зачастую уже проверенный и знакомый для рынка товар. Заказчиками данного вида выступают инвесторы.

Для инновационного проекта требуется более подробный расчет эффективности, так как предполагается, что продукт новый. Рисков в таком проекте значительно больше. Основными потребителями данного вида ТЭО являются руководители.

ТЭО для строительного проекта имеет более сложную структуру. В нем отражается производственная мощность и вместимость капитального строения. Приводятся исследования рынка недвижимости конкретного региона, указываются сведения о земельном участке.

ТЭО при реконструкции направлено на раскрытие сведений о необходимости обновления производственного комплекса. Упор в структуре данного вида документа делается на отделочные работы, при необходимости указываются приобретение нового оборудования.

Составление технико-экономического обоснования при модернизации несет тот же смысл, что и при реконструкции, только в этом случае дается обоснование замены или доработки основных средств: оборудования, машин и прочие.

ТЭО для сельскохозяйственного проекта содержит в своей структуре варианты использования имеющихся земельных участков, методов ведения хозяйства, модели использования получившейся продукции (дальнейшая переработка, продажа).

О ТЭО для геологических проектов смотрите в следующем видеосюжете:

Как написать, составить обоснование? Как обосновать предлагаемое решение? (10+)

Обоснование. Советы по составлению

Рассмотрим правила составления обоснований. Сначала обсудим общий подход, потом остановимся на частностях, имеющих отношение к определенным видам обоснований.

Перед составлением обоснования нужно себе ответить на два вопроса:

  • Что мы хотим обосновать. Нужно по возможности кратко и четко сформулировать обосновываемую мысль.
  • Перед кем мы хотим обосновывать (дальше я буду этих людей называть условно "читателями"). Это важно понимать, так как от этого зависит база, на которую нужно опираться.

Структура обоснования

Базовые утверждения

Сначала нужно сформулировать утверждения, с которыми читатели наверняка согласятся.

Например , промерзание водопроводной трубы сделает объект непригодным для использования. Существующая глубина прокладки трубы выше глубины промерзания.

Например , стоимость сжиженного газа вдвое меньше, чем автомобильного бензина, а расход на 100 километров пробега - одинаковый.

Что мы хотим обосновать

Теперь нужно привести обосновываемое утверждение или концепцию.

Например , предлагаю переоборудовать водопровод.

Например , предлагаю перевести автотранспорт на сжиженный газ.

Логическая цепочка

Построим логическую цепочку

Например , по статистике раз в три - пять лет в нашем регионе бывают экстремально низкие температуры, которых наш водопровод не выдержит. В случае замерзания водопровода его в любом случае придется переложить. На это потребуется от одной недели до двух. В это время мы не сможем выпускать продукцию и потеряем доход.

Например , стоимость установки газового оборудования на один автомобиль составляет 40 тыс. рублей. Ежедневный пробег одного автомобиля составляет 300 км, а расходы на бензин 1000 р. в день. Ежедневная экономия составит 500 рублей. Срок окупаемости проекта 80 дней.

Подтверждающие материалы

Например, в приложении метеорологические таблицы с минимальной температурой за последние 30 лет и стандарты по прокладке водопровода в зависимости от температуры.

Например, в приложении коммерческое предложение от поставщика газового оборудования, сертификаты безопасности, данные по текущим расходам на топливо, материалы, подтверждающие расход газа на 100 км.

Возражения. Защита

По первому примеру, могут быть возражения:

  • Водопровод эксплуатируется в течение трех лет и не перемерз.
  • Высокая стоимость прокладки водопровода.

По второму примеру, могут быть возражения:

  • Газовое оборудование нестабильно работает при низких температурах окружающей среды
  • Отсутствие газовых заправочных станций по пути следования автомобилей.
  • Меньшая безопасность.

В обосновании приведем пояснения по этим возражениям:

Первый пример

  • За последние три года были относительно теплые зимы. Но относительно теплые периоды всегда сменяются экстремально холодными.
  • Полная перекладка не требуется. Возможно оборудование водопровода системой автоматического периодического прогона воды для исключения замерзания.

Второй пример

  • Предполагается установка оборудования, предполагающего переключение бензин / газ. При низких температурах старт и прогрев будут осуществляться на бензине.
  • Газовая заправочная станция находится в 10-х километрах в сторону от маршрута. Заправка потребуется каждые 200 километров, то есть маршрут удлинится на 20 км (до заправки и обратно). Это - 10%, а экономия составляет 50%.
  • Стандарты на газовое оборудование гарантируют его безопасную эксплуатацию при соблюдении требований.

Выводы. Проект решения

По первому примеру . Предлагаю принять решение об установке системы автоматической защиты водопровода от замерзания.

По второму примеру . Предлагаю принять решение о переоборудовании автопарка на газ.

Альтернативные варианты

В заключении иногда полезно рассмотреть альтернативные варианты, чтобы показать, что они были проанализированы, и указать преимущества выбранного решения перед альтернативами.

Отдельные виды обоснований

Существуют некоторые стандартные виды обоснований. Они различаются тем, на основе каких соображений принимаются решения, и тем, что обосновывается.

Экономическое обоснование является причиной, которая выступает побуждением для той или иной организации приступить к выполнению конкретного проекта. Это понятие включает в себя рассмотрение выгод, которые предприятие получит по результатам осуществления проекта. Кроме того, экономическое обоснование рассматривает различные альтернативы, а также анализирует проект с финансово-экономической точки зрения. Последнее позволяет оценить инвестиционную привлекательность проекта. Как написать экономическое обоснование? Пример - в этом материале.

Суть понятия

Экономическое обоснование напоминает тот анализ, который мы проводим, планируя какую-то серьезную покупку. Например, собственного автомобиля. Предположим, что на это приобретение мы можем выделить из семейного бюджета 35 тыс. американских долларов. Первым делом необходимо выяснить, какие именно автомобильные концерны производят автомобили интересующего нас класса. Потом мы определяемся с основными техническими характеристиками и согласовываем окончательную цену с компанией, которая реализует данную продукцию. Но и это ещё не всё. Как написать экономическое обоснование? Пример в вопросе выбора схемы оплаты.

В то же время может быть и другая ситуация, когда в первую очередь покупателя интересует общая сумма, которую придётся выложить за новый автомобиль. Особенно это актуально в ситуации, когда на окончательную цену влияет сумма процентов, если речь идёт о покупке в кредит. В таком случае целесообразно выбирать именно тот вариант, который предусматривает наименьшую процентную ставку. Ещё один путь — это поиск предложения с наименьшим ежемесячным платежом. Такое приобретение позволит растянуть выплаты на как можно большее время. При этом ежемесячная сумма такого платежа не будет сильно бить по карману. При осуществлении финансово-экономического обоснования внимание уделяется аналогичным аспектам.

Составляющие экономического обоснования

Не существует чётких правил документального оформления экономического обоснования. Главной его задачей, как и в случае с технико-экономическим обоснованием проекта, является определение материальных или нематериальных итогов его осуществления. Под материальными результатами подразумеваются те, которые можно измерить.

Ниже приведен перечень, дающий представление о тех материальных составляющих, которые имеют значение в процессе оформления финансово-экономического обоснования проекта. Будет кстати сказать, что не все из них нуждаются в обязательном документировании. Необходимость их фиксации на бумаге зависит от сложности проекта, стоимости и количества рисков для предприятия.

Материальные элементы экономического обоснования

Итак, к основным материальным компонентам экономического обоснования относятся экономия, уменьшение расходов, вероятность получения вспомогательного дохода, прирост принадлежащей предприятию доли рынка, удовлетворение потребителей и оценка потока денежных средств. Кроме материальных составляющих экономического обоснования, в нём должны присутствовать и нематериальные компоненты.

Нематериальные элементы экономического обоснования

В их числе могут оказаться вероятные, но не запланированные заранее затраты компании. Среди основных нематериальных элементов экономического обоснования можно выделить издержки переходного этапа, эксплуатационные затраты, трансформация бизнес-процессов, а также реорганизация, касающаяся сотрудников компании. Кроме того, к числу нематериальных составляющих экономического обоснования относятся повторяющиеся выгоды. Ещё как написать экономическое обоснование? Пример ниже.

Другие составляющие экономического обоснования

Следует подчеркнуть, что вместе с выгодами и оценкой потока денежных средств в ЭО необходимо уделить внимание альтернативным подходам и методам осуществления конкретного проекта на практике. Как написать экономическое обоснование? Пример в следующей ситуации.

Известно, что на рынке представлено большое количество производителей разных товаров. Однако каждый из них устанавливает свою цену для собственной продукции. Что выбрать? Вариант, который представляет собой готовое решение стоимостью 2 млн долларов США. Или альтернативное решение, которое предусматривает частичное приобретение у стороннего производителя и в какой-то мере использование своих ресурсов?

Собственно, аспекты именно такого характера зачастую приходится рассматривать при составлении экономического обоснования предприятия. Любой из предлагаемых вариантов должен включать перечисленные ранее материальные и нематериальные составляющие. В завершении экономического обоснования необходимо указать предложения и выводы. Кроме того, в него можно добавить дополнительные материалы.

Общие сведения об обосновании безопасности

В последнее время нас все чаще спрашивают, что такое «обоснование безопасности», зачем оно нужно, и как разработать этот документ. Давайте исходить из того, что обоснование безопасности ДОЛЖНО БЫТЬ при подтверждении соответствия! Причем раз Вы решили его создать, то давайте постараемся сделать это не просто красиво, а так, чтобы этот документ соответствовал своему определению, да и чтобы потом не было стыдно…

Итак, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ обоснование безопасности» с точки зрения подтверждения соответствия ?

Термин «обоснование безопасности» (далее ОБ) в практике подтверждения соответствия был введен еще Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 753 «Об утверждении технического регламента о безопасности машин и оборудования», однако в Техническом регламенте Таможенного Союза ТР ТС 010/2011 , а затем и в , он получил несколько иной статус.

Определение осталось таким же и изложено в статье 2 ТР ТС 010/2011 (или в статье 4 ТР ТС 032/2013):

«ОБ» - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий машины и (или) оборудование (далее - просто машины) на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения капитального ремонта .

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 ТР ТС 010/2011 при разработке (проектировании) машины и (или) оборудования должно разрабатываться обоснование безопасности. Оригинал обоснования безопасности машин и (или) оборудования хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин и (или) оборудования и организации, эксплуатирующей машины и (или) оборудование .

Аналогичные требования присутствуют и в ТР ТС 032/2013 (см. статью 25) с небольшими поправками: согласно статьи 16 обоснование безопасности относится к технической документации, прилагаемой к оборудованию.

В соответствии с пунктом 17 статьи 5 ТР ТС 010/2011 для отремонтированных машин и (или) оборудования, не отвечающих требованиям проектной (конструкторской) документации, должны разрабатываться меры по обеспечению установленных в обосновании безопасности значений риска с учетом принятых в организации технологических процессов и системы контроля .

В отличие от уже недействующего российского регламента при проведении подтверждения соответствия машин и (или) оборудования (в виде или ) заявитель формирует комплект документов на машины и (или) оборудование, подтверждающий соответствие требованиям безопасности технического регламента, который включает обоснование безопасности. Т.е. если заявитель хочет получить документ, подтверждающий соответствие продукции требованиям ТР ТС 010/2011 или ТР ТС 032/2013, ему придется представить в Орган по сертификации обоснование безопасности. Вот Вам и ответ на вопрос ЗАЧЕМ, опять же с точки зрения подтверждения соответствия .

Хотя можно предположить, что этот документ может послужить хорошим аргументом в спорах между проектировщиком, изготовителем и владельцем машин.

И вот тут мы вплотную подошли к вопросу КАК . Пока в РФ не было документа, который бы предъявлял к ОБ какие-либо требования, мы рекомендовали нашим заказчикам брать за основу определение ОБ из регламента и перечень документов, указанный в приложении VII директивы 2006/42/ЕС «О машинах».

Мы не ставим задачей сравнение ОБ с техническим файлом (the technical file), приведенным в приложении VII Директивы 2006/42/ЕС. Лишь оговоримся, что технический файл является аналогом ОБ, и, исходя из нашего опыта, чаще всего он напоминает «сборную солянку» документов разного формата. Пожалуй, только немцы преподносят этот документ в красивом и удобочитаемом виде.

Но с 01.06.2012 ситуация в корне изменилась. В России был введен в действие ГОСТ Р 54122-2010 «Безопасность машин и оборудования. Требования к обоснованию безопасности», устанавливающий правила построения, изложения, оформления ОБ. Этот стандарт Приказом Росстандарта от 20 августа 2010 года № 3108 заочно вошел в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования". В настоящее время Приказ Росстандарта № 3108 отменен, однако стандарт действует на территории РФ, и мы надеемся, что он будет внесен в Перечень стандартов к ТР ТС 010/2011.

Согласно ГОСТ Р 54122-2010 ОБ является документом, который разрабатывается проектировщиком (изготовителем) на машины и (или) оборудование. Допускается разрабатывать одно ОБ на несколько моделей/модификаций машин и (или) оборудование. ГОСТ Р 54122-2010 различает краткое ОБ и полное ОБ, которые отличается степенью детализации. Краткое ОБ носит декларативный характер и используется для подтверждения соответствия продукции. Полное ОБ в отличии от краткого включает результаты всех расчетов и испытаний, полный комплект конструкторской и эксплуатационной документации и используется при проведении процедур контроля и надзора.

Очевидно, что правила оформления ОБ относят его к конструкторской документации, поэтому этот документ взаимосвязан с другими документами, такими как расчеты, чертежи, паспорт, руководство по эксплуатации. Поэтому ОБ должно разрабатываться проектировщиком параллельно вместе с остальной документацией. И работая над ОБ, следует все время сверяться с руководством по эксплуатации и вносить туда при необходимости изменения.

В ОБ допускаются ссылки на различные документы (ОБ других машин, ТУ, стандарты и т.д.), при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в использовании ОБ. В этом случае их следует перечислить в разделе «Ссылочные нормативные документы».

  • основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования;

  • общий подход к обеспечению безопасности при проектировании машины и (или) оборудования;

  • требования к надежности машины и (или) оборудования;

  • требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования;


  • требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования;

  • требования к управлению качеством при эксплуатации машин и (или) оборудования;

  • требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования;

  • требования безопасности при утилизации машины и (или) оборудования.

Состав разделов ОБ их содержание определяет разработчик в соответствии с особенностями продукции.

При необходимости ОБ, в зависимости от вида и назначения МО, могут быть дополнены другими разделами (подразделами) или в них могут не включаться отдельные разделы (подразделы), или отдельные разделы (подразделы) могут быть объединены в один.

Мы не станем переписывать здесь весь стандарт. Лишь попробуем обратить внимание на некоторые моменты.

Введение

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.1 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные параметры и характеристики машины и (или) оборудования

При заполнении этого раздела следует использовать сведения из технических условий, паспорта машины и т. д. . Для разработчиков так называемой «поднадзорной» продукции немного легче, т.к. в формах паспортов по Правилам Ростехнадзора имеются все указанные в пункте 6.2 ГОСТ Р 54122-2010 сведения.

Общие принципы обеспечения безопасности машины и (или) оборудования

В этом разделе (см. пункт 6.3 ГОСТ Р 54122-2010) следует описать общие мероприятия, произведенные проектировщиком для реализации принципов безопасности. Заранее скажем, что раздел трудный, поэтому приведем несколько примеров.

Например, для реализации принципов пассивной безопасности:

  • указать документы, в которых четко определена область применения машины;
  • указать о произведенных расчетах;
  • указать конструктивные мероприятия по реализации принципов пассивной безопасности (например, что ограничена зона работ и грузоподъемность, предусмотрены блокировки, применены конкретные устройства безопасности и т.п.);
  • перечислить мероприятия о предупреждении потребителя об оставшемся риске.
  • Например, для реализации принципов экологической безопасности изготовителем:

  • указать о принципах выбора отдельных элементов и узлов (например, учитывая содержание вредных веществ в воздухе, уровень шума, излучаемого в пространство, уровень электромагнитных излучений и т.п.).
  • определить максимально допустимый уровень внешнего шума от работы машины и сослаться на соответствующий протокол измерений.
  • дать указания по замене и утилизации горюче-смазочных веществ, кислот и других вредных веществ.

Для учета недопустимого риска при эксплуатации нужно привести сведения об оборудовании машины ограничителем грузоподъемности (предельного груза и момента. Необходимо дать предупреждения о недопустимости использования не по назначению, например: кран нельзя использовать для подъема людей, подъемник – в качестве крана или транспортного средства и т.п.

Для реализации принципов эргономичности нужно указать особенности выбора и расположения системы управления машиной, о размерах и уровне освещенности рабочего места.

Необходимо указать, что при работе на высоте персонал должен использовать предохранительные пояса (ремни безопасности), указать места их крепления. При выполнении некоторых работ следует использовать защитные очки, каски и т.п.

При использовании жидкостей, применяемых в машине, нужно учесть риски при заполнении, использовании, восстановлении, утилизации и т.п.

Здесь важно разграничить ответственность между проектировщиком, изготовителем и потребителем. Очевидно, что на потребителя будет возлагаться ответственность за использование мер по уменьшению оставшихся рисков. Для надежной продолжительной работы машины важно, чтобы меры безопасности были простыми и не препятствовали рабочему процессу. В противном случае какое-либо недопонимание может привести к риску неправильной эксплуатации машины.

В случае применения комплектующих, на которые распространяется действие ТР ТС 010/2011, мы рекомендуем использовать ОБ их изготовителей (согласно той же статьи 4 ТР ТС), расчеты (при наличии). Это очень сильно облегчит составления ОБ производителям, которые занимаются просто сборкой машин из покупных комплектующих. Например, в случае сборки подъемника из рабочего оборудования одного производителя и автомобиля другого производителя. В этом случае приводятся ОБ на оборудование и автомобиль, а затем составляется ОБ на готовую машину, которое будет гораздо меньше по объему, если бы разрабатывалось с нуля.

Требования к надежности машины и (или) оборудования

Наряду со сведениями, которые необходимо указывать согласно пункта 6.4 ГОСТ Р 54122-2010 мы рекомендуем приводить некоторые данные из расчетов, группы классификации грузоподъемных машин и механизмов и т.п.

Необходимо выделить момент, при котором машина направляется в капитальный ремонт. Нужно уточнить состояние, при котором дальнейшая эксплуатация машины без капитального ремонта невозможна. Мы рекомендуем описать признаки предельного состояния машины и ее составных частей, при которых они должны направляться на капитальный ремонт.

Следует указать меры для обеспечения надежности, например: отдельные цепи управления могут быть дублированы, владелец должен регулярно проводить работы по техническому обслуживанию и техническое освидетельствование. Указать, что персонал, проводящий обслуживание, должен быть обучен и аттестован.

Можно уточнить, что должны быть установлены только оригинальные запасные части и только в специализированных сервисных центрах, привести список рекомендуемых масел и смазочных веществ, обеспечивающих эксплуатацию машины при разных температурах.

Необходимо обратить внимание на применение только поверенных средств измерений и аттестованного испытательного оборудования.

Часть этих требований должны быть приведены в руководстве по эксплуатации.

Требования к персоналу/пользователю машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.5 ГОСТ Р 54122-2010.

Например, можно определить, что оператор, крановщик, машинист опасных машин должны быть не моложе 18 лет, быть обучены и аттестованы в порядке, установленном законодательством. В определенных случаях у них должно быть удостоверение установленной формы с фотографией, в котором указан тип работ или машины, к управлению которым он допущен.

Эти требования, включая ответственность, права и обязанности, должны быть также изложены в руководстве по эксплуатации.

Анализ риска применения (использования) машин и (или) оборудования

В пункте 6.6 ГОСТ Р 54122-2010 приведены основные требования к содержанию этого раздела. Проведение этого анализа может занять большую часть времени составления не только ОБ но и разработки всей документации, так как анализ риска на первоначальном этапе проектирования может внести существенные изменения в окончательный облик машины (оборудования).

Что такое ? Это изучение на предварительном этапе проектирования технических требований к машине, когда проектировщик фактически должен описать все «плохое», что может произойти с машиной на всех стадиях жизненного цикла (от начала проектирования машины до ее утилизации), определить, как часто это все может произойти, и какие последствия это вызовет, другими словами – идентифицировать опасности.

Затем проектировщик должен определиться, какими методами добиться устранения или хотя бы минимизации этого «плохого», и с учетом этого внести корректирующие и защитные меры в проект. После принятия защитных мер может случиться, что часть риска возникновения опасной ситуации останется. Это решается путем уведомления об этом пользователя (владельца), например: использованием предупреждающих наклеек, табличек, указанием, в том числе и в эксплуатационной документации, об обязательном техническом облуживании или осмотре и т.д..

Здесь хочется отметить, что анализ рисков проводится на основании обобщенного опыта и достигнутого уровня знаний, т.е. не возбраняется пользоваться не только стандартами или руководящими документами, но и научными трудами и расчетами. Не стоит пугаться терминов – количественный и качественный анализ рисков . Поверьте, если начнете оценивать риски машин и оборудования, к какому либо одному или комбинированному методу придете сами. Самое сложное, как оказалось правильно оформить документацию.

В стандартах ГОСТ Р ИСО 13849-1 и ГОСТ ISO 12100-2013 хорошо изложена теория, есть определения, приводятся несколько примеров.

Рекомендуем обратить внимание сначала на такой стандарт, как ГОСТ Р 53387-2009 «Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска». Как видно из названия в нем приведены примеры главным образом относящиеся к анализу рисков для людей, находящихся в лифтах, на эскалаторах и пассажирских конвейерах. Однако предлагаемые в этом стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

Затем уже можно вернуться к вышеупомянутым стандартам. В них приведены виды опасностей, события, приводящие к этим опасностям. При анализе рисков следует выделить те опасности, которые могут возникнуть с этой машиной на всех стадиях ее эксплуатации, а затем предусмотреть различные меры, позволяющие свести эти опасности к нулю, или, в крайнем случае, к минимуму.

В стандартах, аутентичных европейским нормам нового типа (например: ГОСТ Р 53037-2008 «Мобильные подъемники с рабочими платформами - Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания», СТБ EN 12158-1-2008 «Подъемники строительные грузовые. Часть 1. Подъемники с доступной платформой» и др.), опасные факторы определены при помощи процедуры оценки риска и представлены в виде таблиц. Эти стандарты также содержат конкретные технические решения для реализации требований безопасности, что гораздо удобнее при проектировании машин.

Подход, используемый в стандартах серии ССБТ, а также в специальных стандартах, выпущенных еще в 80-х годах, был совершенно иной, поэтому на выявление опасностей может уйти больше времени. Рекомендуем использовать в качестве «шпаргалки» европейские нормы (например: EN 14439-2009 для башенных кранов, EN 12999-2009 для кранов-манипуляторов, EN 13000-2010 для стреловых кранов), не забывая про особенности отечественных норм.

В отдельной мы постарались привести несколько примеров различных решений по составлению анализа рисков.

Требования к безопасности при вводе в эксплуатацию машины

В соответствии с ГОСТ 25866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» «ввод в эксплуатацию» − событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке. Причем, для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением».

В этом разделе согласно пункта 6.7 ГОСТ Р 54122 представляется информация об организации, объеме, последовательности и сроках наладочных работ и испытаний, осуществляемых при вводе в эксплуатацию машины или оборудования для всех элементов, важных для безопасности.

Например, следует ОБЯЗАТЕЛЬНО указать, чтобы перед вводом в эксплуатацию рабочий персонал тщательно изучил Руководство по эксплуатации. Можно добавить какие-либо другие указания, например: запрещенные операции, эксплуатационные ограничения.

Основные мероприятия при вводе в эксплуатацию зависят от особенностей машины, и могут содержать:

  • установку машины в месте, удобном для работы, проверку несущей способности грунта или основания;
  • включение блокировок или стопоров;
  • особенности установки и выравнивания в различных плоскостях;
  • обеспечение достаточного освещения рабочей зоны;
  • особенности управления машиной;
  • особенности окончания работ (например, опускание стрелы крана и складывание ее в транспортное положение).

Как правило, необходимо указывать, что перед первым вводом в эксплуатацию, а затем периодически машина должна быть испытана в определенном объеме. Программа или объем испытаний должен быть приведен также и в Руководстве по эксплуатации и быть понят потребителю. Следует указать места приведения записей о проверках и испытаниях, обращая внимание потребителя о возможных санкциях в случае их отсутствия. Например, изготовитель может лишить потребителя гарантии в случае отсутствия записей о пусконаладочных работах.

Требования к управлению безопасностью при эксплуатации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.8 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению безопасностью при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации безопасной работы для владельца машины;
  • перечень указаний по технике безопасности, которые должны быть изучены рабочим персоналом наряду с указаниями руководства по эксплуатации;
  • специальные требования к персоналу;
  • предупреждение владельца о том, что перед началом работы следует получить данные о взрывоопасности или пожароопасности окружающей среды;
  • параметры окружающей среды, которые могут привести к аварийной ситуации, а также действия в случае возникновения аварийной ситуации;
  • мероприятия, снижающие риски при установке машины на разных основаниях, при работе вблизи линий электропередач, для предотвращения загрязнения окружающей среды при эксплуатации машины;
  • указания по периодическому осмотру, техническому обслуживанию и ремонту и т.п.

Требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации машин и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.9 ГОСТ Р 54122-2010.

Основные требования к управлению качеством для обеспечения безопасности при эксплуатации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть:

  • указания по организации работ владельцем подъемника, направленные на обеспечение качества работ при эксплуатации подъемника;
  • минимально необходимые требования к квалификации работников;
  • указания о необходимости заполнения конкретных форм в Паспорте во время эксплуатации машины;
  • перечень регулярных проверок во время технического обслуживания и проверок машины;
  • указания о необходимости применения только поверенных средств измерений и аттестованных испытательных грузов при проведении технического обслуживания;
  • указания о необходимости выявления неисправных устройств безопасности и их своевременной замене и т.п.

Требования к управлению охраны окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.10 ГОСТ Р 54122-2010.

Меры по охране окружающей среды при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации должны быть также приведены в Руководстве по эксплуатации. Это могут быть конкретные:

  • указания о необходимости предотвращения попадания загрязняющих веществ в почву;
  • сведения о необходимости утилизации масел, краски, ламп, кислоты, аккумуляторов в установленном законодательстве порядке;
  • меры ответственности эксплуатирующего персонала по обеспечению экологической безопасности.

Требования к сбору и анализу информации по безопасности при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и утилизации машины и (или) оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.11 ГОСТ Р 54122-2010.

В дополнение мы рекомендуем разместить в эксплуатационной документации форму обратной связи с потребителем, а также указания о запрете на модернизацию, доработку, специальный ремонт (например, с применением сварочных работ) без согласования с изготовителем или проектировщиком.

Требования безопасности при утилизации машины и оборудования

В этом разделе следует ответить на вопросы, заданные в пункте 6.12 ГОСТ Р 54122-2010.

Дополнительно разработчик должен при необходимости дать указание о том, что перед отправкой на утилизацию машину нужно разобрать и детали рассортировать.

Разработчик должен привести перечень используемых в машине материалов, которые в процессе утилизации могут привести к возникновению рисков:

  • металлы: конструкции и механизмы.
  • пластмассы: прокладки, пояса, изоляция.
  • электротехнические изделия: обмотки, электромагнитные клапаны и т.д.
  • масла и смазки.

Разработчик может напомнить потребителю, что при разборке и утилизации компонентов машины следует соблюдать общие правила безопасности, а персонал, проводящий работы по утилизации, должен использовать соответствующие средства индивидуальной защиты персонала.

Мы надеемся, что информация, приведенная в этой статье, поможет Вам ориентироваться в тех вопросах, которые ставит стандарт ГОСТ Р 54122-2010. Приведенные нами примеры не являются абсолютными ответами, а служат лишь для удобства понимания содержания того или иного раздела.

Также обращаем внимание на отсутствие в нормативной документации требований о необходимости перевода обоснования безопасности на русский язык. Очевидно, что оно является документом, созданным на языке проектировщика (возможно изготовителя). Однако мы рекомендуем в таком случае добавлять к техническому файлу или обоснованию пояснительную записку на русском языке или на языке государства Таможенного Союза, если это требуется согласно законодательства. В такой записке можно привести перечень ссылок на вышеуказанные технические решения и указания.

О нас

Мы также предлагаем следующие виды услуг

Вы можете задать вопрос удобным для Вас способом, например, позвонив по телефону или отправив запрос по электронной почте, и в ближайшее время наши специалисты дадут Вам ответ

несомненно важный и основополагающий документ на начальных этапах инициализации проекта. ТЭО входит в пакет документов, который проектный офис предоставляет потенциальному Заказчику, обосновывает выгоды и пользу внедряемого проекта. Однако, его правильному написанию посвящено занимательно меньше статей и методических материалов чем, напримернаписанию Технического задания (ТЗ) и Технического проекта (ТП). В сегодняшней статье мы попытаемся восполнить этот пробел и рассказать более подробно о самом документе ТЭО и о том как его правильно составлять.



В энциклопедических справочниках можно встретить одно из определений термина Технико-экономическое обоснование (ТЭО) — документ, в котором представлена информация, из которой выводится целесообразность (или нецелесообразность) создания продукта или услуги. ТЭО позволяет сопоставить необходимые затраты и ожидаемые результаты, а также рассчитать срок окупаемости вложений и определить экономический эффект от внедрения проекта.

Официальное определение также дает ГОСТ 24.202-80 Требования к содержанию документа «технико-экономическое обоснование создания АСУ »: «Документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ …»



Давайте, доблее подробно рассмотрим сам документ в подробностях.

На каком этапе разрабатывается ТЭО?

Любой проект начинается с процессов инициализации , с формулировки целей для решения производственных задач.

Технико-экономическое обоснование составляется для анализа технической и экономической целесообразности инициализации проекта проекта.

Именно на этапе формирования и рассмотрения ТЭО заказчик решает для себя, будет она дальше инвистировать в проект или нет.

Рис. 1. Процесс принятия решения по старту проекта

Цели и задачи подготовки ТЭО

Основная цель подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) одна – обосновать необходимость и целесообразность создания/модернизации какой либо системы (далее по тексту - Проект). Но целевая аудитория, для кого предназначено технико-экономическое обоснование, может быть различной.

ТЭО может составляться как для внутреннего использования (например, для согласования с Руководством и дальнейшего развития проекта), так и для внешнего (например, для подтверждения инвестиционной привлекательности проекта заинтересованным лицам, кредиторам и инвесторам). Второй случай является наиболее распространенным и востребованным. Компания-разработчик подготавливает пакет документов, в который помимо всего входит и ТЭО, и передает в виде Коммерческого предложения потенциальному Заказчику.

В зависимости от того, для кого и для каких целей и задач готовится документ ТЭО, глубина проработки некоторых разделов может быть различной.

Приведем общую сводную таблицу по кругу потенциальных заинтересованных лиц при подготовке технико-экономического обоснования:

Заинтересованные лица

Цели/задачи

Области и интересы в ТЭО

Владелец, собственник бизнеса

Для объективной оценки необходимости реализации рассматриваемого проекта

Основной акцент на соответствие стратегии компании, соотношении расходы-доходы, анализе эффективности вкладываемых средств

Руководитель, генеральный директор

Для анализа, контроля и планирования; для обоснования принятого решения по внедрению проекта, в т.ч. перед советом директоров

Основной акцент на цели, задачи, условия, сроки, затраты и ожидаемые результаты

Инвесторы, представители банков

Для оценки возможности вложения инвестиций в рассматриваемый проект

Основной акцент на финансовый план и условия получения доходов

Кредиторы

Для принятия решения по кредитованию

Основной акцент на финансовый план и план возврата кредита

Инициатор проекта, функциональный заказчик

Для понимания масштабов и определения границ проекта; для понимания рисков

Основной акцент на границах проекта, возможностях и ограничениях: функциональных, технических и организационных ограничений, сроков и бюджете проекта.

Руководители проектов

Для дальнейшего планирования хода реализации проекта; для понимания границ проекта и рисков

Основной акцент на этапы реализации. Также интересуют границы проекта и ограничения (функциональные, технические, организационные, сроки, бюджет, ресурсы)


Основными задачами при разработке документа являются: анализ текущей ситуации на стороне Заказчика, выявление текущих и потенциальных проблем, описание имеющихся ресурсов, анализ и выбор оптимального решения, определение ключевых показателей и эффекта от внедрения проекта. ТЭО при этом может разрабатываться совместно с функциональным подразделением Заказчика (в которое будет производиться внедрение) для анализа, планирования и обоснования проекта перед Руководством Заказчика.


ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ТЭО

После подготовки, технико-экономическое обоснование согласуется и утверждается с Руководством. Руководство принимает одно из следующих возможных решений:

  • Отклонить проект как не целесообразный и экономически невыгодный.
  • Временно отложить проект с необходимостью дополнительного уточнения.
  • Утвердить документ ТЭО с дальнейшей передачей на согласование
  • Утвердить документ ТЭО с предоставлением полномочий для реализации проекта.

В случае согласования/утверждения проекта ему присваивается бюджет, и Руководителю проекта передаются полномочия на реализацию проекта. Далее можно приступать к дальнейшим процессам реализации.

КТО ПОДГОТАВЛИВАЕТ ТЭО

1. Первый вариант , в случае реализации проекта внутри компании подготовкой ТЭО занимается непосредственно Функциональный заказчик

Функциональный заказчик – это представитель бизнес-подразделения, курирующий дальнейшее развитие проекта и ответственное за расходование денежных средств под данный проект.

2. Второй вариант , когда ТЭО готовит потенциальный подрядчик, планируемый для привлечения внедрения проекта. Также для составления ТЭО могут привлекаться сторонние консалтинговые компании. Принято считать, что стоимость работ по разработке ТЭО должна составлять не более чем 5-10% от стоимости всего проекта.

ФОРМАТ ПОДГОТОВКИ ТЭО

Технико-экономическое обоснование как правило составляет отдельный документ. Однако, нужно отметить, что в общих чертах ТЭО схож с Бизнес-планом.

Но основное отличие ТЭО от Бизнес плана состоит в том, что Бизнес план напрямую описывает пути осуществления стратегии, целей и задач организации в контексте необходимых для реализации проектов, а ТЭО больше предназначен для обоснования конкретного проекта .

При этом, оформляться технико-экономическое обоснование может по-разному, в некоторых компаниях это краткое описание на 1-2 страницы формата А4, а в некоторых – это комплекс документов, над составлением которых работает группа выделенных специалистов или даже все подразделение.

СТРУКТУРА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

Существует официальная структура Технико-экономического обоснования согласно еще советского ГОСТ 24.202-80 :

Пример структуры Технико-экономического обоснования (по ГОСТ 24.202-80):
  • Раздел 1. Введение
    • Сроки начала и окончания работ;
    • Источники, объемы, порядок финансирования работ;
  • Раздел 2. Характеристика объекта и существующей системы управления
    • Общая характеристика объекта;
    • Перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом;
    • Оценку производственных потерь;
    • Характеристику готовности объекта к созданию АСУ;
  • Раздел 3. Цели, критерии и ограничения создания АСУ
    • Формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ;
    • Характеристику ограничений по созданию АСУ.
  • Раздел 4. Функции и задачи создаваемой АСУ
  • Раздел 5. Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ
    • Перечень основных источников экономической эффективности получаемых в результате создания АСУ;
    • Оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
    • Ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.
  • Раздел 6. Выводы и предложения
    • Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
    • Рекомендации по созданию АСУ.

На практике же, каждая компания готовит технико-экономическое обоснование по собственному формату, описывая лишь основные разделы ТЭО.

Можно выделить основные типовые разделы ТЭО, которые обязательно присутствуют в технико-экономическом обосновании в том или ином виде :

  • Резюме проекта
  • Идея проекта . В чем заключается идея технико-экономического обоснования проекта, для чего оно нужно. План ТЭО проекта с пошаговым разъяснением.
  • Обоснование. Почему предлагаются именно такие решения, причина выбора именно этого материала, вида деятельности или оборудования. В расчет ТЭО необходимо также включить все возможные расчетные риски.
  • Расчеты потребностей для производства (финансовые, сырьевые, трудовые, энергетические). Необходимо подсчитать сколько средств потребуется на запуск данного проекта. Если вы составляете ТЭО для получения кредита, следует указать и все возможные источники дохода
  • Экономическое обоснование (расчеты, которые показывают результат деятельности предприятия после изменений)
  • Выводы и предложения (подведение итогов, заключение, оценка)

В случае, если Вы будете разрабатывать ТЭО по собственной структуре и формату, обязательно включите в документ типовые обязательные разделы. Формулировка разделов может быть различной, но смысловое назначение разделов должно быть отражено в итоговом документе .

СРОКИ ПОДГОТОВКИ ТЭО

Срок подготовки ТЭО зависит от степени детализации описания ТЭО; объема планируемого к разработке и внедрению функционала; количества рассматриваемых процессов; готовности и актуальности действующих регламентов и других внутренних документов, описывающих положения по работе рассматриваемых процессов; наличие готовой инфраструктуры и выделенного персонала.

Так сроки подготовки технико-экономического обоснования в зависимости от объема и сложности расчетов от 3-х дней до нескольких месяцев.

ПОШАГОВОЕ РУКОВОДСТВО НАПИСАНИЯ ТЭО

Для примера за основу описания возьмем структуру ТЭО по ГОСТ 24.202-80 , т.к. на текущий момент она имеет наиболее расширенную структуру и является официальной структурой для разработки технико-экономического обоснования.


Для этих целей можно использовать для анализа эффективности или не эффективности существующей инфраструктуры Заказчика и потенциальной инфраструктуры при внедрении проекта.

Почему именно ? Во-первых, он наиболее полно отразит интересующую нас информацию для описания данного раздела. Во-вторых, этот инструмент является самым распространенным среди Руководителей, т.к. отображает текущее состояние с сильными и слабыми сторонами и позволяет выявить направление, в котором нужно двигаться дальше, с использованием сильных сторон, чтобы исключить слабые стороны и минимизировать риски.


Раздел 3. Цели, критерии и ограничения при внедрении СЭД

В разделе описываются цели и критерии внедрения проекта Также в разделе описываются ограничения. Для формирования измеримой цели внедрения СЭД можно использовать общепринятую технологию формирования целей по .


Эти же показатели можно использовать в дальнейшем как ключевые показатели эффективности (KPI, Key Performance Indicators) .

KPI, Key Performance Indicators (Ключевые показатели эффективности) – это показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей.

Раздел 4. Функции и задачи внедряемого Проекта

В разделе приводится описание планируемых для реализации функций и задач Проекта. Например, описание автоматизируемых процессов обеспечения безопасного доступа пользователей в ERP-систему.


Раздел 5. Ожидаемые технико-экономические результаты внедрения Проекта

В разделе приводится перечень ожидаемых затрат, экономической эффективности, последовательность и этапы внедрения Проекта с распределением необходимых ресурсов. В случае если проект рассчитывается больше чем на год, то показатели рассчитываются как итоговые, так и для каждого года отдельно.

Показатель ROI необходимо рассчитывать на этапах: подготовки ТЭО на базе предварительных экспертных оценок; по окончанию внедрения на базе оценок с учетом оптимизации процессов; в периоде эксплуатации Системы на базе фактических показателей. Таким образом, отслеживается динамика изменений и фактическая эффективность внедрения

Также в технико-экономическом обосновании приводят расчеты NPV и финансово-экономические показатели EBIT, NOPLAT и другие.

NPV, Net present value (Чистая приведенная стоимость ) — это сумма дисконтированных значений потока платежей, приведенных к сегодняшнему дню. Использованные материалы:

1. УФК-Инвест , Технико-экономическое обоснование
2. Лаборатория бизнес идей , Чем ТЭО отличается от бизнес-плана
3. Основа.ру, Разрабатываем ТЭО внедрения СЭД (часть 1)
4.Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры