Лем станислав - биография. Смотреть что такое "Лем, Станислав" в других словарях Станислав лем биография

Главная / Развод

Станислав Лем родился в 1921 году в городе Львове, Польша (ныне Украина). Родителями Лема были Сабина Воллер и Самуил Лем, богатый ларинголог и бывший врач в австро-венгерской армии. Хотя Станислав был изначально крещен в римско-католическую веру, он впоследствии стал атеистом, как заявлял сам Лем, «по моральным соображениям»: из-за явного несовершенства и несправедливости мира ему не хотелось думать, что он был создан намеренно.

После того, как Восточная Польша была присоединена к СССР в конце сентября 1939 г., Лему было отказано в обучении в политехническом институте из-за его «буржуазного происхождения» и только за счет связей его отца в 1940 году был принят в Львовский университет на отделение медицины. Во время Второй мировой войны и нацистской оккупации (1941—1944), Лем с отцом, будучи активными участниками движения Сопротивления, жили под фальшивыми документами и работали в качестве автомеханика и сварщика. Так как Лем имел еврейские корни, его семья была в куда большей опасности, чем другие польские граждане.

В 1945 году Восточная Польша вошла в состав Советской Украины и семья Лема, как и семьи многих поляков, была переселена в Краков, где Лем, по настоянию отца, поступил в Ягеллонский университет на лечебную специальность. Однако он отказался изменять своим убеждениям во время преобладающей в науке лысенковщины и в итоге не сдал выпускные экзамены. Однако еще до сдачи экзаменов он начал работать ассистентом в анатомическом театре университета и в свободное время писать рассказы.

Литературный дебют Станислава Лема в качестве поэта состоялся в 1946 году, и в то же время он опубликовал несколько романов. Начиная с этого года, Лем начинает публиковать в журнале «Новый Мир приключений» свой научно-фантастический роман «Человек с Марса». В период с 1947 по 1950 годы Лем, продолжая свою работу в качестве научного сотрудника, публиковал все новые стихи, рассказы, очерки и научные статьи. Однако у него начали возникать проблемы в публикации, ведь в то время все работы должны были проходить коммунистическую цензуру. В 1948 году Лем почти закончил автобиографическую повесть «Больница Преображения», но оно не было напечатано до 1955 года, когда он добавил к уже существующему тексту повести продолжение, написанное в духе социалистического реализма. В 1951 году он опубликовал свою первую книгу «Астронавты», после которой к писателю пришел литературный успех. Однако цензура не дремала: так как книгу признали научно-фантастическим романом для подростков, писателю пришлось включить в ее текст ряд высказываний о «светлом будущем коммунизма». Позже он раскритикует этот роман, а также некоторые из их ранних произведений как книги, не избежавшие идеологического влияния и назовет его примитивным. Тем не менее, именно после публикации «Астронавтов», Лем окончательно принял решение стать профессиональным писателем.

В 1953 году Лем женился на рентгенологе Барбаре Лесьняк, которая в 1968 года родила ему сына Томаша.

В октябре 1956 года, период оттепели в Советском Союзе привел к явлению, получившему название «Польский октябрь», когда Польша стала на пусть либерализации. Лем начал писать очень активно и продуктивно, и между 1956 и 1968 годами стал автором семнадцати книг. В это же время его произведения стали активно переводить за границей (в основном, в странах восточного блока). В 1957 году он опубликовал свое первое нефантастическое произведение — философскую работу «Диалоги». В 1964 г. вышла его вторая философская книга «Сумма технологии». Она примечательна тем, что содержит уникальный анализ перспектив социальных, кибернетических и биологических достижений. В данной работе Лем с философской точки зрения рассматривает такие сферы технологии, которые в то время существовали лишь в умах и словах фантастов, однако в настоящее время начинают играть все большую и большую роль: например, нанотехнологии и модели виртуальной реальности.

В течение нескольких следующих десятилетий он опубликовал большое количество футурологических и научно-фантастических книг, но начиная с 1980-х годов основным направлением творчества Станислава Лема становятся философские тексты и эссе.

Международная известность пришла к Лему в 1974 г. после публикации «Кибериады» на английском языке. «Кибериада» представляла из себя серию юмористических фантастических рассказов о вселенной, населенной в основном роботами. «Кибериада» безусловно, содержит и философский подтекст, недаром сам Лем относил этот цикл к жанру притчи. Наиболее известные романы писателя включают «Солярис» (1961), «Глас Господа» (1968) и «Фиаско» (1986), в котором отразил свой крайний пессимизм по поводу возможности контакта человечества с внеземными цивилизациями. «Солярис» в 1972 г. был экранизирован культовым советским режиссером Андреем Тарковским и получил Гран-при на Каннском кинофестивале в 1972 году. Однако сам Лем остался крайне недоволен этой экранизацией. В 2002 году Стивен Содерберг снял повторную экранизацию романа с Джорджем Клуни в главной роли.

В 1981 году Лем был удостоен почётной ученой степени Вроцлавского Технологического университета, затем — Львовского, Ягеллонского и Опольского университетов. В 1982 году, в связи с введением военного положения в Польше, Лем переехал в Западный Берлин, где стал научным сотрудником в Институте перспективных исследований. После он поселился в Вене, а 1988 г. — вернулся в Польшу.

В начале 1990-х Станислав Лем встретился с литературоведом и критиком Петром Свирски, который составил ряд обширных интервью, которые в 1997 г. были опубликованы вместе с другими критическими материалами и переводами.

В 1997 году Лем был удостоен чести стать почётным гражданином города Кракова.

В своих последних интервью в 2005 году, Лем выразил свое разочарование в жанре научной фантастики, и пессимизм в отношении технического прогресса. По его мнению, человеческое тело плохо приспособлено для космических путешествий, развитие информационных технологий приводит к тому, что по-настоящему полезную информацию становится крайне трудно найти в море информационного шума, а создание искусственного интеллекта и «умных» роботов невозможно.

Последние лучшие фильмы

Станислав Лем (1921-2006) – известный на весь мир польский писатель, фантаст, философ, футуролог и сатирик. Родился он 12 сентября 1921 года в городе Львове, который тогда входил в состав Польши. Отец будущего писателя – Самуил Лем (1879-1954) работал врачом-отоларингологом. Мать – Сабина Воллер (1892-1979) была домохозяйкой. Читать и писать мальчик научился в 4 года. Практиковался он на отцовских медицинских книгах, которые постоянно рассматривал. Свой первый «литературный труд» ребёнок написал в 6 лет во время отдыха с матерью в городе Сколе. Это было письмо отцу, в котором описывались местные достопримечательности.

В 1932 - 1939 годах мальчик учился в гимназии города Львова. Однажды там проходило тестирование учащихся на IQ. Станислав набрал 185 баллов. После этого его стали считать одним из самых умных гимназистов Польши. О своем детстве Лем написал автобиографический роман под названием «Высокий замок». Это остатки средневековой крепости и название горы, на которой та располагалась.

Эту книгу впервые опубликовали в 1966 г. В ней содержалось не только подробное описание детских лет, но также были затронуты философские вопросы, касающиеся становления и развития личности. Говорилось о механизме памяти и делалась попытка исследовать феномен творческого процесса.

С 1939 по 1941 годы юноша учился в Медицинском институте до оккупации Львова немцами. В период оккупации с помощью поддельных документов семейству Лемов удалось избежать депортации в еврейское гетто. Семья осталась во Львове. Днём юноша работал автомехаником в гараже, а после работы отправлялся на собрание ячейки, которая входила в группу сопротивления фашистским оккупантам.

Советская армия в 1944 году освободила Львов, и будущий писатель продолжил учёбу в Медицинском институте. Когда город официально вышел из состава Польши, молодой человек его покинул в рамках программы репатриации. Он обосновался в Кракове, где продолжил изучение медицины в местном высшем учебном заведении.

Случилось это в 1946 году. И в этом же году произошёл дебют Станислава Лема как литератора. Журнал «Новый мир приключений» опубликовал его рассказ «Человек с Марса». Затем наступил черёд стихотворений и рассказов. Они публиковались в периодических изданиях. Это «Универсальный Еженедельник», «Польский солдат», «Кузница» и др.

В 1948 году молодой человек закончил учёбу в высшем учебном заведении, но получил не диплом, а сертификат о медицинском образовании. Произошло это потому, что Станислав отказался от сдачи выпускных экзаменов, чтобы уклониться от карьеры военного врача.

В 1947-1950 годах будущий знаменитый писатель работал младшим ассистентом в медицинской лаборатории и в то же время тесно сотрудничал с журналом «Жизнь науки».

В 1950 году он познакомился с Барбарой Лесняк. В 1953 году она стала его женой. Женщина имела медицинское образование и работала врачом-рентгенологом. В 1968 году у пары родился сын. Ему дали имя Томаш. В настоящее время он является переводчиком и пишет мемуары.

В 1951 году к Лему пришёл первый литературный успех после опубликования научно-фантастического романа «Астронавты». С этого времени Станислав активно начал писать. Его книги можно чисто условно разделить на две категории:

1. Романы и новеллы, написанные в жанре научной фантастики:
«Эдем» (1959 г.);
«Солярис» (1961 г.);
«Возвращение со звезд» (1961 г.);
«Непобедимый» (1964 г.);
«Рассказы о пилоте Пирксе» (1968 г.);
«Глас Господа» (1968 г.) и многие другие.

2. Гротескные работы, наполненные искрящимся живым юмором:
«Звездные дневники» (1957 г.);
«Рукопись, найденная в ванне» (1961 г.);
«Сказки роботов» (1964 г.);
«Кибериада» (1965 г.);
«Осмотр на месте» (1982 г.);
«Мир на Земле» (1987 г.) и т.д.

В 1964 году свет увидел сборник философско-футурологических эссе – «Сумма технологии». В данном труде Станислав Лем предрёк появление виртуальной реальности, искусственного интеллекта и нанотехнологий. В своей книге писатель изложил идею создания искусственных миров, эволюции человечества и другие философские темы, неразрывно связанные с человеческой цивилизацией.

В 1973 г. Станислава Лема избрали почетным членом Ассоциации писателей научной фантастики Америки (SFWA). Но через 3 года исключили, так как польский писатель подверг критике уровень американской литературы в жанре научной фантастики. Однако часть членов SFWA не согласилась с таким решением и организовала протест против исключения. Тогда Ассоциация предложила Станиславу обычное членство, но тот отказался.

Знаменитый писатель много ездил по миру. Он побывал в Советском Союзе, в ГДР, Чехословакии. С 1983 по 1988 годы постоянно жил в Вене. В 90-е годы сотрудничал с польской версией журнала «РС Magazine», ежемесячником «Одра» и рядом других периодических изданий. Лем сделал несколько футурологических прогнозов в области культуры и технологий. Часть из этих прогнозов оказалась верной.

Книги польского писателя переведены на 41 иностранный язык. Некоторые романы экранизированы. А общий тираж проданных книг в мире составил более 30-ти миллионов экземпляров. Станислав Лем получил несколько международных и польских орденов и ученых степеней. Именем знаменитого фантаста назвали астероид (3836). Он был открыт в 1979 году астрономом Николаем Черных.

27 марта 2006 года на 85-м году жизни знаменитый писатель скончался. Причиной смерти стала сердечная болезнь. Тело похоронили на Сальваторском кладбище в городе Кракове.

Алексей Стариков

ЛЕМ (LEM) Станислав (р. 12.09.1921). Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произв. др. жанров (детективной лит-ры, поэзии), ведущий автор нац. НФ литры, классик совр. НФ. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском (ныне -Украина) мед. ин-те в связи с нач. второй мировой войны; в годы нем. оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове и нек-рое время работал по специальности; с нач. 1950-х гг. - професс. писатель. Дебютировал в лит-ре в 1946 г.; в НФ - тогда же (р-зы “Чужой” и “История одного открытия”, а также повесть “Человек с Марса”). После установления в Польше военного положения в 1980 г. уехал в Зап. Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х гг. Почетный д-р Вроцлавского политехнического ин-та. Лауреат мн. нац. и иностр. лит. премий, в т. ч. Гос. премии ПНР (1976), Гос. премии Австрии (1956). НФ и философское тв-во Л. (одного, видимо, из последних мыслителей - энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произв., представляет собой уникальный лит. и общекультурный феномен 2-й пол. XX в. Обычно в НФ романах и р-зах писателя, мн. из к-рых входят в золотой фонд совр. НФ, “обкатывались” его оригинальные и смелые философские концепции, касающиеся перспектив разл. наук, от кибернетики до космической цивилизаторской деятельности в целом. К наиболее известным НФ произв. Л. относятся: ранние романы - “Астронавты” (1951; рус. 1955) и “Магелланово облако” (1955; рус. 1958); сатирические циклы - “Звездные дневники Ийона Тихого” (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями и даже романами, и “Кибериада”, также составивший неск. сб.; цикл о космическом пилоте Пирксе - сб. “Рассказы о пилоте Пирксе” (1968) и др., поздний роман “Фиаско” (1987); романы - “Эдем” (1959; рус. 1967), “Солярис” (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), “Возвращение со звезд” (1961; рус. 1965), “Непобедимый” (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман “Солярис” экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Л. также известен оригинальной философски - футурологической книгой “Сумма технологии” (1964; рус. 1968), рядом философских и лит.-критических трудов.

Начав творческую деятельность как писатель-фантаст (с эпизодическими выходами в "чистую" филос. эссеистику), Л. в последнее время, наоборот, более известен как философ, лит. критик и публицист, возвращающийся в худож. лит-ру от случая к случаю и явно тяготящийся ее "ограничениями" (необходимостью построения сюжета, композиции, психол. разработки характеров и т.п.). Однако, НФ произв. Л. 1960-70-х гг. по-прежнему сохраняют за ним звание ведущего писателя-фантаста, живого классика этой лит-ры.
Сюжеты и проблематика ранних произв. Л., среди к-рых выделяется повесть "Конец света в восемь часов" (1948; рус. 1974), в той или иной мере связаны с оружием, воен. изобретениями и открытиями и безусловно навеяны только что закончившейся войной. Личные впечатления воен. лет писатель отразил в трилогии "Неутраченное время" (1955) - практически, единственном нефантаст. произв. Л. Успех пришел к Л. после публикации его первой НФ книги - романа "Астронавты" (1951; рус. 1955), посвященного первому космическому полету на Венеру, агрессивные обитатели к-рой сначала предприняли неудачную попытку вторжения на Землю (взрыв "Тунгусского метеорита"), а затем самоистребились в ядерной войне, оставив после себя бессмысленно функционирующую "автоматическую цивилизацию" ; экранизирован. Несмотря на схематизм и перегруженность науч. "обоснованиями", роман сыграл в развитии нац. НФ роль, аналогичную роли "Туманности Андромеды" И.Ефремова - в сов. лит-ре ("взрывное" расширение перспектив НФ, прорыв в запретные тогда в социалистических странах науки - кибернетику, теорию относительности и т.п., соц. проблематика). След. книга Л. - роман "Магелланово облако" (1953-54; 1955; рус. 1958; 1960) - укрепил позиции писателя, как одного из ведущих авторов НФ Польши и всего социалистического лагеря; сюжетная линия - полет гигантского "звездного. ковчега" к системе Центавра (с перспективой контакта) - служит автору удобным фоном для построения широкой панорамы коммунистической утопии на Земле также экранизирован.

Впоследствии Л. радикально отошел от утопических тем, сконцентрировав внимание как раз на филос. проблемах, затрудняющих (а то и делавших неразрешимой задачей) построение утопии. В его тв-ве значительную роль начинают играть сатирические мотивы, что в первую очередь связано с образом Йона (или Ийона) Тихого, более полувека "не отпускавшим" от себя писателя и ставшим своего рода мифом совр. НФ. Дневники "знаменитого космопроходца, капитана дальнего галактического плавания, охотника за метеорами и кометами, неутомимого исследователя и первооткрывателя восьмидесяти тысяч трех миров, д-ра honoris causa ун-тов обеих Медведиц, чл. Об-ва Охраны малых планет и мн. др. об-в, кавалера орденов Млечного Пути и туманностей", начатые "Двадцать четвертым путешествием" (1953), вошли в сб. "Звездные дневники Ийона Тихого" (1957; рус. 1961); часть рус. переводов нов. р-зов цикла включена в сб. "Избранное" (1976). Образ, задуманный как "космич. Мюнхгаузен", за последние десятилетия претерпел заметную эволюцию, отражавшую изменения во взглядах и настроениях его alter ego - самого Л. Первые (по времени написания) "Путешествия" сдобрены хорошей порцией юмора, более поздние - представляют собой образец небезобидной сатирической. НФ в традициях Д.Свифта, Вольтера и др., а также филос. притчи и гротеска, абсурдистской НФ.

В параллель с "Дневниками" Л. добавил еще "Воспоминания Ийона Тихого", к к-рым относятся р-зы: "Странные ящики профессора Коркорана" (1960; др. - "Из воспоминаний Йона Тихого. I"; рус. 1963), "Изобретатель вечности" (1960; др. - "Из воспоминаний Йона Тихого. II"; рус. 1962 - "Бессмертная душа"), "Заботы изобретателя" (1960; др. - "Из воспоминаний Йона Тихого. III"; рус. 1962 - "Пропавшая машина времени"), "Из воспоминаний Йона Тихого. IV" (1961; рус. 1963), "Из воспоминаний Йона Тихого. V ("Стиральная трагедия")" (1962; рус. 1962), "Клиника доктора Влипердиуса" (1964; рус. 1965; др. - "Учреждение доктора Влипердиуса", "Заведение доктора Влипердиуса", "Санаторий доктора Влипедриуса"), "Доктор Диагор" (1964; рус. 1967), "Спасем Космос! Открытое письмо Йона Тихого" (1964; рус. сокр. 1964; доп. 1965), а также посвященная проблемам биологии и эволюции повесть "Формула Лимфатера" (1961; рус. 1962; 1963); все эти произв. посвящены разл. фантаст. изобретениям. и открытиям (а также их авторам - эксцентричным ученым). Примыкают к циклу 4 пьесы о компаньоне Йона Тихого и его издателе - проф. Тарантоге: "Странный гость профессора Тарантоги" (1963; рус. 1965), "Путешествия профессора Тарантоги" (1963; рус. 1964), "Черная комната профессора Тарантоги" (1963; рус. 1968), "Приемные часы профессора Тарантоги" (1975; рус. 1987).

В произв. о Йоне Тихом последних десятилетий заметно желание Л. использовать полюбившегося героя просто как удобный сюжетный мостик (узнаваемый и не требующий серьезной разработки) к нов. проблемам и темам, волнующим писателя. Герой повести "Профессор А.Донда" (1976; рус. 1988) - очередной "безумный" ученый (чья судьба пересеклась с линией Йона Тихого), открывший "информационную бомбу", не предвещающую ничего хорошего совр. технол. цивилизации. Повесть "Футурологический конгресс" (фрагм. 1970; 1971; рус. фрагм. 1972 - "Конгресс футурологов"; 1987) представляет собой остроумную эскападу на тему выдуманной Л.-философом фантоматики (предшественницы "виртуальной реальности" нынешних "киберпанков"), - призванную осчастливить об-во, но в результате случайного "опытного использования" приводящая человечество, погруженного в сладостный галлюциногенный дурман и не замечающее приближения глобальной катастрофы, к вырождению. В романе "Осмотр на месте" (1982; рус. фрагм. 1988 - "В Институте Облагораживания Среды"; 1990) Йон Тихий инспектирует планету, на к-рой уже однажды побывал ("Путешествие четырнадцатое"), и воочию наблюдает результат еще одной попытки построения технол. утопии. Созданная с помощью микрочипов, распыленных в атмосфере, "этикосфера" служит надежной защитой от каких бы то ни было преступлений - однако это всего лишь "этический протез", не способный осчастливить людей против их воли. Одно из последних худож. произв. Л., также относящееся к "Воспоминаниям Йона Тихого", - роман "Мир на Земле" (нем. 1986 - ФРГ; 1987 - Польша; рус. 1988; 1988) - посвящено перспективам нов. систем оружия, разрабатываемых на Луне. Ряд ранних "Воспоминаний Йона Тихого" в рус. переводах составил сб. "Формула Лимфатера" (1963); все они, вместе с нов. (включая крупные произв.), объединены в сб. "Из воспоминаний Йона Тихого" (1990).

Др. поп. цикл Л. - "Кибериада", начатый в 1963 г. и продолжающийся по сей день, посвящен вселенной роботов и киберорганизмов (хотя в ряде р-зов человек присутствует под именем "бледнотик") и представляет собой остроумную интеллектуальную пародию на эволюцию, религию, саму НФ лит-ру; успех циклу принес изящно стилизованный язык мифа и фольклора. Р-зы цикла, ряд к-рых объединен забавными героями - кибернетическими "богами"-Конструкторами Трурлем и Клапауциусом, составили сб. - "Книга роботов" (1961), "Сказки роботов" (1964), "Кибериада" (1965); переводы на рус. яз. частично представлены в сб. "Непобедимый. Кибериада" (1967) и "Охота на Сэтавра" (1965). Кибернетический камуфляж этого оригинального мира НФ не скрывает "антропоцентричности" всей затеи, только на первый взгляд кажущейся лит. "игрой ума": сатирически показать мир людей со стороны. В поздних р-зах цикла - "Альтруизин, или Правдивое повествование о том, как отшельник Добриций космос пожелал осчастливить и что из этого вышло" (1965; рус. 1969; 1990), "Блаженный" (1971; рус. 1989; 1990) и "Повторение" (1976; рус. 1979; 1990) - Л. вновь обращает сатирические стрелы на технократический утопизм, демонстрируя очередные фиаско т.н. "фелицитологии" - науки "осчастливливания" .

На рус. яз. переведены также р-зы этого цикла:

"Альтруизин" (1965, рус. 1989),

"Воспитание Цифруши" (1974, доп. 1976; рус. 1993),

"Как Микромил и Гигациан разбеганию туманностей начало положили" (19.., рус. 1964),

"Как Эрг Самовозбудитель бледнотника победил" (19.., рус. 1964; др. - "Как Эрг Самовозбудитель бледнотника одолел"),

"О королевиче Феррицее и королевне Кристалле" (1965, рус. 1989, 1990),

"Сказка о короле Мурдасе" (1963, рус. 1988, 1990),

"Сказка о трех машинах-рассказчицах короля Гениалона" (19.., рус. 1993),

"Сокровища короля Бискаляра" (19.., рус. 1965, 1993),

"Урановые уши" (19.., рус. 1964, 1993).

Наконец, еще одним любимым "серийным" персонажем Л. стал космич. навигатор Пиркс из одноим. цикла. Действие р-зов и повестей о Пирксе, написанных в 1959-71 гг. и составивших сб. "Рассказы о пилоте Пирксе" (1968), разворачивается в близком. будущем на Земле и в Солнечной системе; ряд ранних р-зов включен в сб. "Вторжение с Альдебарана" (1959; рус. 1960); рус. переводы включены также в сб. - "Охота на Сэтавра" (1965), "Навигатор Пиркс. Голос Неба" (1971). В произв. цикла автор задался целью проследить професс. эволюцию героя, для чего постоянно ставит его в экстремальные условия, позволяющие Пирксу раскрыться с неожиданных сторон - и как человеку, и как профессионалу. Выделяется повесть "Дознание" (1968; рус. 1970; др. - "Суд"), представляющая собой образец детективной НФ, в к-рой Пиркс "тестирует" професс. пригодность космонавта-андроида, заодно выявляя принципиальное отличие того от человека; экранизирован; р-з "Условный рефлекс" (1963; рус. 1963; 1965; др. - "Лунная ночь"). В одном из последних произв. Л., романе "Фиаско" (1987), посвященного проблеме контакта, Пиркс погибает, хотя автор оставляет для себя спасительную "лазейку" к будущему воскрешению любимого персонажа.

"Внесерийные" НФ р-зы и повести Л. составили сб. - "Сезам" (1955), "Встреча на орбите" (1962), "Охота" (1965), "Спасем космос" (1966), "Маска" (1976). Одно из худож. наиб. совершенных произв. писателя - короткая повесть "Маска" (1974; рус. 1976; 1990) - представляет собой емкую и стилистически выверенную (под готический роман) историю "обретения себя", самопознания героини - созданной для уничтожения дерзкого ученого машины -убийцы, к к-рой вместе с искусственным интеллектом и личностью пришла любовь к своей жертве. Также выделяются: р-з "Правда" (1964; рус. 1966), в к-ром представлен интересный образец "энергетической" внеземной жизни, остроумный памфлет на тему будущей трансплантации и киборгизации - р-з "Существуете ли вы, мистер Джонс?" (1955; рус. 1957); позже переделан в киносценарий - "Слоеный пирог" (1971; рус. 1972; др. - "Бутерброд", "Мозаика"); а также пьеса "Верный робот" (1963, рус. 1965) . Кроме того, на рус. яз. переведены р-зы: "Автоинтервью" (1962; рус. 1964), "Вторжение с Альдебарана" (1958; рус. 1960; др. - "Вторжение") , "Два молодых человека" (1965; рус. 1965), "Друг" (1958; рус. 1960), "Exodus" (1959; рус. 1960), "Клиент бога" (1954; рус. 1960) , "Крыса в лабиринте" (1956; рус. 1963), "Молот" (1959; рус. 1960), "Одна минута" (1984; рус. 1988), "Провокация" (1984; рус. 1990; 1990 - Израиль), "137 секунд" (19..; рус. 1973), "Темнота и плесень" (1959; рус. 1960), "Хрустальный шар" (1954; рус. 1960), "ЭДИП" (1954; рус. 1955). Ряд переводов включен в сб. "Маска" (1990).

Значителен вклад Л. в разработку такой традиционной (и во мн. ставшей расхожим сюжетным клише) темы НФ, как контакт с иным Разумом: в произв. писателя это не утопическая идиллия и не тривиальная дилемма "воевать-торговать", но прежде всего филос., психол. и нравственная драма, концептуальный переворот, затрагивающий и подвергающий переосмыслению самые основы человеческой цивилизации и культуры. Крылатая фраза Л. "Среди звезд нас ждет Неизвестное" нашла худож. воплощение в значительных романах писателя 1960-х гг. - "Эдем" (1958; 1959; рус. 1966; 1967), "Солярис" (1961; рус. фрагм. 1962; сокр. 1963; доп. 1976); на рус. яз. оба романа (второй - в сокр. варианте) объединены в один том - "Солярис. Эдем" (1973); "Непобедимый" (1963; 1964; рус. 1964). В этих книгах представлены разл. варианты неудавшегося контакта с иными, абсолютно не похожими на земную, космич. цивилизациями. Л. сумел зримо представить необычные образцы внеземной (разумной) жизни: в "Эдеме" - это жертвы неудачной попытки биол. реконструкции; в "Солярисе" - планета-океан, единый разум, один из самых запоминающихся миров НФ; в "Непобедимом" - киберцивилизация электронных "мушек", объединяющихся в своего рода коллективный разум; - и доказательно обосновать возможность существования подобных экзотических гомеостатов. Однако столь же убедительной для читателя остается загадочность и непредсказуемость их поведения, мотивов и поступков.

Вершиной тв-ва Л. и всей совр. НФ мн. критики считают роман "Солярис", своеобразно экранизированный А.Тарковским, худож. и филос. значение к-рого не ограничивается проблемой контакта. Гигантский одинокий разум во Вселенной, занятый непостижимой планетарной. инженерией, пытающийся протянуть "ниточку понимания" к исследующим его земным ученым - путем посылки к ним "фантомов", людей во плоти и крови, сконструированных на основе информации, выуженной из подсознания землян (и приносящих тем унижения, драмы, трагедии), - это не только естественнонауч. проблемы "соляристики" . Благодаря НФ приему, Л. ставит серьезные филос. и нравственные проблемы, среди к-рых не последнее место занимает "земная" проблема совести, моральной ответственности, искаженное зеркало-напоминание о к-рых земляне неожиданно нашли в космосе. Исследователи неоднократно отмечали и метафиз., теологический контекст романа; не случайно полн. вариант перевода на рус. яз., содержащий глубокие и парадоксальные размышления автора о "боге-младенце", "боге, не ведающем что творит", "боге-неудачнике" , вышел с большим запозданием - в сб. "Избранное" (1976).

Для Л. характерно постоянное возвращение к старым собственным произв., но на качественно нов. уровне. Утопический мир далекого будущего, ничем не напоминающий мир "Магелланова облака", предстает взору астронавта, вернувшегося после долгих скитаний среди звезд на Землю, в романе "Возвращение со звезд" (1961; рус. сокр. 1965; доп.1991); на рус. яз. роман впервые изд. в одном томе со "Звездными дневниками Йона Тихого" - сб. "Звездные дневники Йона Тихого. Возвращение со звезд" (1965). Ослепительные города, россыпь фантаст. изобретений и открытий, из к-рых самое значительное - "бетризация" (поголовное профилактическое устранение центров агрессии в сознании человека), избавившая мир от войн и преступлений, фантоматика, заменившая собой искусство, спорт и досуг и в значительной мере секс и эротику, - все эти технол. чудеса "дивного нов. мира" скрывают обязательную изнанку всякой утопии: плату за спокойствие и процветание. С изчезновением заложенной в генах агрессивности об-во необратимо покидают и др. характерные черты homo sapiens: риск, предприимчивость, способность к самопожертвованию, науч. поиск, романтика неизведанного; духовно "жиреющее" человечество обречено на деградацию. Др. вариант соц. деградации, проистекающей от самоизоляции об-ва и превращающей его существование в фантом, миф, представлен в романе "Дневник, найденный в ванне" (1961; рус. 1995), написанном в духе Ф.Кафки и содержащем элементы антиутопии и абсурдистской НФ. Из др. значительных романов Л. 1960-х гг. можно отметить "Глас Божий" (1968; рус. 1970 - "Голос Неба"), характеризующий нов. этап в тв-ве писателя, когда прозаика все в большей мере начинает вытеснять эссеист-философ. Сюжетная линия - расшифровка учеными сигналов от иного космич. разума - служит для Л. лишь средством поразмышлять о совр. цивилизации (находящейся, по мнению автора, в младенческом возрасте), о проблеме коммуникаций, языка общения, границах науч. познания и т.п. проблемах.

Начав уже в 1970-х гг. испытывать постоянный "интеллектуальный цейтнот" - невозможность адекватно, в худож. образах отразить все проблемы, волнующие Л.-мыслителя, стремление ускорить их передачу читателю (а заодно и расширить границы традиционной НФ) - подтолкнул Л.-писателя к активному поиску нов. лит. форм. Эти поиски воплотились в оригинальном жанре, в к-ром уже успешно творил высоко почитаемый Л. Х.Борхес: рец., авторефераты, предисловия, отклики на ненаписанные книги, а также отд. фрагм. из них. Отд. подобные соч., если и не могут быть безоговорочно названы "худож. лит-рой", все же представляют собой яркие примеры смелой и раскрепощенной (но "взнузданной" логикой, науч. методологией, обильно сдобренной юмором) мысли; все они объединены в сб. - "Идеальный вакуум" (1971), "Мнимое величие" (1971). Особенно выделяются: "Культура как ошибка" (1970; рус. 1976) , "Новая космогония" (1971; рус. 1976) , "Альфред Целлерман "Группенфюрер Луи XVI" (1970; рус. 1972) , "Sexplosion" (1973; рус. 1988, 1990) , "Экстелопедия Вестранда в 44 магнитомах" (1973; рус. 1978, 1990), "Эрунтика" (1973; рус. 1975) ; ссылка на "отрецензированную" книгу - "Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция кверх тормашками" (1986; рус. 1990 - "Системы оружия двадцать первого века") содержится в романе Л. - "Мир на Земле" ; длинный фрагм. "Голем XIV" (1973; рус. 1980), представляющий собой часть обращения к человечеству супер-компьютера - мессии, позже переписана в отд. книгу - "Голем XIV" (1981). На рус. яз. также переведены: "Гигамеш Патрика Хэннэхэма" (1970; рус. 1974), "Перикалипсис" Иоахима Ферзенгельда" (1971; рус. 1973; 1990), "Do yourself a book" (1971; рус. 1979; 1979; др. - "Пишите книги сами"), "Куно Млатье "Одисей из Итаки"(1970; рус. 1972), "Предприятие Быт" (1970; рус. 1972; др. - "Э.Уэйнрайт. "Being inc."), "Ц.Коуска. "De impossibilitate vitae; De impossibilitate prognoscendi" (1971; рус. 1971; 1990; др. - "О книге Бенедикта Коуски "Предисловие к автобиографии", "Еще одна рецензия").

Особняком в тв-ве Л. стоят "онтологические детективы", соединяющие детективную НФ и интеллектуальное "расследование" филос. романа (в к-ром разыскивается не преступник, а науч. истина) - ранний роман "Расследование" (1959; рус. 1989; 1990; др. - "Следствие") и одна из последних повестей, "Насморк" (1976; рус. 1978; 1982). В этих произв. внешняя сюжетная канва - расследование цепи странных явлений, наводящих на мысль о наличии сверхъестественного (воскрешение мертвецов, загадочные смерти без видимых причин) - является только фоном для др. "следствия" - науч., приводящего ученого к выводам, противоречащим совр. представлениям науки и философии; в "Насморке" тайну раскрывает не детектив, а астронавт, отд. чертами характера напоминающий пилота Пиркса.
Крупные НФ произв. Л. в рус. переводах объединены также в сб. - "Романы" (1978), "Избранное" (1981), "Магелланово облако. Солярис" (1987), "Солярис. Непобедимый. Звездные дневники" (1988).

С НФ тв-вом Л. органически связана и его филос. и литературоведческая эссеистика, в науч. работах писателя можно найти истоки мн. фантаст. тем и сюжетов, позже перекочевавших в худож. книги. Л. является автором 4-х фундаментальных работ: "Диалоги" (1957) - о системах управления и кибернетических принципах; "Сумма технологии" (1962-63; 1964; рус. 1968) о путях развития цивилизации в далеком будущем, возможных тупиках на ее пути и многообещающих направлениях, в частности, фантоматики; "Философия случая" (1968) - о культуре и этике технол. цивилизаций. Наконец, это объемное 2-томное исследование (проведенное, в осн., методами структурного анализа) совр. зап. НФ - "Фантастика и футурология" (1970); последняя книга, а также ряд литературоведческих статей Л., остро критиковавшие сюжетный примитивизм и общую "благостно-местническую" атмосферу в амер. НФ, привели к скандальному исключению Л. из Ассоциации американских писателей-фантастов (что в свою очередь привело к выходу - (в знак протеста) - из нее таких авторов, как М.Муркок и У.Ле Гуин).

Информация предоставлена
Службой заказа книг по Интеренет

Из Польши Лем Станислав завоевал любовь читателей всего мира произведениями в жанре научно-философской фантастики. Писатель стал лауреатом многих польских и зарубежных премий, в их числе и государственные премии Австрии, Польши, премия имени Кафки. А также он стал кавалером Ордена обладателем почётным доктором нескольких университетов. Великолепный фильм "Солярис" создан по одноимённому произведению, которое написал Станислав Лем.

Биография

Родился необыкновенный фантаст в польском городе Львове в сентябре 1921 года в семье уважаемого львовянами врача. Окончил мужскую гимназию в сентябре 1939 года. И тогда же Львов стал советским городом. Лем Станислав хотел изучать технические науки, но поступить в политехнический вуз ему не удалось. С помощью отца он был устроен в медицинский и начал учиться там безо всякого энтузиазма.

Через два года Львов стал немецким городом, и учебные заведения прекратили свою работу. Он был не так прост, будущий писатель. Явно еврейское происхождение делало его жизнь в оккупации полной ежеминутной опасности. Он мог попасть в гетто и умереть там, как это случилось с практически всей львовской интеллигенцией. Документы, правда, удалось выправить, по которым и устроился Лем Станислав механиком в немецкую фирму по переработке металла. В 1944 году Львов снова стал польским городом, и будущий писатель продолжил обучение в медицинском институте.

В Польшу

Однако в 1946 году Львов снова стал советским городом, где недобитые остатки бандеровских банд вырезали польское население под корень - целыми сёлами, да и в городах было очень неспокойно. Поляки в ответ на своей территории крушили украинские сёла.

Поэтому Иосиф Сталин решил эти вопросы методом репатриации. В течение нескольких суток почти все поляки с западной Украины выехали в Польшу, а почти все украинцы из Польши - в западную Украину. Лем Станислав тоже попал в это великое переселение и продолжил учёбу уже в Краковском университете - на медицинском факультете, к которому не стал относиться иначе.

Начало

Даже последние экзамены сдавать не стал, получив только сертификат, но не диплом. Может потому, что боялся заняться нелюбимым делом, а может - от армии "откосил", потому что с дипломом пришлось бы ему делать карьеру военного врача. Устроился он в 1948 году после окончания вуза в научную лабораторию младшим ассистентом и был этому очень рад.

Его уже не привлекала никакая работа, кроме одной, и это уже была не инженерия. С 1946 он начал публиковать свои фантастические сочинения, то есть стал писателем. Станислав Лем, фото которого теперь наверняка видел каждый, а многие и постоянно держат его на своём письменном столе, именно в тот момент нашёл в себе то, что искал.

"Человек с Марса" и "Астронавты"

Первый его роман Czlowiek z Marsa был напечатан в Nowy Swiat Przygod - еженедельном журнале. Читатели прониклись замыслом, буквально с первых произведений Станислав Лем стал писателем в Польше культовым, хотя большая книга появилась не так скоро.

Это был уже 1951 год, когда почти мгновенно исчезали с прилавков только что изданные его Astronauci ("Астронавты"). Писал теперь Станислав Лем, отзывы о произведениях которого пестрили уже на страницах всей периодики мира, практически не переставая.

Нет покоя

Много Лем путешествовал по Германии, Чехословакии. Часто ездил и в Советский Союз, хотя не любил его никогда ни в малейшей степени, ни при одном политическом строе (а повидал практически все). Впрочем, когда очень надо было, говорил и писал, что и любит, и уважает...

В 1982 году, когда снова запахло в Польше войной, Станислав Лем, цитаты из произведений которого уже использовали люди вне зависимости от гражданства, места жительства, пола и возраста, переехал в Австрию, хотя ему в тот момент обрадовалась бы любая страна. Дожил до восьмидесяти четырёх лет, несмотря на треволнения первой половины жизни. Однако, сердце имел нездоровое, отчего и умер в марте 2006 года.

Стиль

Станислав Лем, произведения которого говорят чаще всего о несостоявшемся общении человечества и внеземных цивилизаций, много писал и о технологиях будущего. Поздние сочинения отмечены идеализацией общественных устремлений, близки к жанру утопии, где человеку скучно из-за технологического переразвития.

Тексты насыщены юмором, сатирой, философией. Острословы из любителей фантастики, которых очаровал Станислав Лем, цитаты из "Звёздных дневников Ийона Тихого", например, используют повсеместно на протяжении многих десятков лет. Не напрасно писатель увлекался не только фантастикой, но и футурологией.

Слава

Книги Лема переведены более чем на сорок языков, продано их тоже чрезвычайно много - далеко за тридцать миллионов экземпляров. Сделано более двадцати экранизаций по его произведениям, среди которых основная часть снята Польшей и СССР, однако наряду с ними отметились Чехословакия, Германия, Англия, США и даже Азербайджан. Лучшей из картин является, разумеется, "Солярис", снятая Тарковским, хотя Станислав Лем, лучшие произведения которого были и приняты и поняты в СССР, недостаточно оценил этот шедевр. Более того, обозвал Тарковского "идиотом" за неверно переданную основную мысль.

Однако на одноимённый американский фильм с Клуни вообще только поморщился. И правда, там основных мыслей вообще как таковых нет. Лем всячески не любил и критиковал до той степени, что был изгнан из Американского общества научной фантастики. Не признавая Брэдбери и Шекли, Кларка и Азимова, он хорошо отзывался только о Стругацких, особенно хвалил "Пикник на обочине". Ему даже казалось странным, что это написал не он.

Словарь

Станислав Лем - писатель, которому присуще словотворчество. Количество неологизмов, им созданных и использующихся последователями, перевалило за девять тысяч. Более всего повезло в этом отношении полякам и русским. Переводчики трудились над произведениями Лема очень талантливые, да и близость языков переводу способствовала, поэтому мы можем в полной мере насладиться юмором писателя.

Переводам на неславянские языки повезло гораздо меньше, вряд ли столько же удовольствия от чтения произведений Станислава Лема смогут получить американцы или французы. Наверное, без объяснений понятно, что за лекарство - "альтруизин", что за помещение - "бесильня", за что разумные роботы назвали человека "бледнотиком" и чем "бумба" и "блюмба" отличаются от обычной бомбы. И прекрасный термин - "лживотные", сразу ясно - синтетические. Не менее остроумны и "постымент" с "сепульками".

Писатель очень метко и остроумно облачает свои мысли в слова: "Машина, тупая, бесхитростная, неспособная пораскинуть умом, делает, что прикажут. А смышлёная сначала соображает, что выгоднее: решить предложенную задачу или попробовать от неё отвертеться?". "Границы моральной ответственности гораздо шире сферы действия судебных кодексов". "Суть старости в том, что приобретаешь опыт, которым нельзя воспользоваться".

Тематика

Вместе с такой тонкостью языковых образов поражает и широта охвата творчеством вселенских реалий и не реалий: и утопии, и антиутопии, и лёгкие сказочки про космос, и тяжёлая альтернативное настоящее и сильно замутнённое будущее, мирок за углом, полный наркоманского дурмана, и победившее человечество, покорившее вселенную...

И всюду рассыпаны определённые меты, заставляющие читателя мыслить, причём необязательно так, как предположительно думал Станислав Лем. Библиография его настолько обширна, что даёт возможность остановиться только на самых знаковых произведениях.

"137 секунд"

Это классический рассказ в жанре научной фантастики, где идея служит главным действующим лицом - это суперпроницательная компьютерная сеть. Футурология, которой во многих произведениях придерживался автор, предстаёт здесь в аспектах предвидения, предсказывания пока ненаступивших событий. Сюжет непритязательный, но компенсирован философскими проблемами, например, как время отражается в сознании человека. Время предстаёт измерением наиболее сложным для восприятия.

"Абсолютная пустота"

Этот цикл написан от первого лица, где автор выступает в роли литературного критика, который рецензирует ненаписанные произведения. Очень много философии, юмора, дерзкой сатиры по отношению даже к собственным представлениям о мире, в котором литературный герой обитает. Это книга о напрасных мечтаниях и течении великих мыслей в абсолютную пустоту, поскольку именно там находится всё несбывшееся.

"Альтруизин"

Даже среди роботов встречаются отшельники, если это фантастическое повествование. Некто Добриций, робот-отшельник, в пустыне размышлял шестьдесят семь долгих лет, а затем решил осчастливить ближних. Тогда его товарищ конструктор Клапауций рассказал интереснейшую историю из жизни энэсэрцев, тех самых, что достигли НСР (наивысшая ступень развития). Они тоже когда-то возжелали весь мир осчастливить - богатствами, сытостью, избытком добра. И что из этого вышло? Счастье каждый понимает по-своему...

"Возвращение со звезд"

Этот роман вряд ли обладает той чистотой жанра, которая обычно присуща автору. Это не фантастика по большому счёту, скорее наоборот: проблематика его касается социологии, экологии, взаимоотношений природы и человека. По следам Герберта Уэллса ("Машина времени") Станислав Лем поднимает тему адаптации человечества в окружающей среде, когда герой попадает в эпоху, на тысячи лет отстоящую от той, где он родился. Здесь тоже присутствуют и ирония, и серьёзные отношения, и фантастика, и реальность, и сарказм, и фантасмагория. Здесь нет космических кораблей, но есть многогранность и непредсказуемость человеческой психологии.

"Воспитание Цифруши"

Клапауцию стало не до Трурля, ректор университета - хлопотная должность, и Трурль в тоске сконструировал машинку, назвал Цифрушей и начал её воспитывать. Скука постепенно ушла, Трурль занимался делом и перестал чувствовать себя одиноким. Однако случилось так, что в процессе воспитания появилась брешь, поскольку подряд три метеорита упали в сад Трурля, где проходили его занятия с Цифрушей, которые оказались хвостом ледяной кометы, пролетевшей мимо. В этих метеоритах оказались нежданные гости: робот-барабанщик, барабан и андроид, у которого в руке зажат стакан с ядом. Трурль с Цифрушей немедленно разморозили и оживили своих гостей, а потом выслушали интересные истории...

Станислав Лем - польский писатель-фантаст, жанр - научно-философская фантастика. Станислав Лем родился 12 сентября 1921 во Львове, в семье врача-ларинголога.

(Станислав Лем родился вероятнее всего 13 сентября 1921 года... Однако, в свидетельство о рождении записали дату 12 сентября, чтобы в соответствии с суеверием избежать несчастья.

Лем в письме к Виргилиюсу Чепайтису от 6 апреля 1985 пишет, что истинной датой его рождения было вероятнее всего 13 сентября, но в свидетельство о рождении записали предыдущий день, чтобы в соответствии с суеверием избежать несчастья.)

«В четыре года я научился писать. Толком, правда, это умение использовать не мог. Первое письмо, которое я написал отцу из Сколе, куда ездил со своей мамой, представляло собой небольшое описание моих приключений в настоящем деревенском туалете. Да-да, том самом - с дыркой в деревянном полу. Кое-что я, правда, упоминать не стал. В эту самую дырку я выкинул связку ключей нашего хозяина…» («Станислав Лем о себе») С 1932 учился во II мужской гимназии им. K. S. Szajnochy, в 1939 получил аттестат о среднем образовании.

В 1939-1941 учился во Львовском медицинском институте, в который «попал окольной дорогой, потому как сперва сдавал экзамен на политехнику, которую считал намного более интересной. Экзамен сдал успешно, но, будучи представителем „неправильного социального класса“ (отец - зажиточный ларинголог, то есть буржуа) меня не приняли… Отец использовал свои связи и с помощью профессора Парнаса, известного биохимика, меня пристроили изучать медицину, без малейшего энтузиазма с моей стороны.» («Станислав Лем о себе»). Во время немецкой оккупации Станислав Лем работал помощником механика и сварщиком в гаражах германской фирмы, занимавшейся переработкой сырья. В 1944, когда Советская армия повторно пришла во Львов, Лем продолжил обучение в медицинском институте. В 1946 Львов перестал принадлежать Польше, и Станислав, в рамках акции репатриации, переехал в Краков, где так же стал изучать медицину. В 1948 окончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове (Wydziale Medycznym Uniwersytetu Jagiellonskiego). Станислав Лем получил сертификат о завершении медицинского образования, но отказался сдавать последние экзамены, чтобы избежать карьеры военного врача. В 1948-1950 Лем работал младшим ассистентом в Konwersatorium Naukoznawczym.

С 1946 начал печататься. Первый роман Лема «Человек с Марса» (Czlowiek z Marsa) был напечатан в еженедельном журнале «Nowy Swiat Przygod». В 1951 была напечатана первая научно-фантастическая книга Станислава Лема - «Астронавты» (Astronauci). В 1953 Лем женился на докторе Барбаре Лесняк. «…Я познакомился с ней, кажется, в 1950-ом, и после 2-х или 3-х лет осады, она приняла мое предложение. У нас тогда еще не было собственного жилья: я ютился в крошечной комнатке, стены которой были покрыты плесенью, супруга же, собираясь закончить медицинское образование, жила со своей сестрой на улице Сарего…» («Станислав Лем о себе»). Ездил в Восточную Германию, в Прагу, в Советский Союз. В 1982, после ввода военного положения в Польше, Станислав Лем покинул родину. В 1983 переехал в Вену. В 1988 вернулся в Польшу. В 90-х Лем в основном писал футурологические прогнозы, сотрудничал с католическим еженедельником «Tygodnik Powszechy», с ежемесячником «Odra», с польской версией журнала «PC Magazine».

В 1973 Американское Сообщество Научных Фантастов (Science Fiction Writers of America) признало литературные достижения Станислава Лема, однако в рядах этого Сообщества Лем пробыл довольно не долго: за критические высказывания по поводу низкого уровня американской научной фантастики он был исключен. После исключения Лема, Майкл Муркок и Урсула Ле Гуин в знак протеста потребовали и своей «отставки». Станислав Лем - член Польской Ассоциации Писателей и Polish Pen-Club, почетный доктор Вроцлавского политехнического института, член PAU (Polska Akademia Umiejetnosci; 1994), лауреат многих национальных и зарубежных премий, в том числе Государственной премии ПНР (Polish state prizes; 1976), Государственной премии Австрии (Austrian State Prize for the European Culture; 1986), лауреат премии Франца Кафки, Кавалер Ордена Белого Орла (The Medal of the White Eagle; 1996), обладатель нескольких ученых степеней (Warsaw Polytechnic, Opole University, University of Lvov, Jagiellonian University). С 1972 года Станислав Лем являлся членом комитета «Польша 2000», действующего под протекторатом Польской Академии Наук.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры