Образ и характеристика ванюшки в рассказе судьба человека шолохов сочинение. Cочинение «Какую идейную нагрузку несёт образ Ванюшки в рассказе "Судьба человека" Значение встречи андрея соколова с ваней

Главная / Развод

1. Какие черты характера Андрея Соколова проявились в данном фрагменте?
2. Какую роль в приведённом фрагменте играют художественные детали?

А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий – пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей – не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, а Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают и я, – ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...»
Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...
Он на полуслове резко оборвал рассказ, и в наступившей тишине я услышал, как у него что-то клокочет и булькает в горле. Чужое волнение передалось и мне. Искоса взглянул я на рассказчика, но ни единой слезинки не увидел в его словно бы мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы...
– Не надо, друг, не вспоминай! – тихо проговорил я, но он, наверное, не слышал моих слов и, каким-то огромным усилием воли поборов волнение, вдруг сказал охрипшим, странно изменившимся голосом:
– До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!..
Он снова и надолго замолчал. Пытался свернуть папиросу, но газетная бумага рвалась, табак сыпался на колени. Наконец он всё же кое-как сделал кручонку, несколько раз жадно затянулся и, покашливая, продолжал:
– Оторвался я от Ирины, взял её лицо в ладони, целую, а у неё губы, как лёд. С детишками попрощался, бегу к вагону, уже на ходу вскочил на подножку. Поезд взял с места тихо-тихо; проезжать мне – мимо своих. Гляжу, детишки мои осиротелые в кучку сбились, руками мне машут, хотят улыбаться, а оно не выходит. А Ирина прижала руки к груди; губы белые, как мел, что-то она ими шепчет, смотрит на меня, не сморгнёт, а сама вся вперёд клонится, будто хочет шагнуть против сильного ветра... Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широко раскрытые глаза, полные слёз... По большей части такой я её и во сне всегда вижу... Зачем я её тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...
(М.А. Шолохов. «Судьба человека»)

В самом начале 1957 года на страницах «Правды» Шолохов опубликовал рассказ «Судьба человека». В нем он рассказал о полной лишений и тяжких испытаний жизни рядового, обыкновенного русского человека Андрея Соколова. Жил он до войны в мире и достатке, делил со своим народом его радости и горести. Вот как он рассказывает о своей довоенной жизни: «Работал я эти десять лет и день, и ночь. Зарабатывал хорошо, и жили мы не хуже людей. И дети радовали: все трое учились на «отлично», а старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в центральной газете писали... За десять лет скопили мы немножко деньжонок и перед войной поставили себе домишко об двух комнатах, с кладовкой и коридорчиком. Ирина купила двух коз. Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке».

Война разрушила счастье его семьи, как разрушила она и счастье многих других семей. Ужасы фашистского плена вдали от родины, гибель самых родных и близких людей тяжело легли на душу солдата Соколова. Вспоминая тяжелые годы на войне, Андрей Соколов говорит: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать... Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь... Били запросто, для того чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев...»

Все выдержал Андрей Соколов, так как одна вера поддерживала его: война кончится, и он вернется к своим близким и родным людям, ведь его так ждала Ирина с детьми. Из письма соседа Андрей Соколов узнает, что Ирина и дочери погибли во время бомбежки, когда немцы бомбили авиазавод. «Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс», - вот что осталось от былого семейного благополучия. Одна надежда- сын Анатолий, который успешно воевал, получил шесть орденов и медалей. «И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю, и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить...» - говорит Андрей. Но и этим мечтам Андрея Соколова не суждено было сбыться. Девятого мая, в День Победы, убил Анатолия немецкий снайпер. «Так похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось...» - рассказывает Андрей Соколов.

Остался он совсем один на целом белом свете. Тяжелое неизбывное горе, казалось, навсегда поселилось в его сердце. Шолохов, познакомившись с Андреем Соколовым, обращай’! внимание на его глаза: «Видали вы когда-нибудь, глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной, смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Так и смотрит на окружающий мир Соколов глазами, «словно присыпанными пеплом». С его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Нету и не дождусь!»

Глубоким лиризмом проникнут рассказ Соколова о событии, которое перевернуло всю его жизнь - встрече с одиноким, несчастным мальчиком у дверей чайной: «Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки - как звездочки ночью после дождя!» А когда Соколов узнает, что у мальчика отец погиб на фронте, мать убило во время бомбежки и никого у него нет, и жить негде, закипело у него на душе и решил он: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети. И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло».

Так нашли друг друга два одиноких, несчастных, покалеченных войной человека. Они стали нужны друг другу. Когда Андрей Соколов сказал мальчику, что он его отец, то тот кинулся к нему шею, стал целовать в щеки, в губы, в лоб, звонко и тонко кричать: «Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Забота о мальчике стала самым главным в его жизни. Сердце, которое закаменело от горя, стало мягче. На глазах изменился мальчик: чистый, подстриженный, одетый в чистую и новую одежду, он радовал глаза не только Соколова, но и окружающих. Ванюшка старался быть постоянно с отцом, не расставался с ним ни на минуту. Горячая любовь к приемному сыну переполняла сердце Соколова: «Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того становится радостно на душе, что и словами не скажешь!»

Встреча Андрея Соколова и Ванюши возродила их к новой жизни, спасла от одиночества и тоски, наполнила жизнь Андрея глубоким смыслом. Казалось, после понесенных потерь, кончена его жизнь. Жизнь «исказнила» человека, но’ не смогла его сломить, убить в нем живую душу. Уже в начале рассказа Шолохов дает почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и открытым, скромным и нежным. Простой труженик и солдат, Андрей Соколов воплощает в себе лучшие человеческие черты, обнаруживает глубокий ум, тонкую наблюдательность, мудрость и гуманность.

Рассказ вызывает не только сочувствие и сострадание, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его души, веру в необъятные возможности человека, если это настоящий человек. Именно таким и предстает Андрей Соколов, и автор отдает ему и свою любовь, и уважение, и мужественную гордость, когда с верой в справедливость и разум истории он произносит: «И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Враги сожгли родную хату,
Сгубили всю его семью.
Куда ж теперь идти солдату,
Кому нести печаль свою?
М. В. Исаковский

«Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком плену Андрей Соколов показал себя мужественным и стойким солдатом, но по характеру он человек очень мирный. В плену ему всё время снилась семья, во сне он разговаривал с женой Ириной и детьми: «... я вернусь, мои родные, не горюйте обо мне, я крепкий, я выживу, и опять мы будем все вместе...». Так мысли о семье помогали ему выжить в фашистском лагере. Через два года, вернувшись из плена домой, он услышал от соседа рассказ о гибели жены и дочерей при бомбёжке. Но был жив его старший сын Анатолий, и Андрей Соколов опять стал мечтать о семейной жизни, как после войны женит сына и будет нянчить внуков. Его сын погиб вдень Победы от пули немецкого снайпера, и похоронил отец «в чужой, немецкой земле последнюю радость и надежду». Таким образом, за годы войны Андрей Соколов потерял всё, чем дорожил в жизни: жену, детей, дом.

Жениться в другой раз герой не мог, так как по характеру был однолюб. Этот сдержанный и суровый человек нежно любил свою жену: «Со стороны глядеть - не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на неё глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней её, не было и не будет!». Соколов воплощает в себе активное, творческое начало: жить только для себя, своими страданиями и тяжёлыми военными воспоминаниями герой не мог - не такой характер. Подобная концепция личности близка писателю: именно герой с мужественным и великодушным характером может противостоять трагическим историческим событиям. Андрею Соколову надо заботиться о других, отдавать себя людям, любить. Поэтому он сразу обратил внимание на беспризорного малыша у чайной, разглядел его «глазёнки», такие ясные, «как звёздочки после дождя». Примечательно следующее обстоятельство: Ванюшка несколько дней жил возле чайной, где обедали местные шофёры; много взрослых людей видели этого мальчика, кормившегося подачками и объедками, но пригрел его только Андрей Соколов. Мальчика усыновил человек с подорванным здоровьем, без дома, без жены, а, например, не бездетный друг Андрея Соколова, у которого в Урюпинске есть дом и жена-хозяйка.

Ребёнок спас героя от одиночества и отчаяния, жизнь осиротевшего взрослого человека «осмыслилась», то есть получила достойную цель, вполне соответствующую его характеру и убеждениям. Андрей Соколов подарил мальчику отцовскую любовь, о которой ребёнок так мечтал. Жизнь маленького сироты, трагичная в самом начале, выправилась, благодаря случайной встрече у чайной. Так отец и сын, осиротевшие, порознь пропадающие, обрели общую судьбу.

Шолохов оценивает Андрея Соколова как истинного героя не только потому, что солдат выжил в тяжелейших условиях фронта и лагеря, но ещё и потому, что сумел сохранить в себе доброту, сочувствие чужим страданиям и желание помочь слабым. Забота о Ванюшке стала достойным содержанием жизни главного героя. Ребёнок, а также весенний пейзаж становятся символами неоста-новимости жизни, символами надежды. Когда Андрей Соколов и Ванюшка подходят к сидящему у переправы автору, тот быстро сравнивает их внешний вид. Отец - высокий, сутулый, небрежно одетый в прожжённый ватник; мальчик - маленький, одетый в аккуратно зашитую курточку и маленькие сапожки. У одного - «большие чёрствые руки»; у другого - «розовые ручонки». У взрослого - в глазах смертная тоска, от которой автору сделалось не по себе; у маленького - взгляд доверчивый, наивно-ясный.

Начиная свою исповедь, Андрей Соколов отсылает Ванюшку к воде поиграть, и ребёнок практически выпадает из поля зрения автора, захваченного рассказом случайного собеседника. Но к концу исповеди тема обездоленного и спасённого детства выдвигается на первый план, так как через отношение к ребёнку Шолохов проверяет душевные качества взрослых героев - Андрея Соколова и автора. Андрей Соколов боится, что может умереть от сердечного приступа и мальчик опять останется сиротой, а автор отворачивается, чтобы Ванюшка не испугался слёз седою «дяди».

Подводя итог, следует отметить, что главным в «Судьбе человека» является трагический пафос, который пронизывает весь рассказ. Судьбы детей, обездоленных (Ванюшка) или убитых (родные дети Андрея Соколова), являются ярким доказательством бесчеловечности войны. Живым проклятием войне становится судьба главного героя рассказа. Даже тогда, когда Андрей Соколов находит нового сына, happy end не получается: герой каждую ночь видит во сне жену Ирину и родных детей и чувствует, что его здоровье ухудшается с каждым днём.

Это предчувствие трагического конца сложным образом переплетается с любимой идеей Шолохова о непременном, несмотря ни на что, торжестве жизни над смертью. Утверждая свой оптимистический взгляд на мир, в финалах самых трагических произведений писатель изображает весну и ребёнка - символы жизни. На последней странице романа «Тихий Дон» совершенно опустошённый, призывающий смерть как избавление, Григорий Мелехов стоит у порога родного дома и держит на руках своего сына Мишатку. В «Судьбе человека» Андрей Соколов идёт к причалившей лодке, а рядом семенит Ванюшка, его приёмный, но горячо любимый сын.

    Литература о войне - это память народа о грозных и трагических годах. Эту память несут в себе повести В. В. Быкова, Б. Л. Васильева, А. И. Адамовича и многие другие произведения. Книги о войне напоминают, какой дорогой ценой досталась победа и в какой...

    Фольклорные элементы поэтики "Судьбы человека" внешне мотивированы тем, что Соколов - выходец из трудового народа - носитель его сознания. Но их "густота", частота, а главное - разножанровость превращают его частный, личный голос...

  1. Новое!

    Михаил Шолохов властно вошёл в XX век со своими идеями, образами и населил литературу живыми человеческими характерами. Они пришли словно из самой жизни, ещё дымящейся пожарищами войн, развороченной бурными переменами революции. Силой своего великого...

  2. Новое!

    Рассказ «Судьба человека» Шолохов посвя­тил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Ле­вицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принес в издательство рукопись «Тихого Дона». Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы...

От общения с Фёдором Бондарчуком у Павла Полунина остались плохие воспоминания

В 1959 году история беспризорника Ванюшки, которого в кинодраме Сергея БОНДАРЧУКА «Судьба человека» достоверно сыграл Павел ПОЛУНИН, тронула всех. 19 января нынешнего года он отпраздновал 60-летие. «Экспресс газета» поздравила Павла Евгеньевича с юбилеем и узнала, как сложилась его жизнь после съемок в классике отечественного кино.

В солидном мужчине сегодня сложно узнать чумазого пацаненка, каким мы запомнили его в фильме. Однако годы не отняли у Павла Полунина детскую непосредственность и доброту. В этом мы убедились сами, заглянув к нему и его приветливой супруге в гости в уютную «однушку» в центре Железнодорожного.

Мы с женой живем скромно, но я всегда старался, чтобы семья ни в чем не нуждалась, - начал разговор повзрослевший «Ванюшка». - За жизнь сменил много профессий: начинал учеником слесаря, инженером работал, секретарем в обкоме комсомола, завотделом в бюро молодежного туризма. В середине 2000-х попал под сокращение. Торговал автозапчастями, потом устроился в такси.
- У вас был хороший старт для того, чтобы стать актером.
- В «Судьбу человека» я попал легко, хотя на роль Ванюшки было много претендентов. Когда Бондарчук отчаялся найти подходящего мальчишку, мой отец - тогда студент ВГИКа - предложил меня. Это была первая режиссерская работа Сергея Федоровича, и он часто консультировался с самим Шолоховым. Перед съемками мы приехали в станицу Вешенская. Шолохов сразу спросил, кто будет играть мальчонку. Меня вывели из строя,писатель подошел, потрепал по волосам и сказал: «Посмотрим, какой из тебя выйдет Ванюшка». Одобрил, значит. Кстати, помните момент, когда Ванюшка с Соколовым бегут по разливу с цветущими яблонями? На самом деле яблони отцвели еще до съемок, а Дон уже ушел в русло. Чтобы снять красивую сцену, группе пришлось рубить деревья и к каждой веточке приделывать бумажные цветы.

Вам ведь и шести лет тогда не было, как справлялись?
- Самым сложным было запомнить текст. Я еще не умел читать, поэтому заучивал роль на слух, со слов мамы. Помог и сам Бондарчук: всюду возил меня с собой, даже если сцен с моим участием не снимали. Мама с отцом в то время жили не очень дружно, и мужского воспитания мне не хватало. Сергей Федорович смог расположить меня к себе, наверное, поэтому сцена встречи Соколова и Ванюшки, когда мальчик кричит: «Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!» - вышла так убедительно.
- Сняли с первого раза?
- Бондарчук применил интересный кинематографический трюк: обычно режиссер сначала снимает, а потом идет озвучивание, а здесь наоборот - сперва записали звук, а потом изображение. Для этого меня вместе со звукооператором на два часа вывезли в степь.

Для ребенка сняться в кино - всегда приключение. Много открытий сделали для себя?
- Со мной разговаривали как с настоящим актером, а вот капризничать не позволяли - мама быстро на место ставила. Правда, один раз Сергей Федорович довел меня до слез: забраковал головной убор, который мне дали на съемку, - слишком чистый для беспризорника. Рядом толпились местные пацаны. Бондарчук подошел к одному, отдал мою фуражку, а мне на голову нахлобучил засаленную кепку. От обиды я разревелся.
- Вы очень убедительно изображали оборвыша, подбирающего арбузные корки у чайной.
- Тогда я не понимал, о чем фильм. Эпизод у чайной мы снимали под Воронежем. Меня облачили в лохмотья, включили камеру, и тут к Бондарчуку подошла местная жительница: «Что же это у вас ребенок такой бедненький и голодный? Возьмите, мы с бабами кое-что ему собрали - одежонку, пирогов напекли». Это было так трогательно. После войны прошло совсем немного времени, однако люди не очерствели душой и были готовы отдать последнее.

А как натурально вы суп уплетали в кадре!
- Перед съемками эпизода Бондарчук позвал мою маму и предупредил, что сцена серьезная - я должен сыграть так, будто меня два дня не кормили. Можете себе представить: во время съемок я с аппетитом смолотил двухлитровую кастрюлю рассольника! Бондарчук был шокирован. «Ты что, и вправду его не кормила?» - обратился он к маме. На самом деле рассольник был очень вкусный - до сих пор его люблю.
- На что потратили гонорар за роль Ванюшки?
- Во время съемок я зарабатывал больше, чем сейчас. Оклад был 1000 рублей. Мама, как «воспитатель малолетнего актера», получала 800. Это были приличные деньги - булочка стоила семь копеек. На те деньги мама прикупила мне новую одежду и все, что необходимо, к школе.


Одноклассники вам завидовали?
- Нет, но когда наш класс собрались переводить в другую школу, по каким-то причинам перешли все ребята, кроме меня. Одноклассники посчитали, что меня оставили по блату, поэтому частенько за это поколачивали. Я недолго мелькал на экране. После «Судьбы человека» снялся еще в десяти фильмах («Аннушка», «Первое свидание», «Друзья и годы» и др. - А. К.), а потом наступила ломка голоса, характера. В несколько фильмов меня пробовали, но не брали. Например, пробы в картину «Вождь краснокожих» провалил из-за слишком доброго взгляда: режиссеру нужен был звереныш, который взрослому дяде мог за шиворот картошку запихнуть, да еще и пинка выписать. В «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элем Климов выбирал между мною и Виктором Косых. А вот в «Гиперболоид инженера Гарина» меня мама не пустила: там по сюжету мальчика убивают лазерным лучом - плохая примета.

На этом ваша актерская карьера закончилась?
- После школы я пытался поступить во ВГИК, но провалил экзамены и пошел в армию. Кичиться своей работой в кино я не стал и сказал родителям, что попробую самостоятельно поступить на актерский. К тому же после развода с отцом мама вышла замуж за Евгения Полунина, который дал мне свою фамилию, - в титрах к «Судьбе человека» я значился как Паша Борискин, так что фамилия Полунин никому ни о чем не говорила. Отслужив, еще дважды пробовал поступить, но не вышло. На третий раз подключилась мама: она каким-то образом договорилась с Бондарчуком, чтобы тот на меня посмотрел. Мы встретились во ВГИКе, Сергей Федорович завел меня в зал, где сидела госкомиссия, и попросил прочесть что-нибудь. Я растерялся: «Думал, вы спросите, как моя жизнь сложилась, поинтересуетесь моими делами». Вышел из зала - и закрыл для себя путь в кинематограф. Но я об этом не жалею.


С Сергеем Федоровичем Бондарчуком больше не виделись?
- Еще один раз в 1984 году на 25-летии фильма. Завод имени Лихачева выдвинул «Судьбу человека» на соискание Государственной премии. Мы приехали туда, выступили и разошлись. Тогда мне был 31 год. А в 2009-м нас с супругой пригласили в Вешенскую на празднование 104-й годовщины со дня рождения Михаила Шолохова. Я не был на той земле полвека, но, приехав, вспомнил все - даже то, где когда-то находились овчарня и курятник. А вот от общения с сыном Бондарчука - Федором у меня остались плохие воспоминания. Когда фильму исполнилось 45 лет, я ему позвонил. Федор ответил сухо: «Я этими вопросами не занимаюсь, обратитесь к кому-нибудь другому». Видимо, был занят длинноногими девицами - в то время он вел передачу «Ты - супермодель». Я рассудил так: уж если родному сыну ничего не надо, я-то зачем буду лезть?

Ванюшка – мальчик-сирота лет пяти-шести из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека». Автор не сразу дает портретную характеристику этого персонажа. Он совершенно неожиданно появляется в жизни Андрея Соколова – человека, прошедшего всю войну и потерявшего всех родных. Его и не заметишь сразу: «он лежал на земле смирнехонько, прикорнув под угловатой рогожей». Затем постепенно раскрываются отдельные детали его внешности: «русая кудрявая головка», «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Ванюшка – это «ангельская душа». Он доверчив, любознателен и добр. Этот маленький ребенок уже успел многое испытать, научился вздыхать. Он – круглая сирота. Мать Ванюшки умерла во время эвакуации, была убита бомбой в поезде, а отец погиб на фронте.

Андрей Соколов сказал ему, что он и есть его отец, чему Ваня сразу же поверил и несказанно обрадовался. Он умел искренне радоваться даже мелочам. Красоту звездного неба он сравнивает с роем пчел. У этого обездоленного войной ребенка рано сложился мужественный и сострадательный характер. При этом автор подчеркивает, что всего лишь маленький уязвимый ребенок, который после смерти родителей ночует, где попало, завалялся весь в пыли и грязи. Его искренняя радость и восклицательные предложения свидетельствуют о том, что он истосковался по человеческому теплу. Несмотря на то, что он почти не участвует в разговоре «отца» и рассказчика, он внимательно ко всему прислушивается и приглядывается. Образ Ванюшки и его появление помогают лучше понять сущность главного героя – Андрея Соколова.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры