Little Big: «Если хочешь изменить страну, приходится ее показывать именно такой. Илья Прусикин (Ильич) – биография, фото, песни, жена, дети, клипы, рост, вес

Главная / Развод

Российская певица и актриса Олимпия Ивлева , известна как участница музыкального проекта Little Big и исполнительница главной роли в фильме «Лили ».

Биография Олимпии

Олимпия (коротко просто Липа) родилась в 1990 году. Окончила Институт специальной педагогики и психологии. Занималась организацией праздников.Сегодня она живет в Санкт-Петербурге, где выступает в составе группы Little Big в качестве вокалистки.

В 2017 году Олимпия впервые попала на съемочную площадку в качестве актрисы фильма. Она стала главной героиней фильма «Лили», где сыграла девушку с небольшим ростом, которая выступает в труппе бродячего цирка.

«Я очень счастлива, что смогла стать частью этого и безумно благодарна каждому, кто был к этому причастен! С гордостью заявляю, что это тот проект, в котором есть душа, в котором есть любовь. Я буду скучать».

Олимпия работала вместе с такими актерами, как Сергей Баталов , Юлия Серина , Илья Малаков , Сергей Газаров и др.

У Олимпии много общего с героиней фильма: как и Лили, она в детстве подвергалась насмешкам со стороны других детей, зато сейчас имеет бессчетное количество поклонников.

«Я никогда не акцентировала внимание ни себя, ни других людей на моем росте, и в большинстве случаев всегда находила общий язык с людьми, которые меня окружали. Впервые я столкнулась с этим только тогда, когда в моей жизни появились дети, известные своей жестокостью и непониманием в младшем подростковом возрасте в школе».

По словам самой Олимпии, ее рост никогда не казался ей самой дискомфортным, и других людей она «измеряет» не в сантиметрах. Единственное, что представляет собой сложность – это высокие барные стойки и ограничения по росту в парке аттракционов.

Приветствую гостей и постоянных читателей сайта сайт . Итак, ютубер и музыкант Илья Прусикин , более известен как Ильич , впервые увидел свет в 8-го апреля 1985 года. С детства был творческим ребенком.
Родители, разглядев стремление своего сына к искусству, отдали его в музыкальное образовательное учреждение по классу фортепиано.
После получения среднего образования Илья учился на психолога-педагога.
Уже с подросткового возраста Прусикин состоял в различных музыкальных группах. Одной из первых была Tenkorr, получившая некоторую известность в России. Коллектив играл жанре "рок" и даже выпустил несколько пластинок.



Также наш герой имел опыт работы с группами Like A Virgin, St. Bastards и Construktorr, которые играли в различных направлениях - от гранджа, глэм-рока до нью рейва и хардкора.



В период работы музыкантом, группам Ильи рано или поздно приходилось выпускать видеоработы к своим песням. Как правило, большую часть клипов ребята делали сами, именно отсюда и появилось стремление к видеомейкерству. Пожалуй, первая известная работа Ильича на видеохостинге YouTube стала "Гаффи Гаф Шоу", сделанная совместно с Владимиром Бесединым. Проект имел социально-юмористический подтекст и был стилизован под детскую передачу.


Шоу Гаффи Гаф: 1 сезон / 1 выпуск (2011)


Позже, вдохновившись иностранной серией роликов "Epic Rap Battles", наш герой запускает российский аналог "Великая рэп битва" на ресурсе "Спасибо, Ева!"



Также Прусикин был одним из создателей веб-сериала "Полицейские будни", в котором снялись на то время топовые российские видеомейкеры, среди которых , Денис Кукояка, Сэм Никель и др.


Полицейские Будни: 1 эпизод, 1 сезон (2012)


В 2013-ом начал сотрудничеством с из "Успешной Группы", создав с ним объединение "КликКлакБэнд", где парни читают рэп от имени школьников, которые хотят казаться крутыми.



В том же году создает рейв-коллектив "Little Big". Особенность группы - это показ в сатирической манере того, как иностранцы видят русский народ. "Литл Биг" получил известность и далеко за пределами России, благодаря скандальным видеоклипам к своим песням, набирающие миллионы просмотров на видеохостинге YouTube.


LITTLE BIG - Everyday I"m drinking (2013)


Ильич - настоящий старожил российского сегмента Ютуб. За его спиной огромное число реализованных проектов, будем надеяться, что это не предел для талантливого петербуржца. Группа «Little Big» – самое яркое и неординарное явление на современной российской музыкальной сцене. Мощная рейв-энергетика в творчестве Little Big подкрепляется тщательно продуманным имиджем участников, сатиричными текстами с «клюквой» (прим.редакции) и отсылками к массовой культуре, а каждый клип группы – шедевр, заслуживающий отдельного внимания. Хотя ей долго пришлось открещиваться от ярлыка «русских „Die Antwoord“», коллектив все же доказал свою самобытность.

Своим успехом коллектив во многом обязан фронтмену и идейному вдохновителю Илье Прусикину, более известному в интернет-пространстве как Ильич, который был признан самым влиятельным персонажем русского YouTube по итогам 2016 года. «Более отбитых, чем мы, не бывает», – так характеризует свое детище музыкант.

История создания группы

Основатель «Little Big» Илья Прусикин с раннего детства отличался незаурядными творческими способностями, окончил музыкальную школу по классу фортепьяно, а в подростковом возрасте увлекся роком. С шестнадцати лет он выступал в различных группах и перепробовал массу музыкальных стилей, в том числе был фронтменом эмо-группы Tenkorr. После школы Илья поступил учиться на психолога, что помогло ему освоить механизмы влияния медиа на массовое сознание и вникнуть во все тонкости рекламного бизнеса. Параллельно он снимал видеоклипы и сотрудничал с видеоблогерами, а вскоре и сам запустил несколько оригинальных и весьма успешных проектов в YouTube.


Идея создания группы «Little Big» родилась спонтанно, после неожиданного успеха клипа на песню «Everyday I"m Drinking», который Ильич снимал совместно с Алиной Пязок, его верным партнером по YouTube-проектам. Ролик был снят на высшем уровне и высмеивал стереотипы и России, но при этом показывал и жизнь в России без прикрас, с алкоголизмом, нищетой, гопниками и унылыми комнатами в коммуналках.

Little Big – Everyday I"m Drinking

На таком контрасте ролик получил вирусный эффект (за первый день его посмотрели более ста тысяч человек, что стало лучшим показателем за 2013 год), и хотя группы как таковой еще не было, Ильичу предложили выступить на разогреве у южноафриканской zef-группы «Die Antwoord» в петербургском клубе A2. Всего за месяц до концерта участники новоиспеченного коллектива написали шесть песен, которые с восторгом были встречены питерской публикой.


Словом, 1 апреля 2013 года (дата выхода клипа) стало официальным днем рождения нового музыкального коллектива. В его состав, помимо Ильича, вошли Сергей Макаров, он же бас-гитарист группы «Джейн Эйр» Gokk, фронтмен Jane Air Антон Лиссов (именно он носит маску Злого Клоуна) и две миниатюрные девушки Анна Каст и Олимпия Ивлева, которые своим ростом «спровоцировали» название коллектива. Вскоре из-за творческих разногласий коллектив покинула Анна, ее место заняла Софья Таюрская.


Основные этапы творчества

На все новые треки были сняты видеоклипы, которые не уступали по эпатажу и креативности «Everyday I"m Drinking». Сценарии роликов придумывал Ильич, а режиссером по-прежнему выступала Алина Пязок. Благодаря этому каждый новый клип коллектива становился эпатажным арт-объектом, вызывавшим широкий спектр эмоций у поклонников. Ради этого участники группы были готовы на любую выходку, как например, поедание опарышей в клипе на песню «Life in Da Trash», который стал одним из самых дорогих в русском сегменте YouTube.

Little Big – Life in da trash

Через год «Little Big» выпустили дебютный альбом «With Russia From Love», который вызвал бурную и весьма неоднозначную реакцию публики, впрочем, как и все остальное творчество коллектива.


Благодаря широкой популярности англоязычных клипов на YouTube группа стала желанным гостем за рубежом и вскоре отправилась в международный гастрольный тур. Их творчество особенно пришлось по душе жителям Франции и Голландии, где музыкантов неизменно ждал теплый прием. «Little Big» стали постоянными участниками престижных европейских музыкальных фестивалей, где выступали на одной сцене с такими мировыми знаменитостями, как Snoop Dogg и Skrillex .


В 2015 свет увидел второй альбом группы «Funeral Rave» (похоронный рэйв), который насторожил своим названием поклонников коллектива. Многие посчитали, что таким образом музыканты намекают на завершение творческой деятельности, однако Ильич быстро развеял эти предположения. Он сообщил, что так их музыкальный стиль окрестили в зарубежной прессе, а в ближайших планах группы «прокачать» весь мир и заставить говорить о себе во всех уголках планеты.


Два весьма экстравагантных клипа на песни из этого альбома были отмечены на Berlin Music Video Awards: иронизирующий над современной поп-культурой ролик на песню «Big Dick», отличающийся гипертрофированным сексуальным подтекстом, и «Give Me Your Money», который можно было охарактеризовать одной фразой – «сельское лакшери». Следом вышел яркий клип «Hateful love», в съемках которого приняла участие фотограф и модель

Little Big – петербургская рейв-группа, известная своими неоднозначными и дерзкими клипами не только в России, но и за рубежом. Илья Прусикин (Ильич), Сергей Макаров (Gokk), Анна Каст и Олимпия Ивлева позиционируют себя не как музыкальную группу, а как целую коллаборацию из музыкантов, моделей, видеомейкеров, гримёров, клоуна-миллионера и писателя. Таким составом за год существования они уже выпустили пять клипов и один полноценный альбом.

Gokk: Наш альбом вышел 15 марта, а 22 марта будет только презентация. Так что реакция уже есть, и она, понятно, неоднозначная: одни хвалят, а вторые пишут: «Да как вы можете? Вы позорите мать-Россию». Даже те, кто считают альбом отвратительным, делают репосты и говорят о нём своим друзьям. Значит, равнодушных нет, а это главное. Кстати, в альбоме буквально две песни такого стёбного содержания, остальные – это отличные истории про страну и наших друзей.

О любимых треках

Ильич: «Freedom» – это трек о бессмысленности войны, когда просто стравливают людей и говорят им драться за передел сфер влияния или ресурсы. Мне действительно это непонятно: как люди могут идти друг на друга – миллион на миллион, хотя ни с той, ни с другой стороны личного вреда никто не причинял?

И не надо думать, будто эта песня – ответ нынешней политической ситуации. Потому что так было всегда – всегда были эти бессмысленные войны.

Gokk: У меня самая любимая песня с альбома – это «My way». Трек такой душевный, про всех нас, наших друзей, с кем мы делаем нашу историю, сочиняем музыку, снимаем клипы, просто проводим время вместе и стараемся сделать лучше себя и этот мир.

Анна Каст на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord
Сергей Макаров (Gokk) на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord
Олимпия Ивлева на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord

Илья Прусикин (Ильич) на съёмках видеоприглашения на концерт Die Antwoord

О своей аудитории

Gokk: Мы смотрели статистику посещаемости нашей группы: 63% – это люди старше 18 лет. То есть совсем юная аудитория – это всего 30 с копейками процентов. Большинство – от 18 до 25, дальше те, кому около тридцатника и после 50.

Ильич: Без шуток, мы хотим стать мировыми звездами. Если получится, отлично. У нас уже есть мировая аудитория, по количеству примерно такая же, как и в России. Много людей нас слушают во Франции, Германии, Голландии. Ещё есть аудитория в Канаде и Австралии. Первый клип разошёлся больше во Франции, чем здесь.

Претензии обычно поступают как раз от тех, кто сам приезжает за границу и блюёт в бассейне

Об их и нашем восприятии

Gokk: Иностранцы воспринимают наши клипы и песни, в первую очередь, как здоровую сатиру, а вот российская публика не всегда адекватно реагирует. Некоторые говорят, будто мы выставляем русских в дурном свете. Претензии обычно поступают как раз от тех, кто сам приезжает за границу и блюёт в бассейне. Как будто они послушали наш альбом и сказали: «Пойду-ка я блевать в бассейн».

Олимпия Ивлева на съёмках видео Everyday I’m drinking

О стереотипах

Ильич: В наши песнях и клипах обыгрываются только уже существующие стереотипы, и ничего нового мы не придумали и не добавили – Россия всё делает за нас. Это русский человек своим поведением оскорбляет страну и себя, и с такими людьми я ничего общего иметь не хочу. Мы над этим только стебёмся.

А вообще эти стереотипы – они же бредовые: с одной стороны, правдивые, но в тот же момент и преувеличенные. И мы хотим их довести до такого абсурда, чтобы однажды они просто исчезли. Наши зарубежные поклонники посмотрят клипы и скажут: «Ну что за хрень, всё на самом деле не так, это же Россия. Там все умные, книжки читают». Но это всё равно будет стереотип, только наоборот: у нас же огромное количество неграмотных людей. Так что как бы мы ни хотели, мы всё равно будем врать.

Нас регулярно сравнивают с Die Antwoord – в основном, из-за причёски Ильи

О русских людях

Ильич: Главная проблема России была и будет – это люди. 80% всё устраивает, и они ничего не делают, живут как животные. А если поехать в регионы, то это вообще безумие. Беда – это не дороги, это всего лишь следствие, от которого не избавиться, пока люди не изменятся.

И чиновники – это обычные люди, которые родились в Советском Союзе. Они точно такие же, как и все мы, только стали богатыми. Политики – это полное отражение нашего общества. И если эти 80%, которые гнобят власть, бухают и ничего не хотят менять в своей жизни, поставить на место тех чиновников, мы всё равно получим нынешнюю Россию.

О сравнениях с Die Antwoord

Gokk: Нас регулярно сравнивают с Die Antwoord – в основном, из-за причёски Ильи. Только он с ней ходит с 2009 года, а у Ниндзи она появилась гораздо позже. И музыка разная, и стиль, но вот из-за причёски надо обязательно сказать, что мы похожи. Людям нужно и удобно сравнивать нас с ними по этому ничтожному внешнему сходству, ну и ладно.

Вообще Die Antwoord – отличные ребята, в прошлом году мы выступали у них на разогреве в Петербурге и это было очень круто. Мы познакомились, пофоткались, они позвали нас в гости. Может, соберемся и запишем вместе что-нибудь крутое.

О концерте

Gokk: Все, кто нас смотрит и слушает в интернете, обязательно должны прийти на концерт и увидеть всё это вживую. Сейчас мы делаем крутую программу с инсталляциями, свет и звук будут на высоком уровне. Мы хотим, чтобы и нам было прикольно играть, и остальным понравилось. И, кстати, со всеми, кто придёт на концерт, собираемся снять крутую массовую сцену.

Концерт Little Big в поддержку дебютного альбома пройдёт 22 марта в 20:00 вклубе «Космонавт». Стоимость билетов – от 600 рублей. Подробности можно узнать по телефону (812) 303–33–33.

- Почему у группы «Хлеб» билеты на концерт по 900 рублей, а у вас по 1800?

А я не знаю. Я не имею отношения к организации концерта.

С участниками «Хлеба» - ютьюберами, с успехом занявшимися музыкой, - вы вышли из одного медиа «Спасибо», Ева!».

В то время было всего две площадки - Caramba Media и «Спасибо», Ева!». Надо было к кому-то примыкать. В «Спасибо», Ева!» было больше творчества. Я хотел делать такого рода шоу, но не знал, что существует видеоблогинг. Видите, в чем сейчас главная проблема новых видеоблогеров, - они знают, что могут стать звездой и зарабатывать много денег. Это их цель. А в 2010-м невозможно было зарабатывать. Видеоблогинга не было, рынка не было. Был Мэддисон, но я и о нем не знал.

- Видеоблогеры действительно зарабатывают так много денег?

Много, очень много.

- Квартиру на них можно купить?

Кто-то может. И в открытую говорит, что много зарабатывает, - Саша Спилберг, например.

Первое видео группы Little Big «Everyday Iʼm Drinking» вышло в апреле 2013-го и оказалось таким популярным, что Илье Прусикину и его коллегам пришлось продолжать. Помимо музыки у Ильича много занятий - он актер, видеоблогер, режиссер, сценарист, криэйтор и просто популярный персонаж российской YouTube-сцены.

Есть две точки зрения. Первая, что русский YouTube - это как русский MTV конца 90-х, он делает музыкантов звездами, и именно тут люди, которые что-то говорят в камеру (тогда виджеи, сейчас видеоблогеры), становятся известны на всю страну. Вторая точка зрения - что русский YouTube превратился в говносборник. Вам какая ближе?

Ну все-таки сейчас все развивается, новые форматы появляются, да и продакшен в интернете становится лучше, чем на телевидении. Какой же это говносборник? Наоборот.

- Видеоблогинг позволяет перепрыгнуть в телевизор?

Конечно. Есть примеры - те же ребята из «Хлеба». Когда мы сделали сериал «Полицейские будни», нас всех позвали на ТНТ, и ребята остались там. Сейчас зовут всюду и очень активно. Но я не вижу смысла.

- Потому что ваш контент не для телевизора?

Всегда можно сделать и для телевизора. Но это требует много времени. Телепроект требует 2–3 месяца, в течение которых я больше ничем своим заниматься не смог бы. Но если бы предлагали очень большие деньги, об этом еще можно было бы подумать. А так… На телевидении самые простые шутки, не жесткие, вызывают реакцию «воу, воу, это нельзя». Из-за этого многие сериалы выглядят ни туда ни сюда. Можно было бы дожать, но не дожимают. Не из-за того, что там плохие люди работают, просто они в рамках. То же HBO выпускает самые крутые сериалы, потому что у них нет цензуры. Можно затрагивать любые темы. Cериал «На грани», где членов американского правительства показывают круглыми идиотами, у нас бы отвергли на этапе обсуждения идеи. Принесли бы синопсис, а нам бы сказали: «Ребята, вы дураки?»

- Как выглядит ваш рабочий график?

Он полностью забит. Сейчас мы в туре, . Возвращаешься - сразу какие-то съемки, монтаж, брифы новые. Свободного времени у нас нет вообще. Мы договорились, что на январь уезжаем отдыхать, а до этого только работаем.

До появления Little Big у Прусикина было еще по меньшей мере пять музыкальных проектов. Самый ранний из них - эмо-группа Tenkorr. Узнать Ильича в герое клипа «Верю» крайне сложно.

- Кто придумал снять клип «Everyday Iʼm Drinking», после которого вас узнали?

Его, как и все следующие клипы, снимали мы с Алиной Пязок. Работали вдвоем, но помогало очень много людей. В истории Little Big вообще много случайностей - просто снимали видос на 1 апреля. Получилось, что он выстрелил. И все стали говорить: «Может, вы группу сделаете?» Но группы все равно могло не быть, если бы нас не позвали на разогрев к Die Antwoord. Мы такие: «Воу-воу, у нас нет песен». «Но у вас есть месяц». И мы написали шесть песен, сняли клипы, они разошлись. Никто не думал, что мы будем на этих песнях зарабатывать. Так вышло.

- Вы прямо так и ставили себе задачу - снимать клюкву про Россию, которая хорошо зайдет на Западе?

Мы хотели сделать мировой вирус. Мы взяли все стереотипы о России - вы нас такими видите? Окей. Самое смешное, что люди в Европе понимают, что мы смеемся над ними. Но в России люди…

-…уверены, что вы порочите страну?

Да. … [ненормальные]! Или спрашивают: «Раз вы за Россию, то почему вы по-русски не поете?» Да потому, что мы на мир работаем. Зачем славить Россию в России? У меня есть сверхидея, я хочу, чтобы русская группа стала мировой. И я рад, что получается доказать людям, которые уверяют, что невозможно стать популярным там, потому что мы русские и никому не нужны. Русские ребята смотрят на это и понимают, что они не говно.

Вышедший в начале года «Big Dick» с его 20 миллионами просмотров - самый популярный клип Little Big. Редакцию «Афиши Daily» он тогда вдохновил на публикацию листинга самых отвратительных видео петербургского проекта.

- Дурацкий вопрос - как вы решаете, о чем будет следующая песня?

Само как-то. Например, нам говорят: «У всех есть песни, какие они крутые, почему у вас нет? Все же меряются письками». И мы не стали ходить вокруг да около, а написали песню «Big Dick». Это стеб над мировой поп-культурой.

- Что вы делали, чтобы получить концерты за границей?

К нам сами стали обращаться. Два года назад нас начали приглашать , Бельгию. Сначала у нас был букер из Франции, сейчас нами занимается немецкое агентство. С ним нас свел барабанщик Guano Apes, который очень любит Little Big. И сборы там в самом деле были выше, чем в России. Но за последний год ситуация выровнялась - в России тоже начались солд-ауты. Думаю, что это последние клипы «Big Dick» и «Hateful Love» так сработали.

У клипа «Hateful Love» очень глянцевая картинка, эмтивишная. Когда-то у таких клипов были непомерные бюджеты. Как сейчас?

Есть такой маленький секрет: главное не сколько ты потратишь денег, главное - идея. И умение ее реализовать. Умение - это самое дорогое. Мы просто научились делать все, вот эта большая команда - группа единомышленников, которые изначально просто хотели делать. А в результате объединились в большой профессиональный союз. Для других наша работа стоит дорого, для себя мы можем сделать почти бесплатно. «Big Dick» мы просто сняли дома за 3–4 дня. Мы купили фоны, и еще у нас был бюджет на камеры, свет и реквизит - не скажу, что это дорого было. Для «Hateful Love» мы сняли помещение, сами выставили циклораму, ну и все.

- Где вы учились этому?

Учился на ходу. Я по образованию вообще психолог. А вышло так, что я криэйтор, режиссер, а теперь еще и музыкант. Делать вирусы я тоже учился на практике - разбирался, что нужно делать, чтобы удивить, как искать пересечения между разными поколениями и социальными группами. Когда любишь свое занятие, учишься быстро. Наш продакшен за несколько лет стал на один уровень с телевизионным, а иногда даже выше. Считается, что там профессионалы, которые всю жизнь этому посвятили. Просто это не мы такие крутые, это они не очень мотивированные.

- Вам как музыкантам телевизор нужен?

Нет, телевизионные ротации давно ни на что не влияют. Остался только штучный продукт - вроде «Вечернего Урганта», в остальном же YouTube давно впереди.

- Вы готовы в таком случае, что цензура и прочее регулирование контента скоро придут к вам?

Было бы глупо этого не делать. Медиа всегда должны быть под контролем. Представляешь, у блогера миллион людей, которые следуют за ним?

- Почему сразу следуют? Просто смотрят.

У 14-летних лояльность почти стопроцентная. Что бы популярный блогер ни сказал, все принимают за чистую монету. И представь, что он начинает нацизм пропагандировать. Я считаю, что цензуры как таковой быть не должно, но контроль обязан быть.

- Приставить к вам комиссию пузатых дядек?

У нас приняли закон об уголовной ответственности за репост - это надо изменить, ведь любого под это можно подвести. Но если сажать людей за то, за что стоит сажать людей, то все будет нормально.

«Hateful Love»

- Когда смотришь клип , сначала долго не понимаешь - это опять пародия или все искренне?

Это тоже сделано для европейцев, для остального мира. Есть политика, но давайте ее отставим в сторону и посмотрим на нашу страну, какая она есть. Но опять нашлись недовольные - «вы были такими ублюдками, насмехались над Россией, а сейчас ее любите?»

- Какие книги или фильмы, с вашей точки зрения, точнее всего объясняют нашу страну?

Я не видел таких.

- Может быть, «Брат»?

Не думаю, что он отражает русских. Его главный герой - недалекий гопник. Да, есть такие, но есть и другие.

- Вы много обыгрывали стереотипы о России…

У нас всего несколько таких клипов.

- Нет, все-таки их было достаточно много, плюс шоу с Томми Кэшем про русских в Америке - вы на эту педаль . Нужно ли было для этого как-то специально изучать страну, ее людей?

В Европе мы встретили выходцев из России, они внуки русских эмигрантов, называют себя русскими. Я говорю: «Нет, ты не русский. Русский - это состояние души». Происхождение не так важно, у меня польско-еврейские корни. Нужно родиться здесь и прожить лет 20–30, чтобы понять весь этот … [бардак]. Когда ты в … [бардаке] живешь всю жизнь, но адаптируешься к нему - и в принципе тебя все устраивает. Вот это русский.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры