Кто изобрел саксофон? Его виды, звучание. Адольф Сакс

Главная / Развод

Вспоминая такое имя, как Адольф Сакс, биография которого тесно связана с миром музыкальных инструментов, мы не можем не ассоциировать его с известным всем саксофоном. Мало кто знает, что кроме создания своего основного детища, он занимался множеством различных доработок в области духовых инструментов.

Семья Адольфа

В Бельгии в большой музыкальной семье 6 ноября 1814 г родился мальчик Адольф Сакс. Биография Антуана-Жозефа (второе имя) очень необычна. Его отец Шарль Жозеф был известным мастером духовых инструментов в своей стране и в соседних государствах. Работа виртуоза получила высокую оценку короля, и в 1818 году Шарль Сакс был приглашен к царскому двору. Он стал отвечать за поставку в бельгийские полки для оркестров.

В семье было одиннадцать детей. Адольф был старшим, и поэтому именно его отец начал посвящать в свои секреты создания музыкальных инструментов.

Раннее начало

Адольф Сакс, музыка для которого стала смыслом жизни уже с шести лет, оказался очень одаренным ребенком. С малых лет он наблюдал за мастерством отца и проявлял неплохие способности. Когда Адольфу исполнилось двенадцать, отец дает ему некоторую самостоятельность, разрешая шлифовать клапаны (очень тонкая работа) и собирать отдельные детали духовых инструментов. Свои первые инструменты - флейту и кларнет - юный мастер создает в шестнадцать лет. Кроме того, он обучается игре на музыкальных инструментах в Брюссельской консерватории. Это помогает ему профессионально освоить музыкальную грамоту. Консерваторию Адольф оканчивает блестяще. Это открывает перед ним широкие возможности в музицировании, дирижерстве, преподавании. Ему пророчат прекрасные перспективы. Однако Адольф Сакс выбирает другую дорогу. Он предпочитает заниматься любимым делом - изготовлением музыкальных инструментов.

Таланты Адольфа. Первое достижение

Несомненно, другие дети Шарля Жозефа в той или иной степени принимали участие в работе отца в его мастерской. Но наибольший талант, мастерство и рвение в освоении такой тонкой музыкальной специальности, как создание духовых инструментов, проявил только старший сын - Адольф. Поэтому в двадцать лет Сакс получает руководство отцовской мастерской. Этот факт в биографии Адольфа Сакса становится ключевым. В 1834 году молодой мастер делает первое серьезное усовершенствование: в стандартной схеме немецкой модели кларнета он увеличивает число клапанов до 24-х, что делает этот музыкальный инструмент намного богаче в диапазоне регистра. За это он получил в 1835 году от промышленной выставки в Брюсселе, а в 1840 году запатентовал свое изобретение.

Прообраз саксофона

Открытие фабрики духовых инструментов - еще один важный шаг, который сделал Адольф Сакс. Музыка стала в прямом смысле делом всей его жизни. Успешная деятельность мастерской при императорском дворе позволила накопить денег, и в 1842 году в Париже было налажено массовое производство музыкальных инструментов. Сам же Адольф Сакс продолжал работу над усовершенствованием выпускаемого товара.

В результате кропотливой работы по улучшению бас-кларнета мастер меняет его форму: она становится похожа на курительную трубку. Это позволяет значительно расширить диапазон звучания. По-другому располагаются звуковые отверстия, появляется клапан передувания. Этот модернизированный музыкальный инструмент и стал прообразом саксофона.

Рождение нового инструмента

Мастер продолжал работать. Модернизированный кларнет был переделан еще сильнее - вылит из металла. К нему приспособлен мундштук, расширено сечение книзу. И вот, в 1842 году, появляется новый духовой инструмент, изобретателем которого был Адольф Сакс. Как назвал саксофон мастер в начале? Он получил название офиклеид.

Друг Сакса, был в восторге от однородного богатого звучания нового инструмента, его технической подвижности, и предложил назвать его саксофоном, объединив фамилию изобретателя Сакс с греческим словом «phone», означающим «звук». В дословном переводе название означает «звук, найденный Саксом». Берлиоз первым написал с участием саксофона.

Инструмент был запатентован в 1946 году, а в 1949 удостоен золотой медали на промышленной выставке в Париже.

Сам Адольф Сакс так описал саксофон: «Мое любимое, но и трудное детище». Изобретателю пришлось пройти несколько тяжб в суде, чтобы доказать свое авторство относительно «любимого детища».

Путь саксофона к музыкальному олимпу

Адольф благодаря именно этому новаторству в музыке стал известен во всем мире, хотя позже им были модернизированы другие духовые инструменты, создан саксогорн. Всего за свою жизнь мастер запатентовал около 35 изобретений.

Поначалу саксофон используется только в военных оркестрах. Постепенно на этот необычный инструмент начали обращать внимание того времени. Бизе использует звучание саксофона в «Арлезианке», Глазунов пишет концерт для саксофона. Новый инструмент используется в оркестровке «Картинок с выставки» Мусорского, сделанной Равелем, а также в его «Болеро». Прокофьев вводит саксофон в балет «Ромео и Джульета», Рахманинов - в «Симфонические танцы», Хачатурян - в балет «Гаянэ».

Современный музыкальный мир, в особенности джаз, трудно представить без саксофона. Этот инструмент также используется в качестве солирующего в ансамбле, немного реже - в оркестре.

Жизненные трудности

Адольф Сакс, помимо работы на фабрике, продолжает сотрудничать с Парижской консерваторией, куда он поставляет музыкальные инструменты. В ней в 1857 году он организовывает класс саксофона, преподает с 1858 по 1870 год. Его давний друг и почитатель, композитор отмечал, что саксофон - новый инструмент, обладающий большим по силе звуком, имеющий полный, приятно вибрирующий тембр и, вместе с тем, легко поддающийся смягчению.

Талант не обеспечил мастеру радужной и легкой жизни. Его успехам завидовали, враги ревновали к славе и мировому признанию. Адольф Сакс, биография которого пополнилась настоящими исковыми войнами, пытался защитить свои изобретения и свое честное имя от обвинений в плагиате. Он нанимал дорогих адвокатов, которые часто работали "на два лагеря". Это в конце концов разорило мастера, фабрика обанкротилась, дело пришлось закрыть.

Свалившиеся на него проблемы окончательно подрывают здоровье уже немолодого человека, и 4 февраля 1894 года в бедности он умирает.

К концу 19 века саксофон становится все более известным духовым инструментом. Его не включают в симфонический оркестр в качестве основного, но композиторы часто используют саксофон для добавления выразительных звуковых характеристик к остальным инструментам. С появлением в 20 веке джаза саксофон приобретает оглушительную популярность. Жаль, что Адольф не дожил до своего триумфа.

Личная жизнь

Адольф Сакс, биография которого интересна и трагична одновременно, всего себя посвятил музыке. Она заняла в его жизни первое место. Мастер не был женат официально, хотя жил в гражданском браке с испанкой Луизой Адель Маор. В их семье воспитывалось 5 детей. Бизнес отца возродил его сын Адольф-Эдуард.


Мы редко задумываемся насчет музыкальных инструментов – откуда они появились, кто их придумал. И действительно, многие из них возникли так давно, что вряд ли кто-либо может это знать. Но есть среди них один относительно молодой, но сегодня уже один из самых известных и любимых, чувственное и проникновенное звучание которого пронзает душу – это саксофон. И у него есть совершенно конкретный создатель, имя которого увековечено в самом названии этого инструмента – Адольф Сакс.

Голос первого саксофона мир услышал менее 180 лет назад. Любителей этого великого инструмента и его чарующих звуков во всем мире огромное количество. И сегодня саксофон представляет собой яркий символ джазовой музыки и блюза.

Памятники саксофону в мире







История рождения этого чуда

Возможность наслаждаться невероятным по красоте звучанием подарил нам Адольф Сакс, сын мастера по изготовлению музыкальных инструментов, родом из маленького городка Динан в Бельгии, унаследовавший от отца интерес к духовым инструментам.
Семья Саксов переехала сначала в Брюссель, а затем - в Париж, где Адольф открыл свою мастерскую по изготовлению духовых инструментов. Именно здесь на основе бас-кларнета он и сотворил свое чудо, которое поначалу назвал мундштучный офиклеид.
Публика довольно скептически отнеслась к новому инструменту странного вида и с не менее странным гнусавым голосом, очень далеким от его сегодняшнего звучания, и Адольфу пришлось потратить немало времени и сил, чтобы довести свой новоиспеченный офиклеид до совершенства.




Представив в 1842 году свой инструмент известному композитору Берлиозу, Адольф обрел в его лице восторженного ценителя и друга. Композитор был очарован саксофоном, напечатал в одном из журналов восторженную статью, в которой впервые назвал инструмент саксофоном.
«Это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Его главной заслугой, на мой взгляд, является разнообразие красоты звука, то с акцентировкой, то без, полным то страсти, то мечтательности и меланхолии; отголоском эха, слабым воплем ветра в лесу, или, что вернее, таинственными мерцающими отголосками колокола после удара. Ни один инструмент, который я доселе знал, не имеет такого странного звука на пределе тишины », - писал Берлиоз.
А о самом Саксе композитор отзывался так: «Это человек проникновенного, цепкого, светлого ума, настойчивый и твердый в любом испытании. Он одновременно математик, акустик, чеканщик, литейщик и токарь. Он умеет и думать, и делать - выдумывает и сам же выполняет ».





Для саксофона Берлиоз написал и первые произведения. К Саксу пришло признание, но использовался саксофон в основном лишь как дополнительный духовой инструмент в оркестре. И постепенно в Европе интерес к саксофону почти угас, чему способствовала также и начавшаяся в 1870 году война.
Кроме того, многие конкуренты ставили под сомнение авторство Сакса и заваливали суды многочисленными исками. Судебные тяжбы, длившиеся годами, хотя и заканчивались в основном в его пользу, но отнимали много нервов и времени, кроме того, сопровождались немалыми финансовыми расходами, которые его практически разорили.
В 1894 году в Париже великий и талантливый музыкальный мастер в нищете ушел из жизни.

Второе рождение саксофона

В конце 19 века в Америке зарождается и очень быстро распространяется новое направление в музыке - джаз, и главным солистом джазовых композиций наряду с трубой становится саксофон.






















Наконец-то у саксофона появляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Страна заболевает «саксофономанией », которая вскоре перекидывается и на Европу.


В нашей стране с ее неприятием джаза вплоть до 70-х годов игре на саксофоне даже нигде не обучали, в почете был лишь кларнет.


Особое, трепетное отношение к саксофону наблюдается у жителей Японии. Японский саксофон – нежный, чувственный, романтичный, сентиментальный… Такая же и музыка…



Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов . Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений . Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III — одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей — Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Говорят, что саксофон - инструмент, способный ближе всего передать теплоту и нежность, схожую с человеческим голосом. Без саксофона сложно представить себе оркестр Гленна Миллера, лучшие песни Брюса Спрингстина, “Money” Pink Floyd…. и все это благодаря одному человеку - Адольфу Саксу, родившемуся 6 ноября 1814 года. Soyuz.Ru вспоминает мастера, история жизни которого сама по себе могла бы стать сюжетом романа, а также предлагает послушать 10 знаменитых композиций с саксофоном.

«...Некий Сакс -
Алхимик, энергетик и магистр,
Герр, натюрлих, хотя и не министр,
Вдруг изобрел свой гениальный сакс»,

Так писал Майк Науменко в шутливом стихотворении «Письмо другу о музыке». Конечно, ни алхимиком, ни магистром, ни даже герром (то есть немцем) бельгиец Адольф Сакс никогда не был. Родился он в городке Динант на берегах Мааса и с самого начала словно пытался выйти за грань дозволенного - падал с высоты трех этажей и глотал булавки, выпил воды с серной кислотой, приняв ее за молоко, сильно обгорел, экспериментируя с порохом, а однажды едва не утонул.

Впрочем, были и эксперименты другого года: с детства Сакс работал у отца, музыкального мастера, и постоянно выискивал способы улучшить инструменты, которые помогал создавать. Кларнеты и фаготы Шарля-Жозефа Сакса быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Кларнет стал и первым инструментом Сакса-младшего: Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера. А со временем он задумался над тем, как заполнить тембровое пространство между деревянными и медными секциями духовых оркестров, заменив чем-нибудь распространенные тогда басовые офиклеиды - громоздкие и несовершенные инструменты, по форме напоминающие фагот. По мысли Сакса, звучание нового инструмента должно быть ближе к струнным инструментам, но мощнее и интенсивнее их.

Интересно, что в течение жизни Сакс подал в патентные бюро еще около 50 патентов и сертификатов, среди которых - улучшенная звуковая система для железных дорог, проект концертного зала в форме яйца, а также туннель под холмом на Монмартре и «Саксоканнон» - гигантский миномет для стрельбы полукилотонными снарядами, способными сровнять с землей целый город. И все же главное его изобретение было вдохновлено не пушками, но музами: приехав в 1836 году в Париж, Сакс заинтересовался грядущей реформой в местных военных оркестрах и понял, что мощный духовой инструмент, который он разрабатывал, окажется как нельзя более кстати и в парадах и на войне. Первый такой инструмент, в котором Сакс соединил коническую трубку с тростью кларнета, клапанным механизмом гобоя и очертаниями бас-кларнета, был представлен на промышленной выставке 1841 года в Брюсселе. Музыкант, представивший его, играл за занавесом: инструмент был не до конца завершен, а воровство идей было не редкостью и в те времена.

Вскоре страстным поборником саксофона стал небезызвестный Гектор Берлиоз, который в июне 1842 года опубликовал в парижском “Journal des Debats” статью об инструменте, который впервые назвал саксофоном. Он же стал автором первого сочинения с участием саксофона — Хорала для голоса и шести духовых инструментов, в котором использовались и другие инструменты, сконструированные или усовершенствованные Саксом. В том же году саксофон был представлен на промышленной выставке в Париже.

"Фирменный" саксофон производства Адольфа Сакса

Продолжая бороться за участие в реформе военных оркестров, Сакс предложил проект реформы, включавший, помимо активного использования его собственных инструментов, и кое-какие изменения в самом обучении военных музыкантов. Его соперники, возглавляемые неким Мишелем Карафра, настаивали на прежнем составе инструментов и прежней методике обучения и, разумеется, перетянули на свою сторону большую часть изготовителей инструментов. Тем не менее в апреле 1845 года на парижском Марсовом поле состоялось своего рода состязание, по итогам которого саксофоны вместе с другими инструментами, сконструированными Саксом (такие, как саксгорн и саксотруба), были введены во французские военные оркестры на место гобоев, фаготов и валторн. Состязание, которое один из журналистов сравнил с наполеоновскими войнами, посетили 20 тысяч человек.

21 марта 1846 года Сакс получил во Франции патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей. А всего за пять месяцев до получения патента Сакса обвинили в «мошенничестве и фальсификации» - решение суда гласило, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать». Тем не менее понемногу саксофоны стали выпускать и во Франции, и не только на фабрике Сакса: конкуренты неоднократно пытались обвинить его в том, что тот якобы украл их идею, но потерпели неудачу, когда мастер вызвал их на состязание, предложив сконструировать новую модель инструмента.

Триумф Сакса не мог не вызвать зависти у конкурентов: объединившись в «Ассоциацию объединенных изготовителей инструментов», те принялись действовать самыми бесстыдными методами. Патенты на саксофон и другие инструменты Сакса неоднократно пытались объявить недействительными через суд, рабочих пытались переманить, фабрику духовых инструментов - сжечь дотла, а на самого него совершили два покушения. В 1854 году суд все же признал право Сакса на изобретенный им инструмент, но когда тот попытался получить компенсацию морального вреда за нелегальное производство саксофонов, последовали судебные издержки и новые процессы.

Сам Сакс к тому времени успел подготовить множество первоклассных музыкантов, преподавая игру на саксофоне в военном училище при Парижской консерватории, однако в 1870 году большинство учеников ушли на фронт франко-прусской войны, и спустя некоторое время училище было закрыто. Сам мастер в 1877 году был признан банкротом, его фабрика закрылась, а материалы и инструменты продали с аукциона (как тут не вспомнить горькую шутку «Сатирикона» о том, что если автор такого-то изобретения умер в нищете, значит, он и есть настоящий изобретатель). Умер Сакс действительно в нищете 7 февраля 1894 года и спустя несколько дней был похоронен на кладбище Монмартра.

Казалось, та же печальная участь ждет и его инструмент: в 1903 году римский Папа Пий X издал официальный запрет на использование саксофона в музыке, издатели американского “The Ladies Home Journal» прямо обвинили слушателей саксофона в том, что те «не могут различить добро и зло», а нацисты в 1930е годы выпустили плакат, на котором чернокожий, играющий на саксофоне, носит звезду Давида. К счастью, время оказалось мудрее: музыка Дюка Эллингтона, Каунта Бейси и «Болеро» Равеля реабилитировали саксофон, сделав его неотъемлемой частью джаза, а затем рока, современной поп-музыки и R’n’B. Детище Адольфа Сакса разменивает уже второй век и выходить из моды не собирается - и за это мы должны сказать спасибо человеку, с раннего детства не боявшегося ставить на карту многое, если не все.

10 самых знаменитых мелодий для саксофона

Генри Манчини (Henry Mancini) - Тема из фильма "Розовая пантера"


Дэйв Брубек (Dave Brubeck) - "Take Five"

Бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.


Его отец, Шарль Жозеф Сакс был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свид

етельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей - Адольфу (Антуану Жозефу).

В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париж

е фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.

Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».

Мировую известность принесло изо

бретение саксофона. Адольф Сакс, взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.

ь месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело - его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о

новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, об

виняя его в плагиате (то есть они старались доказать, что Сакс украл у них свои изобретения). В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры