«Преступление и наказание»: история создания, жанр, особенности композиции. Жанровое своеобразие романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание Преступление и наказание род жанр

Главная / Развод

Роман «Преступление и наказание» - роман об абсолютной ценности человеч. личности. Это роман соц-философский, религиозно-нравств., идеологический. Роман вышел в 1866 г. Это была эпоха, когда старые нравственные законы были отвергнуты обществом, а новые – еще не сформировались. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа. Д. смог показать весь ужас этой потери. Р-н «ПиН» обладает рядом особенных черт: 1) Идеологический р-н (Раскольников – герой-идеолог, эта идея становится его страстью и определяющей чертой его л-сти). 2) Абвивалентность сознания ГГ (в нем сочетаются противоположные начала, добра и зла; Р. – не заурядный убийца, а честный и одаренный чел. с философским складом ума, вставший на ложный путь, увлекшийся ложной теорией). 3) Диалогизм повествования . Всегда присутствует спор и защита своей позиции (Два главных героя романа - Раскольников и Соня образуют два полюса. Полюс Раскольникова представляет Наполеоновскую идею, бесчеловечную и антигуманную: Сонин полюс - Христова идея, идея прощения. Они между собой находятся в отношении двойничества-антогонизма. Оба преступники (убийца и блудница). Они оба жертвы социального зла. Именно потому Раскольников тянется к Соне, она для него символизирует иное общественное и нравственное явление. Теория Р. символиз-т духовную смерть человека. Соня Мармеладова дает возможность Р. ощутить кризис и неправомерность своей теории. Она – носитель подлинной веры в романе, явл. выразителем авторской позиции. Для нее чел-к – высшая ценность на земле. Соня считает, что Р. совершил преступление п/д Богом, п/д землей, п/д русским народом, поэтому и отправляет его искать спасения и возрождения среди людей. Р. видит, что религия, вера в Бога – единственное, что у нее осталось. Для Д. в понятии Бог слиты представления о высших началах бытия: вечной красоте, справедливости и любви. И герой приходит к выводу, что Бог – воплощение гуманности.). 4) Полифонический р-н (слияние разных голосов, точек зрения в одну полную, многообразную картину, отражающую современное общество). 5) Принцип двойничества (Двойники в романе - одновременно противники : Двойником Раскольникова является Разумихин: оба бедные студенты, борются за жизнь. Но средства борьбы разные. Разумихин занимается репетиторством. помогает Раскольникову (предлагает работу), сидит у постели больного Раскольникова, принимает на себя заботы о семье Родиона. но он резко противопоставлен Родиону, так как не приемлет идею «крови по совести». Своеобразным двойником Раскольникова является Свидригайлов. который, как это свойственно цинику, доводит идеи Раскольникова до логического конца, советуя ему бросить думать о благе человечества. Еще один персонаж, оттеняющий образ главного героя, Лужин Петр Петрович. Герой берет практическую часть теории Раскольникова о праве на преступление, но полностью выхолащивает из нее весь возвышенный смысл. Лужин отражает философию Раскольникова в кривом зеркале цинизма, и сам Раскольников с отвращением смотрит на Лужина и его теорию. Лужин олицетворяет: «возлюби самого себя». Свидригайлов – другая сторона теории Раскольникова, кот. символизирует безбожие. Лужина, Свидригайлова и Раскольникова сближает то. что они берут на себя право распоряжаться чужими жизнями для достижения своих целей. Но их главное отличие в том, что у Раскольникова - это заблуждение, вызванное социальными обстоятельствами. У Лужина и Свидригайлова - это свойство их натуры. Дублируют идею, выраженную в образе Сони, образы Лизаветы и Дуни. Лизавета воплощают кротость и любовь к Богу, жервенность. Соня и Лизавета крестные сестры и невинные жертвы. Соня и Дуня - обе добровольные жертвы. Сила характера в Дуне проявляется ярче, но через призму образа Дуни, эта сила высвечивается и в Соне.) 6) Соединение философской основы с детективом (убийство старухи-процентщицы и расследование. правовое начало представлено Порфирием Петровичем, следователем. Это антипод Раскольникова. но и в нем есть что-то раскольниковское. потому-то он быстрее и лучше всех понимает главного героя. Следователь Порфирий не чужд «идее» Раскольникова. Это человек, переживший в молодости свою полосу гордых порывов и мечтаний. Порфирий Петрович чувствует «привязанность» к убийце, ибо ему самому «эти ощущения знакомы». Как и Свидригайлов, Порфирий в Раскольникове узнает в какой-то мере свою собственную молодость. Отсюда его тайное сочувствие герою, вступающее в противоречие с его ролью блюстителя официального правосудия. Осуждая убийцу, Порфирий, как и сам автор романа, не может отделаться от восхищения смелостью бунтаря против человеческих страданий и несправедливости общества. Оттого считает его «страшным бойцом», если тот сумеет найти подлинную «веру иль бога». Он убеждает Раскольникова явиться с повинной, чтобы вновь обрести способность к жизни).7) Реалистический р-н. (Достоевский определял свой метод как «реализм в высшей степени» – т.е. чтобы показать истинную природу человека, надо изобразить его в пограничных ситуациях, на краю бездны, представляя пошатнувшееся создание, заблудшие души).

Весь роман – путь Раскольникова к самому себе. Роман посвящен преображению Раскольникова. ГГ волновали неразрешимые вопросы: почему умные, благородные люди должны влачить жалкое сущ-е, а в то время как другие – ничтожные и подлые – живут в роскоши и довольстве? Почему страдают невинные дети? Как изменить такой порядок? Кто такой человек – «тварь дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» преступить нравственный закон? Внешние причины преступления – это причины, которые вызваны соц. положением героя. А то, что происходит в его душе, все его болезненные переживания автор раскрывает п/д читателем, описывая сны Р. Сон п/д убийством сгущает краски, появляются мрачные детали – Р. Видит себя ребенком и видит избиение загнанной лошади, которую в тупой злобе хозяин забивает насмерть. Сон героя многозначен: в нем выражен протест против убийства, бессмысленной жестокости, сочувствие чужой боли; сон – символ сущ-х порядков – жизнь несправедлива, груба и жестока; самое главное значение сна – внутреннее отношение Р. к преступлению. Ужасная сцена, пролитая кровь связаны в сознании Р. с задуманным убийством. Р. чувствует страх и сомнение – пока теория осваивалась логически, страха не было, но вот вступили в свои права чувства героя. Еще никого не убив, Р. осознает обреченность своей кровавой идеи. Р. слышит в трактире разговор студентов об убийстве старухи-процентщицы ради денег, на которые можно сделать «1000 добрых дел», 1 жизнь и сотни жизней взамен. Очень важной оказалась для Р. фраза о множестве страдающих. С этого момента смутные представления формируются в идею о делении людей на избранных и рядовых. Поэтому Р. близок Наполеон. Д. доказывает, сколь чудовищно это мировоззрение, ибо оно ведет к разобщенности м/у людьми, превращает чел-а в раба собственных страстей и тем самым разрушает его. Мир – построенный на этих принципах – мир произвола, где рушатся общечеловеческие ценности. Это путь гибели рода чел-го. После убийства произошел перелом в душе Р. Будто пропасть разверзлась м/у ним и людьми – одиночество, отчуждение, безысходная тоска. Содеянное стало непреодолимой преградой. И в этом горестном одиночестве начинается мучительное осмысление содеянного.

Жанрово-композиционная структура ро-мана сложна. Сюжетно он близок к детективно-авантюрному жан-ру, но подробно и обстоятельно изображенный фон, на котором раз-ворачиваются события, действенность самого образа Петербурга позволяют говорить и о жанре социально-бытового романа. Есть в нем и любовная линия (Дуня — Свидригайлов, Лужин, Разумихин; Раскольников — Соня). Углубленное изучение внутреннего мира героев, столь характерное для Достоевского, делает этот роман и психологическим. Но все эти жанровые особенности, сплетаясь в едином художественном целом произведения, создают совершенно новый тип романа.

«Преступление и наказание» — первый из «великих» романов Дос-тоевского, в которых воплотилась его художественно-философская система. В центре этого романа находится идея индивидуализма, ко-торой противопоставлена идея христианского смирения и искупи-тельного страдания. Это определяет высокую идеологичность текста произведения, насыщенного глубокой и сложной философской про-блематикой. Поэтому роман Достоевского по праву относят к жанру идеологического и философского романа. Действительно, внимание автора, несмотря на авантюрно-детективный сюжет, сосредоточено не на событиях, стремительно разворачивающихся перед глазами чита-теля, а на мыслях, философских рассуждениях, идейных спорах ге-роев. По сути, писатель показывает судьбу идеи, которая подтолкну-ла героя к совершению преступления, что позволяет органично включить в произведение сложнейшие философские проблемы. Ро-ман при этом не становится философским трактатом, поскольку речь идет не об отвлеченной идее, а о герое, целиком охваченном ею.

Так возникает особый тип героя, которого стали называть герой- идея (или герой-идеолог). Это особый тип литературного героя, впервые появившийся в романе Достоевского «Преступление и наказание», особенностью которого является то, что это не просто со-циальный или психологический тип, определенный характер или темперамент, а прежде всего человек, охваченный идеей (возвы-шенной или разрушительной), которая «переходя в натуру», требу-ет «немедленного приложения к делу» (Ф.М. Достоевский). Такими героями — носителями идей — в романе прежде всего являются Раскольников (идея индивидуализма) и Соня Мармеладова (хри-стианская идея). Но по-своему каждый из персонажей этого романа тоже представляет «свою» идею: Мармеладов воплощает идею жиз-ненного тупика, им же самим обоснованную, следователь Порфи-рий Петрович высказывает целую систему аргументов в защиту идеи христианского смирения и искупительного страдания, кото-рую он, как и Соня, предлагает воспринять Раскольникову. Даже почти бессловесная Лизавета, убитая Раскольниковым, участвует в поединке идей, которые ведут основные герои.

Так возникает особая художественная структура, в которой идеи через своих носителей вступают в свободный диалог. Он ведется не только на уровне разнообразных дискуссий, споров, различных вы-сказываний героев (вслух или про себя), но, что самое главное, во-площается в судьбах этих героев. Авторская позиция при этом пря-мо не высказывается, действие движется как бы само собой в результате развития главной идеи (идеи индивидуализма), которая проявляет себя в постоянном столкновении и пересечении с кон-трастирующей ей христианской идеей. И только конечный резуль-тат сложного движения и развития идей позволяет говорить о по-зиции автора в этом своеобразном идейно-философском споре.

Таким образом формируется совершенно новый тип романа, став-ший художественным открытием Достоевского. Теоретическое обосно-вание этого нового типа, названного полифонический роман, было сделано только в XX веке М.М. Бахтиным. Он же предложил назва-ние «полифонический» (от полифония — многоголосие). Роль «голо-сов» в нем исполняют герои-идеи. Особенность такого романа состоит в том, что философские взгляды писателя, находящиеся в центре про-изведения, не выражаются в прямых высказываниях автора или геро-ев (принцип объективности), а выявляются через столкновение и борьбу различных точек зрения, воплощенных в героях-идеях (диало-гическая структура). При этом сама идея реализуется через судьбу та-кого героя — отсюда углубленный психологический анализ, пронизы-вающий все уровни художественной структуры произведения.

Психологический анализ состояния преступника до и после совер-шения убийства в романе слит воедино с анализом «идеи» Раскольникова. Роман строится так, что читатель постоянно находится в сфере сознания героя — Раскольникова, хотя повествование ведется от 3 ли-ца. Вот почему так странно звучат его непонятные для читателя слова о «пробе», когда он отправляется к старухе. Ведь читатель не посвя-щен в замысел Раскольникова и может только догадываться, о каком «деле» он рассуждает сам с собой. Конкретный замысел героя раскры-вается только через 50 страниц от начала романа, непосредственно перед самым злодеянием. О существовании же у Раскольникова за-конченной теории и даже статьи с ее изложением нам становится известно лишь на двухсотой странице романа — из разговора с Пор-фирием Петровичем. Такой прием умолчания используется писате-лем и в отношении других героев. Так лишь в самом конце романа мы узнаем историю отношений Дуни со Свидригайловым — непо-средственно перед развязкой этих отношений. Безусловно, это, по-мимо всего прочего, способствует усилению занимательности сюжета.

Все это очень непохоже на традиционный для русской литерату-ры психологизм. «Я не психолог, говорил о себе Достоевский, — я только реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Великий писатель недоверчиво относился к са-мому слову «психология», называя стоящее за ним понятие «палкой о двух концах». В романе мы видим не просто изучение, но испытание души и мысли героя — вот то смысловое и эмоциональное ядро, к ко-торому стягиваются все сюжетные ходы, все события произведения, все чувства и ощущения как ведущих, так и эпизодических персона-жей. Метод Достоевского-психолога состоит в проникновении писа-теля в сознание и душу героя с целью выявить носимую им идею, а вместе с ней и его истинную натуру, которая проступает наружу в неожиданных, экстремальных, провоцирующих ситуациях. Недаром в «Преступлении и наказании» слово «вдруг» употребляется 560 раз!

Своеобразием психологизма Достоевского определяется и спе-цифика его сюжетных построений. Полагая, что истинная сущность человека проявляется только в моменты наивысших потрясений, писатель стремится выбить своих героев из привычной жизненной колеи, привести в кризисное состояние. Динамика сюжета ведет их от катастрофы к катастрофе, лишая твердой почвы под ногами, вы-нуждая вновь и вновь отчаянно «штурмовать» неразрешимые «про-клятые» вопросы.

Композиционное построение «Преступления и наказания» мож-но описать как цепь катастроф: преступление Раскольникова, при-ведшее его на порог жизни и смерти, затем смерть Мармеладова, последовавшие вскоре за ней безумие и смерть Катерины Иванов-ны и, наконец, самоубийство Свидригайлова. В предыстории к ро-манному действию рассказывается также о катастрофе Сони, а в эпилоге — матери Раскольникова. Из всех этих героев лишь Соне и Раскольникову удается выжить и спастись. Промежутки между ка-тастрофами заняты напряженными диалогами Раскольникова с прочими персонажами, из которых особо выделяются два разговора с Порфирием Петровичем. Вторая, самая страшная для Раскольни-кова «беседа» со следователем, когда тот доводит Раскольникова чуть ли не до помешательства, рассчитывая, что тот выдаст себя, является композиционным центром романа, а разговоры с Соней располагаются до и после, обрамляя его. Материал с сайта

Достоевский считал, что только в подобных экстремальных си-туациях: перед лицом смерти или в минуты окончательного опре-деления для себя цели и смысла своего существования — человек способен отрешится от суетности жизни и обратиться к извечным вопросам бытия. Подвергая своих героев беспощадному психологи-ческому анализу именно в эти мгновения, писатель приходит к вы-воду, что в таких обстоятельствах принципиальное различие в ха-рактере исчезает, становится не важным. Ведь при всей неповторимости индивидуальных чувств «вечные вопросы» стоят перед каждым одни и те же. Вот почему возникает еще один фено-мен полифонического романа Достоевского — двойничество. Речь идет не только о специфике героев и особенностях психологическо-го анализа, но и об одном из важнейших принципов построения полифонического романа Достоевского — системе двойников.

Действие полифонического романа Достоевского основано на столкновении контрастных идеологических полюсов при полном равноправии идей, которые дополнительно раскрываются с помо-щью системы двойников. В «Преступлении и наказании» идея инди-видуализма, основной носитель которой Раскольников, уточняется в образах Лужина и Свидригайлова, становящихся его двойниками, вернее — двойниками идеи, заложенной в нем. Носителем христи-анской идеи является Сонечка Мармеладова, а ее двойники (двой-ники идеи) — Лизавета, Миколка, Дуня. Внутреннюю суть Сонечки Мармеладовой, как героя-идеи, составляют основы христианской идеи: творение добра и принятие на себя страданий мира. Именно это наполняет жизнь Сонечки глубоким смыслом и светом, несмотря на окружающую грязь и мрак. С образом Сонечки связана вера Дос-тоевского в то, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в общест-ве «сильных мира сего», а в глубинах народной России. Выразить ее писателю помогает особая форма романа — полифоническая, а так-же вся присущая ей система художественных средств, в первую оче-редь, система образов романа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • композиция и проблема романа преступление и наказание
  • сочинение на тему двойничества в романе достоевского преступление и наказание
  • основным композиционным принципом романа преступление и наказание
  • носителями каких идей является мармеладов
  • жанр роману злочин і кара

«Преступление и наказание», история создания которого длилась почти 7 лет, является одним из самых известных романов Федора Достоевского как в России, так и за рубежом. В этом творении классика русской литературы как никогда раскрылся его талант психолога и знатока человеческих душ. Что же натолкнуло Достоевского на мысль написать произведение об убийце и ведь эта тема не свойственна литературе того времени?

Федор Достоевский - мастер психологического романа

Писатель появился на свет 11 ноября 1821 г. в городе Москва. Его отец - Михаил Андреевич - был дворянин, надворный советник, а мать - Мария Федоровна - происходила из купеческого рода.

В жизни Федора Михайловича Достоевского было всё: громкая слава и бедность, темные дни в Петропавловской крепости и многолетняя каторга, пристрастие к азартным играм и обращение к христианской вере. Еще при жизни писателя к его творчеству применялся такой эпитет, как «гениальное».

Достоевский скончался в возрасте 59 лет от эмфиземы легких. Он оставил после себя огромное наследие - романы, стихотворения, дневники, письма и т.д. В русской литературе Федору Михайловичу отводится место главного психолога и знатока человеческих душ. Некоторые литературные критики (например, Максим Горький), особенно советского периода, называли Достоевского «злым гением», поскольку считали, что писатель в своих произведениях отстаивал «неверные» политические взгляды - консервативные и в какой-то период жизни даже монархические. Однако с этим можно поспорить: романы Достоевского - не политичны, зато всегда глубоко психологичны, их цель - показать человеческую душу и саму жизнь такой, какая она есть. И произведение «Преступление и наказание» - самое яркое тому подтверждение.

История создания романа «Преступление и наказание»

Федор Достоевский в 1850-м году был отправлен на каторгу в Омск. «Преступление и наказание», история создания которого началась именно там, было впервые опубликовано в 1866 г., а до этого писателю пришлось пережить не самые лучшие дни в своей жизни.

В 1854 г. писатель получил свободу. Достоевский в 1859 г. в письме к брату писал, что замысел некого романа-исповеди пришел к нему, когда он еще в 50-х лежал на грязных нарах и переживал самые тяжелые минуты в своей судьбе. Но начинать это произведение он не торопился, поскольку даже не был уверен в том, что выживет.

И вот, в 1865 г. Достоевский Федор Михайлович, остро нуждающийся в деньгах, подписывает договор с одним издателем, по которому обязуется предоставить к ноябрю 1866 г. новый роман. Получив гонорар, писатель поправил свои дела, но пагубное пристрастие в рулетке сыграло с ним злую шутку: он проиграл все оставшиеся деньги в Висбадене, хозяева отеля не выселили его, однако перестали кормить и даже отключили свет в номере. Именно в таких условиях Достоевский начал «Преступление и наказание».

История создания романа близилась к завершению: сроки поджимали - автор работал в гостинице, на пароходе, по дороге домой в Петербург. Он практически окончил роман, а потом… взял и сжег рукопись.

Достоевский начал работу заново, и пока первые две части произведения выходили в печать и ими зачитывался весь Петербург, он в ускоренных темпах создавал оставшиеся три, включая эпилог.

«Преступление и наказание» - тема романа отчетливо просматривается уже в самом названии произведения.

Главный герой - Родион Раскольников - решается на убийство и ограбление старухи-ростовщицы. С одной стороны, молодой человек оправдывает свой поступок тем, что он сам и его родные пребывают в нужде. Родион чувствует свою ответственность за судьбы близких людей, но чтобы помочь хоть чем-нибудь сестре и матери, ему нужна большая сумма денег. С другой стороны, убийство остается безнравственным и греховным поступком.

Родион удачно совершает задуманное преступление. Но во второй части романа он сталкивается с проблемой серьезнее, чем нищета - его начинает мучить совесть. Он становится нервным, ему кажется, что все вокруг знают о его поступке. В результате Родион начинает тяжело болеть. После выздоровления молодой человек всерьез задумывается о том, чтобы сдаться властям. Но знакомство с Соней Мармеладовой, а также приезд в город матери и сестры на время заставляют его отказаться от этой затеи.

На руку сестры Родиона - Дуни - претендуют сразу 3 жениха: надворный советник Петр Лужин, помещик Свидригайлов и друг Родиона - Разумихин. Родиону и Разумихину удается расстроить запланированную свадьбу Дуни и Лужина, но последний уходит обозленным и думает о том,

Родион Раскольников всё больше привязывается к Соне Мармеладовой - дочери его покойного друга. Они беседуют с девушкой о жизни, проводят вместе время.

Но над Родионом нависает черная туча - нашлись свидетели, который подтвердили в полицейском участке, что в последнее время Раскольников часто заходил к убитой ростовщице. Молодого человека пока что отпускают из полицейского участка, но он остается главным подозреваемым.

Самые важные события романа «Преступление и наказание» по главам приходятся на 5-ю часть произведения и эпилог.

Обиженный Лужин пытается подставить Соню Мармеладову, выдав её за воровку и тем самым рассорив с Раскольниковым. Однако его план не удаётся, зато Родион не выдерживает и признается Соне в совершенном убийстве.

Вину за преступление Раскольникова берет на себя посторонний человек, однако следователь уверен в том, что именно Родион совершил преступление, поэтому навещает молодого человека и пытается еще раз убедить его явиться с повинной.

В это время Свидригайлов пытается добиться расположения Дуни силой, испуганная девушка стреляет в него из револьвера. Когда оружие дает осечку, а Дуня убеждает помещика, что не любит его, Свидригайлов отпускает девушку. Пожертвовав 15 тысяч Соне Мармеладовой и 3 тысячи семье Раскольникова, помещик кончает жизнь самоубийством.

Родион признается в убийстве ростовщицы и получает 8 лет каторги в Сибири. Соня отправляется за ним в ссылку. Прежняя жизнь для бывшего студента окончена, но благодаря любви девушки, он чувствует, как начинается новый этап в его судьбе.

Образ Родиона Раскольникова

В романе «Преступление и наказание» характеристика Родиона Раскольникова и оценка его поступков самим автором даётся неоднозначная.

Молодой человек хорош собой, достаточно умен, можно сказать, честолюбив. Но жизненная ситуация, в которой он оказался, а точнее социальная ситуация, не позволяет ему не то что реализовать свои таланты, но и даже доучиться в университете, найти достойную работу. Его сестра вот-вот должна «продаться» нелюбимому человеку (выйти замуж за Лужина ради его состояния). Мать Раскольникова бедствует, а любимая девушка вынуждена заниматься проституцией. И Родион не видит ни одного способа помочь им и себе, кроме как добыть большую сумму денег. Но реализовать идею мгновенного обогащения можно только с помощью ограбления (в данном случае оно повлекло за собой и убийство).

Согласно морали, Раскольников не имел права лишать жизни другого человека, а рассуждения о том, что старухе и так осталось недолго жить, или что она не имеет права «жидовать» на горе других людей - это не оправдание и не повод для убийства. Но Раскольников, хоть и мучается из-за своего поступка, до последнего считает себя невиновным: он объясняет свои действия тем, что думал в тот момент только о том, как помочь близким.

Соня Мармеладова

В романе «Преступление и наказание» описание образа Сони так же противоречиво, как и Раскольникова: читатель сразу узнает в них

Соня - добра и в каком-то смысле самоотверженна, это видно из её поступков по отношению к другим людям. Девушка зачитывается «Евангелием», но в то же время является проституткой. Набожная проститутка - что может быть парадоксальней?

Однако Соня занимается этим промыслом не потому что имеет тягу к разврату - это единственный способ необразованной привлекательной девушке заработать на жизнь, причем не только себе, но и своей большой семье: мачехе Катерине Ивановне и троим сводным братьям и сестрам. В итоге Соня - единственная, кто отправилась в Сибирь вслед за Родионом, чтобы поддержать его в трудную минуту.

Такие парадоксальные образы - основа реализма Достоевского, ведь в реальном мире вещи не могут быть только черными или только белыми, как и люди. Поэтому чистая душой девушка в определенных жизненных обстоятельствах может заниматься таким грязным ремеслом, а благородный по духу юноша - решиться на убийство.

Аркадий Свидригайлов

Аркадий Свидригайлов - еще один персонаж романа (50-летний помещик), который во многих аспектах буквально дублирует Раскольникова. Это не случайность, а прием, избранный автором. В чем же его суть?

«Преступление и наказание» наполнено двойственными образами, возможно для того, чтобы показать: многие люди обладают в равной степени положительными и отрицательными чертами, могут ходить по одним и тем же жизненным дорожкам, но исход своей жизни всегда выбирают сами.

Аркадий Свидригайлов - вдовец. Еще при живой жене он домогался сестры Раскольникова, находившийся у них в услужении. Когда супруга его - Марфа Петровна - померла, помещик приехал просить руки Авдотьи Раскольниковой.

Свидригайлов имеет за своими плечами много грехов: его подозревают в убийствах, насилии и разврате. Но это не мешает мужчине стать тем единственным человеком, который позаботился о семье покойного Мармеладова не только в финансовом смысле, но и даже пристроил детей в сиротский дом после смерти их матери. Свидригайлов варварским способом пытается расположить к себе Дуню, но вместе с тем его глубоко ранит нелюбовь девушки и он кончает жизнь самоубийством, оставив сестре Раскольникова внушительную сумму в наследство. Благородство и жестокость в этом человеке сочетаются в своих причудливых узорах, как и в Раскольникове.

П.П. Лужин в системе образов романа

Петр Петрович Лужин («Преступление и наказание») - еще один «двойник» Раскольникова. Раскольников до совершения преступления сравнивает себя с Наполеоном, так вот Лужин - это Наполеон своего времени в чистом виде: беспринципный, заботящийся только о себе, стремящийся сколотить капитал любой ценой. Может быть, поэтому Раскольников ненавидит удачливого молодца: ведь и сам Родион считал, что ради собственного процветания он вправе убить человека, судьба которого казалось ему менее важной.

Лужин («Преступление и наказание») - очень прямолинеен, как персонаж, карикатурен и лишен противоречивости, присущей героям Достоевского. Можно предположить, что писатель намеренно сделал Петра именно таким, дабы он стал явным олицетворением той буржуазной вседозволенности, которая сыграла такую злую шутку с самим Раскольниковым.

Публикации романа за рубежом

«Преступление и наказание», история создания которого заняла более 6 лет, был высоко оценен и заграничными изданиями. В 1866 г. несколько глав из романа были переведены на французский и опубликованы в «Courrier russe».

В Германии произведение вышло под названием «Raskolnikov» и к 1895 г. издаваемый тираж его был в 2 раза больше, чем какого-либо другого произведения Достоевского.

В начале XX в. роман «Преступление и наказание» был переведен на польский, чешский, итальянский, сербский, каталанский, литовский языки и т.д.

Экранизации романа

Герои романа «Преступление и наказание» настолько колоритны и интересны, что за экранизацию романа не раз брались как в России, так и за рубежом. Первый фильм - «Преступление и наказание» - появился в России еще в 1909 г. (реж. Василий Гончаров). Затем последовали экранизации в 1911 г., 1913 г., 1915 г.

В 1917 г. мир увидела картина американского режиссера Лоуренса МакГилла, в 1923 г. фильм «Раскольников» выпустил немецкий режиссер Роберт Вине.

После этого было снято еще около 14 экранизаций в разных странах. Из российских работ самой последней стал многосерийный фильм «Преступление и наказание» 2007 г. (реж. Дмитрий Светозаров).

Роман в массовой культуре

В кинофильмах роман Достоевского часто мелькает в руках у отбывающих заключение героев: в м/ф «Невероятные приключения Уоллеса и Громита: Стрижка «под ноль»», т/c «Волчица», «Отчаянные домохозяйки» и т.д.

В компьютерной игре «Sherlock Holmes: Crimes & Punishments» в одном из эпизодов книга с названием романа Достоевского отчетливо видна у Шерлока Холмса в руках, а в игре GTA IV «Преступление и наказание» - это название одной из миссий.

Дом Раскольникова в Петербурге

Существует предположение, что Достоевский Федор Михайлович поселил своего героя в дом, который реально существует в Петербурге. Исследователи сделали такие выводы, поскольку Достоевский в романе упоминает: находится в «С-м» переулке, рядом с «К-м» мостом. По адресу Столярный переулок-5 действительно стоит дом, который вполне мог бы послужить прототипом для романа. На сегодняшний день это здание является одной из самых посещаемых туристических точек в Петербурге.

“Преступление и наказание” один из самых известных и читаемых романов Ф.М. Достоевского. Роман принес ему известность. Здесь он затрагивает все ту же тему, что и в романах “Идиот” и “Братья Карамазовы “, тема греха и искупления. В большинстве своих произведений Достоевский повествует о деградации российского общества и семьи. Этот роман не стал исключением, поскольку речь идет о бедном студенте Раскольникове, который убивает старуху процентщицу Алену Ивановну и ее сестру Лизавету Ивановну, убивает ради наивысшей цели, освободить людей от ее гнета.

Поскольку в романе присутствует планирование убийства, расследование и решение судьи, можно назвать его криминальным. Но роман также содержит в себе элементы и других жанров. Он считается психологическим, поскольку внутренний мир Раскольникова до и после преступления, путь в Сибирь, где он отбывает наказание, полностью раскрыт.

Также через жизнь Раскольникова мы можем проследить за жизнью алкоголика Мармеладова и его семьи: больной жены Катерины Ивановны и дочери Сони, которая пожертвует своей жизнью ради семьи.

Кроме того, есть семья Марфы Петровны, которая вместе с другими персонажами символизирует нищету, открывая через них царство бедных. Роман можно назвать социальным, поскольку четко присутствует разделение общества на богатых и бедных. Кроме того, роман имеет философские тенденции, поскольку повествует об убийстве, совершенном из этических соображений, в которые страстно верит Раскольников.

Он сформировал представление о необыкновенных людях, которые имеют большее право нарушать законы, для достижения наивысшей цели, которая поможет человечеству. Роман состоит из 6 частей и эпилога. Убийство и убийца представлены в первой части, следствие и внутренние сражения Раскольникова в последующих частях.

Жанр: роман

Тема: Раскольников мучается идеей справедливости, и это он поймет, как только убьет Алену Ивановну старуху процентщицу, сделав бедных счастливее с их деньгами. После убийства, его совесть не позволяет ему жить в мире.

Место: Россия

Время: 19 ый век

Преступление и наказание пересказ

Промежуток времени сюжета составляет всего 9 с половиной дней, действие разворачивается в Санкт-Петербурге, России. Все происходит в 19 ом веке. История разворачивается вокруг молодого, бедного студента юридического факультета Родиона Раскольникова. Он пропускает все больше и больше лекций, и впитывает в себя все больше и больше идей Западной Европы.

Раскольников считает, что человечество делится на две части. Обычные смертные, которые должны жить в ладу с законами и исключения, такие как Наполеон, которые могут совершить любое преступление, если взамен они смогут предложить что-то более ценное для человечества.

Раскольников решает реализовать свои идеи в жизни, убивая Алену Ивановну. Она была старая, жадная процентщица, убив ее, по крайней мере более тысячи людей спасутся. С ее исчезновением, многие были бы просто счастливы, например, ее сестра Лизавета Ивановна, которая страдает от домогательств старшей сестры. Сначала, Раскольников отталкивает от себя эти мысли, хотя уже и решил для себя разработать план убийства, но не был до конца уверен что сможет провернуть этот план.

Он зависит от многих мелких деталей, которые подстрекают его на совершение преступлений, например письма его матери. Беседы с Мармеладовым, встреча с Соней. Его мать написала, что единственный способ спасти сестру от Свидригайлова, отдать ее замуж за Лужина. Деньги и положение, которые она сможет получить поможет Раскольникову окончить юридическую школу. Он не был способен принять такую жертву сестры, и печальная Соня также ввергает его в еще большую депрессию. В конце концов, он узнает что старуха процентщица остается одна примерно в 7 часов.

После внутренней борьбы он приходит на квартиру Алены. Убивает старую, жадную женщину. Но все усложняется, поскольку неожиданно появляется Лизавета. Раскольникову пришлось убить еще и ее.

У него начинается паника, поскольку он не знает, что взять с собой в этот момент. Он хватает несколько вещей и убегает. После убийства он заболевает, и проводит несколько дней в полусознательном состоянии. Разумихин его друг заботится о нем. Пока Раскольников болен, и лежит в постели, Лужин, богатый жених сестры навещает его.

На самом деле, Лужин ищет бедную и полезную женщину, которая будет благодарна ему всю оставшуюся жизнь. Он хочет найти такую, которая будет прислуживать ему и останется верной всегда. Раскольников просит его уйти, поскольку он против превосходства, которое тот демонстрирует по отношению к сестре.

Когда Раскольникову становится лучше, он встает с кровати, и решает выйти почитать газеты. Он хочет узнать описание преступления из газет. Он близок к тому, чтобы рассказать все полицейскому, и сам же делает из себя подозреваемого номер один, поскольку возвращается на место преступления.

Раскольникова окружают ужасные вещи. Он стал свидетелем смерти Мармеладова. Его сбивает повозка, когда тот пытается пересечь дорогу пьяным. Раскольников хочет помочь, дав деньги вдове.

Он находит Дуню сестру и мать в своей комнате. Они готовятся к свадьбе, но Раскольников против этого брака. Он не хочет, чтобы его сестра выходила замуж за такого жалкого и ужасного человека. Также Свидригайлов, экс-работодатель Дуни, чья жена умерла подозрительной смертью, приезжает в город.

Дуня нанялась на работу к нему в качестве няни, и Свидригайлов хотел соблазнить ее. Он просит Раскольникова устроить ему встречу с Дуней, и даже предлагает много денег, но Дуня и Раскольников приходят к выводу, что связь с таким подозрительным человеком, был бы из ряда вон выходящий.

В то время как, сюжет поворачивается в сторону влюбленных Разумихина и Дуни, Раскольников просит полицию прийти и забрать часы, которые он закладывал Алене. Его ставят в неловкое положение, поскольку Порфирий Петрович задает каверзный вопрос. Сюжет внезапно принимает неожиданный поворот, когда художник Никой сознается в преступлении.

Теперь он может быть счастливым и свободным от обвинений, но совесть Раскольникова не дает ему покоя. Он хочет признаться в убийстве.

Он приходит к дочери Мармеладова Сони. Так как ее семья теперь еще в большем бедственном положении, у нее нет другого выбора, как заняться проституцией, чтобы прокормить семью.

Несмотря на ее работу, она женщина с высокой нравственностью, и очень религиозна. Она посоветовала Раскольникову признаться, и покаяться за свои преступления. Вскоре он узнает, что Николай признался только потому, что был религиозным фанатиком, полагающим, что он мог бы загладить свои грехи, взяв на себя чужие.

История закручивается, когда Свидригайлов слышит разговор между Раскольниковым и Соней, в котором он признается в убийстве Алены. Поскольку он получает ценную информацию, решает использовать ее, для шантажа Дуни. Дуня отвергает, и стреляет в него. Пуля только царапает его, но затем он берет пистолет, и убивает себя.

Все деньги Свидригайлов оставляет Дуне, Соне и детям Мармеладова. Таким образом, он решил сделать одну хорошую вещь, перечеркнув свою плохую жизнь.

В конце концов, Раскольников признается в содеянном. Его приговаривают к восьми годам в Сибири. Соня решает присоединится к нему и рядом с ней он проходит через духовное обновление.

Персонажи: Родион Раскольников, Мармеладов, Катерина Ивановна, Алена Ивановна, Лизавета, Соня, Дуня, Порфирий, Свидригайлов, Пульхерия Александровна Раскольникова, Разумихин, Лужин…

Анализ персонажей

Родион Раскольников – главный герой романа. Он высокий, имеет темные глаза. Вынужден жить в маленькой комнате, в Петербурге, что напоминает ему гроб, где улицы грязные от отходов. Он описан как студент юридического факультета с чувствительным характером, представляющий собой и преступника и праведника.

Одна из отправных точек криминального романа мотив преступления

(месть, страсть, психическая неуравновешенность…) Герой наслаждается моментами, когда чувствует контроль над ситуацией. Раскольников является более сложным персонажем, чем обычный преступник. Он хочет доказать свою точку зрения, совершив убийство, и для него преступление ничто иное, как моральное решение, поскольку убивает он страху процентщицу, которая изматывает других людей. Таким образом, он испытал свою моральную и психическую силу.

Главный герой думает, что если он в состоянии убить гадину, которая была причиной боли в обществе, то он явно принадлежит к избранным, движущей силе, которая будет восприниматься как творение истории.

Человек может взять чью-то жизнь только для высшей цели. Главный герой хочет помочь семье Мармеладова. Он не думает о прибыли от убийства.
Он заболел в Сибири, и эго его было также больно. Он не мучился, принимая жизнь широко, но не будучи в состоянии достичь высшей цели. И только любовь смогла вылечить его, Соня заставляет его читать Евангелие. Христианский образ мышления побеждает его ум, и он становится другим человеком

Алена Ивановна – старая, жадная процентщица, которую убивает Раскольников. Он хотел ее убить в благих намереньях для человечества.

Мармеладов – алкоголик, чья семья живет в нищете. Он является истинным примером жизни, становится несчастным из-за печальных событий, и становится жертвой своего порока

Соня – дочь Мармеладова становится проституткой, чтобы прокормить семью. Она помогает Раскольникову измениться.

Дуня – сестра Раскольникова, описывается как человек, способный сделать что-то для своей семьи. Она была даже готова выйти замуж из-за денег.

Федор Достоевский биография

Федор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) русский романист, бок о бок с Толстым, один из лучших писателей русского реализма. Он прожил трудную жизнь в нищете, был болен эпилепсией. Его постиг смертный приговор, сибирская тюрьма и смерть близких людей.

Чтобы угодить отцу поступил в военную академию в январе 1838 года, когда ему было 16 лет. Ему никогда не нравилось там учиться. Начал писать в 20 лет, в мае 1845 года написал свой первый роман Бедные Люди.

Большой поворот в жизни участие – в утопической идеи социалистического общества, из-за чего был приговорен к смерти в 1849 году. Но был спасен каторгой в Сибири, где провел 10 лет.

В начале своей карьеры он следовал по стопам Гоголя, и представлял некоторые идеи социальной политики. После отбывания наказания, описанное в работе “Записки из подполья” в 1861 год, он не только оставил путь революции, но и осудил эту идею (роман “Бесы” от 1871 – 1872) и глубоко погрузился в мир мистики и православной церкви.

Достоевский работал журналистом. Начал путешествовать по Западной Европе, где стал азартным игроком, что привело к финансовым трудностям. Какое-то время занимал деньги, но в конце концов, стал одним из самых читаемых российских писателей.

Его книги были переведены на более чем 170 языков. Его основные романы: “Преступление и наказание”, “Бедные люди”, “Записки из подполья”, “Идиот” и “Братья Карамазовы”.

Умер в январе 1881 года от легочного кровотечения.

© 2024 skudelnica.ru -- Любовь, измена, психология, развод, чувства, ссоры